Научная статья на тему 'МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ФИНАНСОВОГО МЕНЕДЖМЕНТА В ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНАХ'

МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ФИНАНСОВОГО МЕНЕДЖМЕНТА В ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНАХ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
208
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИНАНСОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ / МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА / УПРАВЛЕНИЕ БЮДЖЕТНЫМИ РЕСУРСАМИ / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ФИНАНСЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Буттаева С. М., Закреницкая М. В.

В статье рассмотрены основные аспекты осуществления мониторинга качества финансового менеджмента в таможенных органах. Исследованы показатели оценки качества финансового менеджмента, на основании которых предложены мероприятия по повышению уровня качества финансового менеджмента в Федеральной таможенной службе России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Буттаева С. М., Закреницкая М. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MONITORING THE QUALITY OF FINANCIAL MANAGEMENT IN CUSTOMS AUTHORITIES

The article discusses the main aspects of monitoring the quality of financial management in customs authorities. The indicators of the assessment of the quality of financial management are studied, on the basis of which measures are proposed to improve the quality of financial management in the Federal Customs Service of Russia.

Текст научной работы на тему «МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ФИНАНСОВОГО МЕНЕДЖМЕНТА В ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНАХ»

МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ФИНАНСОВОГО МЕНЕДЖМЕНТА В ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНАХ

С.М. Буттаева, канд. экон. наук, доцент М.В. Закреницкая, студент Российская таможенная академия (Россия, г. Люберцы)

DOI:10.24412/2411-0450-2023-4-1-48-51

Аннотация. В статье рассмотрены основные аспекты осуществления мониторинга качества финансового менеджмента в таможенных органах. Исследованы показатели оценки качества финансового менеджмента, на основании которых предложены мероприятия по повышению уровня качества финансового менеджмента в Федеральной таможенной службе России.

Ключевые слова: финансовый менеджмент, мониторинг качества, управление бюджетными ресурсами, государственные финансы.

Внедрению финансового менеджмента в государственном секторе экономики предшествовала необходимость обеспечения контроля и ответственного управления при выполнении бюджетных полномочий главными распорядителями бюджетных средств. Сущность государственного финансового менеджмента состоит в обеспечении эффективного распределение бюджетных средств для решения национальных задач и обязательств, таких как финансирование образования, здравоохранения, социальной защиты, безопасности и обороны, инфраструктуры и других приоритетных областей. Мониторинг качества финансового менеджмента формирует оценку достижения установленных целевых значений показателей качества испол-

нения бюджетных полномочий, характеризующих результаты выполнения внутренних стандартов и процедур составления и исполнения бюджета, ведения бюджетного учета и составления бюджетной отчетности [1].

Целью исследования является изучение основных аспектов мониторинга качества финансового менеджмента в ФТС России, а также рассмотрение мероприятий, направленных на его повышение.

Результаты исследования. Эволюция нормативно-правового регулирования мониторинга качества финансового менеджмента происходила в три этапа, а именно, в связи с изданием Министерством финансов ряда приказов, указанных на рисунке 1 [1].

1 этап: включал 13 показателей

Приказ Министерства финансов от 10 декабря 2007 года №123н «Об организации проведения мониторинга качества финансового менеджмента, осуществляемого главными распорядителями средств федерального бюджета»

I

Приказ Минфина России от 13 апреля 2009 года №34н «Об организации проведения мониторинга качества финансового менеджмента, осуществляемого главными администраторами средств федерального бюджета»

3 этап: включал 105 показателей

2 этап: включал 49 показателей

Приказ Минфина России от 29 декабря 2017 г. № 264н «О формировании отчета Минфина России о результатах мониторинга качества финансового менеджмента, осуществляемого главными администраторами средств федерального бюджета»

Рис. 1. Развитие нормативно-правовой базы мониторинга качества финансового менеджмента в России

