Научная статья на тему 'МОНИТОРИНГ КОНСТИТУЦИОННЫХ НОВОСТЕЙ. АПРЕЛЬ – МАЙ • 2011'

МОНИТОРИНГ КОНСТИТУЦИОННЫХ НОВОСТЕЙ. АПРЕЛЬ – МАЙ • 2011 Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
10
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Заикин Сергеей, Горфиняк Оксана, Алёнкина Наталья

«Мониторинг конституционных новостей» - это уникальная подборка коротких новостных сообщений о наиболее интересных и важных с конституционно-правовой точки зрения событиях и решениях в различных странах мира. Безусловно, в рамках этой рубрики речь не идет о предоставлении исчерпывающей информации по каждой из стран, набор которых варьируется от номера к номеру. Наша задача - дать ориентиры, помочь найти отправные точки для глубоких исследований, обозначить тенденции и проблемы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «МОНИТОРИНГ КОНСТИТУЦИОННЫХ НОВОСТЕЙ. АПРЕЛЬ – МАЙ • 2011»

МОНИТОРИНГ КОНСТИТУЦИОННЫХ НОВОСТЕЙ

«Мониторинг конституционных новостей» - это уникальная подборка коротких новостных сообщений о наиболее интересных и важных с конституционно-правовой точки зрения событиях и решениях в различных странах мира. Безусловно, в рамках этой рубрики речь не идет о предоставлении исчерпывающей информации по каждой из стран, набор которых варьируется от номера к номеру. Наша задача - дать ориентиры, помочь найти отправные точки для глубоких исследований, обозначить тенденции и проблемы.

АПРЕЛЬ - МАЙ • 2011

Бразилия

Верховный суд Бразилии 5 мая 2011 года уравнял однополые пары (так называемые «гражданские партнерства») в правах с традиционными семьями. В своем решении Суд сослался на часть 4 статьи 3 Конституции Бразилии, согласно которой государство должно содействовать благосостоянию всех, независимо от происхождения, расы, пола, цвета кожи, возраста и любых других различий. Теперь у однополых партнеров есть право совместной собственности, право на усыновление, на выплату алиментов, на страхование жизни и налоговые льготы, а также право наследования. В то же время Суд сохранил в силе различие между «гражданским партнерством» и традиционной семьей.

Великобритания

В Великобритании 5 мая 2011 года состоялся второй в истории страны общенациональный референдум. Главным инициатором референдума выступил лидер Партии либеральных демократов Ник Клегг, поставив вопрос о введении альтернативного голосования на выборах в Палату общин. Проведение такого референдума было одним из условий, выдвинутых Партией либеральных демократов при формировании коалиции с Консервативной партией, и было согласовано сразу после выборов в Палату общин в мае 2010 года.

Сейчас в Великобритании действует мажоритарная избирательная система относительного большинства. В соответствии же с системой альтернативного (преференциального) голосования, избиратель голосует не за одного, а за нескольких кандидатов, присваивая каждому степень своего предпочтения (например, определенное место или количество баллов). Чтобы автоматически получить место в Парламенте, кандидат должен занять первое место более чем в 50 % бюллетеней. Если этого не случается, то кандидат, набравший наименьшее число «первых мест», отсеивается, а его голоса отдаются кандидатам, занявшим второе место. И так продолжается до тех пор, пока какой-либо кандидат не наберет 50 % голосов. Сегодня эта система применяется только в Австралии.

Цель таких нововведений — расширение количества партий, представленных в Палате общин, укрепление малых партий, а также повышение ответственности депутатов перед избирателями. Консервативная партия раскритиковала эти изменения. По словам Дэвида Кэмерона, система альтернативного голосования является «сумасшедшей», недемократичной и неясной.

По результатам референдума 67,9 % избирателей высказались за сохранение старой избирательной системы.

Одновременно с референдумом в тот же день прошли выборы в Парламент Шотландии. Они завершились триумфом для Шот-

ландской национальной партии (ШНП) — она получила 69 мест из 129 (на 23 места больше, чем на предыдущих выборах) и впервые в истории Шотландии получила абсолютное большинство в Парламенте.

