Научная статья на тему 'МОНИТОРИНГ МНЕНИЙ: МАРТ-АПРЕЛЬ 2022'

МОНИТОРИНГ МНЕНИЙ: МАРТ-АПРЕЛЬ 2022 Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
121
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы —

Результаты ежедневных опросов «ВЦИОМ-Спутник». Метод опроса - телефонное интервью по стратифицированной двухосновной случайной выборке стационарных и мобильных номеров объемом 1600 респондентов в возрасте от 18 лет. Выборка построена на основе полного списка телефонных номеров, задействованных на территории РФ. Данные взвешены на вероятность отбора и по социальнодемографическим параметрам. Максимальный размер ошибки с вероятностью 95 % не превышает 2,5 %. Помимо ошибки выборки, смещение в данные опросов могут вносить формулировки вопросов и различные обстоятельства, возникающие в ходе полевых работ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «МОНИТОРИНГ МНЕНИЙ: МАРТ-АПРЕЛЬ 2022»

МОНИТОРИНГ МНЕНИЙ

Правильная ссылка на статью:

Мониторинг мнений (ВЦИОМ): март—апрель 2022 // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2022. № 2. С. 168—180. For citation:

Public Opinion Poll (VCIOM): March — April 2022. (2022) Monitoring of Public Opinion: Economic and Social Changes. No. 2. P. 168-180.

МОНИТОРИНГ МНЕНИЙ: МАРТ — АПРЕЛЬ 2022

Результаты ежедневных опросов «ВЦИОМ—Спутник». Метод опроса — телефонное интервью по стратифицированной двухосновной случайной выборке стационарных и мобильных номеров объемом 1600 респондентов в возрасте от 18 лет. Выборка построена на основе полного списка телефонных номеров, задействованных на территории РФ. Данные взвешены на вероятность отбора и по социально-демографическим параметрам. Максимальный размер ошибки с вероятностью 95 % не превышает 2,5 %. Помимо ошибки выборки, смещение в данные опросов могут вносить формулировки вопросов и различные обстоятельства, возникающие

в ходе полевых работ.

СОДЕРЖАНИЕ ДАЙДЖЕСТА

ПОЛИТИКА

СПЕЦИАЛЬНАЯ ВОЕННАЯ ОПЕРАЦИЯ: МОНИТОРИНГ..........................................169

РОССИЯНЕ ОБ АМЕРИКЕ: НОВЫЙ «ЛЕДНИКОВЫЙ ПЕРИОД»?..............................170

ИНФОРМАЦИОННАЯ ВОЙНА ВОКРУГ СПЕЦИАЛЬНОЙ ВОЕННОЙ ОПЕРАЦИИ .... 171 СОЦИАЛЬНЫЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ

РАБОТА, ЗАРПЛАТА И РУКОВОДСТВО: ДОСТИГНУТ ЛИ ГЕНДЕРНЫЙ БАЛАНС?......173

ПРОЩАЙ, 00УЮ-19? ДВА ГОДА ПАНДЕМИИ, АДАПТАЦИЯ И СМЕНА ПОВЕСТКИ.....175

ЭМИГРАЦИОННЫЕ НАСТРОЕНИЯ: МОНИТОРИНГ.................................................177

ОБРАЗ ЖИЗНИ

ВЕЛИКИЙ ПОСТ — 2022...............................................................................................179

РОССИЙСКАЯ АУДИТОРИЯ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ И МЕССЕНДЖЕРОВ: ИЗМЕНЕНИЯ НА ФОНЕ СПЕЦОПЕРАЦИИ..................................................................180

ПОЛИТИКА

СПЕЦИАЛЬНАЯ ВОЕННАЯ ОПЕРАЦИЯ: МОНИТОРИНГ..........................................169

РОСОИЯНЕ ОБ АМЕРИКЕ:НОВЫЙ«ЛЕДНИКОВЫЙПЕРИОД»?...........................170

ИНФОРМАЦИОННАИ ВОИНМНОЕРНСЕОЕЦИАЯ ЬНОЙИОШНОА ОПЕ РАЦИЯ .... 1Е1

СПЕЦИАЛЬНАЯ ВОЕННАЯ ОПЕРАЦИЯ: МОНИТОРИНГ

25 февраля — 24 марта 2022 г.

