Научная статья на тему 'Мониторинг гуманизации межличностных отношений в образовательной деятельности'

Мониторинг гуманизации межличностных отношений в образовательной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
463
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОНИТОРИНГ / ГУМАНИЗАЦИЯ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ / ГУМАННЫЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / ПРОГРАММА И ПРОЦЕДУРА МОНИТОРИНГА / MONITORING / HUMANIZATION OF INTERPERSONAL RELATIONS / HUMANE INTERPERSONAL RELATIONS / THE PROGRAM AND MONITORING PROCEDURE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Клепцова Елена Юрьевна

Мониторинг исследования гуманизации межличностных отношений в образовательной деятельности отражает анализ этапов развития гуманных межличностных отношений. Предложено описание программы мониторинга гуманизации межличностных отношений субъектов образовательной деятельности: объект, цель, задачи, методологическая и теоретическая основа, концептуальные положения, исполнители, использование результатов, процедура проведения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Мониторинг гуманизации межличностных отношений в образовательной деятельности»

УДК 316.47

Е.Ю. Клепцова

МОНИТОРИНГ ГУМАНИЗАЦИИ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Мониторинг исследования гуманизации межличностных отношений в образовательной деятельности отражает анализ этапов развития гуманных межличностных отношений. Предложено описание программы мониторинга гуманизации межличностных отношений субъектов образовательной деятельности: объект, цель, задачи, методологическая и теоретическая основа, концептуальные положения, исполнители, использование результатов, процедура проведения.

Мониторинг, гуманизация межличностных отношений, гуманные межличностные отношения, программа и процедура мониторинга.

Monitoring of humanization of interpersonal relations in the educational activity reflects the analysis of stages of development of the humane interpersonal relations. The paper describes the program of monitoring of humanization of interpersonal relations of subjects of educational activity; its object, purpose, tasks, methodological and theoretical basis, conceptual positions, participants, use of the results, realization procedure.

Monitoring, humanization of interpersonal relations, humane interpersonal relations, the program and monitoring procedure.

Идеи, связанные с последовательным, непрерывным отслеживанием различных этапов образовательной деятельности, результативности учебной, педагогической и управленческой деятельности педагогических и управленческих кадров образования возникли и получили практическое воплощение на рубеже 80 - 90-х гг. XX в. Примерно в это же время стали появляться публикации о необходимости «научности, непрерывности, диагно-стичности мониторинга (М.Н. Арцев, Н.В. Абрамов-ских, А.С. Белкин, Н.С. Глуханюк, В. А. Кальней, Ю.А. Конаржевский, А.Н. Майоров, А.Ж. Макаров, А.Б. Са-харчук, Т. А. Стефановская, С. Л. Фоменко и мн. др.).

С методологических позиций Н.С. Глуханюк мониторинг рассматривает как универсальный тип деятельности, индифферентный к предметному содержанию. Мониторинг предполагает поиск особой текущей информации о состоянии процесса с последующим ее использованием в организационных решениях и заключениях [3]. Образовательный мониторинг изучался М.Н. Арцевым, который его определяет как систему организации сбора, хранения, обработки, распределения информации о деятельности педагогической системы, обеспечивающей непрерывное слежение за ее состоянием и прогнозированием развития [1]. Функции педагогического мониторинга выделяются Н.В. Абрамовских, среди них: информационная, побудительная, формирующая, коррекционная функции [2]. Основные этапы реализации мониторинга рассмотрены А.Н. Майоровым и включают в себя: предварительное знание на мониторинге, задание на мониторинг, создание инструментария, проведение опросов, обработка результатов, первичный анализ результатов, обсуждение, подготовка заключительного документа, использование результатов в управленческой деятельности [6].

