Научная статья на тему 'Мониторинг качества образовательного процесса в учреждениях дополнительного профессионального образования'

Мониторинг качества образовательного процесса в учреждениях дополнительного профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
229
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ / МЕЖДУНАРОДНЫЙ СТАНДАРТ / МОНИТОРИНГ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА / ОЦЕНКА ОБУЧАЮЩИХСЯ / ОПАСНЫЕ ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ОБЪЕКТЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Давыдов М. В.

Концептуальная модель управления качеством заключается в поэтапном мониторинге ожидаемых результатов повышения квалификации рабочих на всем протяжении обучения в учреждении дополнительного профессионального образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MONITORING OF QUALITY OF EDUCATIONAL PROCESS IN ESTABLISHMENTS OF ADDITIONAL VOCATIONAL TRAINING

The conceptual model of quality management consists in stage-by-stage monitoring expected results of improvement of professional skill of workers on all extent of training in establishment of additional vocational training.

Текст научной работы на тему «Мониторинг качества образовательного процесса в учреждениях дополнительного профессионального образования»

4. Болотина, Л.Р. Обеспечение преемственности в работе ДОУ и школы / Л.Р. Болотина, Н.В. Микляева. - М.: Айрис-пресс, 2005.

Статья поступила в редакцию 16.09.09

УДК 378.014

М.В. Давыдов, соискатель АлтГПА им. М. Акмуллы, г. Уфа, Е-mail: bmipk-asp@mail.ru

МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В УЧРЕЖДЕНИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Концептуальная модель управления качеством заключается в поэтапном мониторинге ожидаемых результатов повышения квалификации рабочих на всем протяжении обучения в учреждении дополнительного профессионального образования.

Ключевые слова: управление качеством, международный стандарт, мониторинг образовательного процесса, оценка обучающихся, опасные производственные объекты.

Модернизация социально-экономической системы, переход к рыночным отношениям находят свое отражение в стратегиях развития дополнительного профессионального образования. В этой ситуации принципиально меняются цели образования, которые становятся, ориентированы на подготовку профессионально-мобильного компетентного специалиста. Для достижения этой цели должны быть задействованы все структуры образовательного учреждения, как педагогической системы, на основе научных принципов и закономерностей в интересах достижения высокого уровня его функционирования. Педагогическая система управления качеством в учреждении дополнительного профессионального образования должна иметь определенные отличительные особенности в зависимости от реализуемых данным образовательным учреждением целей, задач, концепций, специфики, требований к уровню и структуре подготовки специалистов, доминирующих подходов к оценке качества процессов и результатов.

Ключевой дефиницией нашего исследования является понятие «качество образования». Качество образования -характеристика системы образования, отражающая степень соответствия реальных достигаемых образовательных результатов нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям [1, с. 7].

Управление качеством применительно к образовательному процессу мы определяем как комплексный, целенаправленный, скоординированный процесс воздействия, как на него в целом, так и на его основные элементы для достижения наибольшего соответствия параметров функционирования и результатов соответствующим требованиям, нормам, стандартам. И управление, и обеспечение качества осуществляется в рамках систем качества той или иной организации, учреждения. Международный стандарт трактует их как совокупность организационной структуры, методик, процессов и ресурсов, необходимых для осуществления общего руководства качеством.

Концептуальная модель управления качеством заключается в поэтапном отслеживании ожидаемых результатов повышения квалификации рабочих на всем протяжении обучения. По результатам мониторинга нами разрабатываются критерии оценки качества подготовки специалистов. Эти критерии являются валидными, если отвечают следующим требованиям:

- объективности, чтобы оценить обучение однозначно;

- адекватности, чтобы оценить именно качество подготовки;

- наглядности, то есть иметь измерительный показатель, чтобы быть инструментом измерения и сравнения;

- нейтральности по отношению к исследуемым явлениям, чтобы получить реальную картину оцениваемого процесса.

