Научная статья на тему 'МОНИТОРИНГ КОНСТИТУЦИОННЫХ НОВОСТЕЙ. ФЕВРАЛЬ – МАРТ • 2011. '

МОНИТОРИНГ КОНСТИТУЦИОННЫХ НОВОСТЕЙ. ФЕВРАЛЬ – МАРТ • 2011. Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
14
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы —

«Мониторинг конституционных новостей» - это уникальная подборка коротких новостных сообщений о наиболее интересных и важных с конституционно-правовой точки зрения событиях и решениях в различных странах мира. Безусловно, в рамках этой рубрики речь не идет о предоставлении исчерпывающей информации по каждой из стран, набор которых варьируется от номера к номеру. Наша задача - дать ориентиры, помочь найти отправные точки для глубоких исследований, обозначить тенденции и проблемы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «МОНИТОРИНГ КОНСТИТУЦИОННЫХ НОВОСТЕЙ. ФЕВРАЛЬ – МАРТ • 2011. »

МОНИТОРИНГ КОНСТИТУЦИОННЫХ НОВОСТЕЙ

«Мониторинг конституционных новостей» - это уникальная подборка коротких новостных сообщений о наиболее интересных и важных с конституционно-правовой точки зрения событиях и решениях в различных странах мира. Безусловно, в рамках этой рубрики речь не идет о предоставлении исчерпывающей информации по каждой из стран, набор которых варьируется от номера к номеру. Наша задача - дать ориентиры, помочь найти отправные точки для глубоких исследований, обозначить тенденции и проблемы.

ФЕВРАЛЬ - МАРТ • 2011

Гватемала

8 марта 2011 года первая леди Гватемалы Сандра Торрес объявила о намерении баллотироваться на президентских выборах от правящей партии страны. Супруга действующего Президента Альваро Колома заявила, что приняла это решение потому, что пользуется у своих соотечественников большой популярностью. Своей целью Сандра Торрес объявила строительство в Гватемале государства «социального мира и надежды».

Конституция страны запрещает близким родственникам действующего Президента выставлять свою кандидатуру на выборах (статья 186). Однако юристы Сандры Торрес утверждают, что этот запрет противоречит конституционному праву каждого гражданина Гватемалы баллотироваться на пост Президента страны.

Решение о том, сможет ли супруга Президента участвовать в выборах, предстоит принять Конституционному суду Гватемалы. В случае победы Сандра Торрес станет первой женщиной-президентом в истории Гватемалы. Но для Латинской Америки в целом это уже станет определенной тенденцией: в 2007 году Президентом Аргентины была избрана Кристина Киршнер, 1 января 2011 года присягу приняла глава Бразилии Дилма Руссефф.

Египет

Как мы уже писали ранее, после массовых волнений в Египте, завершившихся отставкой Президента страны Хосни Мубарака 11 февраля 2011 года, Высший военный совет Египта временно взял на себя управление страной на шесть месяцев или до новых парламентских и президентских выборов.

В переходный период глава Высшего военного совета Египта, министр обороны Мо-хаммед Тантави, будет руководить внутренней политикой и представлять страну на международной арене. При этом руководство страны обязуется соблюдать все договоры и международные уставы, к которым Египет присоединился ранее. Заметим, что министр обороны является одним из представителей высшей бюрократии периода Президента Муба-рака, в связи с чем в последнее время все отчетливее звучат призывы к его отставке.

Но как бы то ни было, 26 февраля Высший военный совет Египта поддержал поправки к Конституции, предложенные Конституционной комиссией, которые затем были вынесены на референдум, состоявшийся 19 марта. Параллельно с этим процессом 7 марта к присяге было приведено новое переходное правительство страны, возглавляемое Эссамом Шарафом, которое официально приступило к работе на следующий день.

