Научная статья на тему 'Мониторинг, контроль и оценка качества образования на муниципальном уровне'

Мониторинг, контроль и оценка качества образования на муниципальном уровне Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
923
102
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Народное образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МУНИЦИПАЛЬНАЯ СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ / МОНИТОРИНГ / МУНИЦИПАЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ / МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ОРГАН УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЕМ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / НЕЗАВИСИМАЯ ОЦЕНКА КАЧЕСТВА УСЛОВИЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / MUNICIPAL EDUCATION SYSTEM / MONITORING / MUNICIPAL CONTROL / MUNICIPAL EDUCATIONAL MANAGEMENT BODY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тарасова Ирина Борисовна, Сидоркина Стелла Львовна, Малкин Александр Владленович

Регламентация проведения мониторинга, контроля и оценка качества образования в муниципальной системе образования. Практический опыт деятельности муниципальных органов управления образованием на примере Нижнего Новгорода. Новые требования к проведению независимой оценки качества условий образовательной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Monitoring, Control And Evaluation Of The Quality Of Education

The article is devoted to consideration of the specifics of the regulation of monitoring, control and evaluation of the quality of education in the municipal education system. The practical experience of the municipal bodies of education management in the city of Nizhny Novgorod is considered. Particular attention is paid to new requirements for an independent assessment of the quality of the conditions for the implementation of educational activities.

Текст научной работы на тему «Мониторинг, контроль и оценка качества образования на муниципальном уровне»

МО

УДК 373.1

НИТОРИНГ, КОНТРОЛЬ и оценка качества образования на муниципальном уровне

Ирина Борисовна Тарасова,

доктор педагогических наук, директор департамента образования города Нижнего Новгорода

Стелла Львовна Сидоркина,

кандидат педагогических наук, заместитель директора департамента образования города Нижнего Новгорода

Александр Владленович Малкин,

директор МАУ «Центр мониторинга и информационно-методического обеспечения», г. Нижний Новгород

Как провести мониторинг качества образования на муниципальном уровне? В статье раскрываются управленческие и организационные аспекты с опорой на законодательство в области образования.

• муниципальная система образования • мониторинг • муниципальный контроль • муниципальный орган управления образованием

• образовательная организация • независимая оценка качества условий образовательной деятельности

Мониторинг в муниципальной системе образования

За исключением Москвы и Санкт-Петербурга, большинство общеобразовательных и дошкольных образовательных организаций, организаций дополнительного образования в регионах Российской Федерации — муниципальные. Полномочия органов местного самоуправления, связанные с управлением муниципальной системой образования, определены как в Федеральном законе № 131-ФЗ, так и в Федеральном законе

№ 273-ФЗ.

В частности, в статье 97 Закона об образовании в РФ определены пол-

номочия органов местного самоуправления по обеспечению открытости и доступности информации о системе образования. Информация о муниципальной системе образования включает данные официального статистического учёта муниципальной системы образования, данные мониторинга муниципальной системы образования и иные данные в сфере образования на муниципальном уровне управления. Подчеркнём особо, что речь идёт об информационной открытости не только муниципальных образовательных организаций, но также органов местного самоуправления — управления в сфере образования.

Организация мониторинга муниципальной системы образования обеспечивается органами местного самоуправления. Так, в Нижнем Новгороде общая организация мониторинга муниципальной системы образования обеспечивается департаментом образования администрации города Нижнего Новгорода, а непосредственно мониторинг проводит МАУ ЦМИМО (Центр мониторинга и информационно-методического обеспечения).

Согласно определению в Законе об образовании в РФ, мониторинг системы образования представляет собой систематическое стандартизированное наблюдение за состоя -нием образования и динамикой изменений его результатов, условиями образовательной деятельности, контингентом учащихся, учебными и внеучебными достижениями, профессиональными достижениями выпускников организаций, состоянием сети организаций.

Порядок мониторинга системы образования, а также перечень обязательной информации, подлежащей мониторингу, установлен Постановлением Правительства РФ от 05.08.2013 № 662 «Об осуществлении мониторинга системы образования». Показатели мониторинга общего образования и дополнительного образования определены в настоящее время приказом Минобрнауки России от 22.09.2017 № 955 «Об утверждении показателей мониторинга системы образования».

