Научная статья на тему 'МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ В ФОРМЕ ВСЕРОССИЙСКИХ ПРОВЕРОЧНЫХ РАБОТ: ИНТЕРПРЕТАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ, ВЫВОДЫ И ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ'

МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ В ФОРМЕ ВСЕРОССИЙСКИХ ПРОВЕРОЧНЫХ РАБОТ: ИНТЕРПРЕТАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ, ВЫВОДЫ И ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
91
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЛАДШИЕ ШКОЛЬНИКИ / ВСЕРОССИЙСКИЕ ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ / ФГОС

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пичугин Сергей Сергеевич, Громова Любовь Анатольевна, Красноперова Вита Федоровна

В статье представлена интерпретация результатов мониторинга качества подготовки обучающихся общеобразовательных организаций по русскому языку, математике и окружающему миру в форме всероссийских проверочных работ на уровне начального общего образования. Проанализированы задания, в которых младшие школьники испытывают наибольшие затруднения, даны практические рекомендации и подходы к совершенствованию работы учителя начальных классов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Пичугин Сергей Сергеевич, Громова Любовь Анатольевна, Красноперова Вита Федоровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MONITORING THE LEARNING OUTCOMES ON PRIMARY SCHOOL GRADUATION IN MOSCOW REGION IN THE FORM OF THE ALL-RUSSIAN SUMMATIVE ASSESSMENT TEST: RESULTS INTERPRETATION, CONCLUSIONS AND PRACTICAL RECOMMENDATIONS

The article presents the interpretation of the results of monitoring the quality of training in the academic subjects “the Russian language”, “Mathematics” and “the World Around” in the form of all-Russian summative assessment tests at the level of primary general education. The author analyses the tasks primary school students struggle with, and presents practical recommendations and approaches to improving the work of the primary school teacher.

Текст научной работы на тему «МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ В ФОРМЕ ВСЕРОССИЙСКИХ ПРОВЕРОЧНЫХ РАБОТ: ИНТЕРПРЕТАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ, ВЫВОДЫ И ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ»

Инновационные проекты и программы в образовании. 2022. № 3 (81). С. 68-76. Innovative Projects and Programs in Education. 2022:3(81):68-76.

УДК 373.31

С. С. Пичугин, Л. А. Громова, В. Ф. Красноперова

Мониторинг качества подготовки выпускников начальной школы Московской области в форме всероссийских проверочных работ: интерпретация результатов, выводы и практические рекомендации

Аннотация

В статье представлена интерпретация результатов мониторинга качества подготовки обучающихся общеобразовательных организаций по русскому языку, математике и окружающему миру в форме всероссийских проверочных работ на уровне начального общего образования. Проанализированы задания, в которых младшие школьники испытывают наибольшие затруднения, даны практические рекомендации и подходы к совершенствованию работы учителя начальных классов.

I Ключевые слова: младшие школьники, всероссийские проверочные работы, ФГОС Для цитирования: Пичугин С. С., Громова Л. А., Красноперова В. Ф. Мониторинг качества подготовки выпускников начальной школы Московской области в форме всероссийских проверочных работ: интерпретация результатов, выводы и практические рекомендации // Инновационные проекты и программы в образовании. 2022. № 3 (81). С. 68-76.

S. S. Pichugin, L. A. Gromova, V. F. Krasnoperova

Monitoring the learning outcomes on primary school graduation in Moscow region in the form of the all-Russian summative assessment test: results interpretation, conclusions and practical

recommendations

Abstract

The article presents the interpretation of the results of monitoring the quality of training in the academic subjects "the Russian language", "Mathematics" and "the World Around" in the form of all-Russian summative assessment tests at the level of primary general education. The author analyses the tasks primary school students struggle with, and presents practical recommendations and approaches to improving the work of the primary school teacher.

I Keywords: primary school students, all-Russian summative assessment testing, federal state education standard

For Citation: Pichugin, S. S., Gromova, L. A. & Krasnoperova, V. F. (2022) Monitoring the learning outcomes on primary school graduation in Moscow region in the form of the all-Russian summative assessment test: results interpretation, conclusions and practical recommendations. Innovative Projects and Programs in Education, 3, 68-76 (In Russian)

Императивом современной системы образования становится ее перманентный характер, что определяет пристальную фокусировку на развитии личности обучающегося. Всё чаще звучат мнения о том, что стремительно меняющийся мир требует обновленной модели получения образования в течение всей жизни, которая позволяла бы учиться и переучиваться, непрерывно приобретая и обновляя свои компетенции, — REskilling и UPskilling становятся мейнстримом постиндустриального общества.

На прошедшем в начале августа 2021 года в подмосковном Солнечногорске молодежном форуме «Территория смыслов» помощник Президента РФ А. А. Фурсенко заявил о том, что в ближайшие 5-10 лет необходимо существенно перестроить систему высшего образования, отказавшись от традиционной модели «4+2» (бакалавриат и магистратура), и обеспечить большую дробность по модели «2+2+2». Это позволит оперативно перестраиваться, если возникает резкая потребность в изменении образовательного маршрута [31].

Результаты исследования, проведенного накануне нового 2021/22 учебного года международной образовательной компанией «ЯКласс» (https:// www.yaklass.ru/) среди педагогов нашей страны, свидетельствуют о том, что 71% опрошенных считает нынешнюю систему школьного образования устаревшей, 55% учителей полагают, что школьное образование устарело частично, а 16% — полностью. Лишь 29% респондентов назвали школьную образовательную систему соответствующей современным запросам учеников и рынка труда. Примечательно, что чаще других (29%) школьное образование назвали устаревшим и не отвечающим требованиям обучающихся молодые учителя с опытом работы до пяти лет. Среди главных недостатков отечественной системы общего образования половина участников опроса назвали ненормированную рабочую нагрузку. На слишком высокую учебную нагрузку обучающихся указали 17% опрошенных, а 10% школьных педагогов отметили отсутствие практики персонализации программы обучения под запросы конкретного ученика и установки самой школы на обучение компетенциям, необходимым для жизни в современном обществе. Кроме того, 33% учителей указали на смену функции школы, которая теперь в большей степени «натаскивает» на успешное прохождение ГИА. Избыточный объем бумажной работы отметили 29% учителей, 20% — появление в программе школы учебных предметов, существенно увеличивающих нагрузку на обучающихся, 10% посетовали на падение качества учебных материалов [14].

