Научная статья на тему 'МОНИТОРИНГ КОНСТИТУЦИОННЫХ НОВОСТЕЙ. АПРЕЛЬ - ИЮНЬ • 2017 АВСТРИЯ, ИРАН, ИРЛАНДИЯ, МАЛЬТА, РОССИЯ, ТАИЛАНД, ТУРЦИЯ, ФРАНЦИЯ, ШВЕЙЦАРИЯ, ЮЖНАЯ КОРЕЯ'

МОНИТОРИНГ КОНСТИТУЦИОННЫХ НОВОСТЕЙ. АПРЕЛЬ - ИЮНЬ • 2017 АВСТРИЯ, ИРАН, ИРЛАНДИЯ, МАЛЬТА, РОССИЯ, ТАИЛАНД, ТУРЦИЯ, ФРАНЦИЯ, ШВЕЙЦАРИЯ, ЮЖНАЯ КОРЕЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
15
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы —

«Мониторинг конституционных новостей» - это уникальная подборка коротких новостных сообщений о наиболее интересных и важных с конституционно-правовой точки зрения событиях и решениях в различных странах мира. Безусловно, в рамках этой рубрики речь не идёт о предоставлении исчерпывающей информации по каждой из стран, набор которых варьируется от номера к номеру. Наша задача - дать ориентиры, помочь найти отправные точки для глубоких исследований, обозначить тенденции и проблемы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «МОНИТОРИНГ КОНСТИТУЦИОННЫХ НОВОСТЕЙ. АПРЕЛЬ - ИЮНЬ • 2017 АВСТРИЯ, ИРАН, ИРЛАНДИЯ, МАЛЬТА, РОССИЯ, ТАИЛАНД, ТУРЦИЯ, ФРАНЦИЯ, ШВЕЙЦАРИЯ, ЮЖНАЯ КОРЕЯ»

МОНИТОРИНГ КОНСТИТУЦИОННЫХ НОВОСТЕЙ

«Мониторинг конституционных новостей» - это уникальная подборка коротких новостных сообщений о наиболее интересных и важных с конституционно-правовой точки зрения событиях и решениях в различных странах мира. Безусловно, в рамках этой рубрики речь не идёт о предоставлении исчерпывающей информации по каждой из стран, набор которых варьируется от номера к номеру. Наша задача - дать ориентиры, помочь найти отправные точки для глубоких исследований, обозначить тенденции и проблемы.

001: 10.21128/1812-7126-2017-3-4-11

АПРЕЛЬ - ИЮНЬ • 2017

Австрия

17 мая 2017 года Национальный совет (нижняя палата парламента) Австрии принял пакет документов (das Integrationspaket), основной целью которого является интеграция мигрантов в австрийское общество.

Депутаты большинством голосов проголосовали за подготовленный правительством законопроект, предусматривающий создание программы под названием «Интеграционный год» (Integrationsjahr), которая начнёт действовать с сентября 2017 года и продлится 12 месяцев. Лица, официально получившие статус беженцев и желающие устроиться на работу, будут обязаны принять участие в этой стандартизированной программе интеграции. В рамках программы данные лица должны изучать немецкий язык, пройти профориентацию и получить профессиональную квалификацию. Отказ от участия в указанной программе может повлечь за собой уменьшение размера минимального материального обеспечения для беженца.

Вторая часть принятого «интеграционного пакета» направлена на создание условий для адаптации беженцев к австрийской культуре. Важным пунктом законопроекта стал запрет на ношение бурки — мусульманской женской одежды, полностью закрывающей лицо и тело женщины. С октября 2017 года на территории Австрии женщинам будет запрещено появляться в бурке на улицах и в общест-

венных местах, в том числе в общественном транспорте, судебных помещениях, детских садах, школах и университетах, а штраф за нарушение этого правила составит 150 евро. Лица, имеющие статус беженцев, также должны будут посещать курсы немецкого языка и основ австрийской культуры. По мнению парламентариев, это может помочь многочисленным представителям других культур освоиться в стране и улучшить их положение на её рынке труда.

Иран

19 мая 2017 года в Иране состоялись президентские выборы, по итогам которых 68-летний Хасан Рухани был переизбран на второй срок.