При проведении мониторинга системы образования проверяются различные аспекты деятельности образовательных организаций на соответствие нормам действующего законодательства в сфере образования. Кроме этого, большое значение имеет информационная открытость образовательного учреждения и то, насколько данные, предоставленные различным пользователям в свободном доступе на сайте организации, соответствуют действительному положению дел в ней.

В рамках проведения мониторинга МАУ ЦМИМО проводится сбор и обобщение информации, формирование банков данных. Итоговый отчёт о проведении мониторинга системы образования и анализ состояния и перспектив развития муниципальной системы образования города в виде итогового отчёта ежегодно размещаются на официальном сайте администрации Нижнего Новгорода и на образовательном портале г. Н. Новгорода.

Мониторинг играет всё более важную роль в управлении муниципальной системой образования. Именно в процессе мониторинга происходит систематическое наблюдение за:

• динамикой изменений результатов в сфере образования;

• условиями образовательной деятельно-сти;

• контингентом учащихся;

• учебными и внеучебными достижения -ми;

• профессиональными достижениями выпускников;

• состоянием сети муниципальных образовательных организаций.

Эмпирическую базу для проведения мониторинга составляют:

• данные федерального статистического наблюдения;

• данные различных обследований деятельности муниципальных образовательных организаций Нижнего Новгорода (включая социологические обследования);

• информация, размещённая на официальных сайтах образовательных организаций в сети Интернет;

• информация, опубликованная в средствах массовой информации;

• информация, поступившая в органы местного самоуправления администрации города Нижнего Новгорода от организаций и граждан.

Большое внимание при проведении мониторинга уделяется соблюдению требований к размещению и обновлению

информации на официальном сайте образовательной организации в Интернете. В частности, проверяются сведения, размещённые на сайте образовательной организации: на соответствие установленным нормам обеспеченности основной учебной и методической литературой; на соответствие образовательных программ, учебных планов, рабочих программ, календарных учебных графиков требованиям федеральных государственных образовательных стандартов.

Ещё одна важная составляющая для проверки — соблюдение требований по внесению сведений в федеральную информационную систему обеспечения проведения государственной итоговой аттестации учащихся, освоивших основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования, и приёма граждан в образовательные организации для получения среднего профессионального и высшего образования (далее — ФИС ГИА и приёма) и (или) полнота и соответствие сведений, размещённых на официальном сайте образовательной организации.

С помощью мониторинга проводится непрерывный системный анализ и оценка состояния и перспектив развития образования в Нижнем Новгороде, что служит необходимым условием для принятия обоснованных, продуманных управленческих решений органами управления образованием и руководством администрации Нижнего Новгорода.

Кроме того, мониторинг способствует своевременному выявлению нарушений требований законодательства об образовании, объективно существующих потребностей в развитии сети, улучшении условий ведения образовательной деятельности.

Важным следствием качественного проведения мониторинга становится повышение результативности функционирования муниципальной образовательной системы за счёт повышения качества принимаемых для неё управленческих решений.

Самым существенным показателем результативности деятельности образовательной организации является удовлетворённость участ-

ников образовательного процесса качеством образовательных услуг. В связи с этим на образовательном портале Нижнего Новгорода проведено анонимное анкетирование 2018 родителей (законных представителей) и 3820 старшеклассников всех образовательных организаций города. Родителям для ответа были предложены две анкеты, первая из которых выявляла приоритеты характеристик качественного образования, а вторая — удовлетворённость качеством образования (будучи построенной по принципу от общего к частному).

Среди наиболее важных респонденты выделили: охрану и укрепление здоровья учащихся (100%), организацию качественного питания (100%), обеспеченность учебниками (100%), взаимоотношение с учителем (100%), профессионализм учителя (97%), использование современных технологий обучения и создание информационно-образовательной среды (96 /о), санитарно-гигиенические условия обучения (86%), организацию внеурочной деятельности (80%), хорошо оборудованные кабинеты (77%), применение нововведений, инноваций в образовании (74%).

