Научная статья на тему 'Мониторинг качества учебно-методического обеспечения учебного процесса в вузе'

Мониторинг качества учебно-методического обеспечения учебного процесса в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1787
358
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС / ВЫСШЕЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ / УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / КАЧЕСТВО УЧЕБНОМЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ / МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА / EDUCATIONAL PROCESS / HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTION / EDUCATIONAL AND METHODICAL ENSURING / QUALITY OF EDUCATIONAL AND METHODICAL ENSURING / MONITORING OF QUALITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зинченко Виктория Олеговна

В статье рассмотрены характерные признаки учебно-методического обеспечения современного учебного процесса и выявлены показатели его качества. Охарактеризована сущность мониторинга качества учебно-методического обеспечения при участии представителей организационно-управленческой структуры вуза, преподавателей и студентов. На основе анализа научной литературы разработана мониторинговая процедура «Качество учебно-методического обеспечения учебного процесса».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Зинченко Виктория Олеговна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Monitoring of quality of educational and methodical providing educational to process in higher education institution

Characteristic signs of educational and methodical ensuring modern educational process are considered in the article and indicators of its quality are revealed. The essence of monitoring of quality of educational and methodical providing with the assistance of representatives of organisational and administrative structure of higher education institution, teachers and students is characterised. The monitoring procedure “quality of educational and methodical ensuring educational process” is developed on the basis of the analysis of scientific literature.

Текст научной работы на тему «Мониторинг качества учебно-методического обеспечения учебного процесса в вузе»

Мониторинг качества учебно-методического обеспечения учебного процесса в вузе

УДК 378.016

Зинченко Виктория Олеговна

кандидат педагогических наук, доцент Луганский государственный университет им. Тараса Шевченко

metelskayvika@mail.ru

МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА В ВУЗЕ

В статье рассмотрены характерные признаки учебно-методического обеспечения современного учебного процесса и выявлены показатели его качества. Охарактеризована сущность мониторинга качества учебно-методического обеспечения при участии представителей организационно-управленческой структуры вуза, преподавателей и студентов. На основе анализа научной литературы разработана мониторинговая процедура «Качество учебнометодического обеспечения учебного процесса».

Ключевые слова: учебный процесс, высшее учебное заведение, учебно-методическое обеспечение, качество учебно-методического обеспечения, мониторинг качества.

Современное учебно-методическое обеспечение - это комплекс разнообразных материалов, объединенных одной целью - направить деятельность студента на эффективное овладение профессиональными знаниями, умениями и навыками. Качество таких учебнометодических комплексов становится источником своеобразной энергии учебного процесса. На ведущий характер учебно-методического компонента учебного процесса ВУЗа указывали как разработчики теоретико-методических основ современного учебного процесса С. Архангельский, Н. Кузьмина, А. Петровский, так и его современные российские и украинские исследователи и организаторы

А. Алексюк, В. Буряк, И. Вакарчук, Л. Васильева, П. Вишневский, Н. Дворникова, Э. Зеер, К. Левкив-ский, С. Николаенко, В. Олейник, А. Прокопенко, Э. Самерханова, С. Сафонова, С. Смирнов, Ю. Су-харников, Н. Талызина, В. Шадриков, Г. Шабанов и др.

Говоря о качестве учебно-методического компонента учебного процесса, необходимо помнить, что за последние годы постоянно происходили изменения учебных планов подготовки специалистов, и это вынуждало преподавателей в ускоренном темпе корректировать учебно-методические разработки. Это не могло не отразиться на их качестве и наличии всех необходимых составляющих учебно-методического обеспечения. Все это требует системного отслеживания и корректирования, что возможно только благодаря мониторингу качества учебного процесса.

Несмотря на широкий круг работ по мониторингу качества результатов учебного процесса и учебных достижений студентов, проблемы мониторинга качества учебно-методического компонента практически не нашли своего отражения в исследованиях ученых. Среди работ последнего времени можно назвать только труды Л. Белого, Л. Васильевой, О. Островерх, Г. Цехмистровой, М. Чандры, Г. Шабанова. Однако выделение процедуры мониторинга качества учебно-методического обеспечения учебного процесса в ВУЗе в указанных работах не представлено, что счита-

ем существенным недостатком изучения качества учебного процесса в целом.