Главный лозунг избирательной кампании ШНП — проведение референдума о независимости от Великобритании. Ранее проведению референдума препятствовали Консервативная, Лейбористская и Либерально-демократическая партии Шотландии. Но на последних выборах все три партии потеряли значительное число мест, которые достались националистам.

Британские власти уже дали понять, что не станут препятствовать проведению референдума. Таким образом, не исключено, что в ближайшее время на карте мира появится новое государство.

Венгрия

В Государственном собрании (однопалатный парламент) Венгрии 18 апреля 2011 года состоялось голосование по вопросу принятия новой конституции. Проект был подготовлен партией ФИДЕС — Венгерский гражданский союз, лидером которой является премьер-министр Виктор Орбан. 25 апреля 2011 года текст новой конституции подписал Президент страны Пал Шмитт. Основной закон (именно так теперь будет называться Конституция Венгрии) вступит в силу 1 января 2012 года.

Новую конституцию поддерживала всего одна партия, но и этого оказалось достаточно, так как она имеет две трети мест в парламенте. За принятие новой конституции в полном составе проголосовала фракция правящей партии ФИДЕС, а также фракция христианских демократов и один независимый депутат (всего 262 голоса). Фракции социалистической партии и зеленые в голосовании не участвовали и в зале не присутствовали. Против проголосовала в полном составе фракция партии национал-радикалов «Йоббик» (партия «За лучшую Венгрию») и два независимых депутата (44 голоса), один независимый депутат от голосования воздержался.

Основной закон примечателен по нескольким причинам. Он упраздняет старое название страны «Венгерская Республика», заменив его на «Венгрия». Теперь христианство провозглашается в качестве «важней-

шей основы нации», в то время как другие конфессии названы всего лишь «уважаемыми». Еще один важный аспект — в новой конституции появляются новые символы государственности. Ими станут тысячелетние золотая корона и булава первого короля Венгрии.

Самой тревожной чертой акта является стремление к отмене всей конституционной судебной практики за последние 20 лет. В преамбуле говорится: «Мы не признаем правовой преемственности коммунистической Конституции 1949 года, которая положила начало тирании, и, следовательно, мы объявляем ее недействительной». Это может означать, что все судебные решения и доктрины, отсылающие к Конституции 1949 года, объявляются неприемлемыми.

С другой стороны, 2 мая 1990 года названо в преамбуле днем начала новой демократии и конституционного порядка, хотя многие элементы демократии уже существовали до этого дня.

Основной закон существенно урезает полномочия Конституционного суда. Теперь он не сможет принимать решения по вопросам, связанным с бюджетом, таможенной политикой, налогообложением. Зато в стране появится новый надзорный орган, глава которого будет назначаться парламентом. Главная функция этого органа — следить за осуществлением правосудия.

В Венгрии уже прошли демонстрации протеста против принятия нового Основного закона. Оппозиция уверена, что он направлен на усиление роли правящей партии и разрушает систему «сдержек и противовесов». Некоторые правозащитные организации уже назвали новый Основной закон антидемократическим и дискриминационным.

Египет

16 апреля 2011 года Верховный административный суд Египта постановил, что Национально-демократическая партия Египта (НДП), бывшая правящая партия свергнутого Президента Хосни Мубарака, должна быть распущена, а все ее активы конфискованы и переданы правительству.

НДП занимала главенствующее положение в общественной жизни Египта с 1978 года, когда она была образована предшествен-

ником Мубарака Анваром Садатом. Фактически это была авторитарная центристская партия, сосредоточившая в своих руках всю власть, хотя официально в стране существовала многопартийная система. На протяжении всего времени правления Мубарака на выборах НДП получала большинство голосов в Народном собрании — нижней палате парламента (на выборах 2005 года партия получила меньше половины депутатских мест, однако к ее фракции присоединилось более половины «независимых» депутатов). Так, например, на последних выборах в декабре

2010 года НДП получила 420 из 508 мест в Народном собрании.

