Научная статья на тему 'МОНИТОРИНГ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ КОМПАНИИ'

МОНИТОРИНГ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ КОМПАНИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
274
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БИЗНЕС / МОНИТОРИНГ / КРИТЕРИИ / ИНВЕСТИЦИИ / ФИНАНСЫ / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ / ДЕЛОВАЯ АКТИВНОСТЬ / РЕЙТИНГ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Терловая Валентина Ивановна, Сорокина Елена Степановна

В статье рассмотрены актуальные теоретические и практические вопросы мониторинга инвестиционной привлекательности компании. Актуальность исследования обусловлена тем, что анализ научных трудов, публикаций, учебной литературы, практического опыта по этому вопросу показывает, что в настоящее время существует большое количество различных подходов к оценке инвестиционной привлекательности бизнеса. При этом не учитывается, что в условиях рыночной экономики качественно и достоверно оценить инвестиционную привлекательность хозяйствующего субъекта можно, используя не только результаты комплексного анализа финансового состояния организации, проведенного на основе данных финансовой и статистической отчетности, но и оценив влияние внешних факторов на развитие бизнеса. Целесообразно также принимать во внимание местоположение предприятия, его производственный и экономический потенциал, систему управления и ее эффективность, уровень социально-экономического развития, рыночную устойчивость бизнеса, программу инвестиционного развития. В статье изложены теоретические вопросы, раскрывающие значение ключевых показателей оценки инвестиционной привлекательности компании, отражена их взаимосвязь и взаимозависимость, раскрыты возможности использования этих инструментов в практической деятельности предприятия. Предлагаемая методика мониторинга инвестиционной привлекательности бизнеса является достаточно результативной, т. к. позволяет как внутренним, так и внешним пользователям получить такую оценку инвестиционной привлекательности бизнеса, которая учтет все внутренние и внешние аспекты функционирования предприятия и может быть использована при изыскании всевозможных путей высокоэффективного вложения собственных средств и привлечения инвесторов с достаточно низким уровнем риска. Практическая значимость статьи заключается в том, что в ней раскрыты практические аспекты определения интегральной оценки инвестиционной привлекательности бизнеса для эффективного оперативного и стратегического планирования хозяйственной деятельности предприятий с учетом определенных условий их работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «МОНИТОРИНГ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ КОМПАНИИ»

УДК 338.242

Терловая Валентина Ивановна,

кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры учета, анализа и аудита,

Институт экономики и управления (структурное подразделение), ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского», г. Симферополь, Российская Федерация. Сорокина Елена Степановна,

старший преподаватель кафедры учета, анализа и аудита, Институт экономики и управления (структурное подразделение), ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского», г. Симферополь, Российская Федерация.

Terlovaya Valentina Ivanovna,

Ph.D in Economics, Associate Professor,

Associate Professor of the Department of Accounting, Analysis and Audit,

Institute of Economics and Management (structural subdivision),

VI. Vernadsky Crimean Federal University,

Simferopol, Russian Federation.

Sorokina Elena Stepanovna,

Senior Lecturer of the Department of Accounting, Analysis and Audit, Institute of Economics and Management (structural subdivision), VI. Vernadsky Crimean Federal University, Simferopol, Russian Federation.

МОНИТОРИНГ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ КОМПАНИИ COMPANY INVESTMENTATTRACTIVrTY MONITORING

В статье рассмотрены актуальные теоретические и практические вопросы мониторинга инвестиционной привлекательности компании. Актуальность исследования обусловлена тем, что анализ научных трудов, публикаций, учебной литературы, практического опыта по этому вопросу показывает, что в настоящее время существует большое количество различных подходов к оценке инвестиционной привлекательности бизнеса. При этом не учитывается, что в условиях рыночной экономики качественно и достоверно оценить инвестиционную привлекательность хозяйствующего субъекта можно, используя не только результаты комплексного анализа финансового состояния организации, проведенного на основе данных финансовой и статистической отчетности, но и оценив влияние внешних факторов на развитие бизнеса. Целесообразно также принимать во внимание местоположение предприятия, его производственный и экономический потенциал, систему управления и ее эффективность, уровень социально-экономического развития, рыночную устойчивость бизнеса, программу инвестиционного развития. В статье изложены теоретические вопросы, раскрывающие значение ключевых показателей оценки инвестиционной привлекательности компании, отражена их взаимосвязь и взаимозависимость, раскрыты возможности использования этих инструментов в практической деятельности предприятия.