Решение о проведении специальной военной операции 1СВО) России в Украине скорее подднрживают 76% россиян. й начала мониторинга (25 февраля 2022 г.) поддержка возросла на 11п.п. Скореене поддерживаюоогерацию 15% (на 10 п.п. меньше,чем25 февраля). Еще9% затрудрилисьответить. Предстивление о цйлях СВО сформировалось и остается неизменным на протяжении трех последних недель. Основная из них,по мнению ренпондентов,—защитить Россию, разц.у-жииь Украину и ие дать размесгить во енные базы НАТО н а ее оерриториг (42 % опрошенных,—4 п. п. за неделю). Крометооо, сзитываюотя цели изизнить голиои-ческий кур: Украины, очистить ее от нацистов (21 %, +2 п. п. за неделю), защитить население Донбасса (18 %). О том, что цель специальной военной операции — оккупировать Украину и присоединить ее к России, сообщили 4- % опрошенных.

Рис. 1. Скажите, пожалуйста, решение провести специальную военную операцию России в Украине Вы поддерживаете или не поддерживаете? (закрытый вопрос, один ответ, в % от всех опрошенных)

РОССИЯНЕ ОБ АМЕРИКЕ: НОВЫЙ «ЛЕДНИКОВЫЙ ПЕРИОД»?

19 марта 2022 г.

Большинство россиян в ходе опроса в марте 2022 г. сообщили, что относятся к Соединенным Штатам Америки плохо (71 %). Почти половина относятся очень плохо (47 %) — это наиболее высокий показатель крайне негативного отношения за весь период мониторинга (+20 п. п. к предыдущему максимальному значению в ноябре 2014 г.— 27 %). Индекс отношения к США 1 зафиксировал минимальное значение за период измерений с 1991 г. и, побив «антирекорд» 2014 г., составил -57 п. (-44 п. в 2014 г.). О положительном отношении к США сообщили лишь 14 % граждан. Последние восемь лет негативное отношение к США у российских граждан преобладает над позитивным, в отличие от значений предыдущих периодов: с начала 2000-х годов и до ноября 2014 г. индекс отношения к США имел преимущественно положительные значения, а половина граждан России стабильно сообщали о в той или иной степени хорошем отношении к США (от 46 % до 63 % в разные годы). Однократное снижение индекса было зафиксировано за этот период лишь в сентябре 2008 г. (-43), но значения довольно быстро вернулись к докризисным—уже в 2009 г. индекс составлял 13 п. После спада в 2014 г. позитивное отношение граждан России к США не вернулось на прежний уровень: индекс отношения к США в последние годы сохраняет отрицательные значения (в частности,—57 п. в 2022 г.).

Рис. 2. Сменим тему. Как Вы в целом относитесь сейчас к Соединенным Штатам Америки?

(индекс отношения к США)

1 Индекс отношения к США показывает, как россияне относятся сегодня к США. Индекс строится на основе вопроса: «Как Вы в целом относитесь сейчас к Соединенным Штатам Америки?». Рассчитывается как разница суммы положительных ответов («очень хорошо», «в основном хорошо») и отрицательных ответов («в основном плохо», «очень плохо»). Индекс измеряется в пунктах и может принимать значение от -100 до 100. Чем выше значение индекса, тем лучше россияне относятся к США.

ИНФОРМАЦИОННАЯ ВОИНА ВОКРУГ СПЕЦИАЛЬНОМ ВОЕННОЙ ОПЕРАЦИИ

31 марта, 3, 5 и 6 апреля 2022 г.

Большинство россиян считают, что в настоящее время против России ведется информационная война в связи с проведением ею специальной военной операции на Украине (90 %). Не считают, что ведется информационная война, 4 %. Еще 6 % затруднились ответить. Более половины респондентов сообщили, что видели материалы, демонстрирующие действия России на Украине в негативном ключе (61 %), 41 % считают их скорее лживыми. Не видели таких материалов и не отвечали на вопрос об их правдивости 39 %. От окружающих людей россияне чаще слышали отзывы в поддержку военной операции (62 %), против спецоперации — 11 %, в равной степени и «за» и «против» специальной военной операции — 12 %, вообще не слышали таких отзывов 10 %. В СМИ, интернете и социальных сетях 57 % россиян также чаще встречали суждения в поддержку спецоперации, против —9 %, в равной степени в поддержку и против — 13 %, не видели таких отзывов в СМИ и интернете вообще — 13 %.

