Научная статья на тему 'Мониторинг и оптимизация применения смазочных материалов в соответствии с условиями работы карьерной техники'

Мониторинг и оптимизация применения смазочных материалов в соответствии с условиями работы карьерной техники Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
633
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОНИТОРИНГ / СМАЗОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ / ПРОБЫ РАБОТАВШЕГО МАСЛА / КАРЬЕРНАЯ ТЕХНИКА / MONITORING / GREASING SUBSTANCE / USED OIL SAMPLE / OPEN PIT EQUIPMENT

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Бурцев Сергей Викторович, Духнов Павел Анатольевич

Представлены результаты внедрения комплексного мониторинга смазочных материалов при применении продукции производства ООО «Газпромнефть-СМ» на АО «Черниговец» и ООО «Разрез «Киселевский». Программа технического сервиса «OTS Monitoring» позволила оптимизировать применение смазочных материалов, выявить предпосылки для модернизации рецептуры моторного масла в соответствии с условиями работы карьерной техники, подтвердить сроки его замены и сохранить высокий уровень надежности карьерных самосвалов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MONITORING AND OPTIMIZATION OF USING GREASING SUBSTANCE IN COMPLIANCE WITH CONDITIONS OF WORKING OPEN PIT EQUIPMENTS

Results of introducing integrated monitoring greasing substances by using production of OOO “Gaspromneft-CM” at the AO “Chernigovic ” and OOO “Open Pit “Kisilevskyi” were submitted. Technical service program “OTS Mintoring” makes it possible optimizing using greasing substances, revealing preconditions for modernization of motor oil formulation in compliance with conditions of working open pit equipments, confirming period of changing oil and saving high level of open pit dumpers reliability

Текст научной работы на тему «Мониторинг и оптимизация применения смазочных материалов в соответствии с условиями работы карьерной техники»

ГЕОТЕХНОЛОГИЯ

УДК 665.7:621.89:622.271:656.13

МОНИТОРИНГ И ОПТИМИЗАЦИЯ ПРИМЕНЕНИЯ СМАЗОЧНЫХ МАТЕРИАЛОВ В СООТВЕТСТВИИ С УСЛОВИЯМИ РАБОТЫ КАРЬЕРНОЙ ТЕХНИКИ

С.В. Бурцев, П. А. Духнов

Представлены результаты внедрения комплексного мониторинга смазочных материалов при применении продукции производства ООО «Газпромнефть-СМ» на АО «Черни-говец» и ООО «Разрез «Киселевский». Программа технического сервиса «OTS Monitoring» позволила оптимизировать применение смазочных материалов, выявить предпосылки для модернизации рецептуры моторного масла в соответствии с условиями работы карьерной техники, подтвердить сроки его замены и сохранить высокий уровень надежности карьерных самосвалов.

Ключевые слова: мониторинг, смазочные материалы, пробы работавшего масла, карьерная техника.

Говоря о мониторинге технического состояния техники по параметрам работавшего масла, имеем в виду непрерывный процесс наблюдения и регистрации диагностических параметров двигателей и показателей качества масла с целью анализа динамики его свойств и определения остаточного ресурса объектов наблюдения.

Мониторинг включает в себя комплекс мероприятий по организации отбора проб работавшего масла, определению величины диагностических параметров техники и браковочных показателей работавшего масла, а также регрессивный анализ полученных результатов и получение прогноза.

Вышеуказанные работы требуют затрат определенных ресурсов, однако на лицо и экономический эффект от ведения мониторинга. Он проявляется в экономии на простоях техники в ремонте, за счет повышения надежности, сокращения расходов на техническое обслуживание за счет увеличения межсервисного интервала и применения высококачественных материалов относительно низкой стоимости.

Именно такая задача - сохранение надежности техники, стояла перед специалистами АО «Черниговец» и ООО «Разрез «Киселевский» при переходе на применение моторного масла G-Profi MSI Plus SAE 15W-40 производства ООО «Газпромнефть-СМ» в двигателях карьерных самосвалов.