Референдум по поправкам в Конституцию Египта прошел при необычайно высокой явке избирателей. По сообщениям Высшего судебного совета, организовавшего и контролировавшего нынешний референдум, на некоторых участках пришлось заказывать доставку дополнительных бюллетеней и урн, поскольку число желающих проголосовать за конституционные поправки с первых часов значительно превысило технические возможности многих избирательных центров. Открытые в течение всего дня 54 тысячи участков для голосования приняли 16 из 20 миллионов египтян, имеющих право голоса. Кроме того, на всех без исключения участках с самого утра находились добровольные наблюдатели из числа членов различных политических партий Египта, общественных и молодежных организаций. Серьезных нарушений на участках в Египте не зафиксировано. Наблюдатели объясняют такую небывалую для Египта активность избирателей тем, что люди после отставки Президента Хосни Мубарака впервые за многие годы действительно поверили в возможность настоящих демократических преобразований в их стране и перемен к лучшему.

На референдуме египетским гражданам было предложено проголосовать по вопросу изменения восьми статей Конституции и отмене одной. Отмене подлежит, согласно поправкам, статья 179, которая наделяла Президента особыми полномочиями в целях противостояния террористической угрозе. Процедура введения чрезвычайного положения, которое фактически непрерывно действовало в стране последние 30 лет, изменяется: введение этого особого режима управления теперь должен будет утверждать парламент. Поправки также предусматривают сокращение президентского срока с шести до четырех лет и введение ограничения возможности повторного избрания одного и того же лица двумя сроками подряд. Изменяются и правила выдвижения кандидата на пост Президента. Помимо указанных изменений египтяне поддержали предложение Высшего военного совета Египта об определении даты выборов в Народное собрание Египта. Они пройдут уже в ближайшем июне. А в сентябре жители Египта должны будут избрать нового Президента страны. Пока же власть в стране в переходный период будут по-прежнему кон-

тролировать военные, которые разработали график постепенной передачи полномочий гражданским лицам.

Индия

Решение Верховного суда Индии по делу Гопал Дасс против Индийского Союза (Gopal Dass thr. Brother Anand Vir v. Union of India & ANR), вынесенное 14 марта 2011 года, интересно тем, что адресовано не индийским государственным органам, как можно подумать сначала, а правительству Пакистана. Выступая от имени гражданина Индии, находящегося в заключении в Пакистане с 1984 года, Верховный суд Индии призвал пакистанские власти освободить заключенного как можно скорее. Этот человек был осужден в 1986 году за неумышленный переход индо-пакистан-ской границы (данные, предоставленные Пакистаном относительно наказания в виде лишения свободы, разнятся — 25 лет либо пожизненное заключение). До этого он провел два года в местах предварительного заключения. Естественно, что формально одной из сторон в этом деле было само индийское государство в лице уполномоченных органов. Гражданин обращался к своему государству с просьбой приложить все усилия для его освобождения и возвращения на родину.

В пункте 8 данного решения Верховный суд Индии признал, что, разумеется, не обладает полномочиями давать указания властям Пакистана. Отметив, однако, в пункте 9 того же решения, что это не мешает индийскому Верховному суду просить пакистанские власти рассмотреть обращение заявителя для его освобождения путем зачета оставшейся части срока наказания. На первый взгляд сама идея Верховного суда Индии обратиться напрямую к властям Пакистана может показаться странной и неуместной. В конце концов, Суд не может просто отправить копию решения по почте правительству Пакистана. Однако в пункте 15 решения указывается, по какой схеме будет осуществляться координация между Верховным судом Индии и правительством Пакистана, а именно: Генеральный прокурор Индии сообщит о принятом решении Верховному комиссару Пакистана в Индии, который непосредственно свяжется с уполномоченными государственными органами Пакистана.

Другие суды страны уже намерены применять данное решение в качестве судебного прецедента. Идея коммуникации между национальными судами и правительствами иностранных государств с целью защиты прав своих граждан может стать переломной точкой в межгосударственном сотрудничестве. Но какие бы благие цели не преследовал Верховный суд Индии, стоит разграничивать компетенцию государственных органов, а также четко определить роль суда в государстве вообще.

Следует признать, что с учетом размытой границы между законом и политикой в Индии такие шаги со стороны Верховного суда не кажутся чрезмерными, ведь, как весьма точно подметил однажды журналист Саймон Робинсон, Верховный суд Индии «правит страной».