На основной вопрос: «Общее удовлетворение образовательной деятельности образовательной организации» — 40% опрошенных ответили, что полностью удовлетворены этим показателем, 55 % оценили этот показатель в целом хорошо. Всего 2% респондентов не удовлетворены качеством предоставляемых образовательных услуг.

Большинство родителей оценивают уровень профессионализма учителей как высокий и довольно высокий

(96%).

Родители также в основном удовлетворены состоянием материально-технической и учебной базы ОО (98,97% соответственно).

100% респондентов считают, что содержание и преподавание учебных дисциплин соответствуют требованиям ФГОС.

89% ответивших считают, что применяемые на учебных занятиях методики и технологии способствуют повышению качества образования.

96% родителей согласны с тем, что в школах созданы условия для обеспечения участников образовательного процесса о деятельности образовательной организации.

86% родителей удовлетворены организацией внеурочной деятельности.

На третий вопрос: «Удовлетворение уровнем и качеством образования, получаемого в образовательной организации» — 56% родителей ответили положительно, 44% оценивает этот уровень в целом хорошо, но есть недостатки. Удовлетворительные и негативные ответы отсутствуют.

Результаты анкетирования позволили сделать вывод о том, что родители в целом удовлетворены качеством образовательной деятельности, качеством предоставляемых образовательных услуг и уровнем образования, получаемого их детьми в образовательных организациях, и по пятибалльной системе родители поставили школам «4+». В то же время ряду педагогических коллективов необходимо активнее работать в направлении предоставления качественных образовательных услуг при организации внеурочной деятельности, а также по вопросам обеспечения открытости образовательной организации.

Учащиеся, принявшие участие в анкетировании, также в целом положительно оценивают качество предоставления образовательных услуг, однако следует обратить внимание на повышение мотивации учащихся к повышению знаний (ведь только

37% респондентов ответили, что им интересно на уроках), на организацию внеурочной деятельности (ей полностью удовлетворены 38% респондентов), обеспечением оптимального режима учебных занятий (22% удовлетворены расписанием учебных занятий). Кроме того, старшеклассники считают, что учителя не всегда справедливо оценивают их работу на уроках (51%), а с желанием участвуют в олимпиадах и конкурсах лишь 38% респондентов.

Таким образом, результаты исследования мнений учащихся позволили сделать вывод о том, что педагогическим коллективам необходимо активнее внедрять современные методы обучения и воспитания, оптимизировать внеурочную деятельность и работу с одарёнными детьми, а также больше обращать внимание на создание благоприятного психологического климата в школе.

В то же время опыт проведения мониторинга системы образования и независимой оценки качества образовательной деятельности позволяет сделать выводы о необходимости систематического проведения мониторинга качества образования по следующим параметрам:

• освоение и внедрение педагогических технологий, способствующих повышению качества образования;

• разработка плана повышения профессиональной компетентности педагогов;

• эффективное использование имеющихся электронных, информационных ресурсов для развития творческого потенциала учащихся;

• создание системы взаимодействия

с потребителями образовательных услуг.

• реализация приёма обращений и информирование о ходе рассмотрения обращений, с использованием электронной почты, телефона и электронных ресурсов на сайте образовательной организации.

Муниципальный контроль и возможные последствия проведения мониторинга

При проведении мониторинга системы образования проверяются различные аспекты деятельности образовательных организаций на соответствие нормам действующего законодательства в сфере образования, тем самым фактически в ходе мониторинга проводится контроль, что пока ещё не осознано муниципальными образовательными организациями, однако уже коснулось негосударственных учреждений.

Кроме того, органы управления образованием ведут контроль за выполнением муниципальных заданий, выданных подведомственным муниципальным учреждениям. При этом Федеральным законом от 07.06.2017 г. № 118-ФЗ были внесены изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, в результате чего глава 15 была дополнена статьёй 15.15.5—1 «Невыполнение государственного (муниципального) задания», устанавливающей ответственность за невыполнение государственного или муниципального задания соответствующим учреждением.

Таким образом, в настоящее время за невыполнение муниципального задания установлена административная ответственность: невыполнение муниципального задания влечёт предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от ста до одной тысячи рублей. Повторное совершение административного правонарушения влечёт наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей.

