Научная статья на тему 'Мониторинг деятельности национальных исследовательских университетов Приволжского федерального округа'

Мониторинг деятельности национальных исследовательских университетов Приволжского федерального округа Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
71
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ / ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ / ПРИВОЛЖСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ / РАЗВИТИЕ ТЕРРИТОРИЙ / ФЕДЕРАЛЬНЫЙ БЮДЖЕТ / NATIONAL RESEARCH UNIVERSITY / PRIORITY DIRECTIONS OF DEVELOPMENT / THE VOLGA FEDERAL DISTRICT / REGIONAL DEVELOPMENT THE FEDERAL BUDGET

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Чернов А. Г.

В статье рассматривается новый класс высших учебных заведений национальные исследовательские университеты. Рассмотрены условия и законодательные акты, на основании которых вузы получают статус национального исследовательского университета, а также критерии оценки эффективности их деятельности. Автором сделан вывод о целесообразности дальнейшего развития системы национальных исследовательских университетов в двух направлениях организация взаимодействия указанных вузов между собой при выполнении совместных научных программ, а также более активное привлечение национальных исследовательских университетов к разработке программ и стратегий развития территорий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Чернов А. Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MONITOR THE ACTIVITIES OF NATIONAL RESEARCH UNIVERSITIES OF THE VOLGA FEDERAL DISTRICT

The article discusses a new group of higher institutions National Research Universities. They receive their status and efficiency estimation criteria of their activity due to the specific condition and legislative acts that are considered in the article. The Author concludes that the further development of National Research Universities can be in two direction the organization of interaction between the specified high schools in carrying out of joint research programs as well as greater involvement of National Research Universities to development of programs and strategies of regional development.

Текст научной работы на тему «Мониторинг деятельности национальных исследовательских университетов Приволжского федерального округа»

УДК 336.5

А.Г. Чернов

МОНИТОРИНГ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НАЦИОНАЛЬНЫХ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УНИВЕРСИТЕТОВ ПРИВОЛЖСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА

Аппарат полномочного представителя Президента Российской Федерации в Приволжском федеральном округе

В статье рассматривается новый класс высших учебных заведений - национальные исследовательские университеты. Рассмотрены условия и законодательные акты, на основании которых вузы получают статус национального исследовательского университета, а также критерии оценки эффективности их деятельности. Автором сделан вывод о целесообразности дальнейшего развития системы национальных исследовательских университетов в двух направлениях - организация взаимодействия указанных вузов между собой при выполнении совместных научных программ, а также более активное привлечение национальных исследовательских университетов к разработке программ и стратегий развития территорий.

Ключевые слова: национальный исследовательский университет, приоритетные направления развития, Приволжский федеральный округ, развитие территорий, федеральный бюджет.

Система взаимодействия вузов, научно-исследовательских институтов и предприятий, сформированная во времена Советского Союза, в настоящее время достаточно сильно устарела. Основными направлениями взаимодействия было обеспечение предприятий новыми разработками и квалифицированными кадрами, в первую очередь промышленно-производственным персоналом.

Традиционно предприятия наряду с использованием квалифицированных кадров, подготавливаемых системой высшего профессионального образования, сами вели подготовку необходимых кадров. В течение 1990-1998 гг. объемы промышленного производства в России сократились более чем в два раза. Основной целью предприятий стало финансовое выживание, что привело не только к резкому сокращению численности промышленно-производственного персонала, но и к фактической ликвидации системы подготовки кадров на предприятиях. Начавшийся позднее экономический подъем не решил проблему кадровой обеспеченности на предприятиях - отток кадров не прекратился, хотя и наблюдалось некоторое снижение его темпов.

Еще более неблагоприятна ситуация с обеспечением предприятий новыми технологиями и разработками - всем тем, что в настоящее время принято называть «инновациями». При этом следует понимать, что, учитывая существенно возросший уровень международной конкуренции, вопрос повышения конкурентоспособности отечественных предприятий за счет внедрения новых технологий является в настоящее время одним из ключевых в сфере решения проблемы сохранения и развития промышленности России.

В условиях усиливающейся роли инноваций в социально-экономическом развитии и снижающегося влияния многих традиционных факторов роста, прежде всего сырьевых, в ближайшее десятилетие регионы России должны перейти к формированию новой инновационно ориентированной модели экономики, основанной на расширении выпуска инновационной промышленной продукции, обладающей лучшими потребительскими свойствами и способной успешно соперничать на внутреннем и внешнем рынках с зарубежными аналогами.

