Бондарев А.Е., КурганскаяГ.С. УДК332:004:303.63/64(571.53)
МОНИТОРИНГ И АНАЛИЗ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА НА ОСНОВЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
В настоящее время важнейшим направлением государственной политики Российской Федерации является социально-экономическое развитие регионов страны. Ответственность за управление социально-экономическим развитием регионов и исполнение государственной экономической политики возложена на исполнительную власть субъектов Российской Федерации и регулируется Федеральным законом от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
Таким образом, регион как субъект Федерации и подсистема национальной экономики является объектом управления и анализа. Чтобы обеспечить качественное управление социально-экономическим региональным комплексом требуется постоянный анализ и оценки текущего социально-экономического состояния региона. Для этого проводится постоянный мониторинг экономической и социальной обстановки всех составляющих регионального комплекса. Под мониторингом понимается система наблюдения, оценки и прогноза экономической и социальной обстановки, складывающейся на территории[1], под анализом экономики — анализ хозяйственной деятельности и ее конечных результатов (во всех отраслях, во всех проявлениях)[2].
Исследования региональной экономики проводятся с помощью системы технико-экономических показателей [3]. Анализируются и оцениваются эффективность расходования бюджетных средств, динамика изменения показателей, характеризующих качество жизни, уровень социально-экономического развития региона, степень внедрения методов и
принципов управления, обеспечивающих переход к более результативным моделям регионального управления [4].
По результатам анализа и оценки высшими должностными лицам — руководителями высших исполнительных органов государственной власти (лицами, принимающими решения, далее ЛПР) субъектов Российской Федерации принимаются регулирующие и управленческих воздействий, важные для развития и поддержания макроэкономической стабильности ключевых отраслей.
Концептуальная модель проведения мониторинга и анализа социально-экономического развития региона, представлена на рис. 1.
Под «Внутренней средой» понимаются все сферы региональной экономики: социальное развитие, агропромышленный комплекс, муниципальное управление, градостроительная деятельность, дорожное хозяйство, ЖКХ, транспорт и связь, здравоохранение, инвестиционное развитие национальных проектов, промышленность, занятость населения, финансы, налоги и сборы, и т.д.
Под «Внешней средой» понимаются все внешние факторы: экономические, конкурентные, социальные, политические, рыночные, международные, технологические.
Рис. 1. Концептуальная модель мониторинга и анализа социально-экономического развития региона
ИРКУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ
Для оценки и анализа в Иркутской области используются данные мониторинга, начиная с 1998, что составляет значительный объём данных для оценки и анализа с целью принятия решения.
К настоящему времени имеются данные многочисленных исследований возможностей ЛПР в принятии решений. Выяснилось, что возможности человеческой системы переработки информации достаточно ограничены. Человеку, принимающему решения, нужно помогать, специальным образом организуя процесс получения и представления ин-формации[5].
Качество и обоснованность принимаемых управленческих решений в значительной степени определяются не только достоверностью, полнотой, доступностью, оперативностью получения информации, но также и эффективностью используемых при обработке этой информации методов экономического анализа[6].
Таким образом, основными целями применения информационных технологий являются:
в Анализе — помощь в принятии лучшего решения (обеспечение лучшего понимания решаемой проблемы, помощь в решении проблемы, помощь в анализе решения) — разработка и внедрение информационных систем поддержки принятия решений (далее СППР или DSS, Decision Support System);
в Мониторинге — автоматизация организационных процессов (сбор первичной информации, документооборот, автоматизированный расчет индикативных показателей и т.д.) — разработка и внедрение информационных систем управления (ИСУ).
Перед началом разработки информационной системы необходимо досконально определить все процессы, происходящие при процедуре социально-экономического мониторинга и анализа. Их детализацию для более четкого моделирования логики и взаимодействия проведем с позиций процессного подхода.
Процессный подход предполагает определение набора бизнес-процессов, выполняемых в организации , и анализ деятельности организации на их основе.. Под бизнес-процессом понимается обозначение процесса производственной или управленческой деятельности[7].
Составление функционально ориентированной концептуальной модели процессов мониторинга и анализа социально-экономи-
ческого развития региона проведем с использованием программного обеспечения All Fusion Process Modeler BPWin 4.1 SP2 компании Computer Associates, где применяется графический язык описания бизнес-процессов IDEF0 (Integrated Computer-Aided
Manufacturing).