Об эффективности отечественной системы образования красноречиво говорят лидирующие позиции российских школьников в международных предметных олимпиадах, однако современный рынок труда требует приобретения гибких навыков XXI века — Soft skills, которые позволяют современному человеку добиваться успеха в непрерывно обновляющемся мире. Отрадно отметить, что такой приоритет звучит методологическим лейтмотивом в общесистемных требованиях к реализации программы начального общего образования федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее — ФГОС

НОО), утвержденного приказом Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 года № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования». В соответствии с пунктом 34.2 «в целях обеспечения реализации программы начального общего образования в Организации для участников образовательных отношений должны создаваться условия, обеспечивающие возможность формирования функциональной грамотности обучающихся (способности решать учебные задачи и жизненные проблемные ситуации на основе сформированных предметных, метапредметных и универсальных способов деятельности), включающей овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу готовности к успешному взаимодействию с изменяющимся миром и дальнейшему успешному образованию» [2].

Благодаря обновленному ФГОС НОО младшие школьники получат больше возможностей для того, чтобы заниматься наукой, проводить исследования, используя самое передовое оборудование. Разделяя мнение коллег, отметим, что организация образовательной среды, психологический климат в школе, применение самых передовых форм организации работы с обучающимися — всё это оказывает воздействие на их образовательную успешность [9; 18; 29].

По мнению специалистов в области образования, высказанному в рамках доклада Всемирного банка «Новые навыки для нового времени: обоснование региональной политики», 38% российских школ не оборудованы учебными мастерскими, а 46% — научными лабораториями. Не имеют специальных помещений для проведения интегрированных занятий, стимулирующих развитие новых навыков и умения работать в командах 77% образовательных организаций [12]. О наличии проблемы возможности использования передового оборудования в школах Российской Федерации указывают и результаты тематического мониторинга, проведенного осенью 2020 года Общероссийским народным фронтом. Лишь 26% школ в нашей стране имеют доступ в Сеть со скоростью 100 Мбит/с. Похвастаться такой скоростью могут 42% городских школ, тогда как 50 Мбит/с и более — 34% сельских школ. К сожалению, 1,2% школ вообще не имеют доступа к Интернету, а 18% школ, несмотря на наличие кабеля для высокоскоростного подключения, имеют фактическую скорость Сети ниже 2 Мбит/с [13].

На наш взгляд, выходом из сложившейся ситуации, позволяющим гарантировать обучающимся качественное образование, становится стратегия «Цифровая трансформация образования», подготовленная Министерством просвещения РФ. Согласно паспорту стратегии, реализация которой запланирована на 2021-2030 годы, предполагается обеспечить получение образовательных услуг посредством единой точки доступа к образовательным сервисам:

• «Библиотека цифрового образовательного контента» — сервис, позволяющий использовать современный верифицированный цифровой образовательный контент и реализовывать образовательные программы углубленного

уровня, выстраивая индивидуальные образовательные траектории, а также повышать профессиональные компетенции педагогов (к 2024 году доступ 70% учителей и школьников).

• Система управления образовательной организацией направлена на расширение возможности принятия управленческих решений на основе анализа «Больших данных» и наполнение ее интеллектуальными алгоритмами (к 2024 году 100% образовательных организаций должны перейти на цифровые технологии в организации образовательной деятельности).

• «Цифровой помощник ученика» — сервис, позволяющий с учетом подборки верифицированного цифрового образовательного контента выстроить индивидуальный план обучения в соответствии с интересами и способностями обучающегося, а также управлять образовательной траекторией в соответствии с уровнем подготовки и интересами (к 2024 году доступ 100% школьников).

• «Цифровое портфолио ученика» — сервис, обеспечивающий школьникам возможность управления образовательной траекторией, академическими и личностными достижениями, предоставляющий возможность сформировать пакет документов для их подачи на обучение по программам среднего и высшего профессионального образования (к 2024 году доступ 100% школьников).

• «Цифровой помощник родителей» — проак-тивный сервис, обеспечивающий комплексные возможности для организации образовательной жизнедеятельности обучающихся (к 2024 году доступ 100% родителей).

• «Цифровой помощник учителя» — сервис, обеспечивающий автоматизированную проверку домашних заданий и планирование рабочих программ с привлечением экспертных систем искусственного интеллекта, упрощающий и помогающий сформировать эффективную систему выявления, развития и поддержки талантливых детей, повысить качество прохождения повышения квалификации преподавателями (к 2024 году — автоматизированная проверка 100% домашних заданий, которые возможно проверить с использованием интеллектуальных алгоритмов, а к 2030 году — более 50% домашних заданий с использованием экспертных систем искусственного интеллекта) [15]. Обобщенная оценка образовательных достижений обучающихся, сложившаяся в Российской Федерации, использует для оценки эффективности деятельности образовательных организаций и выявления системных проблем в реализации основных образовательных программ результаты международных, федеральных, региональных и муниципальных исследований. «Всероссийские проверочные работы нужны для оценки знаний, а не для рейтингов школ. Это итоговая контрольная работа по единым стандартам, которую проводит образовательная организация, она нужна, прежде всего, для учителя, и делать рейтинг школ по итогам всероссийских проверочных работ недопустимо», — подчеркнул 15 августа 2021 года министр просвещения Российской Федерации С. С. Крав-

цов в ходе Всероссийского съезда учителей математики в образовательном центре «Сириус» в г. Сочи. Он напомнил, что контрольные работы — это неотъемлемая часть образовательного процесса, которая позволяет определить уровень знаний обучающихся и проанализировать качество усвоения программы, а также оказать необходимую методическую поддержку педагогам и школам [28]. В этой связи Министерство просвещения Российской Федерации совместно с Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки направило в регионы рекомендации для системы общего образования по основным подходам к формированию графика проведения оценочных процедур в школах в 2021/22 учебном году, позволяющие включать всероссийские проверочные работы (далее — ВПР) в образовательный процесс не в ущерб основным урокам [7].

