Научная статья на тему 'Мониторинг безопасности Федеральных округов и регионов Сибири'

Мониторинг безопасности Федеральных округов и регионов Сибири Текст научной статьи по специальности «Электротехника, электронная техника, информационные технологии»

CC BY
120
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям, автор научной работы — Абросимов Николай Васильевич, Махутов Николай Андреевич, Петров Виталий Петрович, Резников Дмитрий Олегович

Обсуждаются цели мониторинга безопасности в федеральных округах Сибири, основные угрозы федерального, окружного и регионального масштаба, а также оперативно-стратегические требования к центру мониторинга безопасности. На основе сравнительного анализа и опыта сформированы возможные этапы и направления создания в Сибири центров мониторинга комплексной безопасности, их возможный состав, технологии работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям , автор научной работы — Абросимов Николай Васильевич, Махутов Николай Андреевич, Петров Виталий Петрович, Резников Дмитрий Олегович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Мониторинг безопасности Федеральных округов и регионов Сибири»

ИРКУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ

Абросимов Н.В.,Махутов Н.А.,

Петров В.П., Резников Д.О. УДК 656.25.006.354

МОНИТОРИНГ БЕЗОПАСНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОКРУГОВ И РЕГИОНОВ СИБИРИ

Разработки проблем безопасности в рамках Государственной научно-технической программы «Безопасность» и решения Совета Безопасности и Государственного совета Российской Федерации позволяют поставить одну из актуальных проблем обеспечения и повышения комплексной безопасности страны, ее Федеральных округов и регионов. В число базовых задач при решении этой проблемы входит создание многоуровневых систем мониторинга безопасности и защиты населения, объектов техносферы и природной среды от опасных процессов, кризисов и катастроф. Сибирь и Дальний Восток России имеют исключительно сложное сочетание факторов, способствующих нарастанию угроз национальной безопасности.

Опираясь на отечественные разработки по ряду Государственных и Федеральных целевых программ, на реализацию Указа Президента Российской Федерации о создании Национального центра управления кризисными ситуациями, на международное сотрудничество в рамках ООН, СНГ, Совета Европы, Международного центра управления рисками и Международного института безопасности сложных технических систем, в настоящее время представляется актуальной проработка вопросов по созданию системы и Центров мониторинга безопасности Сибири применительно к Сибирскому и Дальневосточному Федеральным округам и регионам. В такой проработке важно затронуть следующие аспекты: Общие положения. Принимая во внимание, что: - государственная политика в области безопасности и защиты от чрезвычайных ситуаций востребована, динамично развивается и стремится содействовать решению практических задач обеспечения безопасности России, Сибирского и Дальневосточного Федеральных округов и регионов Сибири;

- безопасность Сибири - это обеспечение комплексной защиты от перманентных социальных, экономических, техногенных, природных и военных угроз, включая защиту человека и окружающей среды при редких крупномасштабных катастрофах;

- обеспечение безопасности и предупреждение катастроф предусматривают меры регионального, национального и международного уровня по предотвращению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, чрезвычайному гуманитарному и экологическому урегулированию и являются составными частями государственной политики;

- регионы Сибири, входящие в Сибирский и Дальневосточный федеральные округа отличаются уникальным сочетанием суровых климатических условий, высокой сейсмичностью и чрезвычайной насыщенностью потенциально опасными объектами гражданского и оборонного комплекса;

- реализация идей и проектов в этой сфере требует в приоритетном порядке опираться на коллективные меры обеспечения безопасности — борьбу с катастрофами;

- государство, Федеральные округа и регионы Сибири делают все для сохранения своих национальных и региональных систем безопасности, но в то же время нуждаются в правовой, нормативной, научной поддержке и координации, а также в развитии наиболее передовых и одновременно достаточно эффективных высоких технологиях, которые должны быть доступны на всех уровнях государственного управления от федерального до местного и объектового.

Цели мониторинга в Федеральных округах Сибири (Сибирском и Дальневосточном).

1. Создать интегрированные структуры, окружные центры мониторинга безопасности (далее по тексту - Центры) и обеспечить при координации и поддержке Федерального ру-

ководства эффективное использование возможностей округов и регионов для дополнения усилий законодательных и исполнительных органов государства по защите человека, объектов техносферы и окружающей среды от опасностей кризисов и катастроф.

2. Предусмотреть постоянное развитие и наращивание возможностей Центров на основе вкладов иностранных государств, Российской Федерации, Федеральных округов и регионов в виде предоставления передовых научных методов и технологий и норматив -но-правовых документов по борьбе с опасными процессами и катастрофами, а также «тиражирования» наиболее эффективных из них на основе решений Федеральных округов.

3. Использование возможностей Центров при решении общегосударственных задач повышения безопасности и предупреждения опасностей, угроз и катастроф в дополнение к национальным возможностям страны и при обращениях к Международному сообществу с запросами о помощи или при оказании такой помощи другим государствам.