Построим модель существующей организации работы СЭМиА — AS-IS (как есть). Модель AS-IS позволяет выяснить, "что мы делаем сегодня" перед тем, как перейти к модели ТО-ВЕ (как должно быть), к тому, "что мы будем делать завтра". Анализ функциональной модели позволяет понять, где находятся наиболее слабые места, в чем будут состоять преимущества новых бизнес-процессов и насколько глубоким изменениям подвергнется существующая структура организации бизнеса. Детализация бизнес-процессов позволит обозначить недостатки даже там, где функциональность на первый взгляд кажется очевидной.
Точка зрения на модель AS-IS представлена руководством департамента экономики администрации Иркутской области. Контекстная диаграмма, изображающая систему, в целом показана на рис. 2.
В качестве исходных данных для проведения оценки эффективности деятельности используются данные о внешней и внутренней среде региона — официальные статистические данные Федеральной службы государственной статистики, данные ведомственной статистики и результаты опросов населения.
Оценка проводится на основе 77 показателей, с расшифровкой по направлениям более чем 250 показателей) [4].
Значения показателей анализируются в динамике за определенный период. Оценка показателя производится путем сравнения его значения: со среднероссийским уровнем, с нормативным значением показателя, со значением предыдущего периода или показателем, определенным на основе экспертной оценки.
Перечень показателей и метод оценки, эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, утвержден Указом Президента Российской Федерации от 28 июня 2007 г. № 825. Контроль и расчетные операции над данными осуществляет департамент экономики Иркутской области».
Декомпозиция контекстной диаграммы СЭМиА AS-IS (как есть) изображена на рис. 3.
ской области; департаментом социальной защиты населения Иркутской области и т.д.
Обработка регулируется Приказами и Инструкциями, по методике, утвержденной Указом № 825. В результате обработки получаются статистические числовые значения, одномерные данные — одномерные массивы, временные ряды, характеризующие состояние различных отраслей экономики и динамику развития социальной сферы — количественный и качественный показатели., а также текстовые данные в формате Microsoft Word — отчеты
Данные о внугренней среде собираются и об эффективности деятельности и пояснения, обрабатываются соответствующими под-
Рис. 2. Контекстная диаграмма СЭМиА AS-IS (как есть)
разделениями администрации: департаментом экономики Иркутской области; департаментом инвестиционного развития и национальных проектов Иркутской области; департаментом труда Иркутской области; службой занятости населения Иркутской области; департаментом здравоохранения Иркутской области; департаментом образования Иркут-
Приказы и инструкции
Данные о
внутренней
среде
Обработка данных
Данные о внешней среде
Подпазделения
к'ппт-кт атчётпп
Копии
ппкячмтЕ^пен
Методика
Vif»!
Ï 1пкачате1и область
Чягглн NblSd.rtrt
Расчётные операции
Визуализация
Доклад
о5пястъ
Построение модели
1-тггк
Данные для ЛПР
Хранение
пяннм\
Департамент
Сотрудш il ономики. отпеч
департамента гттие -ia о^гтяетт.
Доклад Федерация
Показатели федерация
Сотрудники департамента ■экономики, отвечающие ча «Указ»
Копия ланных тля ЛПР
Статистика
Рис. 3. Декомпозиция СЭМиА AS-IS (как есть)
предоставленных числовых данных.
Отчеты и Показатели предаются в Департамент экономики Иркутской области, для проведения расчетных операций и построения модели «Область» и «Федерация».
Построение модели «Федерация» — это исполнение Указа Президента Российской Федерации от 28 июня 2007 г. N 825. Данная процедура заключается в составлении доклада об эффективности деятельности органов исполнительной власти составлении электронной таблицы по методике утвержденной Указом.
Построение модели «Область» — это подготовка данных для анализа ЛПР. Для обеспечения наглядности и выявления взаимосвязей строится система Показателей и их визуализация с использованием средств Microsoft Office.
На каждом из этапов проводится сохранение информации, которая заключается в создании, как бумажного архива, так и файлового архива на центральном сервере с дублирова-
Построение
модели Федерация
Дани през!
Копия данных для президента
.ie для лепта
ИРКУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ ЙИ1Я
нием информации на локальной машине ответственного исполнителя.