На основании приказа от 11 февраля 2021 года № 119 «О проведении Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки мониторинга качества подготовки обучающихся общеобразовательных организаций в форме всероссийских проверочных работ в 2021 году» [3] и письма от 12 февраля 2021 года № 14-15 «О проведении всероссийских проверочных работ в 4-8, 10-11 классах в 2021 году» Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки [8], распоряжения от 24 февраля 2021 года № Р-98 «О проведении всероссийских проверочных работ в общеобразовательных организациях в Московской области в 2021 году» Министерства образования Московской области [5] и приказа от 19 марта 2021 года № 393-07 «О проведении всероссийских проверочных работ в общеобразовательных организациях в Московской области в 2021 году» Академии социального управления в образовательных организациях Московской области были проведены ВПР для выпускников начальной школы.

Оставляя за рамками статьи яркую полемику и активные споры педагогов, а также эмоциональные рассуждения родительской общественности относительно необходимости проведения ВПР в общеобразовательных организациях, подчеркнем, что ВПР носят диагностический характер и осуществляют мониторинг результативности реализации требований действующего ФГОС НОО [2]. Проверочные работы позволяют дать независимую и объективную оценку качества освоения планируемых результатов основной образовательной программы начального общего образования (далее — ООП НОО) [4]. А главное — результаты ВПР позволяют учителю начальных классов скорректировать и усовершенствовать формы и методы своей работы, активно пополнять и расширять используемые педагогические технологии.

Как известно, ВПР проводятся с использованием материалов открытого федерального банка заданий Национального исследования качества образования (https://www.eduniko.ru/), которые позволяют объективно оценить уровень достижения предметных и метапредметных планируемых результатов ООП НОО младшими школьниками:

Личностные действия — личностное, профессиональное, жизненное самоопределение; знание моральных норм и норм этикета; умение выделить

нравственный аспект поведения; ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях.

Регулятивные действия — целеполагание, планирование, контроль и коррекция, саморегуляция.

Общеучебные действия — поиск и выделение необходимой информации; структурирование знаний; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в письменной форме; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; моделирование, преобразование модели.

Логические действия — анализ объектов в целях выделения признаков; синтез, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов; выбор оснований и критериев для сравнения; подведение под понятие; выведение следствий; установление причинно-следственных связей; построение логической цепи рассуждений; доказательство.

Коммуникативные действия — умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Обратимся к аналитическим данным по итогам выполнения заданий ВПР выпускниками начальной школы общеобразовательных организаций Московской области, позволяющим судить об уровне достижения планируемых результатов в соответствии с требованиями ФГОС НОО и примерной ООП НОО, которые размещены на официальной платформе «Модернизация системы образования Московской области» (http://momos. ru/oko/8238-analiz-vpr-rezultaty-vpr-kak-instrument-upravleniya-kachestvom-obrazovaniya.html).

Итоги выполнения заданий ВПР по русскому языку (вычисляется в процентах как отношение суммы всех набранных баллов за задание всеми участниками к произведению количества участников на максимальный балл за задание) нельзя признать удовлетворительными. Доля работ, выполненных на отметку «5», по муниципалитетам составляет 0 — 35,16%. Средний показатель по Московской области составляет 21,73%. То есть в нашем регионе есть территории, в которых ни один ученик не достигает отличных результатов во всероссийской проверочной работе. Невысоких результатов достигли младшие школьники в задании, которое проверяет традиционное базовое умение обучающихся правильно писать текст под диктовку, соблюдая при письме изученные орфографические и пунктуационные нормы. Успешное выполнение задания предусматривает сформированный навык аудирования (адекватное восприятие звучащей речи, понимание на слух информации, содержащейся в предъявляемом тексте) как одного из видов речевой деятельности. Оно позволяет оценить умение записывать под диктовку тексты в соот-

ветствии с изученными правилами правописания; проверять предложенный текст, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки. Ученики начальной школы недостаточно обучены умению осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки; при работе над ошибками понимать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающие предотвратить ее в последующих письменных работах.

Среди причин невысоких результатов выполнения заданий ВПР-2021 по предмету «Русский язык» можно назвать отсутствие умения младших школьников определять главную мысль текста и, соблюдая нормы построения предложения и словоупотребления, формулировать его тему в письменном виде. Далеко не всегда младшие школьники соблюдают при письме изученные орфограммы и пунктограммы, могут на основе собственного жизненного опыта уверенно называть конкретную жизненную ситуацию для адекватной интерпретации предложенной информации.

В пул дефицитов языковой функциональной грамотности обучающихся начальных классов Московской области можно отнести:

• владение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами;

• владение навыками выборочного чтения с целью поиска необходимой информации;

• умение устанавливать последовательность предложений в тексте и выражать это умение на практике текстопорождения;

• умение анализировать языковые особенности и структуру текста;

• умение создавать собственные тексты и корректировать заданные тексты с учетом точности, правильности, богатства и выразительности письменной речи;

• владение нормами русского и родного литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими) и правилами речевого этикета;

• умение использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач;

• умение производить разбор слова по составу;

• умение определять по грамматическим признакам различные части речи;

• умение применять в речевой деятельности знания о частях речи;

• умение производить морфологический разбор частей речи;

• навыки практического владения диалогической формой речи, умением интерпретировать устное монологическое высказывание в соответствии с учебной задачей (описание, повествование, рассуждение);

• понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения, осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения. Для устранения причин, препятствующих

успешному выполнению заданий ВПР, учителям начальных классов можно рекомендовать включение

в содержание уроков русского языка упражнений, которые будут способствовать формированию:

• представлений об орфоэпических, лексических, грамматических нормах русского языка;

• умения использовать языковые единицы для решения познавательных, практических и коммуникативных задач;

• умения создавать собственные тексты и корректировать текст с учетом точности, правильности, богатства и выразительности письменной речи или конструировать собственный текст;

• умения использовать в текстах синонимы и антонимы [4; 18].

Несмотря на то что доля работ по окружающему миру, выполненных на отметку «5», по муниципалитетам начинается с 6,73% , средний показатель по Московской области составляет 28,82%, ниже, чем результаты по русскому языку. Невысокую результативность при выполнении ВПР по предмету «Окружающий мир» младшие школьники продемонстрировали при выполнении заданий, позволяющих оценить уровень овладения начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.). Недостаточен уровень овладения логическими действиями анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам. Вызывают трудности задания, проверяющие умение использовать готовые модели (глобус, карта, план) для объяснения явлений или описания свойств объектов; обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, взаимосвязи в живой природе.