Предлагаемая методика мониторинга инвестиционной привлекательности бизнеса является достаточно результативной, т. к. позволяет как внутренним, так и внешним пользователям получить такую оценку инвестиционной привлекательности бизнеса, которая учтет все внутренние и внешние аспекты функционирования предприятия и может быть использована при изыскании всевозможных путей высокоэффективного вложения собственных средств и привлечения инвесторов с достаточно низким уровнем риска. Практическая значимость статьи заключается в том, что в ней раскрыты практические аспекты определения интегральной оценки инвестиционной привлекательности бизнеса для эффективного оперативного и стратегического планирования хозяйственной деятельности предприятий с учетом определенных условий их работы.

Ключевые слова, бизнес, мониторинг, критерии, инвестиции, финансы, экономический потенциал, деловая активность, рейтинг.

The article discusses relevant theoretical and practical issues of monitoring the investment attractiveness of a company. The relevance of the study is due to the fact that the analysis of scientific works, publications, educational literature, practical experience on this issue shows that at present there are a large number of different approaches to assessing the investment attractiveness of a business. It does not take into account that in a market economy, it is possible to qualitatively and reliably assess the investment attractiveness of an economic entity using not only the results of a comprehensive analysis of the financial condition of the organization, based on financial and statistical reporting data, but the influence of external factors on business development. It is also advisable to take into account the location of the enterprise, its production and economic potential, the management system and its effectiveness, the level of social and economic development, market stability of the business, and the investment development program. The article presents theoretical questions that reveal the importance of key indicators for assessing the investment attractiveness of a company, reflects their interconnection and interdependence, discloses the possibilities of using these tools in the practical activities of the enterprise.

112

The proposed methodology for monitoring the investment attractiveness of a business is quite effective, because it allows both internal and external users to get an assessment of the investment attractiveness of a business that takes into account all internal and external aspects of the enterprise's functioning and can be used to find all possible ways of highly efficient investment of own funds and attracting investors with a fairly low level of risk. The practical significance of the article lies in the fact that it discloses the practical aspects of determining the integrated assessment of the investment attractiveness of a business for effective operational and strategic planning of economic activities of enterprises, taking into account certain conditions of their work.

Keywords: business, monitoring, criteria, investments, finance, economic potential, business activity, rating.

ВВЕДЕНИЕ

В современных условиях рыночных отношений инвестиции выступают одной из важнейших экономических категорий. Высокий уровень инвестиционной активности является одним из основных условий успешного развития хозяйствующего субъекта любой формы управления. Создание и укрепление индивидуальных преимуществ перед другими конкурентами в конкурентной бизнес-среде обуславливает стремление хозяйствующего субъекта работать более эффективно и получать доход, который бы позволял обновлять и увеличивать свой экономический потенциал. Для предприятий, которые развиваются и хотят остаться на рынке, проблема дефицита инвестиционных средств стоит очень остро, поэтому привлечение дополнительных финансовых ресурсов для обеспечения текущей деятельности предприятия и его развития имеет несомненно стратегическое значение. Чтобы использовать в своей деятельности средства инвесторов, предприятие должно быть инвестиционно-привлекательным. Руководство организаций не всегда осознает значимость повышения инвестиционной привлекательности своих предприятий и недостаточно серьезно занимается вопросами разработки методики ее оценки и проблемами ее повышения.

