Научная статья на тему 'Мониторинг качества информационного компонента учебного процесса в вузе'

Мониторинг качества информационного компонента учебного процесса в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
196
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС В ВЫСШЕМ УЧЕБНОМ ЗАВЕДЕНИИ / ИНФОРМАЦИОННЫЙ КОМПОНЕНТ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА / ИНФОРМАТИВНОСТЬ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА / МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ИНФОРМАЦИОННОГО КОМПОНЕНТА УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА / МОНИТОРИНГОВАЯ ПРОЦЕДУРА / МОНИТОРИНГОВЫЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ / EDUCATIONAL PROCESSAT A HIGHER SCHOOL / INFORMATIONAL COMPONENT OF THE EDUCATIONAL PROCESS / INFORMATION VALUE OF THE EDUCATIONAL PROCESS / MONITORING PROCEDURE / MONITORING INSTRUMENTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зинченко Виктория Олеговна

Определены роль информационного компонента учебного процесса, особенности управления его качеством, признаки и показатели качества информационной составляющей учебного процесса. На основе анализа научной литературы разработана мониторинговая процедура «информативность учебного процесса», изложены результаты ее реализации и принятые на их основе управленческие решения по повышению качества информационного компонента учебного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article deals with the role of the informational component of the educational process, the features of its quality management, the signs and indicators of the quality of the informational component of the educational process. On the basis of the scientific literature the author works out the monitoring procedure “information value of the educational process”, describes the results of its implementation and the managerial decisions concerning the improvementof the quality of the informational component of the educational process.

Текст научной работы на тему «Мониторинг качества информационного компонента учебного процесса в вузе»

ИЗВЕСТИЯ вгпу

Orthodox psychology - psychology of the way of human life

The article deals with the world view, theoretical and methodological foundations of the Christian psychology in the system of psychological knowledge. The author suggests the general scientific -humanities and anthropological approach to study of the human reality that presupposes harmonization and synthesis of three anthropologies: pedagogic, psychological and Christian. There are three types of psychological knowledge: psychology of psychics, psychology of a person and the Orthodox (Christian) psychology. The sense forming centre of establishment of "the humane in a human" is the personality existence in the world.

Key words: anthropological crisis, dehumanization of a human, the sin of rationalism, anthropological unity, spiritual establishment, the way of human life, psychology of the way.

(Статья поступила в редакцию 19.01.2016)

В.О. ЗИНЧЕНКО (Луганск)

мониторинг КАЧЕСТВА ИНФОРМАЦИОННОГО КОМПОНЕНТА УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА В ВУЗЕ

Определены роль информационного компонента учебного процесса, особенности управления его качеством, признаки и показатели качества информационной составляющей учебного процесса. На основе анализа научной литературы разработана мониторинговая процедура «информативность учебного процесса», изложены результаты ее реализации и принятые на их основе управленческие решения по повышению качества информационного компонента учебного процесса.

Ключевые слова: учебный процесс в высшем учебном заведении, информационный компонент учебного процесса, информативность учебного процесса, мониторинг качества информационного компонента учебного процесса, мониторинговая процедура, мониторинговый инструментарий.

Качество подготовки специалистов является важнейшим показателем, поскольку определяет ценность работника, его привлекательность для работодателей. В получении каче-

ственного высшего образования заинтересованы все участники образовательной деятельности: преподаватели и управленцы вуза, студенты, их родители, работодатели и государство. В значительной степени это качество зависит от образовательных стандартов, учитывающих требования общества, всесторонности разработки учебных программ и эффективной организации учебного процесса.

Однако эти составляющие учебного процесса в определенной степени статичны, что не позволяет быстро реагировать на последние достижения культуры, науки и техники. Поэтому важное значение при подготовке конкурентоспособного специалиста приобретает как сама информация, которую передает в процессе обучения преподаватель, так и средства ее передачи. Г. Камерилова отмечает, что становление профессиональной компетентности выпускника вуза напрямую зависит от качества информационных ресурсов, системы информационных коммуникаций и информационного сервиса, компьютерного и программного обеспечения в вузе [1]. На значимость информационного компонента учебного процесса в высшей школе указывают такие ведущие исследователи и организаторы высшего образования, как А. Абросимов, В. Бу-ряк, Э. Зеер, Е. Иванова, Л. Калинина, И. Колесникова, К. Левкивский, С. Николаенко, В. олейник, И. осмоловская, н. сметанский, Ю. Шрейдер и др.