Инновационная система включает в себя не только инновационные проекты и реализующий их впоследствии инновационный бизнес, но и исследовательский сектор, сферу образования. Её основная задача - обеспечить эффективное прохождение всего инновационного цикла.

Для решения проблем внедрения в промышленное производство инновационных продуктов необходимо создание эффективной инновационной инфраструктуры, которая обеспе-

© Чернов А.Г., 2011.

чивает продвижение передовых знаний к рынку и привлекает инвестиции в самые прорывные проекты. Национальные исследовательские университеты - это и есть новая институциональная форма организации научной и образовательной деятельности.

По своей концепции, национальный исследовательский университет - высшее учебное заведение, призванное одинаково эффективно осуществлять образовательную и научную деятельность на основе принципов интеграции науки и образования. Их важнейшими отличительными признаками должны являться способность как генерировать знания, так и обеспечивать эффективный трансфер технологий в экономику; проведение широкого спектра фундаментальных и прикладных исследований; наличие высокоэффективной системы подготовки магистров и кадров высшей квалификации, развитой системы программ переподготовки и повышения квалификации. Практически национальный исследовательский университет должен являться интегрированным научно-образовательным центром или включать ряд таких центров в виде совокупности структурных подразделений, осуществляющих проведение исследований по общему научному направлению и подготовку кадров для определенных высокотехнологичных секторов экономики.

Основной задачей государственной поддержки института национальных исследовательских университетов является вывод на мировой уровень образовательных организаций, способных взять на себя ответственность за сохранение и развитие кадрового потенциала науки, высоких технологий и профессионального образования, развитие и коммерциализацию в Российской Федерации высоких технологий.

Стратегической миссией национального исследовательского университета является содействие динамичному развитию научно-технологического комплекса страны и обеспечение его необходимыми людскими ресурсами, сбалансированными по численности, направлениям подготовки, по квалификационной и возрастной структуре с учетом необходимых темпов их обновления и прогнозируемых структурных преобразований в науке и экономике.

Категория «национальный исследовательский университет» присваивается высшему учебному заведению сроком на 10 лет. Оценка эффективности реализации программ развития НИУ проводится Министерством образования и науки Российской Федерации один раз в год на основании докладов о ходе реализации их программ развития, представляемых в Министерство образования и науки Российской Федерации до 1 марта года, следующего за отчетным.

Перечень показателей оценки эффективности реализации программ национальных исследовательских университетов и порядок представления ими отчетности о своей деятетель-ности утвержден Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 июля 2009 г. № 276 «О перечне показателей, критериях и периодичности оценки эффективности реализации программ развития университетов, в отношении которых установлена категория «национальный исследовательский университет».

Все показатели разделены на категории «А» и «Б». При этом в отчетном году должны быть достигнуты все показатели категории «А» и не менее половины показателей категории «Б». Реализация программ развития национальных исследовательских университетов признается эффективной при условии достижения в отчетном году не менее 80% показателей оценки эффективности реализации их программ развития, утвержденных правительством Российской Федерации (табл. 1).

Финансирование программ развития национальных исследовательских университетов из федерального бюджета предусматривается в течение пяти лет их реализации и может осуществляться в виде дополнительных ассигнований на обеспечение выполнения функций бюджетных учреждений, субсидий автономным учреждениям или предусматриваться при реализации федеральных целевых программ при условии обеспечения национальным исследовательским университетом ежегодного внебюджетного софинансирования программы развития в размере не менее 20% размера ассигнований федерального бюджета, выделенных на эти цели. Одним из важнейших условий успешной реализации программы развития является обоснованный механизм устойчивого функционирования национального исследовательского университета после окончания бюджетного финансирования, поскольку повышенные требования к университе-

ту будут сохраняться и в последующий период. В этом смысле функция государства состоит в создании инфраструктурных предпосылок дальнейшего саморазвития университета.

Таблица 1

Перечень показателей оценки эффективности реализации программ развития национальных

исследовательских университетов

КАТЕГОРИЯ А КАТЕГОРИЯ Б

Показатели успешности об разовательной деятельности

Доля обучающихся в НИУ по приоритетным направлениям развития (далее - ПНР) в общем числе обучающихся Доля профильных обучающихся НИУ, трудоустроенных по окончании обучения по специальности

Количество человек, принятых в аспирантуру и докторантуру из сторонних организаций по ПНР НИУ, в расчете на одного научно-педагогического работника (далее - НПР)

Количество молодых ученых из сторонних организаций, прошедших переподготовку или повышение квалификации по ПНР НИУ в расчете на одного НПР