Кроме того, согласно части 5 статьи 93 Закона об образовании, основаниями для проведения внеплановых проверок организаций в рамках государственного контроля (надзора) в сфере образования наряду с другими основаниями — выявление органами по контролю и надзору в сфере образования нарушения требований законодательства об образовании, в том числе требований федеральных государственных образовательных

стандартов, на основе данных мониторинга в системе образования, предусмотренного статьёй 97 настоящего Федерального закона.

Таким образом, если в результате мониторинга системы образования в деятельности муниципальной образовательной организации выявлены какие-либо нарушения, а территориальный орган Рособрнадзора на результаты мониторинга обратит внимание, это может стать основанием для проведения проверки и привлечения к ответственности. В качестве основания проведения внеплановой проверки в приказе Рособрнадзора будет указан пункт 2 части 5 статьи 93 Закона об образовании в РФ, причём данным законом не предусмотрено согласование проведения проверок с органами прокуратуры.

В соответствии с разъяснениями Мин-обрнауки России от 26 мая 2016 № АП-889/02 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки как один из государственных органов государственной власти, указанных в пункте 4 Правил, вправе при проведении мониторинга проводить сбор, обработку и анализ информации как в части контроля качества образования, так и выявления нарушения требований законодательства об образовании в целом. В связи с этим нарушения, выявленные на основе данных мониторинга, или факт таких нарушений по решению Рособрнадзора могут быть основанием для проведения мероприятий по контролю в рамках государственного контроля (надзора) в сфере образования как в полном объёме, так и только в части контроля качества образования.

Кроме того, Минобрнауки России указанным письмом также разъяснил, что: «согласно части 4 статьи 10, статьёй 11, 12 и 14 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ

«О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» при проведении внеплановой проверки одним из обязательных условий является указание (предъявление) основания проведения проверки. Для сферы образования одним из оснований для проведения внеплановых проверок организаций, осуществляющих образовательную деятельность является выявление органами по контролю и надзору в сфере образования нарушения требований законодательства об образовании, в том числе, требований федеральных государственных образовательных стандартов, на основе данных мониторинга в системе образования, предусмотренного статьёй 97 Федерального закона № 273-Ф3 (пункт 2 части 5 статьи 93 Федерального закона № 273-Ф3). При этом, как следует из пункта 8 Правил на официальных сайтах органов государственной власти в сети Интернет не реже 1 раза в год в соответствии со сроками, установленными указанными органами государственной власти, ежегодно должны публиковать только результаты проведённого анализа состояния и перспектив развития системы образования».

Частные образовательные учреждения уже попадали под такие проверки. В частности, проведена внеплановая выездная проверка в отношении НОЧУ СОШ «Русский Гарвард» на основании распоряжения Департамента образования города Москвы. По результатам проведённой аккредитационной экспертизы основных общеобразовательных программ, реализуемых НОЧУ СОШ «Русский Гарвард», экспертами установлено несоответствие содержания и качества подготовки учащихся требованиям федеральных государственных стандартов. Согласно перечню, экспертами установлено несоответствие содержания и качества подготовки учащихся требованиям федеральных государственных образовательных программ, экспертами, в частности, указано

на отсутствие календарного учебного графика, отсутствие рабочих программ по учебным предметам и курсов внеурочной деятельности, нарушение предельно-допустимой аудиторной учебной нагрузки в соответствии с требованиями СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» и др.

Частное образовательное учреждение пыталось оспорить в судебном порядке распоряжение уполномоченного органа о проведении внеплановой выездной проверки, однако судами в этом было отказано (постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 26.04.2017 № 09АП-12159/2017 по делу № А40-237600/16).

Оценка качества образовательной деятельности на муниципальном уровне

Важным шагом в повышении открытости муниципальной системы образования стало проведение независимой оценки образовательной деятельности с последующим размещением полученных результатов на официальном сайте.

Независимая оценка качества образовательной деятельности (далее — НОКОД) — оценочная процедура, которая направлена на получение сведений об образовательной деятельности организаций о качестве подготовки учащихся и реализации образовательных программ, предоставление участникам отношений в сфере образования соответствующей информации об уровне организации работы по реализации образовательных программ на основе общедоступной информации и улучшения информированности потребителей о качестве работы образовательных организаций.

