Научная статья на тему 'Мониторинг государственных и муниципальных закупок: региональные тренды'

Мониторинг государственных и муниципальных закупок: региональные тренды Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
266
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
МОНИТОРИНГ ЗАКУПОК / ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО РФ / КЛАССИФИКАЦИЯ ВИДОВ МОНИТОРИНГА / МОНИТОРИНГ В РЕГИОНАХ / СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ МОНИТОРИНГА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Панкова Людмила Николаевна

В настоящей статье рассмотрены цели и задачи мониторинга закупок в соответствии с законодательством РФ, в частности с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44ФЗ (ред. от 28.03.2017) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (с изм. и доп., вступ. в силу с 08.04.2017). Приведена классификация видов мониторинга закупок: по субъектам, проводящим мониторинг; по объектам исследования; по способам осуществления мониторинга, по используемым методам, по направленности, в зависимости от этапов закупочной деятельности и др. В статье проведен комплексный анализ региональных трендов эффективного мониторинга на примере г. Нижневартовска (ХантыМансийский автономный округ Югра).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Мониторинг государственных и муниципальных закупок: региональные тренды»

Мониторинг государственных и муниципальных закупок: региональные тренды

г-

сэ

сч

£

Б

а

2 ©

Панкова Людмила Николаевна

доктор философских наук, профессор кафедры управления государственными и муниципальными закупками, Московский городской университет управления Правительства Москвы, pankovaln@mail.ru

В настоящей статье рассмотрены цели и задачи мониторинга закупок в соответствии с законодательством РФ, в частности с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ (ред. от 28.03.2017) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (с изм. и доп., вступ. в силу с 08.04.2017). Приведена классификация видов мониторинга закупок: по субъектам, проводящим мониторинг; по объектам исследования; по способам осуществления мониторинга, по используемым методам, по направленности, в зависимости от этапов закупочной деятельности и др. В статье проведен комплексный анализ региональных трендов эффективного мониторинга на примере г. Нижневартовска (Ханты-Мансийский автономный округ — Югра). Ключевые слова: мониторинг закупок, законодательство РФ, классификация видов мониторинга, мониторинг в регионах, современные методы мониторинга.

Контроль и аудит в сфере закупок осуществляется в целях установления законности составления и исполнения бюджетов бюджетной системы РФ в отношении расходов, связанных с осуществлением закупок, достоверности учета таких расходов и отчетности.

Цели мониторинга закупок определены в ч. 2 ст. 97 ФЗ № 44 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»:

1) оценка степени достижения целей осуществления закупок;

2) оценка обоснованности закупок;

3) совершенствование законодательства РФ и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок.

Предметом аудита и контроля в сфере закупок является процесс соблюдения норм законодательства РФ о закупках, эффективность использования средств федерального бюджета, средств бюджетов государственных внебюджетных фондов, а также в отдельных случаях средств региональных и муниципальных бюджетов, выделяемых на закупки в соответствии с требованиями законодательства о контрактной системе в сфере закупок.

Объектами аудита и контроля в сфере закупок являются: государственные и муниципальные органы исполнительной власти, государственные и муниципальные казенные учреждения, бюджетные и автономные учреждения, юридические лица, в случае реализации инвестиционных проектов, предусмотренных ст. 15 ФЗ № 44 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Объектом мониторинга закупок выступают: обоснованность закупок; исполнение процедур определения поставщика (подрядчика, исполнителя); исполнение контракта (включая проведение экспертизы, приемки, подготовку отчета); изменение или расторжение контракта; реализация плана и плана-графика закупок; достижение целей закупок.

Исходя из системного подхода к использованию мониторинга, разработана классификация видов мониторинга закупок по следующим основаниям:

1. По субъекту, проводящему мониторинг:

- коммерческий;

- мониторинг, проводимый органами власти;

- общественный.

2. По объекту исследования:

- мониторинг планов закупок, планов-графиков;

- мониторинг закупок, проводимый различными способами (конкурсы, аукционы и др.);

- мониторинг отдельных групп закупок;

- мониторинг начальных цен контрактов и др.