Рис. 3. Как Вы считаете, против России в настоящий момент ведется или не ведется информационная война в связи с военной операцией России на Украине? (закрытый вопрос, один ответ, в % от опрошенных)

Рис. 4. Вы видели или не видели материалы, сообщения, которые показывают роль России, Российской армии в событиях, происходящих на Украине, в негативном ключе? (закрытый вопрос, один ответ, в % от опрошенных)

Рис. 5. Если говорить о тех материалах, которые Вы видели, как Вам показалось, они были правдивые или лживые? (на вопрос отвечали только те, кто видели материалы, сообщения, которые показывают роль России, Российской армии в событиях, происходящих на Украине, в негативном ключе, данные пересчитаны в % от всех опрошенных)

СОЦИАЛЬНЫЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ

РАБОТА, ЗАРПЛАТА И РУКОВОДСТВО: ДОСТИГНУТ ЛИ ГЕНДЕРНЫЙ БАЛАНС?......173

ПРОЩАЙ, 00УЮ-19? ДВА ГОДА ПАНДЕМИИ, АДАПТАЦИЯ И СМЕНА ПОВЕСТКИ.....175

ЭМИГРАЦИОННЫЕ НАСТРОЕНИЯ: МОНИТОРИНГ.....................................................177

РАБОТА, ЗАРПЛАТА И РУКОВОДСТВО: ДОСТИГНУТ ЛИ ГЕНДЕРНЫЙ БАЛАНС?

3 марта 2022 г.

Большинство профессий в России остаются мужскими или женскими: 71 % опрошенных работают в преимущественно мужских или женских коллективах, и только 26 % сообщили, что в их организациях женщин и мужчин примерно поровну. При этом трудятся преимущественно в мужском коллективе 41 % работающих россиян, в том числе 64 % мужчин и только 15 % женщин. В преимущественно женском коллективе работают 30 %, в том числе 52 % женщин и только 10 % мужчин. 24 % мужчин и 28 % женщин работают в гендерно сбалансированных коллективах. Работа руководителя в России остается преимущественно мужской: 63 % опрошенных трудятся в коллективах, где руководитель принадлежит к «сильному полу». Подчиняются мужчине-руководителю 82 % опрошенных мужчин, 12 % подчиняются женщинам. Среди женщин подчиняются женщинам же 54 %, тогда как 42 % — руководителям-мужчинам. Как правило, мужской коллектив возглавляют мужчины (в 88 % случаев), женский коллектив—женщины, хотя и реже (66 %). А вот гендерно сбалансированный коллектив обычно возглавляют мужчины (67 %). Что касается распределения между сотрудниками наиболее ответственных задач и гендерного равенства в зарплатах, то большинство опрошенных россиян в обоих случаях полагают, что гендер здесь роли не играет (59 % и 62 % соответственно). Что касается зарплат, то они в минимальной степени демонстрируют гендерное равенство в преимущественно мужских коллективах (только 55 % работающих в них говорит о равенстве зарплат), лучше дело обстоит в преимущественно женских (65 %) и еще лучше — в гендерно нейтральных коллективах (71 %).

Рис. 1. Скажите, Ваш непосредственный руководитель — мужчина или женщина? (закрытый вопрос, один ответ, % от работающих респондентов)

Рис. 2. Скажите, в организации, в которой Вы работаете, у мужчин и у женщин, выполняющих одинаковые обязанности на одинаковых должностях, зарплата одинаковая или разная? И если разная, то у кого она больше: у мужчин или у женщин? (закрытый вопрос, один ответ, % от работающих респондентов)

ПРОЩАЙ, С0УЮ-19? ДВА ГОДА ПАНДЕМИИ, АДАПТАЦИЯ И СМЕНА ПОВЕСТКИ 2

7 марта 2022 г.