Упомянутое решение Верховного суда Индии заслуживает внимания и весьма необычной для официальных текстов судебных решений в большинстве стран манерой изложения. Так, решение предваряет эпиграф, представляющий собой строки пакистанского поэта, а в тексте встречаются выдержки из пьесы Шекспира «Венецианский купец».

Ирландия

Так называемая вторая волна мирового финансового кризиса в итоге обернулась для Ирландии не только отставкой правительства, но и внеочередными парламентскими выборами, состоявшимися 25 февраля 2011 года. Следует напомнить, что из-за непопулярности мер, предпринятых правительством в попытке остановить финансовый кризис, начавшийся еще в 2008 году, премьер-министр Брайан Коуэн подал в отставку. Правящая коалиция, состоявшая из партии «Фианна Файл» (Fianna Fail) и «зеленых», распалась еще в конце января, а парламент был распущен 1 февраля 2011 года.

Выборы завершились убедительной победой партии «Фине Гэл» (Fine Gael), которая вместе с Лейбористской партией Ирландии (ЛПИ) образовала правящую коалицию. Формирование нового коалиционного правительства завершилось 9 марта 2011 года.

Число министерств осталось неизменным. Пятнадцать министерских мест распределились следующим образом: десять достались

партии «Фине Гэл», пять — лейбористам. Новым премьер-министром стал лидер партии «Фине Гэл» Энда Кенни, его заместителем и одновременно министром иностранных дел и торговли — лидер ЛПИ Эймон Гилмор. Ключевой пост министра финансов получил член «Фине Гэл» Мичал Нунан.

Италия

Италия отстояла право размещать католическую символику в общеобразовательных государственных школах. Большая палата Европейского Суда по правам человека 18 марта 2011 года вынесла новое решение по делу Лаутси против Италии (Lautsi v. Italy). Пятнадцатью голосами против двух судьи отменили постановление Второй палаты, вынесенное 3 ноября 2009 года. Тогда судьи единогласно приняли решение в пользу заявителя.

Гражданка Италии Сойле Лаутси (Soile Lautsi), подавшая жалобу от своего имени и от имени своих детей — Датаико (Dataico) и Сами Альбертин (Sami Albertin), утверждала, что наличие креста-распятия в помещениях классов школы, посещаемой ее детьми, является нарушением права свободно исповедовать свои убеждения и религию, а также права на получение образования в соответствии со своими религиозными и философскими убеждениями.

В своем решении 2009 года Европейский Суд постановил, что размещение в классах государственных школ символики в виде креста-распятия, которая ассоциируется с католицизмом, нарушает право родителей воспитывать детей сообразно собственным убеждениям, равно как и право детей, проходящих процесс обучения, не придерживаться определенных религиозных убеждений.

Однако 28 января 2010 года правительство Италии на основании статьи 43 Конвенции о защите прав человека и основных свобод обратилось с ходатайством о передаче дела в Большую палату Европейского Суда. В итоге решение Большой палаты сохранило за Италией право размещать распятие в классах общеобразовательных школ. Аргументируя вынесенное решение, Суд указал на то, что, во-первых, решение вынесено в соответствии с понятием толерантности, а, во-вторых, распятие является «пассивным» символом

и не может побуждать человека к какому-либо действию, поэтому не представляет собой угрозы.

Казахстан

Еще 31 января 2011 года Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев, находящийся у власти уже 20 лет, предложил провести досрочные президентские выборы, несмотря на то что этим почти на два года сокращается срок его нынешних полномочий. Но для реализации этой идеи потребовалось изменить Конституцию. В итоге 2 февраля 2011 года Парламент Казахстана принял Закон «О внесении дополнения в Конституцию Республики Казахстан», наделяющий действующего главу государства правом объявлять досрочные президентские выборы, которые будут проводиться в порядке и в сроки, установленные конституционным законом. В тот же день Закон был подписан Президентом.

Интересно, что о своем намерении провести досрочные президентские выборы Президент Назарбаев объявил после того, как Конституционный совет признал не соответствующим Конституции принятый Парламентом закон, который предусматривал проведение референдума по продлению полномочий действующего Президента до 2020 года вместо проведения выборов в 2012 году. Заметим, что инициаторы референдума собрали в поддержку своей идеи более 5 миллионов подписей казахстанцев.