На основе анализа и обобщения научных исследований и практического опыта в области оценки инвестиционной привлекательности бизнеса можно сделать вывод, что в настоящее время этим вопросам посвящены работы многих отечественных ученых: Аскерова П.Ф. [1], Давыденко И.Г. [2], Казаковой Н.А [3], Авериной О.И. [4], Кундиус В.А. [5] и других. Так, Казакова Н.А. рассматривает в качестве наиболее эффективного способа оценки инвестиционной привлекательности предприятия проведение анализа финансового состояния хозяйствующего субъекта, деловой активности и устойчивости бизнеса [3, с. 324-326]. Блажевич О.Г. предлагает, что для «оценки субъект хозяйствования может использовать следующие группы анализа: оценка экономического потенциала предприятия...; анализ финансового состояния...; оценка результатов финансово-хозяйственной деятельности субъекта хозяйствования.» [6, с. 29-40]. Некоторые ученые считают, что «общепринятым в международной и отечественной практике документом, обосновывающим получение инвестиционных ресурсов, является бизнес-план инвестиционного проекта. Владение теоретическими и практическими навыками составления бизнес-плана инвестиционного проекта — необходимое условие успешной деятельности, как работников экономических служб, так и руководителей фирм, организаций, предприятий, независимо от организационно-правовой формы и масштабов деятельности» [7, с. 82-93]. Автор Бодунов А.Н. предлагает считать «одним из ключевых показателей, часто используемых при определении эффективности операционной и финансовой политик, проводимых компанией является: рентабельность собственного капитала (ROE: Return On Equityl), который выступает ориентиром, позволяющим понять, на какие дивиденды могут рассчитывать владельцы акций компании,... управление этим финансовым показателем может стать действенным инструментом, позволяющим субъектам хозяйствования выживать в конкурентной борьбе» [8, с. 33-45].

Следует отметить, что многие идеи, предложенные этими авторами, являются актуальными и заслуживают внимание. Однако, как видим, единого мнения о методике мониторинга инвестиционной привлекательности компании нет.

Различные методические указания, утвержденные соответствующими правительственными организациями, рекомендуют для оценки инвестиционной привлекательности предприятий использовать достаточно большой перечень однотипных показателей, которые рассчитываются на основе данных бухгалтерской отчетности, проведя анализ их динамики и сопоставив с нормативными (рекомендуемыми) значениями. Считаем, что в настоящее время активная конкурентная среда требует использовать более эффективные и современные методы и приемы оценки привлекательности бизнеса и использование какого-то одного общепринятого критерия на практике не всегда оправдано и не дает соответствующего качественного результата. По этой причине специализированные компании и финансовые аналитики, которые занимаются прогнозированием, аналитическими обзорами, консультациями применяют в своей работе целую систему критериев, несмотря на достаточно высокую трудоемкость этого метода оценки.

Таким образом, можно сделать выводы, что в научной и специализированной литературе проблема оценки инвестиционной привлекательности предприятия недостаточно разработана и требует дальнейшего изучения. ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ

Цель исследования — раскрыть теоретические и практические аспекты мониторинга инвестиционной привлекательности компании.

Для достижения цели выделены следующие задачи:

1. Рассмотреть основы понятия инвестиционной привлекательности компании.

113

2. Систематизировать факторы, оказывающие влияние на инвестиционную привлекательность бизнеса.

3. Разработать методику расчета интегрального показателя оценки инвестиционной привлекательности бизнеса.

4. Определить практическую направленность интегрального метода оценки инвестиционной привлекательности компании как инструмента принятия управленческих решений.

РЕЗУЛЬТАТЫ

Инвестиционная привлекательность — это характеристика объекта инвестирования (компании, проекта) с позиций перспективности развития, доходности инвестиций и уровня инвестиционных рисков.

Не существует единого подхода к оценке инвестиционной привлекательности компании. Выбирая ту или иную методику, необходимо оценивать многие факторы, а именно: цели анализа, наличие надежной информации, специфику бизнеса, компании и т. д. Существуют различные методы оценки привлекательности бизнеса, среди которых интегральный метод выделяется, как наиболее точный. При использовании этого метода все исследуемые показатели суммируются по нескольким направлениям. По каждому направлению устанавливается совокупность факторов, характеризующих экономическое состояние рассматриваемого блока, и определяются критерии их оценки или их оптимальные значения (среднестатистические показатели в аналогичной сфере деятельности). По каждому направлению анализа, исходя из совокупности характеристик всех показателей, устанавливается балльная оценка от 1 до 5 баллов. Каждому блоку присваивается с помощью экспертно-аналитических методов весомое значение важности в общей оценке инвестиционной привлекательности организации. Общая интегральная оценка инвестиционной привлекательности в целом по предприятию по пятибалльной шкале рассчитывается, как сумма произведений соответствующих балльных оценок по каждому блоку на их весомые значения.

