Вестник экономики, права и социологии, 2013, № 4
Экономика
УДК 330.144.2
Монголия как перспективное направление для иностранных инвестиций
Попов К.М.
Аспирант кафедры теории и истории экономической науки Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова
В статье рассмотрен опыт привлечения иностранных инвестиций в Монголию в новых исторических условиях, представлен анализ потока иностранных инвестиций по отраслям, выделены факторы как благоприятствующие, так и препятствующие привлечению иностранных инвестиций в экономику Монголии.
Ключевые слова: Монголия, рыночная экономика, иностранные инвестиции, внешнеэкономическая деятельность, совместные предприятия, экономический рост, внешняя торговля, стимулирование роста.
Для России Монголия является традиционным зарубежным партнером в течение многих десятилетий. Однако в последние 20 лет на фоне активизации в этой стране новых инвестиционных игроков масштабы внешнеэкономической деятельности России в целом и активность российского бизнеса показывают существенное отставание. Об этом красноречиво свидетельствуют данные национального «Агентства иностранных инвестиций и внешней торговли» (далее АИИВТ) (табл. 1).
Как мы видим, при общем уровне инвестиций 4986034 тыс. дол., поступивших в страну из 112 стран мира за 2011 г, на долю России приходится только 1,16 % (58,01 млн. дол.). Лидируют здесь не только ближние соседи (КНР, Республика Корея) или относительно близкие страны (Япония, Гонконг), но и совсем дальние (Канада, Нидерланды, США) или офшорные территории (Виргинские и Бермудские острова).
КНР доминирует в списке не только по размеру инвестиций, но и однозначно лидирует по числу компаний-инвесторов [2]. Китайские капиталовложения идут в производство стройматериалов, строительство, геологию, горнодобывающую промышленность, торговлю, отрасли общепита и обработки сырья животного происхождения. Канада вкладывает капитал в основном в геолого-разведывательную и золотодобывающую отрасли промышленности. Южная Корея в последнее время интересуется многими отраслями монгольской промышленности и сферами обслуживания, поэтому размеры её инвестиций с каждым годом возрастают. Японские
инвесторы вложили свои капиталы в отрасли легкой промышленности, коммуникации, культуры и искусства, образования, науки, печати, торговли и общепита.
В настоящее время 70 % всех компаний с ИИ учреждены как совместные с монгольской стороной, а остальные принадлежат зарубежным инвесторам. Однако наблюдается тенденция роста предприятий со 100 %-й зарубежной собственностью, что вызывает опасения отрицательного влияния этого процесса на экономику Монголии. В действующем Постановлении о национальной безопасности отмечается: «Доля и размеры капиталовложения из одной страны не должны превышать 1/3 части общей суммы иностранных инвестиций». В связи с этим в 3-й части Постановления подчёркнуто: «Основываясь на Постановлении о национальной безопасности, следует стремиться к всестороннему обеспечению экономической безопасности, избегать чрезмерной зависимости от какой-либо страны». Поэтому руководство Монголии стремится проводить политику, направленную на обеспечение равновесия при привлечении ИИ и расширении внешней торговли, для чего требуется проведение гибкой экономической политики [3].
Начиная с 1991 г., общий объем ИИ и число фирм-инвесторов росли практически непрерывно. Даже общий мировой кризис, начиная с 2008 г., сократил только число инвесторов, но общий рост инвестиций продолжился (табл. 2).
