Научная статья на тему 'МОНИТОРИНГ АРТЕРИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ЦЕНТРАЛЬНОЙ ГЕМОДИНАМИКИ ОРГАНИЗМА БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ'

МОНИТОРИНГ АРТЕРИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ЦЕНТРАЛЬНОЙ ГЕМОДИНАМИКИ ОРГАНИЗМА БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
29
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗДОРОВЬЕ / СУТОЧНЫЙ МОНИТОРИНГ / ЦИРКАДНЫЙ ИНДЕКС / АРТЕРИАЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ / АРТЕРИАЛЬНОЕ ДАВЛЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Суриков Алексей Александрович, Винокур Татьяна Юрьевна, Никоноров Валерьян Терентьевич

В статье представлен достоверный анализ центральной гемодинамики у студентов. Для определения типа реакции на физическую нагрузку использована проба Летунова. Она не требует специальной аппаратуры и проста в применении. Полученные данные по вышеуказанной пробе изложены в таблице. Результаты анализированы и расписаны. Вторая часть исследования направлено на суточный мониторинг артериального давления студентов. С этой целью применен кардиорегистратор «Миокард-Холтер-2». Установлены типы центральной гемодинамики у студентов. Дан широкий анализ по полученным результатам. Результаты расписаны и обобщены в выводах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Суриков Алексей Александрович, Винокур Татьяна Юрьевна, Никоноров Валерьян Терентьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MONITORING OF ARTERIAL ACTIVITY CENTRAL HEMODYNAMICS OF THE BODY OF FUTURE TEACHERS

The article presents a reliable analysis of the central hemodynamics of students. Letunov's test was used to determine the type of reaction to physical activity. It does not require special equipment and is easy to use. The data obtained for the above sample are presented in the table. The results are analyzed and painted. The second part of the study is aimed at daily monitoring of students' blood pressure. For this purpose, the cardioregistrator "Myocard-Holter-2" was used. The types of central hemodynamics in students have been established. A broad analysis of the results obtained is given. The results are described and summarized in the conclusions.

Текст научной работы на тему «МОНИТОРИНГ АРТЕРИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ЦЕНТРАЛЬНОЙ ГЕМОДИНАМИКИ ОРГАНИЗМА БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ»

Педагогика

УДК 611.13

кандидат педагогических наук, доцент Суриков Алексей Александрович

Чебоксарский филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации» (г. Чебоксары); кандидат медицинских наук, доцент Винокур Татьяна Юрьевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Чувашский государственный университет имени И.Н. Ульянова» (г. Чебоксары); кандидат педагогических наук, доцент Никоноров Валерьян Терентьевич

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Чувашский государственный педагогический университет имени И.Я. Яковлева» (г. Чебоксары)

МОНИТОРИНГ АРТЕРИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ЦЕНТРАЛЬНОЙ ГЕМОДИНАМИКИ ОРГАНИЗМА

БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ

Аннотация. В статье представлен достоверный анализ центральной гемодинамики у студентов. Для определения типа реакции на физическую нагрузку использована проба Летунова. Она не требует специальной аппаратуры и проста в применении. Полученные данные по вышеуказанной пробе изложены в таблице. Результаты анализированы и расписаны. Вторая часть исследования направлено на суточный мониторинг артериального давления студентов. С этой целью применен кардиорегистратор «Миокард-Холтер-2». Установлены типы центральной гемодинамики у студентов. Дан широкий анализ по полученным результатам. Результаты расписаны и обобщены в выводах.

Ключевые слова: здоровье, суточный мониторинг, циркадный индекс, артериальная активность, артериальное давление.

Annotation. The article presents a reliable analysis of the central hemodynamics of students. Letunov's test was used to determine the type of reaction to physical activity. It does not require special equipment and is easy to use. The data obtained for the above sample are presented in the table. The results are analyzed and painted. The second part of the study is aimed at daily monitoring of students' blood pressure. For this purpose, the cardioregistrator "Myocard-Holter-2" was used. The types of central hemodynamics in students have been established. A broad analysis of the results obtained is given. The results are described and summarized in the conclusions.

Key words: health, daily monitoring, circadian index, arterial activity, arterial pressure.