Президент, согласно статье 114 Конституции Исламской Республики Иран, избирается на четыре года с правом переизбрания не более чем на два срока подряд. Для победы на выборах кандидат должен получить абсолютное большинство голосов; если ни один из кандидатов на пост президента не набирает нужного количества голосов избирателей, то проводится второй тур выборов с участием кандидатов, набравших наибольшее количество голосов в первом туре (статья 117 Конституции).

Регистрация кандидатов на пост президента прошла в начале апреля 2017 года. Всего было зарегистрировано более полутора тысяч кандидатов, включая женщин. Од-

нако только шесть кандидатов были одобрены Советом стражей Конституции Ирана для участия в выборах, а двое из них впоследствии сняли свои кандидатуры.

Хасан Рухани одержал победу по итогам первого тура выборов, получив 57,13 % (более 23 миллионов) голосов избирателей. Избранный во второй раз Президент Ирана представляет Исламскую республиканскую партию. Главным соперником Рухани стал бывший Генеральный прокурор Ирана — Ибрагим Раиси, который набрал 38,3 % голосов. Ещё два кандидата набрали в совокупности менее 2 %. Явка на президентские выборы составила 73,1 %.

Основной интригой избирательной кампании стал выбор гражданами экономического вектора развития страны. Исходя из результатов голосования, можно утверждать, что иранцы выбрали курс на дальнейшее развитие относительно либеральной экономической модели, а не консервативный разворот.

30 мая 2017 года Совет стражей Конституции признал результаты президентских выборов действительными. В соответствии с иранским законодательством, на рассмотрение результатов голосования Совету было предоставлено 10 дней. Несмотря на несколько поступивших в этот период жалоб на выборный процесс, результаты президентских выборов были подтверждены.

Стоит, однако, отметить, что в Иране президент не является, как в большинстве стран, главой государства. Согласно статье 113 Конституции, президент является высшим должностным лицом страны, а ныне и главой правительства, но в сановной иерархии следует за Высшим руководителем государства (на фарси — Рахбаром или Факихом), который избирается пожизненно специальным советом экспертов. Согласно основному закону, Рахбар является религиозным лидером и главой государства, верховным главнокомандующим, который контролирует вооружённые силы и все силовые ведомства. С 4 июня 1989 года по настоящее время этот пост занимает Али Хосейни Хаменеи.

Ирландия

30 мая 2017 года Верховный суд Ирландии единогласно вынес решение о том,

что полный запрет на трудоустройство лиц, обращающихся с просьбой о политическом убежище в Ирландии, противоречит Конституции страны. В течение 6 месяцев с момента вынесения решения органам государственной власти предписано внести изменения в ирландское миграционное законодательство.

Заявителем по данному делу выступил бывший житель Бирмы (Мьянмы), который в течение 8 лет пытался получить статус беженца в Ирландии. В соответствии с Актом о беженцах 1996 года и Актом о международной защите 2015 года заявитель не имел права на поиск работы и трудоустройство в Ирландии в течение всего срока ожидания — до момента принятия решения специальным отделом Министерства юстиции Ирландии о предоставлении ему статуса беженца. Необходимо отметить, что за год до рассмотрения указанного дела специальным отделом Министерства юстиции было принято решение о предоставлении заявителю данного статуса. Тем не менее Верховный суд принял жалобу к рассмотрению, поскольку решение данного вопроса имеет большое общественное значение. В судебном процессе заявитель утверждал, что фактическое лишение его права на труд на продолжительный период времени стало причиной появившейся у него депрессии, которая сопровождалась ощущением утраты человеческого достоинства.

Верховный суд подчеркнул, что право на труд, включающее в себя свободу распоряжения своими способностями к труду, а также право на поиск работы являются неотъемлемыми элементами конституционного статуса личности, которыми в равной степени должны обладать как граждане государства, так и лица, не имеющие гражданства. Однако лица, находящиеся на территории Ирландии длительный период времени в связи с ожиданием вынесения решения о предоставлении им статуса беженца, лишаются своего неотъемлемого права на труд, гарантированного Конституцией. Верховный суд также отметил, что ущемление трудовых прав лица, а также дискриминация в сфере труда являются нарушением фундаментальных конституционных принципов, в особенности статьи 40 Конституции, закрепляющей универсальный принцип равенства всех перед законом.

Верховный суд обязал органы государственной власти внести в миграционное законодательство изменения, предусматривающие дифференцированный подход к лицам, которые продолжительный период времени ожидают решения национальных властей о наделении их статусом беженцев и, соответственно, лишены права на труд. Вместе с тем Верховный суд акцентировал внимание на необходимости окончательного устранения существующего неравенства в трудовом положении между гражданами Ирландии и лицами, не имеющими гражданства.