Муниципальной нормативной правовой базой проведения НОКОД в Нижнем

Новгороде стало постановление администрации города Нижнего Новгорода от 19.10.2017 № 4992 «О формировании независимой оценки качества образовательной деятельности муниципальных образовательных организаций города Нижнего Новгорода, осуществляющих образовательную деятель -ность». Указанным муниципальным правовым актом департамент образования администрации города был определён уполномоченным, ответственным за организацию независимой системы оценки качества образовательной деятельности муниципальных образовательных организаций города Нижнего Новгорода, осуществляющих образовательную деятель -ность.

Департаментом в целях проведения НОКОД был создан Общественный совет по проведению независимой оценки качества образовательной деятельности организаций Нижнего Новгорода и организована его работа, а также определена в установленном порядке организация — оператор, ответственный за проведение независимой оценки качества оказания услуг муниципальных образовательных организаций. По итогам проведения НОКОД в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» размещена информация о проведении независимой оценки качества работы муниципальных образовательных организаций Нижнего Новгорода.

НОКОД в городе Нижнем Новгороде проводилась путём интегральной оценки результатов экспертной оценки и анкетирования участников образовательного процесса. НО-КОД проведена в отношении 498 образовательных организаций, в том числе 167 общеобразовательных организаций (школ).

В соответствии с частью 5 статьи 95.2 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» используемыми источниками информации для анализа стали сайты образовательных организаций и результаты анкетирования потребителей образовательных услуг (родителей и учащихся).

Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 22 июля 2015 г. № 116н утверждён состав информации

о результатах независимой оценки качества образовательной деятельности организаций, оказания услуг организациями культуры, социального обслуживания, медицинскими организациями, размещаемой на официальном сайте для размещения информации о государственных и муниципальных учреждениях в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и Порядок размещения информации о результатах независимой оценки качества образовательной деятельности организаций, оказания услуг организациями культуры, социального обслуживания, медицинскими организациями на официальном сайте для размещения информации о государственных и муниципальных учреждениях в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Порядок определяет правила размещения информации о результатах независимой оценки качества образовательной деятельности организаций, оказания услуг организациями культуры, социального обслуживания, медицинскими организациями на официальном сайте для размещения информации о государственных и муниципальных учреждениях в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Размещение информации о результатах независимой оценки качества образовательной деятельности организаций, оказания услуг организациями культуры, социального обслуживания, медицинскими организациями на официальном сайте проводится органами государственной власти и органами местного самоуправления.

В частности, такое размещение проводится органами местного самоуправления в соответствии с пунктом 2 части 10 статьи 95.2 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» в отношении подведомственных образовательных организаций,

как на официальном сайте http://bus.gov.ru, так и на официальных сайтах органа местного самоуправления. Публикация данных на сайте bus.gov.ru (на отдельной вкладке «Результаты независимой оценки») сделала общедоступными сведения о качестве деятельности муниципальных образовательных учреждений, а также обо всех этапах процесса оценки: работе общественного совета, оператора и органа власти.

В Нижнем Новгороде в проведённом в рамках НОКОД анкетировании приняли участие 30 178 респондентов (родители и учащиеся старших классов). Отрадно, что доля получателей образовательных услуг, удовлетворённых качеством предоставляемых образовательных услуг, от общего числа опрошенных получателей образовательных услуг по общеобразовательным организациям составила 96,4%.

Для оценивания муниципальных образовательных организаций использовались показатели, характеризующие общие критерии оценки качества образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность, утверждённые приказом Министерства образования и науки РФ от 5 декабря 2014 г. № 1547. Средний балл по общеобразовательным организациям города Нижнего Новгорода составил 130,38.

Рейтинг интегральных результатов НО-КОД по Российской Федерации представлен 4 группами:

• 1 группа — 129—160 баллов (в 1 группу вошли 100 школ города Нижнего Новгорода);

• 2 группа — 97 — 128 баллов (во 2 группу вошли 66 школ города Нижнего Новгорода);

• 3 группа — 64—96 балла (в 3 группу вошла 1 школа города Нижнего Новгорода);

• 4 группа — 32—63 балла (в 4 группу — 0).

