Научная статья на тему 'Мониторинг читательского спроса среди студентов вуза и роль библиотеки в организации учебно-воспитательного процесса'

Мониторинг читательского спроса среди студентов вуза и роль библиотеки в организации учебно-воспитательного процесса Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
728
174
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БИБЛИОТЕКА / ЧТЕНИЕ / ОБРАЗОВАНИЕ / ВОСПИТАНИЕ / СТУДЕНТЫ / ВУЗ / LIBRARY / READING / EDUCATION / STUDENTS / HIGH SCHOOL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Быстрицкая Г. Г.

Представлены результаты исследования читательского спроса среди студентов Омского государственного университета им. Ф.М. Достоевского. Определена роль библиотеки университета как современного информационно-культурного центра, являющегося важнейшей составляющей в процессе обучения и воспитания студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The research of user demands among high school students and the role of libraries in the educational process

The university library is a modern information and cultural center. It is an essential component in the process of training and educating of students

Текст научной работы на тему «Мониторинг читательского спроса среди студентов вуза и роль библиотеки в организации учебно-воспитательного процесса»

ФИЛОЛОГИЯ

Вестн. Ом. ун-та. 2011. № 3. С. 204-207.

УДК 021.8

Г.Г. Быстрицкая

МОНИТОРИНГ ЧИТАТЕЛЬСКОГО СПРОСА СРЕДИ СТУДЕНТОВ ВУЗА И РОЛЬ БИБЛИОТЕКИ В ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Представлены результаты исследования читательского спроса среди студентов Омского государственного университета им. Ф.М. Достоевского. Определена роль библиотеки университета как современного информационно-культурного центра, являющегося важнейшей составляющей в процессе обучения и воспитания студентов.

Ключевые слова: библиотека, чтение, образование, воспитание, студенты, вуз.

За последние десятилетия в ходе экономических и социальных реформ в России произошли существенные изменения в сфере культуры, в том числе они коснулись объема, функций и содержания чтения. Исторический опыт показывает, что чтение, с одной стороны, обусловлено образом жизни, культурными традициями, системой образования и в силу этого достаточно консервативно, с другой - оно связано с экономической, социальной, общественно-политической ситуацией в стране, в силу чего весьма изменчиво.

В последние 10-12 лет довольно ясно обозначилось кризисное состояние в области чтения. Ученые, педагоги, работники библиотек с тревогой констатируют, что падение интереса к чтению неизменно вызывает крушение идеалов, морально-этических устоев, многих нравственных категорий и понятий, влекущих за собой снижение культуры, духовное оскудение. В подобных условиях существования общества необходимо особое значение придавать воспитанию молодежи, в частности студенческой.

Важное значение приобретает приобщение к духовным основам и подлинным ценностям, которые можно извлечь из художественной литературы (имеется в виду подлинная, лишенная вульгарности и примитивизма литература, как классическая, так и современная). В процессе становления, формирования личности человека большая роль принадлежит русской классике, шедеврам иностранной литературы.

Чтобы дать молодому поколению духовные ориентиры, заложить в него нравственные, общечеловеческие ценности, необходимо приобщение студенчества к чтению высокохудожественной, моральнозначимой литературы. Она, по мнению известного русского ученого, педагога, просветителя Е. Н. Ильина, - «почва», куда высаживаются юные ростки, родник, утоляющий жажду, мудрость, способная защитить от многих неверных шагов, возможно, последняя инстанция на пути поиска истины, которая, как мы понимаем, не может трактоваться в соответствии с велением времени или каких-либо внешних обстоятельств.

В наше непростое, экономически не стабильное время школа и вуз как институты не только образования но и воспитания остаются верны задачам приобщения молодежи к вечным нравственно-этичес-

© Г. Г. Быстрицкая, 2011

ким идеалам. Немаловажным фактором в образовании личности подрастающего поколения выступает библиотека. Образование в вузе тесно связано с воспитанием и психологической поддержкой студентов, поэтому сейчас так важна просветительская функция библиотек, которые по комплексности воздействия на общество давно уже опередили все остальные социальные учреждения [1].