Гуманизация межличностных отношений представляет собой систему внутренних связей личности с окружающей действительностью в виде переживаний, действий, поступков, позиций, которые стали ее мировоззрением, выражающуюся в уважении досто-

инства и прав человека, его ценностей, доброжелательности, доверии, терпимости, толерантности, гуманном отношении, эмпатии, ассертивности и прочих проявлениях, как к самому себе, так и к другим людям. Гуманизация межличностных отношений в образовательной деятельности - это процесс перехода субъекта педагогического взаимодействия с отрицательного (эгоистического) или стихийного уровня межличностных отношений на нейтральный, а с нейтрального - на положительный. Таким образом, гуманное отношение формируется путем актуализации личностных качеств составляющих уровни гуманных межличностных отношений.

Гуманные межличностные отношения - это результат позиции или диспозиции субъектов образовательной деятельности, возникающий в процессе педагогического взаимодействия, где конгруэнтно реализуются в вербальной коммуникации когнитивный, эмоциональный и волевой уровни развития [5].

Мониторинг исследования гуманизации межличностных отношений в образовательной деятельности должен отражать непрерывный анализ этапов развития гуманных межличностных отношений. Первый этап терпения - снижение порога чувствительности к неблагоприятным факторам. При втором этапе -принятии, заключающемся в работе над собой, наблюдается высшее проявление гуманного отношения - эмпатия, любовь, уважение, интерес, радость, терпимость, миролюбие, прощение, благодарность, почтительность, изумление, трепет, признательность и пр. На каждом этапе актуализируются механизмы их развития - терпение (выдержка, самообладание, са-моконтороль) и принятия (понимание, эмпатия, ас-сертивность) их основных компонентов, личностных характеристик их взаимосвязей и т.д.

Подобный анализ позволяет принимать оптимальные управленческие решения по совершенствованию построения профессиональной деятельности, предупреждать проблемы, связанные с недостатками или деформированностью процесса профессиональной деятельности (педагоги, руководители образова-

тельных учреждений), обуславливающих ее психологических механизмов, повышения качества образования, оптимально строить взаимодействие в детских и ученических группах.

По мнению И. А. Колесниковой, критерием результативности педагогического труда в первую очередь становится возможность проявления и развития в системе педагогического взаимодействия человеческой индивидуальности, неповторимости, а не момент соответствия качеств личности заранее заданному извне стандарту. Педагогическая цель, считает автор, должна быть выражена языком динамики человеческого качества на уровне свойств, характеристик, отношений [цит. по 7, с. 17].

Программа мониторинга гуманизации межличностных отношений субъектов образовательной деятельности

В основе предлагаемой программы положены современные идеи, принципы развития гуманных межличностных отношений у различных субъектов образовательной деятельности (дети, подростки, юноши -возрастной подход), руководители образовательных учреждений (педагоги - принципы менеджмента с учетом современной специфики управленческой и педагогической деятельности в сфере образования, родители -попытка анализа детско-родительских отношений). Программа базируется на психодиагностической модели изучения терпимого отношения субъектов образовательной деятельности и является итогом 15-летних исследований и опытно-экспериментальной работы. Ее применение позволяет сделать заключение о высокой прогностической ценности.

Описание процедуры мониторинга гуманизации межличностных отношений субъектов образовательной деятельности.

Объект мониторинга - гуманизация межличностных отношений субъектов образовательной деятельности. Гуманные межличностные отношения субъектов образовательной деятельности объединяют в себе терпимость, толерантность, доброжелательность, эмоциональную устойчивость, выдержку, самообладание, самоконтроль, открытость, ассертив-ность, принятие, понимание, эмпатию, доверие и иные личностные характеристики, которые, в свою очередь, по праву считают профессиональными качествами личности педагогических и управленческих кадров образования. Выделяются три общих показателя профессионализма: сформированность знаний о целях, содержании, объекте, средствах профессиональной деятельности; владение навыками и умениями осуществления этой деятельности; наличие таких свойств личности и характера, которые благоприятствуют осуществлению деятельности и достижению искомого результата [6].

Проведенные исследования позволили осуществить попытку разработки концепции мониторинга гуманизации межличностных отношений субъектов образовательной деятельности. Заметим, однако, что эффективная диагностика гуманных межличностных отношений субъектов образовательной деятельности

возможна при наличии научно обоснованной и разработанной психодиагностической модели гуманных межличностных отношений субъектов образовательной деятельности руководителей образовательных учреждений, педагогов, воспитанников, родителей.

