Научная статья на тему 'Монастырь во имя Святых Царственных Страстотерпцев: итоги десятилетия'

Монастырь во имя Святых Царственных Страстотерпцев: итоги десятилетия Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
231
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
монастырь / проектирование и строительство храмов / последовательность / символичность / ИНФРАСТРУКТУРА / архитектура культовых зданий

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Акчурина Наталья Сергеевна

Статья посвящена десятилетнему юбилею монастыря во имя Святых Царственных Страстотерпцев. Автор прослеживает путь от старого деревянного аналоя в лесу у креста до всемирно известной обители, где чтят память царской семьи. В статье показана последовательность строительства храмов на Ганиной Яме, в которой просматривается некоторая символичность и преемственность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Монастырь во имя Святых Царственных Страстотерпцев: итоги десятилетия»

УДК 72.03(09)(086.6)

Акчурина Н. С.

Монастырь во имя Святых Царственных Страстотерпцев: итоги десятилетия

Статья посвящена десятилетнему юбилею монастыря во имя Святых Царственных Страстотерпцев. Автор прослеживает путь от старого деревянного аналоя в лесу у креста до всемирно известной обители, где чтят память царской семьи. В статье показана последовательность строительства храмов на Ганиной Яме, в которой просматривается некоторая символичность и преемственность.

Ключевые слова: юнастыръ, проектирование и строительство храмов, последовательность, символичность, инфраструктура, архитектура культовых зданий.

AKCHURINA N.S.

MONASTERY IN THE NAME OF SAINT MARTYR TSAR’S FAMILY: RESULTS OF DECADE

The article is devoted to the tenth anniversary of the monastery in the name of Saint Martyr tsar’s family. The author traces the path from the old wooden lectern in the woods near the cross to the world-famous monastery. It honors the memory of the tsar’s family. The article shows the sequence of construction oftemples at Ganina Yama.

Keywords: monastery, design and construction of temples, sequence, symbolism, infrastructure and architecture of religious building.

Д'

1

]

1

Акчурина

Наталья Сергеевна

канд. архитектуры, профессор УралГАХА E-mail: akchurinans@e1 .ru

есятилетний юбилей монастыря во имя Святых Царственных Страстотерпцев - дата, которая заставила

I вспомнить многие моменты работы над этим проектом. Казалось бы, десять лет - это не так уж и много даже в масштабе человеческой жизни. За десять лет с момента рождения человек не успевает еще стать взрослым. Монастырь за этот отрезок времени прошел путь от старого деревянного аналоя в лесу у креста, воздвигнутого как знак произошедших событий, до всемирно известной обители, где чтят память царской семьи, куда стремятся паломники со всех концов земли русской и из-за рубежа. Прошедшее десятилетие изменило и людей, так или иначе вложивших свой труд в дело строительства монастыря. Не все из тех, кто стоял у истоков, продолжают работать в той же области, но очень многие до сих пор часто приезжают в монастырь как в гости к очень близким друзьям. И очень нежно относятся к воспоминаниям о днях или годах совместной работы в этом святом месте.

Особое, трепетное отношение к памяти царской семьи, наверное, живет в самом воздухе Екатеринбурга, возникая из чувства вины перед погубленными чистыми душами.

Господь распорядился так, что я оказалась в составе группы, которой было поручено запроектировать на Ганиной Яме, у памятного

креста, установленного над шахтой, сначала просто небольшой навес над аналоем и домик с кельями для монахов, а потом - небольшой храм и братский корпус. Идея строительства монастыря развивалась от потребности обустройства места для молитвы до скита, а затем - и до монастырского комплекса.

Над проектом работала группа в составе Татьяны Алексеевны Петкевич (ныне покойная инокиня Дамиана), Александра Евгеньевича Шарыпова, Надежды Васильевны Дорониной и Наталии Сергеевны Акчуриной.