На сегодняшний день основным нормативно-правовым актом, регламентирующим проведение мониторинга качества финансового менеджмента, является Приказ Минфина России от 18 июня 2020 г. № 112н «Об утверждении порядка проведения Министерством финансов Российской Федерации мониторинга качества финансового менеджмента». Положения данного приказа дают характеристику действий по целям, срокам, задачам, а также необходимым расчетам для проведения мониторинга качества в финансовом менеджменте [2]. Нормативно-правовая база регулирования МКФМ постоянно совершенствуется, поскольку в вышеуказанный приказ вносились изменения посредством издания Министерством финансов Приказа от 08.04.2022 № 54н «О внесении изменений в Порядок проведения Министерством финансов Российской Федерации мониторинга качества финансового менеджмента, утвержденный приказом Министерства финансов Российской Федерации от 18 июня 2020 г. № 112н». Он регламентировал значительные изменения в порядок проведения МКФМ, которые касались как изменений в текстовой части документа, так и изменений в формулах расчета показателей [3].

Переходя к мониторингу качества финансового менеджмента в таможенных органах, необходимо отметить документ, которым руководствуется ФТС в данной сфере, а именно, Приказ ФТС от 31.12.19 г. №2003 «Об утверждении Порядка организации и проведении мониторинга качества финансового менеджмента, осуществляемого региональными таможенными управлениями, таможнями, непосредственно подчиненными ФТС России, и учреждениями, находящимися в ве-

дении ФТС», регламентирующий порядок и сроки проведения МКФМ (как ежегодного, так и ежеквартального), определяющий субъектов, ответственных за его проведение.

Федеральная таможенная служба, являясь главным распорядителем бюджетных средств, воспроизводит свою финансовую деятельность на таможни, региональные таможенные управления (территориальные таможенные управления, специализированные таможенные управления), российскую таможенную академию и медицинские оздоровительные учреждения подведомственные ФТС России.

На сегодняшний день к основным целям проведения мониторинга качества финансового менеджмента можно отнести следующие: оценка эффективности использования бюджетных средств и ресурсов таможенной службы; выявление и пресечение бюджетных нарушений и мошенничества; анализ бюджетного планирования и выполнения бюджетных программ в таможенных органах; оценка качества финансового управления и контроля в таможенных органах; разработка и реализация мер по повышению эффективности использования бюджетных ресурсов в таможенных органах; улучшенные системы финансового управления и контроля в таможенных органах [4].

К настоящему времени качество финансового менеджмента является наиболее острым вопросом в экономическом развитии страны. Стоит отметить, что Федеральная таможенная служба имеет стабильно высокие показатели при оценке качества финансового менеджмента среди главных распорядителей бюджетных средств. Для наглядности рассмотрим таблицу 1 [5].

Таблица 1. ГАСФБ с наиболее стабильными и высокими оценками качества финансо-

вого менеджмента

ГАСФБ Оценка качества финансового менеджмента, балл

2018 2019 2020 2021

ФТС России 85,38 91,31 88,12 80,72

Федеральное казначейство РФ 85,20 85,48 82,24 75,82

Федеральная налоговая служба России 87,27 89,71 80,28 75,35

Минфин РФ 94,24 95,52 77,88 88,68

По данным таблицы 1 можно сделать вывод, что таможенная служба в рамках своей компетенции успешно реализует подведомственные ей бюджетные средства, так как она имеет стабильно высокие показатели качества финансового менеджмента среди главных администрато-

ров средств федерального бюджета, несмотря на происходящие кризисы.

В таблице 2 рассмотрим показатели качества финансового менеджмента ФТС России за последние четыре года, которые ежегодно публикуются в отчетах Министерства финансов.

Таблица 2. Показатели качества финансового менеджмента в ФТС за период с 2018 по 2021 годы, в баллах [5] _____

Показатель Общая оценка В рейтинге ГАБС Управление расходами бюджета Управление доходами бюджета Ведение учета и составление отчетности Организация ВФК и ВФА

1 янв. 2019 г. 85,4 14 75,8 90,7 98,3 95

1 янв.2020 г. 91,3 6 89,5 84,8 98,3 97,5

1 янв. 2021 г. 88,12 9 85,7 76,7 100 99,1

1 янв. 2022 г. 80,72 5 88,6 77,9 60 48,3

В таблице 3 представлены плановые и фактические значения показателей управления доходами и управления расходами бюджета на период с 2018 по 2021.

