Научная статья на тему 'Мониторинг качества знаний в системе открытого образования'

Мониторинг качества знаний в системе открытого образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
83
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Мониторинг качества знаний в системе открытого образования»

• Организация разработ ки программных систем.

Как следует из вышеизложенного, профессиональное обучение в рамках специальностей «Программное обеспечение вычислительной техники и Автоматизированных систем» и «Математическое обеспечение и администрирование информационных систем», по которым в настоящее время ведется подготовка специалистов на кафедре МОП ЭВМ ТРТУ, должно включать не только компоненты фундаментальных областей информатики, математики, кибернетики, современных методов и средств, используемых в конкретных областях инженерной деятельно,

, - -

рактер. При таком подходе может быть обеспечено высокое качество профессио-, -, , , позволяющие не только реализовать личный творческий потенциал, создавая про-

« », -модействовать в профессиональном коллективе, работая в пограничных областях различных отраслей знаний и технологий создавать сложные программные комплексы заданного качества, осуществлять их сопровождение и модернизацию.

С этой целью на кафедре МОП ЭВМ производится интегрирующее внедрение в учебный процесс методов программной инженерии, носящее сквозной характер и опирающееся на широкое использование соответствующих инструменталь-. -ние сквозного двух-итерационного цикла разработки программной системы, имеющего общую цель уровня темы бакалаврской, а также инженерной, выпускных квалификационных работ, подцель уровня курсовой работы по дисциплине «Технология разработки программного обеспечения» и подпрактики уровня подцели, имеющие характер цикла лабораторных работ, призванных обеспечить получение навыков работы с инструментальными средствами, поддерживающими основные дисциплины технологии RUP.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Parnas D.L. Software Engineering Programmes Are Not Computer Science Programmes//CRL Report 361, Communication Research Laboratory, McMaster Univ., Apr. 1998; to be published in Annals of Software Eng., 2001.

2. Meye B. Object-Oriented Software Construction, 2nd ed., Prentice Hall, 1997.

3. Бертран Мейер. Программная инженерия как предмет обучения / “Открытые системы". - М.: Открытые системы, №07-08, 2001.

4. Соммер вилл Иан. Инженерия программного обеспечения, 6-е издание. Пер. с англ. - М.: Издательский дом «Вильямс», 2002.

З.А. Мелихова, О.А. Мелихова

МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ В СИСТЕМЕ ОТКРЫТОГО

ОБРАЗОВАНИЯ

Развитие образования невозможно без его содержательного и структурного . , информационной сети и новые информационные технологии, снимает пространст--

тем самым определяет новый, открытый тип образования. Понятие “открытое образование” неразрывно связано с понятием открытых кибернетических систем, предполагающих открытость к внешней среде, что способствует свободному об. -вием создания единого глобального образовательного пространства.

В условиях интенсификации информационных процессов профессионал в любой сфере деятельности постоянно ощущает необходимость в получении новых

,

. -

чения знаний и создает довольно гибкий процесс обучения, независимый ни от , .

играет первостепенную роль, поскольку позволяет значительно повысить качество .

Важным фактором в системе образования становится управление знаниями, создание интеллектуальной системы управления знаниями, достаточно простой в использовании, обеспечивающей доступ к знаниям и механизм приобретения но. , хранение, обработка и доставка знаний. Знания приобретают разные формы, и поэтому ими становится сложнее управлять. Знания подразделяются на явные и неявные. Явные знания обычно систематизированы, структурированы, ими легко воспользоваться. Неявные знания - это знания трудно формализуемые, плохо , . являются обязательными компонентами при создании системы управления зна-

.

При построении системы мониторинга образовательного процесса в работе предлагается использовать аппарат нечеткой математики, позволяющий формализовать и преобразовывать качественные (нечеткие) понятия. Нечеткий подход к моделированию интеллектуальных систем имеет следующие отличительные черты:

• вместо числовых переменных или в дополнение к ним используются лингвистические переменные [1], служащие для качественного, словесного описания некоторых количественных величин;

• -;

[2], -

ляющими собой упорядоченные последовательности нечетких инструкций или .

Нечетким оператором считается такой, который содержит, по крайней мере, одну нечеткую или лингвистическую переменную, нечеткую функцию или нечет.

При использовании сети Интернет важное значение приобретает создание удобного входа в сеть - компьютерного портала. Портал - средство доступа к информации. При этом используются различные виды порталов:

• - -

, ;

• портал взаимоде йствия обучаемый-преподаватель;

• - -ет доставку индивидуальной информации обучаемому с учетом выбранной стратегии обучения в определенный момент времени.

При создании портала знаний основную проблему составляет построение

,

оптимизации, например, время обучения, стоимость обучения и т.д. Стратегии обучения обеспечивают получение определенной квалификации при различных исходных уровнях подготовки. Каждая стратегия зависит от формы обучения (очная, заочная, дистанционная, бюджетная, контрактная и т.д.), длительности обуче-( , , ), -го уровня подготовки обучаемого, определяемого с помощью подсистемы тести.

