Научная статья на тему 'Мониторинг фармацевтической осведомленности населения: результаты, перспективы'

Мониторинг фармацевтической осведомленности населения: результаты, перспективы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
352
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФАРМАЦЕВТИЧЕСКАЯ ОСВЕДОМЛЕННОСТЬ / ЛЕКАРСТВЕННЫЕ СРЕДСТВА / МОНИТОРИНГ / ТЕНДЕНЦИИ / СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ / МНОГОФАКТОРНЫЙ АНАЛИЗ / PHARMACEUTICAL AWARENESS / DRUGS / MONITORING / TRENDS / CASE STUDY / MULTIVARIATE ANALYSIS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Дрёмова Н.Б., Ярошенко Н.П., Афанасьева Н.И., Соломка С.В.

Многофакторный анализ данных социологических исследований, проведенных в 2002 и 2015 гг., позволил установить изменения параметров фармацевтической осведомленности населения. Определены уровни осведомленности посетителей аптек в таких вопросах, как правила приема и хранения ЛС, необходимость изучения инструкций по применению, расшифровка сроков годности, торговые марки, производители и др. По итогам мониторинга установлены группы параметров с высоким, средним и низким уровнем осведомленности. Доказано, что лучше всего посетители знают о контроле сроков годности лекарственных средств в домашних аптечках, соблюдении правил приема, необходимости чтения инструкций по применению. Рекомендуется усиление просветительской деятельности аптек и производителей, в т. ч. привлечение современных интернет-технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Дрёмова Н.Б., Ярошенко Н.П., Афанасьева Н.И., Соломка С.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Monitoring of pharmaceutical awareness of the population: results and prospects

Multivariate analysis of the data of sociological surveys conducted in 2002 and 2015 helped to identify changes in pharmaceutical awareness. The levels of pharmacy visitor awareness in such areas as administration and storage of medicines, the need to study the instruction for use, find out the expiration period, brands, manufacturers, etc. were established. The monitoring helped to classify the parameters into groups corresponding to high, medium or low level of awareness. It was found that visitors are especially well aware of the need to control expiration of drugs in the medicine chest, compliance with administration guidelines, the importance of reading the instruction for use. It is recommended to enhance educational activity of pharmacies and manufacturers, including the use of the modern Internet technology.ultivariate analysis of the data of sociological surveys conducted in 2002 and 2015 helped to identify changes in pharmaceutical awareness. The levels of pharmacy visitor awareness in such areas as administration and storage of medicines, the need to study the instruction for use, find out the expiration period, brands, manufacturers, etc. were established. The monitoring helped to classify the parameters into groups corresponding to high, medium or low level of awareness. It was found that visitors are especially well aware of the need to control expiration of drugs in the medicine chest, compliance with administration guidelines, the importance of reading the instruction for use. It is recommended to enhance educational activity of pharmacies and manufacturers, including the use of the modern Internet technology.

Текст научной работы на тему «Мониторинг фармацевтической осведомленности населения: результаты, перспективы»

Н.Б. ДРЁМОВА, д.ф.н., профессор, ГБОУ ВПО «Курский государственный медицинский университет» Минздрава России, Н.П. ЯРОШЕНКО, к.ф.н., кафедра управления и экономики фармации ГБОУ ВПО «Первый МГМУ им. И.М. Сеченова» Минздрава России, Н.И. АФАНАСЬЕВА, ГБОУ ВПО «Курский государственный медицинский университет» Минздрава России, С.В. СОЛОМКА, к.ф.н., бизнес-консультант, г. Москва

Мониторинг фармацевтической осведомленности населения:

