Научная статья на тему 'Мониторинг качества дополнительного профессионального образования преподавателя высшей школы с помощью графостатистических методов'

Мониторинг качества дополнительного профессионального образования преподавателя высшей школы с помощью графостатистических методов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
220
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Филология и культура
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МЕНЕДЖМЕНТ КАЧЕСТВА / ГРАФОСТАТИСТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ / УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС / MANAGEMENT OF QUALITY / GRAPHIC STATISTIC METHODS / STUDY PROCESS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Завада Галина Владимировна, Матушанский Григорий Ушерович, Таратонова Елена Евгеньевна

В статье представлены результаты исследования, целью которого являлось выявление возможно-сти повышения качества процесса обучения в подразделениях ДПО преподавателей высшей шко-лы с помощью статистических методов контроля и управления качеством и разработка рекомен-даций по внедрению улучшений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Завада Галина Владимировна, Матушанский Григорий Ушерович, Таратонова Елена Евгеньевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MONITORING OF QUALITY OF ADDITIONAL PROFESSIONAL EDUCATION OF UNIVERSITY TEACHERS WITH THE HELP OF GRAPHIC STATISTIC METHODS

The article presents the results of the research which aimed at revelation of the possibilities of increasing the quality of teaching and learning at the departments of additional professional education. The authors used statistic methods of control and management of quality. They offer recommendations to increase the quality.

Текст научной работы на тему «Мониторинг качества дополнительного профессионального образования преподавателя высшей школы с помощью графостатистических методов»

ВЕСТНИК ТГГПУ. 2010. №2(20)

УДК 378

МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ С ПОМОЩЬЮ ГРАФОСТАТИСТИЧЕСКИХ МЕТОДОВ

© Г.В.Завада, Г.У.Матушанский, Е.Е.Таратонова

В статье представлены результаты исследования, целью которого являлось выявление возможности повышения качества процесса обучения в подразделениях ДПО преподавателей высшей школы с помощью статистических методов контроля и управления качеством и разработка рекомендаций по внедрению улучшений.

Ключевые слова: менеджмент качества, графостатистические методы, учебный процесс.

Болонский процесс вызвал к жизни и усилил преобразования, одним из которых является создание систем менеджмента качества в высшей школе европейских стран. В рамках этой стратегической тенденции весьма актуальными являются исследования, посвященные методам оценки и управления качеством учебного процесса в учреждениях высшего образования.

Современный менеджмент (TQM) требует, чтобы организация сосредоточилась на создании процессов, которые при минимальных затратах позволяют обеспечивать высокое качество выходной продукции. В высшем учебном заведении таких процессов множество и они требуют постоянного мониторинга для выявления слабых мест и их улучшения. Мониторинг предполагает статистический подход и статистическое понимание природы протекающих процессов.

Нами проведено экспериментальное исследование, целью которого стало выявление возможности повышения качества процесса обучения в высших учебных заведениях. Используемые в процессе исследования методы включали графостатистические методы контроля качества, предложенные для системного использования К.Исикава [1].

В результате проведенного исследования полный набор методов проанализирован как для возможности оценки качества обеспечения учебного процесса в высшей школе, так и управления указанным процессом. Выявленные методы представляют собой адаптацию менеджмента качества производственным процессом и проецирование его на управление учебным процессом. В рамках экспериментального исследования разработан алгоритм использования данных методов [2]:

1. Разработка контрольного листка регистрации причин по результатам анкетирования;

2. Разработка причинно-следственной диаграммы;

3. Составление нового контрольного листка по результатам причинно-следственной диаграммы;

4. Разработка гистограммы по результатам нового контрольного листка;

5. Построение диаграммы Парето (принцип 20/80);

6. Составление диаграммы разброса определенного вида и тесноты связи между переменными;

7. Стратификация (разработка контрольного листка по группе, гистограммы для каждой группы и наложение гистограммы);

8. Разработка контрольной карты (изменчивость во времени - устойчивость процесса -управление процессом);

