ПЕДАГОГИКА
УДК 37.01. Н.И. ЛЕВШИНА, Л.Н. САННИКОВА
МОНИТОРИНГ, ДИАГНОСТИКА, ЭКСПЕРТИЗА КАК МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
В статье раскрывается результат исследования, направленного на сравнительную характеристику основных методов исследования образовательного процесса. Материалы статьи являются продолжением диссертационных исследований авторов: Левшина Н.И. «Организационно-педагогические условия эффективности контрольно-аналитической деятельности в педагогическом колледже», Санникова Л.Н. «Подготовка студентов вуза к экспертизе образовательного процесса дошкольного учреждения». Актуальность исследования вызвана активным применением мониторинга, диагностики и экспертизы в практике образовательных учреждений, сопровождаемое непониманием сущности и особенностей этих методов.
Результатом исследования является получение и систематизация набора основных характеристик методов исследования образовательного процесса, позволяющих сравнить методы и показать их специфическое отличие.
Ключевые слова: мониторинг, диагностика, экспертиза, управление образовательным процессом.
Независимо от происходящих в системе образования перемен всегда актуальным остается вопрос, связанный с изучением состояния образовательного процесса. Педагогическая теория и практика за многолетнее свое существование накопила значительный опыт в области методов исследования образовательной действительности. Предметом нашего научного изыскания выступили такие методы, как мониторинг, диагностика и экспертиза. Интерес к обозначенным методам вызван проблемой, существующей в практике образовательных учреждений. Проведенный опрос среди руководителей дошкольных и средних общеобразовательных учреждений г. Магнитогорска показал следующее:
■ на вопрос - применяете ли ВЫ в своем учреждении такие методы как мониторинг, диагностика и экспертиза - большинство респондентов (94%) ответили утвердительно. В качестве объектов указанных методов были обозначены как образовательный процесс в целом, так и отдельные его составляющие;
■ трудности у опрашиваемых возникли при ответе на вопрос - дать определение мониторингу, диагностике и экспертизе (70%); подавляющее
большинство респондентов не смогли представить разницу между этими методами (97%).
Анализ полученных ответов, позволил нам обозначить следующую проблему - активное применение мониторинга, диагностики и экспертизы в практике образовательных учреждений сопровождается непониманием сущности и особенностей этих методов.
На современном этапе развития педагогической науки существует много исследований, посвященных изучению каждого из указанных методов в различных контекстах: применительно к управлению качеством образования, к контрольно-аналитической деятельности руководителя и др. В рамках нашего научного исследования мы обратились к некоторой систематизации имеющихся изысканий по проблеме применения мониторинга, диагностики и экспертизы как методов исследования образовательного процесса, а также к их сравнительной характеристике, которую представили в таблице 1.
Проведенная сравнительная характеристика показывает, что между мониторингом, диагностикой и экспертизой много общего. Как видно из таблицы, мониторинг, диагностика и экспертиза
© Н.И. Левшина, Л.Н. Санникова, 2009
5
имеют точки соприкосновения в таких признаках, как функции, принципы, этапы, методы, что подтверждает тесную взаимосвязь данных методов в процессе изучения образовательного процесса.
Однако есть и существенные различия. Так, при единой для всех методов цели - изучение состояния образовательного процесса, способы ее достижения в каждом из методов специфично, что находит отражение в их сущностной характеристике. Мониторинг в отличие от диагностики и экспертизы, больше ориентирован на нормы и стандарты. Существенный признак, отлича-
ющий педагогический мониторинг - это значительная растянутость процесса во времени, непрерывность и многоуровневость. Экспертиза как метод предполагает ориентацию, прежде всего на компетентность и опыт специалиста - эксперта, личность которого и является главным «инструментом» исследования. В этом заключается принципиальное отличие экспертизы от диагностики, которая основывается на соответствующей технико-методической оснащённости педагога и предполагает стремление к максимальной объективности результатов, на которые не влияет личность исследователя.
