Научная статья на тему 'Мониторинг как технология управления культурой авто номной учебной деятельност'

Мониторинг как технология управления культурой авто номной учебной деятельност Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
59
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник РМАТ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
АВТОНОМНОСТЬ / УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / АВТОНОМНАЯ УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / МОНИТОРИНГ / AUTONOMY / EDUCATIONAL PROCESS / AUTONOMIC EDUCATIONAL ACTIVITY / MONITORING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бухтеева Е. Е.

Раскрывается авторский взгляд на культуру автономной учебной деятельности: со держание, особенности формирования и организацию мониторинга. Автор рассматри вает автономность как личностную характеристику и предлагает инструменты ее формирования в учебной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Monitoring technology of the autonomic educational activity culture

The article explains authors perception of culture of the autonomic educational activity, its com position, the specifics of forming and monitoring organization. The author views an autonomy as a personal characteristic and offers the set of tools to form it in an educational process

Текст научной работы на тему «Мониторинг как технология управления культурой авто номной учебной деятельност»

6. Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» (утв. приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013 г. № 544н).

7. Разъяснения о законодательном и нормативном правовом обеспечении дополнительного профессионального образования (письмо Министерства образования и науки РФ от 09 октября 2013 г. № 06-735).

8. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации».

УДК 378

Е.Е. БУХТЕЕВА

МОНИТОРИНГ КАК ТЕХНОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ КУЛЬТУРОЙ АВТОНОМНОЙ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Раскрывается авторский взгляд на культуру автономной учебной деятельности: содержание, особенности формирования и организацию мониторинга. Автор рассматривает автономность как личностную характеристику и предлагает инструменты ее формирования в учебной деятельности.

Ключевые слова: автономность, учебная деятельность, автономная учебная деятельность, мониторинг.

The article explains authors perception of culture of the autonomic educational activity, its composition, the specifics of forming and monitoring organization. The author views an autonomy as a personal characteristic and offers the set of tools to form it in an educational process.

Key words: autonomy, educational process, autonomic educational activity, monitoring.

Известная фраза: «Три качества - обширные знания, привычка мыслить и благородство чувств - необходимы для того, чтобы человек был образованным в полном смысле этого слова» - выражает задачу образования. Традиционно считалось, что на выходе студенты должны показать знания, умения и навыки, отраженные в содержании учебных дисциплин. Цель современного образования, вектором движения которого являются ФГОС третьего поколения, - сформированность

© Бухтеева Е.Е., 2013

общекультурных и профессиональных компетенций для решения профессиональных задач. Усвоение знаний не исключается из традиционного учебно-воспитательного процесса, но они уже являются не самоцелью, а «базой» для формирования компетенций. Главный вопрос модернизации образовательного процесса заключается в том, какая идеология и методология должны определять содержательное наполнение компетенций и компетентности.

В Законе РФ «Об образовании» говорится о том, что содержание образования должно быть ориентирова-

но на обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации. На наш взгляд, одним из условий самоопределения и саморазвития личности является уровень сформированности самоуправления, в частности своей учебной деятельностью. Данное самоуправление основывается на его автономности. Автономность является личностной характеристикой, которая предполагает способность брать на себя ответственность за свою учебную деятельность, ставить цели, определять содержание, выбирать способы и формы учебной деятельности, осуществлять самоконтроль и самооценку, устанавливать сроки. Автономность предполагает также интеллектуальную самостоятельность, которая проявляется в активности, инициации, готовности к сотрудничеству [1-4].

Одним из основных инструментов формирования учебной автономии являются учебные стратегии. Они представляют собой ментальные планы, которые обучающийся выстраивает, чтобы достичь свои образовательные цели. Учебные стратегии - это план обучающихся, который, как правило, составляется сознательно. После интенсивной тренировки стратегии автоматизируются. План обучаемого включает то, какие умственные действия он хочет провести, чтобы достичь поставленной цели. Для того чтобы выбрать подходящую учебную стратегию, учащиеся должны четко представлять их собственную цель обучения [4]. Как видим, учебные стратегии направлены на овладение способами учебной деятельности, без которых невозможно решение учебных задач.