Основные угрозы Федерального, окружного и регионального масштаба.

Прогноз опасностей, вызовов, кризисов и катастроф, построенный на оценках передовых государств, научных коллективов России — основа для создания, развития и функционирования окружных Центров Сибири. В качестве предварительной оценки федеральных, окружных и региональных рисков, ориентирующей на создание Центров, которые потребуют коллективных усилий государства, округов и регионов по обеспечению комплексной безопасности и противодействию опасным процессам и непосредственного содействия международного сообщества можно назвать следующий их перечень:

1. Крупные землетрясения в зонах повышенной активности на материковой и островной частях Сибири (Алтай, Забайкалье, Сахалин, Камчатка).

2. Техногенные катастрофы (взрывы, пожары) на потенциально опасных промышленных, транспортных, энергетических, военных объектах, размещенных в населенной части Сибири, которые ведут к человеческим жертвам, потере производственных мощностей и опасному загрязнению окружающей среды.

3.Сезонные пожары в лесах, угрожающие населенным пунктам и культурным ценностям, борьба с которыми ежегодно является

серьезной задачей практически для всех регионов Сибири в Сибирском и Дальневосточном округах.

4. Наводнения на основных реках Сибири, которые продемонстрировали свой размах в бассейнах Амура, Лены, Иртыша и других рек, которые, как показывают оценки, могут причинять ущерб целым округам, постепенно расширяя территории затоплений и увеличивая ущербы.

5. Прорывы плотин, дамб, береговых укреплений, способные привести к катастрофическим последствиям.

6. Вулканическая активность, постоянно присутствующая и катастрофически нарастающая, в том числе, со взрывным характером извержения, и катастрофическими последствиями для населенных районов Камчатки и опасным трансграничным загрязнением атмосферы.

К основным факторам, которые повышают риск этих катастрофических явлений, относятся: повсеместное накопление климатических отклонений на континенте; интенсивные демографические процессы; нарастающий износ и интенсификация промышленности, транспорта и энергетики при старении отдельных объектов, в том числе нуждающихся в выводе из эксплуатации; возможность террористических актов, которые, в том числе, могут в свою очередь инициировать крупномасштабные техногенные катастрофы в Сибири. Более глубокийанализ тенденций, процессов в техносфере, природе и социальной сфере, проводимый учеными России и Сибири может дополнить этот прогноз и указать на другие угрозы, которые характерны для Сибири в настоящее время, противодействие которым является одной из важных задач Центров.

Основные оперативно-стратегические требования к Центру мониторинга безопасности.

Центр должен эффективно, следуя политике Международного сообщества (ООН, СНГ, ЕС, АТЭС , ШОС) и по решениям, принимаемым на Федеральном уровне (Совет Безопасности, Государственный совет, Правительство Российской Федерации) дополнять национальные, окружные и региональные усилия по обеспечению комплексной безопасности и борьбе с катастрофами. Он должен находиться на территории соответствующего Федерального округа и, исходя из принципа доступности, предпочтительно располагаться

ИРКУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ

компактно в центральной части округа. Для его отделений в регионах место может выбираться по более свободной схеме, исходя из возможностей и необходимости пропорционального охвата территории по уровням интегральных рисков.

Центры должны быть функционально и оперативно связаны с Национальным центром управления кризисными ситуациями (НЦУКС). Основу возможностей Центра должны составлять постоянно действующий орган управления, обеспечивающий связь с основными окружными и региональными структурами в Сибири, а также готовность по предоставлению чрезвычайных прогнозов, оценок возможных последствий опасных процессов, кризисов и предложений по сценариям действий по ликвидации таких последствий, включая координированное реагирование дежурными подразделениями Центров, имеющими специальный статус в РС ЧС.

Для реализации высокой готовности по чрезвычайному реагированию в составе Центра должны быть аэромобильные силы, которые в течение времени, не превышающего нескольких часов, обязаны приступить к выполнению прогнозно-аналитических задач по оценке масштабов последствий опасных явлений и процессов и по формированию предложений и указаний при обеспечении развертывания сил и средств в любом районе Сибири, округа, региона. В случае соответствующего запроса и положительного решения НЦУКС силы Центров могут использоваться за пределами Сибири.

На решения, рекомендации, силы и средства Центра должны распространяться упрощенные системы доставки и контроля, а также правила оперативного решения вопросов при поддержке со стороны НЦУКС в зоне их ответственности.

Федеральный округ несет ответственность за организацию, функционирование, повседневное снабжение и содержание Центра.

Источники финансирования Центров могут включать: выплаты из бюджетов округа и регионов, в которых предусматривается соответствующая статья или создается специальный фонд; гранты различных международных или национальных организаций и фондов; доходы от разрешенной деятельности Центра, в том числе при предоставлении специализированных услуг на компенсационной (коммер-

ческой) основе; различные пожертвования; взносы участников Центра в натуральном или финансовом выражении; самофинансирование.