Нами использовался первичный и вторичный мониторинг уровня сформированности гуманных межличностных отношений субъектов образовательной деятельности, построенный на изучении уровней проявления межличностных отношений - гуманного, нейтрального и негуманного, позволяющих определить психологические характеристики особенности изучаемых межличностных отношений. Диагностика гуманных межличностных отношений субъектов образовательной деятельности в предлагаемой нами модели мониторинга опирается на четыре группы показателей: ориентированность на гуманизацию образовательной деятельности; преобладание уровней проявления межличностных отношений - гуманного, нейтрального и негуманного к субъектам образовательной деятельности; психологические характеристики изучаемых межличностных отношений к субъектам образовательной деятельности; специфические психологические особенности личности, позволяющие эффективно выполнять профессиональные функции (менеджмент образовательного учреждения, педагогическая деятельность) и специфические функции по воспитанию - родители, особенности личности - воспитанники.

Цель мониторинга заключается в динамической оценке и диагностике гуманных межличностных отношений субъектов образовательной деятельности с целью осуществления более эффективной гуманизации образования в целом.

Мониторинг гуманных межличностных отношений субъектов образовательной деятельности предполагает не только учет, фиксацию, но и использование текущих процессов для отслеживания модели динамики гуманных межличностных отношений субъектов образовательной деятельности в учреждении и реального ее воплощения с целью совершенствования.

Реализация данной программы позволяет решать следующие задачи:

1. Разработать и апробировать методы и конкретные методики диагностики гуманных межличностных отношений субъектов образовательной деятельности.

2. Экспериментально изучить уровни межличностных отношений субъектов образовательной деятельности к субъектам данной деятельности, выявить взаимосвязи межличностных отношений субъектов образовательной деятельности с другими личностными особенностями, профессионально важными сторонами управленческой и педагогической деятельности (педагоги, руководители образовательных учреждений).

3. Описать уровни проявления межличностных отношений субъектов образовательной деятельности педагогических и управленческих кадров образования, дошкольников, младших школьников, подростков и

юношей, родителей к субъектам образовательной деятельности.

4. Выявить организационно-педагогические и психологические условия, подходы, принципы, направления деятельности, модель формирования гуманных межличностных отношений субъектов образовательной деятельности (педагогические и управленческие кадры образования, подростки, юноши, младшие школьники, дошкольники, разработка технологии их реализации с использованием специальных психолого-педагогических средств, в частности - для педагогических и управленческих кадров образовательных учреждений УМК «Психология и педагогика толерантности» и психологические тренинги для подростков и юношей, специальную формирующую и просветительско-коррекционную работу, оценить эффективность проведенной работы).

Методологической и теоретической основой мониторинга являются разработанные в отечественной психологии принципы развития, единства психики и деятельности, а также личностно-деятельностный, гуманистический, возрастной, стадиальный подходы к комплексному изучению личности в процессе деятельности.

В основании концепции и модели мониторинга, его оценочных методиках лежат идеи личностно-деятельностного подхода к изучению личности, представленной в исследованиях Е. А. Климова, Б.Ф. Ломова, С.Л. Рубинштейна, В.Г. Маралова, В.Н. Мясищева и др., и к рассмотрению проблемы профессионализма и компетентности Е.А. Климова, Н.В. Кузьминой, А. К. Марковой, Л. М. Митиной и др.; современные подходы к решению проблем управления инновационными образовательными процессами Ю.А. Конаржевского, В. С. Лазарева, В.Я. Ляудис, П.И. Третьякова, Т.И. Шамовой и др., гуманистические подходы к образовательной деятельности (Л.С. Выготский, В.П. Бездухов, М.Н. Берулава, С.К. Бон-дырева, А.К. Козлова, Л.А. Обухова, Т.А. Рубанцова, Н.Р. Рябкова, Ситаров и др.), возрастной подход (Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, М.И. Боришевский, Л. С. Выготский, Т.В. Драгунова, А.Н. Леонтьев, В.С. Мухина, Л.И. Пилипенко, А.М. Прихожан, Л. С. Славина, Д.И. Фельдштейн, Д.Б. Эльконин и др.) и стадиальный.

