Научная статья на тему 'Мониторинг химерных транскриптов с участием гена MLL для оценки прогностического значения минимальной остаточной болезни при остром лимфобластном лейкозе у детей первого года жизни, получающих терапию по протоколу MLL-Baby'

Мониторинг химерных транскриптов с участием гена MLL для оценки прогностического значения минимальной остаточной болезни при остром лимфобластном лейкозе у детей первого года жизни, получающих терапию по протоколу MLL-Baby Текст научной статьи по специальности «Клиническая медицина»

CC BY
79
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гематология и трансфузиология
WOS
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по клинической медицине , автор научной работы — Цаур Г. А., Попов А. М., Наседкина Т. В., Каленник О. В., Кустанович А. М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Мониторинг химерных транскриптов с участием гена MLL для оценки прогностического значения минимальной остаточной болезни при остром лимфобластном лейкозе у детей первого года жизни, получающих терапию по протоколу MLL-Baby»

Приложение

больных гемобластозами после двух курсов химиотерапии (ХТ).

Материалы и методы. В исследование включены больные гемобластозами и сепсисом, обусловленном БЛРС продуцирующими энтеробактериям. Детекция БЛРС у энтеробактерий была проведена в соответствии с Международными стандартами (CLSI).

Результаты и обсуждение. Сепсис, вызванный БЛРС продуцирующими бактериями, развился у 73 больных в возрасте от 17 до 78 лет (медиана возраста 41 год) за период с 2007 по 2010 гг. В эту группу вошли 19 (26%) больных острым лейкозом, 36 (50%) - лимфомой и 18 (24%) - другими гемобластозами; преобладало развитие сепсиса на этапе индукции (40%) и консолидации (26%) ХТ; у 68 (88%) больных была гранулоцитопения. В этиологии сепсиса доминирующими продуцентами БЛРС были E. coli (47%) и K. pneumoniae (44%), реже выявляли E. cloacae (7,5%) и P. mirabilis (1,5%). Выделение бактерий из крови возникло на фоне приема антибиотиков у 23% больных, из них у 5% больных была профилактика фторхинолоном, а у 18% проводилось лечение.

Лечение карбапенемами сепсиса, вызванного энтеробактериями с продукцией БЛС, было проведено 49 (67%) больным, из них как препараты 1-й линии были назначены 10 больным, как препараты 2-й линии - 39 больным. Остальным 21 (29%) больным лечение проводили другими р-лактамными антибиотиками. В этой группе умер 1 (4%) больной от сепсиса, вызванного K. pneumoniae. Необходимость в назначении кар-бапенема после 2-го курса ХТ больным, ранее имевшим сепсис, вызванный энтеробактериями с продукцией БЛРС, была реже (67% против 35%; p = 0,007).

Заключение. При сепсисе, вызванном БЛРС продуцирующими энтеробактериями, была зарегистрирована высокая частота летальных исходов, однако, основную долю составили пациенты с резистентным вариантом течения гемобласто-за. После 2-го курса ХТ появление фебрильной лихорадки, как и выделение тех же энтеробактерий с продукцией БЛРС из крови, что и при 1-м курсе ХТ, было не у всех больных. Существенное сокращение в назначении карбапенемов после 2-го курса ХТ при фебрильной нейтропении не привело к увеличению летальности.

Мониторинг химерных транскриптов с участием гена MLL для оценки прогностического значения минимальной остаточной болезни при остром лимфобластном лейкозе у детей первого года жизни,

получающих терапию по протоколу MLL-baby

Г.А. Цаур 12, А.М. Попов 12, Т.В. Наседкина 3, О.В. Каленник 3, А.М. Кустанович 4, О.В. Алейникова 4, А.Г. Солодовников 5, Т.О.1 Ригер2,

О.В. Стренева 12, Е.В. Шориков 12, Л.И. Савельев 125, Л.Г. Фечина 12

1 ГБУЗ СО Областная детская клиническая больница №1; 2 ГБУЗ ТО Институт медицинских клеточных технологий, Екатеринбург;

3 ФГБУН Институт молекулярной биологии им. В.А. Энгельгардта РАН, Москва; 4 ГУ Республиканский научно-практический центр детской онкологии, гематологии и иммунологии", Минск, Республика Беларусь;