Как мы уже писали, 5 февраля 2011 года под давлением массовых протестов руководство партии подало в отставку, затем последовала и отставка самого Мубарака. 12 апреля неожиданно новым лидером партии стал племянник бывшего Президента Анвара Са-дата Талаат Садат, который не был членом партии и уже давно считается оппозиционером. Вскоре после своего назначения Талаат Садат объявил о намерении переименовать НДП в Новую национальную партию, тем самым подчеркивая существенные изменения, происходящие в партийной политике. Новый лидер даже провозгласил, что партия будет основываться на целях и идеалах недавней египетской революции. Однако Верховный административный суд Египта возрождения НДП, пусть уже и на другой политической платформе, не допустил.

Казахстан

В Казахстане 3 апреля 2011 года состоялись внеочередные президентские выборы, в соответствии с Указом Президента от 4 февраля

2011 года № 1149 «О назначении внеочередных выборов Президента Республики Казахстан». В качестве кандидатов были зарегистрированы: действующий Президент страны Нурсултан Назарбаев, секретарь центрального комитета Коммунистической народной партии Казахстана Жамбыл Ахметбеков, председатель Партии патриотов Казахстана, депутат Сената (верхняя палата Парламента) Гани Касымов, лидер экологической организации «Табигат» Мэлс Елеусизов.

5 апреля Центральная избирательная комиссия Республики Казахстан объявила

окончательные итоги выборов, согласно которым действующий Президент Нурсултан Назарбаев набрал 95,55 % голосов избирателей, Гани Касымов — 1,94 % избирателей, Жамбыл Ахметбеков — 1,36 %, Мэлс Елеусизов — 1,15 %.

Наблюдатели Парламентской ассамблеи Совета Европы отметили, что организация выборов была на отличном уровне, атмосфера на избирательных участках была спокойной, явка избирателей — высокой. Поведение СМИ было более сбалансированным, нежели на предыдущих выборах. В то же время наблюдателями отмечались неравные условия на выборах, бойкот, организованный некоторыми политическими силами. Все это, по мнению наблюдателей, негативно сказалось на возможности реального выбора населения. Последнее, в свою очередь, лишь подчеркивает необходимость создания в Казахстане сильной политической оппозиции.

Канада

В Канаде 2 мая 2011 года был избран новый состав Палаты общин (нижней палаты Парламента). Следует напомнить, что 25 марта Палата общин была распущена генерал-губернатором Канады Дэвидом Джонстоном одновременно с уходом в отставку Правительства консерваторов во главе со Стивеном Харпером. Ранее Палата общин вынесла Правительству вотум недоверия по инициативе оппозиционной Либеральной партии. Необходимо заметить, что впервые не только в Канаде, но и в рамках Британского Содружества Наций поводом к вынесению вотума недоверия стало так называемое «неуважение к парламенту» (contempt of parliament) со стороны Правительства. Факт нарушения был установлен Постоянным комитетом Палаты общин по процедурным вопросам (под «неуважением к парламенту» могут пониматься различные действия (бездействие) — намеренное введение в заблуждение Палаты либо комитета, отказ от дачи свидетельских показаний или предоставления документов Палате либо комитету, попытка давления на депутата путем угроз или дачи взятки).

Однако именно Либеральная партия вместе с Квебекским блоком оказались главными неудачниками на прошедших выборах. Потеряв по 43 места в Палате общин, они

существенно ослабили свои позиции. Теперь у либералов 34 мандата (до выборов они имели 77), а у Квебекского блока — лишь 4 (47 — до выборов). Впервые в Парламент прошла Партия зеленых — у них одно место. А главными триумфаторами стали соответственно консерваторы, выигравшие выборы и получившие 166 мест (39,62 % голосов), и Новая демократическая партия Канады, завоевавшая 103 места (30,63 % голосов). Новая демократическая партия до выборов имела только 36 мест в Парламенте, то есть нынешний результат следует считать крупным успехом.