Россияне все реже выражают опасения заболеть коронавирусом: за последний год доля опасающихся снизилась на 17 п. п. (март 2022 г.— 41 %, март 2021 г.— 58 %). Каждый четвертый на сегодняшний день уверен, что ни с ним, ни с его близкими этого не случится (23 %). Такая же доля опрошенных декларируют, что уже переболели (23 %). По мнению 60 % наших сограждан, российские власти на сегодняшний день предпринимают достаточные меры для предотвращения дальнейшего распространения коронавируса в России. Полагают, что мер недостаточно, 17 % опрошенных, еще 16 % считают их избыточными. К условиям жизни в пандемию успели привыкнуть 61 % россиян, среди привитых и ревакцинированных эта доля чуть больше — 67 %. Почти каждый четвертый адаптировался к ней лишь частично (23 %), среди жителей городов-миллионников — 28 %. Пока не привыкли к жизни в условиях эпидемии 13 %. Среди негативных изменений, которые внесла в их жизнь эпидемия коронавируса, каждый пятый назвал масочный режим (20 %), о падении качества медицины сказали 16 %, об отмене массовых мероприятий и ограничении в общении — по 13 %. Про социальную дистанцию вспомнили еще 12 % наших сограждан. Каждый десятый отметил невозможность выезда за границу и рост цен (10 %).

Почти половина россиян назвали позитивные изменения (48 %). В первую очередь к таковым относятся перемены в профессиональной и семейной сфере: увеличение количества времени, проводимого с семьей, и события на работе (по 5 %), а также события в жизни детей и удаленная работа (по 4 %). На вопрос о том, что нового из жизни в период пандемии хотели бы россияне взять с собой в «постковидное будущее», 8 % назвали возможность удаленной работы, 5 % — бережное отношение к здоровью, 4 % — социальную дистанцию. В сохранении дистанционного формата учебы и работы, как и ограничений на массовое скопление людей, заинтересована прежде всего молодежь 18—24 лет (24 % и 10 % соответственно). В период пандемии россиянам в первую очередь не хватает свободы передвижения (19 %). Каждый десятый скучает по возможности ходить без масок и по живому общению (11 % и 10 % соответственно). Отмену масочного режима больше всего ждут наши молодые соотечественники (27 %), а по очным встречам с друзьями скучает в основном старшее поколение (23 %).

2 Инициативный всероссийский телефонный опрос «ВЦИОМ—Спутник» и интернет-опрос ВЦИОМ «ВЦИОМ-Онлайн».

Рис. 3. Укажите, пожалуйста, Вы уже адаптировались, привыкли к жизни в ситуации эпидемии коронавируса или нет? («ВЦИОМ-Онлайн», закрытый вопрос, один ответ, % от всех опрошенных)

ЭМИГРАЦИОННЫЕ НАСТРОЕНИЯ: МОНИТОРИНГ

16 марта 2022 г.

Большинство россиян скорее не хотят уезжать за границу на постоянное место жительства (88 %). Скорее хотел бы уехать каждый десятый (10 %). По сравнению с прошлым годом доля выражающих желание уехать из России на ПМЖ сократилась на 6 п. п. (в 2021 г.— 16 %). В близком окружении 87 % россиян нет людей, которые в ближайшее время планируют уехать за границу для постоянного проживания, в окружении 12 % россиян (среди друзей, родственников и знакомых) есть ориентированные на переезд. Самый популярный ответ среди граждан о целях отъезда за границу на ПМЖ — улучшение материального положения (29 %). Четверть россиян назвали в качестве мотива переезда поиск легкой жизни (24 %). Считают, что страну проживания меняют ради будущего своих детей, 17 % россиян, связывают эмиграцию с надеждой на получение более высокого уровня социальных гарантий за рубежом 13 %. Для каждого десятого основной фактор переезда — расширение кругозора, в частности возможность посмотреть мир, получить образование и добиться карьерного роста (по 10 % и 9 % соответственно). Те, кто декларирует желание уехать, чаще целью переезда называли будущее детей (47 %), улучшение материального положения (29 %), желание иметь больше политических свобод (27 %) и более высокий уровень социальных гарантий (26 %). В отличие от всех россиян, только 7 % потенциальных мигрантов полагают, что жить за рубежом будет легче. Половина россиян считают, что уехавшие из России через какое-то время скорее вернутся на Родину (45 %). В группе тех, кто скорее хочет переехать, такое мнение высказывали реже — всего 23 %. Треть граждан предполагают, что переехавшие скорее не вернутся (33 %). Затруднились дать прогноз 22 % россиян.