Профессиональная подготовка студента - основная, но не единственная цель высшей школы. Главным же является создание в вузе целостной системы содержания, форм и методов воспитания, формирование базовой культуры личности. Роль библиотеки - гуманизировать информационное пространство, содействовать реализации интеллектуальной свободы как составляющей свободы личности [2], что не мешает вузовской библиотеке выполнять главную задачу - обеспечение непрерывного образовательного процесса. Вместе с тем современная вузовская библиотека не только является держателем, хранителем учебной, научной литературы, но и содержит научнопопулярную, художественную литературу, а со второй половины 1990-х гг. происходит активное насыщение библиотеки, в частности ОмГУ, телекоммуникационными средствами связи, компьютерной техникой. Компакт-диски, аудио-, видеоматериалы, сетевые технологии гипертекста и сжатие информации пользуются необыкновенной популярностью у студентов и преподавателей вуза [3].

Информационные потребности студентов широки и разнообразны, при этом наиболее значима потребность в информации, связанной с учебой. Деловое чтение преобладает над досуговым, однако в последнее время, как констатируют работники библиотек, чтение самообразовательное становится менее элитным (такая же тенденция наметилась в сфере киноиндустрии, и растет количество желающих посмотреть фильм на большом экране). Чтение продолжает сохранять статус высокой духовной деятельности, способствует развитию, мышлению, творчеству, самовыражению.

Социологические исследования чтения художественной литературы помогают выявить специфику, особенности, структуру жанровых предпочтений студентами российских вузов. Так, например, студенты филологического факультета ОмГУ отводят художественной литера-

туре главное место в чтении, в силу специфики обучения. Интерес к русской классической литературе проявляют 63 % опрошенных студентов (1-5 курсы), причем более всего востребована литература XIX в. И это вполне понятно: вся она -осмысление человеческого бытия и, по мнению философа Д.Л. Андреева, «обнаружение элементов поэзии и красоты в будничных слоях человеческой жизни» [4]. Особое место в круге чтения студентов старших курсов занимает А.С. Пушкин: его творчеству посвящена масса исследований, относительно него имеется множество точек зрения. Бесспорно, читателей привлекает язык, «емкий, богатый и чрезвычайно выразительный. Великолепный стих», но студенты находят в его произведениях и комплекс идей, интересующих их: идеи, связанные с понятием «тайной свободы», идеи противостояния личности и общества, личности и государства. Но вместе с тем нельзя не заметить, изучив список произведений А. С. Пушкина, наиболее востребованных и в вузовской, и в домашней библиотеке, что молодое поколение обращается к тем произведениям, которые посвящены вопросам цели и смысла жизни, смерти, религии, положения человека в обществе: Каменноостров-ский цикл, «Повести Белкина», «Борис Годунов», «Капитанская дочка». А это свидетельство того, что студенты воспринимают классика как «наставника духовности».

Зарубежная классическая литература больше всего востребована студентами первого-второго курсов, причем предпочтение отдается английским и французским авторам: произведения В. Гюго,

Ф. Стендаля, О. де Бальзака, В. Скотта прочитаны или перечитаны 58 % студентов вышеуказанных курсов.

Автор интересного исследования «Художественная литература как объект читательских интересов» В.И. Лопатина считает, что чем старше студент, тем разнообразнее его увлечения, шире кругозор, что влияет и на выбор жанров.

Так, например, 39 % студентов треть-его-пятого курсов читают исторические романы, 37 % - детективы, 21 % - любовные (женские) романы. У студентов очнозаочной вечерней формы обучения филологического факультета ОмГУ отмечен повышенный интерес к чтению фантастики. Жанровые предпочтения студентов разных курсов зависят не от возраста, а, скорее, от специализации: журналисты предпочитают прозу, публицистику,

206

Г. Г. Быстрицкая

филологи - поэзию, издатели и пиарщики - научно-популярную, документальную литературу. В числе авторов, наиболее востребованных «модными» специальностями (издательское дело и редактирование, связи с общественностью), такие как Б. Тоннер («Пиарщик фюрера»), Т. Суад («Сожженная заживо»), П. Зюскинд

(«Парфюмер. История одного убийцы»), Б. Вербер («Наши друзья Человеки»),

О. Робски («Жизнь заново: авторский

сборник»), А. Гавальда («Я ее любил / Я его любила»), Л. Вайсберг («Дьявол носит “Prada”», «Стервы большого города»),

А. Маринина («Чувство льда»). Нетрудно увидеть, что все перечисленные авторы занимают первые строчки рейтингов

продаж.

