Научная статья на тему 'МОНИТОРИНГ МНЕНИЙ: МАЙ - ИЮНЬ 2022'

МОНИТОРИНГ МНЕНИЙ: МАЙ - ИЮНЬ 2022 Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
69
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «МОНИТОРИНГ МНЕНИЙ: МАЙ - ИЮНЬ 2022»

МОНИТОРИНГ МНЕНИЙ

Правильная ссылка на статью:

Мониторинг мнений (ВЦИОМ): май — июнь 2022 // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2022. № 3. С. 175—188. For citation:

Public Opinion Poll (VCIOM): May—June 2022. (2022) Monitoring of Public Opinion: Economic and Social Changes. No. 3. P. 175-188.

МОНИТОРИНГ МНЕНИЙ: МАЙ — ИЮНЬ 2022

Результаты ежедневных опросов «ВЦИОМ-Спутник». Метод опроса—телефонное интервью по стратифицированной двухосновной случайной выборке стационарных и мобильных номеров объемом 1600 респондентов в возрасте от 18 лет. Выборка построена на основе полного списка телефонных номеров, задействованных на территории РФ. Данные взвешены на вероятность отбора и по социально-демографическим параметрам. Максимальный размер ошибки с вероятностью 95 % не превышает 2,5 %. Помимо ошибки выборки, смещение в данные опросов могут вносить формулировки вопросов и различные обстоятельства, возникающие в ходе полевых работ.

СОДЕРЖАНИЕ ДАЙДЖЕСТА

ПОЛИТИКА

СПЕЦИАЛЬНАЯ ВОЕННАЯ ОПЕРАЦИЯ: МОНИТОРИНГ..........................................176

СОЦИАЛЬНЫЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ

КОПИТЬ ИЛИ ТРАТИТЬ?.....................................................................................................178

ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ: СТРАХИ И НАДЕЖДЫ...............................................................180

ОТ ЧЕГО НУЖНО ЗАЩИЩАТЬ СОВРЕМЕННЫХ ДЕТЕЙ?........................................182

ОБРАЗ ЖИЗНИ

«ОТМЕНА» РОССИИ И КАК С НЕЙ БОРОТЬСЯ.............................................................184

КНИЖНАЯ КУЛЬТУРА—2022......................................................................................186

ДЕТИ ЛЕТОМ: ДОМА ИЛИ В ЛАГЕРЕ?.........................................................................188

ПОЛИТИКА

СПЕЦИАЛЬНАЯ ВОЕННАЯ ОПЕРАЦИЯ: МОНИТОРИНГ..........................................176

СПЕЦИАЛЬНАЯ ВОЕННАЯ ОПЕРАЦИЯ: МОНИТОРИНГ

25 февраля — 26 мая 2022 г.

Уровень поддержки россиянами специальной военной операции в течение трех месяцев мониторинга сохраняется на стабильно высоком уровне: поддерживают решение провести специальную военную операцию России на Украине 72 % респондентов, не поддерживают — 18 %. Затруднились ответить — 10 %. Не меняется и понимание целей СВО: на первом месте — защитить Россию, разоружить Украину и не дать разместить военные базы НАТО на ее территории (40 %); каждый пятый считает, что цель — изменить политический курс Украины и очистить ее от нацистов (20 %), 18 % в качестве целей спецоперации называют защиту населения Донбасса (ДНР и ЛНР), 7 % считают, что цель — оккупировать Украину и присоединить ее к России. Уровень общественных протестных настроений с марта 2022 г. снизился на 4 п. п.: по данным на 26 мая, вероятными протесты в населенном пункте своего проживания считают только 14 %, в мае прошлого года такое мнение выражал каждый четвертый (26 %). Личные протестные настроения по сравнению с мартом не изменились: готовность принять участие в протестных акциях выражают 11 %, скорее не примут участие в акциях протеста в случае, если они состоятся, 84 % граждан.

Рис. 1. Скажите, пожалуйста, решение провести специальную военную операцию России в Украине Вы поддерживаете или не поддерживаете? (закрытый вопрос, один ответ, в % от всех опрошенных)

68 71 74 72 72 74 72

65 25 22 21 17 76 15 19 20 17 18

10 10 8 9 9 9 9 8 10

2S.II 27.11 03.111 17.11! 24,111 12.IV 24.1V 12.V 26.V

Скорее поддерживаю ^^Скорее не поддерживаю ^^—Затрудняюсь ответить

Рис. 2. Как Вы думаете, насколько вероятны сейчас в Вашем городе / сельском районе массовые акции протеста против падения уровня жизни, несправедливых действий властей, в защиту своих прав и свобод? (закрытый вопрос, один ответ, в % от всех опрошенных)

СОЦИАЛЬНЫЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ

КОПИТЬ ИЛИ ТРАТИТЬ?