Концептуальные положения, лежащие в основе мониторинга

1. Психологическое становление, развитие педагогических и управленческих кадров образования представляют собой процесс качественных изменений в психике личности в результате профессионализма, сопровождающийся формированием необходимых профессиональных качеств и свойств, обеспечивающих успешность педагогической и управленческой деятельности личности.

2. Гуманизация межличностных отношений в образовательной деятельности - это процесс перехода субъекта педагогического взаимодействия с отрицательного (эгоистического) или стихийного уровня межличностных отношений на нейтральный, а с нейтрального - на положительный, т.е. гуманное отно-

шение формируется путем актуализации личностных качеств, составляющих уровни гуманных межличностных отношений. Гуманные межличностные отношения - это результат позиции или диспозиции субъектов образовательной деятельности, возникающий в процессе педагогического взаимодействия, где конгруэнтно реализуются в вербальной коммуникации когнитивный, эмоциональный и волевой уровни развития. Гуманные межличностные отношения - это сложное личностное образование, включающее в себя мотивационно-ценностный, когнитивный, эмоционально-волевой, поведенческий компоненты, проявляющееся за счет задействования механизмов терпения (выдержка, самообладание, самоконтроль) - это первый этап гуманных межличностных отношений и второй этап - актуализация механизма принятия (понимание, эмпатия, ассертив-ность).

3. Существенное значение в процессе профессионализации педагогической и управленческой деятельности работников образования играют профессионально обусловленные деформации, деструкции личности, мешающие в полной мере проявлять гуманные межличностные отношения к субъектам образовательной деятельности.

4. Повышению гуманизации образовательной деятельности способствуют гуманные межличностные отношения субъектов данной деятельности на основании мониторинга гуманных межличностных отношений субъектов образовательной деятельности, должны быть выделены психологические и организационно-педагогические условия, модель, кор-рекционно-просветительская работа, технология их формирования и выработаны мероприятия, направленные на ее коррекцию с учетом уровня развития межличностных отношений.

5. Психодиагностическая модель гуманных межличностных отношений субъектов образовательной деятельности позволяет: исследовать характер складывающихся межличностных отношений в образовательной деятельности и оценить их уровень развития (гуманные, нейтральные, негуманные межличностные отношения) в целом; диагностировать своеобразие качественных характеристик межличностных отношений субъектов образовательной деятельности, а также их взаимозависимость с отношением к себе, другим людям, профессиональной деятельности в целом и другими личностными особенностями; использовать представительную выборку обследуемых категорий испытуемых, что может быть связано с научным интересом к проблеме гуманизации и формирования гуманных межличностных отношений субъектов образовательной деятельности у разных групп респондентов; рассмотреть целостную систему по формированию гуманных межличностных отношений субъектов образовательной деятельности, которая обеспечивает непрерывность на методологическом, целевом, содержательном, процессуальном, мониторинговом, диагностическом, оценочном, интерпретационном уровнях. Это дает возможность создать условия для поступательного развития и продвижения личности ребенка в образова-

тельном процессе, начиная с дошкольного детства на формирование соответствующего отношения; у взрослых участников образовательной деятельности интегрируются составляющие основных механизмов гуманных межличностных отношений терпение (выдержка, самообладание, самоконтроль) и принятия (понимание, эмпатия, ассертивность) посредством специально сформированного обучения.

Исполнители мониторинга. Мониторинг гуманных межличностных отношений субъектов образовательной деятельности может осуществляться специалистами образовательных учреждений: психологами, педагогами, руководителями образовательных учреждений, психологической службой.

