Научная статья на тему 'Мониторинг качества управления финансами высших учебных заведений'

Мониторинг качества управления финансами высших учебных заведений Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
214
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШИЕ УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ / HIGHER EDUCATIONAL ESTABLISHMENTS / УПРАВЛЕНИЕ ФИНАНСАМИ / FISCAL MANAGEMENT / МОНИТОРИНГ / MONITORING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Романова Т. Ф., Меликсетян С. Н.

В статье обсуждаются вопросы повышения качества управления финансами высших учебных заведений. Дается определение «мониторинг в высшем учебном заведении», раскрывается его содержание, алгоритм проведения мониторинга в высшем учебном заведении, критериальные показатели социальной и финансовой результативности функциональной и финансово-хозяйственной деятельности высшего учебного заведения, направленные на дальнейшее улучшение качества управления финансами и финансового обеспечения вузов.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ssues of improvement of fiscal management quality of higher educational establishments are considered in the article. The author defines the term “monitoring of higher educational establishments”, and reveals its content. An algorithm of higher educational establishment monitoring, as well as criterion indices of social and financial productivity of a higher educational establishment are given in the article for the purpose of quality improvement of educational services and modernization of intrauniversity financial management system.

Текст научной работы на тему «Мониторинг качества управления финансами высших учебных заведений»

Романова Т.Ф.

д.э.н., профессор, заведующая кафедрой «Финансы»

Ростовского государственного экономического университета (РИНХ) Эл. почта: готшю\а'а,1^еи.ги

Меликсетян С.Н.

ассистент кафедры «Финансы» Ростовского государственного экономического университета (РИНХ) Эл. почта: [email protected]

МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА

УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСАМИ

ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ

В статье обсуждаются вопросы повышения качества управления финансами высших учебных заведений. Дается определение «мониторинг в высшем учебном заведении», раскрывается его содержание, алгоритм проведения мониторинга в высшем учебном заведении, критериальные показатели социальной и финансовой результативности функциональной и финансово-хозяйственной деятельности высшего учебного заведения, направленные на дальнейшее улучшение качества управления финансами и финансового обеспечения вузов.

Ключевые слова: высшие учебные заведения; управление финансами; мониторинг.

Реализуемая в стране бюджетная реформа обусловливает повышенные требования, предъявляемые к эффективности процесса управления финансами в государственном и муниципальном секторе национальной экономики. Так, в Послании Президента РФ Федерации Федеральному Собранию от 12 декабря 2013 г. отмечается, что «важнейшей задачей в управлении государственными и муниципальными финансами на сегодняшний день является определение единых подходов, стандартов и критериев ... по созданию системы независимой оценки качества работы учрежде-

ний и организаций социальной сферы, что позволит увязать их финансирование с конечными результатами деятельности» [1].

Особо значимыми в этих условиях вопросы управления финансами становятся и для важнейшего сегмента социальной сферы - системы высших учебных заведений, в связи с тем что реформа высшей школы и реформирование бюджетного процесса принципиально меняют организационно-правовые формы высших учебных заведений, критерии их функциональной и финансово-хозяйственной деятельности. В таких условиях традиционные финансовые методы, рычаги, инструменты управления финансами не обеспечивают требуемого управленческого эффекта, поскольку недостаточно ориентированы на эффективность и результативность.

Именно поэтому дальнейшее совершенствование и улучшение качества управления финансами, активизация финансового инструментария в рамках внедрения бюджетирования, ориентированного на результат, становятся в настоящее время актуальными и жизненно необходимыми. Процесс управления финансами высших учебных заведений представлен на рисунке 1. Данный процесс включает следующие функциональные элементы:

- финансовое планирование и прогнозирование (бюджетная субсидия; внебюджетные финансовые ресурсы, формируемые от предпринимательской и иной, приносящей доход деятельности; внебюджетные средства);

- организацию и координацию финансовых отношений;

- механизм управления финансовыми рисками;

- финансовую мотивацию;

- бухгалтерский бюджетный учет, управленческий бюджетный учет;

- мониторинг;

- внутренний финансовый контроль, ориентированный на результат;

- диагностику.