Целью этой статьи является разработка мониторинговой процедуры качества учебно-методического обеспечения учебного процесса и изложение результатов ее реализации в высшем учебном заведении.

Учебно-методический компонент, наш взгляд, характеризуется разработкой учебно-методического обеспечения всех видов деятельности студентов во время овладения каждой их дисциплин учебного плана с учетом особенностей тех форм, методов и средств обучения, которые используются при этом [1].

С учетом изменения требований рынка труда к качественной подготовке специалистов, особый подход сегодня нужен в методическом обеспечении овладения студентами навыками и опытом профессиональной деятельности во время практических занятий по профессионально ориентированным дисциплинам и прохождении практики. Проведение практических занятий требует наличия разнообразных инструктивных материалов, разработки и использования на занятиях разно уровневых по своей сложности заданий, алгоритмов их решения и осуществления практических действий, заданий, предполагающих индивидуальную, групповую и коллективную деятельность студентов, конкретизацию мероприятий по обсуждению результатов практической деятельности и т.д. Поэтому выдача студентам планов семинарских занятий или хода лабораторных работ должна остаться в прошлом.

С учетом быстрого развития науки и техники, культуры и общественных отношений, у преподавателя не всегда есть возможность указать студенту научно обоснованные источники информации. Кроме того, как свидетельствует опыт подготовки специалистов, в последние десятилетия с учетом расширения спектра источников информации студенты нуждаются в комплексной подаче материала, что требует активизации работы преподавателей по созданию и публикации печатной учебно-методической литературы или ее электронных вариантов.

© Зинченко В.О., 2015

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика № 3

117

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Мониторинг как инструмент управления качеством предполагает привлечение к управленческой деятельности всех субъектов учебного процесса. С одной стороны, создание учебно-методического обеспечения - это непосредственная функция преподавателя высшего учебного заведения, с другой - учебно-методическое обеспечение требует определенного нормирования и контроля со стороны представителей организационно-управленческой структуры ВУЗа, усилий по его тиражированию и доведению до студентов. Кроме того, учебно-методическое обеспечение также должно отвечать требованиям студентов, для организации эффективной учебно-познавательной деятельности которых оно, собственно, и создается. Поэтому считаем, что в мониторинге качества учебно-методического компонента должны участвовать все субъекты учебного процесса.

Так, представители организационно-управленческой структуры ВУЗа (заместители директоров/ деканов, представители учебного отдела, отдела управления качеством и др.) должны систематично отслеживать состояние учебно-методических комплексов (УМК) по каждой дисциплине учебных планов подготовки специалистов. В нормативных документах ВУЗа состав этих комплексов, обычно, детально определен и предполагает наличие рабочей программы по дисциплине, сокращенный конспект лекций, планы семинарских, практических и лабораторных занятий, задания по самостоятельной работе и методические рекомендации по их выполнению, вопросы и задания к текущему и итоговому контролю, рекомендуемую литературу и другие элементы УМК.

Особое внимание при проведении мониторинга качества учебно-методического компонента учебного процесса ВУЗа необходимо уделять содержанию и полноте учебно-методического обеспечения курсовых работ и проектов, учебной и производственной практик, комплексных экзаменов по специальности, дипломных и магистерских работ и проектов.

С точки зрения мониторинга деятельности преподавателей нас, прежде всего, будет интересовать наличие учебно-методических комплексов (УМК) по всем дисциплинам. Далее оценивается качество формирования УМК: конспектов лекций, планов семинарских и практических занятий, лабораторных работ, практических заданий для аудиторной работы студентов, контрольных работ, тестовых заданий, перечня рекомендуемой литературы и прочее. Качество учебно-методической деятельности преподавателей заключается в подготовке, печати или создании электронной версии учебников, учебных пособий, методических указаний, других методических рекомендаций, которые используются при преподавании дисциплин.

Поскольку модель современного выпускника ВУЗа основывается на компетентностном подхо-

де, то важной составляющей учебно-методической работы преподавателей будет создание методического обеспечения курсовых работ и проектов, а также материалов к государственной аттестации студентов (комплексных экзаменов по специальности, дипломных и магистерских работ и проектов). Такое учебно-методическое обеспечение нужно исследовать с точки зрения основательности разработки, соответствия современным требованиям сферы будущей профессиональной деятельности студентов, всесторонности оценки приобретенных студентами знаний, умений и навыков и готовности их практического применения.