Новые требования к проведению НОК

Статья Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» в конце 2017 года претерпела значительные изменения, и независимая оценка качества условий осуществления образовательной деятельности (далее — НОК) организациями теперь должна проводиться с учётом произведённых в законодательстве изменений.

Т V

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1еперь, в целях создания условии для проведения независимой оценки качества условий осуществления образовательной деятельности организациями, общественные палаты (советы) муниципальных образований по обращению органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов вправе формировать из числа представителей общественных организаций, созданных в целях защиты прав и законных интересов учащихся и (или) родителей (законных представителей) несовершеннолетних учащихся, общественных объединений инвалидов общественные советы по проведению независимой оценки качества условий осуществления образовательной деятельно-сти муниципальными образовательными организациями, и утверждать их состав. Общественные палаты (советы) муниципальных образований информируют органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов о составе созданных при этих органах общественных советов по проведению независимой оценки качества условий образовательной деятельности организаций.

Состав общественного совета по проведению независимой оценки качества условий осуществления образовательной деятельности организациями утверждается сроком на три года. При формировании общественного совета по независимой оценке качества на новый срок

должно проводиться изменение не менее трети его состава.

В состав общественного совета по независимой оценке качества не могут входить представители органов государственной власти и органов местного самоуправления, представители общественных объединений в сфере образования, руководители (их заместители) и работники организаций в указанной сфере. При этом общественный совет по независимой оценке качества может привлекать к работе представителей общественных объединений в сфере образования, общественной палаты для обсуждения и формирования результатов такой оценки.

Число членов общественного совета по независимой оценке качества не может быть менее пяти человек. Члены общественного совета по независимой оценке качества участвуют в этой деятельности на общественных началах. Информация о деятельности соответствующего общественного совета по независимой оценке качества подлежит размещению в сети «Интернет» на официальном сайте органа местного самоуправления муниципального района или городского округа. Положение об общественном совете по независимой оценке качества утверждается органом местного самоуправления, при котором создан указанный общественный совет.

Независимая оценка качества условий осуществления образовательной деятельности организациями теперь должна проводиться по таким общим критериям, как:

• открытость и доступность информации об организациях;

• комфортность условий, в которых осуществляется образовательная деятельность; доброжелательность, вежливость работников;

• удовлетворённость условиями ведения образовательной деятельности организаций,

а также доступность услуг для инвалидов.

Показатели, характеризующие общие критерии оценки качества условий осуществления образовательной деятельности организациями, по-прежнему устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, реализующим задачу по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулиро-

ванию в сфере образования, но с предварительным обсуждением на общественном совете по независимой оценке качества.

Как и ранее, независимая оценка качества условий образовательной деятельности организациями проводится общественными советами по независимой оценке качества не чаще чем один раз в год и не реже чем один раз в три года в отношении одной и той же организации.

Общественные советы по независимой оценке качества при органах местного самоуправления:

1) определяют перечни организаций,

в отношении которых проводится независимая оценка;

2) принимают участие в рассмотрении проектов документации о закупках работ, услуг, а также проектов муниципальных контрактов, заключаемых органами местного самоуправления

с организацией, которая осуществляет сбор и обобщение информации о качестве условий осуществления образовательной деятельности организациями (оператор);

3) проводят независимую оценку качества условий осуществления образовательной деятельности организациями

с учётом информации, представленной оператором;

4) представляют в органы местного самоуправления результаты независимой оценки качества условий осуществления образовательной деятельности организациями, а также предложения об улучшении их деятельности.

Заключение муниципальных контрактов на выполнение работ, оказание услуг по сбору и обобщению информации о качестве условий осуществления образовательной деятельности организациями

в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

При этом органы местного самоуправления должны обеспечить на официальных сайтах в сети «Интернет» техническую возможность выражения мнений гражданами о качестве условий образовательной деятельности организаций.