ЯНВАРЬ H

•E™J pemeduum

МЕНЕДЖМЕНТ

РЕЗУЛЬТАТЫ, ПЕРСПЕКТИВЫ

Многофакторный анализ данных социологических исследований, проведенных в 2002 и 2015 гг., позволил установить изменения параметров фармацевтической осведомленности населения. Определены уровни осведомленности посетителей аптек в таких вопросах, как правила приема и хранения ЛС, необходимость изучения инструкций по применению, расшифровка сроков годности, торговые марки, производители и др. По итогам мониторинга установлены группы параметров с высоким, средним и низким уровнем осведомленности. Доказано, что лучше всего посетители знают о контроле сроков годности лекарственных средств в домашних аптечках, соблюдении правил приема, необходимости чтения инструкций по применению. Рекомендуется усиление просветительской деятельности аптек и производителей, в т. ч. привлечение современных интернет-технологий.

52

Изучение фармацевтической осведомленности посетителей аптек стало проводиться в КГМУ с начала двухтысячных годов. Ранее это понятие обозначалось термином «медицинская/фармацевтическая грамотность». Однако нами было предложено использовать другой термин — «фармацевтическая осведомленность». Аргументом для этого послужил рост образовательного статуса посетителей аптек, что позволило предположить наличие у населения определенного уровня медицинских и фармацевтических знаний [1].

В настоящее время для большинства членов социума лекарственные средст-

ва являются обязательным атрибутом жизни [2]. В фармакоэпидемиологичес-ких исследованиях применяется показатель среднедушевого потребления ЛС. В России, по данным IMS, в 2013 г. он составлял 130 долл. И хотя по сравнению с развитыми странами, например США (1 050 долл.), Японией (720 долл.), Канадой (590 долл.) и др. [3], показатель этот невысок, наблюдается тенденция к его постоянному росту. Следовательно, можно в дальнейшем ожидать увеличения потребительского спроса на ЛС и, естественно, роста фармацевтической осведомленности потребителей. Объем потребительской информации о ЛС, которая касается таких важных

Ключевые слова:

фармацевтическая осведомленность, лекарственные средства, мониторинг, тенденции, социологическое исследование, многофакторный анализ

аспектов, как правильное применение, условия хранения, соблюдение сроков годности, постоянно расширяется. При неправильном использовании ЛС возникают риски для здоровья человека, в связи с чем современные рекомендации ВОЗ содержат указания на необходимость увеличения информированности населения как о безрецептурных, так и о рецептурных ЛС, что рассматривается как фактор безопасности[2]. Цель исследования: на основании многофакторного анализа мнений посетителей аптек выявить уровень фармацевтической осведомленности населения, тенденции его изменения в период с 2002 по 2015 г.

В ходе исследования с помощью специально подготовленной оригинальной анкеты было опрошено 760 посетителей аптек (по 380 человек в 2002 и 2015 гг.). Этого количества респондентов достаточно для получения репрезентативных результатов. Вопросы анкеты были сгруппированы в блоки: 1) социально-демографические характеристики; 2) потребительское поведение при покупке лекарственных препаратов; 3) фармацевтические предпочтения; 4) фармацевтическая осведомленность; 5) самооценка здоровья. В опросе приняли участие посетители аптек ряда областных городов Центральной России: Курска, Белгорода, Орла, Воронежа, Москвы, Тулы, Липецка, Брянска и др. Заполненные анкеты были статистически обработаны с использованием программ пакета Microsoft® Office®.

Keywords: pharmaceutical awareness, drugs, monitoring, trends, case study, multivariate analysis

Multivariate analysis of the data of sociological surveys conducted in 2002 and 2015 helped to identify changes in pharmaceutical awareness. The levels of pharmacy visitor awareness in such areas as administration and storage of medicines, the need to study the instruction for use, find out the expiration period, brands, manufacturers, etc. were established. The monitoring helped to classify the parameters into groups corresponding to high, medium or low level of awareness. It was found that visitors are especially well aware of the need to control expiration of drugs in the medicine chest, compliance with administration guidelines, the importance of reading the instruction for use. It is recommended to enhance educational activity of pharmacies and manufacturers, including the use of the modern Internet technology.