Это говорит об устойчивом, а отнюдь не конъюнктурно-спекулятивном интересе инвесторов к мон-
49
Вестник экономики, права и социологии, 2013, № 4
Экономика
Таблица 1
Распределение иностранных инвестиций в Монголию по странам-инвесторам (2011 г.) [1]
Страна Общий объём иностранных инвестиций (ИИ) (тыс. дол.) Удельный вес страны в общем объёме ИИ (%)
1 Нидерланды 1816714,1 36,44
2 КНР 1015265,4 20,36
3 Виргинские острова (UK) 610933,11 12,25
4 Люксембург 476652,07 9,56
5 Сингапур 402738,17 8,08
6 США 127238,95 2,55
7 Австралия 82453,32 1,65
8 Канада 72288,16 1,45
9 Российская Федерация 58011,87 1,16
10 Республика Корея 54972,59 1,10
11 КНР (Гонконг) 54366,84 1,09
12 Швейцария 37161,16 0,75
13 Барбадос 30098,89 0,60
14 Германия 26631,8 0,53
15 Каймановы острова 25404,54 0,51
16 Япония 21460,68 0,43
17 Великобритания 17910,9 0,36
18 Франция 15050,66 0,30
19 Бермудские острова 4387,49 0,09
20 Италия 4482,74 0,09
21 Малайзия 2882,37 0,06
22 Вьетнам 519,7 0,01
23 Болгария 150 0,003
24 КНР (Тайвань) 99,74 0,002
25 Казахстан 90 0,002
Всего: 4986034,12 100
Таблица 2
Динамика общего роста ИИ и числа регистрируемых зарубежных фирм и компаний в Монголии [4]
Год ИИ (тыс. долл. США) Число компаний
1990 965 2
1991 2108 10
1992 1906 22
1993 3569 40
1994 31509 78
1995 56166 145
1996 71358 190
1997 61537 256
1998 83487 279
1999 94824 339
2000 103870 293
2001 131741 351
2002 186846 390
2003 203734 692
2004 247589 778
2005 316839 971
2006 366543 1505
2007 499962 1609
2008 708922 1551
2009 801158 613
2010 1025996 769
ИТОГО 4840318 10709
гольской экономике. В этом разрезе важна конкретная отраслевая и продуктовая направленность ИИ, которая представлена в таблице 3.
Анализируя распределение ИИ по отраслям и видам деятельности, мы видим, что в период после 1990 г. 73,81 % от их общей суммы (почти 3/4) были вложены в отрасли геологии, горнодобывающей и геологоразведывательной промышленности. Ещё в отрасли торговли и общепита (16,56 %), банковско-финансовую деятельность (1,32 %), легкую промышленность (0,77 %), обработку сырья животного происхождения (0,41 %). И менее 5 % общей суммы приходится на остальные. Но именно в этой группе находятся такие бурно развивающиеся в мировой экономике отрасли как телекоммуникации, энергетика, медицина, транспорт.
50
По данным AHMET.
Горнодобывающая промышленность является ведущей отраслью приложения ИИ, поскольку в ней наиболее заинтересованы крупнейшие страны-инвесторы, КНР и Канада. Именно в этом сегменте экономики работают два крупнейших совместных российско-монгольских предприятия - компании с ограниченной ответственностью «Предприятие Эрденет» и «Монголросцветмет». Российскую сторону в них представляет холдинговая госкорпорация ОАО «Ростехнологии» [6].
Однако наибольшее число компаний (8690) зарегистрировано в отраслях торговли и общепита, которые требуют относительно меньших капиталовложений, чем другие, - 64,7 % от числа всех фирм и компаний с ИИ. По размерам ИИ в этих отраслях лидируют КНР и Республика Корея. За последние годы непосредственные ИИ растут в размере, вместе с этим растёт их роль в экономике страны [7]. Рост ИИ повлек за собой не только рост внутренней продукции, но и повышение занятости населения и экспорта страны. Для обеспечения эффективного использования ИИ в Закон об иностранных инвестициях в 2008 г. были внесены поправки, которые
Вестник экономики, права и социологии, 2013, № 4
Экономика
Таблица 3
Абсолютные размеры и распределение ИИ в Монголии по отраслям за 1990-2011 гг. [5]
№№ Отрасли Тыс. долл. США %
1 Геология, горнодобывающая промышленность, георазведка, нефть 10323225,92 73,81
2 Торговля и общепит 2315982,98 16,56
3 Иное 480320,72 3,43
4 Банковско-финансовая деятельность 184378,79 1,32
5 Транспорт 174090,37 1,24
6 Инженерное строительство, стройматериалы 128846,52 0,92
7 Легкая промышленность 108372,57 0,77
8 Обработка сырья животного происхождения 56925,93 0,41
9 Туризм 53656,36 0,38
10 Пищевая промышленность 47999,76 0,34
11 Коммуникационная технология 45582,8 0,33
12 Наука и культура, искусство, образование и печать 16056,09 0,11
13 Сельское хозяйство, земледелие и животноводство 15838,89 0,11
14 Медицина и косметология 14532,29 0,10
15 Производство мебели и изделий из древесины 5944,23 0,043
16 Энергетическая промышленность 5515,8 0,039
17 Общественно-бытовое обслуживание 2841,29 0,020
18 Драгоценности и сувениры 2648,18 0,019
19 Производство электрооборудования 1809,2 0,013
20 Производство бытовой техники 1432,5 0,010
Общая сумма ИИ 13986001,19 100
установили минимальный уровень ИИ в размере 100000 дол.
