Н. М. Полетаева
Мониторинг и рефлексия процесса становления профессиональной зрелости педагога
Становление профессиональной зрелости педагога в непрерывном педагогическом образовании проходит ряд этапов: от профессионального выбора и профессиональной подготовки, через адаптацию, этап стабилизации, творчества, мастерства к профессиональной зрелости как вершине личностно-профессионального развития человека. Профессионально зрелый педагог - это не только мастер своего дела, но и специалист, осознающий свою профессиональную миссию, осуществляющий опережающую инновационную профессиональную деятельность.
Критерии профессиональной зрелости специалиста - это признаки, на основании которых определяется степень его личностнопрофессионального развития. Показатели профессиональной зрелости специалиста - это оценочные характеристики, позволяющие измерять степень его личностно-профессионального развития. Введение критериев и соответствующих им показателей профессиональной зрелости педагога позволяет на практике:
• эффективно использовать их для самоанализа, развития профессиональной рефлексии педагога и более осознанного, целенаправленного формирования своей индивидуальной программы личностно-профессионального развития;
• повысить объективность аттестации и наметить проблемные зоны, требующие первостепенного оперативного решения через систему постдипломного образования.
Исследования этой проблемы дают возможность выявить в качестве интегративных критериев профессиональной зрелости педагога: внутренние - готовность к непрерывному личностно-
профессиональному самосовершенствованию и готовность к профессиональной и личностной творческой самореализации, а также внешние - результативность инновационной профессиональной деятельности и авторитет. Внутренние критерии в наибольшей степени связаны с качествами личности профессионала, а внешние -отражают оценку деятельности специалиста коллегами, инспектирующими органами, общественностью.
Ведущие интегративные критерии профессиональной зрелости педагога были выделены на основе разработанной нами концепции
14
самоорганизации педагога в процессе непрерывного образования, которая базируется на следующих положениях:
• непрерывное образование педагога эффективно и возможно при условии опоры на сформированную или формируемую способность к самоорганизации;
• готовность взрослого человека к самоорганизации включает в себя следующие интегративные показатели - способность к самообразованию, к саморегуляции и самореализации;
• содержание непрерывного образования педагогов будет обеспечивать формирование готовности к самоорганизации, если оно базируется на знаниях синергетики и акмеологии, как методологической основы полипарадигмального подхода;
• непрерывное образование педагога должно обеспечивать необходимые условия для выхода из кризисных ситуаций личностного и профессионального роста обучаемых;
• технологии обучения педагогов в системе постдипломного образования, направленные на предоставление максимальной активности субъекту познания, позволяют концентрироваться на внутренних качествах личности как основного источника развития, «управлять не управляя», а обеспечивая педагогические условия, стимулирующие самоорганизацию и творческое развитие человека;
• обеспечение высокой эффективности в системе постдипломного образования возможно за счет синергетного эффекта взаимодополнительности действий педагога и обучаемых, взаимодополнительности методологических подходов и методических приемов;
• рассмотрение самоорганизации творческого мышления как условия и результата непрерывного образования, как процесса самодостраивания недостающих звеньев целостного образа на основе чувственного и интеллектуального познания и интуиции.
Раскроем структуру понятия «готовность к самоорганизации» по отношению к профессионально зрелому педагогу. Это взаимосвязанные способности к самообразованию, саморегуляции и самореализации. Сформированная способность к самообразованию включает в себя:
• устойчивую потребность в обновлении и систематизации знаний;
• четкое осознание цели получения новых знаний;
• наличие иерархичной понятийной матрицы современной научной картины мира;
15
• способность к встраиванию новой информации в имеющуюся понятийную матрицу, её переконструированию и рассеиванию лишней информации;
• возможность самодостраивания недостающего знания до целостных структур;
• общефилософская и частно-научная методологическая компетентность;
• взаимодополнительность прямых и обратных мыслительных процессов (анализ, синтез), чередование процессов интеграции и дифференциации при переработке новой информации;
• единство и взаимодополнительность логического и интуитивного мышления, преобладание логики и интеграции (~0,618);
• наличие творческих продуктов мыслительной деятельности;
• критический анализ информации.
Способность профессионально зрелого педагога к саморегуляции и самовоспитанию связана с умением управлять собой, своими чувствами, мыслями, действиями, быть самому себе психологом, воспитателем. Для зрелого человека это наличие аутопсихологической компетентности, которая предполагает:
1) знание основ процесса развития человеческой психики, структуры деятельности, теории самоорганизации, биопсихосоциальной сущности человека, четкое представление о границах понятия «достойная человеческая жизнь»; саморегуляцию психических процессов и эмоционального состояния, самомотивацию, самопрограммирование, например, на успех; способность к самостоятельной тренировке познавательных процессов (память, внимание, мышление);
2) самовоспитание, предполагающее наличие индивидуальной программы самосовершенствования, включающей тренировку воли, стремление к адекватной самооценке, положительной Я концепции, веру в свои силы, успех дела, в близких людей, в торжество справедливости, в идеал; акмеологической позиции, цели и смысла жизни; потребности в духовном развитии способности к самокоррекции и психосоматической мобильности;
3) готовность развивать дуальные качества личности и сохранять их динамическое равновесие, иметь чувство меры; готовность к кооперации и конкуренции, автономии и сотрудничеству; владение механизмами мягкого управления собой и окружающими; способность к самодиагностике, достаточная рефлексия; готовность пойти на риск с целью достижения более высокого уровня развития; к си-нергийному взаимодействию, внутреннему и внешнему;
16
Исходя из этой концепции, важнейший критерии профессиональной зрелости педагога - готовность к непрерывному личностнопрофессиональному самосовершенствованию - характеризует ак-меологическую направленность личности на постоянный поиск путей улучшения характеристик и результатов профессиональной деятельности, возможность выработки новых умений, навыков и приращения знаний, обеспечивающих возможность профессионального развития и достижение высокого качества образования.