Автономизация учебной деятельности предполагает также знание обуча-

ющимся своих стилей учения, включающих когнитивные, аффективные и мотивационные составляющие. Знание собственных стилей позволит обучающимся узнать больше о себе, своих склонностях, предпочтениях в получении и обработке учебной информации, в организации собственного учебного процесса и управлении им.

Для того чтобы студент мог управлять своей учебной деятельностью, на наш взгляд, необходимо формирование культуры автономной учебной деятельности. Под культурой автономной учебной деятельности мы будем понимать:

• высокий уровень мотивации, целеустремленность, самостоятельность, любознательность, установку на саморазвитие;

• уважение к человеческим ценностям;

• владение методиками самопознания, выявления своего собственного стиля;

• владение учебными стратегиями и тактиками;

• умение ставить цели, планировать учебную работу;

• умение рационально и эффективно организовывать свой учебный труд;

• владение приемами самоанализа и саморефлексии;

• умение работать в команде, ответственность.

На наш взгляд, культура автономной учебной деятельности должна включать следующие компоненты: психологический, методический, социальный и когнитивный.

Под психологическим компонентом мы будем понимать высокий и устойчивый уровень мотивации, уверенность в себе.

Методический компонент включает умения определять собственные об-

разовательные потребности, ставить учебные задачи, рационально и эффективно управлять процессом решения учебной задачи, что предполагает планирование, выбор средств и способов решения, самоорганизацию, самоконтроль, самооценку, анализ учебных результатов.

Социальный компонент предполагает готовность к сотрудничеству, взаимодействию с другими обучающимися, окружающими людьми.

Когнитивный компонент включает осознание собственного учебного стиля и владение учебными стратегиями.

Инструментом формирования культуры учебной деятельности является учебная задача - системообразующий, структурный элемент учебного процесса. Если на репродуктивном уровне учащийся решает задачу по образцу и под руководством преподавателя, то, продвигаясь вперед, решая все новые и новые задачи, он приобретает способность видеть проблему, формулировать ее и решать, выходя на новый для себя уровень. В постоянном решении все более усложняющихся по иерархии задач обучающийся становится субъектом обучения, способным самостоятельно выстраивать свой учебный процесс и управлять им.

В процессе учебной деятельности учебная задача дается в определенной учебной ситуации. Учебная ситуация может выступать как компонент содержания и как прием обучения на разных этапах формирования учебных действий, служить средством управления деятельности учащихся, а также способствовать решению практических, воспитательных и образовательных задач [5]. Учебную ситуацию можно рассматривать как минимальную дидактическую единицу, позволя-

ющую формировать и оценивать уровень культуры автономной учебной деятельности.

Решение задачи в учебной проблемной ситуации предполагает несколько этапов. Первый этап - это понимание задачи, сформулированной в готовом виде преподавателем или определяемой самим обучающимся. Последнее зависит от того, на каком уровне проблемности находится задача, и от способности обучающегося ее решить. Второй этап - «принятие» задачи обучающимся, он должен решать ее для себя, она должна быть личностно значима, а потому понята и принята к решению. Третий этап связан с тем, что решение задачи должно вызывать эмоциональное переживание (лучше удовлетворения, чем досады, неудовлетворенности собой) и желание поставить и решать собственную задачу. Здесь существенную роль играет формулировка задания для правильного понимания задачи [6].

Мониторинг является технологией управления культурой автономной учебной деятельности и получения обратной связи в процессе ее формирования. Мониторинг представляется в виде системы технологических карт, в которых содержатся темы в виде модулей, целью изучения которых является формирование определенных компетенций через выполнение учебных задач в виде учебных действий в определенных учебных ситуациях и на заданных уровнях. Структура мониторинга создает «прозрачность» конечной цели, что в свою очередь позволяет обучающимся формировать навыки самоконтроля и самооценки [7]. В структуру мониторинга входят различные оценочные средства, которые могут быть представлены в виде тестовых зада-

ний, контрольных работ, деловых игр, презентаций, кейс-ситуаций. Выбор и использование оценочного средства зависят от цели учебной задачи, от лица, ее выполняющего, от общих педагогических условий.