Установлены и последствия для руководителей муниципальных образовательных организаций, которые обязаны принимать меры по результатам НОК. Руководители муниципальных организаций несут ответственность за непринятие мер по устранению недостатков, выявленных в ходе независимой оценки качества условий осуществления образовательной деятельности организация-ми, в соответствии с трудовым законодательством. В трудовых договорах с руководителями указанных организаций в показатели эффективности работы руководителей в обязательном порядке теперь включаются результаты независимой оценки качества условий осуществления образовательной деятельности организациями и выполнения плана по устранению недостатков, выявленных в ходе такой оценки. Иными словами, для руководителей муниципальных учреждений предусмотрена персональная ответственность за необеспечение обратной связи по итогам независимой оценки.

Более того, результаты НОК коснутся и непосредственно чиновников, занятых в муниципальных органах управления образованием, так как новой редакцией статьи 95.2. Закона об образовании в РФ предусмотрено, что результаты независимой оценки качества условий осуществления образовательной деятельности организациями учитываются при оценке эффективности деятельности руководителей органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов.

С учётом этого важной задачей для руководителей муниципальных учреждений и органов управления образованием становится улучшение условий оказания услуг гражданам и своевременное устранение недостатков, выявленных при проведении оценки этих условий. После получения информации от общественного совета органам управления образованием необходимо не только рассмотреть результаты и учесть их при выработке мер по совершенствованию деятельности подведомственных учреждений, но и использовать эти сведения для оценки работы руководителей учреждений. В течение первого квартала года, следующего за отчётным, предстоит подготовить и утвердить для подведомственных учреждений планы по устранению недостатков, выявленных в ходе независи-

" туч

мой оценки качества. Кроме того, в органах управления образованием необходимо будет назначить должностных лиц, ответственных не только за размещение информации о результатах оценки на официальном сайте bus.gov.ru, но и за ведение мониторинга посещений гражданами этого сайта и их отзывов, а также за организацию работы по устранению выявленных недостатков и информирование граждан о принятых мерах на официальном сайте.

В заключение отметим, что независимая оценка качества не оригинальное изобретение, а заимствование зарубежного опыта. На протяжении последних десятилетий в развитых странах применяется способ управления по результатам, основным инструментом которого является оценка эффективности деятельности структур государственного сектора экономики, в число которых входят и образовательные организации. А ведь, как показал опыт последних десятилетий, заимствование зарубежного опыта не всегда приводит к положительным изменениям в любой сфере, в том числе и в сфере образования.

Практика показала, что в условиях использования системы такого оценивания в качестве основного управленческого механизма со временем она преобразуется в форму особой отчётности, в рамках ведения которой существует возможность выдать требуе мый в рамках оценки результат за реаль-

" туч

ный, завысить показатели оценивания. Кроме того, если хороший результат производится за вознаграждение, то можно сравнивать лишь деятельность организаций, которые не слишком отличаются между собой (в том числе по условиям деятельности). При различиях, влекущих за собой существенную дифференциацию, и в качестве работы образовательных организаций появляется мощный стимул для введения дополнительных дискриминирующих показателей

для успешных организаций с целью защиты менее эффективных.

Иными словами, чем более хорошо работает организация, тем более высокую планку требований ей задают, в том числе и общество при оценивании. А руководителю хорошей школы приходится прилагать всё больше и больше усилий, чтобы удержаться на заслуженно завоёванном высоком месте в рейтинге. Получается парадокс: хорошая работа в системе независимой оценки качества условий осуществления образовательной деятельности может быть наказуема. НО

Monitoring, Control And Evaluation Of The Quality Of Education

Irina B. Tarasova, doctor of pedagogical sciences, director of the department of education of the city of Nizhny Novgorod

Stella L. Sidorkina, candidate of pedagogical sciences, deputy director of the department of education of the city of Nizhny Novgorod

Alexander V. Malkin, Director of the MAS «Monitoring and Information and Methodological Support Center» of the city of Nizhny Novgorod

Abstract. The article is devoted to consideration of the specifics of the regulation of monitoring, control and evaluation of the quality of education in the municipal education system. The practical experience of the municipal bodies of education management in the city of Nizhny Novgorod is considered. Particular attention is paid to new requirements for an independent assessment of the quality of the conditions for the implementation of educational activities.

Keywords: municipal education system, monitoring, municipal control, municipal educational management body, educational organization independent assessment of the quality of the conditions for the implementation of educational activities.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.