Начало работы над проектом прошло под сенью радуг над Вознесенской горкой, которые были так хорошо видны из окна нашей мастерской на восемнадцатом этаже жилого дома. Потом весной и летом 2000 г. были поездки на Ганину Яму. Когда вспоминаешь об этом, становится удивительно, как за такое короткое время могло произойти столько событий. Нас торопили: сама жизнь, Владыка, священники. Разбивку под самый первый храм, Царский, мы с Татьяной Алексеевной делали вдвоем, ползая по непролазной, размокшей от дождей глине. Даже это сегодня относится к драгоценным воспоминаниям.

Визит в Екатеринбург Патриарха Всея Руси Алексия II состоялся осенью 2000 г. И хотя посещение Ганиной Ямы не было предусмотрено программой, Патриарх настоял на поездке

Ил. 1. Храм во имя Святых Царственных Страстотерпцев, фото Н. С. Акчуриной

к месту уничтожения останков царской семьи. Его Святейшество благословил начало строительства монастыря и подписал эскизный проект. Благословение Его Святейшества очень помогало в работе и, наверное, во многом дало силы пережить многотрудные месяцы начала строительства.

Строительство первого храма во имя Святых Царственных Страстотерпцев было начато 22 сентября

2000 г. 27 декабря 2000 г. храм был освящен. За эти три месяца плотники научились рубить храмы, ведь до этого никто из них храмы не строил. Наш опыт в области храмостроительства и деревянной архитектуры тоже сильно обогатился. Люди работали на строительстве с полной отдачей. Зима была суровой - топоры лопались от мороза. Но Господь хранил делавших угодное Ему дело: за все это время на стройке не произошло ни одного сколько-ни-будь серьезного несчастного случая.

Второй храм - во имя святого преподобного Серафима Саровского -строился практически параллельно с Царским храмом и освящен весной

2001 г. Решение о его возведении было принято после того как в котловане, вырытом под хозяйственную постройку, нашли на глубине примерно 1 м от поверхности известковую линзу с включениями угля. Нельзя было пренебрегать даже предположением, что здесь могло быть одно из кострищ. Было решено, что здесь будет строиться второй храм - во имя святого преподобного Серафима Саровского, пророчески сказавшего в свое время: «Царя, который меня прославит, и я прославлю».

Третьим (15 марта 2001 г.) был заложен храм во имя святого преподобного Сергия Радонежского,

Ил. 2. Храм во имя святого преподобного Серафима Саровского, фото Н. С. Акчуриной

вознесшийся своим шатром на тридцатиметровую высоту, высокий, как и сам преподобный Сергий, как его монашеский подвиг. Весной 2001 г. строитель монастыря отец Сергий, ставший позднее его первым наместником, после поездки в Москву привез проект небольшого шатрового деревянного храма и сказал: «Вот такой будем строить». Потом, посмотрев на план, спросил, можно ли его увеличить. В процессе работы образ совершенно изменился. Естественно, что увеличение плана меняет объем и его пропорции. Возник высокий подклет с размещенными в нем служебными кельями, высокие сложные крыльца и каскады бочек с главками, поддерживающие трехъярусный восьмерик под шатром. Впоследствии, непонятно почему, возникла «легенда» о том, что храм представляет собой точную копию православного храма в г. Харбин. Но это чистая выдумка, в форме этих двух храмов нет совершенно ничего общего.

Интересна последовательность строительства храмов. Первый - во имя Святых Царственных Страстотерпцев. Второй - во имя святого Серафима Саровского, которого очень чтила царская семья и которого в лике святых прославил царь Николай II. Третий - во имя святого Сергия Радонежского, любимого святого Серафима Саровского. И четвертый - во имя святителя Николая Чудотворца, к которому всегда за помощью обращался святой Сергий Радонежский и любимого святого всей России. Последовательность эта не задумывалась заранее, но в ней просматривается некоторая символичность и преемственность.

