Научная статья на тему 'МОНИТОРИНГ ИСПОЛНЕНИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ НАЦИОНАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ НА ОСНОВЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ ЗАКУПКАМИ'

МОНИТОРИНГ ИСПОЛНЕНИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ НАЦИОНАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ НА ОСНОВЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ ЗАКУПКАМИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
278
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ / РЕГИОНАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ / ПРОГРАММНЫЙ КОМПЛЕКС / ОПЕРАТИВНЫЙ МОНИТОРИНГ / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЗАКУПКИ / NATIONAL PROJECT / REGIONAL PROJECT / SOFTWARE PACKAGE / OPERATIONAL MONITORING / PUBLIC PROCUREMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Щукина Ирина Вячеславовна

Существенная часть мероприятий в рамках национальных проектов осуществляется на региональном уровне. Администрации субъектов Российской Федерации ответственны за такие направления как образование, здравоохранение, культура, демография, повышение доступности жилья, улучшение экологической ситуации. Для проведения успешной реализации национальных проектов крайне важно выстроить прозрачный процесс управления региональными проектами. В статье рассмотрен региональный механизм получения оперативной информации по реализации национальных проектов, который связан с системой управления государственными закупками. Обоснована актуальность применения представленного механизма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Щукина Ирина Вячеславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MONITORING THE IMPLEMENTATION OF THE REGIONAL COMPONENT OF NATIONAL PROJECTS BASED ON IMPROVING PUBLIC PROCUREMENT MANAGEMENT

A significant part of the activities under national projects is carried out at the regional level. The administrations of the Russian Federation's constituent entities are responsible for such areas as education, health, culture, demography, increasing housing affordability, and improving the environmental situation. For successful implementation of national projects, it is extremely important to build a transparent process for managing regional projects. In the article considers the regional mechanism for obtaining operational information on the implementation of national projects, which is inseparably linked to the public procurement management system. The relevance of the presented mechanism is proved.

Текст научной работы на тему «МОНИТОРИНГ ИСПОЛНЕНИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ НАЦИОНАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ НА ОСНОВЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ ЗАКУПКАМИ»

УДК 332

DOI 10.23672^3283-7528-2110^

Щукина Ирина Вячеславовна

аспирантка кафедры управления государственными и муниципальными закупками, Московский городской университет управления Правительства Москвы имени Ю.М. Лужкова irina-schhukina@ro.ru

Irina V. Shchukina

Graduate student of Department Managements of State and Municipal Purchases, Moscow City

University of Management Governments of Moscow name of Yu.M. Luzhkov irina-schhukina@ro.ru

Мониторинг исполнения

региональной составляющей национальных проектов на основе совершенствования управления государственными закупками

Monitoring the implementation

of the regional component of national projects based on improving public procurement management

Аннотация. Существенная часть мероприятий в рамках национальных проектов осуществляется на региональном уровне. Администрации субъектов Российской Федерации ответственны за такие направления как образование, здравоохранение, культура, демография, повышение доступности жилья, улучшение экологической ситуации. Для проведения успешной реализации национальных проектов крайне важно выстроить прозрачный процесс управления региональными проектами. В статье рассмотрен региональный механизм получения оперативной информации по реализации национальных проектов, который связан с системой управления государственными закупками. Обоснована актуальность применения представленного механизма.

Ключевые слова: национальный проект, региональный проект, программный комплекс, оперативный мониторинг, государственные закупки.

Annotation. A significant part of the activities under national projects is carried out at the regional level. The administrations of the Russian Federation's constituent entities are responsible for such areas as education, health, culture, demography, increasing housing affordability, and improving the environmental situation. For successful implementation of national projects, it is extremely important to build a transparent process for managing regional projects. In the article considers the regional mechanism for obtaining operational information on the implementation of national projects, which is inseparably linked to the public procurement management system. The relevance of the presented mechanism is proved.

Keywords: national project, regional project, software package, operational monitoring, public procurement.

Седьмого мая 2018 года был издан Указ Президента России № 204, в котором говорилось о основных стратегических парадигмах и национальных целях дальнейшего развития страны сроком до 2024 года, т.е. в этом документе составлен план по дальнейшему развитию государства на ближайшее шесть лет [1]. Главным инструментарием по достижению стратегических задач и целей определены национальные проекты. Содержание проектов позволяет анализировать четко обозначенные актуальность, цели и мероприятия по их достижению. Для нас научный интерес представляют мероприятия, посредством исполнения которых возможна реализация приоритетных целей национальных проектов. Иванов Б.О., Бухвальд Е.М. (2019) отмечают, что 12 национальных проектов, сформированных по Указу Президента Российской Федерации № 204 отличаются большими масштабами, чётким и

понятным определением целей, ориентацией на проблемах контроля за реализацией и управлением проектами.