Введение. Последние данные исследований педагогов и врачей о состоянии здоровья учащейся молодежи говорят о том, что идет дальнейшая тенденция ухудшения ее физических и функциональных показателей. Идет омоложение заболеваний сердечно-сосудистого характера, зрительного аппарата, желудочно-кишечного тракта и т.д. Одной из причин является сниженный уровень двигательной активности студентов, что является лидирующим фактором риска развития ряда хронических заболеваний и случаев ранней смерти [5; 7]. Обзор исследований здоровья специалистами-медиками говорит о необходимости использования различных методик скрининг-оценки функции сердечно-сосудистой системы для оценки уровня здоровья человека, так как представленный способ позволяет проводить сравнительный анализ, прогнозирование и диагностику состояния здоровья [1; 4]. В последние годы появляется много научных материалов теоретико-методического характера, связанные с гемодинамикой организма студентов. Тем не менее, в научно-методической литературе не так много исследований о зависимости системы кровообращения от телесных и функциональных показателей организма студента, о количественных и качественных показателях изменениях крови, и как диагностическая проблема она еще недостаточно изучена [3; 8].

Цель исследования - организовать констатирующий эксперимент по оценке показателей гемодинамики студентов, суточной артериальной активности их организма и осуществление математической обработки полученных данных.

Задача исследования - изучить и рассмотреть показатели центральной гемодинамики студентов и суточный мониторинг вариабельности артериального давления в зависимости от типа кровообращения студентов.

Сформулированная цель исследования определила выбор его методов:

- рассмотрение и изучение научных данных по теме исследования;

- определение показателей гемодинамики у студентов;

- методы математической статистики;

- интерпретация экспериментальных данных.

Изложение основного материала статьи. В основу теоретико-методологических исследований легли исследования В.Н. Федорова, С.В. Гоненко [8] о вариабельности мозгового кровообращения у студентов в процессе обучения в университете.

В нашем исследовании приняли участия студенты факультета иностранных языков Чувашского государственного университета им. И.Н. Ульянова в количестве 54 девушек и 48 юношей. Средний возраст которых составил 17,1±3 года. Был использован метод разделения полученных данных на отдельные группы.

Для изучения изменений в физиологических показателях функции сердечно-сосудистой системы организма студентов было использовано специальное оборудование в ходе прохождения углубленного медицинского обследования на факультетской и госпитальной терапии медицинского факультета ЧГУ им. И.Н. Ульянова г. Чебоксар.

Контрольные (верифицирующие) срезы перед началом каждого эксперимента проводил квалифицированный медицинский специалист с одновременным (или последовательным) определением артериального давления (АД).

По итогу анализа научно-методической литературы для определения функционального состояния организма студентов нами было принято решение применить трехмоментную пробу Летунова (20 приседаний, 15 секундный и 3-х минутный бег), так как она дает возможность подсчитать результаты за относительно короткое время, чем другие методы.

Оценочные результаты исследования гемодинамических показателей представлены в таблице 1. Результаты исследования показывают, что средние гемодинамические показатели организма студентов различаются незначительно (P>0,05) и находятся в пределах нормы, что отражает положительную приспособляемость их организма к различной физической нагрузке разной интенсивности.

«Нормотонический» тип реакции организма имеют: юноши - 67,21%, девушки - 68,61%. Время восстановления после трехступенчатых нагрузок составил: юноши - 262,2±0,3 сек., девушки - 271,2±0,1 сек. (в пределах нормы). Это говорит о том, что данный контингент студентов имеет хорошую физическую, функциональную подготовленность и общую выносливость, ведет активный образ жизни.

Заставляет задуматься гипотонический тип реакции, что составил у юношей - 28,11%, девушек - 28,41%, соответственно, время восстановления у юношей - 322,8±0,2, девушек - 325,8±0,3 (больше 5 минут).

Наименьший неудовлетворительный «Гипертонический» тип реакции кардиологической системы на трехступенчатую комбинированную физическую пробу с нагрузкой на организм был выявлен у юношей - 4,68% и у девушек - 2,98 % (студенты, имеющие по результатам медицинского осмотра заболевания сердечно-сосудистого характера).

Таблица 1

Показатели центральной гемодинамики организма студентов (комбинированная проба Летунова)

Измеряемые значения Юноши (n=48) Девушки (n=54)

Нормото- Гипото- Гиперто- Нормотони- Гипотонии- Гипертонии-

нический нический нический ческий ческий ческий

(n=28) (n=14) (n=6) (n=32) (n=18) (n=4)

1 2 3 4 5 6 7

M(m) 0,194± 0,393± 0,481± 0,198± 0,397± 0,492±

0,034 0,044 0,043 0,054 0,042 0,048

CV 67,21% 28,11% 4,68% 68,61% 28,41% 2,98%

Время 262,2± 322,8± 372,6± 271,2± 325,8± 369,6±

восстановления 0,3 0,2 0,1 0,1 0,3 0,2

(в сек.)

