Научная статья на тему 'МОНАСТЫРИ ПСКОВСКОЙ ЕПАРХИИ НА РУБЕЖЕ XIX-XX ВВ. (ПО МАТЕРИАЛАМ ЕЖЕГОДНЫХ ЕПАРХИАЛЬНЫХ ОТЧЕТОВ)'

МОНАСТЫРИ ПСКОВСКОЙ ЕПАРХИИ НА РУБЕЖЕ XIX-XX ВВ. (ПО МАТЕРИАЛАМ ЕЖЕГОДНЫХ ЕПАРХИАЛЬНЫХ ОТЧЕТОВ) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
56
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СВЯТЕЙШИЙ ПРАВИТЕЛЬСТВУЮЩИЙ СИНОД / ПСКОВСКАЯ ЕПАРХИЯ / ОТЧЁТЫ / ЕПАРХИАЛЬНЫЕ ОТЧЁТЫ / МОНАСТЫРИ / МОНАШЕСТВУЮЩИЕ / МИТРОПОЛИТ АРСЕНИЙ (СТАДНИЦКИЙ)

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Гуцу Герман Романович

Отчеты Святейшему Правительствующему Синоду о состоянии епархий являются важным источником по истории Церкви в синодальную эпоху. На основании ежегодных отчетов о состоянии Псковской епархии было проанализировано состояние монастырей епархии с середины XIX по начало XX вв. В отчетах говорилось о количестве монастырей, братии, хозяйственной жизни, нравственном состоянии насельников, а также о проблемах, которые существовали в монастырях. Отчеты, как и другие протокольные документы, нередко составлялись шаблонно, но об особо примечательных моментах говорилось отдельно.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MONASTERIES OF THE PSKOV DIOCESE AT THE TURN OF THE 19TH-20TH CENTURIES (BASED ON THE MATERIALS OF THE ANNUAL DIOCESAN REPORTS)

Reports to the Holy Governing Synod on the state of dioceses are an important source for the history of the Church in the Synodal era. On the basis of annual reports on the state of the Pskov Diocese, the state of the monasteries of the diocese from the middle of the 19th to the beginning of the 20th century was analyzed. The reports describe the number of monasteries, the size of the brotherhood, economic life, the moral state of the inhabitants, as well as the problems that existed in the monasteries. The reports, like other protocol documents, were often drawn up in a formulaic manner, but especially noteworthy points were discussed separately.

Текст научной работы на тему «МОНАСТЫРИ ПСКОВСКОЙ ЕПАРХИИ НА РУБЕЖЕ XIX-XX ВВ. (ПО МАТЕРИАЛАМ ЕЖЕГОДНЫХ ЕПАРХИАЛЬНЫХ ОТЧЕТОВ)»

ВЕСТНИК ИСТОРИЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЙ ДУХОВНОЙ АКАДЕМИИ

Научный журнал

№ 3 (8) 2021

Г. Р. Гуцу

Монастыри Псковской епархии на рубеже XIX-XX вв. (по материалам ежегодных епархиальных отчетов)

DOI 10.47132/2587-8425_2021_3_142

Аннотация: Отчеты Святейшему Правительствующему Синоду о состоянии епархий являются важным источником по истории Церкви в синодальную эпоху. На основании ежегодных отчетов о состоянии Псковской епархии было проанализировано состояние монастырей епархии с середины XIX по начало XX вв. В отчетах говорилось о количестве монастырей, братии, хозяйственной жизни, нравственном состоянии насельников, а также о проблемах, которые существовали в монастырях. Отчеты, как и другие протокольные документы, нередко составлялись шаблонно, но об особо примечательных моментах говорилось отдельно.

Ключевые слова: Святейший Правительствующий Синод, Псковская епархия, отчёты, епархиальные отчёты, монастыри, монашествующие, митрополит Арсений (Стадницкий), Псковская епархия.

Об авторе: Герман Романович Гуцу

Магистрант Санкт-Петербургской духовной академии.

E-mail: germangutsu01@gmail.com

ORCID: https://orcid.org/0000-0002-9962-0933

Ссылка на статью: Гуцу Г. Р. Монастыри Псковской епархии на рубеже XIX-XX вв. (по материалам ежегодных епархиальных отчетов) // Вестник Исторического общества Санкт-Петербургской Духовной Академии. 2021. № 3 (8). С. 142-147.

* Фотографии взяты из открытых источников.