Проекты национального уровня являются важным инструментом для выполнения задач в сфере национального развития, относящихся к наиболее приоритетным направлениям на текущем этапе государственного развития и требующих большую ресурсную базу. Реализация национальных проектов со стороны государства обозначает обеспечение государством инновационных технологических, научных, экономических и социальных парадигм в развитии страны, что, в первую очередь, скажется на уровне жизни граждан, создаст возможности и условий, направленные на самореализацию каждого человека, раскрытия его талантов.

Реализация национальных проектов предполагает вложенную структуру документов. На верхнем уровне разработаны 12 национальных проектов, включающих цели и показатели, установленные в Указе Президента Российской Федерации. На втором уровне национальные проекты декомпозированы в виде федеральных проектов, которые в свою очередь в парадигме субъектов России представлены как региональные составляющие национальных проектов - региональные проекты. Иванов Б.О., Бухвальд Е.М. утверждают, что «проекты национального уровня, в первую очередь, выступают в роли направляющих, которые ориентируются на главные задачи и направления социального и хозяйственного развития, которые являются наиболее актуальные в текущем периоде для эффективного обновления государства и улучшения экономической сферы» [9]. Вместе с тем, исследователи отмечают, что значимость проектов национального уровня с точки зрения инструментария экономического и социального управления на значительном промежутке времени нельзя ограничивать функционалом направляющей парадигмы. Следует отметить, что исследователи предлагают не выделять проекты национального уровня «как методику ресурсного перераспределения и удаления дополнительных бюджетных доходов [9]. Согласимся с авторами в том, что сфера проектов национального уровня даёт возможность значительно увеличить роль функционала направляющих в сфере управления государством, повысить уровень контроля и мониторинга за реализацией программ.

Есть целый ряд потенциальных зон рисков. А.Я. Запорожан отмечает, «что программы государственного уровня заканчиваются в 2020 году, а проекты национального уровня только в 2024 году. Данная ситуация может разрешиться без дополнительного внешнего воздействия, если после 2020 года проекты национального уровня забудутся, как это произошло с национальными проектами 2005 года [8]. Данное предположение вызывает глубокую тревогу. Но понимание возможности данного риска должно способствовать его недопущению. Коллектив авторов (А.В. Зозуля, П.В. Зозуля, Т.Н. Еремина) представляют обоснованное ранжирование недостатков реализации национальных проектов:

- низкий уровень подготовки управленцев к работе с проектами, которые имеют высокую социальную значимость;

- недостаточная проработка критериальной базы и индикаторов, направленных на определение уровня эффективности внедрения проектов национального уровня;

- система управления проектами национального уровня редко использует инструменты и методы проектного управления;

- как правило, за создание проектов отвечали непосредственные исполнители, которые не всегда привлекали к работе независимых экспертов-практиков;

недостаточное использование возможностей межотраслевых органов управления, которые могут отвечать за координацию между различными министерствами;

- региональная бюджетная система не подразумевает дополнительные расходы на внедрение проектов национального уровня и всё финансирование легло на плечи государственного бюджета федерального уровня;

- недостаточная информированность граждан о внедрении проектов национального уровня [7].

Реализация региональной составляющей национальных проектов требует анализа существующих процессов управления в регионе невозможно.

Анализ существующих региональных практик позволяет утверждать, что система управления региональными проектами должна быть интегрирована со следующими процессами: стратегического анализа и определения приоритетных стратегий, системы управления программами муниципального и общенационального уровней, исполнения бюджета и его планирование, экономического и социального развития на региональном уровне, управления закупками, сбора и анализа показателей социального и экономического развития региона. Основой для такой интеграции является организация единого информационного пространства. Государственные закупки как неотъемлемая часть всех национальных (региональных) проектов позволяет объединить ведение и мониторинг ключевых показателей плани-р о в а ния и реализации региональной составляющей национальных проектов [5, 6]. Рассмотрим механизм обеспечения оперативности мониторинга реализации мероприятий региональных программ и проектов региона в рамках национальных проектов на примере Севастополя.

20 февраля 2015 г. Правительства Севастополя опубликовало постановление № 108 ПП, которое отвечало за порядок работы и применения региональной информационной системы в области закупок для нужд государства. Данное постановление ввело в работу платформу «Региональная контрактная система», основной задачей которой является работа всдокументацией в электронном этапе на протяжении всей закупки с применением технологии уникальной цифровой подписи. В рамках функционирования Программный комплекс осуществляет информационное взаимодействие с Единой информационной системой, со смежными системами Регионального электронного бюджета и ГИИС «Электронный бюджет» с иными системами необходимыми для выполнения функции мониторинга. Для организации сбора, мониторинга и контроля ключевых показателей закупочной деятельности в рамках исполнения национальных (региональных) проектов было принято решение о необходимости расширения функционала программного комплекса, что позволило обеспечить:

- управление планированием и исполнением закупок в увязке с национальными (региональными) проектами;

- контроль своевременности проведения закупок в рамках исполнения мероприятий национальных (региональных) проектов, включая уведомления о приближении сроков контрольных точек по конкурентным процедурам, заключению контрактов и их завершению;

- оперативный мониторинг закупочной деятельности в рамках национальных (региональных) проектов, включая анализ рисков и контроль недобросовестных поставщиков.