Анализ критериев и корректировка учебного процесса по результатам мониторинга происходит непрерывно в процессе образовательной деятельности в соответствии с учетом профессионального уровня подготовки каждой группы учащихся. На основании проведенного анализа критериев делаются следующие выводы:

- диагностические - выявление проблемы в обучении и обоснование актуальности;

- прогностические - разработка методик для решения этой проблемы;

- организационные - обеспечение различного рода условий для реализации решения проблемы;

- обобщающие - анализ результатов проверки знаний по данной специальности разных групп учащихся;

- внедренческие - выявляются пути и методы внедрения положительных результатов.

Эти выводы применяются как при корректировке имеющихся авторских программ, так и при разработке новых, обеспечивая достижение устойчивых и эффективных результатов обучения.

Для отслеживания динамики всего образовательного процесса и внесения корректив в этот процесс используется система отслеживания состояния объекта с помощью непрерывного или периодически повторяющего сбора данных, представляющих собой совокупность ключевых показателей. Получение своевременной информации в процессе повышения квалификации рабочих, позволяет выявлять проблемы в усвоении программы и по ходу обучения корректировать ее. При этом нами используются процедуры контроля, рефлексии, аттестации, однако данные процессы являются лишь отдельными элементами мониторинга или его частными случаями.

Мониторинг образовательного процесса в Межотраслевом институте проводится поэтапно и включает в себя диагностику, прогнозирование и коррекцию образовательного процесса повышения квалификации рабочих, эксплуатирующих опасные производственные объекты.

На основании анализа научной литературы [2; 3; 4; 5] все многообразие применяемых для этого способов и методов можно свести к следующим положениям:

1. Текущее наблюдение - опытный преподаватель может оценить технические способности, интеллектуальный уровень аудитории, способности к продуктивной деятельности учащихся и корректировать исходя из этих наблюдений процесс обучения. Этот метод может отрицательно сказаться на качестве мониторинга, так как наблюдение преподавателя всегда субъективно.

2. Тестирование - с помощью специально разработанных тестов педагог оценивает уровень понимания учебной информации, конкретной темы или раздела и выявляет проблемные вопросы, которые некоторые учащиеся могут проработать самостоятельно, другим учащимся необходимы индивидуальные консультации.

3. Экспликация - развертывание, разъяснение содержания учебно-профессиональной деятельности, позволяет диагностировать изменения в развитии учащихся. Фиксация эксплицируемых характеристик производится в опросных листах

- анкетах, которые заполняются учащимися по ходу обучения. Стандартные, специально подобранные вопросы анкет и ответы на них обрабатываются методической службой и позволяют корректировать процесс обучения.

4. Метод тестовых ситуаций - педагог предлагает специальные гипотетические производственные ситуации для оценки знаний учащихся. С помощью постановки уточняющих вопросов, стимулируя рефлексию познавательной деятельности учащихся, влияет на качество образовательного процесса.

5. Проверка знаний - преподаватель проводит рубежный контроль знаний для того, чтобы оценить уровень усвоения ведущей темы или раздела программы. По окончанию теоретического курса проводится итоговая проверка знаний. Проверка знаний проводится в устной или письменной форме, а также компьютерным тестированием.

В процессе проверки знаний преподаватель проверяет глубину и объем усвоенного материала программы, определяет, умеют ли учащиеся применять знания по предметам профессионального цикла, как они оперируют основными понятиями, насколько знают необходимые законы нормы и инструкции.

Составляя задания, вопросы для тестов и билеты для проверки знаний учащихся, преподаватель руководствуется следующими принципами отбора заданий:

- значимость, вносятся наиболее важные, ключевые вопросы учебной программы, главные структурные элементы, без которых знания становятся неполными;

- научная достоверность, включаются вопросы учебной программы, отражающие объективную истинность, не рекомендуется включать спорные, проблемные моменты;

- адекватность, соответствие содержания вопросов уровню современного состояния науки и техники, что способствует подготовке конкурентоспособного специалиста;

- вариативность содержания, по мере изменений содержания учебной программы, изменяются и вопросы по проверке знаний;

- системность содержания, подбор вопросов, отражающих системность знаний, общую структуру;

- комплексность и сбалансированность, вопросы для проверки знаний в одном билете не должны состоять из материалов одной темы или раздела, нужно комплектовать вопросы, чтобы они отражали все основные темы программы.