Китай

13 марта 2011 года в пекинском Доме народных собраний завершилась сессия Всекитайского комитета Народного политического консультативного совета (ВК НПКСК) — главного совещательного органа в политической системе Китая. Сессии ВК НПКСК традиционно проходят параллельно с сессиями Всекитайского собрания народных представителей (ВСНП) — высшего органа государственной власти страны, согласно Конституции 1982 года.

Члены ВК НПКСК представили почти 6 тысяч предложений и замечаний по проекту 12-го пятилетнего плана экономического и социального развития Китая (2011—2015), рассмотрели вопросы, связанные с реформи-

рованием социалистической законодательной системы, обсудили пути повышения жизненного уровня населения.

Будучи органом Единого народно-демократического фронта, ВК НПКСК объединяет политические партии и общественные организации, действующие под руководством Коммунистической партии Китая. В его состав входят представители основных религиозных конфессий и национальностей Китая, включая элосов — китайских русских, живущих в приграничных районах на севере и северо-востоке Китая.

Марокко

Массовые демонстрации с требованием различного рода реформ охватывают все новые и новые страны Северной Африки и арабского мира. С 20 февраля 2011 года в Марокко проходят манифестации с требованием демократических перемен.

Король Марокко Мохаммед VI 9 марта 2011 года выступил с телеобращением к нации, в котором пообещал провести конституционные реформы. Эта инициатива монарха рассматривается как значительный шаг на пути укрепления демократии. Предполагаются политические, экономические и социальные реформы, а так же реформы в области культуры, для того чтобы все государственные институты исполняли свои функции.

Мохаммед VI сообщил, что реформа должна подтвердить статус премьер-министра как главы исполнительной власти, полностью ответственного за действия правительства. Глава кабинета будет назначаться из представителей парламентского большинства. Кроме того, поправки должны предусматривать укрепление независимости судов и защиту прав женщин.

Подготовкой проекта документа, который должен быть официально представлен королю до июня, а затем вынесен на референдум, займется специальный комитет. Думается, что дальнейший ход событий предсказать достаточно трудно. В последнее время в странах, где происходили массовые протесты, наблюдаются самые разные сценарии, например полная смена режима (Тунис, Египет) или фактически гражданская война (Ливия). Продолжаются массовые выступления в Иордании (1 февраля правительство отправ-

лено в отставку), Бахрейне (14 марта для поддержания порядка в страну введены вооруженные силы Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива, на следующий день объявлен режим чрезвычайного положения), Омане и других государствах.

Португалия

Еще одной страной, сполна ощутившей вторую волну финансового кризиса, стала Португалия. В феврале и марте 2011 года в Португалии прошли массовые забастовки работников транспорта в связи с сокращениями заработной платы в государственных и ее «замораживанием» в частных транспортных компаниях. По требованию Европейского Союза правительство Португалии намерено пойти на сокращение государственных расходов в целях уменьшения дефицита бюджета. Кроме того, португальские профсоюзы протестуют против планов правительства сократить на 5 % число рабочих мест в государственном секторе, что также является частью политики жесткой экономии. Бастующие выступали против политики жесткой экономии, проводимой правительством меньшинства правоцентристской Социалистической партии. В результате предпринятых властями мер в этом году понизились зарплаты, повысились налоги, многие трудящиеся потеряли право на получение различных социальных пособий и льгот.

На фоне этих событий 9 марта 2011 года Президент Португалии Анибал Каваку Сил-ва, переизбранный на второй срок, официально вступил в должность. Напомним, что президентские выборы в Португалии прошли 23 января 2011 года. Анибал Каваку Силва победил в первом туре, набрав 52,9 % голосов. Таким образом, период «сосуществования» консервативного Президента (Силва представляет правоцентристскую Социал-демократическую партию) и правительства социалистов, который начался еще в 2006 году, когда Силва выиграл выборы в первый раз, став первым Президентом со времени «Революции гвоздик» 1974 года, не являющимся членом Социалистической партии, продолжился.