Определённые тенденции к поляризации также наблюдаются и в развитии внешней торговли: в 2011 г. более 50 % экспорта Монголии приходилось на КНР и только около 3 % - на Россию. Однако в большем относительном равновесии находится импорт: в нём Россия и Китай обеспечивают около 2/3 поступлений, а доля России даже несколько выше.
Международные инвестиции являются основным механизмом укрепления межгосударственных хозяйственно-экономических отношений и главной движущей силой процесса глобализации финансового рынка. Они повышают конкурентоспособность
страны на мировом рынке, оказывая, таким образом, существенное влияние на развитие экономики в стране.
Современное законодательство Монголии об иностранных инвестициях построено с ориентацией на активное привлечение зарубежных инвесторов. Закон об ИИ устанавливает, что является ИИ1, и какой долей должен владеть иностранный инвестор - не менее 25 % от общего капитала хозяйственной единицы с ИИ. Это соответствует требованию Международного Валютного Фонда (МВФ), устанавливающему минимальный уровень в 10 %. По определению МВФ, если размер ИИ составляет не менее 10 % общего капитала компании, то она считается компанией с ИИ. Однако во многих странах этот уровень гораздо выше и может достигать 100 %. Для Монголии, страны с относительно небольшой экономикой и ограниченными финансовыми возможностями, ИИ являются важным источником роста экспорта и обеспечения стабильного экономического развития страны. Они открывают новые возможности целенаправленного участия в процессе всё более расширяющейся мировой и региональной экономической интеграции.
Стимулирование ИИ является для Монголии кратчайшим путём обеспечения дальнейшего роста экономики страны. ИИ сопровождаются: внедрением прогрессивной техники и технологии; повышением квалификации руководителей и менеджеров; притоком капиталов извне; производством конкурентоспособных продукций и увеличением экспорта; ростом сбережений; повышением конкурентоспособности на внешнем рынке; ростом занятости населения и производительности труда.
Факторы, благоприятствующие привлечению ИИ в Монголию: политическая стабильность; открытая экономическая политика; большие земельные ресурсы; большие запасы полезных ископаемых и сырья; запасы сырья сельскохозяйственно-животноводческого происхождения; возможности использования рынка двух великих держав-соседей (Россия и Китай) и международного рынка; молодой состав населения и трудовых ресурсов, уровень их образования и возможность совмещения имеющегося интеллектуального потенциала с новыми технологиями и менеджментом; членство в международных экономических, торговых, банковых и инвестиционных организациях.
Однако проявляются и факторы, тормозящие привлечение ИИ: недостаточное развитие дорож-
1 Ввоз иностранными инвесторами материальных или духовных ценностей на территорию Монгольского государства с целью создания хозяйственных единиц или сотрудничества с хозяйственными единицами Монголии называется иностранной инвестицией [8].
51
Вестник экономики, права и социологии, 2013, № 4
Экономика
но-транспортной отрасли, отсутствие выхода к морскому побережью; резко континентальный климат; отсталый уровень техники и технологии хозяйственных единиц; недостаточно интенсивное развитие производства сельскохозяйственной продукции; разрозненное расположение производителей и потребителей, отрицательно влияющее на сбыт продукции и транспортные расходы; бюрократия, многоступенчатость, отсутствие деловой культуры, коррупция; сравнительно малая численность населения, нехватка квалифицированной рабочей силы; ограниченность финансовых ресурсов и недостаточный объём внутренних накоплений [3].