Ил. 3. Храм во имя святого преподобного Сергия Радонежского, фото Н. С. Акчуриной

Четвертым строился храм во имя святителя Николая Чудотворца, любимого святого земли русской. Его закладка была произведена также весной 2001 г. Никольский храм встал на достоверно известном месте одного из кострищ, где сжигали останки Царственных Мучеников, рядом с галереей вокруг шахты. Проектировался он удивительно быстро и легко. А когда образное решение уже сложилось, оказалось, что главок на храме -17, как воспоминание о печально и светло памятном дне 17 июля.

В том же 2001 г. 11 апреля был заложен надвратный храм в честь иконы Божией Матери «Иверская», обозначивший главный вход в монастырь.

Хочется отметить, что на протяжении всего времени с самого начала строительства монастыря духовным наставником и идейным руководителем был отец Сергий, строитель и первый наместник монастыря. Сила веры его удивительна. И пусть не всегда слова его были ласковы, но ведь и это инода нужно. Сегодня схиигумен Сергий - духовник Среднеуральского женского монастыря в честь иконы Божией Матери «Спорительница хлебов».

С 2002 по 2006 г. в Монастыре построены храм в честь иконы Божией Матери «Державная», Архиерейское подворье (по типовому проекту загородного дома), домовый храм во имя святого праведного Иова Многострадального, игуменский корпус и здание церковной лавки и музея. Над ними работали другие архитекторы.

В 2006 г. запроектирована (уже с моим участием) и построена паломническая трапезная на входной площади монастыря. Сложное в плане здание фланкировано открытыми

Ил. 4. Храм во имя святителя Николая Чудотворца, фото Н. С. Акчуриной

террасами. В центре основного объема - высокий двусветный зал, вокруг которого располагаются небольшие уютные помещения со столиками.

В 2007 г. был перестроен пострадавший от пожара храм во имя святого праведного Иова Многострадального при Архиерейском подворье. Он был значительно расширен по контуру имевшегося фундамента и обрел новый образ. Прежний храм почему-то имел размеры значительно меньшие, чем контур фундамента.

В 2008 г. у игумена Феодосия, наместника монастыря, возникла идея устройства монастырского пруда и строительства на его берегу водо-святного храма в честь иконы Божией Матери «Живоносный источник» и баптистерия (крестильни). Храм небольшой по площади, как позволяет территория для его размещения. Но сам объем увенчан сложным каскадом из бочек с главками, покрытыми нит-ридтитаном в сочетании голубого и золотого цветов.

Пруд было решено разместить в естественной впадине рельефа, которая и дала название месту - ГЪнина Яма. Следователь Соколов в свое время описывал ее как небольшое озерцо. А сегодня паломников встречает построенный и освященный многоглавый водосвятный храм, отражающийся в зеркале пруда.

Монастырский пруд не только украшает входную площадь монастыря, отражая праздничное многоглавие храма в честь иконы Божией Матери «Живоносный источник». Он несет и чисто практическую нагрузку, являясь пожарным водоемом. Изначально в генплане монастыря в хозяйственной зоне были заложены два пожарных водоема.

Затем их строительство сочли дорогим и ненужным. Не были заложены даже подземные резервные емкости для пожаротушения. Однако жизнь показала, насколько необходимо наличие большого запаса воды в монастыре, построенном из дерева. Пожарные машины не имеют времени быстро пополнить запас

Ил. 5. Надвратный храм в честь иконы Божией Матери «Иверская», фото Н. С. Акчуриной

воды - ближайшая точка находится на станции Шувакиш в 2 км от монастыря. Значительный водоем в самом монастыре дает возможность гасить огонь, протянув пожарный рукав непосредственно из пруда, что экономит дорогостоящее в случае беды время.

В ближайших планах игумена Феодосия - создание на берегу пруда искусственного водопада, озеленение берегов и благоустройство территории вокруг водоема.