Таким образом, признаки неэффективной деятельности модели AS-IS:
• дублирующиеся и неуправляемые работы по хранению, и созданию системы Показателей и отчетности;
• неэффективный документооборот(нуж-ные данные или документ можно получить из разных источников);
• нерациональное использование входов (дублирование операций по обработке данных)
Найденные в модели AS-IS недостатки можно исправить, создав модель ТО-ВЕ (как должно быть) — модель новой организации бизнес-процессов с использованием информационных технологий.
Контекстная диаграмма, изображающая систему СЭМиА модели ТО-ВЕ, в целом изображена на рис. 4.
Отличие модели ТО-ВЕ от AS-IS (рис.2) в том, что применены информационные технологии, а именно, добавлено 3 механизма СППР, ИСУ, Экспертный отдел губернатора Иркутской области, контролирующий ИТ системы.
Таким образом, основными задачами применения ИТ для социально-экономического мониторинга и анализа региона, являются:
• поступление данных по телекоммуникационным каналам от удаленных пользователей через web интерфейс с возможностью разграничения полномочий и уровней доступа;
• создание общего защищенного информационного пространства, позволяющего проводить проверку целостности данных, их актуальность и полноту;
• обеспечение электронного документооборота органов государственной власти, необходимого при мониторинге и анализе;
• организация взаимодействия между различными уровнями и ветвями государственной власти за счет интеграции и унификации информационных потоков, с фиксацией и сохранением каждого действия, осуществляемого в системе;
• создание первичных информационных массивов, необходимых для выполнения всего комплекса задач государственного управления на региональном уровне;
• проведение математической обработки и расчетов;
• возможность планирования, контроля исполнения и уведомления;
После внедрения ИТ декомпозиция контекстной диаграммы СЭМиА модели ТО-ВЕ будет выглядеть следующим образом (рис. 5).
Рис. 4. Контекстная диаграмма СЭМиА ТО-ВЕ (как должно быть)
СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ И МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ПОДХОДЫ В ИССЛЕДОВАНИЯХ
Рис. 5. Декомпозиция СЭМиА модель ТО-ВЕ
В этой модели ТО-ВЕ отсутствуют лишние 2. связи и работы: данные и документы передаются и рассчитываются с помощью ИСУ, а аналитические процедуры, компоновка отчетов для первых лиц и хранение данных проис- 3. ходят с использованием СППР.
Тем самым, обеспечивается отлаженный механизм осуществления социально-экономи- 4. ческого мониторинга и анализа на основе информационных технологий, помогающих ЛПР принимать лучшие решения, которые оказывают регулирующие и управленческие воздействия, важные для поддержания макроэкономической стабильности региона.
По результатам проведенных исследований и были смоделированы и программно 5. реализованы действующие ИСУ и СППР. Данная работа передана департаменту экономики администрации Иркутской области, внедрена экспертным отделом. Результаты работы применены при выполнении проекта по гранту РГНФ №07-02-12112. 6.
БИБЛИОГРАФИЯ
7.
1. Когут, А.Е. Информационные основы регионального социально-экономического мониторинга / А.Е. Когут, В.Е. Рохчин // Междунар. акад. информатизации [и др.] -СПб.: ИСЭП, 1995. - 141с.
Баканов, М.И. Теория экономического анализа: Учебник / М.И. Баканов,А.Д. Шеремет. 4-е изд., доп. и перераб. - М: Финансы и статистика, 2001. - 416 с: Уткин, Э.А. Государственное и региональное управление / Э.А. Уткин, А.Ф. Денисов. - М.: ИКФ "ЭКМОС", 2002. - 320 с. Методика оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации // Указ Президента Российской Федерации от 28 июня 2007 г. № 825 «Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации».
Ларичев, О.И. Системы поддержки принятия решений: современное состояние и перспективы развития / О.И.Ларичев,
A.Б.Петровский // Итоги науки и техники. Сер. «Техническая кибернетика». Т.21, М.: ВИНИТИ, 1987. С. 131- 164.
Г.Н. Соколова Информационные технологии экономического анализа. / — М.: «Экзамен», 2002 г. — 320 с. Репин, В.В. Процессный подход к управлению. Моделирование бизнес-процессов /
B.В. Репин, В.Г. Елиферов. - М.: РИА «Стандарты и качество», 2004. - 408 с.