1 2 3 4 5 6 7

t-критерий Стьюдента 0,069261 (Р>0,05) 0,7674(Р>0,05)

В итоге не было обнаружено ни одного человека, у которого был бы закреплен неблагоприятный тип реакции организма (дистонический и ступенчатый), что показывает слабую регуляторность в системе кровообращения. Среднее значение (CV) полученных данных находится в пределах нормы.

Следующим этапом нашего исследования является анализ суточного мониторинга артериального давления (СМАД) и оценка вариабельности артериального давления студентов в зависимости от типа реакции сердечно-сосудистой системы на физическую нагрузку. Для этого использовали кардиорегистратор аппаратно-програмного комплекса суточного мониторирования электрокардиограммы (ЭКГ) «Миокард-Холтер-2», производства ООО «НИМП ЕСН» г. Серов.

Показатели электрокардиограммы (ЭКГ) студентов во время учебного процесса снимали с использованием метода непрерывной регистрации ЭКГ (Холтеровское мониторирование) с записью результатов на карту памяти. Это позволяет оценить функцию сердечно-сосудистой системы (автоматизм, проводимость, возбудимость и рефрактерность) [9].

Физиологическая интерпретация показателей циркадной активности СМАД является на сегодняшний день в кардиологии дискуссионным вопросом, поэтому мы приняли за функциональную норму стандартные показатели, т. к. на них базируется основные клинические выводы:

- средние значения артериального давления (АД sis./dias.) за дневной и ночной отрезок времени;

- индекс времени АД (sis./dias.) в дневное и ночное время;

- частота сердечных сокращений ЧСС (уд. в мин.);

- коэффициент эффективности кровообращения (усл. ед.);

Время мониторирования (контроля) составил: днем с 7.00 до 23.00 часов, ночью с 23.00 до 7.00 утра.

Замеры показателей АД (sis./dias.) проводилось на «недоминантной» руке.

Мониторинг суточного индекс (СИ) артериального давления (АД) определяли отдельно для систолического и диастолического артериального давления (АД sis./dias.) по формуле: АД день АД ночь

- , в норме составляет 10-25%;

- Минутный объем сердца:

МОС = ЧСС х УОС, в покое около 70 мл.;

- Систолический (ударный) объем крови (УОС):

УОС = 90,97 + (0,54 х (САД - ДАД)) - (0,61 х возраст).

Для определения гемодинамических типов (нормокинетический, гипокинетический, гиперкинетический и эукинетический) у студентов был использован метод импедансной кардиографии [6]. Его преимущества заключается в неинвазивности, бескровности, доступности использования в любых условиях.

В результате рассмотрения и оценки суточного изменения функции сердечно-сосудистой системы организма студентов установлено, что самыми распространенным типом кровообращения является группа «гиперкинетический» - 46 студентов (44,7%) и «гипокинетический» - 39 (36,5%), что составило вместе 81,2%, «эукинетический» тип кровообращения составил -17 студентов (18,8%).

Гиперкинетический тип отличается экономичностью режима работы сердца, на фоне высокой активности симпатоадреналовой системы при повышенном МОС (78,8±0,3) и СИ (25,4%).

Гипокинетический - это более экономичный тип, при котором сердечно-сосудистая система обладает большим функциональным диапазоном за счет увеличения выброса крови в следующую систолу (закон Франка-Старлинга), отличается пониженным МОС (67,3 ±1,2) и СИ (8,6%). Результаты суточного мониторинга артериальной активности гемодинамики представлены в таблица 2.

Полученные данные в ходе исследования суточного мониторинга артериального давления (СМАД sis./dias.), таковы:

1. В группе «Гиперкинетический» тип:

- «Dippers» составил 76,1%, что говорит о нормальном ночном «нисходящем сбросе» АД (sis.) и АД (dias.) в пределах 10-22%;

- «Non-dippers» в пределах 17,3% респондентов - отсутствует ночной «нисходящий сброс», является прямым признаком наличия у студентов первичной артериальной гипертензии, хронической почечной недостаточности и т.д.;

- «Over-dippers» всего 4,3% - студенты, у которых чрезмерный «нисходящий сброс» (более 22%), что свидетельствует о наличии у них отклонений в функции сердечно-сосудистой системы (заболеваний различного характера).

2. В группах «Гипокинетический» и «Эукинетический» типы данные показатели составили: «Dippers» - 79,5%, против 35,3%; «Non-dippers» соответственно 12,8% против 41,2% и «Over-dippers» 7,7% - 23,5%. Радует тот факт, что ни одного человека из исследуемых не оказалось в группе «Night-peakers».

В целом, подводя итоги по СМАД, можно констатировать тот факт, что у большинства студентов положительная динамика (из 102 испытуемых в группе «Dippers» оказались 72 человека), когда, по данным многих врачей и педагогов, идет дальнейшая тенденция ухудшения здоровья учащейся молодежи за последние годы.