Пообещав быть беспристрастным и нейтральным к различным политическим партиям, Президент начал свою инаугурационную

речь с того, что раскритиковал политику правительства и обратился к серьезным экономическим проблемам и положению молодежи, не находящей для себя места в нынешнем обществе. По мнению Президента, выход возможен, хотя он будет непростым. Он призвал предпринять коллективные усилия, чтобы развивать производство, лучше использовать естественные преимущества страны в таких традиционных отраслях, как туризм, поощрять компании, создающие рабочие места. Вместе с тем глава государства пообещал содействовать политической стабильности, которую он назвал необходимым условием для проведения реформ.

Но предотвратить политический кризис в стране оказалось непросто. 23 марта 2011 года правительство социалиста Жозе Сократа-ша ушло в отставку после того, как парламент отверг программу сокращения бюджетных расходов. Премьер-министр Сократеш, по его словам, пытался уберечь Португалию от участи Греции и Ирландии, однако парламент проголосовал против предложенных им мер по ужесточению бюджетной политики — недовольство вызвало предложение ввести специальный налог на пенсии.

Россия

Безусловно, одним из важнейших событий февраля 2011 года стало вступление в силу Договора между Российской Федерацией и Соединенными Штатами Америки о мерах по дальнейшему сокращению и ограничению стратегических наступательных вооружений, СНВ-III (Treaty between the United States of America and the Russian Federation on Measures for the Further Reduction and Limitation of Strategic Offensive Arms, New START), состоявшееся 5 февраля 2011 года. Договор был подписан президентами Дмитрием Медведевым и Бараком Обамой 8 апреля 2010 года в Праге. В конце декабря 2010 года документ был ратифицирован Сенатом США, а 26 января 2011 года одобрен Советом Федерации, и таким образом процесс его ратификации в России был также завершен.

Договор рассчитан на 10 лет с возможной пролонгацией по взаимной договоренности сторон на 5 лет и предусматривает сокращение ядерных боезарядов до 1 550 единиц, межконтинентальных баллистических ракет,

баллистических ракет подводных лодок и тяжелых бомбардировщиков — до 700 единиц. Договор сменил истекший в декабре 2009 года СНВ-1. В текст Договора с американской стороны внесен ряд оговорок, в том числе что США не будут автоматически предоставлять России абсолютно всю телеметрическую информацию о пусках ракет. Как поясняют обе стороны, СНВ-Ш не только упрочит безопасность в России и США, но и снимет часть бремени с военного бюджета и позволит экономить миллиарды долларов.

Март в России ознаменовался вступлением в силу 1 марта 2011 года Федерального закона «О полиции», который заменил Закон РФ от 18 апреля 1991 года № 1026-1 «О милиции». Пожалуй, пока это стало наиболее масштабным событием в рамках реформы органов внутренних дел, проходящей в России.

В новом Законе более подробно изложены принципы деятельности полиции, вместо принципа гласности появились такие принципы, как открытость и публичность, общественное доверие и поддержка граждан. В то же время неясно, например, каков будет результат отчетов должностных лиц перед законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации, представительными органами муниципальных образований и перед гражданами. Какие последствия повлечет за собой факт признания такого отчета неудовлетворительным?

В главе 4 Закона регламентируется применение полицией так называемых отдельных мер государственного принуждения, в том числе вхождение (проникновение) в жилые и иные помещения, на земельные участки и территории. Напомним, что проект закона о полиции впервые стал предметом общественного обсуждения в сети Интернет летом 2010 года, и именно норма о проникновении в жилые помещения была поводом для наиболее жарких дискуссий.

В статье 50 Закона установлена возможность общественного контроля за деятельностью полиции, однако не установлены механизмы такого контроля, хотя бы базовые.

В соответствии с новым Законом до 1 мая 2011 года полицейские должны будут пройти внеочередную аттестацию. Она начнется с руководителей центрального аппарата и тер-

риториальных органов МВД, а затем аттестацию пройдет средний и личный состав. Если сотрудники не пройдут аттестацию или откажутся от продолжения службы, они подлежат увольнению.

