Научная статья на тему 'Мониторинг человеческого капитала аграрного сектора экономики'

Мониторинг человеческого капитала аграрного сектора экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
298
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
человеческий капитал / аграрный сектор / сельские территории / развитие / мониторинг / система показателей / оценка / кадровая политика / анкетирование / центр кадрового мониторинга / human capital / agrarian sector / rural territories / development / monitoring / system of indicators / assessment / personnel policy / questioning / center of personnel monitoring

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Прока Н. И.

Обоснована необходимость и предложен механизм проведения мониторинга кадрового потенциала АПК и сель-ских территорий. Проведен анализ результатов социологического обследования сельских домохозяйств Орловской области. Предложена структура регионального центра кадрового мониторинга АПК и сельских территорий и разработаны основные направления его деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MONITORING OF THE HUMAN CAPITAL AGRARIAN SECTOR OF ECONOMY

Need is proved and the mechanism of carrying out monitoring of personnel capacity of agrarian and industrial complex and rural territories is offered. The analysis of results of sociological inspection of rural households of the Oryol area is carried out. The structure of the regional center of personnel monitoring of agrarian and industrial complex and rural territories is offered and the main directions of its activity are developed.

Текст научной работы на тему «Мониторинг человеческого капитала аграрного сектора экономики»

ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ

УДК 631.158:334.012.32

МОНИТОРИНГ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА АГРАРНОГО СЕКТОРА ЭКОНОМИКИ

MONITORING OF THE HUMAN CAPITAL AGRARIAN SECTOR OF ECONOMY

Н.И. Прока, доктор экономических наук, профессор

N.I. Proka, Doctor of Economics, professor

Орловский государственный аграрный университет

Orel State Agrarian University

Обоснована необходимость и предложен механизм проведения мониторинга кадрового потенциала АПК и сельских территорий. Проведен анализ результатов социологического обследования сельских домохозяйств Орловской области. Предложена структура регионального центра кадрового мониторинга АПК и сельских территорий и разработаны основные направления его деятельности.

Need is proved and the mechanism of carrying out monitoring ofpersonnel capacity of agrarian and industrial complex and rural territories is offered. The analysis of results of sociological inspection of rural households of the Oryol area is carried out. The structure of the regional center ofpersonnel monitoring of agrarian and industrial complex and rural territories is offered and the main directions of its activity are developed.

Ключевые слова: человеческий капитал, аграрный сектор, сельские территории, развитие, мониторинг, система показателей, оценка, кадровая политика, анкетирование, центр кадрового мониторинга.

Keywords: human capital, agrarian sector, rural territories, development, monitoring, system of indicators, assessment, personnel policy, questioning, center of personnel monitoring.

Основной целью государственной программы «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы» как на уровне страны, так и регионов является обеспечение устойчивого развития сельских территорий на основе повышения конкурентоспособности продукции сельского хозяйства и ее переработки, финансовой устойчивости субъектов аграрного бизнеса и эффективности использования ресурсов. В частности, в результате реализации госпрограммы в Орловской области в 2020 г. запланирован рост индекса производства продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий на 26,4% по сравнению с 2012 г.

По структуре государственная программа включает комплекс целевых долгосрочных региональных программ, в которых кадровый потенциал рассматривается только как один из важнейших факторов, обеспечивающий их эффективную реализацию. Другими словами, в структуре государственной программы на уров-

не РФ отсутствует целенаправленная подпрограмма формирования и развития человеческого капитала аграрного сектора, в рамках которой были бы разработаны аналогичные отраслевые региональные программы формирования и развития кадрового потенциала. Такой подход, как на уровне страны, так и регионов вряд ли можно считать дальновидным и научно-обоснованным.

В связи с сокращением в перспективе количественных показателей кадрового потенциала в сельской местности, усиливается значимость и соответственно увеличивается «нагрузка» на формирование и развитие качественных его параметров. Экономическое состояние аграрного сектора и уровень развития сельских территорий оказывают комплексное и определяющее влияние на развитие человеческого капитала, с другой стороны, именно уровень его развития решающим образом способствует формированию конкурентоспособного аграрного сектора.