Мальта

26 мая 2017 года Конституционный суд Мальты постановил, что удовлетворение ходатайства Генерального прокурора об отводе судебного эксперта за несколько дней до суда присяжных, если таковое было подано без ведома обвиняемых, нарушает право на справедливое судебное разбирательство.

1 июня 2016 года должен был состояться судебный процесс с участием присяжных заседателей над двумя лицами, обвиняемыми в незаконном обороте наркотических средств. За 5 дней до назначенного заседания сторона защиты узнала о том, что процесс отложен, так как ранее было удовлетворено ходатайство Генерального прокурора о замене привлечённого судебного эксперта Мартина Бад-жады. Новый судебный эксперт должен был исследовать имеющееся в деле заключение и определить, может ли оно быть положено в основу обвинения.

Адвокат Франко Дебоно ходатайствовал о направлении запроса в Конституционный суд. Он утверждал, что сторона защиты не была уведомлена о рассмотрении вопроса об отводе эксперта, в результате чего не имела возможности представить свои возражения. Позиция Генерального прокурора строилась на том, что показания Мартина Баджады уже были изъяты из перечня доказательств по ряду других гражданских дел в связи с тем, что последний был осуждён за кражу в 1993 году.

Конституционный суд Мальты по итогам рассмотрения дела констатировал нарушение права на справедливое судебное разбирательство, гарантированного статьёй 39 Кон-

ституции Мальты и статьёй 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод. Суд подчеркнул, что он не наделён полномочиями пересматривать решения Уголовного суда, в то время как стороны свободны в использовании различных правовых средств для оспаривания принятых Уголовным судом решений. Тем не менее в данном случае был нарушен принцип состязательности (equality of arms), так как обвиняемые не присутствовали при вынесении решения об откладывании дела и фактически были лишены возможности выразить свою точку зрения по вопросу

0 замене эксперта.

Россия

1 мая 2017 года Президент России Владимир Путин подписал Федеральный закон № 94-ФЗ «О внесении изменений в статью 58 Семейного кодекса Российской Федерации и статью 18 Федерального закона "Об актах гражданского состояния"», устанавливающий запрет на использование буквенно-цифровых обозначений, бранных слов, указаний наран-ги, должности, титулы при присвоении имени ребёнку. Законом также предоставляется возможность родителям присваивать ребёнку двойную фамилию в случае, если родители имеют разные фамилии, при этом последовательность присоединения фамилий отца и матери друг к другу при образовании двойных фамилий у полнородных братьев и сестёр изменяться не должна.

1 мая 2017 года Президент России подписал Федеральный закон № 79-ФЗ ««О ратификации Протокола № 15, вносящего изменения в Конвенцию о защите прав человека и основных свобод». Статья 1 Протокола дополняет преамбулу Конвенции новым абзацем, закрепляющим принцип суб-сидиарности, в соответствии с которым государства — участники Конвенции «несут основную ответственность за обеспечение прав и свобод, гарантированных Конвенцией и Протоколами к ней, и пользуются при этом свободой усмотрения, надзор в отношении реализации которой осуществляется Европейским Судом по правам человека...». Протоколом исключается условие, которое обязывает Суд к рассмотрению индивидуальной жалобы в том случае, если дело не было над-

лежащим образом рассмотрено внутригосударственным судом (ранее это условие не позволяло признать жалобу неприемлемой в ситуации, когда заявитель не понёс значительного ущерба при нарушении государством его прав, установленных Конвенцией). Срок для подачи индивидуальной жалобы в Европейский Суд по правам человека сокращается с 6 до 4 месяцев (статья 4 Протокола). Статья 3 Протокола предоставляет Палате право самостоятельно принимать решения об уступке своей юрисдикции Большой Палате (без согласия участников Конвенции) при рассмотрении определённых категорий дел. Протокол также исключает норму о прекращении судьями ЕСПЧ своих полномочий по достижении ими 70-летнего возраста и устанавливает, что возраст кандидатов на должность судьи ЕСПЧ должен составлять менее 65 лет. Протокол № 15 вступит в силу по истечении трёх месяцев, а его статья 4 — по истечении 6 месяцев после его ратификации всеми 47 государствами — участниками Конвенции (на момент публикации ратифицировали 34 страны).