Таким образом, владение культурой автономной учебной деятельности обусловливает формирование личности, способной к самоуправлению своей учебной деятельностью, что является гарантом постоянного самосовершен-

ствования, саморазвития на основе самообучения, а также мотивацией к непрерывному повышению своей профессиональной квалификации в течение всей жизни.

Мы полагаем, что формирование культуры автономной учебной деятельности должно войти в содержание образования и быть представлено в виде компетенции, дополняя список компетенций, заявленных в ФГОС ВПО.

ЛИТЕРАТУРА

1. Аникина Ж.С. Учебная автономия как неотъемлемый компонент процесса обучения иностранному языку в XXI веке// Вестник Томского государственного университета. 2011. № 322.

2. Коряковцева Н.Ф. Современная методика организации самостоятельной работы изучающих ИЯ: пособие для учителей. М, 2002.

3. Bimmel Peter, Rampillon Ute. Lemerautono-mie und Lemstrategien. München: Goethe-Institut Langenscheidt, 1999.

4. Holec H. Autonomy in Foreign Language

Learning. Oxford: Pergamjn, 1981.

5. Вайсбурд М.Л. Использование учебно-речевых ситуаций при обучении устной речи на иностранном языке: учеб. пособие для проведения спецкурса по обучению иноязычному общению в системе повышения квалификации учителей. Обнинск: Титул, 2001.

6. Балл Г.А. Теория учебных задач: Психолого-педагогический аспект. М.: Педагогика, 1990.

7. Шишов С.Е., Кальней В.А. Мониторинг качества образования в школе. М, 2008.

УДК 378.14

С.В. ПИЧЕНЕНКО

АНАЛИЗ ИДЕЙ САМОРЕГУЛИРУЕМОГО ОБУЧЕНИЯ В ЗАРУБЕЖНОЙ ПЕДАГОГИКЕ

Анализируются разные подходы к идее саморегулируемого (автономного) обучения - радикальный, социально-когнитивный, образовательный, социально-организационный, биографический, рефлексивный. Автор делает выводы о существовании новой парадигмы современного образования, которая имеет свои преимущества и риски.

Ключевые слова: автодидактика, саморегулируемое обучение, автономная учебная деятельность.

This article analyses different methods of the conception of self-regulated education: radical, social-cognitive, educational, social, biographical, reflective. Author concludes the existence of a new paradigm in modern education, which has its advantages and risks.

Key words: autodialectic, self-regulation, autonomic educational process.

Радикальный взгляд: автодидактика

Данный подход является самым старым с исторической точки зрения и близок к историческому понятию «автодидактика», где подчеркивается полный контроль учащегося над своим обучением и абсолютная автономия от преподавателя и образовательного учреждения.

Термин «автодидактика» (греч. а^08 (само-) и didaskein (учить)) - синоним слова «самоучение». Существует много терминов для самообразования. Как писал А. Таф [1], самоучение (self-teaching) также может быть названо «самостоятельной учебой» (self-instruction), самообразованием (self-education), автономным обучением (independent study) и самоуправляемой учебой (self-directed study). Термин «самоучитель» употребляется по отношению к человеку, вовлеченному в самообучение. Самоучитель - это автономный учащийся, самодвижущийся автодидакт.

© Пичененко С.В., 2013

Некоторые исследователи признают, что автодидакты выражают устаревший способ обучения. Они потеряли чувство принадлежности к социальному классу в своих культурных изысканиях по саморазвитию. Другие отделяют старый способ самообучения от нового. Бесспорно, все эти научные работы помогают понять данный способ обучения, но сегодня уместнее работать над процессом самообразования в мире, в котором знания становятся все менее долговечными, более скоротечными и мимолетными, в котором каждый человек чувствует потребность к независимому обучению хотя бы в какой-то момент своей жизни. Сегодня обязательное школьное образование верит в идею автономного обучения, при котором момент самообучения (намеренного или стихийного) происходит за пределами школьной среды и независимо от преподавателя. Такие моменты в обучении являются свободными от целей внутренней учебной программы, но могут опираться на другие учебные планы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.