Наличие водной глади в любом архитектурном ансамбле является очень привлекательным моментом. И монастырь, конечно, не исключение. Внимание посетителей, входящих в ворота под Надвратным Иверским храмом, неизменно привлекает пруд и отражающийся в нем Водосвятный храм.

На Крещенье в пруду уже два года устраивается Иордань (прорубь для освящения воды и для купания). Очередь из желающих искупаться в крещенской воде не иссякает всю Крещенскую неделю не только днем, но и ночью.

В 2007 г. был перестроен пострадавший от пожара храм во имя святого праведного Иова Многострадального при Архиерейском подворье. Он был значительно расширен и обрел новый образ. Храм во имя этого святого очень важен для монастыря: в день памяти Иова Многострадального родился император Николай. И в монастыре этот день отмечается как большой праздник.

Моя работа над проектами монастырских храмов продолжалась с 2000 по 2003 гг. и затем с 2006 г. по настоящее время. При проектировании храмов я обращалась к историческим материалам, изучала деревянное храмовое зодчество как по литературным источникам, так и «вживую» - в поездках. Когда-то почти вся Русь была деревянной, традиции деревянного зодчества здесь чрезвычайно богаты. И существует множество хорошо сохранившихся памятников. Есть и целые музейные комплексы под откры-

Ил. 6. Здание паломнической трапезной, фото Н, С, Акчуриной

тым небом (Кижи, Суздаль, Верхняя Синячиха), где бережно собираются и сохраняются деревянные строения. Практически в любой деревне можно найти деревянный дом позапрошлого века. Деревянных храмов, конечно, сохранилось значительно меньше. Но и тут возможны находки.

Старая деревянная часовня в деревне Раскуиха Полевского района в годы советской власти служила и магазином, и корпусом туристического лагеря. Три года назад местные жители решили восстановить часовню. И оказалось, что срублена она из лиственницы, ее венцы, пропитанные смолой, хорошо сохранились от гниения. Нашлись очень интересные приемы соединения бревен по длине и соединения в углах. Думаю, что такие находки ожидали бы заинтере-

Ил. 7. Храм во имя святого праведного Иова Многострадального (до пожара и после восстановления), фото Н, С. Акчуриной

ких храмов закладывают «голосники» - керамические горшки, которые служат резонаторами и делают звук более звонким.

Но вот при строительстве храма в честь иконы Божией Матери «Всеца-рица» в Областном онкологическом центре инвестор (светлой памяти Геннадий Николаевич Борисов) пожертвовал для строительства лес -ханты-мансийскую ель. Ровные, как будто оцилиндрованные, бревна с очень плотно расположенными годовыми кольцами и маленькой разницей диаметров по концам были ошкурены, просушены и остроганы рубанком. Получился строительный материал высочайшего качества. Кроме того, своды в храме также были выполнены из еловой доски. После освящения храма хористы, певшие на службе, удивленно заметили, что петь в храме было удивительно легко, и звук был красивым и звонким. Храм стал своеобразной «скрипкой», ведь известно, что для изготовления скрипок известнейшие скрипичные мастера применяли ель для верхней деки и клен для нижней деки. Ель в «верхней деке» здесь присутствовала в полной мере. Возможно, было бы и еще лучше, если бы полы были из клена. И таких маленьких и больших открытий в процессе работы над деревянными храмами происходило множество. Все это очень сильно помогает как в проектировании, так и в строительстве.

Монастырь во имя Святых Царственных Страстотерпцев был для меня своеобразной школой деревянного храмового зодчества и началом появления большого количества заказов на проекты деревянных храмов в различных областях нашей ораны (Курганской, Челябинской, Тюменской, Омской, в Санкт-Петербурге и на Украине).

При проектировании монастыря во имя Святых Царственных Страстотерпцев изначально была заложена идея строительства в две очереди. Первая очередь - деревянный комплекс, вторая очередь - каменный. В 2008 г. пришло время строительства второй очереди.