Первый этап комплексного мониторинга заключался в проведении эксплуатационных испытаний моторного масла G-Profi MSI Plus SAE 15W-40 производства ООО «Газпромнефть-СМ» в условиях рядовой штатной эксплуатации четырех карьерных самосвалов БелАЗ 75131, выполняющих работу по перевозке горной массы в АО «Черниговец».

Эксплуатационные испытания проводились в соответствии с требованиями специально разработанной Программы-методики проведения эксплуатационных испытаний 2012 г. В ходе подконтрольной эксплуатации отбирались пробы работавшего моторного масла в течение трех циклов до наработки в 350 м/ч. Лабораторные испытания проб работавшего масла проводились независимым испытательным центром ООО «КАМСС» в объеме и по методикам согласованным в Программе-методике испытаний.

Полученные значения параметров работавшего моторного масла сопоставлялись с предельными значения браковочных показателей и значениями аналогичных показателей для пробы свежего масла, отобранного из бочко-тары на месте проведения испытаний, в соответствии с требованиями рабочей документации.

На основе полученных данных делались выводы о работоспособности моторного масла, техническом состоянии систем и механизмов двигателей подконтрольных автомобилей и давались прогнозы по остаточному ресурсу.

Кроме того, оценивалось техническое состояние деталей цилиндро-поршневой группы двигателей подконтрольных самосвалов на основе эндоскопического осмотра, проводимого независимой экспертной организацией. Осмотр проводился до и после проведения испытаний.

Анализ динамики изменения кинематической вязкости при 100 °С масла G-Profi МSI Plus SAE 15W-40 в двигателях КТА 50, установленных на карьерных самосвалах БелАЗ 75131 показал, что масло, в течение всего периода испытаний, сохраняет значение вязкости при 100 °С в пределах допустимых нормативных значений, что говорит о сохранении стабильности вязкостно-температурных свойств [1].

Основным показателем диспергирующих и нейтрализующих свойств моторного масла является щелочное число. В ходе работы масла, его щелочное число снижается, вследствие срабатывания детергентно-диспергирующих присадок и накопления продуктов с кислотными свойствами - продукты окисления масла, продукты неполного сгорания топлива - окисления, деструкции углеводородов, полимеризации, конденсации и коагуляции углеводородных и гетеро-органических соединений. Загрязнения от остатков горюче-смазочных материалов и продуктов их преобразования являются наиболее распространенными в эксплуатации. К вредным примесям относятся токсичные вещества, такие как:

сернистый ангидрид SO2, серный ангидрид SO3, окислы азота NO и NO2, бенз(а)пирен C20 H12, окись ванадия V2O5 и др. [7-9].

Анализ полученных результатов показывает, что значение щелочного числа снизилось с 9,9 до 5,8 мг КОН/г (41 %) при минимально допустимом значении 5 мг КОН/г (предельного значения не достигнуто) [1].

Значение кислотного числа не должно сравняться со значением щелочного числа, но при этом не должно превышать более чем на 2,5 мг КОН/г значение свежего масла. Значение кислотного числа в испытуемых машинах не вышло за границы установленного предела.

Противоизносные свойства моторного масла оценивались по величине содержания продуктов износа деталей двигателя (железо, алюминий, свинец). По данному критерию моторное масло G-Profi МБ1 Plus SAE 15W-40 подтвердило высокие противоизносные свойства. Так, максимальное содержание железа в пробах работавшего масла составило 7,8 г/т, при допустимом значении 30 г/т. Содержание других металлов также не превысило допустимых значений [1].

Важной составляющей работоспособности моторного масла является отсутствие загрязнения масла охлаждающей жидкостью, топливом, механическими примесями, в частности атмосферной пылью. Наличие вышеуказанных загрязнений характеризует качество выполнения операций технического обслуживания двигателей.

Анализ проб работавшего масла показал низкое содержание или полное отсутствие загрязнений, что свидетельствует о высокой технической культуре обслуживающего персонала и соблюдении технологических процессов технического обслуживания и ремонта двигателей.

Результаты энедоскопического исследования подтвердили высокие эксплуатационные свойства моторного масла G-Profi MSI Plus SAE 15W-40 API CI-4/SL.