Проведение ранжирования жанров читательских предпочтений по тендерному аспекту показывает, что девушки-студентки читают в основном не просто детективы, а произведения определенных авторов: А. Марининой, Т. Устиновой, Д. Донцовой, П. Дашковой, прозу современных авторов, среди которых 50 % составляют русские писатели: В. Токарева, Г. Щербакова, Т. Калинина и др. Молодые люди на первое место выносят триллеры, детективы, мемуарную литературу (соответственно 61, 58 и 56 %), менее востребована ими фантастика, поэзия.

Чтение, безусловно, индивидуальный процесс. Каждый читатель определяет для себя круг чтения. Но объективный характер интересов и потребностей, возникающих под влиянием социальных и экономических условий жизни, позволяет вырабатывать типовые решения, связанные, например, с формированием библиотечного фонда как базы управления чтением, определением тематики и читательского назначения выставок, массовых мероприятий, рекомендаций литературы читателю [5].

Практика работы библиотеки ОмГУ свидетельствует, что наиболее распространенной формой работы являются читательские конференции, выставки книг, тематические книжные обзоры и сообщения о новых поступлениях. Эффективным вариантом работы по привлечению студентов к чтению художественной литературы являются встречи с писателями, критиками, издателями, проводимые библиотекой ОмГУ совместно с кафедрой библиотечно-информационной деятельности. Обычно после такой встречи происходит новый всплеск интереса к художе-

ственной литературе, к произведениям не только беллетристики, но и литературной критики.

Действенный путь приближения классических произведений к читателю - их инсценирование. На базе ОмГУ работает студенческий театр «Поиск», которым руководит редактор газеты «Омский университет» Н. А. Козорез. Очень интересна идея проведения литературно-музыкального вечера, посвященного поэзии Серебряного века. Главное здесь то, что стихотворения поэтов читались студентами, которые сами пробуют силы на литературном поприще. Такой «исполнительский» анализ помог им рассказать со сцены и о себе, и о своем миропонимании и почувствовать духовную близость с поэтами Серебряного века.

С использованием новых информационных технологий в вузовских библиотеках появилась возможность проведения мероприятий таких новых форм, как просмотр фильмов с последующим обсуждением, презентации, посвященные видным деятелям искусства, литературы в частности. На базе библиотеки ОмГУ, филологического факультета собрано достаточное количество художественных фильмов на аналоговых и цифровых носителях, что дает возможность их использования как в учебном процессе, так и во вне-учебное время. Студенты имеют уникальную возможность увидеть интерпретацию художественного произведения режиссером, актерами, сопоставить ее со своим прочтением, пониманием текста. Неслучайно после очередного просмотра «многие тянутся к томикам известных авторов, удивляясь новому восприятию давно известных строк» [6].

Библиотека университета как современный информационно-культурный центр является важнейшей составляющей в процессе воспитания студентов. Имея неограниченные возможности доступа к различного рода информации, библиотека выступает одновременно как источник, из которого черпает свои знания формирующаяся личность, и как источник социальной адаптации молодого поколения [7]. И вся деятельность библиотеки по повышению читательской активности студентов должна соответствовать современному этапу развития библиотечного обслуживания, основываться на новых формах и методах, поиске тех путей, которые способствовали бы приобщению к чтению, которое, бесспорно, является

важнейшим элементом университетского воспитания студенчества.

ЛИТЕРАТУРА

[1] Беляева И. П. Библиотека вуза - центр распространения знаний, духовного и интеллектуального общения / И. П. Беляева, Л. Н. Самойлова // Унив. кн. 2000. № 6. С. 31-34.

[2] Кадровый потенциал научных библиотек : сб.

науч. тр. / Гос. публич. науч.-техн. б-ка Сиб. отд-ния Рос. акад. наук; ред. Т. А. Жданова. Новосибирск : ГПНТБ СО РАН, 1992. 131 с.

[3] Свергунова Н. Воспитание культурного человека // Библ. дело. 2004. № 8. С. 2-4.

[4] Андреев Д. Л. Роза мира: метафилософия истории. М., 1991. 287 с.

[5] Ванеев А. Н. Библиотечное дело. Теория. Методика. Практика : к 80-летию со дня рождения авт. / С.-Петерб. гос. ун-т культуры и искусств. СПб., 2004. 366 с.

[6] Визер Ж. Библиотека и пользователь: проблемы общения // Унив. кн. 2001. № 9. С. 4243.

[7] Комаровская Т. В. Библиотека в едином научно-образовательном пространстве университета // Унив. кн. 2001. № 8. С. 42-46.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.