На первом этапе анализа необходимо определить перечень показателей, характеризующих инвестиционную привлекательность бизнеса. Проведенные исследования показали, что для получения максимально точной и всесторонней оценки инвестиционной привлекательности хозяйствующего субъекта целесообразно использовать комплексную систему количественных и качественных показателей. Количественные показатели имеют традиционно широкое практическое применение и позволяют объективно оценивать внутренние факторы развития предприятия. К ним предлагается отнести такие показатели, как имущественное состояние предприятия, его платежеспособность, ликвидность, прибыльность, деловая активность и пр. Однако, использование результатов анализа только этой группы факторов приводит к тому, что при оценке инвестиционной привлекательности бизнеса не рассматривается влияние внешней среды, репутация компании и пр., что не дает возможность получить полную и достоверную картину сферы деятельности рассматриваемого предприятия и уровень его развития, а также прогнозные значения его бизнеса. Оценить влияние этих факторов на развитие бизнеса можно с помощью системы качественных показателей, которые включают: банковскую историю организации, качество управления компанией и роль собственников, деловую репутацию компании, степень рыночного риска и пр. [3].

Все выбранные показатели предлагается распределить по трем блокам анализа инвестиционной привлекательности организации:

1. Оценка финансового состояния компании.

2. Оценка деловой активности и эффективности деятельности компании.

3. Характеристика бизнес-развития компании.

Рассмотрим последовательно методику анализа по каждому направлению.

1. Оценка финансового состояния компании.

Оценка финансового состояния предприятия базируется на ряде показателей, характеризующих ликвидность баланса организации, ее платежеспособность и финансовую независимость (табл. 1).

Таблица!. Показатели, характеризующие ликвидность бухгалтерского баланса *

Показатели Оптимальное значение

Коэффициент общей ликвидности 1,4-1,7

Коэ ффициент промежуточной ликвидности 0,7-0,9

Коэффициент абсолютной ликвидности 0,03-0,05

* Составлено авторами

Дополнительно в процессе анализа финансового состояния организации могут быть привлечены показатели, характеризующие финансовую устойчивость бизнеса — коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами, коэффициент независимости, состав и структура кредиторской и дебиторской задолженности, их динамика и доля в составе активов и пассивов предприятия, количественное соотношение дебиторской и кредиторской задолженности и их соотношение и пр. Общая балльная оценка финансового состояния предприятия приведена в таблице 2.

2. Оценка деловой активности и эффективности деятельности компании.

При оценке деловой активности и эффективности работы организации предлагается использовать систему показателей, характеризующих оборачиваемость активов предприятия и рентабельность его деятельности (табл. 3).

114

Таблица2. Оценка финансового состояния предприятия *

Характеристика показателей-критериев Оценка, баллы

ДЗ КЗ ДЗпр КЗпр ДЗз КЗ3 Д/К Ликвидность

+ + + + + + + + + + 5

+ - + + + + + + + - 4

- - + + + + + - +- 3

- - - + + + - + -- 2

- - - - - - - --- 1

Примечание.

1. «+» — значение соответствует оптимальному, «-» — значение не соответствует оптимальному.

2. ДЗ, КЗ — доля дебиторской и кредиторской задолженности в составе активов и пассивов пред-

приятия (оптимальное значение до 30%).

3. ДЗпр., КЗпр. — доля просроченной дебиторской и кредиторской задолженности в общем сумме задолженности.

4. ДЗ3, КЗ3 — доля просроченной дебиторской и кредиторской задолженности свыше 3 месяцев в общей сумме соответствующей задолженности.

5. Д/К — соотношение дебиторской и кредиторской задолжгнности (оптимальное соотношение более 1).

* Составлено авторами

Таблица 3 Показатели, характеризующие деловую активность организации *

По казатели-критерии Оптимальное значение

Срок оборачиваемости дебиторской задолжгнности (Тдз), дни Не более100 дней?