5 ГБОУ ВПО Уральская государственная медицинская академия, Екатеринбург

Введение. Одним из важных методов, помогающих оценивать степень редукции опухолевого клона, является мониторинг минимальной остаточной болезни (МОБ), под которой понимают наличие в организме больного опухолевых клеток в количествах, не распознаваемых стандартными цитологическими методами. Для определения МОБ при остром лимфобластном лейкозе (ОЛЛ) применяются такие высокочувствительные методы диагностики, как полимеразная цепная реакция (ПЦР) и многоцветная проточная цитометрия. Цель работы - оценка прогностического значения наличия МОБ, определенной путем выявления химерного транскрипта (ХТр) у детей первого года жизни с ОЛЛ и наличием перестроек гена MLL, получающих терапию по протоколу MLL-Baby.

Материалы и методы. В исследование включены 39 больных в возрасте от 1 дня до 11 мес с различными перестройками гена MLL, получавших терапию по протоколу MLL-Baby. МОБ выявляли методами ПЦР с обратной транскрипцией (ОТ -ПЦР) и ПЦР в режиме реального времени (ПЦР-РВ) с детекцией различных химерных транскриптов (ХТр) с участием гена MLL. МОБ-негативными считали образцы, в которых ХТр не был обнаружен в ходе как ОТ -ПЦР, так и ПЦР-РВ с чувствительностью не ниже 1 х 10-4. Образцы костного мозга были взяты на момент диагностики, на 15-й (точка наблюдения 1 - ТН1) и 36-й (ТН2) дни индукционной терапии и далее после каждого курса полностью транс-ретиноевой кислоты (ТН3-ТН9). Результаты терапии оценивали по величине бессобытийной выживаемости (БСВ) и кумулятивной вероятности развития рецидива.

Результаты и обсуждение. Сходимость результатов ОТ-ПЦР и ПЦР-РВ составила 97,3%. Дискордантные образцы были исключены из дальнейшего анализа. Все больные были МОБ-позитивны в ТН1. Затем происходило постепенно нарастание доли МОБ-негативных больных:

с 8% в ТН2 до 67% в ТН5. Наиболее ранней ТН, для которой были получены статистически значимые различия в результатах терапии между группами МОБ-позитивных и МОБ-негативных больных, являлась ТН4. В этой точке наблюдения БСВ в группе МОБ-негативных больных была выше, а кумулятивная вероятность развития рецидива ниже, чем у больных с выявленным наличием МОБ (0,79 ± 0,09 и 0,13 ± 0,11, а также 0,20 ± 0,01 и 0,85 ± 0,03 соответственно; p = 0,001 в обоих случаях). Оценка влияния различных факторов на вероятность развития рецидивов показала, что такие показатели как наличие ХТр MLL-AF4, инициальное поражение ЦНС, инициальный лейкоцитоз выше 100 х 109/л, количество бластов в 1 мкл периферической крови на 8-й день терапии более 1000 и ряд других, оказались статистически незначимыми, а прогностически неблагоприятными факторами в исследуемой группе больных, являлись сохранение МОБ-позитивности в ТН4 (p = 0,003) и возраст младше 6 мес (p = 0,001). При сравнении этих параметров в многофакторной модели единственным независимым прогностическим фактором осталось сохранение МОБ-позитивности в ТН4 (отношение опасности 3,771; 95% ДИ (1,033-13,674; p = 0,044)). Сохранение МОБ в ТН4 было связано с неблагоприятным исходом заболевания и внутри группы высокого риска (больные с наличием ХТр MLL-AF4). Еще одним прогностически неблагоприятным фактором являлась величина МОБ более 0,1% в ТН3 - отношение опасности 4,250; 95% ДИ (1,15915,585; p = 0,029). При сравнении величины МОБ более 0,1% в ТН3 и сохранения МОБ-позитивности в ТН4 между собой показано, что эти показатели обладают приблизительно равным прогностическим значением.

Заключение. Результаты определения МОБ имеют важное прогностическое значение при ОЛЛ с наличием перестроек гена MLL у детей первого года жизни, получающих терапию по протоколу MLL-Baby.

27

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.