Экономические науки
чения производства яиц и мяса птицы [11].
Необходима помощь в развитии кооперативов и организаций, ориентированных помогать сельхозтоваропроизводителям в реализации произведенной продукции.
Следует расширять государственные программы модернизации предприятий- производителей сельхозпродукции.
Важнейшей задачей является создание эффективно функционирующей системы информационно-консультационного обеспечения сельхозтоваропроизводителей. В данном вопросе особая роль отводится информационно - консультационной службе (ИКС). Данная служба позволяет участникам АПК, обмениваться правовой, экономической, производственно-технологической и другой информацией и оперативно получать ответы на запросы с минимальными затратами времени и средств.
Грамотная разработка планов и прогнозов является важнейшим направлением в системе обеспечения продовольственной безопасности.
По мнению профессора С.Г. Чепика, важным направлением стратегии развития управления АПК является планирование, и как правило, обязательное выполнение намеченных плановых показателей [9].
Весьма значимым шагом для развития сельского хозяйства станет создание ассоциаций (в том числе мясной ассоциации), направлениями деятельности которых будут являться: консультирование; решение проблемы дефицита сырья; разработка и утверждение стандартов по качеству продукции; анализ качества продукции; анализ ценообразования и ассортимента и т.д.
Библиографический список
1.Бабкин К.А., Кузнецов А.В., Корчевой Е.А., Пронин В.В., Самохвалов В.А. Последствия присоединения России к Всемирной торговой организации // ВТО ИнформStrategicBusinessSolutions . - Москва. - 2012. - С. 3-41.
2.Буклет Департамента экономики и анализа Министерства сельского хозяйства Российской Федерации // Типография ФГБНУ «Росинформа-гротех». - 2012. - С.4-51.
УДК 339.13
3.Денисова Н.И., Полянский С.Я. Продовольственная безопасность в системе экономической безопасности России: проблемы и решения // Вестник Рязанского государственного агротехно-логического Университета имени П.А. Костычева.
- 2012. - №3 (15), С. 14 - 18.
4.Жиляков Д.И., Лукьянчикова С.В. Рынок животноводческой продукции и обеспечение продовольственной безопасности в регионе // Национальные интересы: приоритеты и безопасность.
- 2011. - №34 (127). - С. 51 - 62.
5.Ковалев Е. Обострение мировой продовольственной ситуации // Мировая экономика и международные отношения. - 2009. - №9. - С. 21 - 29.
6.Котанс С.С. Повышение эффективности управления АПК региона на основе современных информационных технологий // Вестник Рязанского государственного агротехнологического Университета имени П.А. Костычева. - 2013. - №1 (17), С. 76 - 79.
7.Милосердов В.В. С чужого стола не прокормишься (Россия в условиях мирового продовольственного кризиса) // «Российская Федерация сегодня». - 2008. - №15. - С. 29 - 31.
8.Милосердов В.В., Милосердов К.В., Что ожидает сельское хозяйство от вступления России в ВТО // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. - 2012. - №6. - С. 13 - 16.
9.Чепик С.Г. Планирование как основа управления сельскохозяйственным производством региона // Вестник Рязанского государственного агротехнологического Университета имени П.А. Костычева. - 2011. - №4 (12), С. 68 - 71.
10.Шашкова И.Г., Гордеев И.Н., Шашкова С.И., Вершнев П.С. Особенности инвестиционных процессов в АПК России// Вестник Рязанского государственного агротехнологического Университета имени П.А. Костычева. - 2012. - №4 (16), С. 124 - 129.
11.Шашкова И.Г., Денисова Н.И. Обеспечение продовольственной безопасности региона в отрасли животноводства // Вестник Рязанского государственного агротехнологического Университета имени П.А. Костычева. - 2012. - №4 (16), С. 130 - 132.
А.Н. Кисляков, соискатель, Рязанский государственный агротехнологический университет имени П.А. Костычева
МОНИТОРИНГ И МАРКЕТИНГ РЫНКА ПРОДУКЦИИ ПТИЦЕВОДСТВА
В последнее время большинство потребителей все чаще делает выбор в пользу отечествен-
ной продукции, этому способствует сложившаяся социально-экономическая ситуация в стране - из-
© Кисляков А. Н., 2014
Вестник ФГБОУ ВПО РГАТУ, № 1 (21), 2014
менение ставок таможенных пошлин на импортируемое мясо птицы. Законодательные предпосылки защиты и поддержки инвесторов, проявляющих все большее внимание к российскому промышленному птицеводству как наиболее рентабельной отрасли животноводства, свидетельствуют о том, что отрасль начинает не только возрождаться, но и динамично развиваться.