Среди причин невысоких результатов выполнения заданий ВПР-2021 по предмету «Окружающий мир» можно назвать недостаточный уровень владения способами изучения природы (наблюдение, измерение, исследование, опыт) и логическими действиями (анализ, синтез, сравнение, классификация по родовидовым признакам, установление аналогий или причинно-следственных связей). В 2021 году младшие школьники продемонстрировали невысокие результаты при работе с заданием, которое выявляет уровень сформиро-ванности представлений обучающихся о массовых профессиях, понимание социальной значимости труда представителей каждой из них. Задание построено на основе изображений объектов, с которыми работают представители различных профессий, или изображений труда людей определенных профессий. Вызывает серьезную озабоченность то, что младшие школьники наименее успешно справились с выполнением задания, призванного проверить знания обучающихся о родном крае: его главном городе, достопримечательностях, особенностях природы, оценить уровень сформиро-ванности уважительного отношения к родному краю. Оно позволяет оценить уровень сформиро-ванности основ гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России; описывать достопримечательности столицы и родного края; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации. Краеведческое направление в вос-

питательной работе школы в настоящее время находится в неудовлетворительном состоянии.

В пул дефицитов естественно-научной функциональной грамотности выпускников начальной школы в Московской области можно отнести:

• овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами;

• умение осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации, составлять тексты в устной и письменной формах;

• умение излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

• овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;

• овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

• использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач. Для устранения причин, препятствующих

успешному выполнению заданий ВПР, учителям начальных классов можно рекомендовать включение в содержание уроков окружающего мира практических занятий, лабораторных работ и поисково-исследовательских заданий, которые будут способствовать формированию и развитию:

• начальных сведений о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.);

• доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др.);

• умения работать с различными источниками информации (географическая карта, схема, рисунок, план) и строить речевые высказывания, рассуждения в соответствии с задачами коммуникации [11; 26].

Очень большой разброс показывают результаты ВПР по математике. Доля работ, выполненных на отметку «5», по муниципалитетам составляет 19,4 — 77,1%, средний показатель по Московской области составляет 35,8%. Сравнительно невысокую результативность при выполнении ВПР по предмету «Математика» младшие школьники продемонстрировали при выполнении заданий, проверяющих умение исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры. Проблемы возникают при вычислении периметра прямоугольника и квадрата или площади прямоугольника и квадрата, построении геометрических фигур с заданными измерениями (отрезок, квадрат, прямоугольник) с помощью линейки, угольника. Уже традиционно вызывают замешательство задания на выявление умения решать текстовые задачи.

Среди причин невысоких результатов выполнения заданий ВПР-2021 по предмету «Математика»

можно назвать отсутствие умения читать, записывать и сравнивать величины, работать с именованными числами, интерпретировать информацию. Негативно, по нашему мнению, низкий уровень развития логического и алгоритмического мышления младших школьников сказывается на умении решать текстовые задачи [20; 24].

В пул дефицитов математической функциональной грамотности младших школьников Московской области можно отнести:

• умение использовать начальные математические знания для описания окружающих предметов, процессов, явлений, оценки количественных и пространственных отношений;

• умение решать текстовые задачи, составлять числовые выражения;

• умение изображать геометрические фигуры;

• умение измерять длину отрезка, вычислять периметр многоугольника, площадь прямоугольника и квадрата;

• умение применять математические знания для решения учебных задач и повседневных жизненных ситуаций.

Для устранения причин, препятствующих успешному выполнению заданий ВПР, учителям начальных классов можно рекомендовать включение в содержание уроков математики заданий, которые будут способствовать формированию:

• начальных математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, оценки их количественных и пространственных отношений;

• логических действий сравнения, анализа, синтеза, установления аналогий и причинно-следственных связей;

• умения оперировать знаково-символически-ми средствами представления информации для создания моделей изучаемых объектов, процессов и схем решения учебных (текстовых) или практических (жизненных) задач [10; 22; 25].

В таблице представлена статистика выполнения заданий ВПР выпускниками начальной школы в 2021 году.

Анализ полученных результатов позволяет указать на ряд причин, способствующих сравнительно невысокой результативности выполнения отдельных заданий ВПР выпускниками начальной школы в 2021 году:

• наличие серьезных пробелов в базовых предметных и межпредметных понятиях, отражающих существенные связи и отношения между объектами, процессами и явлениями;

• низкий уровень логического (анализ, синтез, сравнение) и алгоритмического мышления, умения классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и при-

чинно-следственных связей, построения рассуждений, прогнозов и выводов, отнесения к известным понятиям;

• отсутствие уверенных навыков смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами;

• дефицит умения излагать свое мнение, аргументировать свою точку зрения и оценку событий, выбирать адекватные языковые средства и осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации, самостоятельно составлять тексты в устной и письменной формах.

Для устранения причин, препятствующих успешному выполнению заданий ВПР, учителям начальных классов можно рекомендовать включение в содержание учебной деятельности заданий, которые будут способствовать формированию:

• логических операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, прогнозирование, установление причинно-следственных связей и т.д.) и алгоритмического мышления (работа с подобными заданиями направлена на формирование основ логического и пространственного мышления, развитие умения извлекать, собирать, интерпретировать информацию и строить связи между объектами);

• умения оценивать события, проектировать и реализовывать план или алгоритм решения учебной задачи, аргументированно излагать свою точку зрения (работа с такими заданиями направлена на обучение младших школьников самостоятельному упорядочиванию шагов алгоритма и проектированию плана действий решения учебной задачи);

• навыков смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, умения работать с различными источниками информации (текст, карта, схема, рисунок, план, таблица и т. д.), способности выбирать адекватные языковые средства и строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации (работа с подобными заданиями направлена на формирование компетенций младших школьников, связанных с читательской грамотностью, навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Делая выводы из рассмотрения результатов ВПР, выполненных младшими школьниками Московской области в 2021 году, необходимо отметить, что значение преодоления выявленных дефицитов выходит далеко за рамки начальной школы. Именно на этом этапе общего образования закладываются основы функциональной грамотности будущих выпускников, которые должны будут совсем скоро, через 10-20 лет, составить фундамент процветания нашего региона.