Преподаватель старается сформулировать вопрос кратко и точно, при тестовых заданиях кратко и точно формулируются и ответы - варианты тестов. В процессе работы над заданиями по проверке знаний преподаватель производит нивели-

рование вопросов, чтобы в одном билете или тесте «сложные» вопросы чередовались с «простыми» вопросами.

Оценки обучающихся по результатам проверки знаний -важнейшая составная часть мониторинга. Они учитывают не только правильность ответов, но и оригинальность изложения материала программы, выраженную самостоятельность обучающегося, практическую направленность его знаний, четкость и краткость ответов, обоснованность и аргументированность изложения ответов. По результатам проверки знаний проводится анализ качества подготовки определенной группы обучающихся, который используется для совершенствования учебной программы. Оценивается эффективность применяемых образовательных технологий, методов и способов обучения, делаются выводы о дальнейшем их применении или корректировке.

Наиболее продвинутой частью населения страны качество образования рассматривается сегодня как результат собственных усилий человека, собственных прорывов и неудач, т.е. образование человека означает его целенаправленное самообразование путем привлечения извне необходимых именно ему институтов образования [6, с. 42].

Для специалиста, обслуживающего и эксплуатирующего опасные производственные объекты, необходим высокий уровень квалификации, который требует высокий уровень умений и навыков по избранной специальности. В этой связи, в НОУ «Межотраслевой институт», при обучении таких специалистов, особенно актуальна диагностика качества производственного обучения.

Важнейшими составными частями этой диагностики являются:

- уровневая модель усвоения учебного материала учащимися;

- система основных критериальных показателей качества производственного обучения.

Руководством Межотраслевого института, учебной и методической службами постоянно проводится мониторинг и анализ результатов обучения (повышения квалификации) каждой группы рабочих, эксплуатирующих опасные производственные объекты. Устанавливается соответствие реальных результатов обучения и экзаменов ожидаемым и прогнозируемым. Обсуждение и анализ работы инженернопедагогического коллектива проводится на методических, педагогических и научных советах. Делаются выводы, по которым вносятся корректировки в текущий образовательный процесс.

Библиографический список

1. Кустов, Л.М. Оценка качества профессионального образования: краткий терминологический словарь / Л.М. Кустов, Л.В. Котовская, Н.В. Кустова. - Челябинск: Челябинский ИРПО, 2009.

2. Беликов, В. А. Философия образования личности: Деятельностный аспект: Монография / В. А. Беликов. - М.: Владос, 2004.

3. Хакен, Г. Синергетика / Г. Хакен. - М., 1983.

4. Шишов, С.Е. Школа: Мониторинг качества образования / С.Е. Шишов, В. А. Кальней. - М.: Педагогическое общество России, 2000.

5. Элементы технологии обучения: уёчебно-методическое пособие / сост. В.А. Беликов, Н.В. Сычкова, Н.Я. Сайгушев и др. - Магнитогорск: МГПИ, 1997.

6. Шишов, С.Е. Качество образования как объект мониторинга в информационном обществе / С.Е. Шишов // Образование и наука. - 2008. -№ 5.

Статья поступила в редакцию 10.07.09

УДК 371. 311.1:51

Т.А. Собина, соискатель КузГПА, г. Новокузнецк, Е-mail: pkp@prk.kuzbass.net ТЕХНОЛОГИЯ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ИНДИВИДУА ЛЬНОЙ ТРАЕКТОРИИ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ

Технология проектирования индивидуальных траекторий представляет собой последовательность действий учителя и ученика. Обучение на основе индивидуальной траектории осуществляется в соответствии с возможностями ученика, что позволяет им выразить свою индивидуальность и приобрести навыки самоорганизации собственной деятельности.

Ключевые слова: индивидуальная траектория, проектирование индивидуальной траектории, деятельность учителя и ученика.

Признание идеи неповторимости и индивидуальности гий, методов и приемов обучения и воспитания, которые бы каждой личности побуждает педагога к поиску таких техноло- способствовали развитию ребенка, сохраняя при этом уни-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.