Показатели результативности научно-инновационной деятельности

Количество статей по ПНР НИУ в научной периодике, индексируемой иностранными и российскими организациями (Web of Science, Scopus, Российский индекс цитирования), в расчете на одного НПР Отношение доходов от реализованной НИУ и организациями его инновационной инфраструктуры научно-технической продукции по ПНР НИУ к расходам федерального бюджета на НИОКР, выполненные НИУ

Доля доходов от НИОКР из всех источников по ПНР НИУ в общих доходах НИУ Количество поставленных на бухгалтерский учет объектов интеллектуальной собственности по ПНРНИУ

Доля опытно-конструкторских работ по ПНР НИУ в общем объеме НИОКР НИУ

Количество научных лабораторий по ПНР НИУ, оснащенных высокотехнологичным оборудованием

Показатели развития кадрового потенциала

Доля НПР и инженерно-технического персонала в возрасте от 30 до 49 лет Доля НПР, имеющих ученую степень доктора или кандидата наук

Эффективность работы аспирантуры и докторантуры по ПНР НИУ Доля аспирантов и НПР, имеющих опыт работы (прошедших стажировки) в ведущих мировых научных и университетских центрах

Показатели международного признания

Доля иностранных обучающихся (без учета стран СНГ) по ПНР НИУ Доля обучающихся из стран СНГ по ПНР НИУ

Объем НИОКР по ПНР НИУ в рамках международных научных программ в расчете на одного НПР

Показатели финансовой устойчивости

Финансовое обеспечение программы развития из внебюджетных источников начиная с 2010 года Финансовое обеспечение программы развития из внебюджетных источников начиная в 2009 году

Доходы НИУ из всех источников от образовательной и научной деятельности в расчете на одного НПР

Доля внебюджетного финансирования в доходах НИУ от образовательной и научной деятельности

Отношение заработной платы 10 процентов самых высокооплачиваемых работников НИУ к заработной плате 10 процентов самых низкооплачиваемых работников

Началом процесса создания сети национальных исследовательских университетов явилось вступление в силу Указа Президента Российской Федерации от 07.10.2008 N 1448 "О реализации пилотного проекта по созданию национальных исследовательских университетов", в соответствии с которым статус национальных исследовательских университетов был присвоен первым двум вузам: Московскому инженерно-физическому институту, на базе которого был сформирован Национальный исследовательский ядерный университет, и Московскому институту стали и сплавов, на базе которого был создан Национальный исследовательский технологический университет.

7 октября 2009 завершился первый конкурс по отбору программ развития университетов, в отношении которых была установлена категория "национальный исследовательский университет". По итогам обсуждения путём тайного голосования были выбраны 12 вузов-победителей, получившие указанную категорию и средства из федерального бюджета на финансирование своих программ развития на 2009-2018 годы в объёме до 1,8 млрд руб. каждый.

В число победителей первого конкурса были включены четыре вуза Приволжского федерального округа - Казанский государственный технический университет им. А.Н. Туполева, Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, Пермский государственный технический университет и Самарский государственный аэрокосмический университет им. академика С.П. Королёва.

По итогам второго аналогичного конкурса 4 из 15 вузов-победителей также являются представителями Приволжского федерального округа. Это Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарева, Казанский государственный технологический университет, Пермский государственный университет и Саратовский государственный университет им. Н.Г. Чернышевского.

Таким образом, из 29 существующих сегодня в России национальных исследовательских университета почти треть расположены в регионах Приволжского федерального округа. Вложения средств федерального бюджета в эти 8 университетов составляет 13,5 млрд руб.

Информация об основных направлениях деятельности национальных исследовательских университетов Приволжского федерального округа, а также параметрах финансирования их программ развития приведена в табл. 2.

Таблица 2

Информация об основных направлениях деятельности национальных исследовательских университетов Приволжского федерального округа

Объем фи-

№ Наименование вуза нансирования, млрд руб. Направления деятельности

1 2 3 4

1 Мордовский государственный университет им. Н.П.Огарева 1,5 - энергосбережение и новые материалы; - фундаментальные и прикладные исследования в области финно-угроведения

2 Казанский государственный технологический университет 1,5 - химия и технология полимерных и композиционных материалов; - химия и технология энергонасыщенных материалов; - комплексное освоение ресурсов углеводородного сырья; - нанотехнологии, наноматериалы; - энергоресурсосберегающие технологии перспективных материалов

Окончание табл. 2

1 2 3 4

3 Казанский государственный технический университет им. А.Н. Туполева 1,8 - аэродинамика, проектирование и прочность изделий наукоемкого машиностроения и сооружений; - новые технологии и материалы в наукоемком машиностроении; - проблемы управления и информационных технологий в наукоемком машиностроении; - радиоэлектронные, инфокоммуникационные системы и комплексы в авиации, транспорте и наукоемком машиностроении

