Научная статья на тему 'Монастырские соборы XVII века юго-восточного Приладожья'

Монастырские соборы XVII века юго-восточного Приладожья Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
236
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИЯ АРХИТЕКТУРЫ / МОНАСТЫРИ / СОБОРЫ XVII ВЕКА

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Пятницкая Татьяна Николаевна

В статье рассмотрены монастырские соборы второй половины XVII века Юго-Восточного Приладожья. Приведены истории развития монастырских комплексов: Александро-Свирского Троицкого, Свято-Троицкого Зеленецкого, Введенского Тихвинского монастырей. На протяжении второй половины XX века в этих монастырях проводились архивно-библиографические и натурные исследования.В результате исследований установлено, что монастырские храмы 1680-1690-х годов юго-восточного Приладожья имеют общие черты объемно-планировочной композиции: четырехстолпный храм на подклете с галереями, широкие западные нефы при почти полном отсутствии восточного нефа, постановка восточной пары малых глав частично на алтарные своды, частично на подпружные арки, отсюда - асимметрия пятиглавия. Три монастырских собора, выстроенных в последней четверти XVII века, принадлежат к группе построек, в которых проявилась личность заказчика, новгородского митрополита Корнилия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Монастырские соборы XVII века юго-восточного Приладожья»

УДК 72.03:72.025.4:726.5

Пятницкая Татьяна Николаевна

аспирант кафедры архитектурного и градостроительного наследия Санкт-Петербургского государственного архитектурно-строительного университета pyatnitskaya.tn@mail.ru

Монастырские соборы

XVII ВЕКА ЮГО-ВОСТОЧНОГО ПРИЛАДОЖЬЯ

Tatyana N. Pyatnitskaya

graduate student of chair of architectural and town-planning heritage of the St. Petersburg state architectural and construction university pyatnitskaya .tn@mail.ru

The monastery cathedrals jf

THE XVII CTNTURI IN

THE SOUTHEASTERN PRILADOZHJE

Аннотация. В статье рассмотрены монастырские соборы второй половины XVII века ЮгоВосточного Приладожья. Приведены истории развития монастырских комплексов: Александ-ро-Свирского Троицкого, Свято-Троицкого Зе-ленецкого, Введенского Тихвинского монастырей. На протяжении второй половины XX века в этих монастырях проводились архивнобиблиографические и натурные исследования.В результате исследований установлено, что монастырские храмы 1680-1690-х годов юго-восточного Приладожья имеют общие черты объемно-планировочной композиции: четы-рехстолпный храм на подклете с галереями, широкие западные нефы при почти полном отсутствии восточного нефа, постановка восточной пары малых глав частично на алтарные своды, частично на подпружные арки, отсюда -асимметрия пятиглавия. Три монастырских собора, выстроенных в последней четверти XVII века, принадлежат к группе построек, в которых проявилась личность заказчика, новгородского митрополита Корнилия.

Ключевые слова: история архитектуры, монастыри, соборы XVII века.

Annotation. The article concerns Monastery cathedrals of the XVII century in the southeastern Priladozhje. The history of building describes some of monastery complexes: Alexander Svirsky Holy Trinity, Holy Trinity Zelenetskii, Vvedenskiy Tikhvin Monastery. Archival, bibliographic and full-scale researches in these monasteries have been conducted during the second half of the XX century. As a result of studies it have found that the monastery churches of the southeast Priladozhje in the 1680-1690 had common space-planning composition features: four internal piers, temple on the basement with galleries, wide western naves with almost complete absence of the eastern nave, setting a pair of small heads the eastern part on the altar arches, partly on the arches and as a result, the asymmetry of five domes. Three monastic cathedral, were built in the last quarter of the XVII century, belong to the group of buildings, which revealed the identity of the customer, the Novgorod Metropolitan Cornelius.

Keywords: history of architecture, monasteries, The Cell housing of the XVII cent.

В

ведение

Монастырские комплексы Юго-

Восточного Приладожья были основаны в течение XVI века на землях бывшей Обонежской пятины Великого Новгорода. Самыми значимыми элементами комплексов были монастырские соборы. В работе определен основной тип монастырского собора, возводимого во второй половине XVII века в Юго-Восточном Приладожье.