178

ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ: СТРАХИ И НАДЕЖДЫ..............

ОТ ЧЕГО НУЖНО ЗАЩИЩАТЬ СОВРЕМЕННЫХ ДЕТЕЙ?

180

182

КОПИТЬ ИЛИ ТРАТИТЬ?

21 мая 2022 г.

Доля сторонников сберегательной политики последний год относительно стабильна, а существенные изменения в сберегательном поведении фиксируются лишь в сравнении с 2020 г. В мае 2022 г. две трети россиян ответили, что сейчас лучше тратить по минимуму, стараясь как можно больше откладывать на будущее (63 %, май 2021 г.— 62 %, май 2020 г.— 81 %). Потратить зарплату или пенсию как можно скорее считают целесообразным четверть опрошенных (24 %, май 2021 г.—26 %, май 2020 г.— 12 %). Таким образом, индекс сберегательного поведения составил 66 п., что в целом соответствует майским значениям прошлых лет за исключением 2020 г., когда был зафиксирован максимальный показатель — 78 п. В вопросе кредитования россияне еще более пессимистичны. В настоящее время большинство наших соотечественников не рассматривают возможность получения банковских займов (81 %, май 2021 г.— 70 %). Считают нынешнее время благоприятным для взятия кредитов 6 %, в начале текущего года эта доля была в два раза выше (январь 2022 г.— 12 %). Индекс кредитного доверия в мае составил 20 п. В прошлом году данный показатель находился в диапазоне 25—28 п., а небольшое снижение продемонстрировал в начале 2022 г. (январь — 24 п.), впоследствии достигнув минимума в марте-апреле — 18 п. Назвать нынешнее время благоприятным для совершения крупных покупок россияне скорее не могут: по мнению 70 %, для серьезных приобретений сейчас неподходящее время (+16 п. к маю 2021 г.). Убеждены в обратном и считают нынешнее время хорошим для этой цели 13 % — в два раза меньше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года (май 2021 г.— 26 %). Последние три месяца индекс потребительского доверия находится на рекордно низком уровне — в мае 2022 г. он составил 27 п. (март-апрель 2022 г.— 26 п.). Сейчас показатель наиболее приближен к майским значениям пандемийного 2020 г.—тогда он составил 31 п., а плохим для совершения покупок это время называли 66 % респондентов.

Рис. 1. Индекс доверия банковским вкладам1 (2015—2022)

41

15 16 17 18 19 20 21 21 21 21 21 21 21 21 21 21 21 21 22 22 22 22 22

v. v. v. v. v. v. 1. ii. iii. iv. v. vi. vii. viii. ix. x. xi. xii. 1. ii. iii. iv. v.

Рис. 2. Индекс кредитного доверия2 (2013—2022)

40

13 14 15 16 17 18 19 20 21 21 21 21 21 21 21 21 21 21 21 21 22 22 22 22 22

vi. vi. v. v. v. v. v. v. 1. ii. iii. iv. v. vi. vii. viii. ix. x. xi. xii. 1. ii. iii. iv. v.

1 Индекс доверия банковским вкладам показывает, насколько благоприятным считают россияне нынешнее время для совершения вкладов. Индекс строится на основе вопроса «Как Вы считаете: сейчас лучшее время для того, чтобы делать вклады в банки, или для того, чтобы забирать деньги из банков?». Ответу «Сейчас свободные деньги лучше положить в банк» присваивается коэффициент 0,9, ответу «Сейчас, если есть деньги в банке, лучше их забрать»—0,1, ««Затрудняюсь ответить» — 0,5. Индекс измеряется в пунктах и может колебаться в пределах от 10 до 90. Чем выше значение индекса, тем более благоприятным россияне считают текущий момент для совершения вклада в банк.

2 Индекс кредитного доверия показывает, насколько благоприятным россияне считают нынешнее время для кредитования. Индекс строится на основе вопроса: «Как Вы думаете, сейчас хорошее время, чтобы брать кредиты, или нет?». Ответу «Скорее хорошее» присваивается коэффициент 0,9, ответу «Скорее плохое» — 0,1, «Затрудняюсь ответить» — 0,5. Индекс измеряется в пунктах и может колебаться в пределах от 10 до 90. Чем выше значение индекса, тем более благоприятным россияне считают текущий момент для взятия кредита.

ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ: СТРАХИ И НАДЕЖДЫ 3

24 мая 2022 г.

