Научная статья на тему 'Мониторинг использования городских земель'

Мониторинг использования городских земель Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
221
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Мизин В.Е., Дяков А.И.

The paper deals with the general principles of exercising control, problems and goals of urban land use monitoring. All the real property on the city territory is suggested to be included into the monitoring system.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MONITORING OF URBAN LANDS USE

The paper deals with the general principles of exercising control, problems and goals of urban land use monitoring. All the real property on the city territory is suggested to be included into the monitoring system.

Текст научной работы на тему «Мониторинг использования городских земель»

УДК 681.518:528.389 В.Е. Мизин СГГА, Новосибирск А.И. Дяков

МУП «Городское кадастровое бюро г. Новосибирска», Новосибирск

МОНИТОРИНГ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ГОРОДСКИХ ЗЕМЕЛЬ

V.Ye. Mizin SSGA, Novosibirsk A.I. Dyakov

Municipal Unitary Enterprise "Municipal Cadastral Bureau of Novosibirsk" MONITORING OF URBAN LANDS USE

The paper deals with the general principles of exercising control, problems and goals of urban land use monitoring. All the real property on the city territory is suggested to be included into the monitoring system.

Земля является важнейшим природным ресурсом и основой жизнедеятельности человека. Из всех категорий земель около 14 % земельного фонда занято землями населенных пунктов[1]. Каждый населенный пункт занимает площадь от нескольких гектаров до сотен квадратных километров. Так г. Новосибирск занимает площадь 506,7 кв. км.

В составе городских земель земельные участки делятся на территориальные зоны в соответствии с градостроительными регламентами[2]: жилые; общественно-деловые; производственные; инженерных и транспортных инфраструктур; сельхозначения; военных объектов и др.

Градостроительные регламенты являются обязательными для всех пользователей и собственников земель. За соблюдением земельного законодательства , охраной и использованием земель ведется контроль, а за их состоянием мониторинг земель[3].

Государственный земельный контроль осуществляется специальными государственными органами за соблюдением земельного законодательства, охраны и использования земель.

На территории городов и других населенных пунктов земельный контроль осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления». Общественный земельный контроль над соблюдением принимаемых решений органами государственной власти и органами местного самоуправления осуществляется в соответствии с Федеральным или с региональным законодательством различными общественными объединениями граждан. Производственный земельный контроль непосредственно на земельном участке должен выполняться его собственником, арендатором, землепользователем [3].

Мониторинг земель является составной геомониторинга природной среды, представляет собой систему различных наблюдений за их состоянием. В

зависимости от целей и размеров территорий мониторинг разделяют на глобальный, региональный, локальный и мониторинг объектов. При относительно небольших размерах городских территорий осуществляется локальный мониторинг земель и окружающей природной среды [4].

В задачу мониторинга входят своевременное выявление изменений о состоянии земель, об изменении размеров земельных участков, о загрязнении и экологическом состоянии. По результатам собранной информации производится оценка таких изменений, выработка рекомендаций по предупреждению и устранению последствий выявленных нарушений.

Мониторинг включает в себя сбор информации о размерах городской территории, количестве землепользователей и собственников, назначении и состоянии земель. Сбор информации производится поэтапно, по принципу «от общего к частному». Общая информация получается мелкомасштабных топографических карт, космических и аэроснимков. Затем по мере необходимости используются крупномасштабные топографические карты и планы, материалы межевания земель, полевого обследования, земельного и экологического контроля и других источников информации [5].

Собранная в начале работ по мониторингу и в последующем информация анализируется, систематизируется, обрабатывается и вносится в информационную систему города. Сбор различной информации для мониторинга может быть периодическим - через три года и более и оперативным по мере необходимости. Космические снимки высокого разрешения на территорию города получаемые, например, один раз в 1-2 года, позволят оперативно получать большую часть информации о состоянии городских земель.

С совершенствованием и развитием земельного законодательства должны меняться цели и задачи мониторинга городских земель. Так с принятием федерального закона № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» задачей мониторинга может быть влияние высотной, точечной застройки га окружающую среду, антропогенной нагрузки геоэкология, недвижимость, составной частью которой является земля.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Алпатов А.А. Земельная реформа в новой России. - М., 2005. - 335 с.

2. Градостроительный кодекс Российской Федерации. № 190-ФЗ от 29.12.2004 г. С дополнениями изменениями по состоянию на 20.09.2008 г.

3. Земельный кодекс Российской федерации № 136-Ф3 от 29.10.2001 г. С дополнениями и изменениями по состоянию на 20.09.2008 г.

4. Положение по осуществлению государственного мониторинга земель. Постановление правительства РФ № 846 от 28.11.2002 г.

5. Зятькова Л.К., Лесных И.В. Геомониторинг природной среды. - Новосибирск: СГГА, 2004. - Т. 1. - 376 с.; .т. 2, 316 с.

© В.Е. Мизин, А.И. Дяков, 2009

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.