Срок оборачиваемости кредиторской задолженности (Ткз), дни Не более 100 дней

Срок оборачиваемости запасов (Тз), дни Не более 100 дней

Срок оборачиваемости готовой продукции (Тгп), дни Не более 3 5 дней

Срок оборачиваемости оборотных средств (Тос), дни Не более 120 дней

Соотношение кредиторской и дебиторской задолженности (К/Д) > 1

Рентабельность основной деятельности (Я1) , % > 0 и выше

Рентабельность продаж (Я2), % > 0 и выше

Рентабельность активов (Я3), % > 0 и выше

* Составлено авторами

По результатам расчетов производится итоговая балльная оценка деловой активности и эффективности деятельности организации (табл. 4).

Таблица 4. Оценка деловой активности и эффективности деятельности организации *

Характеристика по казателей-критериев Оценка, баллы

Тдз Ткз Тз Тгп Тос К/Д R1, R2, R3

+ + + + + + + + + 5

+ + + + - + + + + 4

+ + + + - - + +-

+ + + - - - + +- 3

+ + - - - - + - -

+ + - - - - - + 2

- + - - - -

- - - - - - --- 1

Примечание.

1. «+> — значение соответствует оптимальному, «-» — значение не соответствует оптимальному. * Составлено авторами

3. Характеристика бизнес-развития компании.

Оценку бизнес-развития компании целесообразно производить по следующим пунктам:

3.1. Оценка факторов развития компании.

3.2. Анализ банковской история компании.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

115

3.3. Оценка качества управления компанией и роль акционеров,

3.4. Анализ деловой репутации организации,

3.5. Характеристика рыночного риска компании.

Последовательно рассмотрим методику оценки бизнес-развития компании по всем направлениям.

3.1. Оценку факторов развития компании предлагается производить на основе интегрального показателя состояния бизнеса, который определяется, исходя из значений показателей рентабельности, состава и структуры расходов предприятия по основной деятельности, величины доходов и расходов прочих видов деятельности и пр. (табл. 5).

Таблица 5. Оценка факторов развития компании *

Показатели Значение показателя, %

Все показатели рентабельности > 100 > 100 < 100

Доля в выручке материальных расходов < 100 < 100 < 100

Доля в выручке расходов на оплату труда < 100 > 100 > 100

Доля в выручке амортизационных отчислений < 100 > 100 < 100

Доля в выручке прочих расходов < 100 > 100 > 100

Доля в выручке сальдо прочих доходов и расходов < 100 > 100 > 100

Фондоемкость внеоборотных активов < 100 < 100 > 100

Фондоемкость оборотных активов < 100 < 100 > 100

Интегральный показатель состояния бизнеса (1,0,0,0,0,0, 0,0) (1,0,1,1,1 0,0,1) (0,0,1,0,1, 1,1,1)

Оценка, баллы 5 3 1

* Составлено авторами

3.2. Анализ банковской истории компании предусматривает рассмотрение информации о наличии и характере просроченной задолженности по уплате платежей в бюджет и внебюджетные фонды, по возврату кредитов, банковскому обслуживанию и пр. (табл. 6).

Таблица 6. Оценка банковской истории организации *

Показатели Оценка, баллы

Отсутствие просроченной задолженности по уплате платежей в бюджет и внебюджетные фонды, по возврату кредитов, банковскому обслуживанию. Предприятие использует вид услуг «Электронный банк» 5

Отсутствие просроченной задолженности по уплате платежей в бюджет и внебюджетные фонды. Наличие краткосрочной неуплаты кредита (не более двух раз). Предприятие использует вид услуг «Электронный банк» 4

Отсутствие просроченной задолженности по уплате платежей в бюджет и внебюджетные фонды. Наличие краткосрочной неуплаты кредита (более двух раз). Предприятие использует вид услуг «Электронный банк» 3

Имели место задержки по уплате платежей в бюджет и внебюджетные фонды, по возврату кредитов (более двух раз и на длительный срок), банковскому обслуживанию. Предприятие не использует вид услуг «Электронный банк» 2

Организация имеет отрицательную кредитную историю 1

* Составлено авторами

3.3. Оценку качества управления компанией и роль акционеров предлагается производить на основе анализа имеющейся информации о собственниках компании, наличии конфликтов между акционерами и руководством, характеристики руководителя и менеджеров организации и пр. (табл. 7).

На основании проведенного анализа приведенных факторов определяется итоговая балльная оценка качества управления компанией и роли акционеров (табл. 8).