1 июня 2017 года Президент России подписал Федеральный закон № 104-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», устанавливающий в том числе новый порядок голосования избирателей, участников референдума по месту нахождения на основании заявления, который может применяться вместо голосования по открепительным удостоверениям и досрочного голосования. Такой порядок может быть использован при проведении выборов Президента РФ, выборов в органы государственной власти субъекта Российской Федерации, референдума субъекта, при этом субъект Российской Федерации вправе самостоятельно установить соответствующий порядок голосования. Избиратель, участник референдума, находящийся в день голосования вне места своего жительства, вправе подать в соответствующую комиссию заявление о включении его в список избирателей, участников референдума по месту нахождения не позднее чем за 45 дней до дня голосования или же явиться на избирательный участок и подать заявление непосредственно в день голосования (в таком случае решение о его включении в список избирателей,

участников референдума принимает участковая избирательная комиссия).

В соответствии с новой редакцией статьи 30 Федерального закона от 12 мая 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» закрепляется возможность установления федеральными законами иного (чем в данном законе) регулирования в отношении назначения наблюдателей. Например, могут не учитываться положения о назначении не более двух наблюдателей от одной партии на один избирательный участок, назначении конкретного наблюдателя только на один участок, заблаговременном представлении списков наблюдателей в соответствующую комиссию, если это будет установлено соответствующими федеральными законами.

Таиланд

6 апреля 2017 года вступила в силу новая Конституция королевства Таиланд, ознаменовавшая возврат к демократическому режиму правления и демократическим выборам.

Принятая Конституция является средством преодоления конфликта, возникшего в тайском обществе и обострившегося в ходе военного переворота, организованного в ответ на политический кризис 2014 года. Принятию основного закона предшествовало предварительное его рассмотрение и одобрение населением на организованном в ноябре 2016 года всенародном референдуме, во время проведения которого пресекались любые попытки критики проекта. Вместе с тем после проведения референдума по инициативе короля и при поддержке большинства (228 из 331 голосов) членов Национальной законодательной ассамблеи (парламента) Таиланда в положения временной конституции, регламентирующие внесение поправок к проекту нового основного закона, был внесён ряд изменений.

Одним из главных достоинств новой конституции, согласно позиции президента парламента Понпетча Вичитчолчай, является наличие предпосылок для эффективной борьбы с коррупцией, которые будут реализованы и детализированы в органических законах.

Вступившая в силу Конституция, несмотря на декларируемое ею стремление обеспечить демократизацию государства, по мнению критиков, обладает рядом несовершенств. Её положения содержат недемократические механизмы, устанавливающие новый порядок организации государственного управления в части утверждения кандидатуры премьер-министра и закрепляющие необходимость одобрения кандидатуры обеими палатами парламента квалифицированным большинством (двумя третями голосов членов палат). В случае неодобрения рассматриваемой кандидатуры, Сенат, члены которого назначаются военной хунтой, имеет право предложить свою кандидатуру, что, согласно позиции противников конституции, может подорвать авторитет выборных органов и должностных лиц.

Существенные изменения коснулись высшего судебного органа — Конституционного суда Таиланда. В соответствии с положениями основного закона Таиланда Конституционный суд не обладает более полномочием проверять указы, «издаваемые с целью проведения реформ в любой сфере, популяризации любви и гармонии среди народа или предотвращения, ослабления или подавления любого действия, неблагоприятного для общественного порядка или безопасности, королевского трона, национальной экономики или государственного управления», на соответствие Конституции, что рассматривается некоторыми исследователями как укрепление позиции Короля.

Новая конституция, по мнению критиков, несёт в себе угрозу закрепления правления военной хунты и способствует усилению её влияния на органы власти после проведения выборов в парламент.

Турция

16 апреля 2017 года состоялся общенациональный референдум, на котором граждане Турецкой Республики большинством голосов проголосовали за внесение 18 поправок в Конституцию страны.

Явка на референдум составила 82 % от общего числа зарегистрированных для участия в референдуме граждан. По итогам подсчёта голосов 51,41 % избирателей проголосовали «за», а 48,59 % избирателей — «против» внесения поправок в Конституцию. Со-

ответствующие поправки вступят в силу после очередных парламентских выборов и выборов президента, которые должны пройти в один день 3 ноября 2019 года.

