Научная статья на тему 'Мониторинг медицинской помощи'

Мониторинг медицинской помощи Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
408
309
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Journal of Siberian Medical Sciences
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МОНИТОРИНГ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ / КАЧЕСТВО МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ / ВРАЧЕБНАЯ КОМИССИЯ / MEDICAL CARE MONITORING / QUALITY OF MEDICAL CARE / MEDICAL COMMISSION

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Болтенкова Ирина Борисовна

В статье рассматривается анализ проведения мониторинга оказания медицинской помощи больным туберкулезом в ФГБУ «Новосибирский научно-исследовательский институт туберкулеза» Минздравсоцразвития РФ для принятия правильных управленческих решений на всех этапах ведения пациента.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Болтенкова Ирина Борисовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MEDICAL CARE MONITORING

The analysis of monitoring concerning the delivery of health care at patients with tuberculosis at FSBE «Novosibirsk scientific research institute of tuberculosis» Minhealthsocdevelopment for making correct administrative decisions at all stages of managing patient is surveyed in article.

Текст научной работы на тему «Мониторинг медицинской помощи»

№ 4 - 2012 г.

14.00.00 медицинские и фармацевтические науки

УДК 616-082:681.3

МОНИТОРИНГ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ

И.Б. Болтенкова

ФГБУ «Новосибирский научно-исследовательский институт туберкулеза» Минздравсоцразвития (г. Новосибирск)

В статье рассматривается анализ проведения мониторинга оказания медицинской помощи больным туберкулезом в ФГБУ «Новосибирский научно-исследовательский институт туберкулеза» Минздравсоцразвития РФ для принятия правильных управленческих решений на всех этапах ведения пациента.

Ключевые слова: мониторинг медицинской помощи, качество медицинской помощи, врачебная комиссия.

Болтенкова Ирина Борисовна — аспирант ФГБУ «Новосибирский НИИ туберкулеза», e-mail: bolten1963@mail.ru

Вопрос качества оказания медицинской помощи является основным в организации деятельности медицинских учреждений. Мониторинг качества медицинской услуги — периодический контроль, положительные результаты которого подтверждают, что обеспечивается запланированное качество медицинской помощи [1].

В области здравоохранения создаются системы менеджмента качества (СМК) по требованиям ГОСТ Р ИСО 9001-2008, а с 2010 года действует ГОСТ Р ИСО 53092-2008 «Системы менеджмента качества. Рекомендации по улучшению процессов в учреждениях здравоохранения». Принципы управления качеством носят универсальный характер и применимы практически ко всем аспектам оказания медицинской услуги [2]. Проведение системного анализа лечебно-диагностического процесса позволяет найти его слабые стороны и разработать конкретные предложения по их устранению.

Новый подход к организации работы заключается в создании единой системы управления качеством медицинской помощи (КМП) во всех структурах медучреждений, объединяющей не только врачей и медицинских сестер, принимающих непосредственное участие в процессе лечения пациента, но также и руководство, сотрудников вспомогательных подразделений и экспертов [5].

В противотуберкулезном учреждении — ФБГУ «Новосибирский научноисследовательский институт туберкулёза» Минздравсоцразвития России (далее — Институт) создана система менеджмента качества. Руководство Института ставит своей задачей повышение удовлетворенности больных высоким качеством медицинской помощи, обеспечение эпидемиологической безопасности пациентов и медицинского персонала.

При создании СМК была определена политика, стратегия и цели в области качества, разработана необходимая документация. Постепенно формируется социальнопсихологический микроклимат в коллективе, соответствующий идеологии повышения качества медицинской помощи [4].

Разработанные стандарты медицинской помощи больным туберкулезом (далее — СТО) используются руководством и персоналом Института для:

• ориентации на потребителей медицинской помощи — больных туберкулёзом;

• реализации политики и целей в области качества для повышения ответственности, мотивации и вовлечения персонала;

• внедрения процессного подхода, позволяющего выполнять требования потребителей и других заинтересованных сторон;

• внедрения и принятия решений по мерам повышения результативности и эффективности СМК.

Одним из процессов лечебно-диагностической деятельности Института является мониторинг медицинской помощи. Для эффективной работы по разбору несоответствий оказания медицинской помощи стандартам организованы врачебные комиссии. Врачебная комиссия (далее — ВК) создается с целью совершенствования организации медицинской помощи больным туберкулезом, решения наиболее сложных и конфликтных вопросов, относящихся к компетенции подкомиссий врачебной комиссии медицинской организации, принятия решения о назначении одному больному пяти и более наименований лекарственных средств одномоментно (в течение одних суток) или свыше десяти наименований в течение одного месяца, продления листков нетрудоспособности больным туберкулезом сроком более 6 месяцев, а также осуществления оценки качества и эффективности лечебно-диагностических мероприятий.