Российская Федерация (%) Московская область (%)

«2» «3» «4» «5» «2» «3» «4» «5»

Русский язык 5,57 28,83 46,2 19,4 3,55 25,76 48,96 21,73

Математика 3,01 20,86 43,68 32,45 1,77 17,73 44,7 35,8

Окружающий мир 1,76 19,64 43,56 35,04 0,48 15,17 55,53 28,82

Не вызывает сомнения тот факт, что существует тесная взаимосвязь между качеством школьной среды, инновационными методами обучения, восприятием школы самими обучающимися и их образовательными результатами, поэтому актуальными сегодня становятся рекомендации специалистов Всемирного банка в области образования, направленные на повышение качества работы учителя, включающие:

• применение инновационных методов обучения;

• расширение масштабов использования технических средств и повышение качества образовательной среды в классах;

• предоставление школам на равных условиях технических средств;

• первоочередное внимание руководителей к предотвращению травли детей в школах и разработке мер поддержки, обеспечивающих формирование благоприятного климата в школе [12].

В этой связи особое звучание получает ряд поручений В. В. Путина по итогам заседания Совета при Президенте по стратегическому развитию и национальным проектам, состоявшегося 19 июля 2021 года, по достижению национальных целей развития страны до 2030 года, среди которых особый акцент сделан на системе общего образования:

• до конца 2023 года обеспечить стопроцентную доступность дошкольного образования для детей в возрасте до трёх лет;

• до 2026 года запустить программу по капремонту более 7 300 учебных заведений;

• к 2023/24 учебному году полностью отказаться от учёбы в три смены в российских школах [6]. Подводя итог, отметим, что динамика результатов выполнения заданий ВПР младшими школьниками в 2016-2021 годах акцентирует внимание на системных недостатках методической компетенции учителей начальных классов и образовательных недочетах младших школьников [16; 17; 19; 21]. Интерпретация результатов ВПР в 2021 году дает возможность превентивно подойти к решению проблемы повышения качества подготовки выпускников начальной школы, позволяет оценить сложившиеся тенденции и формирует новые профессиональные вызовы, преодоление которых

является важнейшим условием эффективного развития уровня начального общего образования в нашей стране. Важность такой кропотливой работы учителя подтверждается приоритетом знания математики, русского языка и окружающего мира для реальной жизни, который россияне расставляют в изучении школьного цикла предметов.

Согласно результатам опроса сервиса РАБОТА. РУ (https://rabota.ru), в котором накануне 1 сентября 2021года приняли участие свыше 5 тысяч россиян старше 18 лет, 58% опрошенных выделили русский язык как самый важный школьный предмет. На значимость изучения иностранного языка указали 44% респондентов, а 42% участников исследования выделили преимущества алгебры и геометрии перед другими предметами. Лишь 19% россиян отметили важность истории, 16% — литературы, 14% — информатики и ИКТ. О необходимости в жизни физики и физкультуры заявили 12% участников опроса, 7% отметили географию, 5% — химию, биологию и обществознание, а 4% — основы безопасности жизнедеятельности, 3% респондентов отдали свои голоса за основы духовно-нравственной культуры народов России и 2% — основы религиозных культур и светской этики, музыку и изобразительное искусство [27].

При этом мы обязаны учитывать, что по сравнению с советским периодом, количество часов в учебном плане общеобразовательной школы на изучение базовых предметов сократилось, по разным оценкам, от 15% до 1,5 раза. Для качественного прорыва, перехода от диагностики предметных знаний к развитию метапредметных умений, необходима смена образовательной парадигмы. Начальная школа, формирующая у обучающихся знания, не всегда высокого «качества», умения далеко не всегда отвечают требованиям времени, навыки чаще ориентированы на прошлое и не устремлены в будущее. Такая школа должна уйти в прошлое, а на смену ей прийти современная начальная школа — лаборатория для исследования мира взрослых, которая сможет стать краудсорсинг-площад-кой разных поколений, объединенных попыткой договориться о том, что необходимо сделать сегодня, чтобы стать успешными завтра.

Список источников

1. Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования: приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373 (ред. от декабря

2020 г.): [Зарегистрировано в Минюсте России 22 декабря 2009 г. № 15785] // КонсультантПлюс: [сайт]. — URL: http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_96801/ (дата обращения: 01.l0.2021).

2. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования: приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 г. № 286 [Зарегистрировано в Минюсте России 5 июля

2021 г. № 64100]// КонсультантПлюс: [сайт]. — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_389561/ (дата обращения: 01.10.2021).

3. О проведении Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки мониторинга качества подготовки обучающихся общеобразовательных организаций в форме всероссийских проверочных работ в 2021 году: приказ Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 11 февраля 2021 г. № 119 // КонсультантПлюс: [сайт]. — URL: http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_377040/ (дата обращения: 01.10.2021).

4. Примерная основная образовательная программа начального общего образования (ред. от 28 октября 2015 г.): одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15). — URL: https://fgosreestr.ru/registry/primernaya-osnovnaya-obrazovatelnaya-programma-nachalnogo-obshhego-obrazovaniya-2/ (дата обращения: 01.10.2021).

5. О проведении всероссийских проверочных работ в общеобразовательных организациях в Московской области в 2021 году: распоряжение Министерства образования Московской области от 24 февраля 2021 г. № Р-98. — URL: https://mo.mosreg. ru/download/document/9235581 (дата обращения: 01.10.2021).

6. Перечень поручений по итогам заседания Совета по стратегическому развитию и национальным проектам. — URL: http:// kremlin.ru/acts/assignments/orders/66331 (дата обращения: 01.10.2021)

7. О направлении Рекомендаций для системы общего образования по основным подходам к формированию графика проведения оценочных процедур в общеобразовательных организациях в 2021/2022 учебном году: письмо Минпросвещения России № СК-228/03, Рособрнадзора № 01-169/08-01 от 6 августа 2021 г. // КонсультантПлюс: [сайт]. — URL: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_392971/ (дата обращения: 01.10.2021).