Рассмотрение семи методов логично начать с контрольных листков. Контрольный листок является инструментом, позволяющим представлять исходные данные в наглядной и удобной для последующего анализа форме. Заполнение контрольных листков является вспомогательным методом для использования контрольных карт, гистограмм, диаграмм Парето. Простейшим примером контрольного листка может служить график посещения занятий. Причинно-следственная диаграмма (схема К.Исикавы) позволяет разделить проблему на отдельные фрагменты, выявить и сгруппировать условия и факторы, влияющие на проблему, и провести их причинно-следственный анализ. На диаграмме изучаемая проблема условно изображается в виде прямой горизонтальной стрелки; факторы и условия, которые прямо или косвенно влияют на проблему, - наклонными стрелками, а причины,

влияющие на эти факторы (причины второго и последующих порядков), - короткими горизонтальными стрелками. Указанная диаграмма по-

могает проанализировать и провести ранжирование всех причин, влияющих на данную проблему. Гистограммы - один из вариантов столбчатой диаграммы, отображающий зависимость частоты попадания параметров признака качества в определенный интервал. Они иллюстрируют, сколько раз некоторое значение величины признака качества встречалось в заданные временные рамки. Гистограмму используют для того, чтобы исследовать вариации процесса.

Анализ Парето получил свое название по имени итальянского экономиста Вилфредо Парето, который показал, что большая часть капитала (80%) находится в руках незначительного количества людей (20%). В. Парето разработал логарифмические математические модели, описывающие это неоднородное распределение, а математик М.О.Лоренц представил графические иллюстрации. Правило Парето - универсальный принцип, который применим в решении проблем качества. Джозеф Джуран отметил "универсальное" применение принципа Парето к любой группе причин, вызывающих то или иное следствие, причем большая часть следствий вызвана малым количеством причин. Таким образом, диаграмма помогает аналитику быстро увидеть, какие 20% проблем вызывают 80% дефектов.

Анализ Парето, как правило, иллюстрируется диаграммой Парето, которая строится в прямоугольной системе координат. По оси абсцисс откладывают равные отрезки, соответствующие выявленным причинам возникновения проблем качества в порядке убывания, а по оси ординат -величину их вклада в решаемую проблему. В результате получается диаграмма в виде столбикового графика, высота столбиков которого уменьшается слева направо. Для показа накопленного влияния причин последовательно суммируют высоту всех столбиков и получают ломаную кумулятивную кривую (кривую Парето). Показывая в понятной и наглядной форме относительное влияние каждой причины на решаемую проблему, диаграмма Парето позволяет выявить те причины, от которых в первую очередь зависит решение проблемы и на устранение которых прежде всего следует направлять усилия.

Диаграмма разброса (рассеивания) - это графическое представление множества пар данных двух переменных величин, позволяющее определить вид и степень связи между этими двумя переменными. Диаграмма разброса в процессе контроля качества используется также для выявления причинно-следственных связей показателей качества и влияющих факторов. По полученным экспериментальным точкам могут быть определены и числовые характеристики связи между

рассматриваемыми случайными величинами, коэффициент корреляции и коэффициент регрессии.

Под стратификацией или (расслоением) данных понимают разбиение собираемых статистических данных на отдельные группы (слои) в зависимости от условий их получения и проведение анализа каждой полученной группы данных в отдельности. Применение метода расслоения облегчает определение источников вариации в собираемых данных и способствует получению достоверной и корректной информации об исследуемом процессе. Стратификация - основа для других инструментов, таких, как анализ Парето или диаграммы рассеивания. Такое сочетание инструментов делает их более продуктивными.