HERALD OF THE HISTORICAL SOCIETY OF SAINT PETERSBURG THEOLOGICAL ACADEMY

Scientific Journal

No. 3 (8) 2021

G. R. Gutsu

Monasteries of the Pskov Diocese at the Turn of the 19th-20th Centuries (Based on the Materials of the Annual Diocesan Reports)

DOI 10.47132/2587-8425_2021_3_142

Abstract: Reports to the Holy Governing Synod on the state of dioceses are an important source for the history of the Church in the Synodal era. On the basis of annual reports on the state of the Pskov Diocese, the state of the monasteries of the diocese from the middle of the 19th to the beginning of the 20th century was analyzed. The reports describe the number of monasteries, the size of the brotherhood, economic life, the moral state of the inhabitants, as well as the problems that existed in the monasteries. The reports, like other protocol documents, were often drawn up in a formulaic manner, but especially noteworthy points were discussed separately.

Keywords: Holy Governing Synod, Pskov Diocese, reports, diocesan reports, monasteries, monastics, Metropolitan Arseny (Stadnitsky).

About the author: German Romanovich Gutsu

Masters student at St. Petersburg Theological Academy.

E-mail: germangutsu01@gmail.com

ORCID: https://orcid.org/0000-0002-9962-0933

Article link: Gutsu G. R. Monasteries of the Pskov Diocese at the Turn of the 19th-20th Centuries (Based on the Materials of the Annual Diocesan Reports). Herald of the Historical Society of Saint Petersburg Theological Academy, 2021, no. 3 (8), pp. 142-147.

* Photos are taken from open sources.

Одним из важнейших источников по истории Русской Православной Церкви в синодальный период являются архиерейские отчеты Святейшему Синоду о состоянии епархий, отражающие основные стороны жизни Православной церкви в Российской империи. Один из разделов этих отчетов был посвящен обозрению монастырей епархий. В этом разделе Синоду предоставлялись сведения об открытии монастырей, возрождении запустевших или закрытии неперспективных и разорившихся обителей. Сообщалось о храмах, святынях, крестохождениях, духовно-нравственном состоянии братии, монастырском хозяйстве, домах призрения для бедных и больницах при монастырях, составе братии, школах, содержании арестантов, и т. д.

Безусловно, отчеты, как и другие протокольные документы, нередко составлялись шаблонно, но в некоторых случаях предоставлялась подробная информация. Первый сохранившийся в Российском государственном историческом архиве (РГИА. Ф. 796. Оп. 442) отчет из Псковской епархии датируется 1861 годом. В последнем описывались события за 1916 г.

Русская Церковь всегда была богата монастырями, славилась подвигами аскетов и отшельников, и Псковская епархия, пожалуй, была в авангарде этого явления. Но с 1764 г. многое изменилось в отношении монастырей и монашествующих. Манифест о секуляризации ограничивал не только размеры церковного землевладения, но и регулировал количество монашествующих. Число монастырей закономерно сократилось. Так, в Псковской епархии было упразднено 9 монастырей: Воскресенский женский на Стадище, Иоанно-Богословский Костельников на Мишариной горе, Козь-модемьянский Гремяцкий на Гремячей горе, Никольский Любятовский, Никитский в Выползовой слободе, Покровский в углу Окольного города, Сереткин, Каменноград-ский на Завеличье, Ильинский женский на Запсковье1.

Согласно «Духовным штатам», изданным Екатериной II 26 февраля 1764 г., все монастыри делились на штатные и нештатные, и были разделены на три класса по размерам выдаваемого им содержания и по степени прав, «сообразно богатству и знатности»2. Нештатные обители не получали средств от государства. Таким монастырем в Псковской епархии была Никандрова пустынь, а с 1906 г. к числу нештатных причислен и Елеазаровский монастырь. Также некоторые бывшие женские общины Псковской епархии, преобразованные в монастыри в начале XX в., существовали как нештатные общежительные — Воронцовский, Спасо-Казанский и Покровский.

Согласно отчету за 1861г., в Псковской епархии насчитывалось 11 монастырей. Из них мужские: Печерский, Спасо-Елеазаровский, Крыпецкий, Святогорский, Вели-колуцкий Сергиевский, Торопецкий Небин, Спасо-Мирожский, Никандрова пустынь; женские: Иоанно-Предтеченский, Старо-Вознесенский и Великолуцкий Вознесенский (женские). В 1903 г. насчитывалось уже 12 монастырей, в 1907 г. — 13 монастырей, в 1909 г. — 14 монастырей.