Кыргызстан

В апреле 2011 года в стране прошли широкие общественные обсуждения Предварительных заключения и комментариев экспертов Венецианской комиссии по проекту конституционного закона «О Конституционной палате Верховного суда Кыргызской Республики», принятому Жогорку Кенешем (однопалатный парламент) Кыргызской Республики 31 марта 2011 года в первом чтении.

Напомним, что необходимость принятия закона в данной сфере была обусловлена тем, что Конституционный суд Кыргызской Республики, образованный в 1993 году, был расформирован Декретом Временного правительства от 12 апреля 2010 года. Согласно новой Конституции Кыргызской Республики, принятой летом 2010 года, в составе Верховного суда была учреждена Конституционная палата, которая является органом, осуществляющим конституционный контроль.

Согласно законопроекту, Конституционная палата Верховного суда будет обладать следующими полномочиями: признание неконституционными законов и иных нормативных правовых актов в случае их противоречия Конституции; дача заключения о конституционности не вступивших в силу международных договоров, участницей которых является Кыргызская Республика; дача заключения к проекту закона об изменениях в Конституцию. Конституционная палата утратила право давать заключения о конституционности выборов Президента Кыргызской Республики и заключения на отрешение его от должности, которое имел Конституционный суд Кыргызской Республики.

Эксперты Венецианской комиссии положительно оценили то, что конституционное правосудие представлено в функциональном смысле как отдельная самодостаточная система, хотя институционально она находится внутри Верховного суда. Кроме того, среди положительных черт эксперты также назвали достаточно большие возможности осуществления конституционного правосудия, как в абстрактной, так и в конкретной формах, а также широкое внедрение института индивидуальной жалобы и наличие института особого мнения.

Вместе с тем, по мнению экспертов, в законопроекте имеют место определенные недоработки, которые могут существенно повлиять на эффективность функционирования целостной системы конституционного правосудия. Так, Конституционная палата определяется в законопроекте как орган, осуществляющий конституционный контроль. Но в государстве эту функцию могут осуществлять и иные органы, поэтому, по мнению экспертов, необходимо указать, что Конституционная палата является органом конституционного правосудия. Кроме того, из текста законопроекта неясно, какой вид нормоконтро-ля — абстрактный или конкретный — осуществляет Конституционная палата при рассмотрении обращения физического и юридического лица, если оно считает, что нормативными правовыми актами нарушаются права и свободы, признаваемые Конституцией. В связи с этим эксперты обратили внимание на необходимость отражения особенностей различных форм нормоконтроля.

В законопроекте закрепляется общеобязательность частных определений Конституционной палаты, которые выносятся при выявлении в судебном заседании случаев нарушения законности, для государственных органов, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц. Эти субъекты обязаны в месячный срок после получения частного определения сообщить в Конституционную палату о принятых ими мерах. По мнению экспертов, в процессе правоприменения существует определенный риск искажения сущности конституционного правосудия, а также нарушения принципа разделения властей. Указанные формулировки допускают ситуацию, когда Конституционная палата при выявлении нарушений конститу-

ционности (по ее мнению) может закрепить общеобязательные требования относительно неподведомственных ей вопросов.

По итогам парламентских слушаний и широких общественных обсуждений законопроекта он был принят 12 мая 2011 года. Далее, согласно статье 81 Конституции, закон в течение 14 дней направляется Президенту для подписания. Последний не позднее одного месяца со дня получения закона должен подписать или возвратить его со своими возражениями в Жогорку Кенеш для повторного рассмотрения.

Нигерия

В Нигерии 18 апреля 2011 года состоялись очередные президентские выборы, в результате которых с большим отрывом победил действующий Президент Гудлак Джонатан, обогнав почти в два раза по количеству голосов своего основного соперника Мухаммаду Бухари.