Контрольные карты - специальный вид диаграммы, впервые предложенный В.Шухартом в 1924 году. В отличие от рассмотренных выше методов контрольные карты позволяют анализировать процесс до того, как он выйдет из-под контроля, и тем самым предупреждать отклонения процесса от предъявляемых к нему требований. Они отображают характер изменения показателя качества во времени. Контрольные карты строят в произвольном масштабе на листе бумаги или на экране дисплея компьютера. По оси абсцисс откладывают моменты взятия выборок или их текущие номера, а по оси ординат - реализации выборочной характеристики. В качестве ориентира на контрольной карте проводится центральная линия - прямая, параллельная оси абсцисс и определяющая среднее процесса. Параллельно ей наносятся две линии - верхняя и нижняя контрольные границы, которые указывают момент "разладки" процесса и ограничивают диапазон неизбежного разброса значений выборочной характеристики. Первоначально контрольные карты были предназначены для контроля и оперативного управления производственным процессом. В настоящее время они могут найти применение в сфере образовательных услуг, являясь одним из инструментов обеспечения качества процессов, распределенных во времени и пространстве.

Ключевым этапом применения указанного алгоритма является построение диаграммы Парето, позволяющей выявить 20 процентов основных факторов на 80 процентов, влияющих на формирование результата, и сформировать матрицу планируемых действий по корректировке функционирования образовательной системы.

Авторами было проведено экспериментальное исследование, целью которого являлось выявление возможности повышения качества про-

цесса обучения в подразделениях повышения квалификации преподавателей высшей школы. В рамках достижения поставленной цели проводились следующие мероприятия:

а) определение целей и ожиданий слушателей от обучения в системе повышения квалификации преподавателей;

б) выявление причин непосещения занятий;

в) определение мотивов выбора темы выпускной работы на выходе обучения;

г) осуществление сравнительного анализа по пунктам а), б), в) для ряда вузов г.Казани.

На первом этапе с целью получения необходимых данных осуществлен сбор информации по исследуемой проблеме, т.е. проведено анкетирование. В анкетах предлагались следующие вопросы: "Какова цель Вашего обучения в системе повышения квалификации преподавателей?", "Что для Вас является причиной непосещения занятий в указанной системе?", "Что влияет на Ваш выбор темы выпускной квалификационной работы?"

В анкетировании приняли участие 100 человек, слушателей подразделений повышения квалификации университетов А, В, и С в возрасте от 22 до 75 лет, причем 51% опрашиваемых в возрасте от 22 до29 лет, 19% от 30 до 39, 8% от 40 до 49, 22% от 50 до 75 лет.

По результатам проведенного анкетирования составлены контрольные листки регистрации причин изучаемых вопросов, с помощью которых мы определили частоту появления той или иной причины. Для каждого вопроса анкеты составлен отдельный контрольный листок. В первой колонке указаны причины согласно вопросам анкеты, во второй колонке - полученные ре-

зультаты измерении, в третьей колонке - частота появления причин.

При составлении причинно-следственной диаграммы выбран один показатель качества или одно из следствий, которые необходимо контролировать. Показатель качества помещен справа в конце горизонтальной линии. В данном случае это непосещение занятий, цель обучения, выбор тем выпускной квалификационной работы. Работа с диаграммой проведена в несколько этапов:

• сбор всех факторов (причин), каким-либо образом влияющих на исследуемый результат;

• группировка факторов по смысловым и причинно-следственным блокам;

• ранжирование этих факторов внутри каждого блока;

• анализ полученной картины;

• "отбрасывание" факторов, на которые мы не можем влиять;

• игнорирование малозначащих и непринципиальных факторов.

На рис.1 представлена диаграмма "ожидания от обучения" по определению причин обучения в подразделениях повышения квалификации преподавателей. Она позволила визуально распределить и ранжировать количественные данные, занесенные в контрольный листок. По результатам построения выделены основные категории причин: социальные причины, самосовершенствование, престиж, материальные причины и прочие.

Далее, приняв во внимание основные категории причин, был повторно построен контрольный листок. Так, в первой графе указываются основные причины обучения или так называемые ожидания от обучения, во второй графе - результат измерения, полученный при сложении всех факторов, влияющих на ту или иную причину.