За период проведения испытания (1184 мото-ч наработки) в результате воздействия испытуемого моторного масла не возникли новые неисправности, что свидетельствует о высоком уровне противоизносных, противозадирных и моюще-диспергирующих (контроль нагаров) свойств моторного масла; количество и вид отложений изменились в лучшую сторону, что свидетельствует о высоком уровне моюще-диспергирующих и вязкостных характеристик моторного масла, которые соответствуют параметрам эксплуатации данного двигателя, в том числе и по экологическим нормам [2-4] .

Таким образом, проведение первого этапа мониторинга позволило получить данные подтверждающие высокие потребительские качества моторного масла G- Profi MSI Plus SAE 15W-40 API CI-4/SL и принять решение о переводе всего парка самосвалов БелАЗ 75151 на применение данного моторного масла.

Далее перед техническими специалистами СДС-Уголь и ООО «Газ-промнефть-СМ» стояла задача в адаптации моторного масла G-Profi MSI Plus SAE 15W-40 на предприятиях. Необходимо было уточнить работоспособность

продукта в предусмотренных интервалах замены. Решением данной задачи послужил второй этап комплексного мониторинга смазочных материалов.

На этот раз объектом мониторинга стали карьерные самосвалы Белаз 7515,61 оборудованные двигателями Cummins КТА 50 в количестве 41 единицы, 22 единицы разрез «Черниговец» и 19 единиц разрез «Киселевский», находящихся в штатной эксплуатации в течение 7000 мото-ч (календарный год).

Второй этап был разделен на две части. Первая - оценка состояния двигателей, по анализу применяемого на тот момент смазочного материала, в том числе с использованием мобильной лаборатории. Вторая - непосредственно мониторинг состояния отработавшего моторного масла G-Profi MSI Plus SAE 15W-40, используемого в системе смазки двигателей во время проведения очередного технического обслуживания и сравнения полученных данных с предыдущим отбором.

Полученные во время первой части данные позволили провести сравнительный анализ двух марок моторного масла: ранее применяемого на предприятиях продукта импортного производителя и моторного масла G- Profi MSI Plus SAE 15W-40 API CI-4/SL. Результаты анализа подтвердили обоснованный выбор продукта.

Контроль показателей качества масла оценивался с помощью мобильной лаборатории iPAL (рис. 1).

Рис. 1. Мобильная лаборатория iPAL

Моторное масло, ранее используемое в двигателях подконтрольных автомобилей (моторное масло №1, рис. 2), отбиралось из системы смазки перед заливкой свежего моторного масла производства ООО «Газпромнефть-СМ» с целью предварительной оценки технического состояния двигателей и выявления неисправностей, которые могли бы повлиять на результаты мониторинга.

35

Е

л

с

I &

а

-I

10

о

• • *

Г| Чм * т ш

1

100

ы 1,2 X

х с

е ¡ад

I П

^ С 0.6

ь >

I ^ 0,4 *

а

ш

5

о,2 о

• • •

И

Ш 4 1-

Iе « • I 4

500 300 400

НлрлЁотщ моюрного киш, мою-члс

• матерное мвслонн • моторное млело №2

0 100 200 300 400 Нлрлботкд моторного масла, ллоточле

• V ч гурнОС м лло N¿11 ф моторное ^ло М? 2

100 гоо зоо 4оо

Нлрлботил моторного число, моЮ'Чле

4 мйТйрноОмлело N$1 4 моторное млело N>25

35

Е 30

Е

6 25

.е за

<*

15

¡5

10

> 5

0

1СЮ

200

зоо

400

Наработка моторного масла, шю-чл

• глоторкое масло N1:1 *чо торное млело №2

23

0 100 200 300 400

Нор,>йотка моторного мЛс г-а. мото чпе

> моторкой масло N° ] # моторное 'летело М:?2

14

£ 110 о

« 6 ЗГ

а 4

I 2

о

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

V = 0 00971 »+ 5,432

[>,0046*+ 5,7728 *

у±|

О 100 200 300 400

наработка моторного тлела,мото-час

• моторное ма£УЮ №1 • МОТОрн№£ масло №2

Рис. 2. Сравнение браковочных показателей в маслах двух марок: а - влияние наработки на содержание воды в моторном масле; б - влияние наработки на содержание этиленгликоля в пробах моторного масла; в - влияние наработки на изменение содержания противоизносной присадки в пробах моторного масла; г - влияние наработки на сульфатацию моторного масла; д - влияние наработки на окисление моторного масла; е - влияние наработки на нитрацию моторного масла

