Научная статья на тему 'Монашество как социо-религиозный феномен'

Монашество как социо-религиозный феномен Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
508
101
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОНАШЕСТВО / МОНАСТЫРИ / ФУНКЦИИ МОНАШЕСТВА / MONASTICISM / FUNCTION OF THE MONASTERIES / MONKHOOD / NUNHOOD

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Астэр Ирина Валериевна

В статье проанализированы функции монашества как социокультурного института. Определена роль монашеского служения в истории и современной культуре

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Monasticism as social and cultural phemomenon

The article analyses monasticism and its functions as a socio-cultural institute. The author shows role of the monastic service in history and modern culture.

Текст научной работы на тему «Монашество как социо-религиозный феномен»

И. В. Астэр

МОНАШЕСТВО КАК СОЦИО-РЕЛИГИОЗНЬШ ФЕНОМЕН

Монашество не есть территориальная особенность, уникальная черта определенной нации или составляющая отдельной религии. Цель монашества как нравственной силы — спасение не только самих себя, но всего мира. Основной смысл монашеского уединения заключается в идее созидания себя как целостной и свободной личности. Попробуем рассмотреть данный тезис подробнее.

Одиночество монашествующего подразумевает как минимум три составляющие.

1) Непорочность — под этим термином подразумевается не неприкосновенность или табу, а гордость за внутренний мир, свободу, погруженность в себя, молитву, способность воспринимать новое в себе, для себя, для другого, для других;

2) Целомудрие как объединение различий, отказ во имя обета от недифференцированности, принятие дистанции между телами как между субъектами;

3) Целибат. Холостой в монашестве — не «неженатый»; понятие подразумевает, что каждый — не только «половина пары», но имеет собственное призвание, а свобода имеет другие измерения, существование — другие ценности и что семья — это еще не весь мир.

В чем заключается отличие монаха от мирянина? Каким образом, находясь в скиту, в полном уединении, человек познает себя, окружающий мир и Бога? Представляется, что в отличие от городского жителя, выстраивающего коммуникативный процесс по принципу «Я-Оно» и наращивающего количество информации (число текстов, собеседников),

получаемой из внешнего мира, осознанно уединенныи & стремится обеспечить коммуникативный канал «Я-Я» и к получить качественную информацию изнутри. Типичный g

мирянин («Man», по выражению Хайдеггера) обращает- С

ся к людям, исключая «Я», монах — погружается в «Я», В избегая «Оно». «Man» — это обезличенный человек тол-

пы, приверженец массовой культуры, неканонического

1 Лотман Ю. М. Каноническое искусство как информационный парадокс // Проблемы канона в древнем и средневековом искусстве Азии и Африки. М., 1973. С. 19.

2 Лотман Ю. М. Автокоммуникация: «Я» и «Другой» как адресаты (о двух моделях коммуникации в системе культуры) // Лотман Ю. М. Семиосфера. СПб., 2000. С. 160.

Я

искусства; тогда как уединенный — почитатель канона, о

способный насыщаться общением, читая в течение всей ц

своей жизни одну единственную книгу — «Библию». Разъ- о

яснение приведенного парадокса, в частности, находим §

в работах Ю. М. Лотмана. Он полагает, что «получатель ^

средневекового (библейского) художественного сообще- и

ния «поставлен в благоприятные условия для того, чтобы 3

прислушаться к самому себе. Он не только слушатель, но ы и творец. С этим и связано то, что столь каноническая система не теряет способности быть информационно активной»1.

к

Система «Я-Я» особенно эффективно функционирует, ког- о да извне поступают добавочные коды, меняющие контекст- е ную ситуацию (к примеру, ритмическая музыка). Лотман утверждает, что «если коммуникативная система «Я-Он» обеспечивает лишь передачу некоторого константного объема информации, то в канале «Я-Я» происходит качественная трансформация, которая приводит к перестройке самого этого «Я»2.

Таким образом, в своей идеальной модели, монашество потенциально может глубинно познавать окружающий мир и качественно созидать бытие посредством реализации собственного потенциала, поскольку в меньшей степени испытывает потребность в межличностных отношениях,

° не подвержено общественным стереотипам, способно вос

н а

^ дов с их проблемами и потребностями.

Попробуем обобщить разнообразные функции, реализуемые институтом монашества на протяжении столетий:

^ принимать людей как независимых, уникальных индиви-

н

о 1. Мировоззренческая функция. Монашество, базируясь

на космогоническом мифе, понималось как точная копия ^ описанной в мифе идеальной цели, к которой по разным мотивам стремятся многие люди и которая наполняет жизнь верующих особым значением и смыслом.

2. Экологическая функция. Общежительная модель ^ монашеской общины соответствует идее малого космоса.