Возникновения массового дефицита товаров скорее не опасаются 70 % россиян, скорее выражают обеспокоенность по этому поводу 28 %. Распространено мнение, что российские компании скорее смогут заменить ушедших с рынка в последнее время иностранных производителей (69 %). Полагают, что не смогут, 27 % респондентов. Россияне в подавляющем большинстве считают, что российские производители скорее смогут заменить зарубежные фирмы в сегментах производства продуктов питания (94 %), предметов гигиены (91 %), бытовой химии (90 %), строительных и отделочных материалов (86 %). Чуть реже выражали мнение о возможности импортозамещения в производстве медикаментов и лекарств (смогут 69 % уэ. не смогут 24 %), в авиационной отрасли (66 % уэ. 22 %), изготовлении промышленного оборудования (63 % уэ. 29 %). Примерно половина граждан считают, что отечественные производители скорее смогут заместить иностранное медицинское оборудование (55 %), треть респондентов уверены, что это скорее невозможно (34 %). Мнение о возможности успешного замещения иностранных брендов в производстве бытовой техники и электроники высказывают также половина опрошенных (54 %), 37 % полагают, что заместить товары в этой категории российские компании скорее не смогут. В вопросе импортозамещения автомобилей и автозапчастей мнения разделились: 50 % респондентов считают, что российские компании скорее смогут заменить иностранные, 40 % — скорее не смогут. В случае выбора продуктов российского или зарубежного производства при условии равной цены участники опроса чаще ориентированы на выбор отечественного продукта (67 %), скорее импортный товар выберут 18 %. В вопросе качества российский производитель, по мнению 56 % респондентов, выигрывает; каждый пятый считает импортные продукты более качественными (22 %).

Рис. 3. Люди по-разному оценивают вероятность появления экономических проблем в жизни страны. Вы лично опасаетесь или не опасаетесь возникновения массового дефицита товаров в России? (закрытый вопрос, один ответ, в % от всех опрошенных)

■ Скорее опасаюсь

■ Скорее не опасаюсь

Затрудняюсь ответить

3 Всероссийский телефонный опрос проведен по заказу ЭИСИ.

Рис. 4. Как Вы считаете, российские компании смогут или не смогут заменить иностранные компании, которые ушли с отечественного рынка в последнее время? (закрытый вопрос, один ответ, в % от всех опрошенных)

Рис. 5. Как Вы считаете, качество каких продуктов выше: отечественных или импортных? (закрытый вопрос, один ответ, в % от всех опрошенных)

ОТ ЧЕГО НУЖНО ЗАЩИЩАТЬ СОВРЕМЕННЫХ ДЕТЕЙ?

26 мая 2022 г.

Больше половины россиян убеждены, что современные дети живут в более опасное время (58 %), чем они сами. Чаще других так считают женщины (64 %) и респонденты пенсионного возраста (69 %). Рейтинг угроз возглавили гаджеты и компьютеры — именно от них, по мнению россиян, приходится защищать детей современным родителям (57 %). На опасность употребления наркотиков указали 43 %; 39 % назвали проблему агрессии и жестокости со стороны сверстников, травлю. Каждый третий респондент считает серьезной проблемой современного детства недостаточное внимание к ребенку со стороны семьи и родителей (33 %). Примерно столько же обратили внимание на опасность употребления детьми алкоголя и курения (28 %). Оценка современного детства как более опасного связана с уровнем урбанизации и географией. Чем меньше размер населенного пункта, тем чаще люди говорят, что детство стало более опасным. Если в городах-миллионниках такого мнения придерживаются 47 %, то на селе — 61 %. Жители западной части России — Центрального, Южного, Северо-Западного федеральных округов — чаще других говорят о росте числа опасностей для современных детей (63 %—60 %). Тогда как жители восточной части России—Дальневосточного федерального округа — в 38 % случаев отмечают, что современное детство стало менее опасным. Несмотря на высокую тревогу россиян о современных детях, 62 % опрошенных отметили, что по месту их жительства созданы необходимые условия для проведения безопасного досуга детей на улице. Чаще об этом говорят 18—24-летние (80 %) и жители Москвы и Санкт-Петербурга (72 %). Размер населенного пункта также влияет на этот показатель: более безопасными прогулки считаются в сельских территориях (64 %), а в крупных городах и городах-миллионниках условия оцениваются как небезопасные в 37 %—39 % случаев. «Вчерашние дети» — 18—24-летние — говорят о проблемах детства иначе. Гаджеты не входят в тройку опасностей, а первое место отводится наркотикам (53 %). Далее следуют насилие и агрессия со стороны сверстников (46 %) и употребление алкоголя и табака (44 %). Более старшее поколение, те, кто рос без смартфонов, интернета —35—59-летние — главной опасностью называют погруженность в компьютеры и гаджеты (62 %—65 %). Топ-3 направлений в сфере детства, которые готовы поддержать россияне: развитие детско-юношеского спорта и ЗОЖ (50 %); развитие патриотических программ (33 %); защита детей от вредной информации (27 %).