Финансовые исследования № 4 (41) 2013

83

Рисунок 1- Блок-схема процесса управления финансами высших учебных заведений [2]

84

Финансовые исследования № 1 (42) 2014

На сегодняшний день российская система высших учебных заведений характеризуется их избыточным числом. В условиях режима жесткой экономии бюджетных расходов и конкуренции одним из факторов повышения качества образовательных услуг вузов, ускорения адаптации высших учебных заведений к рыночной среде является улучшение качества управления финансами, посредством:

- внедрения бюджетирования, ориентированного на результат, и адекватного ему финансового инструментария;

- совершенствования финансового планирования;

- достижения достаточности финансового обеспечения путем наращивания объемов внебюджетных финансовых ресурсов;

- достижения эффективности и результативности использования государственных расходов на сферу высшего образования;

- внедрения качественного финансового менеджмента;

- внедрения мониторинга и диагностики финансово-хозяйственной деятельности;

- совершенствования и внедрения управленческого бухгалтерского учета;

- развития внутреннего финансового контроля, ориентированного на результат.

Для оценки результативности и постепенного повышения эффективности использования бюджетных средств предназначен такой функциональный элемент процесса управления финансами высших учебных заведений как мониторинг функциональной и финансово-хозяйственной деятельности, позволяющий проводить диагностику и оценку качества управления финансами вуза.

В Посланиях Президента РФ о бюджетной политике неоднократно подчеркивалась необходимость внедрения комплексной оценки мониторинга и оценки качества управления государственными (муниципальными) финансами, прежде всего, с целью эффективного финансового

планирования и повышения результативности государственных расходов. Результаты мониторинга также могут служить основанием для принятия качественных управленческих решений [3].

Содержание мониторинга в высшем учебном заведении раскрывает следующее его определение: «форма государственного финансового контроля, представляющая собой информационно-аналитическую систему наблюдений за динамикой критериальных оценочных показателей результативности использования бюджетных и внебюджетных средств с целью диагностирования результатов и оценки последствий управления ими на уровне высших учебных заведений» [2]. Основной целью мониторинга развития высших учебных заведений и качества управления его финансами является определение возможности решения текущих и перспективных задач социально-экономического развития на основе использования внутренних финансовых резервов, жесткой экономии государственных расходов для дальнейшего укрепления финансового потенциала высшего учебного заведения. Элементы мониторинга управления финансами высших учебных заведений представлены на рисунке 2.

Можно выделить два типа субъектов мониторинга - внутренние и внешние. К внутренним субъектам относится ректорат и руководители соответствующих структурных подразделений вуза, непосредственно участвующие в процессе мониторинга и оценки качества управления финансами, действующие в следующих направлениях:

- сборе необходимой для проведения мониторинга информации;

- обработке собранной информации для проведения оценки значений показателей;

- подготовке аналитических справок и отчетов о результатах мониторинга и оценки качества управления финансами.

Финансовые исследования № 4 (41) 2013

85

Рисунок 2- Элементы мониторинга в высшем учебном заведении

Внешними субъектами мониторинга являются все те, кто заинтересован в представляемой информации. Это могут быть органы государственной власти, население, а также прочие заинтересованные лица и организации.

Объектом мониторинга и оценки качества управления финансами вуза выступают отраженные в нем группы показателей, которые позволяют проследить достижение результатов по отношению к поставленной цели. Источником системы показателей служат нормативные правовые акты, устанавливающие необходимость проведения мониторинга по определенной группе показателей, требования к срокам и формам отчетности по значениям показателей. Алгоритм проведения мониторинга деятельности вуза отражен на рисунке 3.

Приведенный алгоритм открывает возможность реализовать: во-первых, выбор наиболее эффективных финансовых инструментов, форм и методов управления финансовыми отношениями; во-вторых, выявление допустимых отклонений функциональной и финансово-хозяйственной деятельности высшего учебного заведения в процессе взаимодействия с рыночной средой; в-третьих, определение параметров качественных изменений основных

элементов управления финансами вуза в рамках реализации мероприятий бюджетной реформы.

Как управленческие процедуры мониторинг и оценка качества управления финансами являются необходимыми элементами практически всех процессов управления социально-экономическим развитием высшего учебного заведения. Объектом мониторинга для последующей оценки качества управления финансами становятся результаты итогов как долговременных финансовых решений, оформленных, как правило, в форме финансовых планов (планы финансово-хозяйственной деятельности и бюджетные сметы) и прогнозов, программ и проектов социально-экономического развития, так и текущей управленческой деятельности вуза. Проведение мониторинга позволит:

- проводить на основании утвержденного перечня критериальных показателей сравнительную характеристику качества финансового планирования и исполнения плана финансово-хозяйственной деятельности, участие в этом процессе структурных подразделений вуза в зависимости от их полномочий и возложенных функций в рамках управления финансами;