Общая готовность педагога к непрерывному личностнопрофессиональному самосовершенствованию включает конкретные виды готовности: к личностно-профессиональной самоорганизации; готовность к поддержанию на уровне современных требований психолого-педагогической компетентности; к саморегуляции и профессиональной рефлексии; к акмеологическому целеполаганию и формированию образа идеала в инновационной профессиональной деятельности; к самовоспитанию; к составлению и реализации программы личностно-профессионального развития на основе акмео-граммы; к исследовательской деятельности в области психологопедагогических проблем и её самомотивация; к самоуправлению, к профессиональному взаимодействию.
Для определения готовности к личностно-профессиональному самосовершенствованию педагога нами была разработана методика, которая включает ряд общих и специфичных показателей. Это умения: составлять индивидуальную программу личностно-
профессионального развития педагога, моделировать систему методической работы, менеджерские способности и ряд других.
Способность личностно и профессионально зрелого педагога к творческой самореализации в личностной и профессиональной сферах как критерий профессиональной зрелости, предполагает наличие следующих качеств:
• готовность к самовыражению в творческой экспериментальной и методической деятельности;
• готовность к самоутверждению, отстаиванию социальной значимости продуктов своей и коллективной деятельности;
• научно-исследовательская компетентность и готовность к ее поддержанию на уровне современных требований;
• самомотивация и готовность к исследовательской деятельности в области психолого-педагогических проблем;
• менеджерские умения в области организации научноисследовательской и экспериментальной деятельности;
• владение технологиями профессионального взаимодействия с педагогами в совместном творчестве;
17
• устойчивая потребность в инновационной педагогической деятельности;
• владение научно-исследовательской рефлексией.
Каждая из этих составляющих способности к творческой самореализации должна быть представлена на уровне всех компонентов структуры деятельности, т.е. специалист должен хотеть иметь высокие результаты творческой деятельности, хотеть и стремиться к самоутверждению, уметь ставить соответствующие цели, иметь опыт успешного достижения поставленных в данной области целей, быть способен к рефлексии и коррекции.
Готовность к профессиональной творческой самореализации педагога характеризует психологические и деятельностные качества личности педагога, позволяющие иметь инновационные, оригинальные и в то же время качественные продукты профессиональной деятельности. Она включает: инновационные результаты
профессиональной деятельности; готовность к инновационной деятельности, к созданию и внедрению профессиональных инноваций, их распространению; способность к воспитанию готовности к самосовершенствованию и инновационной деятельности у педагогов.
Наряду с внутренними критериями профессиональной зрелости педагога, на наш взгляд, не меньшее значение имеет и интегративные внешние критерии - авторитет педагога и результативность учебно-воспитательного процесса.
Стабильно высокая результативность учебно-воспитательной работы и методической деятельности педагога, как внешний критерий, проявляется в непосредственном интересе к предмету, высоком качестве знаний учеников, их успехах и достижениях на конкурсах и олимпиадах, при поступлении в высшие учебные заведения, дисциплинированности, воспитанности.
Результативность методической деятельности педагога связана с оценкой качества следующих его продуктов:
• эффективная авторская методика преподавания; собственные методические разработки; публикации; консультации; банк педагогических инноваций, сформированный под руководством методиста; участие в оформлении методического кабинета; лекции, выступления, мастер-классы, семинары и др.
В качестве средств самоанализа эффективности профессиональной деятельности педагога нами предлагаются:
• карта достижений за учебный год;
• методика самооценки профессиональной зрелости педагога;
• акмеограмма и портфолио педагога;
• программа личностно-профессионального развития.
18
Мониторинг качества процесса становления профессиональной зрелости педагога должен включать в себя два направления, позволяющие оценить как характеристики педагога, позволяющие или не позволяющие отнести его к профессионально зрелому специалисту и характеристики непрерывного процесса педагогического образования, в который вовлечен работник. Целостный мониторинг качества непрерывного педагогического образования предполагает оценку качества всех элементов соответствующей педагогической системы: качество методологических основ моделирования педагогических систем профессионального образования и постдипломного образования, качество цели, качество взаимодействия всех подсистем педагогической системы и качество взаимодействия с социальной средой, качество результата, качество мониторинга, качество содержания, качество технологий управления, обучения и воспитания. Процесс интенсификации развития педагогических систем делает актуальным вопрос об определении необходимых и достаточных элементов системы непрерывного образования, обеспечивающей условия для становления профессиональной зрелости.
М. М. Довжинец, В. О. Скитневский
К вопросу об управлении качеством заочного обучения студентов (на примере филиала университета)
Улучшение качества подготовки специалистов - одна из важнейших задач высшей школы. В этой связи управление качеством заочного обучения имеет определенную специфику. О ней было много сказано на межвузовской научно-практической конференции «Тенденции и перспективы развития системы заочного образования», прошедшей в ЛГУ им. А.С. Пушкина 18 мая 2010 года, руководимой доктором педагогических наук, профессором В.Н. Максимовой. Тогда акмеологический подход к разработкам новых форм педагогической парадигмы заочного обучения показался нам интересным и перспективным. Мы тоже приступили к исследованию, но начали свое исследование с «разведочного анализа» собственного опыта работы с заочниками.
Наряду с акмеологическим подходом к решению проблемы мы рассмотрели ее еще и на философском уровне, поскольку субъект-ность заочного обучения всегда была и остается базовой основой повышения качества образования. В этой связи мы подвергли анализу два объекта образовательной деятельности - «субъекты за-
19