Рис. 6. Как Вы считаете, по сравнению с Вашим детством жизнь детей сейчас стала более опасной, менее опасной или с тех пор мало что изменилось? (закрытый вопрос, один ответ, в %)

Рис. 7. Как Вы считаете, по месту Вашего жительства, в Вашем населенном пункте созданы или не созданы необходимые условия для безопасного проведения досуга детей на улице? (закрытый вопрос, один ответ, в %)

ОБРАЗ ЖИЗНИ

«ОТМЕНА» РОССИИ И КАК С НЕЙ БОРОТЬСЯ

184

КНИЖНАЯ КУЛЬТУРА — 2022

186

ДЕТИ ЛЕТОМ: ДОМА ИЛИ В ЛАГЕРЕ?

188

«ОТМЕНА» РОССИИ И КАК С НЕЙ БОРОТЬСЯ

28 мая 2022 г.

Более трети россиян считают, что подобная тенденция в той или иной степени нанесет вред российской культуре (37 %), это мнение чаще высказывает молодежь 18—24 лет (49 %). Треть россиян полагают, что санкции «отмены» на российскую культуру не повлияют—«ничего не изменится» (33 %), а 23 % считают, что такая ситуация пойдет на пользу отечественной культуре. Каждый второй россиянин обеспокоен попытками западных стран изъять российскую культуру из публичного пространства (53 %). Чаще выражают обеспокоенность женщины (57 %); пенсионеры (58 %) и те, кто предпочитает телевидение интернету (61 %). Не выражают обеспокоенности по поводу «отмены» культуры за рубежом 43 % граждан, при этом четверть респондентов сложившаяся ситуация не беспокоит вообще (25 %). Россияне чаще выражают позицию, что свои права в культурной сфере необходимо защищать: в первую очередь — привлекать внимание СМИ (30 %) и западных лидеров общественного мнения к защите российской культуры (20 %), а также создавать объединения в защиту российской культуры (16 %), проводить информационные кампании (14 %). В меньшей степени эффективными нашим соотечественникам видятся петиции (9 %) и обращения с исками в суды (12 %). То есть изменить политику «отмены» культуры, по мнению респондентов, можно с помощью общественного резонанса и публичного обсуждения проблемы западным обществом. Три четверти опрошенных считают, что вводить зеркальные меры в ответ и «отменять» западную культуру в нашей стране не нужно (73 %). Это мнение в большей степени характерно для респондентов с высшим образованием (80 %) и жителей Москвы и Санкт-Петербурга (80 %). Считает, что нужно ввести санкции против западной культуры, каждый пятый респондент (22 %).

Рис. 1. А Вас беспокоят или не беспокоят попытки западных стран исключить, «отменить» российскую культуру, изъять ее из публичного пространства? (закрытый вопрос, один ответ, % от всех опрошенных)

Рис. 2. Как Вы считаете, в ответ на попытки западных стран «отменить» российскую культуру нужно или не нужно проводить аналогичную политику «отмены» западной культуры в нашей стране? (закрытый вопрос, один ответ, % от всех опрошенных)

КНИЖНАЯ КУЛЬТУРА — 2022

11—12 мая 2022 г.

92 % опрошенных сегодня говорят, что читают книги. Чаще других не читают 25—34-летние (13 %). Чтение книг связано с уровнем образования: если среди имеющих высшее образование 4 % не читают книг, то в группе со средним образованием таковых уже 13 %, а с неполным средним — 27 %. Ежедневный просмотр телевидения тоже, по всей видимости, оставляет меньше времени на чтение, среди ежедневных телезрителей читательская активность ниже (90 %), чем у тех, кто смотрит ТВ несколько раз в неделю или реже (95 %). Перечисленные различия минимальны, вычленить социально-демографическую группу «лидеров книжного чтения» практически невозможно: ни урбанизированность, ни поколенность, ни потребительский статус не определяют читательский профиль. Во многом это следствие глобализации информационного пространства — читательские практики стали другими. Несмотря на распространенность электронных форматов, печатные книги не утрачивают своей популярности. Популярность бумажных книг подтверждают и данные опроса: 58 % сообщили, что читали книги этой весной именно в таком формате. Далее следует телефон—с экрана смартфона читал каждый третий (35 %). Еще 20 % читали с экрана компьютера. Электронные книги популярны у 16 % наших соотечественников. В общей сложности с экранов читают книги 71 %. Как правило, у респондентов нет единственного способа чтения — скорее, привычка совмещать несколько удобных вариантов. Стратегия чтения «бумажная книга и смартфон» остается самой популярной во всех возрастных группах, кроме старшей — здесь популярнее «бумажная книга и компьютер». Анализ показывает, что пока нет оснований полагать, что экран заменит бумагу в ближайшее время.