Одобренные на общенациональном референдуме изменения в Конституцию Турецкой Республики закрепляют переход от парламентской к президентской форме правления, а также существенно усиливают полномочия президента.

Статьи 87 и 98 новой редакции Конституции серьёзно изменили формы взаимодействия между правительством Турции — Советом министров, и парламентом Турции — Великим национальным собранием: турецкий парламент лишился права на участие в формировании правительства и потерял такие контрольные полномочия в отношении правительства, как выражение вотума недоверия правительству и парламентские запросы, обязывающие членов правительства к ответу. Кроме того, в соответствии с внесёнными изменениями в Конституцию, парламент не может делегировать правительству полномочия по принятию постановлений, имеющих силу закона. Полномочие принимать законы станет исключительной прерогативой парламента, а издавать подзаконные акты (указы по определённому кругу вопросов) будет только президент.

В соответствии с внесёнными изменениями в статью 104 Конституции президент становится полноценным главой исполнительной власти, формирующим Совет министров без участия парламента. Важно отметить, что Совет министров и должность премьер-министра подлежат упразднению после вступления в законную силу одобренных на референдуме поправок, а все полномочия по руководству исполнительной властью переходят к президенту. Изменения также предусматривают, что Великое национальное собрание может преодолеть вето президента только абсолютным большинством голосов. В рамках общего усиления полномочий главы государства новая редакция Конституции предоставляет Президенту Турции право самостоятельно назначать высших должностных лиц республики — вице-президентов, членов Совета судей и прокуроров, членов Совета национальной безопасности и начальника Генерального штаба. Теперь только президент может вводить чрезвычайное по-

ложение в стране (без одобрения парламента), а также представлять в парламент годовой бюджет не позднее чем за 75 дней до начала фискального года.

Новая редакция статьи 106 Конституции предусматривает усложнённую процедуру отрешения президента, вице-президента, министров от должности, которая должна проходить через механизм парламентского расследования в случае совершения преступления данными лицами во время их пребывания в должности. Для выдвижения обвинения против должностных лиц необходимо одобрение 3/5 членов парламента. В случае поддержки инициативы по выдвижению обвинения создаётся специальный комитет из представителей всех парламентских партий, который должен подготовить отчёт и в течение 3 месяцев представить его парламенту на пленарном заседании. После обсуждения отчёта на заседании члены парламента голосуют по вопросу о его передаче в Верховный суд Турции. Отчёт подлежит передаче в Суд в том случае, если за него проголосуют 2/3 от общего числа депутатов парламента. Решение об отрешении лица от должности принимается непосредственно Верховным судом.

Нововведения существенно изменяют избирательное законодательство. Согласно новой редакции статьи 77 Конституции парламентские и президентские выборы должны проводиться одновременно раз в пять лет (соответственно, срок полномочий парламента увеличивается с 4 до 5 лет). Одно лицо может быть избрано на должность президента не более двух раз подряд, однако нынешний Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган, занявший пост в 2014 году, сможет выдвинуть свою кандидатуру ещё дважды. Кроме того, в том случае, если парламент примет решение о проведении досрочных выборов в течение срока действия его второго мандата, Эрдоган имеет право быть избранным в третий раз.

Важно отметить, что, в соответствии с внесёнными изменениями в Конституцию, президент имеет право распустить парламент при наличии любого основания, а за Великим национальным собранием закрепляется право принять решение о самороспуске. Если президентом или парламентом будет принято соответствующее решение, то досрочные парламентские и президентские выборы должны быть проведены в один день.

Франция

23 апреля и 7 мая 2017 года во Франции прошли президентские выборы. По итогам второго тура выборов главой государства был избран Эммануэль Макрон.

Согласно статье 7 Конституции страны, Президент Французской Республики избирается абсолютным большинством голосов избирателей; если это большинство не было набрано в первом туре выборов, то на четырнадцатый день после него проводится второй тур, в котором участвуют два кандидата, набравшие наибольшее количество голосов в первом туре.