Согласно Конституции Нигерии, чтобы победить в первом туре голосования, кандидат должен набрать, по крайней мере, четверть голосов в двух третях всех штатов Нигерии (24 из 36). Сообщается, что в штате Аква-Ибом Гудлак Джонатан набрал 95 % голосов, при этом в штате Анамбра результат составил 99 %, а в его родном штате Бай-елса — 99,63 %. В этой связи эксперт Центра демократии и развития Джибрин Ибра-хим заявил, что, если одна сторона получает 95 % голосов и больше, есть причины полагать, что эти результаты подтасованы. В то же время, по мнению международных наблюдателей, никаких значительных нарушений в ходе выборов замечено не было.

Тем временем на севере страны вспыхнули массовые волнения сторонников Му-хаммаду Бухари. По данным Международного Красного Креста, в ходе столкновений пострадало около 410 человек, а число беженцев превысило 39 700 человек. Сам Бухари заявил, что знает о беспорядках, но при этом будет использовать только правовые средства для обжалования результатов выборов.

Россия

Председатель Правительства РФ Владимир Путин 20 апреля 2011 года представил в Го-

сударственной Думе ежегодный отчет о работе Правительства в 2010 году. Такая форма парламентского контроля существует в России с 2008 года, когда по инициативе Президента были внесены поправки в статью 114 Конституции РФ, закрепившие обязанность Правительства представлять Государственной Думе ежегодные отчеты о результатах своей деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной Думой.

Председатель Правительства в своем отчете затронул такие вопросы, как последствия финансового кризиса, достижения страны в кризисный период и планы на будущее, проблемы летних пожаров 2010 года, сельского хозяйства, оборонно-промышленного комплекса, агропромышленного комплекса, отечественной автомобильной промышленности и судостроения, социальной политики государства, инфляции, образования и возможного вступления во Всемирную торговую организацию. Среди ближайших перспектив он отметил создание специального фонда для привлечения зарубежных инвестиций в экономику России, формирования крупных совместных проектов с целью выйти на уровень 60 — 70 млрд долларов прямых иностранных инвестиций в год, совершенствование таможенной политики, поддержку инновационной деятельности. Согласно отчету, «эффективным решением может стать такая модель государственно-частного партнерства, как технологические платформы, призванные объединить усилия государства, науки, бизнеса вокруг создания новых технологий и производств». До 1 июля 2012 года должна быть завершена разработка четких и понятных административных регламентов государственных и муниципальных услуг. Кроме того, в ближайшее время Правительство намерено предложить новый формат разработки правовых актов, позволяющий гражданам страны стать непосредственными участниками этого процесса, то есть предусмотреть механизмы публичного обсуждения всех социально значимых законопроектов. Нынешний отчет Правительства оказался самым продолжительным за всю пока короткую историю этого института — с учетом доклада Владимира Путина и его ответов на вопросы депутатов он длился более 4 часов.

Еще одним примечательным событием этого периода стало утверждение Президен-

том России Дмитрием Медведевым 4 мая 2011 года Основ государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания. В этом документе указывается, что он направлен на формирование высокого уровня правовой культуры населения, традиции безусловного уважения к закону, правопорядку и суду, добропорядочности и добросовестности как преобладающей модели социального поведения, а также на преодоление правового нигилизма в обществе, который препятствует развитию России как современного цивилизованного государства. В документе определены факторы, влияющие на формирование позитивного типа правосознания, принципы, цели и направления государственной политики. Конкретные меры государственной политики будут осуществляться не только в сфере законодательства, правоприменительной практики и юридического образования (например, предполагается применение специальных программ правового образования и воспитания детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, трудных подростков и несовершеннолетних правонарушителей), но и в сфере культуры, массовой информации, издательской деятельности. В частности, можно выделить такие меры, как распространение информационной продукции, содержащей правовую информацию, а также способствующей развитию правовой грамотности и правосознания граждан и пропагандирующей за-конопослушание, добросовестность в осуществлении прав и выполнении обязанностей, а также введение механизма публичной оценки и рекомендаций в случае предполагаемого распространения произведений и информационных материалов, рекламной продукции, открыто пропагандирующих межнациональную и религиозную рознь, грубое нарушение норм общественной морали, неуважение к закону и суду. Каким образом будет реализо-вываться государственная политика в данном безусловно важном направлении пока сказать сложно. Однако уже возникает множество вопросов и опасений. Так, многое будет зависеть от того, как на практике будет трактоваться категория «неуважение к закону и суду», ведь при расширительном толковании сюда можно отнести и любую обоснованную критику положений законодательства и правоприменительной практики.