Историко-архивные и натурные исследования

М.В. Вдовиченко, описывая основные направления развития архитектуры XVII века, формулирует: «Одним из самых многочисленных ... является тип соборного храма, насчитывающий более сотни сооружений. Он объединяет и шести-столпные, и четырехстолпные, и двустолпные пятиглавые храмы, представляя собой некий мегатип.» [1, с. 9].

Из соборов, выстроенных в XVII веке в монастырях юго-восточного Приладожья, дошли до нашего времени постройки Троицкого Зеленецкого, Алек-сандро-Свирского Троицкого, Введенского тихвинского монастырей, и собор не сохранившегося Иоанновского монастыря в Старой Ладоге. Троицкий собор Троицкого Зеленецкого монастыря (1682-1684 гг.) возводился практически одновременно с новгородским Знаменским собором (16821688 гг.) Оба здания представляют собой тип че-тырехстолпного трехапсидного пятиглавого (с четырьмя несветовыми малыми барабанами на сводах) храма на высоком подцерковье, с галереями и крыльцами с шатровым покрытием нижнего рундука. Выбор типа и архитектурного образа этих храмов принадлежал новгородскому митрополиту Корнилию [5, с. 46]. Троицкий Зеленецкий собор был выстроен в 1684 г. (рис. 1). Строительство возглавляли каменщики Валдайского Иверского монастыря Ивашка Шадрин, Афонька Тюфякин и Прошка Фомин [5, с. 53]. Одной из особенностей

103

объемно-планировочной структуры собора является палатка над дьяконником. Как аналог можно вспомнить более ранний Успенский собор Валдайского Иверского монастыря с его хорами над алтарными пространствами. Основной же особенностью же объемно-планировочной композиции, присущей Троицкому Зеленецкому собору, является уменьшение восточного нефа и, в связи с этим, асимметрия пятиглавия. В дальнейших соборах Александро-Свирского и Иоанновского монастырей эта особенность сохраняется и даже увеличивается [2, с. 29]. В 1695 г. был выстроен собор Иоанна Предтечи в Иоанновском монастыре Старой Ладоги (рис. 2). Монастырь этот был приписан в 1685 г. к Троицкому Зеленецкому монастырю и грамоту на строительство храма дал новгородский митрополит Корнилий. Церковь Иоанна Предтечи стилистически родственна Троицкому собору, прежде всего в композиции плана и асимметрии пятиглавия, даже более ярко выраженной, чем в Зеленец-ком соборе.

Графические реконструкции автора

Западный неф церкви Иоанна Предтечи очень широкий, шире центрального, западная пара глав поставлена по оси нефа и далеко отстоит от центральной главы. Восточного же нефа практически не существует, и восточная пара глав стоит наполовину на подпружных арках, наполовину - над алтарной частью.

Троицкий собор Александро-Свирского Троицкого монастыря предполагали построить по подобию Знаменского новгородского. Сохранился порядный договор, в котором «были точно установлены размеры будущего здания, дано описание фасадов, столбов, покрытия и галерей, тщательно разработан декор: профили оконных наличников и дверных порталов» [4, с. 27].

Наличие архивных документов позволило представить, каким образом было сформулировано задание на строительство собора. Документ называется «Роспись церковному каменному строению» и состоит из двух частей: описание храма (роспись) и перечисление всех занятых на строительстве людей (подрядная) [4, с. 37]. В составлении договора участвовали архимандрит Гермоген и монах Макарий (со стороны заказчика - монастырской власти), а со стороны подрядчика - ярославские крестьяне - подрядчики во главе с Яковом Агафоновым.

Троицкий Свирский собор типологически родственен Знаменскому Новгородскому и Троицкому Зеленецкому соборам, но имеет существенные отличия в решении объемов алтарной части.

Рисунок 1 - Троицкий Зеленецкий собор

Рисунок 2 - Собор Иоанна Предтечи

«Его двухъярусная центральная апсида целиком раскрыта внутрь храма, а равные ей по внешней высоте боковые апсиды раскрыты в интерьер лишь в своей нижней части, а наверху имеют замкнутые помещения, попасть в которые можно по внутристенным лестницам. Интересно, что они были предусмотрены уже в росписи: «а промеж олтарными столпами перемытчики перемкнуть и весть стена до верха ж до свода, а в тех стенах учинить проходные лестницы в ризницу и в книгохранительницу и своды свесть особные как пристойные, а по конец учинить жира» [4, с. 39]. Таким образом, можно сказать, что в образе Троицкого собора выражены требования заказчика (выбор образца и габаритов здания) и опыт подрядчиков-ярославцев (помещения над боковыми апсидами, профили кирпичного фасадного декора).