3.4. Оценка деловой репутация организации строится на базе анализа общественного мнения и характера взаимоотношений с деловыми партнерами, наличия на предприятии задолженности по заработной плате работникам компании, соответствие производимой продукции (услуг, работ) стандартам качества, наличие сертифицированной продукции и пр. (табл. 9).

3.5. Характеристика рыночного риска компании предусматривает анализ комплекса факторов: длительность работы компании на рынке, сезонность производства, уровень конкуренции, степень диверсификации продукции и пр. (табл. 10).

По результатам проведенной оценки всех факторов делается окончательная оценка уровня рыночного риска организации (табл. 11).

116

Таблица 7. Показатели оценки качества управления компанией и роли собственников *

Показатели Критерии оценки показателей

положительная отрицательная

Информация о собственниках Все акционеры являются работающими юридическими и физическими лицами, они активно участвуют в управлении компанией Список акционеров не прозрачен, акционеры являются фиктивными лицами и на предприятии не работают

Наличие конфликтов между акционерами и руководством Конфликты отсутствуют Конфликты имеются

Характеристика руководителя организации Наличие у руководителя специального образования или значительного опыта работы в данной области предпринимательской деятельности Отсутствие у руководителя специального образования или значительного опыта работы в данной области предпринимательской деятельности

Характеристика менеджерского состава Менеджерский состав имеет специальное образование и опыт, его состав стабилен Менеджерский состав не имеет специального образования и опыта, имеет место текучесть управленческих кадров

Характеристика плановой и нормативной базы организации Наличие на предприятии оперативных бизнес-планов работы, использование внутренней нормативной базы, которая регулирует процесс деятельности компании На предприятии отсутствует оперативный бизнес-план работы, не используется внутренняя нормативная база, которая регулирует процесс деятельности компании

Конфликты с персоналом предприятия, налоговыми и другими государственными организациями Конфликты отсутствуют Конфликты имеются

* Составлено авторами

Таблица 8. Оценка качества управления компанией и роли акционеров *

Варианты сочетания факторов Оценка, баллы

1. По всем показателям положительная оценка 5

2. Положительная оценка по трем показателям 4

3. Положительная оценка по двум показателям 3

4. Отрицательная оценка по всем показателям или положительная оценка по одному показателю 1

* Составлено авторами

Таблица9. Оценка деловой репутации организации *

Показатели Значение

1. Общественное мнение, отзывы в средствах массовой информации, отзывы деловых партнеров Положительные

2. Задолженность по заработной плате персоналу компании Отсутствует

3. Репутация качества продукции (работ, услуг, товара), наличие сертификатов качества Положительная, наличие сертификатов

4. Качество документооборота Хорошее

5. Наличие внешнего и внутреннего аудита Внешний и внутренний аудит проводится

Оценка, баллы 5

1. Общественное мнение, отзывы в средствах массовой информации, отзывы деловых партнеров Отрицательные

2. Задолженность по заработной плате персоналу компании Отсутствует

3. Репутация качества продукции (работ, услуг, товара), наличие сертификатов качества Положительная, наличие сертификатов

4. Качество документооборота Хорошее

5. Наличие внешнего и внутреннего аудита Внешний аудит не проводится

Оценка, баллы 4

117

Продолжение таблицы 9

Показатели Значение

1. Общественное мнение, отзывы в средствах массовой информации, отзывы деловых партнеров Отрицательные

2. Задолженность по заработной плате персоналу компании Отсутствует

3. Репутация качества продукции (работ, услуг, товара), наличие сертификатов качества Положительная, наличие сертификатов

4. Качество документооборота Хорошее

5. Наличие внешнего и внутреннего аудита Аудит не проводится

Оценка, баллы 3

1. Общественное мнение, отзывы в средствах массовой информации, отзывы деловых партнеров Отрицательные

2. Задолженность по заработной плате персоналу компании Имеется

3. Репутация качества продукции (работ, услуг, товара), наличие сертификатов качества Отрицательная, отсутствие сертификатов

4. Качество документооборота Неудовлетворительное

5. Наличие внешнего и внутреннего аудита Аудит не проводится

Оценка, баллы 1

* Составлено авторами

Таблица 10. Факторы рыночного риска предприятия и критерии их оценки *

Факторы рыночного риска Критерии оценки факто ров рыночного риска

положительные отрицательные

1. Длительность работы на рынке Длительность работы на рынке (> 3 лет) Длительность работы на рынке (< 3 лет)