Необходимо сказать также о том, что 5 мая 2011 года вступили в силу поправки к Федеральному закону от 6 марта 2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», главной из которых является возможность установления уровней террористической опасности, предусматривающих принятие не ограничивающих прав и свобод человека и гражданина дополнительных мер по обеспечению безопасности личности, общества и государства. Порядок установления этих уровней определяется Президентом РФ.

Кроме того, 6 мая вступил в силу Федеральный закон от 3 мая 2011 года № 89-ФЗ, который увеличил срок полномочий членов Общественной палаты РФ с 2 до 3 лет. Помимо этого, документ уточняет порядок выбора представителей межрегиональных и региональных общественных объединений. Однако другое событие, произошедшее в политической жизни страны в тот же день, получило гораздо больший резонанс. 6 мая 2011 года Владимир Путин на межрегиональной конференции «Единой России» в Южном федеральном округе в Волгограде выступил с идеей создания Общероссийского народного фронта, в который могли бы войти различные общественные объединения. Как пояснил Путин, в процедурах отбора кандидатов должны участвовать не только члены партии, но и беспартийные сторонники «Единой России», участники профсоюзных, женских, молодежных организаций, других общественных объединений, инициативные, неравнодушные граждане. На следующий день, 7 мая, был образован Координационный совет Фронта, куда, помимо самого Путина, вошли представители таких организаций, как «Опора России», «Деловая Россия», Российский союз промышленников и предпринимателей, Федерация независимых профсоюзов России и др. 13 мая на официальном сайте «Единой России» был опубликован проект декларации об образовании Фронта.

В проекте декларации указывается, что он представляет собой широкую коалицию общественных сил, созданной для выработки и реализации долгосрочной программы развития российского общества. Участники Фронта договорились совместно принять участие в выборах в Государственную Думу Российской Федерации, в соответствии с законодательством и по общему согласию сформировать

общефедеральный список кандидатов от партии «Единая Россия». Между тем пока неясно, к какой организационно-правовой форме следует относить Народный фронт. Является ли он общественным движением, общественной организацией или чем-то другим? Является ли он предвыборной коалицией, создаваемой с прицелом на декабрьские выборы в Государственную Думу? Если так, то эту коалицию нельзя назвать политической, так как, помимо партии «Единая Россия», во Фронт вступают лишь общественные объединения.

Нельзя не сказать и о еще одном майском событии, не имевшем ранее прецедентов. 18 мая 2011 года депутаты Законодательного собрания Санкт-Петербурга досрочно прекратили полномочия Сергея Миронова на посту члена Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. За отзыв проголосовало 43 депутата, против — 5. Напомним, что Сергей Миронов был избран членом Совета Федерации от Законодательного собрания Санкт-Петербурга в июне 2001 года, а в декабре того же года стал Председателем верхней палаты российского парламента. В Постановлении Законодательного собрания не указаны причины досрочного прекращения полномочий Сергея Миронова. Они были озвучены в выступлении председателя Законодательного собрания Вадима Тюльпанова. Он, в частности, отметил, что всего за время представительства Миронова в Совете Федерации Законодательное Собрание Санкт-Петербурга отправило в Государственную Думу 132 законопроекта. Только 6 стали законами, да и то прошли через Государственную Думу без его поддержки, как, например, законопроект о возможности совмещения выборов в региональные парламенты и в Государственную Думу, против которого голосовали и думские депутаты от «Справедливой России». Кроме того, Тюльпанов отметил неэффективность деятельности Миронова в сфере привлечения бюджетных средств и инвестиций для развития инфраструктуры города. Еще одним фактором, повлиявшим на такое решение, по мнению Тюльпанова, является «политическое раздвоение» Сергея Миронова — оппозиционность власти, которую декларирует «Справедливая Россия», и высокое место самого Миронова в иерархии этой же власти. Основная мысль ответного выступления