Первые результаты переаттестации оказались достаточно низкими. Она стала непреодолимым барьером не только для простых сотрудников милиции, но даже для их руководителей. По словам Президента РФ, к освобождению от занимаемых должностей представлено около 50 сотрудников, занимающих руководящие должности в органах правопорядка. Из 179 кандидатов на замещение должностей в Министерстве внутренних дел к назначению пока предложено только 145.

Кроме того, Президент, продолжая кадровую политику в отношении органов внутренних дел, выступил с инициативой еще двух законопроектов: о службе в органах внутренних дел и о социальных гарантиях для сотрудников этих органов. Также будет утверждена новая структура денежного обеспечения сотрудников органов правопорядка.

Скорее всего, в Законе о службе в органах внутренних дел будут конкретизироваться положения глав 6—7 Федерального закона «О полиции». В то же время возникает вопрос, к какому виду государственной службы относить службу в полиции. Напомним, что согласно Федеральному закону от 27 мая 2003 года «О системе государственной службы Российской Федерации» существует три вида государственной службы: гражданская, военная и правоохранительная. Наиболее логично отнести службу в полиции к правоохранительной службе, исходя из статьи 7 Федерального закона «О системе государственной службы Российской Федерации». Однако отдельного закона о правоохранительной службе, который должен быть принят в соответствии с положениями Федерального закона «О системе государственной службы Российской Федерации», до сих пор нет.

Еще одним важным событием стало вступление 14 марта 2011 года в силу Федерального конституционного закона от 7 февраля 2011 года № 1-ФКЗ «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации». Он был разработан, в частности, по следующим причинам. Согласно Конституции РФ полномочия, порядок образования и деятельности федеральных судов устанавливаются феде-

ральным конституционным законом. До принятия нового Закона действовал Закон «О судоустройстве РСФСР» 1981 года.

В Законе определяется процедура создания и упразднения судов общей юрисдикции, их компетенция, принципы деятельности, порядок финансового и материально-технического обеспечения, функции аппарата федеральных судов общей юрисдикции.

Основная новелла — введение апелляции в судах общей юрисдикции всех уровней. До сих пор в судах общей юрисдикции апелляционное обжалование предусматривалось только для решений мировых судей. Соответствующие поправки уже внесены в ГПК РФ. Вместо Кассационной коллегии Верховного Суда РФ создадут Апелляционную. Предусмотрена возможность проводить совместные заседания Пленумов Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ. С введением апелляции упраздняется надзор в республиканских, краевых и областных судах. Такая инстанция останется только в Президиуме Верховного Суда РФ. Закон устанавливает, что с 1 января 2012 года апелляция должна применяться по всем гражданским делам. В уголовном процессе апелляция вводится с 2013 года.

Нельзя не упомянуть и об итогах единого дня голосования в субъектах Российской Федерации, состоявшегося 13 марта 2011 года. Так, были названы комплексы мероприятий Центральной избирательной комиссии Российской Федерации и избирательных комиссий субъектов Российской Федерации по подготовке и проведению выборов депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации и представительных органов муниципальных образований административных центров субъектов Российской Федерации. Прошедшие в этот день в 12 российских регионах выборы могут рассматриваться как генеральная репетиция ближайших парламентских выборов, назначенных на декабрь 2011 года. Согласно данным Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, состоялось 3 057 выборных кампаний различного уровня, в том числе выборы глав 768 муниципальных образований и законодательных собраний 12 субъектов Федерации и 1 641 муниципального образования. В частности, прошли выборы в законодательные

собрания республик Адыгея, Дагестан, Коми, Калининградской, Кировской, Курской, Нижегородской, Оренбургской, Тамбовской, Тверской областей и Ханты-Мансийского и Чукотского автономных округов. Во всех регионах лидирует партия «Единая Россия».