Развитие любого предприятия сегодня возможно лишь при наличии мониторинга и маркетинга, под которыми понимается совокупность методов и рычагов воздействия на производство, распределение, обмен и потребление в системе товарно-денежных отношений.
Мониторинг и маркетинг в промышленном птицеводстве - это комплексная система мероприятий производственно-сбытовой деятельности, состоящая из исследования, управления, планирования, ценообразования, распределения и информационно-рекламного обеспечения реализуемых на потребительском рынке продовольственных товаров и услуг, основанная на точном знании конъюнктуры рынка и направленная на максимальное удовлетворение платежеспособного спроса.
Мониторинг и маркетинг в птицеводстве представляют собой важный элемент организационно-экономического механизма хозяйствования. Одним из аспектов деятельности службы мониторинга и маркетинга в структуре управления птицеводческим предприятием является разработка на определенный период времени специальной программы, на основе которой ведется исследование рынков и поиск новых потребителей, новых видов продукции, расширяется область применения традиционных ее видов. Среди важных составляющих продуктовой мониторингово-маркетинговой программы можно выделить следующие:
• комплексное изучение рынка птицеводческой продукции, где должны быть определены цели текущего исследования, источники информации и методы ее сбора и обработки, форма представления результатов исследования;
• сегментация и выбор целевого рынка. Планирование ассортимента продукции;
• организация сбыта продукции с целью определения каналов реализации, способа доставки продукции, формы и содержания договорных обязательств, перечня послереализационных услуг, методов контроля и анализа сбыта продукции;
• ценообразование, где определяется цена на основании учета соотношения спроса и предложения на конкретный вид продукции, сложившихся издержек производства и реализации, качественных показателей аналогичной продукции и уровня цен у конкурентов, налоговой политики государства, ценовой стратегии предприятия и прочности занимаемых позиций на рынке сбыта;
• организация материально-технического обеспечения предприятия, которая заключается в выборе надежных поставщиков и каналов снаб-
жения, постоянно оцениваемых по качеству представляемых средств производства, их цене, своевременности доставки, качеству и ассортименту сопровождающих услуг;
• стимулирование сбыта при помощи осуществления рекламной деятельности, направленной на убеждение покупателя в целесообразности приобретения продукции птицеводства;
• контроль за выполнением плана маркетинга и его эффективностью. В данном разделе маркетинговой программы необходимо определить систему критериев, по которым затем оценивается эффективность плана маркетинга.
В условиях рыночной экономики производитель должен быть нацелен на производство только той продукции, которая покупается, и получение максимально возможной прибыли от ее реализации. Поэтому в данных условиях не всегда целесообразно увеличивать выпуск продукции, поскольку это может привести к невостребованности ее со стороны потенциальных покупателей. Таким образом, необходимо производить ту продукцию и в таком объеме, которые нужны конкретным покупателям, что возможно только при постоянном и многостороннем изучении рынка.
Переход к мониторингово-маркетинговой концепции в агропромышленном комплексе требует изучения системы организации и методов управления на всех уровнях, от уровня предприятия (хозяйства) до федерального.
Необходимо подчеркнуть, что при реализации предложенной концепции мониторинга и маркетинга акцент принятия решений смещен от производственных звеньев к звеньям, чувствующим рынок. Служба мониторинга и маркетинга на любом уровне управления в агропромышленном комплексе должна стать мозговым центром, источником информации и рекомендаций не только для рыночной, но и производственной, научно-технической и финансовой политики.
Библиографический список
1. Мартынушкин А.Б. Актуальные проблемы развития экономики сельского хозяйства России // Вестник Рязанского ГАТУ имени П.А. Костычева. -2011. - № 2. - С. 91-95.
2. Михилев А.В., Борисоглебская Л.Н. Стратегическое управление аграрным сектором с использованием региональной информационно-аналитической системы поддержки принятия решений // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. - 2003. - №8. -С. 10-12.
3. Экономика: Учебное пособие / Под ред. А.С. Булатова. - М.: Юристъ, 2009. - 896 с.
4. Эльдиев М.Д. Экономическое регулирование продовольственного обеспечения в регионе // АПК: экономика, управление. - 1998. - №2. - С. 47-53.
5. Яковлев Б.И. Организация производство и предпринимательство в АПК / Б.И. Яковлев, В.Б. Яковлев. - М.: КолосС, 2004. - 424 с.