В структуре ВК Института имеются подкомиссии: Координационная клинико-

консультативная комиссия (КККК) и Комиссия высокотехнологичной медицинской помощи (КВМП). Подкомиссии осуществляют мониторинг медицинской помощи по следующим разделам:

1. Контроль качества ведения историй болезни, выявление дефектов в проведении лечебно-диагностических, лабораторных исследований.

2. Проверка правильности врачебного назначения лекарственных средств.

3. Разработка и реализация мероприятий по устранению и предупреждению ошибок в диагностике, обследовании, лечении.

4. Оценка качества и эффективности лечебно-диагностических мероприятий.

5. Медицинский отбор больных, направляемых на долечивание после стационарного лечения, в том числе — в специализированные санатории.

6. Подкомиссия КВМП осуществляет также консультативную и лечебную помощь больным туберкулезом легких, нуждающихся в хирургических методах лечения.

Мониторинг медицинской помощи включает в себя следующие организационные этапы:

• разработка медицинских показателей состояния пациента на входе и на выходе каждого отделения (т. е. при приеме и при выписке из отделения);

• согласование плана лечения пациента в отделении противотуберкулезного учреждения в соответствии с требованиями медицинских показателей

соподчиненных подразделений;

• разработка методов контроля и оценки качества медицинской помощи.

Мониторинг медицинской помощи может включать в себя несколько этапов контроля:

• входной — при приёме пациента;

• промежуточный — мониторинг, определяющий качество основного и дополнительного обследования;

• клинико-консультационный разбор — мониторинг этапов обследования и лечения, анализ медицинской документации комиссиями ККК и ВМП;

• выходной — проверка истории болезни пациента при его выписке, оценка результатов проведенного лечения и данных рекомендаций для дальнейшего лечения или наблюдения врачом по месту жительства пациента, оформление Акта экспертизы истории болезни.

Алгоритм мониторинга пациентов представлен на рисунке.

Алгоритм процесса «Мониторинг медицинских услуг» Порядок проведения мониторинга медицинской помощи

№ п/п Мониторинг Входы Выходы Записи Частота контроля Отв. лицо

1 Контроль документов пациента Талон на СМП Госпитализация в отделение Журнал приема пациента в отделение Заполняется 1 раз при поступлении пациента Зав отделением, Лечащий врач. Старшая мед. сестра отделения

(специализированная медицинская помощь), или ВМП

(высоко-технологичная медицинская помощь)

2 Осмотр пациента История болезни -первичный План обследования и Первичный врачебный осмотр, Первичный Лечащий врач Зав.

осмотр в

течение 3

врачебный осмотр, ежедневный осмотр пациента, совместный осмотр с заведующим отделением лечения, дневниковые записи в истории болезни, запись совместного осмотра больного с зав. отделением обоснование диагноза, план обследования и лечения. Совместные обходы с зав. отделением. часов после поступления, далее - запись лечащим врачом в дневнике истории болезни больного туберкулезом не менее 2 раз в неделю, зав. отделе- нием - 1 р. в мес. отделением

3 Обследо- вание пациента Направления на клинико-биохимическое, бактериологическое, бронхологическое, молекулярно-генетическое, пато-морфологическое и Я^-обследо-вания Результаты анализов и заключения врачей вспомогательных служб. Дневник лечащего врача в истории болезни Заключения врачей-специалистов, консультантов Согласно стандартам медицинской помощи института (утверж- денные Директором института (СМП ННИИТ № 19) Врач- лаборант, врач- специалист, медицинская сестра

4 Клинико- консульта- ционный разбор ИБ с результатами исследований (через 3 - 4 недели после поступления) Протокол решения КККК или КВМП Коррекция плана лечения и уточнения диагноза, Назначение дополнительного обследования при необходи- мости В течение 3-4 недель после поступления, после получения результатов анализов, данных бронхологического обследования, результатов рентгенологического дообследования с использованием компьютерной Председатель комиссии ККК или ВМП

томографии.

5 Контроль документов при выписке История болезни Выписной эпикриз Листок нетрудо- способ- ности Выписной эпикриз с рекомендациями врачу по месту жительства и пациенту для дальнейшего наблюдения и лечения. 1 раз при выписке пациента (3) Лечащий врач Зав. отделением Врач-эксперт Зам. директора по клинике

6 Анализ процесса мониторинга Истории болезни Акт медицинской экспертизы Протокол Сектора менеджмента качества. ИБ сдается в архив После выписки больного из стационара Руководитель СМК. Врач-эксперт. Статистик

В таблице представлен порядок проведения мониторинга медицинской помощи в Институте, который начинается с приёма пациента и заканчивается его выпиской. Мониторинг включает различные виды контроля (врачебный осмотр пациента, физикальный, лабораторный, функциональный, инструментальный, консультативный, статистический и т. д.) [7].