В заключение хотелось бы обратить внимание на весьма интересный круглый стол «Об увеличении представительства женщин в Федеральном Собрании Российской Федерации: законодательство и практика», который прошел 17 марта 2011 года в Государственной Думе. Мероприятие было организовано Комитетом по вопросам семьи, женщин и детей. Обсуждение открыл доклад председателя комитета Елены Мизулиной, которая сделала обзор международного опыта вовлечения женщин в политику. Она связывает социальную направленность проводимых политических курсов с уровнем представительства женщин на уровне принятия политических решений. Елена Мизулина представила законопроект «О государственных гарантиях равных прав и свобод мужчин и женщин», который планируется обсуждать во втором чтении еще в этом созыве. Напомним, что с 1995 года было предпринято несколько безрезультатных попыток его принять. Участники дискуссии обсудили Рекомендации ПАСЕ 1899 (2010) «Избирательная система как инструмент повышения представительства женщин в политической жизни», в которых, в частности, говорится о введении квоты, предусматривающей не только высокий процент кандидатов-женщин (в идеале, не менее 40 %), но и строгое соблюдение очередности в списке кандидатов.

Судан

С начала года события в Судане вызывают повышенный интерес специалистов, поскольку мы являемся свидетелями продолжающегося изменения политической карты мира. 7 февраля 2011 года были оглашены официальные результаты референдума по вопросу независимости Южного Судана, прошедшего с 9 по 15 января 2011 года. Подавляющее большинство граждан страны — 98,83 % — проголосовало за отделение Южного Судана. Появление на карте Африки нового независимого государства должно произойти 9 июля 2011 года, согласно так называемому Най-

вашскому мирному соглашению (его также называют Всеобъемлющим мирным соглашением), заключенному в 2005 году между правительством Судана (Север) и Народной армией освобождения Судана (Юг).

Между тем еще до объявления официальных итогов референдума декретом Председателя Правительства Южного Судана был сформирован Технический комитет по изменению временной Конституции. Комитет должен представить проект переходной Конституции на подпись Председателю Правительства к 25 апреля 2011 года. Затем она должна быть принята Национальной ассамблеей Южного Судана и подписана Председателем Правительства как раз 9 июля 2011 года. Работа же над Конституцией Южного Судана как независимого государства начнется уже после этой даты.

США

С 14 февраля 2011 года в Мэдисоне, штат Висконсин, проходят массовые демонстрации против принятия Закона о восстановлении бюджета (Wisconsin Budget Repair Bill). Выступления жителей штата, преимущественно государственных служащих, вызвала инициатива нового губернатора штата республиканца Скотта Уокера, который намерен сократить дефицит бюджета за счет уменьшения дотаций работникам бюджетной сферы. В частности, предусматривается уменьшение средств, выделяемых на медицинскую страховку и пенсионные фонды государственных служащих.

По прогнозам экспертов, в 2011—2012 финансовых годах дефицит бюджета Висконсина составит 3,6 миллиардов долларов. Принятие Закона, по словам Уокера, позволит сэкономить штату около 300 миллионов долларов. Суть документа состоит в том, что государственные служащие будут обязаны вносить 5,8 % от суммы заработной платы на покрытие пенсионных расходов, 12,6 % — на покрытие медицинских страховых выплат, а также сократятся коллективные права профсоюза работников. Стоит отметить, что Висконсин — это первый штат США, в котором работникам удалось в свое время добиться коллективных трудовых прав, включающих создание профсоюзов и коллективное регулирование оплаты труда. В соответствии с

новым Законом работников государственного сектора призывают отчислять 17—18 % заработков на медицинское страхование и пенсии, что будет способствовать дальнейшему сокращению зарплат. Зарплата будет заморожена на 3 года. Работники университетов лишатся права на создание профсоюзов. Эти меры затронут около 170 тысяч служащих штата, графств и муниципалитетов.

Для того чтобы данный акт не прошел в Сенате (верхняя палата законодательного собрания) штата Висконсин, 14 сенаторов-демократов, противников принятия Закона, в конце февраля уехали в Иллинойс. Дело в том, что для прохождения финансового акта в Сенате требуется поддержка 20 членов палаты. Республиканцы же имеют только 19 мест. Тем не менее 9 марта 2011 года Сенат исключил из Закона все положения финансового характера, и он был принят большинством «18 против 1». 10 марта Ассамблея (нижняя палата законодательного собрания) штата Висконсин приняла Закон большинством «53 против 42», а на следующий день он был подписан губернатором. Но протесты продолжаются. Более того, мэр и окружной прокурор округа Дейн, входящего в состав штата, обратились с жалобой в окружной суд о нарушении процедуры принятия Закона. Сами слушания состоятся в конце марта, а пока суд отложил официальное опубликование Закона до принятия решения по существу.