В ходе подготовительных мероприятий были отобраны и проанализированы 41 проба моторного масла с различной наработкой (22 пробы с техники разреза «Черниговец» и 19 проб из двигателей автомобилей разреза «Киселев-

ский»), которые сравнивались с результатами экспресс анализа проб моторного масла G-Profi MSI Plus 15W-40 (моторное масло №2, см. рис. 2).

Из представленных графиков видно, что содержание воды в пробах моторного масла G-Profi MSI Plus ниже, в среднем около 5 Abs/0,1 mm, что объясняется особенностями замера. Пробы масла G-Profi MSI Plus брались в процессе мониторинга, после устранение выявленных неисправностей системы охлаждения и под особым вниманием к герметичности системы двигателей подконтрольных автомобилей. Различия в характере накопления воды имеют сла-бовыраженный характер и обусловлены погрешностью измерения.

Особые условия эксплуатации отразились и на накоплении этиленгли-коля в моторном масле (см. рис. 2, б). На графиках наглядно продемонстрировано практически полное отсутствие этиленгликоля в пробах моторного масла G-Profi MSI Plus. Содержание этиленгликоля в пробах моторного масла, ранее применяемого в двигателях, находится в пределах 0,3-1,3 Abs/0,1 mm и с ростом наработки содержание этиленгликоля увеличивается, что можно объяснить поступлением охлаждающей жидкости из системы охлаждения двигателей.

Графики содержания противоизносной присадки и сульфатации моторного масла идентичны для обеих марок (совпадают характеры, отличаются абсолютные значения), что объясняется особенностями экспресс метода.

На рис. 2, д показано окисление проб моторных масел. Графики показывают, что темпы окисления моторного масла G-Profi MSI Plus несколько ниже, как и абсолютные значения показателя. Нитрация моторных масел обеих марок увеличивается при увеличении наработки. Однако скорость нитрации моторного масла G-Profi MSI Plus ниже по сравнению с маслом, применяемым ранее: 0,0046 Abs/0,1 mm на мотто-ч и 0,0097 Abs/0,1 mm на мотто-ч соответственно^].

Результаты экспресс анализа позволили сделать следующие выводы:

- моторное масло G-Profi MSI Plus по своим эксплуатационным свойствам не уступает ранее применяемому моторному маслу. Величины исследованных параметров имеют идентичный характер в зависимости от наработки (кроме нитрации). Различия в абсолютных значениях объясняются особенностями рецептур моторных масел;

- скорость нитрации моторного масла G-Profi MSI Plus в 2,1 ниже, по сравнению с ранее применяемым моторным маслом, что объясняется более высоким сопротивлением масла G-Profi MSI Plus к окислению [5].

Экспресс-анализ параметров работавшего масла дает относительные значения и позволяет сделать предварительные выводы по техническому состоянию моторного масла, а также систем и механизмов двигателя.

Однако для углубленного анализа изменения показателей качества моторного масла необходимо использовать оборудование специализированной лаборатории.

Первая часть второго этапа комплексного мониторинга принесла свои результаты. Из всего парка техники (41 автомобиль) была определена так называемая группа риска, машины, анализ проб моторного масла которых свиде-

тельствовал об отклонениях в техническом состоянии двигателей и систем, обеспечивающих их работу. Пробы с этой техники в последующем незамедлительно направлялись в лабораторию для проведения развернутого анализа и предоставлений рекомендаций в службу эксплуатации. Пробы с основной группы техники исследовались с применением мобильной лаборатории. Данный подход во многом позволил избежать незапланированного выхода из строя техники во время проведения второго этапа мониторинга.

Ниже представлены результаты второго этапа мониторинга в период с 1 мая 2013 г. по июль 2014 г.