Разделяя взгляды этих ученых, мы рассматриваем информационный компонент учебного процесса как составляющую, направленную на разнообразное формирование учебной информации с учетом принципов научности, доступности, последовательности, межпредметности, фундаментальности и новизны, а также использования информационных и других технологий ее передачи [2]. Считаем, что соблюдение в процессе профессиональной подготовки специалистов этих принципов на современном этапе возможно только благодаря мониторингу, который позволяет эффективно влиять на качество и результативность обучения, обеспечивает целесообразность, направленность и основательность управленческого воздействия.

Если мониторинг результатов учебного процесса и учебных достижений студентов, системы их воспитания в высшем учебном заведении активно исследуется современными российскими (Л. Качалова, Н. Кру-

О Зинченко В.О., 2016

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

глова, и. найденова, А. Пульбере, Е.сергеева, Г. шабанов и др.) и украинскими (н. Бай-дацкая, и. Булах, а. Денисенко, л. кайдало-ва, л. коробович, о. островерх, Ю. романен-ко, Г. цехмистрова и др.) учеными, внедряется в практику высшей школы, то вопросы мониторинга качества учебного процесса (в частности, его информационного компонента) недостаточно отражены в научной литературе и практически не реализуются в существующих системах управления качеством образования.

целью этой статьи является представление авторской разработки и реализации мониторинговой процедуры, направленной на определение информативности учебного процесса в вузе.

возрастание объема информации, которая должна быть усвоена студентами в учебном процессе, требует от преподавателя тщательного ее отбора. При формировании учебной информации необходимо опираться на предварительно полученные студентами знания и опыт, наполнять ее личностным содержанием, отражать лучшие образцы отечественной и мировой культуры, объединять фундаментальность и новизну, поддерживать внутри-предметные и межпредметные связи. особое значение приобретает, по мнению в. Буряка, Э. зеера, в. зернова, Е. Подольской, в. Попкова, в. Поруса, Г. сарсенбаевой, в. сидоренко, о. скородумовой, н. сметанского и др., фундаментальная составляющая информации, которая формирует компетентность специалиста, обеспечивает его гибкое профессиональное развитие. Поэтому важно при передаче фундаментальных знаний придерживаться преемственности в формировании важных фундаментальных понятий, отображать востребованность конкретного фундаментального знания в будущей профессиональной деятельности специалиста. указанное свидетельствует, что качество учебного процесса характеризуется степенью обеспечения фундаментальности знаний, доступностью учебного материала и логичностью передачи учебной информации.

Безусловно, что для студентов важно знакомиться с последними достижениями науки и техники, которые не всегда своевременно находят отражение в учебной литературе. Это высвечивает такой признак качества информационного компонента учебного процесса, как соответствие учебного материала последним достижениям науки, техники, культуры, искусства и развития общественных отношений. в этом случае «трансляционной» функции преподавания недостаточно. однако

А. Бермус отмечает, что речь должна идти не о формальной новизне знаний, а о фактической, которая возникает в процессе взаимодействия преподавателя и студентов. Такое взаимодействие позволяет актуализировать процесс обучения, превратить преподавателя в организатора процесса обучения [3].

Деятельность преподавателя при этом только на первый взгляд облегчается, поскольку ему не нужно играть роль человека, который все знает. создание информационного обеспечения учебного процесса требует от преподавателя тщательной работы с учебным материалом, использования наглядных и мультимедийных средств, современных информационных технологий. нужно также помнить, что в состав современных информационных образовательных ресурсов входят учебники, методические пособия, конспекты лекций, справочники, аудио- и видеоматериалы, электронные учебники и библиотеки, компьютерные учебные программы и т. д. Поэтому возникает необходимость не только подобрать комплекс разнообразных источников учебной информации для максимально полного овладения знаниями, но и обеспечить доступ студентов к ним, компьютеризировать учебный процесс и наполнить его соответствующими информационными технологиями.