Сергея Миронова сводилась к тому, что решение о досрочном прекращении его полномочий является политически мотивированным. Необходимо отметить, что недавно Миронов ушел с еще одного поста — 16 апреля 2011 года на V съезде партии «Справедливая Россия» председателем партии вместо Миронова был избран Николай Левичев, руководитель фракции «Справедливой России» в Государственной Думе. Впрочем, Миронов остался лидером партии, а также стал председателем Совета Палаты депутатов партии.

Узбекистан

18 апреля 2011 года Президент Узбекистана Ислам Каримов подписал Закон о внесении изменений в статьи 78, 80, 93, 96 и 98 Конституции. 4 марта Закон был принят Законодательной палатой Олий Мажлиса (нижняя палата парламента), 25 марта одобрен Сенатом (верхняя палата парламента), а на следующий день после подписания Президентом вступил в силу.

Как сообщила пресс-служба главы государства, суть изменений и дополнений сводится к обеспечению более сбалансированного распределения полномочий между Президентом, законодательной и исполнительной ветвями, а также к усилению роли и влияния политических партий.

В частности, из полномочий Президента исключено формирование аппарата исполнительной власти и руководство им, а также право назначения и освобождения от должности заместителей Генерального прокурора. Также закрепляется, что при невозможности исполнения действующим Президентом своих обязанностей его обязанности и полномочия временно возлагаются на Председателя Сената с проведением в течение трех месяцев президентских выборов.

Согласно статье 98 Конституции, теперь кандидатура премьер-министра выдвигается политической партией, получившей наибольшее количество мандатов в Законодательной палате, или несколькими политическими партиями, получившими равное количество мандатов. (Раньше кандидатуру премьера выдвигал Президент.) После рассмотрения представленной кандидатуры Президент, проконсультировавшись со всеми фракциями политических партий, в течение десяти дней пред-

ставляет ее на рассмотрение и утверждение палатами парламента. Чтобы кандидатура премьер-министра считалась утвержденной, за нее должно быть подано более половины голосов от общего числа соответственно депутатов Законодательной палаты и членов Сената. В случае двукратного отклонения нижней палатой парламента предложенной кандидатуры Президент распускает ее и назначает исполняющего обязанности премьера.

Кроме того, у парламентариев появилась возможность выносить вотум недоверия премьеру. Такое решение должны поддержать как минимум две трети депутатов Законодательной палаты и как минимум две трети членов Сената (верхней палаты). Принятие вотума недоверия ведет к отставке всего Правительства.

Ислам Каримов назвал предложенную им реформу новым этапом в демократизации страны.

Финляндия

В Финляндии 17 апреля 2011 года состоялись очередные выборы в парламент — Эдускунту. Предварительное голосование было проведено в период с 6 по 12 апреля при явке 31,2 % (на предыдущих выборах — 29,2 %). Общая явка в день голосования возросла до 70,5 % с 67,9 % на предыдущих выборах.

Прошедшие выборы явились триумфом Партии истинных финнов: количество поданных за нее голосов увеличилось почти в пять раз по сравнению с предыдущими выборами, и она завоевала третье место. Партия Центра потеряла больше всех мест, количество голосов за нее снизилось на одну треть. Больше всего голосов на выборах впервые получила Национальная коалиционная партия. Социал-демократическая партия заняла второе место.

Три из четырех партий потеряли в совокупности 23 % мест в Парламенте. Национальная коалиционная партия, будучи второй на парламентских выборах 2007 года, имела 50 мест. Сегодня же, даже формально выиграв выборы, она лишилась 6 мест. Что уж говорить о Партии Центра — 16 мест сегодня против 35 в 2007 году, и Зеленом союзе — 5 и 10 мест соответственно. Коалиция действующего премьер-министра Мари Кивиниеми

(Национальная коалиционная партия, Партия Центра, Шведская народная партия и Зеленый союз) получила 99 мест, в то время как оппозиция — остальные 101.