В 2008 г. началось восстановление здания Музея царской семьи в монастыре на входной площади, напротив паломнической трапезной и игуменского корпуса. Было решено не восстанавливать его в дереве, а использовать для строительства стен кирпич. И впоследствии отделать верхние два этажа деревом, что сделает это здание своеобразным переходным элементом

сованных исследователей во многих деревнях Урала.

Проектирование деревянных храмов, конечно же, имеет свои особенности: начиная с выбора древесины и кончая решением вопросов акустики в храме. Традиционно на Ура-

ле, богатом сосновыми лесами, для строительства выбирают сосну. Но построенные из сосны храмы требуют дополнительных мер по улучшению акустических свойств, так как звук в них слегка глушится из-за не очень плотной древесины стен. В своды та-

ил. 9. Водосвятный храм зимой, фото Н. С. Акчуриной

Ил. 8. Водосвятный храм в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник», баптистерий и монастырский пруд, фото Н. С. Акчуриной

Ил. 10. Генеральный план монастыря. Автор Т. А. Петкевич (инокиня Дамиана)

к каменному семинарскому комплексу. В здании будут размещаться иконная лавка (на первом этаже), актовый зал для различных мероприятий с двусветным фойе, два малых конфе-ренц-зала, небольшая гостиница и классы воскресной школы.

Осенью 2010 г. пожаром был уничтожен храм в честь иконы Божией Матери «Державная». В настоящее время ведется проектирование нового храма на том же месте. Потери от пожаров были и прежде, но каждый раз Господь устраивал так, что это не становилось невосполнимым. Монастырь отстраивал утраченное. О своем желании помочь в восстановлении храма уже заявили многие люди.

В сентябре 2010 г. монастырь отметил свой первый юбилей -10 лет со дня основания, с того памятного дня, когда Патриарх Алексий благословил начало строительства.

Можно с уверенность сказать, что любовь русских людей и паломников из ближнего и дальнего зарубежья к царской семье свидетельствуется не только в праздники. На Царские дни к 17 июля съезжаются тысячи и тысячи паломников, желающих поклониться Царственным Страстотерпцам: крестный ход от Храма-на-Крови входит в монастырь в течение не одного часа, заполняя всю его территорию.

В дни рождения обители монастырь посещают многочисленные гости. Но и в обычные для монастыря дни здесь всезда многолюдно. Екатеринбуржцы приезжают в монастырь в выходные и будние дни, находя здесь не только красоту природы и необычные деревянные храмы, но и благую молитву, отдохновение для души и утешение. В Екатеринбурге сложилась традиция: гостей любого уровня обязательно везут в монастырь во имя Святых Царственных Страстотерпцев.

В планах на будущее - восстановление храма в честь иконы Божией Матери «Державная», строительство монастырской гостиницы с номерами различного уровня (от VIP до очень демократичных). У настоятеля монастыря Владыки Викентия и наместника игумена Феодосия есть намерение построить рядом с монастырем новый комплекс Екатеринбургской духовной семинарии, переместить семинарию из неприспособленного здания детского сада на пр. Космонавтов в современное новое здание, имеющее все условия для учебы, духовного развития, спорта и отдыха. В этом же комплексе планируется разместить духовно-просветительский центр с обширной библиотекой, музеем,

большим зрительным залом, зимним садом и парадной трапезной.

На первом этаже размещаются обычные учебные аудитории (1), римские аудитории (2) и кафедры (3). Библиотека (4) находится в здании духовно-просветительского центра, но доступна семинаристам и приезжающим гостям. Фойе (5) при зрительном зале (6) связано с парадной трапезной (7). За ней расположены семинарские трапезные (8,9) и кухня (10). Жилые блоки (12,13) находятся между учебным корпусом и трапезным блоком. С восточной стороны комплекса размещен хозяйственный корпус (11) с хозяйственным двором и гаражом (14). Все внутреннее пространство комплекса делится на два открытых двора: парадный с семинарским храмом, с входом под Надвратным храмом и со стороны

духовно-просветительского центра через небольшой курдонер с кованой оградой и воротами и внутренний проулочный двор с садом, расположенный между жилыми корпусами. На втором этаже над гаражом находится спортивный блок с большим спортивным залом и бассейном (10).