Для определения статуса студента, уровня его обученности, а также для сопоставления учебных планов в работе предлагается использовать современное понятие - кредитный час [3]. Применение этого понятия позволяет учесть относительную ценность различных видов занятий (лекций, практических, лабораторных, курсовых и других) по каждой дисциплине, позволяет определить относительную ценность того или иного курса, позволяет облегчить переход к асинхронной системе обучения и реально обеспечивает академическую мобильность студентов. Та, -ментов для реализации открытого образования.

Для построения базы знаний в работе предлагается использовать метод представления знаний в виде нечетких отношений на множестве нечетких ситуаций [1]. При этом каждая нечеткая ситуация представляет собой конкатенацию нечетких значений лингвистических переменных тех параметров, от которых зависит данная стратегия обучения.

Концептуальная идея построения базы знаний на основе нечетких отношений состоит в следующем. В начале необходимо сформулировать цели обучения 1={1,2,...,т} - получение определенной квалификации (бакалавр, инженер, магистр, аспирант и т.д.) по выбранной специальности. Затем для каждой цели yj задать стратегии обучения в виде множества нечетких ситуаций 8=^}, 1ё1={1,2,...,п}. Пусть некоторой yj соответствует нечеткая ситуация «¡. Тогда представим ее в виде последовательности цепочек

=((А11х1)’{в„ |х2)>->{ср Iх*)) о Ур

в каждую из которых входит обозначение параметра х 5 из множества параметров Х={ х 5}, 8еД={1,2,...,к}, которые определяют цель обучения yj, и нечетк ие значения лингвистических переменных А1,ВЧ,...,СР, которые принимают эти параметры х1,х2,.,хк. Сам факт соответствия нечеткой ситуации «1 цели yj обозначим в виде «1 о Уj, где знак “о” является знаком соответствия. После того, как установлено соответствие между множеством всех нечетких ситуаций 8={*} и множеством всех целей У={у|} заканчивается первый этап построения модели базы знаний. Затем, используя методы нечеткой математики, на множестве 8 строится не четкое отношение «не, Р) в виде нечеткого графа или его матрицы смежности, которые представляют собой модель базы знаний интеллектуальной системы. По полученной исходной модели Ф=(8, Р), используя основные свойства нечетких отношений, строим каноническую модель базы знаний, в которой все нечетко эквивалентные ситуации [1] объединяются в классы эквивалентности и каждому классу сопоставляется эталонная нечеткая ситуация «ь, помеченная соответствующим значением цели yj. В результате этого преобразования получаем модель базы знаний фь=(8„Г), представляющую собой модель естественного гомоморфизма исходной

модели по отношению нечеткой эквивалентности нечетких ситуаций. Множество S представляет собой фактор-множество множества S по отношению нечеткой эквивалентности п, то есть S3= S/n и содержит наименьшее число возможных нечетких ситуаций, каждая из которых помечена единственной меткой yj. Функционирование модели фь эквивалентно функционированию исходной модели ф. На практике первоначально построенная модель ф, как правило, содержит неточности , . при построении и работе с моделью фь.

Следующим этапом совершенствования модели базы знаний является переход от ее канонической формы фь к нечеткому эпиморфному образу [4]. Этот этап предполагает сжатие нечеткого отношения фь в образ существе нно меньшей размерности без потери нечеткого смысла преобразования, выражая главную суть в более сжатой форме.

Использование подхода к построению нечеткой базы знаний, в результате которого математически корректно осуществляется сжатие исходного нечеткого графа в его нечеткий эпиморфный образ, в котором выполняется ускоренный логический вывод на основе распознавания нечетких эталонных ситуаций, позволяет проводить качественный мониторинг в системе открытого образования.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Мелихов AM., Берштейн Л.С., Коровин С.Я. Ситуационные советующие системы с нечеткой логикой. - М.: Наука, 1990. - 272 с.

2. Заде Л.А. Основы нового подхода к анализу сложных систем и процессов принятия решений. - М.: Математика сегодня, 1974. - С. 5-49.

3. Захаревт ВТ., Попов В.П., Каркшценко AM., Заграй НМ. Международпая аккредитация в ABET как основа академической мобильности. - Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2003. -28 с.

4. Мелихова (ХА., Мелихов AM. Проектирование базы знаний интеллектуальной системы назначения лекарственных средств народной медицины. - М.: Новости искусственного интеллекта, 1997, №1. - С. 136-149.

..

ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА

. -

менной концепции обучения иностранным языкам с использованием технических

.

Современная концепция обучения связана с понятием информационнотехнологического обеспечения учебного процесса. Это объясняется тем, что стра-, -

ниями информатизации общества в целом, а, следовательно, и системы образования как его органической части [1].

Система образования выполняет социальный заказ и выступает как объект управления со стороны государства, которое определяет ее цели и функции, осу, , и проводя ту или иную образовательную политику. В рамках этой политики на го-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.