За указанный период было исследовано 272 пробы моторного масла использовавшегося в условиях штатной эксплуатации техники (138 проб - разрез «Черниговец» и 134 пробы - разрез «Киселевский») по следующим браковочным показателям:

- снижение (увеличение) кинематической вязкости при 100 °С ниже (выше) допустимой величины;

- наступление баланса кислотного (КЧ) и щелочного чисел (ЩЧ);

- содержание металлов - продуктов износа деталей двигателя выше допустимого значения;

- повышенное содержание продуктов загрязнения (охлаждающая жидкость, кремний).

Результаты лабораторных анализов проб работавшего масла представлены на рис. 3, 4.

а б

а

е 17

3 16

I 5 ^

1 ¿' 14

4 1 13

; =

£ ^ 11

----—-7, Дй. ^

---- - а ■ г и ■0 - ¡иле -

60 120 130 240 300 360

Н.чсиботКЛ МЛТСрНОШ Л'.ОГОЧн

«20

И 120 1В0 зло ЗОО Э&О Наработка моторного ЩЧ. мг КОН /г КЧ. иг КОН /г

-О-

-■о-

*г0

Нлрл&огмл мсторншо млела, мотэчас

д|--- ноема -нврма м

НйЙОООТЧЛ МОТОРНОГО глтго—дс

РЬ Сг — — нормЛ РЬ ■ ■ нор^ СУ

Рис. 3. Влияние наработки моторного масла на его эксплуатационные свойства: а - динамика кинематической вязкости при 100 °С; б - динамика кислотного и щелочного чисел; в, г - накопление продуктов износа

Представленные данные показывают, что в пределах наработки 400 мо-точ баланса кислотного и щелочного числа не наступает, что говорит о имеющемся запасе нейтрализующих свойств моторного масла. Графики, представленные на рис. 3, в, г иллюстрируют характер накопления продуктов износа в моторном масле при различной его наработке.

Из графиков видно, что увеличение содержания продуктов износа не достигает допустимых значений даже при наработке 400 моточ. Это свидетельствует о высоких противоизносных свойствах моторного масла G-Profi MSI Plus.

Кроме того, данные графиков демонстрируют сохранение рабочих свойств, вплоть до наработки 400 моточ без снижения его эксплуатационных качеств и без негативного влияния на двигатели автомобилей.

Тем не менее, было отмечено выпадение отдельных точек за пределы допустимых значений при наработке свыше 350 моточ. Также обратила на себя внимание кривая динамики изменения кинематической вязкости, ее приближение к нижней границе допустимых параметров [5].

На основании полученных результатов специалистами ООО «Газпром-нефть-СМ» было принято решение повысить эксплуатационные свойства продукта для обеспечения уверенного запаса эксплуатационных свойств вплоть до наработки в 500 моточ. В рецептуру продукта был введен ингибитор окисления на основе молибденсодержащего амида, для повышения на 10-20 % термоокислительной стабильности, а также проведена модернизация загустителя. Данные изменения были призваны продлить ресурс работы масла в условиях реальной эксплуатации.

В ходе проведения мониторинга были получено подтверждение повышения эксплуатационных свойств продукта (рис. 4).

Наработка моторного млслаг мото-чдс Наработка моторного мотеле

кинемдтчческая вязкость 'Г1 щч, мг нон /г щч Мо. мг ком /г

К hhc.v j Н1чсс к j н вязкость с Мо КЧ. № КОН /г ■ К 4 МО. мг КОН it

Рис. 4. Влияние рецептуры на динамику показателей качества моторного масла: а - влияние наработки на изменение кинематической вязкости моторного масла; б - влияние наработки на кислотное и щелочное числа моторного масла (сплошные линии - обычная рецептура, штриховые - с добавлением Мо)

Как видно из графиков модернизация рецептуры моторного масла G-Profi MSI Plus позволила повысить вязкость и щелочное число моторного масла при больших наработках (в среднем на 1,4 сСт и 1 мг КОН/г соответственно). Что дает дополнительный запас эксплуатационных свойств моторного масла и демонстрирует их высокий уровень при наработках вплоть до 450 моточ.