3. По способу осуществления мониторинга:

- внутренний мониторинг, осуществляется определенным ведомством (штатные сотрудники на протяжении всего рабочего дня занимаются исследованием системы государственных закупок);

- внешний мониторинг - проводится внештатными сотрудниками или передается на аутсорсинг.

4. По характеру используемых методов мониторинг подразделяется на:

- статистический;

- нестатистический.

Таблица 1

Способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) Количество закупок Доля от размещенного о&ьема закупок, %

открытый конкурс 27 3%

электронный аукцион 470 71,3%

запрос котировок 420 1,7%

Итого конкурентными способами 917 76%

единственный поставщик

(за исключением П. 4 ч. 1 ст. 93 Закона 4 409 21,6%

о контрактной системе)

■закупки малого объема 4 959 2,4%

ИТОГО 10 285 100%

5. По направленности:

- мониторинг условий (мониторинг планов-графиков);

- мониторинг процесса (мониторинг графиков);

- мониторинг результата (мониторинг государственных контрактов, мониторинг исполнения государственных закупок и т.д.).

6. В зависимости от этапа закупочной деятельности:

- мониторинг прогнозирования - планов закупок;

- мониторинг планирования -планов-графиков;

- мониторинг размещения заказа;

- мониторинг исполнения контракта.

Проведем анализ мониторинга закупок на региональном уровне на примере г. Нижневартовска (Ханты-Мансийский автономный округ). В соответствии с ФЗ № 44 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе), Бюджетным кодексом Российской Федерации, Уставом города Нижневартовска, администрацией города Нижневартовска в 2016 году приняты следующие правовые акты в сфере закупок товаров, работ и услуг:

- приказ департамента финансов администрации города от 19.04.2016 №28-н «О Порядке списания заказчиком в 2016 году начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней)»,

- постановление администрации города от 30.06.2016 №980 «Об утверждении нормативных затрат на обеспечение функций администрации города Нижневартовска»;

- постановление администрации города от 14.07.2016 №1050 «Об утверждении нормативных затрат на обеспечение функций подведомственных админи-

страции города Нижневартовска муниципальных казенных учреждений»;

а также внесены изменения в ранее принятые правовые акты:

- постановление администрации города от 19.12.2013 №2681 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд города Нижневартовска» (с изменениями от 25.06.2014 №1242, 30.06.2015 №1211, 20.10.2015 №1881, 1 1.01.2016 №3, 18.03.2016 №338, 12.05.2016 №651, 29.12.2016 №1939);

- распоряжение администрации города от 28.05.2014 №901-р «О порядке взаимодействия структурных подразделений администрации города при осуществлении ими функций муниципального заказчика» (с изменениями от 05.05.2016 №632-р);

- постановление администрации города от 08.12.2015 №2178 «Об утверждении правил определения нормативных затрат на обеспечение функций органов местного самоуправления города Нижневартовска и подведомственных

им муниципальных казенных учреждений» (с изменениями от 06.06.2016 №820, 13.07.2016 №1035, 13.10.2016 №1493, 12.12.2016 №1806);

- постановление администрации города от 30.09.2015 №1776 «Об утверждении требований к порядку разработки и принятия муниципальных правовых актов о нормировании в сфере закупок, содержанию указанных актов и обеспечению их исполнения» (с изменениями от 12.07.2016 №1032, 12.12.2016 №1807);

- постановление администрации города от 25.12.2014 №2750 «О Порядке формирования, утверждения и ведения планов-графиков закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд города Нижневартовска» (с изме-

нениями от 24.03.2015 №604, 15.10.2015 №1852, 20.12.2016 №1863);

- постановление администрации города от 26.06.2015 №1193 «О Порядке осуществления мониторинга закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд города Нижневартовска» (с изменениями от 21.12.2016 №1881);

- постановление администрации города от 17.12.2014 №2655 «Об утверждении Порядка принятия решений о заключении муниципальных контрактов на выполнение работ, оказание услуг для обеспечения муниципальных нужд на срок, превышающий срок действия утвержденных лимитов бюджетных обязательств» ( с изменениями от 22.12.2016 №1886);

- постановление администрации города от 25.12.2014 №2751 «О Порядке формирования, утверждения и ведения планов закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд города Нижневартовска» (с изменениями от 24.03.2015 №603, 22.12.2016 №1885);

- постановление администрации города от 10.11.2014 №2251 «Об определении случаев осуществления банковского сопровождения контрактов» (с изменениями от 28.12.2016 №1930).