Сильно перестроенный в XIX веке собор Введения во храм Пресвятой Богородицы Введенского тихвинского монастыря, выстроенный в начале XVII века, имеет много общего в объемнопланировочной структуре с тремя вышеописанными монастырскими соборами. Восточный неф практически отсутствует, малые главы располагаются на восточных столбах и сводах алтарей (рис. 3). Асимметричная композиция завершения здесь имеет ту же конструктивную основу, что и три рассмотренных ранее монастырских собора. Можно сказать, что вышеназванная особенность объемно-планировочной композиции впервые на

104

земле Юго-Восточного Приладожья была применена именно здесь, в Тихвинском Введенском монастыре.

Рисунок 3 - Собор Введения во храм Пресвятой Богородицы Введенского Тихвинского монастыря. Фрагмент дипломной работы Питаевой О.Т. (2011 г.), руководитель -канд. арх Возняк Е.Р. (СПбГАСУ).

Отдельной темой архитектуры рассматриваемого периода и места является изразцовый декор. Самым богатым керамическим убранством отличаются постройки Троицкого Зеленецкого монастыря [3, с. 34]. Новгородский митрополит Кор-нилий, организовывая изготовление специальных фасадных изразцов на месте строительства, как повторение опыта патриарха Никона, привлек мастеров из Валдайского Иверского монастыря [5, с. 85]. Этот факт объясняет оригинальность изразцового декора и наличие специальных фасадных изразцов.

Заключение

Монастырские храмы 1680-1690-х годов юговосточного Приладожья имеют общие черты объемно-планировочной композиции: четырех-столпный храм на подкпете с галереями, широкие западные нефы при почти полном отсутствии восточного нефа, асимметрия пятиглавия.

Три монастырских собора, выстроенные в последней четверти XVII века, принадлежат к группе построек, в которых проявилась личность заказчика, новгородского митрополита Корнилия.

Собор Введения Богородицы Введенского тихвинского монастыря, выстроенный в начале XVII века, имеет в своей объемно-пространственной структуре черты, которые позднее развились в планировке соборов 1680-1690-х годов юговосточного Приладожья.

Литература:

1. Вдовиченко М.В. Архитектура больших соборов XVII в. М., 2009. С. 9.

2. Гурьееа МЛ., Яковлева гг. Историческая справка по церкви Иоанна Предтечи в Старой Ладоге: Архив СПб ОАО НИиПИ Спецпроектреставрация, архивный № Д. 2068, 1982.

3. Кондратьева ЕЯ. Изразцы в декоре сооружений Новгорода и Приладожья (конец XVII -начало XVIII вв.) // Вопросы истории, теории и практики архитектуры. 1985. С. 32-39.

4. Корнилова АЛ. Историческая справка по Апександро-Свирскому комплексу: Архив СПб ОАО НИиПИ Спецпроектреставрация, архивный № Д. 1182-1, 1978.

5. Фомин В.В. Историческая с правка по Троицкому Зеленецкому монастырю: Архив СПб ОАО НИиПИ Спецпроектреставрация, архивный № Д 3662, 1987.

Literature:

1. Vdovichenko M.V. Architecture great cathedrals of the XVII century. M., 2009. P. 9.

2. Gurieva M.A., Yakovlev G.G. Background on John the Baptist Church in Staraya Ladoga: Archive of St. Petersburg NIiPI Spetsproektrestavratsiya, archival number D. 2068, 1982.

3. Kondratieff E.V. Tiles in the decoration of buildings Novgorod and Ladoga area (end of XVII -beginning of XVIII century) // Questions of history, theory and practice of architecture. 1985. P. 32-39.

4. Kornilov A.A. Background on the Alexander Svirsky complex: Archive of St. Petersburg NIiPI Spetsproektrestavratsiya, archival number D. 1182-1, 1978.

5. V.V. Fomin. Background on Trinity Monastery

Zelenetskii: Archive of St. Petersburg NIiPI

Spetsproektrestavratsiya, archive number D. 3662, 1987.

105

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.