Поэтому становится очевидным, что качество информационного компонента учебного процесса возникает вследствие совместной деятельности всех его непосредственных участников: управленцев высшего учебного заведения, организаторов учебного процесса, преподавателей и студентов. управленческая деятельность этих субъектов учебного процесса имеет значительные отличия, что требует определения сущности мониторинга качества информационного компонента учебного процесса в вузе.

Деятельность организационно-управленческой структуры вуза должна быть направлена на отслеживание наличия, полноты и уровня современности разнообразных источников информации для нормативного и углубленного овладения студентами учебным материалом, особенно обеспеченность информационными технологиями и наглядными учебными материалами, приборами, оборудованием.

от управления качеством информационного обеспечения учебного процесса вуза зависит эффективность работы преподавателя, а также желание и возможность студента получить необходимые знания и навыки. При этом информационная составляющая учебного процесса отражает два аспекта деятельно-

ИЗВЕСТИЯ ВГПУ

сти преподавателя. во-первых, это формирование учебного материала дисциплин, в котором предоставленная информация должна отвечать последним достижениям науки, техники, культуры, искусства и развития общественных отношений; учитывать индивидуально-психологические особенности студентов; обеспечивать фундаментальность профессионального образования и преемственность предоставленных знаний. При этом важно, чтобы учебная информация сопровождалась использованием разнообразных наглядных материалов, приборов, оборудования для визуализации знаний.

второй аспект связан с применением преподавателем в учебном процессе информационных технологий, что позволяет повысить качество профессиональной подготовки студентов и сформировать у них универсальное мировоззрение. учебный процесс с использованием современных информационных технологий ориентирован на развитие творческих способностей студентов, приобретение навыков непрерывного самообразования. При этом применение информационных технологий требует от преподавателя постоянного развития собственных знаний и умений, наличия навыков особого подбора и подачи информации. Эта двусторонность информационной деятельности преподавателей создает основу для формирования всех составляющих учебно-методического обеспечения.

Безусловно, что в процессе управления качеством информационного компонента учебного процесса роль студентов не может быть равнозначной роли организаторов учебного процесса и преподавателей. однако учебный процесс, который осуществляется в интересах профессионального и личностного развития студентов, не может функционировать без определенного участия последних в управлении им.

информационный компонент учебного процесса является весьма важным в формировании компетентного специалиста. Поэтому мониторинг уровня его качества предполагает оценку студентами качества самой учебной информации и оценку использования в учебном процессе информационных технологий. Студенты могут высказывать мнение относительно наличия, достаточности и доступности учебной, учебно-методической, справочной и периодической (профессиональной) литературы, других источников информации в печатном и электронном виде в высшем учебном заведении.

Мониторинг использования в учебном процессе информационных технологий позво-

ляет увидеть отношение студентов к целесообразности их применения при преподавании отдельных дисциплин, уровни владения преподавателями информационными технологиями, обеспечения учебного процесса компьютерами и современными программами, уровень владения компьютером самими студентами и их возможности использовать информационные технологии для успешной учебно-познавательной деятельности.

Проведенное нами исследование позволило определить, что качество информационного компонента учебного процесса характеризуется:

- уровнем соответствия учебного материала последним достижениям науки, техники, культуры, искусства и развития общественных отношений;

- степенью обеспечения фундаментальности знания;

- доступностью учебного материала и логичностью его передачи в учебном процессе;

- наличием разнообразных источников информации для программного и углубленного овладения учебным материалом;

- уровнем компьютеризации учебного процесса;

- уровнем использования современных информационных технологий в учебном процессе.

Это позволило определить показатели информативности учебного процесса, к которым нами отнесены: уровень компьютеризации учебного процесса; уровень использования в учебном процессе информационных технологий; уровень обеспечения разными источниками информации; соответствие учебной информации уровню развития науки, техники, культуры.