Полученные, таким образом, в ходе второго этапа комплексного мониторинга данные позволили гарантировать стабильность свойств моторного масла G-Profi MSI Plus SAE 15W-40 в течение наработки 350 моточ и показали достаточный запас эксплуатационных свойств, который при необходимости позволяет увеличить межсервисный интервал замены моторного масла для двигателей КТА-50 до 400 моточ, при наличии соответствующего контроля диагностических параметров в процессе эксплуатации.

Для оценки надежности техники при переходе на моторное масло G-Profi MSI Plus SAE 15W-40 был проведен анализ статистических данных. Статистика отказов двигателей автомобилей БелАЗ 75131 в исследуемых подразделения показывает, что за период с 2012 по 2013 гг. насчитывается 275 отказов (149 и 126 соответственно) [5]. Распределение отказов по системам и механизмам двигателей представлено на рис. 5.

Рис. 5. Численное распределение причин отказов двигателей Cummins KTA 50, устанавливаемых на карьерные самосвалы

БелАЗ-75131

Анализ отказов двигателей показывает, что значительная доля отказов вызвана выходом из строя систем управления двигателем.

Отказы деталей кривошипно-шатунного и газораспределительного механизмов, которые обычно сопровождаются посторонним шумом и низким

давлением моторного масла в системе смазки, составили: в 2012 г. - 6 случаев (5 - разрушение деталей цилиндропоршневой группы и 1 - предельный износ подшипников коленчатого вала при наработке двигателя 38631 моточ), в 2013 г. - 1 случай, в результате которого пришлось заменить 1 гильзу цилиндра, 3 поршня, 5 поршневых колец и 5 головок блока цилиндров.

В процентном выражении, доля отказов двигателей, которые можно увязать с эксплуатационными свойствами моторного масла, составляет 3,36 % случаев в 2012 г. и 0,79 % случаев в 2013 г. Выявленные отказы двигателей связаны с естественным износом деталей и механизмов [5].

Учитывая все полученные данные можно говорить о том, что в результате проведения первого и второго этапа комплексного мониторинга была проведена эффективная замена применяемого моторного масла. Продукт G-Profi MSI Plus SAE 15W-40 API CI-4/SL показал высокие конкурентоспособные эксплуатационные качества, а проведенные мероприятия программы OTS Monitoring позволили достичь высоких показателей надежности.

Третий этап комплексного мониторинга выполнял задачу дальнейшего изучения эксплуатационных свойств и возможности дальнейшего применения на карьерной технике моторного масла G-Profi MSI Plus SAE 15W40, API CI-4/SL производства ООО «Газпромнефть-СМ» с двигателями фирм изготовителей Cummins QSK-60 и КТТА-19, двигателей MTU 16V4000, а также изучения эксплуатационных свойств и возможности дальнейшего применения продукции производства ООО «Газпромнефть-СМ» в экскаваторах Hitachi EX 1200 и бульдозерах CAT D9R: моторного масла G-Profi MSI Plus SAE 15W40 API CI-4/SL, гидравлического масла Gazpromneft Hydraulic HLP 46,32, трансмиссион-но-гидравлические масла G Special TO-4 10w (30), трансмиссионного масла G Truck GL-4 80w90, в течение 7000 моточ.

На этом же этапе возникла необходимость проведения совместных исследовательских работ с КБ БЕЛАЗ, по определению работоспособности гидравлического и трансмиссионного масла в узлах и агрегатах карьерных самосвалов БелАЗ.

Новый уровень проводимых работ, увеличение получаемой и обрабатываемой информации повлек за собой необходимость внедрения на предприятиях СДС-Уголь четвертого этапа комплексной диагностики - интернет ресурса программы технического сервиса OTS Monitoring. Данный сервис позволяет сформировать на интернет-портале личный кабинет сотруднику, ответственному за эксплуатацию технологического транспорта и позволяющий получать в режиме реального времени результаты исследований проб работавших смазочных материалов, с привязкой к конкретной единице технологического транспорта (рис. 6).