ПН\ /ВОВ

обмен опытом повьн сти получение новых знаний, умений и навыков

Рис.1. Диаграмма К.Исикавы "ожидания от обучения" по выявлению причин обучения в подразделении повышения квалификации преподавателей

На основании повторно составленных контрольных листков построены гистограммы. Для этого весь диапазон измеренных значений контролируемого параметра разбили на равные интервалы, которые отложили по оси абсцисс. Для каждого интервала построили прямоугольник с высотой, равной частоте попадания измеренных значений в данный интервал.

Так, при построении гистограммы "причины обучения" в подразделении ДПО по оси Х гистограммы откладываются те причины, которые указаны в первой графе контрольного листка регистрации причин обучения, а по оси У - частоту появления причины. Наглядное представление гистограммы причин обучения в подразделении ДПО изображено на рис.2.

Анализ гистограммы позволяет сделать следующие выводы. Основной целью, которую преследуют слушатели, является самосовершенствование. На втором месте по значимости находятся социальные причины, т. е. обмен опытом и

новые интересные знакомства. При этом новые знакомства для респондентов в возрасте от 22 до 30 лет имеют большее значение, чем для опрашиваемых слушателей старше 30 лет. Для последних поводом для обучения в подразделении стал обмен опытом со своими коллегами. Рассматривая такую группу причин обучения, как "престиж", было определено, что больше половины опрошенных серьезно относятся к совершенствованию личного имиджа и повышению конкурентоспособности. Респонденты в возрасте от 22 до 35 расценивали посещение занятий как дальнейшую помощь в получении ученой степени. Интересно отметить, что так называемые "материальные причины" (получение дополнительного вознаграждения) всерьез слушателями ДПО не рассматриваются, что наглядно продемонстрировано на гистограмме "мотивация слушателей занятий ДПО". Эту цель преследуют только 14 человек из 100.

Основные категории причин обучения

Рис.2. Гистограмма причин обучения в подразделении повышения квалификации преподавателей Причины: 1 - самосовершенствование, 2 - социальные причины, 3 - престиж, 4 - материальные причины, 5 - прочие

После проведения анализа построенных гистограмм целесообразно перейти к следующему шагу - осуществлению анализа с помощью диаграммы Парето. Рассмотрим подробнее этот процесс для определения причин обучения. Для начала преображаем гистограммы по принципу "от большего к меньшему". Далее строим кумулятивную кривую посредством постепенного сложения частотности всех видов причин. Ось

справа отражает накопленные проценты. Абсцисса точки "перелома" на кумулятивной кривой (после нее наклон кривой падает) соответствует границе, до которой сгруппирована группа причин (в данном примере это вторая группа), требующая первоочередного внимания. Наглядное изображение данной диаграммы представлено на рис.3.

Самосовершен- Социальные Престиж причины

ствование

"Материальные Прочие причины

Основные категоріш П]ИГПІН обучения

Рис.3. Анализ Парето для определения причин обучения в подразделениях повышения квалификации вузовских преподавателей

Из представленной диаграммы видно, что основной причиной, которая заставляет людей не ограничиваться полученными знаниями и посещать занятия, является стремление к самосовершенствованию. Эта категория причин набрала 206 баллов. На втором месте оказались социальные причины (75 баллов). Именно эти две категории причин представляют собой главные 20%. Из чего следует, что именно на эти причины необходимо обратить внимание в первую очередь. Категория причин "престиж" оказалась на третьем месте и получила 53 голоса. Любопытно заметить, что получение дополнительного вознаграждения не входит в основную группу причин, хотя материальное поощрение является одним из действенных способов стимулирования мотивации. Данная категория набрала 14 баллов.