результаты исследований в сфере организации мониторинга качества (в. Андреев, н. Байдацкая, в. Горб, л. калинина, л. коро-бович, с. кретович, н. круглова, с. кузенко-ва, И. Найденова, А. Пульбере, Т. Хоружен-ко, Г. Цехмистрова, М. Чандра и др.) указывают на необходимость проведения мониторинговых процедур по алгоритму. Это позволило нам разработать и реализовать в луганском государственном университете имени Тараса Шевченко мониторинговую процедуру «Информативность учебного процесса», составляющие и содержание которой приведены ниже.

Мониторинговая процедура «Информативность учебного процесса»

1. Цель мониторинговой процедуры - выявить уровень информативного обеспечения учебного процесса в вузе.

2. Методы проведения мониторинговой процедуры - анкетирование студентов и преподавателей, контент-анализ документов, а также проведение фокус-группового интервью в студенческих группах, коллективах кафедр, директоратах (деканатах), библиотеке университета.

3. Респондентами стали студенты, преподаватели, работники директоратов (деканатов), библиотеки университета. В роли организаторов анкетирования - участники рабочей группы мониторинга. Анализ результатов анкетирования, группового интервью и отчетной документации, принятие соответствующих управленческих решений об улучшении качества учебного процесса были возложены на директоров институтов (деканов факультетов) и ректорат.

4. Проводится ежегодно в ноябре - декабре.

5. В связи с тем, что проблема информативности учебного процесса является многогранной, был разработан вариант анкеты, в котором для увеличения объема получаемой информации и соответствия требованиям разработки анкет ряд показателей оценивался посредством блоков вопросов. При этом использовалась пятибалльная шкала согласия (вопросы формулируются в форме утверждения, что соответствует максимальному удовлетворению, а для оценки предполагается шкала от 1 балла (полностью не согласен) до 5 баллов (полностью согласен) с описанием в инструкции промежуточных вариантов. Использовалась бланковая форма опроса, которая более сложна в обработке данных. Для организации такой формы опроса нужно 2-3 участника рабочей группы, которые распространяют анкеты на кафедрах и в институтских (факультетских) ячейках студенческого самоуправления с доведением сроков сдачи анкет. После анкетирования, обработки данных, качественного и количественного анализа полученных результатов и подготовки аналитических отчетов результаты опроса сообщались всем заинтересованным лицам. Также в студенческих группах, коллективах кафедр и библиотеке университета проводилось фокус-групповое интервью.

6. Мониторинговая процедура проводилась ежегодно, начиная с 2009/10 уч. г. На первом этапе велась разработка мониторингового инструментария. При проведении последующих ежегодных мониторингов использовался уже имеющийся инструментарий с небольшой корректировкой с учетом актуальных потребностей в информации. Так, в 2011 г. анке-

та была расширена в связи с необходимостью информации о возможности более широкого использования информационных технологий при организации общения между преподавателями и студентами и выборе компьютерной формы контроля и оценки знаний студентов. Имеющийся мониторинговый инструментарий тиражируется, определяются организаторы анкетирования и сроки подготовки отчетов. С учетом результатов анкетирования проводятся фокус-групповые интервью в студенческих группах, на кафедрах и в библиотеке университета, целью которых является определение предложений по улучшению информативности учебного процесса в вузе. Полученные в ходе мониторинга результаты и предложения выносятся для обсуждения на заседания учебно-методической комиссии университета, ректората и ученого совета университета.