T«1 ]Ш ГцНйМ«кЫ cm m (Кйал*

икл* гдедоймет* емшане* меге-хг UL 10X0» Нй Ы1ч |ш| IteMtosi^r EhiKIi «MD МрН

♦«MP* О

Тип tMinr Тип- ......... Krywttvee

Пйвямют Првби rr«cr fr C*p M rfo--j

Tri ЛИ I й Пи' я c*ipr» Да

рйслм«»»:

OPW» ГШВИР* m4wi»Miv4ff- Пии«*?; ГчфНгеч Тччлл ret wwol зггшИ с&Аэбтш wmCarlfeatM t*buB*mx*CmVk*»

Рис. 6. Визуальное отображение страницы интернет-портала

OTS Monitoring

Вывод

Применение мониторинга показателей качества смазочных материалов, как комплекса мероприятий по постоянному контролю уровня эксплуатационных свойств моторного масла и техническому состоянию техники позволяет, в режиме реального времени, отслеживать техническое состояние техники и применяемого моторного масла, своевременно выявлять неисправности и предотвращать возможные отказы систем и механизмов двигателей, улучшить их экологические показатели [7-10], повысить культуру работы персонала [10, 11] и, как следствие, получать экономический эффект за счет экономии средств и ресурсов, затрачиваемых на эксплуатацию техники и оборудования в области применения смазочных материалов.

Список литературы

1. Отчет об эксплуатационных испытаниях моторного масла серии G-Profi MSI Plus SAE: 15W-40; API: CI-4/SL. М.: ООО Газпромнефть - СМ, 2012. 16 с.

2. Отчеты диагностирования двигателя. Красногорск: ООО ДЦ «Эндис»,

2012.

3. Распределение ресурсов на профилактику загрязнения атмосферы горнопромышленного региона / Н.М. Качурин, Л. Л. Рыбак, В.И. Ефимов, С. А. Воробьёв// Безопасность труда в промышленности. 2015. № 2. С. 24-27.

4. Оценка предельно допустимых пылегазовых выбросов горных предприятий в атмосферу/ Н.М. Качурин, Л. Л. Рыбак, В.И. Ефимов, С. А. Воробьев// Безопасность труда в промышленности. 2015. № 3. С. 36-39.

5. Ширлин И.И. Отчет «Анализ результатов мониторинга моторного масла G-Profi MSI Plus SAE: 15W-40; API: CI-4/SL». Омск, 2014.

6. Ефимов В.И., Перников В.В., Харченко В.А. Эколого-экономическая оценка эффективности разработки месторождений открытым способом. М., 2011.

7. Ефимов В.И., Рыбак Л.В. Производство и окружающая среда. М.,

2012.

8. Гридин В.Г., Ефимов В.И. Мониторинг качества воздушного пространства в Кемеровской области // Горный информационно-аналитический бюллетень (научно-технический журнал). 2008. № 1. С. 231-236.

9. Гридин В.Г., Ефимов В.И. 40 вопросов по экологии основы Экологии. М., 2007.

10. Ефимов В.И., Попов С.М., Федяев П.М. Методические основы организации подготовки кадров с учетом перспектив инновационного развития угольной отрасли.- в сборнике: повышение качества образования, современные инновации в науке и производстве // Сборник трудов международной научно-практической конференции. 2015. С. 122-124.

11. Ефимов В.И., Рыбак Л.В. Управление персоналом: учебное пособие. М., 2009.

Бурцев Сергей Викторович, канд. эконом. наук, первый зам. генерального директора, технический директор, [email protected], Россия, Кемерово, АО «ХК«СДС-Уголь»,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Духнов Павел Анатольевич, начальник департамента автотранспорта, p.duhnov@ sds-ugol.ru, Россия, Кемерово, АО «ХК «СДС-Уголь»

MONITORING AND OPTIMIZATION OF USING GREASING SUBSTANCE IN COMPLIANCE WITH CONDITIONS OF WORKING OPEN PIT EQUIPMENTS

S.V. Burcev, P.A. Duhnov

Results of introducing integrated monitoring greasing substances by using production of OOO "Gaspromneft-CM" at the AO "Chernigovic " and OOO "Open Pit "Kisilevskyi" were submitted. Technical service program "OTS Mintoring" makes it possible optimizing using greasing substances, revealing preconditions for modernization of motor oil formulation in compliance with conditions of working open pit equipments, confirming period of changing oil and saving high level of open pit dumpers reliability.