Современному читателю доступны любые жанры, но предпочтение отдается художественной литературе (61 %). В топ-5 вошли также книги по специальности (33 %), научно-популярные книги (31 %), философская литература и книги по кулинарии (по 12 %). Дифференциация жанрово-тематических предпочтений особенно отчетлива по полу, возрасту и образованию, в меньшей степени — по потребительским возможностям и урбанизации. Интересно, что жанровые предпочтения связаны с телесмотрением. Постоянные телезрители чаще читают художественную литературу (64 %) и книги по кулинарии (16 %), тогда как те, кто не смотрит телевизор, чаще выбирают книги по специальности (40 %), научно-популярную литературу (36 %), философскую литературу (19 %), то есть литературу, ориентированную на саморазвитие, обучение. Если меняются способы книжного чтения, то ситуация чтения остается неизменной—досуг (67 %). Уделяют время книгам на работе или учебе не более 10 %, почитать в транспорте любят 8 %. Чтение в транспорте — заметно более распространенная практика в Москве и Санкт-Петербурге (25 %), что легко объясняется продолжительностью и интенсивностью поездок. Чаще в транспорте читают и те, кто делает это с телефона (14 %). Чтение на досуге в большей степени популярно у пенсионеров (78 %) и тех, кто читает бумажные (77 %) или электронные книги (76 %). Читатели электронных книг заметно чаще используют чтение для саморазвития (80 %). Это указывает на то, что электронная книга не конкурирует с телефоном—у них разные аудитории и разные ситуации использования.

Рис. 3. На каком носителе Вы читали книги этой весной, начиная с 1 марта? Вы можете дать до 2 ответов (закрытый вопрос, два ответа, в %)

ДЕТИ ЛЕТОМ: ДОМА ИЛИ В ЛАГЕРЕ?

7 июня 2022 г.

Организация детского досуга — насущный вопрос для любого родителя. Летние смены в детских лагерях уже начались, в этом году в лагерь отправил или планирует отправить ребенка каждый пятый родитель (19 % среди имеющих детей или внуков 6—18 лет). Из них 15 % только собираются отправить туда своих детей, что почти втрое выше по сравнению с 2020 г. (6 %), а 4 %—уже отправили. Не планируют для своих детей такую поездку 76 % — на 12 п. п. меньше, чем двумя годами ранее (2020 г.—88 %). В целом востребованность лагерного отдыха сохраняется на одном уровне: каждый пятый родитель сообщил, что в последние два-три года отправлял туда хотя бы одного из своих детей (19 %, 2020 г.—22 %). Сообщили, что в последние годы не отправляли ребенка в летние лагеря, 80 % (2020 г.— 78 %). Возвращение спроса на отдых в детском лагере связано с улучшением эпидемиологической ситуации в стране. Риск заражения коронавирусом уже не возглавляет рейтинг потенциальных родительских опасений: в 2020 г. половина россиян считали, что при организации выездного детского отдыха прежде всего нужно опасаться эпидемии С0УЮ-19 (47 %), сегодня о ней вспомнили лишь 7 % опрошенных. По мнению наших соотечественников, этим летом родителей в первую очередь будет волновать качество питания в детских лагерях и риск отравления (15 %), такая же доля опрошенных назвали охрану территории лагеря и безопасность отдыха (15 %). По мнению каждого десятого респондента, поводом для беспокойства родителей может стать риск распространения вирусов, инфекций среди отдыхающих (10 %). Россияне думают, что родители будут переживать из-за отсутствия дисциплины и контроля за детьми (9 %), безответственности вожатых (7 %), а также волноваться за жизнь и здоровье детей в целом (7 %).

Рис. 4. Скажите, в этом году Вы планируете или не планируете отправить ребенка (внука)/детей или хотя бы одного из Ваших детей в детский лагерь (за исключением лагерей, организуемых на территории школ, где он/они учатся)? (закрытый вопрос, один ответ, % от тех, у кого есть дети/внуки в возрасте 6—18 лет)

2020 2022

Да, планирую Уже отправил

Нет, не планирую Затрудняюсь ответить

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.