Научная статья на тему 'Мониторинг, диагностика, экспертиза как методы исследования образовательного процесса'

Мониторинг, диагностика, экспертиза как методы исследования образовательного процесса Текст научной статьи по специальности «Прочие медицинские науки»

CC BY
8212
986
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОНИТОРИНГ / ДИАГНОСТИКА / ЭКСПЕРТИЗА / УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОЦЕССОМ

Аннотация научной статьи по прочим медицинским наукам, автор научной работы — Левшина Наталия Ивановна, Санникова Л. Н.

В статье раскрывается результат исследования, направленного на сравнительную характеристику основных методов исследования образовательного процесса. Материалы статьи являются продолжением диссертационных исследований авторов: Левшина Н.И. «Организационно-педагогические условия эффективности контрольно-аналитической деятельности в педагогическом колледже», Санникова Л.Н. «Подготовка студентов вуза к экспертизе образовательного процесса дошкольного учреждения». Актуальность исследования вызвана активным применением мониторинга, диагностики и экспертизы в практике образовательных учреждений, сопровождаемое непониманием сущности и особенностей этих методов. Результатом исследования является получение и систематизация набора основных характеристик методов исследования образовательного процесса, позволяющих сравнить методы и показать их специфическое отличие.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Мониторинг, диагностика, экспертиза как методы исследования образовательного процесса»

ПЕДАГОГИКА

УДК 37.01. Н.И. ЛЕВШИНА, Л.Н. САННИКОВА

МОНИТОРИНГ, ДИАГНОСТИКА, ЭКСПЕРТИЗА КАК МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

В статье раскрывается результат исследования, направленного на сравнительную характеристику основных методов исследования образовательного процесса. Материалы статьи являются продолжением диссертационных исследований авторов: Левшина Н.И. «Организационно-педагогические условия эффективности контрольно-аналитической деятельности в педагогическом колледже», Санникова Л.Н. «Подготовка студентов вуза к экспертизе образовательного процесса дошкольного учреждения». Актуальность исследования вызвана активным применением мониторинга, диагностики и экспертизы в практике образовательных учреждений, сопровождаемое непониманием сущности и особенностей этих методов.

Результатом исследования является получение и систематизация набора основных характеристик методов исследования образовательного процесса, позволяющих сравнить методы и показать их специфическое отличие.

Ключевые слова: мониторинг, диагностика, экспертиза, управление образовательным процессом.

Независимо от происходящих в системе образования перемен всегда актуальным остается вопрос, связанный с изучением состояния образовательного процесса. Педагогическая теория и практика за многолетнее свое существование накопила значительный опыт в области методов исследования образовательной действительности. Предметом нашего научного изыскания выступили такие методы, как мониторинг, диагностика и экспертиза. Интерес к обозначенным методам вызван проблемой, существующей в практике образовательных учреждений. Проведенный опрос среди руководителей дошкольных и средних общеобразовательных учреждений г. Магнитогорска показал следующее:

■ на вопрос - применяете ли ВЫ в своем учреждении такие методы как мониторинг, диагностика и экспертиза - большинство респондентов (94%) ответили утвердительно. В качестве объектов указанных методов были обозначены как образовательный процесс в целом, так и отдельные его составляющие;

■ трудности у опрашиваемых возникли при ответе на вопрос - дать определение мониторингу, диагностике и экспертизе (70%); подавляющее

большинство респондентов не смогли представить разницу между этими методами (97%).

Анализ полученных ответов, позволил нам обозначить следующую проблему - активное применение мониторинга, диагностики и экспертизы в практике образовательных учреждений сопровождается непониманием сущности и особенностей этих методов.

На современном этапе развития педагогической науки существует много исследований, посвященных изучению каждого из указанных методов в различных контекстах: применительно к управлению качеством образования, к контрольно-аналитической деятельности руководителя и др. В рамках нашего научного исследования мы обратились к некоторой систематизации имеющихся изысканий по проблеме применения мониторинга, диагностики и экспертизы как методов исследования образовательного процесса, а также к их сравнительной характеристике, которую представили в таблице 1.