Изначально новые монастыри разрешено было открывать только с высочайшего разрешения. В Псковской епархии увеличение числа монастырей приходится лишь на начало XX в. и связано это было с преобразованием женских общин в монастыри.

По уставу монастыри делились на общежительные и необщежительные. В отчётах прослеживается такая тенденция, что Синод старался вводить общежительный устав с целью поднятия нравственности в монастырской среде и в целях ограничения связей с внешним миром через имущественные отношения. Так, необщежительные монастыри Елеазаровский и Крыпецкий были преобразованы в общежительные в 1906 и 1911гг. соответственно. В Елеазаровском это, действительно, способствовало возрождению и процветанию монастыря.

С 1884 г. в отчетах по Псковской епархии появляется больше конкретной информации: сообщается не только о надзоре епархиального начальства и об успехах в хозяйстве, но публикуется основная информация о количестве и статусе епархиальных

1 См. подр.: Евгений (Болховитинов), митр. История княжества Псковского. Т. III. Киев, 1831.

2 Зверинский В.В. Монастыри в Российской империи. СПб.: Издательство Центрального статистического комитета Министерства внутренних дел Российской империи, 1887. С. 6.

Порховъ Нинандровсная пустынь

4

г

Никандров монастырь

монастырей, об их истории и святынях, храмах обителей, количестве братии, епархиальных событиях, связанных с монастырями.

В некоторых монастырях штаты со временем увеличивались, правда, не всегда понятно, по каким причинам. Например, указом Синода в 1899 г. в ознаменование исполнившегося в мае 1899 г. столетия со дня рождения А. С. Пушкина, погребенного в Святогорском монастыре, обитель была возведена из третьего во второй класс с увеличением оклада содержания из казны3 (интересно, что в 1898 г. монахов было 10, а в 1899 г., т.е. в год увеличения штата монастыря, монашествующих было всего 9 человек). Другими словами, увеличение привело в данном случае к увеличению выдаваемого содержания, но отнюдь не к увеличению братии.

Анализируя содержание отчетов по Псковской епархии, можно увидеть, что заштатные монастыри порой были более процветающими и многочисленными. Подтверждением тому служит Никандрова пустынь, в которой было большего всего насельников. И в нравственном отношения Никандров монастырь, наряду с Печерской обителью, считался одним из самых преуспевающих и процветающих.

В Псковских обителях нередко наблюдался дефицит монахов. В этой связи правящие архиереи не раз жаловались в Синод, что из-за недостатка братии тот или иной монастырь не в состоянии совершать ежедневные богослужения с произнесением проповедей, не мог наладить дело с пением и чтением и поэтому вынужден привлекать к богослужениям третьих лиц.

В монастыри не всегда приходили лишь желающие монашеского жития. В отчетах отмечается, что послушниками в монастырь приходили либо отчисленные из состава учащихся духовных школ, либо необразованные крестьяне. Как результат, с дисциплиной в монастырях были определенные проблемы. Ежегодно в отчетах упоминалось о главной беде практически всех мужских монастырей — пьянстве. Порок винопития был неискореним, хотя с этим истово боролись. Уличенных в нарушении наказывали, переводили в другие монастыри или вовсе выгоняли. Например, в 1897 г. в отчете сообщается о правонарушениях иеромонаха Илариона из Мирожского и иеродиакона Леонтия из Торопецкого монастырей. За нетрезвость, грубость, нанесение оскорбления настоятелю и братии и самовольные отлучки из монастырей они были запрещены в священнослужении4.

Совершаемые крестные ходы (крестохождения) строго регламентировались Синодом. Что касается Псковской епархии, то в отчетах сообщается, что ежегодно

3 См.: РГИА. Ф. 796. Оп. 442. Д. 1800. Л. 16 об.

4 См.: РГИА. Ф. 796. Оп. 442. Д. 1687. Л. 25 об.-26.

Пснопъ

Псково-Печерский монастырь

совершался крестный ход 15 мая в город Порхов из Никандровой пустыни, установленный в 1855 г. по просьбе Порховских жителей, чудесно спасенных от холеры молитвами прп. Никандра5. Люди в благодарность Богу за избавление от эпидемии совершали ежегодно крестный ход на расстояние более 20 км. Эти крестные ходы собирали массы богомольцев.