Таблица 2

Мониторинг артериальной активности гемодинамики организма студента с использованием методов диагностики и исследований НИИ Кардиологии им. А.Л. Мясникова, РКНПК МЗ РФ

Суточный профиль Физиологический коридор артериальной активности организма с различным типом гемодинамики

«Гиперкинетический» тип (десинхроноз) n-46 (44,7%) «Гипокинетический» тип (нормогенез) n-39 (36,5%) «Эукинетический» тип (десинхроноз) n-17 (18,8%)

ЧСС (уд/мин) день 84,6 ±1,4 79,4 ±1,1 87,1 ±0,1

ночь 74,8 ±2,4 71,1 ±2,1 76,8 ±2,4

Среднее АД (sis) день 120,1 ±2,4 118,8 ±7,4 135,1 ±3,1

ночь 110,4 ±2,8 113,8 ±2,4 127,4 ±2,1

Среднее АД (dias) день 76,8 ±6,4 80,4 ±0,3 90,1 ±0,1

ночь 67,1±2,4 71,4 ±1,9 80,4 ±2,1

МОС, мл. 78,8±0,3 67,3 ±1,2 69,3±0,7

С% 25,4% 8,6% 21,1%

Dippers, кол-во (%) 35 (76,1%) 31 (79,5%) 6 (35,3%)

Non-dippers, кол-во (%) 8 (17,3%) 5 (12,8%) 7 (41,2%)

Over-dippers, кол-во (%) 2 (4,3%) 3 (7,7%) 4 (23,5%)

Выводы. Физиологическая последовательность применения функциональной нагрузки различной по объему и времени позволили более качественно определить состояние кардиологической системы организма студентов.

Таким образом, полученные данные в ходе нашего исследования (комбинированная проба Летунова и СМАД) свидетельствуют о существующей регулятивной дисфункции показателей центральной гемодинамики студентов, что позволяет преподавателю осуществить индивидуальный подход каждому студенту при определении физической нагрузки с целью улучшения физических и функциональных показателей.

Литература:

1. Влияние физической и умственной нагрузки на состояние центральной и мозговой гемодинамики молодых людей в зависимости от типа кровообращения и церебральной микроциркуляции / С.Н. Мельник, В.А. Мельник, Е.С. Сукач, П.В. Ткаченко. // Курский научно-практический вестник «Человек и его здоровье». - 2016. - № 1. - С. 117-123

2. Особенности мозговой гемодинамики у студентов в процессе выполнения когнитивной задачи / Чуб И.С., Борейко А.П., Кунавин М.А., Черкасова А.С., Преминина О.С. // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - 2021. - № 2. - С. 16-20

3. Российский кардиологический журнал. Научно-практический рецензируемый журнал. - 2017. - №4(144). - С. 44-48

4. Сергета, И.В. Двигательная активность студентов современных высших учебных заведений: биомедицинские и физиолого-гигиенические аспекты ее оценки и оптимизации / И.В. Сергета, И.Л. Дреженкова, Н.В. Стоян // Biomedical and Biosocial Anthropology. - 2018. - № 3 (32). - С. 35-42

5. Суриков, А.А. Анализ показателей центральной гемодинамики у студентов / А.А. Суриков, В.И. Кожанов,

B.Т. Никоноров // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. - Сборник научных трудов: -ТулГУ, 2022. - Вып. 4. - С. 39-47

6. Усков, Г.В. Анализ показателей гемодинамики у студентов с различным уровнем двигательной активности по данным импеданской реографии / Г.В. Усков // Известия Челябинского научного центра УрО РАН. 20019. - № 2. -

C. 134-138

7. Уськов, К.В. Сравнительный анализ эффективности средств профилактики негативных влияний сниженного уровня двигательной активности на физическую работоспособность человека в эксперименте с 520-суточной изоляцией / К.В. Уськов, Е.В. Фомина // Авиакосмическая и экологическая медицина. - 2018. - Т. 52. - № 5. - С. 39-46

8. Федоров, В.Н. Вариабельность мозгового кровообращения у студентов в процессе обучения в университете / В.Н. Федоров, С.В. Гоненко // Международная научно-практическая конференция «Уалихановские чтения - 18». -Кокшетау, 2014. - Т. 1. - С. 364-368

9. Функциональное состояние сердечно-сосудистой системы 13-летних подростков с разными типами вегетативной нервной системы / Шарапов А.Н., Догадкина С.Б., Рублева Л.В., Кместь К.В., Безобразова В.Н. // Физиология человека. -2017. - Т. 43. - №2. - С. 31-42

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.