7. После обработки и анализа всех полученных результатов формировался расширенный отчет, в котором были охарактеризованы различные составляющие информативности учебного процесса. Содержание этого отчета передавалось для изучения руководству университета с целью принятия управленческих решений по улучшению информативности учебного процесса. Приведем пример действенности мониторинговой процедуры «Информативность учебного процесса». По результатам анкетирования и фокус-группового интервью среди студентов и преподавателей Института торговли, обслуживающих технологий и туризма выявлены существенные проблемы с использованием информационных технологий в учебном процессе при подготовке специалистов по направлениям «Профессиональное образование. Технология изделий легкой промышленности», «Туризм» и «Гостинично-ресторанное дело». Существенной проблемой для первой из названных специальностей было отсутствие учебных программ, необходимых для овладения навыками автоматизированной производственной деятельности. Студенты (100%) по специальности «Профессиональное образование. Технология изделий легкой промышленности» и ведущие преподаватели (100%) этого направления подготовки указывали, что отсутствие этой учебной программы значительно снижает уровень компетентности выпускников. Для двух других специальностей проблема заключалась в отсутствии специализированной компьютерной аудитории, которая решает целый спектр проблем практической подготовки специалистов для сферы обслуживания. Студенты (67%) специальностей

ИЗВЕСТИЯ вгпу

«Туризм» и «Гостинично-ресторанное дело» были не удовлетворены уровнем компьютеризации учебного процесса (недостаток или моральный износ компьютеров) и уровнем использования информационных технологий в учебном процессе. Практически такой же уровень недовольства выразили и преподаватели (60%), а групповое интервью преподавателей кафедры туризма, гостиничного и ресторанного дела обнаружило срочную необходимость создания специализированной компьютерной аудитории. Учитывая результаты мониторинга, руководство приняло следующие решения:

- приобрести учебные компьютерные программы для подготовки студентов по специальностям «Профессиональное образование. Технология изделий легкой промышленности», «Туризм» и «Гостинично-ресторанное дело»;

- направить ведущих специалистов кафедр на курсы по овладению учебными программами;

- административно-хозяйственной и финансовой службам найти возможность создания специализированной компьютерной аудитории для специальностей «Туризм» и «Гостинично-ресторанное дело».

Проведенная работа позволила в 2010 г. ввести в действие специализированную компьютерную аудиторию для специальностей «Туризм» и «Гостинично-ресторанное дело», приобрести соответствующие учебные программы и повысить квалификацию ведущих преподавателей по направлению «Профессиональное образование. Технология изделий легкой промышленности». Проведенный в 2012 г. опрос показал, что 75% студентов и 72% преподавателей этих специальностей довольны уровнем компьютеризации и информатизации учебного процесса.

Поскольку к участию в мониторинговой процедуре привлекались ежегодно представители различных институтов и факультетов, то это позволило выявить широкий и специфический спектр разнообразных проблем, связанных с качеством информационного компонента учебного процесса, а также отследить динамику изменения показателей качества по годам за весь период проведения эксперимента (2008-2013 гг.).

Полученные во время мониторинга данные свидетельствуют, что произошли позитивные изменения в управлении качеством информационного компонента учебного процесса, что подтверждено расчетом непараметрического критерия Фишера ф*, эмпирическое

значение которого составило в конце нашей экспериментальной работы 1,642 (т. е. наблюдается превышение критического значения). Улучшение качества этого компонента было постепенным, поскольку в процессе мониторинга выявлялись разные проблемы информационного обеспечения учебного процесса, что требовало усовершенствования мониторинговой процедуры, формирования нового уровня взаимоотношений всех субъектов учебного процесса с позиции управления его качеством.

Таким образом, мониторинг качества информационного компонента учебного процесса доказал свою действенность как инструмент управления качеством и необходимость его использования на постоянной основе с целью совершенствования информационного обеспечения профессиональной подготовки специалистов. С учетом вхождения вузов Донбасса в российское образовательное пространство качество информационного компонента приобретает особое значение, требует новых подходов в формировании мониторингового инструментария и проведении мониторинга качества учебного процесса в целом.

Список литературы

1. Камерилова Г.С., Прохорова И.В., Агеева Е.А., Баталова Э.Н. Информационно-образовательная среда вуза как средство реализации информационного подхода в образовании // Вестник Мининского университета. 2015. № 4 [Электронный ресурс]. URL: http://vestnik.mininuniver.ru/ upload/iblock/e11/kamerilova.pdf/ (дата обращения: 21.09.2015).

2. Зшченко В.О. Мониторинг якосп навчаль-ного процесу у вищому навчальному закладг монографiя. Луганськ: Вид-во ДЗ „ЛНУ iменi Тараса Шевченка", 2013.