8. О проведении всероссийских проверочных работ в 4-8, 10-11 классах в 2021 году: письмо Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 12 февраля 2021 г. № 14-15. // КонсультантПлюс: [сайт]. — URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_377039/ (дата обращения: 01.10.2021).

9. Громова, Л. А. Модернизация учебных заданий для формирования функциональной грамотности младших школьников: от алгоритма к творчеству / Л. А. Громова, С. С. Пичугин // Известия Волгоградского государственного педагогического ун-та. — 2021. — № 3(156). — С. 38-46.

10. Громова, Л. А. Организация преемственности математического образования: хеджируем развитие ребенка / Л. А. Громова, С. С. Пичугин // Инновационные воспитательные практики: детский сад, школа, вуз: материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. — Ульяновск: УлГПУ, 2021. — С. 156-163.

11. Громова, Л. А. Функциональная грамотность и проектная деятельность: зачем они школе? / Л. А. Громова // Школьные технологии. — 2021. — № 3. — С. 36-42.

12. Доклад Всемирного банка «Новые навыки для нового времени: обоснование региональной политики». — URL: https:// documents.worldbank.org/en/publication/documents-reports/documentdetail/522441624592935175/russian-federation-new-skills-for-new-century-regional-policy/ (дата обращения: 01.10.2021).

13. Лишь четверть школ подключено к скоростному интернету. — URL: https://iz.ru/1076408/2020-10-21/lish-chetvert-shkol-podkliucheny-k-skorostnomu-internetu (дата обращения: 01.10.2021).

14. Около 70% учителей назвали систему школьного образования устаревшей. — URL: https://iz.ru/1209554/2021-08-20/ okolo-70-uchitelei-nazvali-sistemu-shkolnogo-obrazovaniia-ustarevshei (дата обращения: 01.10.2021).

15. Паспорт стратегии «Цифровая трансформация образования». — URL: https://docs.edu.gov.ru/document/267a55edc9394c 4fd7db31026f68f2dd/ (дата обращения: 01.10.2021).

16. Пичугин, С. С. Анализ результатов всероссийских проверочных работ в начальной школе: выводы, рекомендации и подходы к совершенствованию работы учителя / С. С. Пичугин // Нижегородское образование. — 2020. — № 1. — С. 101-110.

17. Пичугин, С. С. Анализ результатов всероссийских проверочных работ: от совершенствования преподавания учебных предметов к повышению качества подготовки младших школьников / С. С. Пичугин // Сибирский учитель. — 2020. — № 3. — С. 16-25.

18. Пичугин, С. С. Младший школьник в новом формате образования: дистанционное обучение / С. С. Пичугин // Начальная школа. — 2021. — № 2. — С. 7-15.

19. Пичугин, С. С. О результатах всероссийских проверочных работ / С.С. Пичугин // Начальная школа. — 2019. — № 12. — С. 11-19.

20. Пичугин, С. С. От слов к числу: современные алгоритмы и методологические подходы к решению текстовых задач по математике / С. С. Пичугин // Школьные технологии. — 2021. — № 4. — С. 123-132.

21. Пичугин, С. С. Педагогическая превенция низких результатов всероссийских проверочных работ в начальной школе / С. С. Пичугин // Нижегородское образование. — 2019. — № 2. — С. 124-134.

22. Пичугин, С. С. Педагогические приемы формирования функциональной грамотности младших школьников на уроках математики / С. С. Пичугин // Школьные технологии. — 2021. — № 3. — С. 54-66.

23. Пичугин, С. С. Развитие функциональной грамотности детей младшего школьного возраста: абрис палитры методических инструментов / С. С. Пичугин // Нижегородское образование. — 2021. — № 1. — С. 50-59.

24. Пичугин, С. С. Решение текстовых задач в курсе математики начальной школы / С. С. Пичугин // Начальная школа. — 2021. — № 5. — С. 26-33.

25. Пичугин, С. С. Формирование математической функциональной грамотности младших школьников: превенция педагогического эпикфейла / С. С. Пичугин // Непрерывное образование в контексте Будущего: сборник научных статей по материалам IV Международной научно-практической конференции. — Москва: Московский городской педагогический университет, 2021. — С. 184-190.

26. Пичугин, С. С. Функциональная грамотность младших школьников как основа реализации концептуальной модели «Life long learning»: методический дизайн учебных заданий / С. С. Пичугин // Сибирский учитель. — 2021. — № 2(135). — С. 48-56.

27. Россияне назвали самые важные школьные предметы. — URL: https://tass.ru/obschestvo/12267863 (дата обращения: 01.10.2021).

28. Сергей Кравцов: «ВПР нужны для оценки знаний, а не для рейтингов школ». — URL: https://edu.gov.ru/press/4028/sergey-kravcov-vpr-nuzhny-dlya-ocenki-znaniy-a-ne-dlya-reytingov-shkol/ (дата обращения: 01.10.2021).

29. Формирование функциональной грамотности в начальной школе / Л. А. Громова, В. Ф. Красноперова, С. С. Пичугин, В. А. Самкова // Инновационные проекты и программы в образовании. — 2021. — № 3 (75). — С. 49-56.

30. Функциональная грамотность: новое понятие или хорошо забытое старое? / Л. А. Громова, В. Ф. Красноперова, С. С. Пичугин, Т. Н. Трунцева // Школьные технологии. — 2021. — № 4. — С. 3-9.

31. Фурсенко: систему образования потребуется значительно перестроить в ближайшие 5-10 лет. — URL: https://tass.ru/ obschestvo/12076757/ (дата обращения: 01.10.2021).