В президентской гонке приняли участие 11 кандидатов. В декабре 2016 года Франсуа Олланд, на тот момент действующий президент страны, официально объявил о том, что не будет переизбираться на второй срок, что случилось впервые в истории Пятой французской республики. Первый тур президентских выборов во Франции состоялся 23 апреля 2017 года, однако никто из кандидатов не набрал абсолютного большинства голосов. По итогам первого тура лидер политической партии «Вперёд!» Эммануэль Макрон набрал 24,01 % голосов, а кандидат от партии «Национальный фронт» Марин Ле Пен — 21,3 %. Кандидат от партии «Республиканцы» (зарегистрированной в мае 2015 года в результате преобразования партии «Союз за народное движение») Франсуа Фийон занял третье место с результатом в 20,01 % голосов избирателей, а глава левого движения «Непокорённая Франция» Жан-Люк Меланшон, набрав 19,58 %, вновь обеспечил себе четвёртый результат, как и на президентских выборах в 2012 году. Остальные кандидаты набрали менее 7 % голосов. Выборы 2017 года стали первыми в истории Пятой республики, на которых во второй тур не вышли представители двух ведущих партий — республиканцев и социалистов. Явка на первом туре выборов достигла 77,77 %.

После объявления предварительных результатов первого тура выборов Париж захлестнула волна протестов. Французские граждане ощутили кризис репрезентативности в стране. Акции протеста проходили не только в столице, но и в других городах Франции — около 40 акций прошло по всей стране. Кроме того, около двух тысяч пари-

жан приняли участие в подобных мероприятиях накануне первого тура выборов, 22 апреля. Протестующие выступили против проведения выборов главы государства.

7 мая 2017 года состоялся второй тур президентских выборов. Борьбу за пост главы государства продолжили Эммануэль Макрон и Марин Ле Пен. Явка во втором туре составила 74,56 %. Победу одержал экс-министр экономики и инвестиционный банкир, Эммануэль Макрон, набрав 66,10 % голосов избирателей. Марин Ле Пен, сторонница выхода из Евросоюза и улучшения отношений с Россией, получила, соответственно, 33,90 % голосов.

Избранный президент вступил в должность 14 мая 2017 года. Инаугурация прошла в Елисейском дворце. Макрон стал самым молодым президентом Пятой республики (39 лет). На посту главы государства Макрон обещал либерализовать экономику при сохранении большей части социальных гарантий. Он выступает за сохранение и усиление Европейского Союза. На следующий день после инаугурации избранный президент назначил премьер-министра. Этот пост занял республиканец Эдуар Филипп.

Швейцария

21 мая 2017 года в Швейцарии прошёл общенациональный референдум по вопросу о новой государственной стратегии в области энергетики, предполагающей постепенный отказ от атомных электростанций (АЭС) и переход к возобновляемым источникам энергии.

Возрастание внимания к проблемам энергетики вызвано аварией на японской АЭС Фукусима-1 в 2011 году. В том же году швейцарское правительство приняло решение о запрете строительства новых и закрытии действующих в Швейцарии атомных электростанций по истечении их срока эксплуатации, который составляет около 50 лет.

В ноябре 2016 года на референдум уже выносилась народная инициатива «О поэтапном отказе от ядерной энергии». Автор инициативы — «Зелёная партия» — предлагал ускорить этот процесс и закрыть существующие пять реакторов постепенно в 2017, 2024 и 2029 годах. Однако тогда это предложение не нашло поддержки граждан.

Правительство Швейцарии (Федеральный совет, Le Conseil fédéral) разработало «Энергетическую стратегию-2050» («ES2050»), которая предусматривает: 1) отказ от атомной энергетики (пять действующих АЭС будут работать до тех пор, пока на 100 % может быть гарантирована их безопасная эксплуатация); 2) государственную поддержку разработок в области возобновляемых источников энергии; 3) повышение размера сбора за пользование энергосетями, поступления от которого пойдут на развитие и внедрение инновационных разработок в области энергетики.

По мнению Федерального совета и сторонников новой государственной политики в области энергетики, реализация предусмотренных мер позволит значительно снизить потребление энергии, сократить зависимость страны от импорта энергии, обеспечить экономический суверенитет Швейцарии и снабжение населения энергией из безопасных источников.

В качестве основных аргументов против изменения энергетического законодательства приводились доводы о сокращении рабочих мест в данной отрасли и о больших расходах, которые потребуются для перехода на возобновляемые источники энергии.

С инициативой вынести одобренную парламентом «Энергетическую стратегию-2050» на общенародное голосование выступила консервативная Швейцарская народная партия. На референдуме 21 мая 2017 года избиратели поддержали правительственный курс. Явка составила 42,3 % от общего числа зарегистрированных для участия в референдуме граждан. Новая государственная стратегия в области энергетики была одобрена большинством в 58,2 % голосов. При этом за сохранение атомной энергетики проголосовали 41,8 % населения, а в пяти кантонах противники реформы даже одержали победу.