Таким образом, Партия Центра потерпела серьезное поражение. Это самые большие потери, которые какая-либо партия несла в послевоенное время в Финляндии. Лидер партии Мари Кивиниеми называет результат катастрофическим и утверждает, что в ближайшем будущем партия окажется в оппозиции.

Прорыв Партии истинных финнов и их союз с Национальной коалиционной партией и Социал-демократической партией уже вызывают беспокойство в Европейском Союзе. Все три партии против создания Европейского механизма финансовой стабилизации (ЕМФС), который СМИ называют в обиходе то «зонтом спасения» евробанкротов, то «пактом стабильности». В соответствующий фонд предстоит вносить долю всем странам ЕС. Известна позиция лидера «Истинных финнов», депутата Европарламента Тимо Соини: «Там, где ЕС, — там и проблемы».

Выборы проходили по 15 избирательным округам. Все 200 мандатов были распределены по методу д'Ондта, при использовании которого представительство партий примерно пропорционально поданным за них голосам, однако округление, используемое в методе, дает преимущество более крупным партиям.

Это были первые выборы, которые проходили после вступления в силу Закона о финансировании избирательной кампании кандидата и внесения поправок в Закон о политических партиях. Оба акта предписывают раскрытие источников финансирования кампании и расходов в отношении каждого кандидата и партии в целом. Кроме того, кандидатам запрещено получать анонимные взносы на сумму свыше 1 500 евро. Несмотря на изменения в законодательстве о финансировании, агитационная деятельность не уменьшилась. В частности, это стало возможным благодаря использованию Интернета, поисковых систем, Facebook и других ресурсов, которые не требуют больших затрат.

Лидер Национальной коалиционной партии, получившей большинство мест в Энду-скунте, Юрки Катайнен уже начал вести переговоры по поводу формирования нового состава Государственного совета (правитель-

ство). Катайнен заявил, что в результате выборов сформировалась коалиция трех крупнейших партий — Национальной коалиционной партии, Социал-демократической партии и Партии истинных финнов. Аналитики предсказывают сложные переговоры, так как все три партии имеют различные позиции по многим вопросам.

Эквадор

В Эквадоре 7 мая 2011 года состоялся референдум об изменении Конституции страны по инициативе Президента Рафаэля Корреа. На референдум было вынесено десять вопросов, касающихся важных реформ в судебной системе, ограничения прав участников уголовного процесса, создания комиссии, регулирующей деятельность СМИ, а также, что примечательно, запрета азартных игр, казино, корриды и петушиных боев.

Рафаэль Корреа предложил сократить число членов Высшего совета судей с девяти до трех. Один из трех членов будет назначаться непосредственно Президентом, второй — Национальной ассамблеей (однопалатным парламентом), где партия Президента имеет большинство мест, третий — специальным органом, отвечающим за обеспечение про-

зрачности власти и ее социальный контроль, который также близок к Президенту по своим интересам.

Также на референдум был вынесен вопрос об отмене конституционного положения, гарантирующего освобождение подозреваемым, если в течение года с момента задержания по их делу не состоялся суд. Президент считает, что использованием этой нормы часто злоупотребляют, отпуская опасных преступников на свободу.

Каждая из десяти поправок получила одобрение около 62 % избирателей. Это голосование считают своеобразным вотумом доверия Президенту Рафаэлю Корреа.

Обзор подготовлен Сергеем Заики-ным, Оксаной Горфиняк и Натальей Алён-киной (Кыргызстан) с использованием материалов интернет-ресурсов: ComparativeConstitutions. org; www.wikipedia.org; www.nation.co.ke; www.bbc.co.uk;www.itar-tass.com; www.premier.gov.ru;www.lenta.ru; www.kommersant.ru;www.ng.ru; www.rg.ru;www.regnum.ru;www.er.ru; www.izvestia.ru; www.svobodanews.ru; www.finugor.ru;www.srduma.ru; www.assembly.spb.ru; президент.рф

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.