86

Финансовые исследования № 1 (42) 2014

Рисунок 3 - Алгоритм проведения мониторинга деятельности вузов

- выявлять и предотвращать финансовые диспропорции, создавать основу для принятия конкретных управленческих решений;

- корректировать деятельность структурных подразделений (факультетов, кафедр, бизнес-школ, филиалов) в направлении усиления результативности использо-

Финансовые исследования № 4 (41) 2013

87

вания финансовых, материальных и трудовых ресурсов вуза;

- устанавливать взаимосвязь объемов бюджетного финансирования и финансирования за счет внебюджетных финансовых ресурсов с результатами функциональной деятельности вуза;

- создать механизм рейтингования и диагностики результатов деятельности структурных подразделений и в целом высшего учебного заведения;

- создать механизм экономического стимулирования и материального поощрения. В том числе при принятии управленческих решений об объемах оптимального распределения и использования бюджетных средств и внебюджетных финансовых ресурсов в структурных подразделениях высших учебных заведениях.Следует отметить, что для проведения мониторинга большое значение имеет выбор критериальных показателей эффективного управления финансами высших учебных заведений. Общими показателями при проведении мониторинга являются:

-промежуточные аналитико-

информационные показатели, дополняющие в текущем периоде общую картину от эффективности использования бюджетных средств высшими учебными заведениями;

-конечные показатели-критерии, четко ориентированные на оценку эффективности и результативности управления финансами высших учебных заведений.

Отбор специфических показателей для мониторинга требует специальной проработки с учетом особенностей образовательной отрасли.

Необходимо учитывать также, что при выборе критериальных показателей предпочтение должно отдаваться финансовым показателям конечных результатов деятельности высших учебных заведений во взаимной увязке с показателями конечных общественно значимых экономических и социальных результатов.

В то же время, поскольку бюджетные расходы ориентированы на решение, прежде всего, социальных, а не коммерческих задач, то и результаты использования бюд-

жетных средств, должны преимущественно определяться социальным эффектом.

Однако измерение подобных результатов представляется крайне сложной проблемой по сравнению с экономической оценкой: «Более трудной методической задачей является оценка социальной результативности, которая связана с выявлением конечного социального эффекта для общества в целом или определенной части населения, полученного в результате выполнения проверяемой организацией возложенных на нее функций и задач. Отсутствие таких показателей требует проведения дополнительной работы по созданию методик и критериев, на базе которых можно было бы оценить социальную результативность использования государственных средств» [4].

По мнению авторов, представляется целесообразным применять следующие критерии оценки результативности деятельности высших учебных заведений, выделенные в рамках двух групп. Первая группа показателей - критерии финансовой результативности - включает: показатели коммерциализации образовательных услуг, научных исследований и разработок вуза; показатели обеспеченности ресурсами (кадровыми, материально-техническими, финансовыми); показатели экономической эффективности (рис.4).

Вторая группа - критерии социальной результативности - предусматривает: показатели результативности образовательной деятельности вуза; показатели международной деятельности вуза; показатели связей вуза с бизнес-сообществом и органами государственной власти; социальные показатели (рис. 5).

Диагностика как функциональный элемент процесса управления финансами и оценки его качества является в настоящее время предметом обстоятельных научных и экономических исследований. Нужно отметить, что диагностика как совокупность специальных информационно-аналитических технологий введена в научный оборот сравнительно недавно и является одним из трудных по исполнению компонентов исследования, так как на сегодняшний день нет методик ее проведения.

88

Финансовые исследования № 1 (42) 2014

КРИТЕРИИ ПОКАЗАТЕЛИ

1

о о

X

ш

.0

СЦ

>

го ш о.

к <

ш

о о

X

<

X в

1. Показатели качества научной деятельности:

1.1. Количество выполненных и принятых НИР в соответствии с заключенными хоздоговорами.

Количество выигранных международных и российских грантов, научно-технических программ.

1.2. Количество научных публикаций (в международных изданиях, в журналах, рекомендованных ВАК, монографии, учебные пособия);

2. Показатели обеспеченности ресурсами - кадровыми, материально-техническими:

2.1. Штатная численность административно- управленческого персонала, ППС, вспомогательного учебного персонала, технического персонала.

2.2. Общая площадь учебно-лабораторных зданий.

2.3. Наличие объектов социальной инфраструктуры (общежития, кооперативные дома, столовые, базы отдыха, спортивные залы, бассейны, медицинские центры) и их общая площадь.

2.4. Показатели обновления библиотечных фондов, количество читальных залов, книжных хранилищ.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2.5. Наличие и количество объектов хозяйственной инфраструктуры.