3. Бермус А.Г. Гуманитарная методология разработки образовательных программ // Педагогические технологии. 2004. № 2. С. 78-87.

* * *

1. Kamerilova G.S., Prohorova I.V., Ageeva E.A., Batalova Je.N. Informacionno-obrazovatel'naja sreda vuza kak sredstvo realizacii informacionnogo podhoda v obrazovanii // Vestnik Mininskogo universiteta. 2015. № 4 [Jelektronnyj resurs]. URL: http://vestnik. mininuniver.ru/upload/iblock/e11/kamerilova.pdf/ (data obrashhenija: 21.09.2015).

2. Zinchenko V.O. Monitoring jakosti navchal'-nogo procesu u vishhomu navchal'nomu zakladi: monografija. Lugans'k: Vid-vo DZ „LNU imeni Tarasa Shevchenka", 2013.

3. Bermus A.G. Gumanitarnaja metodologija razrabotki obrazovatel'nyh programm // Pedagogi-cheskie tehnologii. 2004. № 2. S. 78-87.

Monitoring of quality of the informational component of the educational process at a higher school

The article deals with the role of the informational component of the educational process, the features of its quality management, the signs and indicators of the quality of the informational component of the educational process. On the basis of the scientific literature the author works out the monitoring procedure "information value of the educational process", describes the results of its implementation and the managerial decisions concerning the improvementof the quality of the informational component of the educational process.

Key words:educational processat a higher school, informational component of the educational process, information value of the educational process, monitoring procedure, monitoring instruments.

(Статья поступила в редакцию 03.02.2016)

Н.Е. ФЕТИСОВА, Т.И. КОНДАУРОВА (Волгоград)

познавательные задачи как средство формирования исследовательских УМЕНИЙ

в ОБУЧЕНИИ БИОЛОГИИ

Рассматриваются познавательные задачи как основное средство формирования исследовательских умений. Приводится классификация познавательных задач (по количеству формируемых умений, уровню трудности и форме организации), используемых на различных этапах формирования исследовательских умений (мотивационно-подготови-тельном, содержательно-деятельностном, оценочном). Описаны результаты, показывающие эффективность использования познавательных задач.

Ключевые слова: познавательные задачи, классификация познавательных задач, исследовательские умения, универсальные учебные действия.

Современное общество требует от человека новых качеств, таких как самостоятельность, инициативность, способность решать различные задачи. Модернизация системы

© Фетисова Н.Е., Кондаурова Т.И., 2016

российского образования нацеливает на формирование у учащихся универсальных учебных действий. Термин «универсальные учебные действия» введен Федеральным государственным образовательным стандартом общего образования (2010). Вместе с межпредметными понятиями универсальные учебные действия составляют метапредметные результаты усвоения образовательной программы [3].

По мнению А.Г. Асмолова, универсальные учебные действия представляют собой «совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта» [1].

С.Г. Воровщиков в широком значении под универсальными учебными действиями понимает «умение учиться», которое предполагает освоение всех компонентов учебной деятельности (познавательные и учебные мотивы, учебная цель, учебная задача, учебные действия и операции). Оно является существенным фактором повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, умений и формирования компетенций, образа мира и ценностно-смысловых оснований личностного морального выбора [2].

В федеральном государственном образовательном стандарте общего образования отмечены четыре группы универсальных учебных действий: регулятивные, познавательные, коммуникативные и личностные, каждая из них подразумевает овладение определенными умениями. Так, регулятивные связаны с умениями планировать, контролировать, оценивать собственную учебную деятельность и т. д.; коммуникативные подразумевают формирование умений организации сотрудничества с учителем и сверстниками, выражать свои мысли и т. д.; личностные - умения соотносить поступки с принятыми этическими принципами, нормами и т. д.; познавательные - умения постановки проблемы, выдвижения гипотез и т. д.

В условиях реализации требований ФГОС остро встает задача усиления практической направленности биологического образования. Одним из способов решения данной задачи является организация исследовательской

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.