Швейцарские политологи и политики оценили результаты референдума положительно, признав успех министра энергетики и транспорта Швейцарии. Председатель «Зелёной партии» отметила, что народ принял историческое решение и перевёл всю экономику и энергетику страны на рельсы, которые ведут к устойчивому развитию.

В Швейцарии ожидается активное внедрение экологически чистых и возобновляемых источников энергии, строительство но-

вых гидроэлектростанций, ветрогенераторов и солнечных установок при поддержке этого процесса со стороны государства. В настоящее время доля энергии солнца и ветра составляет примерно 5 % от всей энергии, вырабатываемой в стране.

Южная Корея

9 мая 2017 года в Южной Корее состоялись досрочные президентские выборы. Причиной их назначения стал импичмент, объявленный одиннадцатому Президенту республики Пак Кын Хе на основании обвинений в участии в коррупционных схемах, злоупотреблении властью и разглашении секретных документов.

Президентские выборы прошли по мажоритарной избирательной системе относительного большинства в один тур. Явка граждан на избирательные участки была высокой — 77,2 %. Для повышения политической активности населения 4 и 5 мая было проведено досрочное голосование, которое впервые позволило всем желающим избирателям проголосовать раньше дня голосования. Эта мера оказалась весьма эффективной — за первый день досрочных выборов проголосовали почти 5 миллионов граждан или 11,7 % избирателей.

В избирательной гонке приняли участие 13 кандидатов на пост главы государства. Однако наибольший успех достался представителям политических партий, заседающим в текущем созыве парламента Кореи.

Победу на прошедших выборах предсказуемо одержал Мун Чже Ин — кандидат от демократической партии «Тобуро минджу-дан». Мун Чже Ин участвовал и в прошлых президентских выборах 2012 года, на которых уступил консерватору Пак Кын Хе пост главы государства с отрывом лишь в 3,6 % голосов избирателей. На этот раз Муну Чже Ину удалось заручиться поддержкой 41,08 % граждан, принявших участие в голосовании. Данный результат обеспечил ему безоговорочную победу в президентских выборах. Главными внутриполитическими установками кандидата от демократической партии в ходе предвыборной кампании стали предложения о реформировании системы национальной безопасности, критика чеболей — крупней-

ших корпораций, занимающих доминирующее место в корейском бизнесе, а также намерения стимулировать создание рабочих мест, поддерживать стартапы, малое и среднее предпринимательство. Мун Чже Ин занял компромиссную позицию в вопросе внешней политики — кандидат в президенты намерен выстраивать дружественные отношения с Северной Кореей и США.

На втором месте по итогам голосования расположился Хон Чжун Пхё — кандидат от консервативной партии «Свободная Корея», которого поддержали 24,03 % избирателей. Падение популярности партии можно было констатировать по результатам парламентских выборов 2016 года, на которых политическая сила потеряла своё большинство в законодательном органе страны. По оценкам экспертов, на рейтинге Хон Чжун Пхё не могла не отразиться дискредитация отрешенной от должности Пак Кын Хе, которая также представляла партию «Свободная Корея».

Третье место ожидаемо занял представитель Народной партии Ан Чхоль Су, получив 21,41 % голосов избирателей. Данный результат полностью подтвердил рейтинговые показатели, полученные накануне голосования.

Невысокую поддержку избирателей получили Ю Сын Мин, который представлял созданную бывшими членами Свободной Кореи в начале 2017 года Правильную партию (6,76 %), и Сим Сан Чжон, выдвинутая Партией справедливости (6,17 %).

С учётом внеочередного характера прошедших выборов новый лидер вступил в должность сразу же после заседания ЦИК Южной Кореи, на котором были подведены итоги голосования. Избранный Президент Южной Кореи начал формировать правительство и уже назвал имена министров финансов и иностранных дел, а также первого советника по вопросам безопасности.

Ведущая мониторинга — Елена Ильина. В подготовке мониторинга участвовали: Елена Ильина (Австрия, Россия), Алексей Бондаренко (Ирландия, Россия, Турция), Таисия Сидоренко (Таиланд), Мария Соловьёва (Мальта, Швейцария), Александра Урошлева (Франция, Иран), Анна Швец (Южная Корея).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.