Уровень медицинских показателей на входе и на выходе оценивается клиникоконсультационной подкомиссией врачебной комиссии. Срок проведения различных форм и видов мониторинга устанавливается планом лечения пациентов.

Срок принятия решения КВМП не должен превышать 10-ти дней со дня оформления органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере здравоохранения направления пациента, а при очной консультации пациента — не более 3-х дней. Решение КВМП оформляется протоколом. При поступлении больного в Институт проводится необходимое обследование с целью уточнения диагноза, прогноза и разработки плана дальнейшего лечения и ведения пациента.

При выписке из стационара пациенту выдается выписной эпикриз с подробными данными о проведенном обследовании и лечении с рекомендациями по дальнейшему ведению больного в условиях санатория или противотуберкулезного диспансера по месту жительства [3].

В орган управления здравоохранением субъекта Российской Федерации направляется уведомление о результатах лечения и о количестве использованных квот.

Таким образом, проведение непрерывного мониторинга медицинской помощи больным туберкулезом обеспечивает требуемое качество лечебного процесса, позволяет планировать корректирующие действия, повышает эффективность системы менеджмента качества Института [6].

Список литературы

1. Международный стандарт ИСО 9001-2008 Система менеджмента качества.

Требования // http://www.iso.org

2. Международный стандарт ИСО 53092-2008 Система менеджмента качества.

Рекомендации по улучшению процессов в учреждениях здравоохранения // http://www.iso.org

3. Конти Тито. Самооценка в организациях / Пер. с англ. И. Н. Рыбакова, Г. Е. Герасимова. — М. : Стандарты и качество, 2000. — 328 с.

4. Плетнев Г. В. Порядок оформления медицинской карты стационарного больного (история болезни) / Г. В. Плетнев, П. И. Марков // Рабочая инструкция. — ННИИТ. — 2009. — 19 с.

5. Репин В. В. Процессный подход к управлению. Моделирование бизнес-процессов /

В. В. Репин, В. Г. Елиферов. — М. : Стандарты и качество, 2005. — 405 с.

6. Система менеджмента качества на основе принципов ИСО 9001 в медицинском научно-исследовательском учреждении / И. Ю Бедорева, М. А. Садовой, И. А. Соболева, В. Ю. Самарина // Материалы международной научно-практической конференции «Качество и полезность в экономической теории и практике». — Новосибирск : НГУЭУ, 2004. — С. 84-88.

7. Система управления качеством медицинской помощи / В. Иванова, О. Орлова, В. Егоров, В.Б урсин. — М. : Стандарты и качество, 2011. — № 3.

MEDICAL CARE MONITORING

I.B. Boltenkova

FSBE «Novosibirsk scientific research institute of tuberculosis» Minhealthsocdevelopment

(Novosibirsk c.)

The analysis of monitoring concerning the delivery of health care at patients with tuberculosis at FSBE «Novosibirsk scientific research institute of tuberculosis» Minhealthsocdevelopment for making correct administrative decisions at all stages of managing patient is surveyed in article.

Keywords: medical care monitoring, quality of medical care, medical commission.

About authors:

Boltenkova Irina Borisovna — post-graduate student of FSBE «Novosibirsk scientific research institute of tuberculosis» Minhealthsocdevelopment, e-mail: bolten1963@mail.ru

List of the Literature:

1. International standard ISO 9001-2008. Quality management system. Requirements //http://www.iso.org

2. International standard ISO 53092-2008 Quality management system. References on improvement of processes in health care establishments //http://www.iso.org

3. Conti Tito. Self-rating in organizations / Translation from English. I. N. Rybakov, G. E. Gerasimova. — M: Standards and quality, 2000. — 328 P.

4. Pletnev G. V. Order of execution of medical record of inpatient (case history) / G. V. Pletnev, P. I. Markov // Working instruction. — NSRIT. — 2009. — 19 P.

5. Repin V. V. Process approach to management. Modeling of business processes / V. V. Repin, V. G. Eliferov. — M: Standards and quality, 2005. — 405 P.

6. International standard ISO 9001-2008. Quality management system in medical research establishment / I. Y. Bedoreva, M. A. Sadovoy, I. A. Sobolev, V. Y. Samarin // Materials of international scientific and practical conference «Quality and utility in economic theory and practice». — Novosibirsk: NSUEM, 2004. — P. 84-88.

7. Control system of quality of medical care / V. Ivanov, O. Orlov, V. Egorov, V. B. — M: Standards and quality, 2011. — № 3.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.