Рис. 4. Хотели бы Вы уехать за границу на постоянное место жительства или нет? (закрытый вопрос, один ответ, в % от всех опрошенных)

Скорее да

Скорее нет

3 атрудн я юсь отв етить

14 6

84 92

2 2

I Мужской ■ Женский

Рис. 5. Как Вы думаете, те, кто уехал из России на постоянное место жительства в другие страны, через какое-то время вернутся жить в Россию или не вернутся? (закрытый вопрос, один ответ, в % от всех опрошенных)

ОБРАЗ ЖИЗНИ

ВЕЛИКИЙ ПОСТ — 2022...........................................................................................179

РОССИЙСКАЯ АУДИТОРИЯ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ И МЕССЕНДЖЕРОВ: ИЗМЕНЕНИЯ НА ФОНЕ СПЕЦОПЕРАЦИИ...............................................................180

ВЕЛИКИЙ ПОСТ — 2022

4 марта 2022 г.

Последователями православной веры считают себя 68 % россиян. Приверженность православию чаще декларируют женщины (74 % уэ 60 % среди мужчин) и представители старшего поколения — россияне 45—59 лет (76 %) и в возрасте 60 лет и старше (75 %). Четверть православных россиян соблюдают посты (24 %), из них каждый пятый соблюдает только Великий православный пост (19 %) и лишь 5 % — строго все посты, включая Великий православный. О том, что не держат православные посты, сообщили 74 % опрошенных, среди молодежи 18—24 лет— 80 %. Окрашивают яйца на Пасху 71 % православных россиян, соблюдающих пост. Половина соблюдающих пост отказываются от употребления животной пищи (52%) и от употребления алкоголя на время Великого поста (50 %). Посещают церковную службу 49 % россиян, женщины почти в 1,5 раза чаще мужчин заявляли о посещении церковной службы в период Великого поста (54 % уэ 40 % среди мужчин). Отказываются от употребления нецензурной лексики и дурных мыслей по 40 % наших православных сограждан, соблюдающих пост. Во время Великого православного поста россияне также причащаются (38 %, среди 25—34-летних—57 %), подают милостыню (37 %) и ходят в церковь на исповедь (35 %).

Рис. 1. Вы обычно соблюдаете православные посты или нет? (закрытый вопрос, один ответ, % от православных россиян)

25-34 года

35-44 года

бОлет и старше

В

I Не соблюдаю

з Соблюдаю только Великий православный пост, остальные — нет I Строго соблюдаю все посты з Затрудняюсь ответить

РОССИЙСКАЯ АУДИТОРИЯ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ И МЕССЕНДЖЕРОВ: ИЗМЕНЕНИЯ НА ФОНЕ СПЕЦОПЕРАЦИИ

10 апреля 2022 г.

В топ-5 наиболее популярных социальных сетей и мессенджеров среди россиян на сегодняшний день входят WhatsApp (87 %), YouTube (75 %), «ВКонтакте» (62 %), Telegram (55 %) и «Одноклассники» (42 %). Список самых распространенных соц-сетей с сентября 2021 г. изменился незначительно. В тройке лидеров по-прежнему WhatsApp, YouTube и «ВКонтакте», причем ежедневная аудитория «ВКонтакте» за полгода выросла на 5 п. п. Instagram* опустился с четвертой строчки на восьмую, уступив свое место Telegram. Если доля пользователей Instagram* за рассматриваемый период сократилась вдвое (с 53 % до 25 %), то Telegram демонстрирует наибольший прирост аудитории среди всех социальных сетей и мессенджеров (+13 п. п. к IX.2021 г.). Изменение доли ежедневных пользователей для них также наиболее ощутимо: у Instagram* она снизилась с 33 % до 9 %, у Telegram выросла с 22 % до 35 %. Наконец, «Одноклассники» за полгода поднялись с седьмой строчки и замыкают пятерку лидеров. Viber и TikTok с той или иной периодичностью пользуются 37 % (-5 п. п. к IX.2021) и 35 % соответственно. Facebook* и Twitter, будучи менее популярными социальными сетями, вслед за Instagram* столкнулись с оттоком аудитории (с 21 % до 11 % и с 11 % до 7 % соответственно).

* Решением Тверского районного суда города Москвы от 21.03.2022 г деятельность Facebook и Instagram (принадлежат компании Meta, признанной экстремистской организацией и запрещенной в РФ) запрещена на территории РФ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.