Эту взаимосвязь можно реально проследить на уровне региона только путем проведения мониторинга человеческого капитала, который, к сожалению, в настоящее время практически никто не проводит. Однако без такого мониторинга невозможно формировать и реализовать эффективную кадровую политику и управлять человеческим капиталом отрасли. С нашей точки зрения, механизм управления человеческим капиталом должен основываться на результатах регионального мониторинга человеческого капитала аграрного сектора. Учитывая значимость проблемы формирования и развития человеческого капитала для аграрного сектора экономики, такая постановка вопроса требует, чтобы мониторинг:

• проводился только на основе научно-обоснованного инструментария - мини-систем показателей оценки количественных и качественных параметров человеческого капитала, эффективности его использования и развития;

• включал дифференцированный, но взаимосвязанный инструментарий, то есть состав и структура систем показателей оценки должны быть дифференци-

рованы - отдельно для субъектов хозяйствования, сельских территорий и региона в целом;

• проводился в разрезе региона по единой методике и на основе единого инструментария;

• был обеспечен поддержкой со стороны региональных органов власти;

• проводился в рамках деятельности регионального Центра кадрового мониторинга, входящий в структуру Департамента сельского хозяйства;

• предусматривал проведение социологических опросов;

• финансировался за счет средств государственной поддержки аграрного сектора экономики в рамках реализации региональной государственной программы «Развитие сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы»;

• предусматривал четкую, отлаженную и научно -обоснованную организацию его проведения.

На рисунке 1 представлена авторская организационная модель проведения мониторинга регионального кадрового потенциала АПК и сельских территорий.

Рисунок 1 - Организационная модель кадрового мониторинга регионального АПК и сельских территорий

Организация проведения мониторинга в предложенном варианте позволит:

• получить реальную и достоверную информацию о состоянии человеческого капитала - т.е. достаточно полную картину ситуации;

• оценить социально-экономическое состояние человеческого капитала;

• выявить тенденции изменения и развития человеческого капитала;

• выявить влияние уровня развития сельских территорий на формирование кадрового потенциала;

• разработать обоснованные направления развития человеческого капитала;

• выработать комплекс мер по обоснованию наиболее эффективного варианта формирования кадрового потенциала аграрного сектора;

• формировать и корректировать кадровую политику аграрного сектора на текущий и перспективный период.

Мониторинг человеческого капитала АПК и сельских территорий будет неполным по составу и структуре необходимой информации, если он не будет содержать и материалы анонимных социологических исследований (опросов) по встречным, наиболее значимым на тот или иной период, вопросам.

Социально-экономические условия развития аграрного сектора региона и его сельских территорий определяют особенности механизма управления человеческим капиталом. Проводимый нами - сотрудниками и студентами Орловского ГАУ, ежегодный мониторинг социально-трудовой сферы села, позволил отслеживать условия развития человеческого капитала на сельских территориях. В рамках этого мониторинга социологическим наблюдением были охвачены сельские домохозяйства из всех сельских районов Орловской области. Некоторые результаты социологического опроса изложены в таблице 1.

Таблица 1 - Оценка уровня материального положения сельских домохозяйств Орловской области в 2011 г.

по материалам анкетирования

Вопросы Варианты ответов Результаты опроса, %

Как изменилось Ваше материальное положение за последний год? улучшилось 22,5

осталось без изменений 62,0

ухудшилось 10,0

затрудняюсь с ответом 5,5

Оцените, пожалуйста, материальное положение своего домохозяйства? богато 4,0

в достатке 20,5

средне 59,5

бедно 13,5

затрудняюсь с ответом 2,5

Оцените, пожалуйста, свои жилищные условия? отличные 5,0

хорошие 47,5

удовлетворительно 35,5

плохие 9,5

очень плохие 1,0

затрудняюсь с ответом 1,5

Как Вы оцениваете свое здоровье? отличное 11,5

хорошее 40,0

удовлетворительно 37,5

плохое 3,5

очень плохое 1,0

затрудняюсь с ответом 6,5

Можете ли Вы оплачивать медицинские услуги? да, мне это позволяют материальные возможности 14,0

да, но пришлось бы ограничивать себя 32,0

не могу 40,5

затрудняюсь с ответом 13,5

Уровень развития человеческого капитала и за-крепляемости кадров в сельской местности во многом определяется уровнем материального положения сельских домохозяйств. Социологические опросы показали, что если, например, в 2010 г. только у 10,2% сельских домохозяйств улучшилось материальное положение, а у 30,7% - ухудшилось, то уже в 2011 г. это соотношение составило соответственно - 22,5% и 10,0%. При этом 43,5% респондентов надеются, что их материальное положение в течение 2-3-х ближайших лет улучшиться, 40,5% - останется без изменения и только 8,0%, считают, что оно ухудшиться.