2. Диверсификация продукции (работ, услуг) Продукция разнообразна, имеются различные направления сбыта на внутреннем и внешнем рынке Предприятие специализируется на единичном виде продукции, сбыт в основном на внутреннем рынке

3. Сезонность Деятельность не зависит от сезонности Сезонный характер деятельности

4. Конкуренция Крупные конкуренты отсутствуют Крупные конкуренты имеются

5. Зависимость предприятия от крупных покупателей и поставщиков Имеется > 3 покупателей, на которых приходится > 10 % реализованной продукции, и/или > 3 поставщиков, на которых приходится > 10 % приобретаемых материальных ресурсов У организации < 3 покупателей, на которых приходится > 20 % реализованной продукции, и/или > 3 поставщиков, на которых приходится > 20 % приобретаемых материальных ресурсов

* Составлено авторами

Таблица 11. Оценка рыночного риска организации *

Характеристика факторов Оценка, баллы

Положительная оценка рыночного риска:

• по всем факторам 5

• по ч етырем факторам 4

• по трем факторам 3

• по двум факторам 2

• по одному фактору 1

* Составлено авторами

Общую оценку бизнес-развития компании можно рассчитать, как среднеарифметическое или средневзвешенное значение балльных оценок по всем пяти направлениям анализа.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

По результатам анализа по всем трем блокам определяется рейтинг инвестиционной привлекательности компании с учетом веса каждого направления анализа в общей оценке инвестиционной привлекательности организации (табл. 12).

Общая интегральная балльная оценка профессионального уровня ведения бизнеса рассчитывается как сумма произведений балльных оценок по каждому направлению на их весомые значения (табл. 13).

Исходя из полученной интегральной оценки, устанавливается рейтинг инвестиционной привлекательности компании (табл. 14).

118

Таблица 12. Вес каждого направления анализа в общей оценке инвестиционной привлекательности организации *

Направления анализа Доля в общей оценке, доли

1. Экономический потенциал и финансовое состояние 0,3

2. Деловая активность и эффективность деятельности компании 0,4

3. Характеристика бизнес-развития компании 0,3

Общая оценка 1,0

* Составлено авторами

Таблица 13. Бальная оценка профессионального уровня ведения бизнеса *

Показатели Оценка, баллы

Профессиональный уровень ведения бизнеса:

• высокий 4,5-5

• хороший 4-4,5

• допустимый 3-4

• низкий 2-3

• критический 1-2

* Составлено авторами

Таблица 14. Оценка рейтинга инвестиционной привлекательности предприятия *

Характеристика инвестиционной привлекательности организации Оценка, баллы Рейтинг инвестиционной привлекательности

Высокая инвестиционная привлекательность Абсолютная платежеспособность, практически отсутствует вероятность банкротства 5 I

Средняя инвестиционная привлекательность Предприятие практически платежеспособно, низкая вероятность банкротства 4 II

Инвестиционная привлекательность ниже средней Имеется риск утраты платежеспособности и вероятность банкротства 3 III

Низкая инвестиционная привлекательность Предприятие находится в критической ситуации, высокая вероятность банкротства 2 IV

Инвестиционная привлекательность отсутствует Предприятие не платежеспособно, находится на грани банкротства 1 V

* Составлено авторами

ВЫВОДЫ

Активность деятельности инвесторов во многом зависит от степени устойчивости финансового состояния и экономической состоятельности предприятий, в которые они готовы направить инвестиции. Именно эти параметры главным образом и характеризуют инвестиционную привлекательность предприятия. Между тем в настоящее время методологические вопросы мониторинга инвестиционной привлекательности недостаточно разработаны и требуют дальнейшего развития. Цель мониторинга — это оценка тенденции развития компании. Кроме того, мониторинг дает возможность повысить привлекательность компании в глазах инвесторов. Изыскивая слабые стороны в результате анализа показателей инвестиционной привлекательности предприятия, можно понять, за счет каких инструментов можно ее повысить. Проведенные исследования показали, что комплексная оценка инвестиционной привлекательности компании должна осуществляться исходя из количественных и качественных показателей и характеристик. Предложенная методика позволяет устранить основной недостаток в оценке инвестиционной привлекательности предприятия, а именно сделать ее всесторонней. Данные результаты исследования дают толчок для последующих разработок, особенно в аспекте расчета единого показателя интегральной оценки инвестиционной привлекательности предприятия.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Аскеров П.Ф. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности организации: учебное пособие / П.Ф. Аскеров, И.А. Цветков, Х.Г. Кибиров. — М.: Инфра-М, 2015. — 176 с.