Проведенная сравнительная характеристика показывает, что между мониторингом, диагностикой и экспертизой много общего. Как видно из таблицы, мониторинг, диагностика и экспертиза

© Н.И. Левшина, Л.Н. Санникова, 2009

5

имеют точки соприкосновения в таких признаках, как функции, принципы, этапы, методы, что подтверждает тесную взаимосвязь данных методов в процессе изучения образовательного процесса.

Однако есть и существенные различия. Так, при единой для всех методов цели - изучение состояния образовательного процесса, способы ее достижения в каждом из методов специфично, что находит отражение в их сущностной характеристике. Мониторинг в отличие от диагностики и экспертизы, больше ориентирован на нормы и стандарты. Существенный признак, отлича-

ющий педагогический мониторинг - это значительная растянутость процесса во времени, непрерывность и многоуровневость. Экспертиза как метод предполагает ориентацию, прежде всего на компетентность и опыт специалиста - эксперта, личность которого и является главным «инструментом» исследования. В этом заключается принципиальное отличие экспертизы от диагностики, которая основывается на соответствующей технико-методической оснащённости педагога и предполагает стремление к максимальной объективности результатов, на которые не влияет личность исследователя.

Таблица1

Сравнительная характеристика мониторинга, диагностики, экспертизы

М е то д Признак Педагогический мониторинг Педагогическая диагнос тика Педа го гическая экспертиза

1 2 3 4

Э ти м о ло ги я «Мониторинг» - от лат. «monitor» - надзирающий «Диагностика» - от гр еч . « d iag п о stiko s » -способный распознавать «Экспертиза» - от лат. « exp e rtu s » - опытный

Определение Образовательный мониторинг - система организации сбора, хранения, обработки и распространения информации о деятельнос ти педагогической сис тем ы , обеспечиваю щ ая непрерывное слежение за ее состоянием и прогнозированием ее развития (А .Н .Майоро в) Педагогическая диагностика - это процесс распознавания различны х педагогических явлений и определение их состояния в определённы й момент на основе использования необхо димы х для этого параметров Педагогическая экспертиза - это совокупность процедур, необходимых для получения коллективного мнения в форме экспертного суждения и ли оценки о педагогическом объекте, процессе и ли явлении

Виды В.А .М окш ее в определяет следующие виды мониторинга: -по областям применения; - по средствам проведения; - по способам сбора информации. Е.В.Коротаева выделяет виды мониторинга, которые соотносимы с длительностью , характером проводимого наблюдения, путями сбора инф ормации: - результа тивны й мониторинг; - процессуальны й мониторинг; - ком плексный мониторинг. С.А.Иванов и др. обозначают следующие виды мониторинга: - информационный; - б а зо в ы й ; - проблемный; - управленческий В образовательном учреждении использую тс я следующие виды диа гн о с ти к: - психологическая; - педагогическая; - социологическая; - медицинская. В за висим ости о т уровня педагогической диагно с тик и И.В.Никишина выделяет такие виды диагностик: - ком понентная; - с тр у к ту р н а я ; - с и с те м н а я Педа го гическая экспертиза может быть: - оценочная и безоценочная; - индивидуа льная, колле ктивная, - ко м плексная; локальная и целостная

6

Вестник КГУ им. H.A. Шкрасова ♦ 2009, том 15

Мониторинг, диагностика, экспертиза как методы исследования образовательного процесса

Этапы М .В.Крулехт, А.Н.Майоров и др. выделяют следующие этапы мониторинга: - определение и обоснование объектов; - определение критериев и показателей, по которым будет осуществляться м о нито ринг; - выбор соответствующих методов; - подготовка инструментария, технологических карт; - сбор информации; - систематизация и анализ полученных данных; - соотнесение с предшествующими результатами мониторинга; - разработка рекомендаций, коррекция К.Ингенкамп выде-ляе т такие этапы диагностики как: - сравнение; - анализ; - прогнозирование; - интерпретация; - информирование о р езу льта та х диагностики и контроль за воздействием на объект диагностики различных диагностических м е то до в В.А.Бухвалов, Я.Г.Плинер выделяют в экспертизе: - анализ; - оценка; - вынесение экспертного заключения, содержащего разработанный проект развития изучаемого объекта и план его внедрения