Курдонер перед входом в духовнопросветительский центр имеет свободный вход со стороны площади, а от семинарской территории отделен кованой оградой с воротами, расположенными на оси главного вода в семинарию, перпендикулярной оси парадного двора и главного храма.

Западный фасад семинарского комплекса обращен в сторону монастыря во имя Святых Царственных Страстотерпцев. Над главным входом возвышается Надвратный храм, служащий входной доминантой.

И л. 11. Восточный фасад нового духовного центра, проект Н. С. Акчуриной

Для главного семинарского храма в честь иконы Божией Матери «Фе-одоровская» в парадном дворе семинарии не случайно выбрана русско-византийская стилистика. Этот стиль был официальным государственным стилем в последние годы Российской империи и очень нравился императору Николаю П.

Планов по дальнейшему развитию и строительству монастыря хватит еще на многие и многие годы работы: при семинарии планируется создание поселка для работников семинарии и монастыря, православной гимназии, детского сада. Такая инфраструктура позволит достойно принимать многочисленных паломников любого уровня, и обеспечить жильем и всем необходимым немаленький штат работников всего монастырско - семинарского комплекса. Техническое обслуживание такого комплекса потребует развития хозяйственных территорий.

Можно с уверенностью сказать, что задумки по новому строительству и благоукрашению монастыря у его наместника игумена Феодосия вряд ли иссякнут - его созидательной энергии и количеству творческих идей вполне можно позавидовать. Мне, как архитектору, если будет на то воля Божия и благословение Владыки Викентия, будет честью и радостью помогать в осуществлении этих планов.

Проектирование храмов - тема в наше время интереснейшая и совершенно неисчерпаемая. Совершенно очевидна насущная потребность в большем количестве храмов в городе и наличии храма в каждом селе. Потому что давно уже прошли те времена, когда в первые послеперестроечные годы в храме на службе стояли пять-шесть бабушек. Ныне и в будние дни служба идет при большом стечении прихожан, и молодых, и пожилых, а в праздничный день в храм попасть

и совсем проблематично. И в храмах становится все больше молодежи.

В связи с этим более насущной становится проблема воспитания спе-циалистов-архитекторов, умеющих проектировать храмы. До сих пор такой специализации в архитектурных вузах не было. В лучшем случае существовала специализация «Реставрация». В основном проектировали храмы архитекторы-объемщи-ки либо архитекторы-реставраторы, которые имели несколько большее представление о том, как устроен православный храм. Необходимо же иметь специализацию с преподаванием целого ряда дисциплин, которые в наших вузах не читаются: теология, символика православного храма, каноны и др. Архитекторы должны подходить к проектированию храма, имея необходимую сумму знаний, хорошо представляя как функциональные требования, так и символику архитектурных элементов, из которых слагается архитектура храма, т. е. все должно происходить в процессе проектирования точно так же, как и в любой другой архитектурной специализации. Но неизмеримо глубже должна быть теоретическая база (особенно - богословская), знание канонов и символики.

Проблема подготовки специалистов в области храмового зодчества, однако, намного сложнее, чем просто отсутствие специализированных отделений в архитектурных вузах. Прервана не только традиция храмового зодчества. Утрачен целый слой в воспитательном процессе всего общества, начиная со школы: в гимназиях XIX в. в обязательном порядке преподавали Закон Божий, а сегодня мы ведем многолетние нескончаемые разговоры о том, можно ли в школе преподавать «Основы православия». До революции проектированием храмов занимались люди, которые с детства были знакомы с религиозными традициями, для которых православие было естественной и необходимой жизненной средой. Сейчас порой возникает парадоксальная ситуация: не знающего никакой религии студента обучают проектированию храмов атеистически воспитанные преподаватели. Если не еще хуже ■ преподаватели, которым безразлично, что проектировать - православный храм, мечеть, синагогу... В этом есть что-то глубоко неправильное, коренящееся в наследии 70 лет безверия и атеизма и послужившее причиной многих уродливых изменений в нашем обществе.