N.B. DREMOVA1, PharmD., Prof., N.P. YAROSHENKO2, PhD in pharmaceutics, N.I. AFANASIEVA1, S.V. SOLOM-KA MONITORING OF PHARMACEUTICAL AWARENESS OF THE POPULATION: RESULTS AND PROSPECTS.

1 Kursk State Medical University, Russia's Ministry of Health, Kursk.

2 Department of organization and economics of pharmacy, First MSMU named after I.M. Sechenov, Russia's Ministry of Health.

МОНИТОРИНГ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОЙ ОСВЕДОМЛЕННОСТИ НАСЕЛЕНИЯ

РЕмШиим

ЯНВАРЬ-ФЕВРАЛЬ 2 0 16

53

таблица Результаты мониторинга параметров фармацевтической осведомленности за 2002 и 2015 гг.

№ Параметры фармацевтической 2002 г. 2015 г. Изм.% Среднее

п/п осведомленности посетителей аптек х1,% х2,% 2002— 2015 х3,%

1 2 3 4 5 6 7 8 9

1 Знание особенностей действия и правил приема ЛС 62,6 8 85,0 4 +22,4 73,8 6

2 Чтение инструкций по применению ЛС 75,5 3 91,3 2 +15,8 83,4 3

3 Понимание текста инструкции по применению ЛС 26,8 15 71,0 9 +44,2 48,9 12

4 Соблюдение правил приема ЛС 86,6 1 84,4 5 -2,2 85,5 2

5 Знание производителя ЛС 56,6 11 44,7 11 -11,9 50,6 10

Восприятие ЛС,

6 приобретенного в аптеке, как качественного товара 57,1 10 41,7 12 -15,4 49,4 11

7 Запрос сертификата качества 38,7 12 30,7 14 -8,0 34,7 14

8 Знание о контроле первого вскрытия 31,1 14 26,7 15 -4,4 28,9 15

9 Знание и соблюдение правил хранения ЛС в домашних условиях 73,9 4 87,0 3 +13,1 80,4 4

10 Знание о фальсификатах ЛС 61,8 9 80,0 7 +18,2 72,6 7

11 Проверка срока годности ЛС при покупке 65,3 7 84,3 6 +19,0 74,8 5

12 Умение расшифровать обозначение срока годности 70,3 6 71,7 8 +1,4 71,0 8

13 Контроль срока годности ЛС в домашних аптечках 81,8 2 91,7 1 +9,9 86,7 1

14 Знание правил уничтожения ЛС в домашних условиях 35,0 13 37,7 13 +2,7 36,3 12

15 Знание о фирменном стиле упаковки ЛС 21,1 16 12,3 16 -8,8 16,7 16

16 Знание понятия «торговая марка ЛС» 73,4 5 67,3 10 -6,1 70,3 9

Среднее значение 57,3 - 63,0 - +5,7 60,2 -

Примечание. Х2, — - доля положительных ответов в %; R1, И2, И3 - место в рейтинге, прямое ранжирование.

В данном сообщении представлены результаты анализа осведомленности населения в таких вопросах, как правила приема, ознакомление с инструкцией по применению, качество ЛС, правила хранения, сроки годности, торговые марки, фирменный стиль упаковки, производитель ЛС, опасность фальсификации известных ЛС и др. [4]. В процессе двух опросов установлено наличие примерно у половины респондентов хронических заболеваний, что

обуславливает необходимость приобретения ЛС (43,3% для лечения и 21% для профилактики), причем доминирующая часть респондентов (83,4%) осуществляют лечение как по рекомендациям врачей, так и в порядке самопомощи. Следовательно, практически все опрошенные имеют опыт применения ЛС, что подтверждает высказанное ранее предположение о наличии у посетителей аптек определенного уровня фармацевтических знаний.