Функции - Интегративная; - диагностическая; - э кс пе ртная; информационная; - прагматическая; - обеспечения обратной связи между управляющей и управляемой системами - Информационная; - оценочная; - управленческая; - ориентационная; - коррекционная - обслуживания научных исследований - Проясняющая; - защитная; - развивающая; - оценочная; функция ле гализации

Принципы В качестве принципов мониторинга выделяют: - непрерывность; - сравнимость данных; - объективность информации; - адекватность; - прогностичность; - ко лле гиальность; - междисциплинарность; - гуманизации К основным принципам педагогического диагностирования следует отнести: - целостность; - главного звена; - объективность; - де те р м енизм а; - анализа и синтеза Основными принципами экспертизы выступаю т: - экологичность; - диалога и сотрудничества; - конструктивность; - креативность и гибкость; - разносторонность и плюрализм; - конфиденциальность

Методы - М е то ды и з у ч е н и я образовательного процес са в естестве нных усло виях (наблюдение, беседа, анкетирование, анализ документов, продуктов деятельности, опыта работы педагога и др.) и специально измененных условий (эксперимент и опытная проверка выводов По степени «вмешательства» в поведение педагога выделяют: - пассивные: наблюдение, анкетирование, тестирование, интервьюирование, анализ документации; - активные: диагностический Методы экспертизы следуе т разделить на две основные группы: - методы сбора информации об изучаемом объекте; - методы обработки м нений экспертов. К методам сбора информации относят базовые методы: беседа, анкетирование, опрос, наблюдение, и

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика, № 4, 2009

- исследования); - методы качественного анализа и количественной обработки результатов; - методы индивидуальных и групповых экспертных оценок; - метод рейтинга - эксперимент, создание ситуаций, анализ конкретных ситуаций многие другие; дополнительные: тесты, эксперимент и др. Методы обработки мнений экспертов: - метод групповых экспертных оценок и метод комиссий

Уязвимые стороны метода Мониторинг базируется на стандартах и эталонах, а значит, его эффективность во многом зависит от корректности заданных норм. Одна из основных проблем мониторинга -проблема измеримости его показателей В основу диагностики положены специальным образом разработанные технологии, методики, тестовые задания и т.п. Результаты диагностики зависят от применяемых методов: от степени их разработанности, качества и соответствия изучаемому объекту В основе любой экспертизы лежат субъективные мнения экспертов. Эффективность экспертизы обусловлена компетентностью специалистов, участвующих в проведении экспертизы

■ Общей проблемой для всех методов является определение оптимальных критериев и показателей. Единого, универсального, абсолютного критерия оценки образовательной работы не существует

Наряду с разнообразием подходов к характеристике мониторинга, диагностики, экспертизы наблюдается неоднозначность и в соотношении этих методов между собой. На наш взгляд, педагогическая диагностика и экспертиза могут выступать в качестве методов педагогического мониторинга, т.е. соотноситься как частное и общее. Однако следует отметить, что соотношение методов может изменяться в зависимости от конкретных условий.

Таким образом, сравнительный анализ мониторинга, диагностики и экспертизы позволяет нам говорить о специфичности каждого из них. Однако, только сочетание, взаимосвязь и взаимодополнение этих методов, позволит получить разносторонние сведения об образовательном процессе.

Библиографический список

1. Иванов С.А. Разработка школьной программы мониторинга качества образования // Методическое пособие для администраторов школ / С.А. Иванов, С.А. Писарева, Е.В. Пискунова. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2005. -319 с.

2. Ингенкамп К. Педагогическая диагностика. - М.: Педагогика, 1991. - 240 с.

3. Никишина И.В. Диагностическая и методическая работа в дошкольных образовательных учреждениях. - Волгоград: Учитель, 2007. - 156 с.

4. Плинер Я.Г. Педагогическая экспертиза школы / Я.Г.Плинер, В.А.Бухвалов. - М.: Центр «Педагогический поиск», 2000. - 160 с.

8

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2009, том 15

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.