Таблица 3. Плановые и фактические значения показателей управления доходами и управления расходами бюджета в ФТС на период с 2018 по 2021 годы, в баллах [5]_

Показатель на период исследования Управление доходами бюджета Управление расходами бюджета

Среднее значение по всем ГАБС Плановый показатель ФТС Фактический показатель ФТС Среднее значение по всем ГАБС Плановый показатель ФТС Фактический показатель ФТС

на 1 января 2019 г. 83 75 90,7 72,3 75 75,8

на 1 января 2020 г. 78,3 77,5 84,4 84,8 77,5 89,5

на 1 января 2021 г. 52,2 80 76,6 81,9 80 85,7

на 1 января 2022 г. 57,8 85 77,9 77,2 85 88,6

Данные таблицы 2 свидетельствуют, что на протяжении рассматриваемых периодов управление расходами бюджета оценивается выше, чем управление доходами бюджета. Наивысшие оценки получили показатели «Организация внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита» - от 95 до 99 баллов, а также «Ведение учета и составление бюджетной отчетности» - от 98 до 100 баллов. Однако оценка этих же показателей за последний исследуемый год сильно снизилась - до 48 и 60 баллов соответственно.

Анализируя данные таблицы 3, можно отметить, что за последние 4 года фактические показатели управления расходами бюджета стабильно превышают запланированные и имеют заметную тенденцию к

росту, чего нельзя сказать об управлении доходами: в последние 2 года фактические показатели ниже запланированных, а также имеют тенденцию к снижению. Это говорит о влиянии множества внешних факторов на финансовый менеджмент в таможенных органах.

В числе рекомендаций по совершенствованию мониторинга качества финансового менеджмента в таможенные органах необходимо отметить повышение качества системы управления рисками таможенных органов в части более глубокой детализации контрольных показателей, мер по минимизации бюджетных рисков, анализ осуществляемых контрольных действий, анализ рисков с учетом нарушений, выявленных по результатам проверок, а также совершенствование организацион-

ных аспектов в части стимулирующих моженных органов должны быть основаны факторов и ответственности за нарушение на соотношении уровня их финансирова-сроков предоставления сведений тамо- ния и показателей эффективности дея-женными органами [6]. тельности, что позволит реализовать усло-

Выводы. Совершенствование монито- вие следования принципам эффективного ринга качества финансового менеджмента и ответственного управления обществен-и оценка эффективности деятельности та- ными финансовыми ресурсами.

Библиографический список

1. Качанова Л.С. Мониторинг качества финансового менеджмента в Федеральной таможенной службе России / Л.С. Качанова, Е.Ю. Гончарова // Конкурентоспособность в глобальном мире: экономика, наука, технологии. - 2022. - №11. - С. 243-245.

2. Приказ Минфина России от 18 июня 2020 г. № 112н «Об утверждении порядка проведения Министерством финансов Российской Федерации мониторинга качества финансового менеджмента» // Официальный интернет-портал правовой информации. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.pravo.gov.ru.

3. Официальный сайт Министерства финансов Российской Федерации. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://minfin.gov.ru/.

4. Атрохова А.Н. Совершенствование методики оценки качества финансового менеджмента главных администраторов бюджетных средств // Финансы: теория и практика. -2022. - №26 (5). - С. 33-48. Б01: 10.26794/2587-5671- 2022-26-5-33-48.

5. Официальный сайт Федеральной таможенной службы России. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://customs.gov.ru/.

6. Качанова Л.С. Повышение эффективности единой хозяйственной политики ФТС в контексте реализации задач по обеспечению экономической безопасности России / Л.С. Качанова, В.А. Кузминов, Ю.Е. Шабашева // Конкурентоспособность в глобальном мире: экономика, наука, технологии. - 2022. - №2. - С. 37-41.

MONITORING THE QUALITY OF FINANCIAL MANAGEMENT IN CUSTOMS AUTHORITIES

S.M. Buttayeva, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor M.V. Zakrenitskaya, Student Russian Customs Academy (Russia, Lyubertsy)

Abstract. The article discusses the main aspects of monitoring the quality of financial management in customs authorities. The indicators of the assessment of the quality of financial management are studied, on the basis of which measures are proposed to improve the quality of financial management in the Federal Customs Service of Russia.

Keywords: financial management, quality monitoring, budget resources management, public finance.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.