Далее была проведена стратификация по категории "причины обучения" в системе повышения квалификации (см. рис.4). Так, представители всех вузов считают своей основной мотивацией - самосовершенствование, однако у слушателей подразделения С этот показатель выше остальных и составляет 73 балла. При рассмотрении социальных причин нетрудно видеть, что по данному показателю лидирующую роль занимает подразделение С. Этот факт обусловлен прежде всего высоким процентом молодых людей (от 22 до 30 лет) в составе исследуемой группы, для которых новые интересные знакомства играют немаловажную роль. На втором месте по показателю социальных причин стоит А. Здесь же, наоборот, в группе значительная часть слушателей старшего поколения от 50 до 75 лет, для них

важным моментом является обмен опытом между собой в процессе обучения.

При рассмотрении категории причин "престиж" определили, что в этом случае лидером является подразделение университета В. Именно у этой группы слушателей наиболее честолюбивые планы. В частности, они считают, что занятия способствуют получению ученой степени и повышению собственной конкурентоспособности. У слушателей университета А этот показатель в два раза меньше, что можно объяснить тем, что большая часть слушателей уже имеет ученую степень. Материальное вознаграждение рассчитывают получить по окончании обучения 8 человек из слушателей подразделения В и 6 человек из слушателей подразделения С. Для респондентов, обучающихся в подразделении А, материальная сторона дела не имеет никакого значения или просто дополнительное вознаграждение и повышение заработной платы настолько несущественно, что этот фактор не рассматривается в качестве причинного.

В системе повышения квалификации был также проведен анализ Парето по выявлению причин непосещения занятий преподавателем высшей школы. Анализ диаграммы показал, что основной причиной непосещения занятий по повышению квалификации является сам слушатель: его состояние здоровья и занятость на работе. Второй по значимости причиной является преподаватель, проводящий занятия, - его квалификация, формы, методы и средства преподавания.

&

&

о

С

я

н

о

н

Основные категории причин

^ - подразделение В |§§ - подразделение А, - подразделение С Рис.4. Стратификация данных по проблеме непосещения занятий

Построение диаграммы Парето с целью определения причин, оказывающих основное влияние на выбор темы выпускной квалификационной работы в системе повышения квалификации. Анализ ее позволил выявить, что главными при решении вопроса о выборе темы выпускной работы является сам слушатель, проходящий обучение, и преподаватель, который предлагает свои темы на выбор. Влияние окружающей среды (в частности информационная освещенность темы) менее значима, чем влияние рассмотренных выше факторов.

Таким образом, исходя из построенных диаграмм, мы можем сделать вывод о том, что значимых факторов немного, а факторов тривиальных множество. Решать проблемы необходимо

начать с уменьшения степени влияния самых главных причин. Принцип 20/80 способствует достижению больших результатов при затрате меньших усилий, использованию полученных результатов в качестве инструмента повышения качества образования.

1. Исикава К. Японские методы управления качеством / Сокр. пер. с анг. науч. ред. и авт. пред. А.В.Гличев. - М.: Экономика, 1988. - 216 с.

2. Матушанский Г. У. Графостатистические методы контроля и управления качеством учебного процесса в профессиональной школе // Казанский педагогический журнал. - 2007. - №4. - С.38-44.

MONITORING OF QUALITY OF ADDITIONAL PROFESSIONAL EDUCATION OF UNIVERSITY TEACHERS WITH THE HELP OF GRAPHIC STATISTIC METHODS

G.V.Zavada, G.U.Matushansky, E.E.Taratonova

The article presents the results of the research which aimed at revelation of the possibilities of increasing the quality of teaching and learning at the departments of additional professional education. The authors used statistic methods of control and management of quality. They offer recommendations to increase the quality.

Key words: management of quality, graphic statistic methods, study process.

Завада Галина Владимировна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии профессионального образования Казанского государственного энергетического университета.

E-mail: g.zavada@mail.ru

Матушанский Григорий Ушерович - доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой педагогики и психологии профессионального образования Казанского государственного энергетического университета.

E-mail: bakeeva@kstu.ru

Таратонова Елена Евгеньевна - аспирант кафедры педагогики и психологии профессионального образования Казанского государственного энергетического университета.

E-mail: g.zavada@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.