4 Нижегородский государственный университет им.Н.И. Лобачевского 1,8 - информационно-телекоммуникационные системы: физические и химические основы, перспективные материалы и технологии, математическое обеспечение и применение; - информационно-телекоммуникационные системы; - космические и авиационные технологии; - индустрия наносистем и материалы; - живые системы; - рациональное природопользование; - энергетика и энергосбережение; - безопасность и противодействие терроризму

5 Пермский государственный университет - технологии изучения, освоения, прогнозирования и управления георесурсами и геосистемам; - моделирование и управление физическими и химиче-

1,5 скими процессами, развитие технологий;

- наукоемкие технологии управления живыми системами; - прогнозирование и управление процессами социально-экономического развития стран и территорий на основе современных информационных технологий

6 Пермский государственный технический - авиационное двигателестроение и газотурбинные технологии;

университет 1,8 - добыча и переработка нефти, газа и полезных ископаемых; - наноиндустрия; - урбанистика

7 Самарский государственный аэрокосмический университет им. академика С.П. Королёва 1,8 - авиационно-космическая наука, технологии и техника, компьютерное моделирование

8 Саратовский государственный университет - математика и информационные технологии; - фундаментальные и прикладные исследования в сфере

им. Н.Г. Чернышев- 1,8 высоких технологий;

ского - живые системы; - риски социальных систем

Учитывая значительные объемы бюджетных средств, направляемых в данные университеты, а также высокую важность целей, на которые направляются данные средства, необходима организация жесткого контроля за их использованием.

При этом при проведении анализа результатов расходования данных средств следует сконцентрироваться не на формальном установлении факта их освоения, как это иногда бывает при реализации подобных проектов. Необходимо оценивать качественные результаты по тем направлениям, в которых работают национальные исследовательские университеты, и при проведении последующих конкурсных отборов университетов для присвоения данной

категории анализировать необходимость и целесообразность усиления одних направлений, и, возможно, ликвидации менее приоритетных, отдавая предпочтение, в первую очередь, тем проектам, возможность коммерциализации, а также экономический эффект от реализации которых являются наибольшими.

Национальные исследовательские университеты фактически получают государственные средства на собственное усиление и развитие. Это очень важная на сегодняшний день задача - усиление позиций России в мировом научном сообществе. При этом следует отметить, что приоритетные направления развития национальных исследовательских университетов, определенные в программах их развития, во многом коррелируют с основными направлениями развития округа, зафиксированными в Стратегии социально-экономического развития Приволжского федерального округа до 2020 года. Это определяет возможность использования их потенциала и наработок в данных направлениях при разработке механизмов реализации стратегии округа, а также программных документов, определяющих перспективное развитие входящих в него территорий.

Одновременно представляется целесообразной организация взаимодействия и обмена опытом между национальными исследовательскими университетами, работающими по аналогичным направлениям, а также совместная реализация несколькими национальными исследовательскими университетами масштабных научных программ и экспериментов.

Библиографический список

1. Указ Президента России от 7 октября 2008 г. №1448 "О реализации пилотного проекта по созданию национальных исследовательских университетов". URL: http://www.kremlin.ru

2. Постановление Правительства России от 13 июля 2009 г. N 550 "О конкурсном отборе программ развития университетов, в отношении которых устанавливается категория "национальный исследовательский университет"" (с изменениями и дополнениями). URL: http://govportal.garant.ru

3. Приказ Минобрнауки России от 29 июля 2009 г. N 276 "О перечне показателей, критериях и периодичности оценки эффективности реализации программ развития университетов, в отношении которых установлена категория "национальный исследовательский университет"". URL: http:// http://mon.gov.ru/files/materials/5561/276.pdf

4. Национальные исследовательские университеты [Электронный ресурс]: Министерство образования и науки Российской Федерации. URL: http ://mon .gov. ru/pro/niu/

Дата поступления в редакцию 10.10.2011

A.G. Chernov

MONITOR THE ACTIVITIES OF NATIONAL RESEARCH UNIVERSITIES OF THE VOLGA FEDERAL DISTRICT

The article discusses a new group of higher institutions - National Research Universities. They receive their status and efficiency estimation criteria of their activity due to the specific condition and legislative acts that are considered in the article. The Author concludes that the further development of National Research Universities can be in two direction - the organization of interaction between the specified high schools in carrying out of joint research programs as well as greater involvement of National Research Universities to development of programs and strategies of regional development.

Key words: National Research University, priority directions of development, the Volga Federal District, regional development the Federal budget.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.