Результаты мониторинга представлены в таблице 1. Многофакторному анализу подверглись 16 параметров, отражающих различные аспекты фармацевтической осведомленности: от знания действия ЛС и правил приема до знания некоторых товароведческих характеристик. Уровень осведомленности в том или ином вопросе оценивался по числу положительных ответов, представленному в процентном соотношении. С использованием прямого

ЯНВАРЬ ■

«Гл! РЕМШииМ

МЕНЕДЖМЕНТ

таблица Результаты группировки параметров фармацевтической осведомленности

№ п/п Период Уровень фармацевтической осведомленности

Высокий Средний Низкий

1 2 3 4 5

1 2002 г. (2,4,9,13) 4 = 25% (1,5,6,10,11,12,16) 7 = 43,7% (3,7,8,14,15) 5 = 31,3%

2 2015 г. (1,2,4,9,10,11,13) 7 = 43,7% (5,3,12,16) 4 = 25% (8,15,6,7,14) 5 = 31,3%

3 Среднее (1,2,4,9,11,13) 6 = 37,5% (3,5,6,10,12,16) 6 = 37,5% (8,15,7,14) 4 = 25%

4 Повторяющиеся параметры (просеивание) 2, 4, 9, 13 5, 12, 16 7, 8, 14, 15

Примечание. В скобках приведены номера параметров, соответствующие их положению в колонке 2 таблицы 1.

54

ранжирования определено место каждого параметра, т. е. максимальному значению присваивается первое место и т. д., минимальному — последнее, шестнадцатое.

В исследовании для выделения и интерпретации главных показателей нами использован многофакторный анализ, применяемый для изучения взаимосвязей между значениями переменных [5]. В нашем случае значения 16 параметров (факторов) были распределены по трем вариационным рядам: по годам и общая совокупность респондентов. Сначала была осуществлена группировка показателей по методу Стерджесса, согласно которому выделены границы групп, в т. ч. низкая, средняя и высокая. Далее показатели положительных ответов в трех рядах были распределены по этим группам, а затем для выделения главных факторов применен критерий отсеивания — присутствия фактора в трех вариационных рядах. Технология метода представлена в таблице 2. Следует учесть, что в теории факторного анализа предусмотрено отсутствие однозначного критерия выделения факторов ввиду неизбежности субъективизма в интерпретации результатов, причем главные можно выделять до тех пор, пока возможна их ясная интерпретация (критерий интерпретируемости) [5]. Все параметры, отражающие те или иные аспекты использовании ЛС, были разделены на три группы согласно степени осведомленности в данных вопросах респондентов. По итогам мониторинга было установлено, что в группу

«высокого уровня фармацевтической осведомленности» в 2002 г. вошли 4 параметра (25%), в 2015 г. их стало 7 (43,7%), в среднем рейтинге их 6 (37,5%), из них 4 повторяются во всех трех рейтингах, в их числе: + параметр 13, занимающий в рейтингах 1—2-е места с наибольшим количеством положительных ответов, это «контроль срока годности ЛС в домашних аптечках» (81,8% — 91,7% — 86,7%, рост на 9,9%); ф параметр 4, занимающий в среднем рейтинге 2-е место (1-е в 2002 г. и 5-е в 2015 г.), это «соблюдение правил приема ЛС» (86,6—84,4—85,5%, снижение на 2,2%);

+ параметр 2, занимающий 3-е место в среднем рейтинге (3-е в 2002 г. и 2-е в 2015 г.), это «чтение инструкций по применению ЛС» (75,5—91,3—83,4%, рост на 15,8%);

+ параметр 9, занимающий 4-е место в среднем рейтинге (4-е в 2002 г. и 3-е в 2015 г.), это «знание и соблюдение правил хранения ЛС в домашних условиях» (73,9—87,0—80,4%, рост на 13,1%).

Остальные параметры — 1, 10, 11 присутствуют в данной группе в одном или двух рейтингах. Поэтому на стадии просеивания они были исключены из этой группы.