References

1. Ob utverzhdenii i vvedenii v deistviefederalnogo gosudarstvennogo obrazovatelnogo standarta nachalnogo obshchego obrazovaniia: prikaz Ministerstva prosveshcheniia Rossiiskoi Federatsii ot 6 oktiabria 2009 g. № 373 (red. ot dekabria 2020 g.): Zaregistrirovano v Miniuste Rossii 22 dekabria 2009 g. № 15785 [On the approval and implementation of the federal state education standard of primary general education: Order of the Ministry of Education of the Russian Federation dated October 6, 2009 No. 373 (as amended December 2020): Registered with the Ministry of Justice of Russia on December 22, 2009 No. 15785]. KonsultantPlius. Retrieved October 1, 2021, from http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_96801/

2. Ob utverzhdenii federalnogo gosudarstvennogo obrazovatelnogo standarta nachalnogo obshchego obrazovaniia: prikaz Ministerstva prosveshcheniia Rossiiskoi Federatsii ot 31 maia 2021 g. № 286 (Zaregistrirovano v Miniuste Rossii 5 iiulia 2021 g. № 64100) [On approval of the federal state education standard of primary general education: Order of the Ministry of Education of the Russian Federation dated May 31, 2021 No. 286 (Registered with the Ministry of Justice of Russia on July 5, 2021 No. 64100)]. KonsultantPlius. Retrieved October 1, 2021, from http://www.consultant.ru/docu-ment/cons_doc_LAW_389561/

3. OprovedeniiFederalnoi sluzhboipo nadzoru v sfere obrazovaniia i nauki monitoringa kachestvapodgotovki obuchaiushchikhsia obshcheobrazovatelnykh organizatsii v forme vserossiiskikh proverochnykh rabot v 2021 godu: prikaz Federalnoi sluzhby po nadzoru v sfere obrazovaniia i nauki ot 11 fevralia 2021 g. № 119 [On monitoring the quality of learning results in institutions of general education in the form of all-Russian summative assessment testing in 2021by the Federal Service for Supervision in Education and Science: order of the Federal Service for Supervision in Education and Science dated February 11, 2021 No. 119]. KonsultantPlius. Retrieved October 1, 2021, from http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_377040/

P

4. Primernaia osnovnaia obrazovatelnaia programma nachalnogo obshchego obrazovaniia (red. ot 28 oktiabria 2015 g.): odobrena resheniem federalnogo uchebno-metodicheskogo obieedineniia po obshchemu obrazovaniiu (protokol ot 8 aprelia 2015 g. № 1/15) [Approximate basic educational program of primary general education (as amended on October 28, 2015): approved by the decision of the federal educational and methodological association for general education (minutes of April 8, 2015 No. 1/15)]. Fgosreestr. Retrieved October 1, 2021, from https://fgosreestr.ru/registry/prim-ernaya-osnovnaya-obrazovatelnaya-programma-nachalnogo-obshhego-obrazovaniya-2/

5. Oprovedenii vserossiiskikhproverochnykh rabot v obshcheobrazovatelnykh organizatsiiakh v Moskovskoi oblasti v 2021 godu: rasporiazhenieMinisterst-va obrazovaniia Moskovskoi oblasti ot 24 fevralia 2021 g. №R-98 [On conducting all-Russian summative assessment testing in organizations of general education of Moscow Oblast in 2021: Decree of the Ministry of Education of Moscow Oblast dated February 24, 2021 No. R-98]. Ministerstvo obra-zovaniya Moskovskoy Oblasti. Retrieved October 1, 2021, from https://mo.mosreg.ru/download/document/9235581

6. Perechen porucheniipo itogam zasedaniia Soveta po strategicheskomu razvitiiu i natsionalnym proektam [List of instructions following the meeting of the Council for Strategic Development and National Projects]. (2021, August 5). Kremlin. Retrieved October 1, 2021, from http://kremlin.ru/acts/ assignments/orders/663317

7. O napravlenii Rekomendatsii dlia sistemy obshchego obrazovaniia po osnovnym podkhodam k formirovaniiu grafika provedeniia otsenochnykh protsedur v obshcheobrazovatelnykh organizatsiiakh v 2021/2022 uchebnom godu: pismo Minprosveshcheniia Rossii № SK-228/03, Rosobrnadzora № 01-169/0801 ot 6 avgusta 2021 g. [On the submission of Recommendations for the general education system on the main approaches to the formation of a schedule for conducting assessment procedures in organizations of general education in the 2021/2022 academic year: letter from the Ministry of Education of Russia No. SK-228/03, Rosobrnadzor No. 01-169 / 08-01 dated August 6 2021]. KonsultantPlius. Retrieved October 1, 2021, from http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_392971/

8. O provedenii vserossiiskikh proverochnykh rabot v 4-8, 10-11 klassakh v 2021 godu: pismo Federalnoi sluzhby po nadzoru v sfere obrazovaniia i nauki ot 12 fevralia 2021 g. № 14-15 [On conducting all-Russian summative assessment testing in grades 4-8, 10-11 in 2021: letter of the Federal Service for Supervision in Education and Science dated February 12, 2021 No. 14-15]. KonsultantPlius. Retrieved October 1, 2021, from http://www.consul-tant.ru/document/cons_doc_LAW_377039/

9. Gromova, L. A. & Pichugin, S. S. (2021). Modernization of learning tasks for the formation of the functional literacy of primary school pupils: from algorithm to creation. Izvestiia Volgogradskogo Gosudarstvennogo Pedagogicheskogo Un-ta, 3, 38-46. (In Russian)

10. Gromova, L. A. & Pichugin, S. S. (2021). Organizatsiia preemstvennosti matematicheskogo obrazovaniia: khedzhiruem razvitie rebenka [Organization of the continuity ofmathematical education: hedging the development of the child]. Innovatsionnye vospitatelnye praktiki: detskii sad, shkola, vuz: materialy Vserossiiskoi nauchno-prakticheskoi konferentsii s mezhdunarodnym uchastiem [Innovative educational practices: kindergarten, school, university: materials of the All-Russian scientific conference with international participation]. (156-163). Ulianovsk: UlGPU.

11. Gromova, L. A. (2121). Funktsionalnaia gramotnost i proektnaia deiatelnost: zachem oni shkole? [Functional literacy and project activity: why are they needed in school?]. Shkolnye Tekhnologii, 3, 36-42.

12. Shmis,T., Ustinova, M., Chugunov, D., Melianova ,E., Parandekar, S. & Kruske, L. (2021, June). Russian Federation — New Skills for New Century: Informing Regional Policy (English). Washington, D.C.: World Bank Group. https://documents.worldbank.org/en/publication/documents-reports/ documentdetail/522441624592935175/russian-federation-new-skills-for-new-century-regional-policy/ (Retrieved October 1, 2021).