Rey words: monitoring, greasing substance, used oil sample, open pit equipment.

Burcev Sergei Viktorovich, Candidate of Economical Science, Vice General Director, [email protected], Russia, Kemerovo, JSC «HC «SDS-Ugol»,

Duhnov Pavel Anatolievich, Head of Motor Transport Department, [email protected], Russia, Kemerovo, JSC «НС «SDS-Ugol»

Reference

1. Otchet ob jekspluatacionnyh ispytanijah motornogo masla serii G-Profi MSI Plus SAE: 15W-40; API: CI-4/SL. M.: OOO Gazpromneft' - SM, 2012. 16 s.

2. Otchety diagnostirovanija dvigatelja. Krasnogorsk: OOO DC «Jendis», 2012.

3. Raspredelenie resursov na profilaktiku zagrjaznenija atmosfery gornopromysh-lennogo regiona / N.M. Kachurin, L.L. Rybak, V.I. Efimov, S.A. Vorob'jov// Bezopasnost' truda v pro-myshlennosti. 2015. № 2. S. 24-27.

4. Ocenka predel'no dopustimyh pylegazovyh vybrosov gornyh pred-prijatij v at-mosferu/ N.M. Kachurin, L.L. Rybak, V.I. Efimov, S.A. Vorob'ev// Bezopasnost' truda v promyshlennosti. 2015. № 3. S. 36-39.

5. Shirlin I.I. Otchet «Analiz rezul'tatov monitoringa motornogo masla G-Profi MSI Plus SAE: 15W-40; API: CI-4/SL». Omsk, 2014

6. Efimov V.I., Pernikov V.V., Harchenko V.A. Jekologo-jekonomicheskaja ocenka jef-fektivnosti razrabotki mestorozhdenij otkrytym sposobom. Redak-tor Mashakina I.N. Tehn. redaktor Bondarenko M.A.. Moskva, 2011.

7. Efimov V.I., Rybak L.V. Proizvodstvo i okruzhajushhaja sreda.- Moskva, 2012.

8. Gridin V.G., Efimov V.I. Monitoring kachestva vozdushnogo pro-stranstva v Ke-merovskoj oblasti. Gornyj informacionno-analiticheskij bjulleten' (nauchno-tehnicheskij zhurnal). 2008. № 1. S. 231-236.

9. Gridin V.G., Efimov V.I. 40 voprosov po jekologii osnovy Jekologii / Moskva, 2007.

10. Efimov V.I., Popov S.M., Fedjaev P.M. Metodicheskie osnovy orga-nizacii podgo-tovki kadrov s uchetom perspektiv innovacionnogo razvitija ugol'noj otrasli.- v sbornike: povyshe-nie kachestva obrazovanija, sovremennye innovacii v nauke i proizvod-stve. Sbornik trudov Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. 2015. S. 122-124.

11. Efimov V.I., Rybak L.V. Upravlenie personalom. Uchebnoe posobie / Moskva, 2009.

УДК 550.8

ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОПЕРАЦИЙ ПО ГИДРОРАЗРЫВУ ПЛАСТА

А.А. Кутлубулатов, П.А. Кулаков

Поставлена задача прогноза эффективности гидроразрыва пласта на примере одного из месторождений Западной Сибири. Произведен анализ наиболее популярных методов расчета и прогнозирования. Сделаны выводы о возможности и эффективности их применения. Произведено прогнозирование эффективности гидроразрыва пласта с использованием меры Кульбака по 31 скважине и 9 признакам, влияющим на эффективность проведения гидроразрыва пласта.

Ключевые слова: прогноз, прогнозирование, эффективность, гидроразрыв, мера Кульбака.

Гидравлический разрыв пласта (ГРП) находится в числе самых эффективных методов увеличения притока в скважинах, которые позволяют вскрывать слабодренируемые пласты с низкой проницаемостью. В то же время ГРП один из самых затратных методов [1].

Но с применением гидравлического разрыва пласта связаны тенденции возрастания обводнённости, а также резкое снижение добывных способностей скважин после операции [2]. Озвученные особенности вызвали потребность в проведении гидроразрыва в несколько этапов, а также повторных операций по гидроразрыву пласта [3].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.