В дополнение к контрольным и аналитическим возможностям в части закупочной деятельности развитие комплекса позволило решить ряд ключевых задач по управлению национальными (региональными) проектами, а именно:

- обеспечить автоматизированный сбор и анализ данных о ходе реализации национальных (региональных) проектов за счёт интеграции с действующими информационными системами управления общественными финансами;

- настроить оперативную аналитическую отчетность о ходе реализации национальных (региональных) проектов, включая мониторинг

Литература:

1. Указ Президента Российской Федерации от 7.05. 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». URL : Консуль-тантПлюс.

2. Постановление Правительства РФ от 31.10.2018 « Об организации проектной деятельности в Правительстве Российской Федерации». URL : КонсультантПлюс.

3. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2019 года № 207-р «Об утверждении Стратегии пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года». URL : КонсультантПлюс.

4. Постановление Правительство Севастополя от 20.02.2015 № 108 «Об утверждении порядка функционирования и использования региональной информационной системы Севастополя в сфере закупок». URL : Консультант плюс.

5. Васянина Е.Л. Контрактная система в сфере закупок как объект межотраслевых научных исследований / Е.Л. Васянина, В.Е. Белов // Финансовое право. 2019. № 7. С. 9-13.

6. Дынник Д.И. Национальные проекты: основные положения и проблемы в управлении // Пра-вовестник. 2018. № 6(8). С. 11-13.

7. Зозуля А.В. Современные проблемы реализации приоритетных национальных проектов / А.В. Зозуля, П.В. Зозуля, Т.Н. Еремина // Вестник Евразийской науки. 2019. № 1. URL : https:// esj.today/PDF/21 ECVN119.pdf

финансового обеспечения национальных (региональных) проектов;

- обеспечить качественный новый уровень управления проектной деятельностью в регионе за счет возможности оперативно применять корректирующие действия при отклонении от ключевых параметров, срыве промежуточных и конечных сроков реализации мероприятий, а также при наступлении других рисков проекта;

- значительно повысить эффективность межведомственного взаимодействия всех участников за счет применения юридически значимого электронного документооборота с применением средств электронной подписи.

Таким образом, применение вышеперечисленных функциональных возможностей обеспечит оперативность получения реальной информации по разным критериям и показателям качества, эффективности и результативности закупочной деятельности по мероприятиям национальных (региональных) проектов, а также будет помогать появлению фактического содержания основных индикаторов и информации о требуемых результатах, что облегчит контроль за их исполнением.

Literature:

1. Decree of the President of the Russian Federation № 204 of 7.05. 2018 «On national goals and strategic objectives for the development of the Russian Federation for the period up to 2024». URL : Con-sultantPlus.

2. Resolution of the Government of the Russian Federation of 31.10.2018 «On the organization of project activities in the Government of the Russian Federation». URL : ConsultantPlus.

3. Order of the Government of the Russian Federation dated February 13, 2019 № 207-R «On approval of the spatial development Strategy of the Russian Federation for the period up to 2025». URL : Consult-antPlus.

4. Resolution of the government of Sevastopol dated 20.02.2015 № 108 «On approval of the procedure for the operation and use of the regional information system of Sevastopol in the field of procurement». URL : Consultant plus.

5. Vasyanina E.L. Contract system in the field of procurement as an object of intersectoral research / E.L. Vasyanina, V.E. Belov // Financial law. 2019. № 7. P. 9-13.

6. DynnikD.I. National projects: main provisions and problems in management // Provesti. 2018. № 6(8). P. 11-13.

7. Zozulya A. V. Modern problems of implementation of p riority national projects / A.V. Zozulya, P.V. Zozulya, T.N. Eremina // Bulletin of Eurasian science. 2019. № 1. URL : https://esj.today/PDF/21 ECVN 119.pdf

8. Запорожан А.Я. К вопросу о реализации национальных проектов // Власть и экономика. 2019. № 5. С. 18-23.

9. Иванов Б.О. Национальные проекты России: региональное измерение / Б.О. Иванов, Е.М. Бух-вальд // Актуальные вопросы экономики. 2019. № 10.

8. Zaporozhan A.Ya. On the issue of implementation of national projects // Power and economy. 2019. № 5. P. 18-23.

9. Ivanov B.O. National projects of Russia: regional dimension / B.O. Ivanov, E.M. Buchwald // Actual issues of economy. 2019. № 10.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.