В целом, исследования позволили выявить положительную тенденцию к улучшению социально -экономических условий развития человеческого капитала:

• средний достаток в уровне материального положения составляет около 60%;

• повышается материальное положение жителей сельских территорий Орловской области;

• хорошие жилищные условия - 47,5%;

• хорошее здоровье жителей сельской местности

- 51,5%.

Однако, несмотря на то, что около 60% домохозяйств отнесли свой уровень материального положения к среднему достатку, но при этом уровень дохода почти половина сельских домохозяйств не позволят ее членам оплачивать медицинские услуги.

Требования работодателей к человеческому капиталу в условиях постоянной конкуренции постоянно возрастают. С одной стороны, это постоянное напряжение психологически угнетает работника аграрного сектора экономики, тем более в условиях ограниченных возможностей поиска новой работы в сельской местности. С другой стороны, такая ситуация мотивирует их на постоянное развитие своего человеческого капитала. Если, например, в 2011 г. около 60% работающих респондентов опасались потерять работу, то уже в 2012 г. всего около 40%, но при этом почти третья часть из них затруднились с ответом (табл. 2). Вот почему, в 2011 г. 30,2% респондентов отметили, что нуждаются в повышение квалификации.

Региональные исследования по формированию эффективного механизма управления человеческим капиталом в аграрном секторе экономики и обоснованной кадровой политики в современных условиях невозможны без наличия в структуре Департамента сельского хозяйства не отдельных кадровых должностей, а Центра кадрового мониторинга. Здесь нельзя не отме-

тить тот факт, что в настоящее время в структуре Департамента сельского хозяйства нет ни одной должности или штатной единицы, соответственно ни одного работника, который бы занимался кадровым обеспечением отрасли, разработкой, согласованием и реализацией кадровой политики аграрного сектора.

Объективная необходимость формирования в регионе Центра кадрового мониторинга АПК и сельских территорий обуславливается, с одной стороны, национальной значимостью аграрного сектора и, с другой, возможностью комплексного решения проблемы формирования, использования и развития человеческого капитала.

Таблица 2 - Результаты социологического опроса сельских домохозяйств Орловской области

Вопросы Варианты ответов Годы

2011 2012

Опасаетесь ли Вы потерять работу в течение 2-3-х ближайших лет да, скорее да 60,8 39,5

нет, скорее нет 18,0 31,5

затрудняюсь с ответом 21,2 29,0

Кроме указанных причин, потребность в кадровом мониторинге давно назрела и вызвана также и следующими обстоятельствами:

• аграрной направленностью региона;

• критически складывающейся ситуацией с кадровым потенциалом АПК и сельских территорий;

• необходимостью кадрового обеспечения реализуемых программ и проектов;

• обеспечения среднесрочной и долгосрочной потребности АПК в высококвалифицированных кадрах;

• ограниченностью статистической и отчетной информацией о реальном состоянии кадрового потенциала по количественным и качественным параметрам

[1].

Региональный центр кадрового мониторинга АПК и сельских территорий позволит:

• решить в комплексе вопросы формирования, накопления и развития человеческого капитала;

• проанализировать кадровый потенциал АПК и сельских территорий на основе материалов мониторинга человеческого капитала;

• определить структурную потребность в кадрах;

• обеспечить организацию целенаправленной подготовки кадров по востребованным направлениям;

• обеспечить определение потребностей и координацию работы по повышению квалификации и профессиональной переподготовки кадров;

• выявить и систематизировать профессиональные компетенции, предъявляемые работодателями к специалистам, бакалаврам и магистрам;

• разработать приемлемые варианты участия работодателей в подготовку и переподготовку кадров;

• создать информационную базу кадрового потенциала аграрного сектора экономики;

• выявить и систематизировать вакансии по отраслям АПК, специальностям и направления подготовки, субъектам хозяйствования и сельским поселениям, создать информационную базу вакансий;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• создать кадровый резерв, оценить их человеческий капитал, направления профессионального разви-

тия и организовать дополнительную профессиональную подготовку;

• планировать потребность в кадрах по отраслям, субъектам хозяйствования и сельским территориям;

• организовать систему взаимодействия со службами управления персоналом субъектов хозяйствования;

• регулировать аграрный рынок труда;

• подготовить регулярные аналитические материалы фактической ситуации с кадровым потенциалом;

• разработать, реализовать, регулировать и контролировать систему трудоустройства выпускников образовательных учреждений в аграрном секторе экономики.