Таблица1
Сравнительная характеристика мониторинга, диагностики, экспертизы
М е то д Признак Педагогический мониторинг Педагогическая диагнос тика Педа го гическая экспертиза
1 2 3 4
Э ти м о ло ги я «Мониторинг» - от лат. «monitor» - надзирающий «Диагностика» - от гр еч . « d iag п о stiko s » -способный распознавать «Экспертиза» - от лат. « exp e rtu s » - опытный
Определение Образовательный мониторинг - система организации сбора, хранения, обработки и распространения информации о деятельнос ти педагогической сис тем ы , обеспечиваю щ ая непрерывное слежение за ее состоянием и прогнозированием ее развития (А .Н .Майоро в) Педагогическая диагностика - это процесс распознавания различны х педагогических явлений и определение их состояния в определённы й момент на основе использования необхо димы х для этого параметров Педагогическая экспертиза - это совокупность процедур, необходимых для получения коллективного мнения в форме экспертного суждения и ли оценки о педагогическом объекте, процессе и ли явлении
Виды В.А .М окш ее в определяет следующие виды мониторинга: -по областям применения; - по средствам проведения; - по способам сбора информации. Е.В.Коротаева выделяет виды мониторинга, которые соотносимы с длительностью , характером проводимого наблюдения, путями сбора инф ормации: - результа тивны й мониторинг; - процессуальны й мониторинг; - ком плексный мониторинг. С.А.Иванов и др. обозначают следующие виды мониторинга: - информационный; - б а зо в ы й ; - проблемный; - управленческий В образовательном учреждении использую тс я следующие виды диа гн о с ти к: - психологическая; - педагогическая; - социологическая; - медицинская. В за висим ости о т уровня педагогической диагно с тик и И.В.Никишина выделяет такие виды диагностик: - ком понентная; - с тр у к ту р н а я ; - с и с те м н а я Педа го гическая экспертиза может быть: - оценочная и безоценочная; - индивидуа льная, колле ктивная, - ко м плексная; локальная и целостная
6
Вестник КГУ им. H.A. Шкрасова ♦ 2009, том 15
Мониторинг, диагностика, экспертиза как методы исследования образовательного процесса
Этапы М .В.Крулехт, А.Н.Майоров и др. выделяют следующие этапы мониторинга: - определение и обоснование объектов; - определение критериев и показателей, по которым будет осуществляться м о нито ринг; - выбор соответствующих методов; - подготовка инструментария, технологических карт; - сбор информации; - систематизация и анализ полученных данных; - соотнесение с предшествующими результатами мониторинга; - разработка рекомендаций, коррекция К.Ингенкамп выде-ляе т такие этапы диагностики как: - сравнение; - анализ; - прогнозирование; - интерпретация; - информирование о р езу льта та х диагностики и контроль за воздействием на объект диагностики различных диагностических м е то до в В.А.Бухвалов, Я.Г.Плинер выделяют в экспертизе: - анализ; - оценка; - вынесение экспертного заключения, содержащего разработанный проект развития изучаемого объекта и план его внедрения
Функции - Интегративная; - диагностическая; - э кс пе ртная; информационная; - прагматическая; - обеспечения обратной связи между управляющей и управляемой системами - Информационная; - оценочная; - управленческая; - ориентационная; - коррекционная - обслуживания научных исследований - Проясняющая; - защитная; - развивающая; - оценочная; функция ле гализации
Принципы В качестве принципов мониторинга выделяют: - непрерывность; - сравнимость данных; - объективность информации; - адекватность; - прогностичность; - ко лле гиальность; - междисциплинарность; - гуманизации К основным принципам педагогического диагностирования следует отнести: - целостность; - главного звена; - объективность; - де те р м енизм а; - анализа и синтеза Основными принципами экспертизы выступаю т: - экологичность; - диалога и сотрудничества; - конструктивность; - креативность и гибкость; - разносторонность и плюрализм; - конфиденциальность
Методы - М е то ды и з у ч е н и я образовательного процес са в естестве нных усло виях (наблюдение, беседа, анкетирование, анализ документов, продуктов деятельности, опыта работы педагога и др.) и специально измененных условий (эксперимент и опытная проверка выводов По степени «вмешательства» в поведение педагога выделяют: - пассивные: наблюдение, анкетирование, тестирование, интервьюирование, анализ документации; - активные: диагностический Методы экспертизы следуе т разделить на две основные группы: - методы сбора информации об изучаемом объекте; - методы обработки м нений экспертов. К методам сбора информации относят базовые методы: беседа, анкетирование, опрос, наблюдение, и
Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика, № 4, 2009
- исследования); - методы качественного анализа и количественной обработки результатов; - методы индивидуальных и групповых экспертных оценок; - метод рейтинга - эксперимент, создание ситуаций, анализ конкретных ситуаций многие другие; дополнительные: тесты, эксперимент и др. Методы обработки мнений экспертов: - метод групповых экспертных оценок и метод комиссий
Уязвимые стороны метода Мониторинг базируется на стандартах и эталонах, а значит, его эффективность во многом зависит от корректности заданных норм. Одна из основных проблем мониторинга -проблема измеримости его показателей В основу диагностики положены специальным образом разработанные технологии, методики, тестовые задания и т.п. Результаты диагностики зависят от применяемых методов: от степени их разработанности, качества и соответствия изучаемому объекту В основе любой экспертизы лежат субъективные мнения экспертов. Эффективность экспертизы обусловлена компетентностью специалистов, участвующих в проведении экспертизы
■ Общей проблемой для всех методов является определение оптимальных критериев и показателей. Единого, универсального, абсолютного критерия оценки образовательной работы не существует
Наряду с разнообразием подходов к характеристике мониторинга, диагностики, экспертизы наблюдается неоднозначность и в соотношении этих методов между собой. На наш взгляд, педагогическая диагностика и экспертиза могут выступать в качестве методов педагогического мониторинга, т.е. соотноситься как частное и общее. Однако следует отметить, что соотношение методов может изменяться в зависимости от конкретных условий.
Таким образом, сравнительный анализ мониторинга, диагностики и экспертизы позволяет нам говорить о специфичности каждого из них. Однако, только сочетание, взаимосвязь и взаимодополнение этих методов, позволит получить разносторонние сведения об образовательном процессе.
Библиографический список
1. Иванов С.А. Разработка школьной программы мониторинга качества образования // Методическое пособие для администраторов школ / С.А. Иванов, С.А. Писарева, Е.В. Пискунова. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2005. -319 с.
2. Ингенкамп К. Педагогическая диагностика. - М.: Педагогика, 1991. - 240 с.
3. Никишина И.В. Диагностическая и методическая работа в дошкольных образовательных учреждениях. - Волгоград: Учитель, 2007. - 156 с.
4. Плинер Я.Г. Педагогическая экспертиза школы / Я.Г.Плинер, В.А.Бухвалов. - М.: Центр «Педагогический поиск», 2000. - 160 с.
8
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2009, том 15