Помимо Висконсина протесты против принятия похожих законов проходят в Огайо, Флориде, Айове, Индиане и Нью-Джерси. События в Мэдисоне приобрели национальный масштаб — сотни тысяч людей в США виртуально присоединяются к демонстрантам, высказывая свою поддержку в социальных сетях Интернета.

Украина

Похоже, что ситуация неопределенности, которая сложилась после признания осенью

2010 года Конституционным Судом Украины неконституционными изменений, внесенных а этот акт в 2004 году, о чем мы уже писали ранее, наконец разрешилась. 4 февраля

2011 года вступили в силу поправки к Конституции Украины. Согласно статье 77 в новой редакции, полномочия Верховной Рады Украины составляют теперь не 4, а 5 лет. Та-

ким образом, следующие парламентские выборы на Украине пройдут в октябре 2012 года. Кроме того, в соответствии с внесенными изменениями следующие президентские выборы состоятся в марте 2015 года, а не в октябре 2014 года. Эти изменения обусловлены необходимостью привести сроки выборов Президента и парламента в соответствие со сроками выборов, определявшихся в соответствии с отмененной редакцией Конституции.

Чехия

Конституционный суд Чешской Республики 14 марта 2011 года вынес решение, согласно которому процедура принятия Закона, вносившего изменения в некоторые акты, касающиеся социального обеспечения, была признана неконституционной. Жалоба была подана депутатами оппозиционной Чешской социал-демократической партии, по мнению которых прохождение оспариваемого Закона через Парламент в режиме законодательной необходимости, то есть без полномасштабного обсуждения, являлось нарушением Конституции страны.

Этот пакет поправок, ограничивающих социальные выплаты, который был предложен правящей коалицией (Гражданская демократическая партия, партия «Традиция. Ответственность. Процветание 09» и партия «Общественные дела») весьма непопулярен в Чехии. По признанию премьер-министра Чешской Республики Петера Нечаса, процедура законодательной необходимости была вынужденной мерой, дабы в избежать серьезных экономических потерь в будущем. Но Конституционный суд предписал Парламенту принять данный Закон с соблюдением надлежащей процедуры до 31 декабря 2011 года. Однако само содержание акта не было предметом рассмотрения, а значит, следует ждать развития ситуации.

Эстония

В Эстонии 6 марта 2011 года состоялись очередные парламентские выборы. В однопалатный парламент — Рийгикогу — прошли четыре партии: Партия реформ (33 мандата), Центристская партия (26 мандатов), «Союз Отечества и Res Publica» (23 мандата) и Социал-демократическая партия. Две партии — Партия зеленых и Народный союз — не сумели преодолеть пятипроцентный избирательный барьер и потеряли места в парламенте (после предыдущих выборов 2007 года у них было по 6 мандатов). Остальные политические объединения в целом сохранили свои позиции (в 2007 году выборы выиграла также Партия реформ, а Центристская партия была второй).

На этих выборах второй раз применялась система электронного голосования. Через Интернет было подано 140 846 голосов, голосование проводилось с 24 февраля по 2 марта 2011 года (таковы требования законодательства — принять участие в выборах через Интернет только с десятого по четвертый день до всеобщего дня голосования). В первый раз у населения была возможность проголосовать с помощью SMS-сообщений (соответствующий закон был принят в Эстонии в 2008 году). Напомним, что в 2007 году Эстония стала первой в мире страной, где стало применяться электронное голосование.

Обзор подготовлен С. Заикиным и Д. Баженовой с использованием материалов интернет-ресурсов:

www.comparativeconstitutions.org; www.wikipedia.org;www.libcom.org; www.euronews.net; www.emigrace.com; www.jsonline.com;www.itar-tass.com; www.time.com;www.concourt.cz; www.radio.cz;www.vvk.ee; www.bbc.co.uk; www.bbc.co.uk; www.rian.ru;www.rg.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.