Мониторинг качества учебно-методического компонента учебного процесса, прежде всего, направлен на оценку качества преподавания дисциплин. Считаем, что оценка деятельности преподавателя студентами может включать следующие аспекты: системность, последовательность, ясность, доступность и логичность в изложении учебного материала; возможность ведения конспекта на лекции; возможность преподавателя привести примеры по теме, доступно и логично решить практические задачи, продемонстрировать практические навыки и умения; сформулировать задания для самостоятельной работы студентов; обеспечить профессиональную направленность учебного материала.

Кроме того, с точки зрения студентов, мониторинг будет выявлять наличие и доступность для использования в самостоятельной работе методических материалов по дисциплинам, применение в работе преподавателей активных методов обучения.

Указанное выше дает возможность определить такие показатели качества учебно-методического компонента учебного процесса в ВУЗе, как:

- уровень разработанности учебно-методического обеспечения всех видов учебно-познавательной деятельности студентов;

- уровень создания учебно-методической литературы.

Исследование имеющихся научных наработок в сфере организации мониторинговой деятельности в высшей школе позволило разработать мониторинговую процедуру «Качество учебнометодического обеспечения учебного процесса», которая была реализована в процессе экспериментальной работы в Государственном учреждении «Луганский университет имени Тараса Шевченко» в 2008-2013 годах. Алгоритм и результаты реализации мониторинговой процедуры приводим ниже.

Разработка и реализация мониторинговой процедуры «качество учебно-методического обеспечения учебного процесса». 1. Цель мониторинговой процедуры - выявить уровень учебно-методического обеспечения учебного процесса в высшем учебном заведении и удовлетворенность им студентами.

118

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова Ji> 2015, Том 21

Мониторинг качества учебно-методического обеспечения учебного процесса в вузе

2. Методы проведения мониторинговой процедуры - анкетирование, контент-анализ документов, экспертная оценка и самоанализ.

3. Респондентами стали студенты. В роли организаторов анкетирования - представители отдела анализа и перспективного развития. Экспертами стали заместители директоров (деканов) по учебной работе, председатели учебно-методических комиссий институтов (факультетов) и университета. Анализ результатов анкетирования, учебно-методических комплексов, карт экспертных оценок и принятия соответствующих управленческих решений об улучшении качества учебного процесса были возложены на директоров институтов (деканов факультетов) и ректорат.

4. Проводится ежегодно на каждом факультете (институте) по установленному графику.

5. Мониторинговая процедура начинается с контент-анализа соответствия имеющегося учебно-методического обеспечения учебным планам подготовки и образовательно-профессиональным программам. Затем проводится экспертная оценка учебно-методического обеспечения, которая предусматривает исследование наличия и качества разработки рабочих учебных программ, конспектов лекций, заданий и методических рекомендаций к проведению практических, семинарских занятий и лабораторных работ, заданий и методических рекомендаций для самостоятельной работы, вопросов к контрольным модульным работам; соответствия содержания учебно-методического обеспечения целям и задачам конкретной дисциплины. Параллельно с этим осуществляется самоанализ структурными подразделениями качества

учебно-методического обеспечения дисциплин для каждой специальности, в том числе проводится самоанализ разработки кафедрами учебно-методической литературы и их динамика. Результаты обобщаются в экспертных карточках, примеры которых приведены в таблицах 1-3.

Анкетирование студентов об уровне их удовлетворенности учебно-методическим обеспечением дисциплин, изучаемым в текущем семестре, по 5-балльной шкале.

6. Мониторинговая процедура проводилась ежегодно: период со второй половины 2008 года по первую половину 2011 годов в каждом структурном подразделении, а со второй половины 2011 года по 2013 год - в отдельных подразделениях согласно планам мониторинга. За этот срок мониторинговый инструментарий получил только несколько небольших корректировок с целью получения дополнительной информации при проведении самоанализа структурными подразделениями университета. С организаторами анкетирования проводился инструктаж, в котором было акцентировано внимание на том, что студенты оценивают не личность преподавателя по каждой из дисциплин, а именно наличие, полноту учебно-методического обеспечения и его доступность. Для участия в анкетировании привлекались студенты III и IV курсов различных специальностей. Выбор студентов третьего курса был обусловлен тем, что на нем еще продолжается изучение дисциплин гуманитарной и социально-экономической подготовки, но уже в значительном объеме идет преподавание специальных дисциплин. Полученные в ходе мониторинга результаты и предложения выносятся