Необходимо наличие возможностей у Центра, в том числе интегрированных с международными и национальными системами аналогичного назначения. Такое взаимодействие может осуществляться по следующим направлениям: нормативно-правовое, методическое и научное обеспечение; подготовка персонала; предоставление образцов и специальной техники Центра; системный анализ возможной чрезвычайной обстановки; наращивание усилий в ходе операции.

Этапы создания Центров, их развития и трансформации в общегосударственную и международную систему мониторинга комплексной безопасности и борьбы с катастрофами более высоко уровня, включают:

- первоначальный этап - ТЭО, СТУ, «пилотный» проект, которые должны продемонстрировать принципиальную и потенциальную возможность по созданию и развитию таких Центров в стане и мире на базе нескольких известных технологий;

- начальная деятельность Центров и наращивание их возможностей на основе обобщения опыта, совершенствования управления и включения новых, дополнительных технологий;

- создание отделений в регионах Сибири (возможно параллельное) и переход к разветвленной сети его базирования;

- законодательное оформление (с учетом опыта создания и практики первых шагов Центра) перспективной общегосударственной структуры.

Необходимое условие создания и совершенствования Центров — проведение специализированных семинаров, тренировок и учений с участием специалистов НЦУКС, МЧС, РАН, Ростехнадзора на собственной базе по внутренним планам, а также участие в международных и национальных проектах соответствующего профиля.

Возможные этапы и направления создания в Сибири Центров мониторинга комплексной безопасности.

В настоящее время, учитывая, что по вопросам безопасности и защиты от угроз, кризисов и катастроф имеются существенные наработки, которые можно считать базовыми, могут быть сформулированы предложения по

процедуре создания Центров на основании интеграции реально существующих возможностей страны, округов и регионов.

Руководство Центрами может осуществляться дирекцией, состоящей из компетентных представителей науки, органов управления и собственников опасных объектов, участвующих в деятельности Центра.

В помощь дирекции Центров могут создаваться Наблюдательные советы, которые вырабатывают рекомендации по использованию и перспективам создания Центров, по развитию интеграционных процессов в целях повышения эффективности задач обеспечения комплексной безопасности и борьбы с кризисами и катастрофами.

Центр формируется на основе вкладов страны, округов, регионов Сибири, которые поддерживаются возможностями международных организаций. Для формирования вкладов периодически проводятся совещания и конференции.

Вкладами в создание, развитие и функционирование Центров могут считаться:

- концептуальные идеи и предложения по борьбе с кризисами и катастрофами;

- методологические и научные разработки, оформленные с учетом требований округов и регионов Сибири;

- технологии повышения безопасности и борьбы с катастрофами в виде оформленного национального, окружного или международного проекта.

Силы и средства Центров могут включаться в их состав, а также функционировать параллельно на принципах, заложенных в основу РС ЧС и международных сил реагирования на кризисы и катастрофы.

Возможный состав технологий и средств мониторинга.

Подход к составу сил и средств Центра может быть сформирован, учитывая следующие положения:

Научные основы построения системы мониторинга комплексной безопасности состоят

в переходе к управлению и повышению безопасности по критериям рисков на уровне страны, Федеральных округов, регионов и территорий. Для этого должны разрабатываться и использоваться карты опасностей и рисков, создаваться достаточно эффективные механизмы их накопления, обработки и использования исходной информации об угрозах, вероятностях их реализации и сопутствующих ущербах. Эти механизмы нуждаются в совершенствовании и развитии.

В центрах мониторинга должны применяться технологии диагностирования, прогнозирования и парирования угроз, развиваемые в нашей стране и за рубежом. В этих технологиях могут использоваться конверсионные продукты, которые нуждаются в применении достижений ВПК для решения гражданских задач. Сюда относятся системы и средства оперативной диагностики состояния населения, объектов техносферы и природной среды, систем защиты от кризисов, аварий и катастроф.

Оперативно-аналитическая работа системы мониторинга безопасности должна быть сосредоточена на выработке решений на уровне Федеральных округов и регионов по предупреждению опасных процессов, снижению интегральных рисков, ликвидации последствий кризисных и чрезвычайных ситуаций. При этом коммуникационные и информационные ресурсы Центров мониторинга Федеральных округов должны находиться в связи с НЦУКС и структурными подразделениями регионов Сибири.

Первым подготовительным этапом создания системы мониторинга комплексной безопасности Федеральных округов Сибири может стать аналитическая работа руководства округов, ведущих научных специалистов в области анализа и управления разномасштабными рисками и выпуск двух томов в 30-томной серии «Безопасность Сибирского Федерального округа» и «Безопасность Дальневосточного Федерального округа».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.