При монастырях активно открывались школы, в которых, как видно из отчетов, преподавали и состояли законоучителями выпускники Псковской семинарии. Им выделялось хорошее ежегодное жалованье и гарантировалось содержание за счет монастырей.

Безусловно, на монастыри возлагалась обязанность благотворительства. Все обители были призваны приносить пользу государству преимущественно как социальные учреждения — оказывать помощь нуждающимся, больным, раненым, инвалидам и т.п. Ежегодно епархия отчитывалась о состоянии больниц, о содержании в них больных и о домах призрения.

Нельзя не сказать об роли монастырей во время войн. Согласно отчетам, монастыри Псковской епархии проявили себя в годы Русско-турецкой (1877-1878) и в Первой мировой войн. Так, сестры Иоанно-Ильинской женской общины были направлены на фронт для помощи в войне в качестве медсестер. В монастырях были устроены лазареты для раненых воинов и приюты для беженцев. Обители помогали также и посильной денежной помощью, а насельники направлялись в места боевых действий для духовного окормления воинов.

Почти все монастыри епархии имели в Пскове подворья, которые приносили важный для обителей доход. Монастыри изначально стремились обзавестись подворьем в губернском городе. Некоторым удавалось открыть подворье в столице. Так, Воронцовский женский монастырь имел подворье в Петербурге, которое приносило монастырю немалые средства.

В монастырях служили также белые священники и диаконы, хотя, судя по отчетам, их было немного. В основном это были клирики, которые направлялись в монастыри для исправления.

Из примечательных событий начала XX в. в Псковской епархии нельзя обойти стороной епархиальное совещание по вопросам монастырей 1905 г. Дело в том, что, несмотря на принимаемые епархиальным начальством меры по улучшению нравственности, жизнь в мужских обителях находилась в состоянии кризиса — отмечалось малодушие, доводящее не только до нравственного индифферентизма, но и до безразличия

5 См.: РГИА. Ф. 796. Оп. 442. Д. 1352. Л. 12.

к сохранению иноческого звания6. К 1905 г. до небывало низких показателей уменьшилось число послушников.

В этой связи 10 октября 1905 г. было собрано экстренное епархиальное совещание под руководством епископа Арсения (Стадницкого). Проблемы, которые решались на совещании, были типичными тогда для многих монастырей. Падение нравственности в обществе в предреволюционное время затрагивало также и церковные структуры. По наблюдениям епископа Арсения, наблюдался всеобщий упадок в монастырях7. Он многократно писал о том, что монашество совершенно пало.

Целью собрания было объединить в тревожное время всех монашествующих. Владыка Арсений немало обращался к собравшимся со словами о монашеском призвании, об активном участии монастырей в жизни общества. Он отмечал, что мнение, согласно которому монахи должны находиться только в монастыре и думать исключительно о своём спасении во время болезней, голода, войны, — ошибочное. Сущность монашества — проявлять любовь к Богу и ближним.

Назревшие проблемы предполагалась решать посредством следующих мер:

— был предусмотрен более тщательный прием в монастыри, т. к. набралось много неблагонадежных людей;

— старшей братии было предписано наблюдать за младшей;

— следить не за хозяйством, а обратить внимание на внутреннюю жизнь;

— не покидать без надобности монастыри;

— тщательней подбирать духовников и тех, кто совершает исповедь;

— восстановить ежедневную проповедь за богослужением (которая почти отсутствовала).

Таким образом, это было не столько протокольное совещание, а весьма живое обсуждение вопросов, связанных с монашеством, реальными проблемами и путями их решения.

Подводя итог, следует отметить, что отчеты о состоянии епархий, несмотря на некоторую шаблонность, нередко содержат важную и ценную информацию, касающуюся состояния монашества.

Источники и литература

1. Евгений (Болховитинов), митр. История княжества Псковского. Т. III. Киев, 1831.

2. Зверинский В.В. Монастыри в Российской империи. СПб.: Издательство Центрального статистического комитета Министерства внутренних дел Российской империи, 1887. 105 с.

3. РГИА. Ф. 796. Оп. 442. Д. 1352. 49 л.

4. РГИА. Ф. 796. Оп. 442. Д. 1687. 52 л.

5. РГИА. Ф. 796. Оп. 442. Д. 1800. 44 л.

6. РГИА. Ф. 796. Оп. 442. Д. 2109. 68 л.

6 См.: РГИА. Ф. 796. Оп. 442. Д. 2109. Л. 14.

7 См.: Там же. Л. 15.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.