Учебное-методическое обеспечение дисциплин

Таблица 1

ФИО

Дисциплина

Рабочая

программа

Методические рекомендации Тексты лекций /

к самостоятельной работе____Дистанционные курсы

Специальность

Учебно-методическое обеспечение специальностей (итоговое)

Таблица 2

Специальность Рабочая программа Методические рекомендации к самостоятельной работе Т ексты лекций / Дистанционные курсы

Таблица 3

Динамика издания учебно-методических материалов кафедрами института (факультета)

Наименование | 2008 | 2009 | 2010 | 2011

Кафедра ...

Учебники

Методические рекомендации

Монографии

Статьи в специализированных издания

Статьи

Электронные пособия / дистанционные курсы

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика № 3

119

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

для обсуждения на заседания учебно-методической комиссии институтов (факультетов) и университета, ректората и Ученого совета университета.

7. Обработка данных проводилась рабочей группой мониторинга. По каждому структурному подразделению готовился аналитический отчет о результатах мониторинга и предложения по улучшению учебно-методического обеспечения в ВУЗе. Подготовка аналитического отчета по каждому структурному подразделению целесообразна не только потому, что это облегчает дальнейшую обработку данных при формировании сводного аналитического отчета в целом по ВУЗу, но и потому, что часть выявленных проблем может быть решена на уровне института (факультета) и кафедры. Сводный аналитический отчет готовится отделом анализа и перспективного развития и является основанием для принятия руководящим составом управленческих решений по улучшению качества учебно-методического обеспечения. Оценка результативности принятых и реализованных решений проводится в следующем цикле мониторинга.

Приведем пример действенности мониторинговой процедуры «Качество учебно-методического обеспечения». Одной из проблем, выявленных во время предварительного мониторинга, было отсутствие унифицированного подхода к разработке рабочих учебных программ - одного из основных элементов учебно-методического обеспечения. В связи с этим в июне 2009 года решением Ученого совета университета было принято «Положение о рабочей учебной программе дисциплины», целью которого стало нормирование содержания, объемов, последовательности и организационных форм изучения дисциплин студентами, а также форм и средств текущего и семестрового контроля знаний в соответствии с национальными и европейскими стандартами. С одной стороны, разработка и внедрение этого документа может рассматриваться как шаг к улучшению планирования и организации учебного процесса, с другой, - этот документ определяет смысл всего учебно-методи-

ческого обеспечения по дисциплине и поэтому является главным рычагом его качества. С этим мы связываем повышение удовлетворенности студентов (на 5%) в конце 2009 года качеством учебнометодического обеспечения.

Обработка полученных данных при помощи методов математической статистики, в частности расчета непараметрического критерия Фишера ф*, выявила существенное отличие между эмпирическим значением критерия (1,758) и его критическим значением (1,64).

Таким образом, результаты теоретических исследований позволили выявить сущность мониторинга качества учебно-методического компонента учебного процесса современного ВУЗа, определить показатели качества этой оставляющей и разработать мониторинговую процедуру «Качество учебно-методического обеспечения учебного процесса» по установленному алгоритму.

Результаты проведенного экспериментального исследования, их статистическая значимость обосновали целесообразность использования мониторинга как инструмента управления качеством учебно-методического компонента учебного процесса в высшем учебном заведении. Однако, как свидетельствуют результаты исследования, осталось значительное количество нерешенных проблем. С учетом достижений научно-технического и культурного прогресса, модернизации высшего образования, тенденции интеграции образовательных систем стран-участниц Евразийского экономического союза учебно-методическое обеспечение учебного процесса требует дальнейшего усовершенствования, особенно в части методического сопровождения практической и самообразовательной подготовки студентов.

Библиографический список

1. Зтченко В.О. Мониторинг якосп навчально-го процесу у вищому навчальному закладт - Лу-ганськ: Вид-во ДЗ «ЛНУ iменi Тараса Шевченка», 2013. - 360 с.

120

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова Ji> 2015, Том 21

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.