В целях сокращения нарушений законодательства в сфере закупок были приняты меры по поддержанию и повышению уровня квалификации и профессионального образования должностных лиц, занятых в сфере закупок, в том числе путем повышения квалификации или профессиональной переподготовки в сфере закупок в соответствии с законодательством Российской Федерации.

26 мая и 13 декабря 2016 года управлением муниципальных закупок администрации города совместно с отделом контроля в сфере муниципальных закупок администрации города и контрольно-ревизионным управлением администрации города были проведены семинары, где обсуждались изменения в законодательстве Российской Федерации при осуществлении закупок, в том числе изменения в части формирования плана закупок и плана-графика закупок на 2017 год, а также наиболее часто встречающиеся нарушения законодательства, выявленные контрольным органом.

Кроме того, управлением муниципальных закупок администрации города 16 ноября 2016 года был проведен семинар для муниципальных унитарных предприятий города Нижневартовска по вопросам перехода муниципальных унитар-

© £

Ю

5

V

2 е

7

г-

сэ

сч

£

а

2 о

ных предприятий в сферу действия ФЗ № 44 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». В семинаре приняли участие руководители и представители всех муниципальных унитарных предприятий.

Исполнение планов-графиков составило 100% или 10 285 закупок (табл. 1).

Следует отметить, что по итогам 2016 года наиболее распространенным способом определения поставщика является электронный аукцион, доля которого составила 71,3% от общей суммы размещенных закупок (в 2015 году доля электронных аукционов составляла 66% от суммы размещенных закупок). Представленные данные свидетельствуют об устойчивом росте объемов закупок, осуществленных путем проведения электронного аукциона. Удобство закупок в электронной форме, обусловленное минимизацией временных и материальных затрат, делает их более привлекательными для заказчиков.

Закупки у единственного поставщика составили 24% от суммы всех закупок. Положительным аспектом данного способа закупок является простота и скорость проведения закупки товаров, работ, услуг в сравнении с конкурентными способами. Основания для применения данного способа закупок определены статьей 93 ФЗ № 44 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

В соответствии с ФЗ № 44 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» при осуществлении закупок преимущества предоставляются:

- субъектам малого предпринимательства, социально ориентированным некоммерческим организациям;

- организациям инвалидов;

- учреждениям и предприятиям уголовно-исполнительной системы.

Анализ данных свидетельствует об увеличении в 2016 году количества заключенных контрактов по результатам конкурентных процедур по сравнению с 2015 годом. Общая сумма заключенных контрактов в сравнении с аналогичным периодом прошлого года увеличилась почти на 13%.

Бюджетные средства направлены на обеспечение приоритетных направлений расходов и создание условий для социально-экономического развития города, повышение качества жизни населения,

улучшение жилищных условий и качества жилищно-коммунальных услуг, развитие транспортной инфраструктуры. Таким образом, на основании всего вышеизложенного следует отметить, что по результатам проведённого мониторинга закупок товаров, работ и услуг для муниципальных нужд, контрактная система в Нижневартовске обеспечила:

- закупку необходимых товаров, работ, услуг для муниципальных нужд города Нижневартовска. Исполнение плана-графика в 2016 году составило 100%;

- экономию бюджетных средств в результате осуществления закупок. Передача функций контроля за эффективностью государственных и муниципальных закупок Министерству финансов РФ в апреле 2017 года является новым этапом и в осуществлении мониторинга.

Литература

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 28.03.2017).

2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 N 14-ФЗ (ред. от 28.03.2017).

3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть третья) от 26.11.2001 N 146-ФЗ (ред. от 28.03.2017).

4. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая) от 18.12.2006 N 230-ФЗ (ред. от 03.07.2016, с изм. от 28.03.2017) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017).

5. Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ (ред. от 28.03.2017) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (с изм. и доп., вступ. в силу с 08.04.2017).

6. Полоскова М.И. Государственные закупки как инструмент регулирования экономики. Экономика и управление в XXI веке: тенденции развития. 2017. № 35. С. 247-252.

7. Великосельская Д.В. История становления и развития института государственных закупок в Российской Федерации. Актуальные проблемы российского законодательства. 2017. № 16. С. 28-33.

8. Бреднева В.С. Юридическая деятельность по сопровождению закупок для государственных и муниципальных нужд. Общество: политика, экономика, право. 2017. № 1. С. 91-93.

9. Федотов А.В. Развитие контрактной системы в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечение государственных и муниципальных нужд. В сборнике: Современное состояние и перспек-

тивы развития российского и международного законодательства. Сборник статей международной научно-практической конференции. 2017. С. 215-219.

10. Солина О.А. Коллизии в системе государственных закупок. Юридическая техника. 2017. № 11. С. 707-709.

11. Официальный сайт органов местного самоуправления города Нижневартовска. https://www.n-vartovsk.ru/. Дата обращения: 21.04.2017.

Monitoring of the Government and Municipal Procurement: Regional Trends Pankova L.N.

Moscow city university of management

of the Government of Moscow In the present article the goals and problems of monitoring of procurement in accordance with the legislation of the Russian Federation, in particular with the Federal Law 05.04.2013 № 44 FZ (the edition dated 28.03.2017) "On Contract System in the Sphere of Procurement of Goods, Services for Governmental and Municipal Needs" are analyzed. Monitoring strategies in the sphere of procurement are classified: on the subjects of monitoring; on researching objects; on trends of implementation of monitoring, on applied methods, on stages of procurement activities. In this article the complex analysis of regional trends in effective monitoring is undertaken based on the example of Nizhnevartovsk (Khanti-Mansi Autonomous District).

Key words: monitoring of procurement, legislation of RF, classification of monitoring's types, monitoring in regions, modern methods of monitoring References

1. The civil code of the Russian Federation (part one) from 11/30/ 1994 N 51-FZ (an edition from 3/ 28/2017).

2. The civil code of the Russian Federation (part second) from 1/26/ 1996 N 14-FZ (an edition from 3/ 28/2017).

3. The civil code of the Russian Federation (part third) from 11/26/ 2001 N 146-FZ (an edition from 3/ 28/2017).

4. The civil code of the Russian Federation (part fourth) from 12/18/ 2006 N 230-FZ (an edition from 7/ 3/2016, with amendment from 3/28/ 2017) (with amendment and additional, вступ. in force with 1/1/ 2017).

5. The federal law from 4/5/2013 N 44-

FZ (an edition from 3/28/2017) «About contract system in the sphere of purchases of goods, works, services for ensuring the state and municipal needs» (with amendment and additional, вступ. in force with 4/8/2017).

6. Poloskova M. I. Government procurement as instrument of regulation of economy. Economy and management in the 21st century:

development tendencies. 2017. No. 35. Page 247-252.

7. Velikoselskaya D. V. History of formation and development of institute of government procurement in the Russian Federation. Urgent problems of the Russian legislation. 2017. No. 16. Page 28-33.

8. Bredneva V. S. Legal activities for

maintenance of purchases for the

state and municipal needs. Society: policy, economy, right. 2017. No. 1. Page 91-93.

9. Fedotov A V. Development of contract system in the sphere of purchases of goods, works and services for ensuring the state and municipal needs. In the collection: Current state and prospects of development of the Russian and international legislation. Collection

of articles of the international scientific and practical conference. 2017. Page 215-219.

10. Solinus O. A Collisions in system of government procurement. Legal equipment. 2017. No. 11. Page 707709.

11. Official site of local governments of the city of Nizhnevartovsk. https:// www.n-vartovsk.ru/. Date of the address: 4/21/2017.

О À

BS

S

w

2 e

7

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.