Таким образом, потребители хорошо знают порядок использования такого специфического товара, как ЛС, предусматривающий обязательное изучение инструкций по их применению, соблюдение правил приема, правильное

хранение ЛС в домашних условиях с обязательным контролем сроков их годности.

Группу «среднего уровня фармацевтической осведомленности» составляли в 2002 г. 7 параметров (43,7%), в 2015 г. их стало меньше — 4 (25%), в среднем рейтинге их 6 (37,5%). В трех рейтингах повторялись всего 3 параметра, в частности:

* параметр 12, занимающий 8-е место в среднем рейтинге (6-е в 2002 г. и 8-е в 2015 г.), это «умение расшифровать обозначение срока годности» (70,3— 71,7—71,0%, рост на 1,4%); 4 параметр 5, занимающий в среднем рейтинге 10-е место (11-е в 2002 г. и 11-е в 2015 г.), это «знание производителя ЛС» (56,6—44,7—50,6%, снижение на 11,9%);

+ параметр 16, занимающий в среднем рейтинге 9-е место (5-е в 2002 г. и 10-е в 2015 г.), это «знание понятия «торговая марка ЛС» (73,4—67,3— 70,3%, снижение на 6,1%). Остальные параметры — 1, 6, 10, 11 — присутствуют в данной группе в одном или двух рейтингах и в результате просеивания из группы были исключены. Группу «низкого уровня фармацевтической осведомленности» составляют в среднем 4 параметра (25%), в 2002 и в 2015 гг. их было по 5 (31,3%). Сюда вошли:

ф параметр 7, занимающий в среднем рейтинге 14-е место (12-е в 2002 г. и 14-е в 2015 г.), это «запрос сертификата качества в аптеке» (38,7% — 30,7% — 34,7%, снижение на 8,0%);

МОНИТОРИНГ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОЙ ОСВЕДОМЛЕННОСТИ НАСЕЛЕНИЯ

PEMfOUUM

ЯНВАРЬ-ФЕВРАЛЬ 2 0 16

55

+ параметр 8, занимающий в среднем рейтинге 15-е место (14-е в 2002 г. и 15-е в 2015 г.), это «знание о контроле первого вскрытия» (31,1—26,7—28,9%, снижение на 4,4%); 4 параметр 14, занимающий в среднем рейтинге 12-е место (13-е в 2002 г. и 13-е в 2015 г.), это «знание правил уничтожения ЛС в домашних условиях» (35,0—37,7—36,3%, рост на 2,7%); 4 параметр 15, занимающий во всех рейтингах последнее 16-е место, это «знание о фирменном стиле упаковки ЛС» (21,1—12,3—16,7%, снижение на 8,8%).

Остальные параметры (3 и 6) присутствуют в данной группе в одном рейтинге. Содержательный анализ свидетельствует о небольшой значимости для потребителя целого ряда товароведческих аспектов ЛС, например, таких как название производителя, понятие торговой марки, фирменный стиль упаковки, возможность запроса сертификата качества в аптеке, наличие контроля первого вскрытия. По всей вероятности, этим вопросам уделяют недостаточное внимание и фармацевтические работники при общении с посетителями. Возможно, производителям стоит учесть выявленные факты и акцентировать на них внимание при проведении своих промо-кампаний.

Что касается аптечных организаций, то в перспективе рекомендуется усиление просветительской деятельности с использованием интернет-технологий. Оформление сайтов и их содержание должны обязательно включать информационный контент, способствующий повышению фармацевтической осведомленности потребителей. Грамотно и

интересно представленный материал будет увеличивать целевую аудиторию лояльных клиентов и повышать имидж аптеки как партнера в деле сохранения здоровья.

С целью доказательства взаимосвязи полученных рейтингов использовался метод ранговой корреляции по Спирмену. Установлен факт тесной взаимосвязи рейтингов 2002 и 2015 гг., т. к. коэффициент корреляции равен 0,83, что свидетельствует о высокой зависимости (статистически достоверен согласно критерию Стьюдента: расчетный = 5,56 при Ртабл. = 2,12 для п = 16, р = 0,95 и ошибке А = 0,05).