Оптимальная

структура

Методическое

обеспечение

Профессиональноквалифицированный уровень персонала

Уровень использования информационные кадровые технологий

Объективность и комплексность мониторинга

Мониторинг

человеческого

капитала

Социологические

опросы

Условия, обеспечивающие реализации мониторинга

Региональный центр кадрового мониторинга АПК и сельских территорий

Структурное

подразделение

Департамент сельского хозяйства

Степень заинтересованности региональных органов власти

Цели и задачи ♦

Направления

деятельности

Т ерриториальный орган Федеральной службы государственной статистики

Сельские Субъект Управление труда

поселения взаимодействия и занятости

Центр содействия Личные

трудоустройству -► Образовательные Подсобные

выпускников учреждения хозяйства

Субъекты

хозяйствования

Рисунок 2 - Структура регионального центра кадрового мониторинга АПК и сельских территорий

На рисунке 2 автором предложена структура регионального центра кадрового мониторинга АПК и сельских территорий. Основные направления его деятельности должны быть скоординированы и целенаправленны на реализацию в регионе отраслевых программ и проектов на тот или иной период времени,

обеспечивающих инновационное развитие аграрного сектора и повышение качества жизни сельского населения.

Эффективность деятельность Центра кадрового мониторинга АПК и сельских территорий будет зависеть от следующих условий:

• оптимизации его структуры;

• профессионально-квалификационного уровня его персонала;

• уровня использования современных информационных кадровых технологий;

• методического обеспечения;

• уровня научной обоснованности методики и системы показателей оценки человеческого капитала, а также адекватных решению конкретных задач;

• объективности и комплексности мониторинга человеческого капитала;

• степени заинтересованности в его создании и функционировании региональных органов власти, в том числе Департамента сельского хозяйства.

Какие основные задачи должен решать региональный центр кадрового мониторинга АПК и сельских территорий? В первую очередь, это следующие:

• формирование системы профессиональных компетенций;

• определение потребностей работодателей в соответствующих профессиональных компетенциях бакалавров, специалистов и магистров;

• планирование кадровой потребности и составление регионального трудового баланса;

• обеспечение высокого уровня трудоустройства выпускников образовательных учреждений и их закре-пляемости в АПК;

• кадровое сопровождение реализации региональных программ и проектов;

• создание информационного банка вакансий;

• выработка системы индикаторов и критерий оценки профессиональных компетенции;

• формирование и подготовка кадрового резерва, планирование карьеры;

• анализ материалов мониторинга кадрового потенциала.

К основным направлениям деятельности регионального центра кадрового мониторинга АПК и сельских территорий следует отнести:

• оценка кадрового потенциала субъектов хозяйствования и региона;

• информационное обеспечение системы кадрового потенциала регионального аграрного сектора экономики;

Прока Н.И. - е-шаіі: niproka@mail.ru

• изучение, оценка и регулирование рынка аграрного труда;

• разработка методов выявления потребности в повышение квалификации и профессиональной переподготовки работников;

• оценка и аттестация кадров;

• организация и методика проведения мониторинга кадрового потенциала региона;

• подготовка аналитических материалов;

• организация функционального взаимодействия со службами управления персоналом субъектов хозяйствования и др.

Организация работы центра мониторинга кадрового потенциала АПК и сельских территорий должна быть гибкой по отношению к изменениям ситуации внешней среды, обеспечивать максимальное соответствие предоставляемой информации запросам пользователей, а также для регулирования кадровой политики

[2]. Только эффективная его деятельность обеспечит условия для формирования и реализации механизма управления человеческим капиталом в аграрном секторе, адекватного современным требованиям инновационного развития экономики [3].

Исследование выполнено при поддержке РФФИ в рамках реализации проекта «Формирование эффективного механизма управления человеческим капиталом в условиях обеспечения инновационного развития регионального аграрного сектора» № 12-06-97507-р_центр_а - Региональный конкурс ЦЕНТР.

Литература:

1. Кузнецова Т.М., Прока Н.И. Формирование региональной кадровой политики АПК в условиях его инновационного развития . Вестник Орел ГАУ. - 2008.

- № 6. - С. 19-23.

2. Прока Н.И., Грудкин А.А. Мониторинг кадрового потенциала аграрной сферы региона. Вестник кадровой политики, аграрного образования и инноваций. -2008. - № 11. - С. 13-15.

3. Прока Н.И. Концептуальные основы формирования механизма управления человеческим капиталом в аграрном секторе экономики. Вестник ОрелГАУ. -2012. - № 6. - С. 12-17.

Статья поступила в редакцию 03.12.2012 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.