Процесс поддержки ИИ в Монголии начался при переходе к рынку после создания в 1990 г. Организации по делам международных инвестиций при Министерстве торговли и промышленности. Для обеспечения благоприятных условий привлечения ИИ Великий Народный Хурал в 1991 г. утвердил Закон «Об иностранных инвестициях», в который с 1993 по 2008 гг. вносились дополнения и поправки. На этой основе был утвержден ряд других соответствующих постановлений, поддерживающих и определяющих права и обязанности заграничных инвесторов.
В 1996 г. было создано самостоятельное «Ведомство по делам ИИ», переименованное в 1998 г. в «Агентство Иностранных Инвестиций и Внешней Торговли» (АИИВТ). Главные задачи АИИВТ заключаются в поощрении роста иностранных капиталовложений, поддержке малого и среднего производства, организации централизованного «одноточечного» обслуживания, которое начало функционировать в 2000 г. Это существенно облегчило создание и регистрацию новых хозяйственных единиц с ИИ [9].
Наряду с этим правительство Монголии предпринимает меры, направленные на стимулирование ИИ путём вступления в международные организации и заключения международных соглашений. Сейчас Монголия заключила договоры «Об освобождении от двойного налогообложения» с 34 странами, «О поддержке и взаимозащите инвестиций» с 39 странами, в 1996 г. вступила в Вашингтонскую Конвенцию «О решении спорных вопросов инвестирования» от 1965 г., в 1999 г. в Сеульскую Конвенцию 1985 г. «О создании многостороннего агентства страхования инвестиций», во Всемирный Союз организаций по поддержке инвестиций в 1997 г. Вступление Монголии в многостороннее агентство страховки инвестиций, входящее в группу Всемирного Банка, дало инвесторам возможности страховать потенциальные риски. Все эти шаги стали важными этапами перехода к открытой экономической политике, либерализации торговли и инвестиций. Благодаря этому ИИ, защищенные законодательством Монголии и международными соглашениями, неуклонно растут.
52
В условиях современного стремительного развития Северо-Восточной Азии Монголия определяется как «страна, предоставляющая возможность». Ускоренный рост экономики Монголии и политика активного освоения крупнейших залежей минеральных ресурсов привлекает зарубежных инвесторов, и представители Российской Федерации своевременно должны учитывать изменения в инвестиционной политике на этом региональном рынке.
Литература:
1. http://investmongolia.com/fiftanew/images/Image/ news/publication/statistics/Report%20-%20 201306%20monthFDI_country.pdf.
2. http://investmongolia.com/fiftanew/images/Image/ news/publication/statistics/Report%20-%20 201306%20monthFIC_country.pdf.
3. http://www.kpmg.com/MN/en/lssuesAndInsights/ ArticlesPublications/Investment-2012/Documents/ InvestmentInMongolia2012.pdf.
4. http://investmongolia.com/fiftanew/contents. php?id=7&sld=l l&lang=Eng.
5. http://investmongolia.com/fiftanew/images/Image/ news/publication/statistics/Report%20-%20 20l306%20monthFDI_sector.pdf.
6. http://www.mongolros.mn/index.php?option=com_ content&view=category&layout=blog&id=4l&Ite mid=67&lang=ru.
7. http://investmongolia.com/fiftanew/images/Image/ news/publication/statistics/Report%20-%20 20l306%20monthFIC_sector.pdf.
8. http://www.lehmanlaw.mn/wp-content/ uploads/2009/ll/Strategic-investment-Iaw-20l2.05.l7.pdf.
9. http://investmongolia.com/fiftanew/contents. php?id=l&sId=2&lang=Eng.
Вестник экономики, права и социологии, 2013, № 4
Экономика
Mongolia as a Promising Direction for Foreign Investments
K.M. Popov
Plekhanov Russian University of Economics
The paper presents the experience of attraction of foreign investments to Mongolia in new historical conditions. The author analyzes the flow of foreign investments in various branches and differentiates the factors that have positive and negative impact on attraction of foreign investments in the economy of Mongolia.
Key words: Mongolia, market economy, foreign investments, international economic activity, joint venture, economic growth, foreign trade, stimulation of growth.
53