Таким образом, многофакторный анализ результатов мониторинга свидетельствует о положительных тенденциях: отмечается рост уровня фармацевтической осведомленности населения за более чем десятилетний период по 9 параметрам из 16 (на 56,25%) и в целом по всем параметрам на 5,7%, среднее значение уровня фармацевтической осведомленности в 2015 г. составило 63%. Причем самый большой рост за период мониторинга — на 22,4% (с 62,6 до 85,0%) — отмечен у параметра «знание особенностей действия и правил приема ЛС». Различные просветительские программы в средствах массовой информации, публикации в новостных и специальных изданиях, существенный рост доступности Интернета, рекламные мероприятия по продвижению отдельных ЛС, направленные на повышение информированности населения о той или иной медицинской и фармацевтической продукции, способствовали росту фармацевтической осведомленности посетителей аптек.

ИСТОЧНИКИ

1. Дрёмова Н.Б., Соломка С.В., Хорлякова О.В. Фармацевтическая осведомленность и предпочтения потребителей лекарственных средств. Экономический вестник фармации, 2003, 2: 19-26.

2. Бредли К., Хольме Э., Койкер С. Больные и лекарственные средства. В книге: Регулирование фармацевтического сектора в Европе: ради эффективности, качества и равенства. Копенгаген: ВОЗ от имени Европейской обсерватории по системам и политике здравоохранения. 2006: 174-190.

3. Российский фармацевтический рынок. Итоги 2014 года. М.: Ремедиум. 2015.

4. Дрёмова Н.Б., Соломка С.В., Хорлякова О.В., Ярошенко Н.П. Мониторинг фармацевтической осведомленности посетителей аптек. Жизнь без опасностей. Здоровье. Профилактика. Долголетие, 2011, 1: 108-113.

5. Шаланов Н.В. Многомерный статистический анализ. Новосибирск, 2005.

кроме того...

Экспериментальный препарат вызвал внутримозговые кровоизлияния у 6 участников клинического исследования

Шестеро участников клинического исследования, проводившегося во французском городе Ренне по заказу португальской компании BiaL, были госпитализированы с внутримозговы-ми кровоизлияниями, один из пострадавших скончался. По информации Nature, экспериментальный препарат BIA 10-2474, который получали добровольцы, представляет собой синтетическое ЛС, воздействующее на эн-доканнабиноидную систему и предназначенное для лечения двигательных расстройств, тревожности и болевого синдрома у пациентов с различными хроническими заболеваниями. Задачей рандомизированного плацебо-контролируемого исследования первой фазы было определение безопасной дозировки препарата. В нем было задействовано в общей сложности 128 здоровых добровольцев в возрасте от 18 до 55 лет. На первом этапе испытуемые получали возрастающие дозы препарата либо плацебо 1 раз в сутки, серьезных побочных эффектов при этом зафиксировано не было. Второй этап предполагал введение нескольких доз препарата в течение суток — пострадали участники, первыми переведенные на новый режим дозирования BIA 10-2474. Столь большое число пострадавших — редкость для клинических исследований на здоровых добровольцах. Последний аналогичный инцидент был зарегистрирован в 2006 г. в Великобритании, когда серьезную системную реакцию у шести участников КИ вызывало монокло-нальное антитело, разработанное для терапии ревматоидного артрита. После этого случая требования к проведению КИ I фазы в ЕС были ужесточены. Для того чтобы минимизировать возможный ущерб, организаторов КИ обязали выдерживать существенные временные интервалы между введениями ЛС, которые впервые ис-пытываются на людях, различным участникам. Однако в случае с французским исследованием резкое ухудшение самочувствия у первого пострадавшего было отмечено спустя трое суток после изменения режима дозирования. Надзорные органы Франции продолжают расследование всех обстоятельств происшествия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.