3. Показатели экономической эффективности:

3.1. Количество введенных вузом в действие объектов социальной инфраструктуры (общежитий, спортивных комплексов, баз отдыха, клубов молодежных интересов, медицинских пунктов и пунктов питания и т.п.).

3.2. Показатели финансовой устойчивости вуза (доходы вуза из внебюджетных источников финансовых ресурсов расчете на одного ППР)

4. Показатели связи вуза с бизнес-сообществом, бюджетной сферой, органами государственной власти и местного самоуправления:

3.1. Количество договоров о взаимном сотрудничестве, заключенных вузом с коммерческими структурами, государственными учреждениями, органами государственной власти и местного самоуправления;

3.2.Количество студентов-стипендиатов Президента РФ, Губернатора субъекта Федерации, коммерческих и финансовых структур;

3.3. Количество выпускников вуза, трудоустроившихся после прохождения производственной и преддипломной практик в коммерческих структурах, государственных учреждениях, органах государственной власти и местного самоуправления;

3.4. Количество мероприятий, проведенных совместно с коммерческими

Рис. 4. Показатели финансовой результативности деятельности вуза

Финансовые исследования № 4 (41) 2013

89

КРИТЕРИИ ПОКАЗАТЕЛИ

о

0

1

со

<

I-_0

сц

>

го ш о.

к <

I _0

сц <

о о

1. Показатели результативности образовательной деятельности вуза:

1.1. Количество выпускников, продолживших обучение в магистратуре и аспирантуре.

1.2. Количество выпускников, работающих по специальности.

1.3. Количество выпускников вуза, имеющих карьерный рост.

1.4. Количество студентов - лауреатов, победителей международных, всероссийских, региональных, городских научных конкурсов, олимпиад.

1.5. Количество студентов, получивших научные гранты на исследования

2. Показатели международной деятельности вуза:

2.1. Место вуза в международном рейтинге.

2.2. Количество иностранных студентов, обучающихся в вузе.

2.3. Количество привлеченных зарубежных преподавателей.

2.4. Количество студентов- победителей международных научных конференций.

2.5. Количество студентов, прошедших обучение по программе двойных дипломов .

3. Социальные показатели:

3.1. Количество студентов из определенных социальных групп -сироты, из малоимущих семей;

3.2. Количество студентов с ограниченными возможностями, имеющих доступ к образованию в вузе;

3.3. Количество студентов в вузе, занимающихся волонтерской деятельностью;

3.4. Количество студентов - лауреатов, победителей международных, всероссийских, региональных, городских конкурсов (культура, спорт, общественная деятельность) и т.п.

Рисунок 5- Показатели социальной результативности деятельности вуза

Таким образом, можно сделать вывод, что при организации мониторинга качества управления финансами в высшем учебном заведении учитываются следующие основные принципы:

- четкое обоснование критериев оценки, обеспечивающих учет всех важнейших составляющих показателей уровня среднесрочного и перспективного социально-экономического развития вуза;

- системность оценки, предполагающей учет взаимосвязей базовых показателей и характеристик текущего и перспективного развития вуза;

- достоверность исходных данных при выборе базовых показателей развития вуза и качества управления финансами;

- прозрачность и максимальная информативность результатов оценки уровня развития вуза при принятии оптимальных управленческих решений;

- реальность показателей, отражающих результативность деятельности и ответственность руководителей вуза и всех структурных подразделений за эффективное и результативное использование бюджетных и внебюджетных финансовых ресурсов, материальных и трудовых ресурсов.

Библиографический список 1. Ежегодное Послание Президента РФ В.В. Путина Федеральному Собранию от 12 декабря 2013 г. [Электронный ресурс]// Справочно-правовая система «Кон-

90

Финансовые исследования № 1 (42) 2014

сультант Плюс». - Режим доступа: http://base.consultant.ru

2. Меликсетян, С.Н. Управление финансами вузов в условиях бюджетной реформы: авторефер. дис. ... канд. экон. наук / С.Н. Меликсетян. - Ростов-на-Дону, 2013. -26 с.

3. Бюджетное Послание Президента Российской Федерации о бюджетной по-

литике в 2014-2016 годах от 13 июня 2013 г. [Электронный ресурс] // Справоч-но-правовая система «Консультант Плюс». - Режим доступа: http://base.consultant.ru

4. Бликанов, А. Аудит эффективности как методическая основа совершенствования государственного финансового контроля // Бюджет. -2008. -№7.

Финансовые исследования № 4 (41) 2013

91

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.