2. Давыденко И.Г. Экономический анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия: учебное пособие/ И.Г. Давыденко, В.А. Алешин, А.И. Зотова. — М.: КноРус, 2019. — 376 с.

119

3. Казакова Н.А. Управленческий анализ: комплексный анализ и диагностика предпринимательской деятельности: учебник / Н.А. Казакова. — М: НИЦ ИНФРА-М, 2015. — 261 с.

4. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности [Текст]: учебник / О.И. Аверина [и др.]. — 2-е изд., перераб. — М.: Кнорус, 2016. — 430 с.

5. Кундиус В.А. Управленческий анализ деятельности предприятий агропромышленного комплекса [Текст]: учеб. пособие / В.А. Кундиус. — М.: Кнорус, 2016. — 392 с.

6. Блажевич О.Г. Комплексная финансовая диагностика предприятия / О.Г. Блажевич // Научный вестник: финансы, банки, инвестиции. — 2018. — № 1 (42). — С. 29-40.

7. Шальнева В.В. Бизнес-план реализации инвестиционного проекта / В.В. Шальнева, О.Г. Блажевич // Научный вестник: финансы, банки, инвестиции — 2019. — № 3 (48). — С. 82-93.

8. Бродунов А.Н. Эффективность бизнеса и работа на заемном капитале: от теории к практике (учетная модель анализа) / А.Н. Бродунов // Научный вестник: финансы, банки, инвестиции — 2019. — № 1 (46). — С. 33-45.

SPISOK LITERATURY

1. Askerov P.F. Analiz i diagnostika finansovo-khozyaystvennoy deyatel'nosti organizatsii: uchebnoye posobiye / P.F. Askerov, I.A. Tsvetkov, KH.G. Kibirov. — M.: Infra-M, 2015. — 176 s.

2. Davydenko I.G. Ekonomicheskiy analiz finansovo-khozyaystvennoy deyatel'nosti predpriyatiya: uchebnoye posobiye/ I.G. Davydenko, V.A. Aleshin, A.I. Zotova. — M.: KnoRus, 2019. — 376 s.

3. Kazakova N.A. Upravlencheskiy analiz: kompleksnyy analiz i diagnostika predprinimatel'skoy deyatel'nosti: uchebnik / N.A. Kazakova. — M: NITS INFRA-M, 2015. — 261 s.

4. Kompleksnyy ekonomicheskiy analiz khozyaystvennoy deyatel'nosti [Tekst]: uchebnik / O.I. Averina [i dr.]. — 2-ye izd., pererab. — M.: Knorus, 2016. — 430 s.

5. Kundius V.A. Upravlencheskiy analiz deyatel'nosti predpriyatiy agropromyshlennogo kompleksa [Tekst]: ucheb. posobiye / V.A. Kundius. — M.: Knorus, 2016. — 392 s.

6. Blazhevich O.G. Kompleksnaya finansovaya diagnostika predpriyatiya / O.G. Blazhevich // Nauchnyy vestnik: finansy, banki, investitsii. — 2018. — № 1 (42). — S. 29-40.

7. Shalneva V. V. Biznes-plan realizatsii investitsionnogo proyekta / V.V. Shalneva, O.G. Blazhevich // Nauchnyy vestnik: finansy, banki, investitsii — 2019. — № 3 (48). — S. 82-93.

8. Brodunov A.N. Effektivnost' biznesa i rabota na zayemnom kapitale: ot teorii k praktike (uchetnaya model' analiza) / A.N. Brodunov // Nauchnyy vestnik: finansy, banki, investitsii — 2019. — № 1 (46). — S. 33-45.

Статья поступила в редакцию 2 марта 2020 года Статья одобрена к печати 23 марта 2020 года

120

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.