Использование результатов мониторинга. Результаты диагностических процедур на исследование гуманных межличностных отношений субъектов образовательной деятельности, полученные в ходе мониторинга, могут использоваться с целью разработки концепций, проектов, программ, серии мероприятий в педагогических, детских, подростковых, юношеских коллективах по гуманизации образовательной деятельности и профилактике нетерпимости; оценки и самооценки управленческой и педагогической деятельности руководителей, педагогов образовательных учреждений; разработки лекционных курсов по педагогической психологии, психологии управления в образовании для студентов педагогических и психологических специальностей, слушателей системы повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования.

Процедура мониторинга. В системе мониторинга важно предусмотреть проведение различных видов самоизучения и самооценки, начиная с уровня ученика, учителя, педагога и проч., и заканчивая уровнем всего образовательных учреждений [8, с. 23].

Мониторинг гуманных межличностных отношений субъектов образовательной деятельности позволяет подвергать непрерывному анализу динамику межличностных отношений субъектов в образовательной деятельности, личностный профиль участников образовательной деятельности, уровень гуманного, нейтрального, негуманного межличностного отношения субъектов образовательной деятельности, его взаимосвязь с другими личностными характеристиками, ориентированность на модель взаимодействия и иными профессиональными качествами. Данный анализ позволяет выявить «слабые» и «сильные» места в специфике профессиональных отношений, проводить профилактические мероприятия по предупреждению проблемы, вызванные деформированностью межличностных отношений в профессиональной деятельности педагогических и управленческих кадров образования, нетерпимостью в педагогических, детских, подростковых, юношеских коллективах. Наблюдение за изменением личностных характеристик, особенностей межличностных отношений субъектов образовательной деятельности позволяет прогнозировать деструктивные явления данного процесса.

Формы реализации мониторинга делятся на:

формы сбора информации, регистрации состояния текущих процессов и формы учета полученных данных в регуляции образовательной деятельности.

Мониторинг гуманных межличностных отношений субъектов образовательной деятельности является источником информирования, последующего осознания непродуктивности межличностных отношений субъектов образовательной деятельности в профессиональной, учебной, учебно-профессиональной деятельности, действий, поступков. Следующим шагом могут быть процессы самокоррекции, коллективно организованной групповой просве-тительско-коррекционной работы, включающей в себя информирование, просвещение, консультирование, диагностику, психокоррекцию.

Таким образом, разработка проблемы мониторинга исследования гуманных межличностных отношений субъектов образовательной деятельности позволяет обозначить следующее:

- мониторинг рассматривается как система целостной специфической деятельности, ориентированной на образовательной деятельности и направленной на отслеживание ее изменений с целью использования результатов наблюдений при управлении данной деятельностью;

- основным объектом мониторинга является гуманное межличностное отношение субъектов образовательной деятельности и сами эти субъекты;

- формы осуществления мониторинга выбираются в зависимости от задач и объекта;

- использование субъектами гуманного межличностного отношения данных мониторинга делает возможным внутреннюю саморегуляцию, следствием которой является самомониторинг [8, с. 212];

- перспективы развития мониторинга заключаются в организации мониторинговой психологической службы, ее кадровом методическом, организационно-техническом оснащении.

Литература

1. Арцев, М.И. Психолого-педагогические проблемы повышения профессиональной компетенции менеджера образования: автореф. дис. ... канд. пед. наук / М.И. Арцев. - Тверь, 2003.

2. Абрамовских, Н.В. Педагогический мониторинг в образовательном процессе / Н.В. Абрамовских. - М., 2000.

3. Глуханюк, Н.С. Психология профессионализации педагога / Н.С. Глуханюк. - Екатеринбург, 2005.

4. Деркач, А.А. Акмеология: пути достижения вершин профессионализма / А.А. Деркач, Н.В. Кузьмина. - М., 1998.

5. Клепцова, Е.Ю. Гуманизация межличностных отношений в образовательной деятельности / Е.Ю. Клепцова. -Киров, 2012.

6. Майоров, А.Н. Мониторинг социальной эффективности и условий деятельности образовательных систем / А.Н. Майоров // Школьные технологии. - 1999. - № 5. -С. 82 - 86.

7. Мониторинг качества образования: материалы Все-рос. науч.-практ. конф., 20 августа 2004. - Тверь, 2004.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.