га

* «О Вил]і8

Е?° £а!

ш ш

*Гі#.ГД

Эюълтацня к гайку 1 шты

1 - У>*о6и**й «эрпут:

2 - Римедае вдигс**н

5 - Фойг бсльидао нпл

7 -Поданы тот де*

Ю-куии

II - ЛДА**ЄТОАГНвНО-

12-Жнпсй чйрпус <л. и-Жнпсй «ОрггрС (люомР 14- ГІР4Ч н механичесю*

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

План на <лм. 0.00

Ил. 12. Новый комплекс Екатеринбургской духовной семинарии при монастыре, проект Н. С. Акчуриной

Экспликация к пмну 2 лия

I -Зобный корпус 2-Р«{торМ

3 - Библиотека А - Фойе-з сад 5 - Парадная трапезная б-большой ыл 6-1 -Конферемц-мл 2 7 - Покои влапыки ректора

9 ■ Жилой «орпус (мужской) 9-Жил<* кОрп^Кмский)

10 ■ Споргивжм ОлСж

(6К«ЙМ И СЛСрШвНые

или)

II ■ адииняпрлшимо

шяйсгнмный корпус

План на отм, 4.00

Экспликация к плану 3 ггажа

Ь^'вбнвй корпус 2-Кафеяра

3 - Актоаий мл семинарии библиотеке

5-Фойе балкона Болылоговкч

6-балкон Больного ила 4-1 - Конферени-зат 3

7 - Парадная трапе 1иа*

8 - Прелодазателккий ж*лой

корпус

9 - Ж*лоЛ корпус (женский)

10 -Тренажерной ил

11 - Адмим»арзп1*но-

хо|яй<т*«*»<нй корпус

План на отм. 8,00

Ил. 13,14. Второй и третий этажи семинарского комплекса, проект Н. С. Акчуриной

Невозможно, конечно, требовать непременного воцерковления от всех преподавателей-архитекторов и массовых походов в храм вместе со студентами. Но храмовое зодчество - это очень специфическая область архитектурного проектирования, требующая не только технических знаний и умений, но и глубокого проникновения в религиозную традицию и, простите за высокий слог, - Веры и личного участия в церковной жизни.

Заключение

Представляется, что при существующем положении вещей воспитание специалистов в области храмового строительства нужно начинать с детства. Радостно видеть, что и сейчас уже немало есть студентов, для которых православие - не пустой звук.

А значит, проектированием православных храмов будут заниматься люди, знающие свою религию не понаслышке.

Задача, стоящая перед современным архитектором, проектирующим православные храмы, ясно сформулирована покойным Патриархом Московским и Всея Руси Алексием

II в послании участникам выставки «Архитектура и религия» на Росст-ройэкспо в 1996 г.: «Церковь хранит историческую преемственность в поддержании традиций храмового зодчества. Архитектура ее зданий органически связана с содержанием Евангелия, умело и емко воплощая в своих формах символику божественного устроения мира, грядущего спасения человечества и бессмертия. Современная архитектура призвана

учитывать в своем развитии принцип гармонического сочетания новых форм и стилей с уже устоявшимися в истории традициями зодчества, в том числе и храмового...»

Список литературы

1 Афанасьев К. Н. Построение архитектурной формы древнерусскими зодчими. М., 1963.

2 Ополовников А. В. Русское деревянное зодчество. М., 1983.

3 Ибрагимов И. А. Особенности формирования средневековой культовой архитектуры христианства и ислама // Академический вестник УралНИИпроект РААСН. 2009. №3. С. 67.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.