13. Shmeleva, E. (2020, October 21). Lish chetvert shkol podkliucheno k skorostnomu internetu. [Only a quarter of schools are connected to high-speed Internet]. Izvestiya. Retrieved October 1, 2021, from https://iz.ru/1076408/2020-10-21/lish-chetvert-shkol-podkliucheny-k-skorostnomu-internetu.

14. Okolo 70% uchitelei nazvali sistemu shkolnogo obrazovaniia ustarevshei [About 70% of teachers called the school system outdated]. (2021, August 20). Izvesiya. Retrieved October 1, 2021, from https://iz.ru/1209554/2021-08-20/okolo-70-uchitelei-nazvali-sistemu-shkolnogo-obrazovaniia-ustarevshei.

15. Pasport strategii «Tsifrovaia transformatsiia obrazovaniia» [Passport of the strategy "Digital transformation of education"]. (2021, July 15). Bank dokumentov: Ministerstvo prosveshcheniia Rossiiskoi Federatsii. Retrieved October 1, 2021, from https://docs.edu.gov.ru/document/267a55ed-c9394c4fd7db31026f68f2dd/

16. Pichugin, S. S. (2020). Analysis of the results of all-Russian verification work in elementary school: conclusions, recommendations and approaches to improving the work of teachers. Nizhegorodskoe Obrazovanie, 1, 101-110. (In Russian)

17. Pichugin, S. S. (2020). Analysis of the results of all-Russian verification works: from improvement of teaching subject matters to increase the quality of preparation of primary school students. Sibirskii Uchitel, 3, 16-25. (In Russian)

18. Pichugin, S. S. (2021). Younger school student in a new format of education: distance learning. Nachalnaia Shkola, 2, 7-15. (In Russian)

19. Pichugin, S. S. (2019). On the results of all-Russian verification works. Nachalnaia Shkola, 12, 11-19. (In Russian)

20. Pichugin, S. S. (2021). From words to numbers: modern algorithms and methodological approaches to solving text problems in mathematics. Shkolnye Tekhnologii, 4, 123-132. (In Russian)

21. Pichugin, S. S. (2019). Pedagogical prevention of low results of all-Russian verification works in primary school. Nizhegorodskoe Obrazovanie, 2, 124-134. (In Russian)

22. Pichugin, S. S. (2021). Pedagogical methods of formation functional literacy of younger schoolers in the lessons of math. Shkolnye Tekhnologii, 3, 54-66. (In Russian).

23. Pichugin, S. S. (2021). Functional literacy development of primary school students: outline of methodological tools set. Nizhegorodskoe Obrazovanie, 1, 50-59. (In Russian)

24. Pichugin, S. S. (2021). Solving text problems in the course of primary school mathematics. Nachalnaia Shkola, 5, 26-33. (In Russian)

25. Pichugin, S. S. (2021). Formirovanie matematicheskoi funktsionalnoi gramotnosti mladshikh shkolnikov: preventsiia pedagogicheskogo epikfeila [Formation of mathematical functional literacy of junior schoolchildren: prevention of pedagogical epic fail]. Nepreryvnoe obrazovanie v kontek-ste Budushchego: sbornik nauchnykh statei po materialam IV Mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii, (184-190). Moskva: Moskovskii gorodskoi pedagogicheskii universitet.

26. Pichugin, S. S. (2021). Functional literacy of primary school students as a basis for implementation of the conceptual model "lifelong learning": methodological design of learning tasks. Sibirskii Uchitel, 2, 48-56. (In Russian)

27. Rossiiane nazvali samye vazhnye shkolnye predmety [The Russians named the most important school subjects]. (2021, September 1). TASS. Retrieved October 1, 2021, from https://tass.ru/obschestvo/12267863

28. Minprosveshcheniya Rossii. (2021, August 15). Sergei Kravtsov: «VPR nuzhny dlia otsenki znanii, a ne dlia reitingov shkol» [Sergey Kravtsov: "All-Russian Summative Assessment Testing is needed to assess knowledge, not for school ratings."] [Press release]. https://edu.gov.ru/press/4028/ sergey-kravcov-vpr-nuzhny-dlya-ocenki-znaniy-a-ne-dlya-reytingov-shkol/ (Retrieved October 1, 2021).

29. Gromova, L. A., Krasnoperova, V. F., Pichugin, S. S. & Samkova, V. A. (2021). Developing functional literacy in primary school. Innovative Projects and Programs in Education, 3, 49-56. (In Russian)

30. Gromova, L. A., Krasnoperova, V. F., Pichugin, S. S. & Truntseva, T. N. (2021). Functional literacy: a new concept or a well forgotten old? Shkolnye Tekhnologii, 4, 3-9. (In Russian)

31. Fursenko: sistemu obrazovaniia potrebuetsia znachitelno perestroit v blizhaishie 5-10 let [Fursenko: the education system will need to be significantly rebuilt in the next 5-10 years]. (2021, August 6). TASS. Retrieved October 1, 2021, from https://tass.ru/obschestvo/12076757

Информация об авторах

Сергей Сергеевич Пичугин1, Любовь Анатольевна Громова2, Вита Федоровна Красноперова3

1 МГПУ, Институт непрерывного образования, кафедра педагогических технологий непрерывного образования, доцент, кандидат педагогических наук, Москва, Россия, sergey-uf@mail.ru; 2 Академия социального управления, кафедра общеобразовательных дисциплин, доцент, кандидат педагогических наук, Москва, Россия, gromovala@mail.ru; 3 Академия социального управления, кафедра общеобразовательных дисциплин, старший преподаватель, Москва, Россия, krsnprv@yandex.ru

About the authors

S. S. Pichugin1, L. A. Gromova2, V. F. Krasnoperova3

1 Institute of Continuing Education, Chair of Pedagogical Technologies of Continuing Education, Assistant Professor, PhD in Education,

Moscow, Russia, sergey-uf@mail.ru; 2 Academy of Public Administration, Chair of General Disciplines, Assistant Professor, PhD in Education, Moscow, Russia, gromovala@mail.ru; 3 Academy of Public Administration, Chair of General Disciplines, Senior Teacher, Moscow,

Russia, krsnprv@yandex.ru

P

P

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.