Члены общины взаимодействуют с материальным миром на основании принципа нестяжательства и преобразовывают его посредством труда, как физического, так и духовного. Причем, как настаивали многие христианские подвижники, монахам должно учиться соразмерности космического порядка у животных, а по возможности и содействовать их жизни3, поскольку в Писании сказано: дело человека — «владычествовать... над всею землею» (Быт. 1,26), но владычествовать — возделывая и храня ее (Быт. 2,15). В буддизме человечество рассматривается как одна семья. Поэтому буддисты считают других своими братьями и сестрами независимо от различий, основанных на кастах, верованиях или классах. Согласно буддистской традиции, животные вынуждены страдать из-за человека, их кармического «предшественника», сами животные невинны, поэтому человек должен освободить всех живых существ, не только себя.

3. Интегративная функция не только дает возможность монашествующему осознавать себя в рамках единой религиозной общности, но и формирует основания коллективного существования и деятельности всего человечества, стимулируя групповую консолидированность. С одной

3 См.: Перехвальская Е. Преподобный Сергий Радонежский // Рассказы о православных святых. СПб., 2003. С. 326-327.

ну всех функций религии. Через лучших представителей

ценности, как любовь к природе и ближнему, милосердие, братство, патриотизм и т. п.

5. Коммуникативная функция. Монашество в его общежительном образе представляет собой идеальную модель урегулирования проблемы общения/уединения в обществе6. В процессе миссионерско-просветительской деятельности католическое монашество демонстрировало

стороны, длительный период времени религия оказывалась единственным интегрирующим началом, позволяю- к щим увидеть отличия одного народа от другого, с другой — р «Иночество служит миру: охраняет его, отмаливает его и за него предстательствует. Особенно созревшие духом подвижники предают себя подвигу исключительной сострадательной любви к миру»4. к

4. Интегративная функция не осуществляется, если с не выполняется духовно-нравственная функция5. На про- ц тяжении многих лет государства формировались под о воздействием религиозных заповедей и нравственных Е ценностей. Религия давала нравственный критерий для ^ оценки не только личной, но и общественной жизни. При- и чем монашеству в рамках религиозных отношений при-

надлежит ведущая роль, так как оно в своей деятельности ы

наиболее полно воплощает духовный идеал, задавая глуби- й

е

монашества народ впитывает такие духовно -нравственные о

4 Концевич И. М. Стяжание Духа Святого в путях Древней Руси. М., 1993. С. 59.

5 Традиционное понимание «духовный» приводит В. И. Даль: «это не только бесплотный, нетелесный, из одного духа и души состоящий, но и все, что относится к Богу, церкви, вере... все умственные и нравственные силы человека, ум, воля» (Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка. СПб., 1880. Т. 1. С. 503). Таким образом, духом можно считать трансцендентную сущность, называемую Абсолютом.

6 Особенно в современном обществе, где проблема приобрела глобальный характер. К примеру, общежительный устав всех современных монастырей РПЦ и особая регламентация монастырской жизни способствует устранению данной проблемы.

° достижения национальных и региональных культур, обе-^ спечивая их адекватное и гуманное восприятие, а тем Щ самым, объединение на основе религиозных ценностей « и норм. Русское монашество с момента возникновения ^ осуществляло миссионерскую деятельность, поскольку § для обращения в христианство языческой Руси Х-Х1 вв. ^ архипастырей назначали из греков, которые не только не ^ имели представления о жизни русского народа, но, зача-« стую, не знали даже русского языка. Поэтому миссионера-£ ми у русских язычников были именно монашествующие7. ® Наряду с политическими вопросами, основатели первых Й монастырей на Руси, монахи Киево-Печерской лавры, выдвинули идею всеобщей «монастыризации» древнерусского общества, считая, что так можно решить проблему утверждения традиций первоначального христианства8. Монастыри воплощали общежительную модель и служили образцом для общины, в пределах которой считалось, что находясь в уединении, человек должен общаться со всем «миром», а монастырь молиться за весь «мир». Соответственно, монашество способствует развитию идей толерантности и гуманизма, объединяя различные культуры и, тем самым, обогащая их.

К тому же в монастырях коммуникация «учитель-ученик» содержала практический элемент, в противоположность информационному. Учитель в процессе длительного контакта собственным примером, но не учением, передавал знания и, безусловно, данные знания более успешно воспринимались учеником, чем знания из книг или проповедей. Не случайно современная система образования, длительное время идущая по пути дидактики, переходит

7 Никольский П. Интересы и нужды епархиальной жизни. Воронеж, 1901. С. 272.

8 Житие Феодосия Печерского // Памятники литературы Древней Руси. Начало русской литературы. XI - начало XII в. М., 1978. С. 305-392.

на качественно новый уровень и требует от преподавателей, являющихся «ретрансляторами знаний» и занятых к формированием образа (образование), заниматься воспи- р танием подобия, т. е. личностной состоятельности каждого. Вместо того, чтобы предлагать уже сформулированные ответы и развивать некритическое отношение к получаемой информации, целью образовательной деятельности должно стать созидание человека, способного к самопо- о знанию, самореализации и творчеству. ц

6. Информационно-просветительская. Суть функ- -

р

любовь к богослужению, строжайшее соблюдение постов, домовые храмы, ежедневные домашние церковные службы с многочисленными поклонами — вот обычные черты жизни русского народа, как воплощение аскетического идеала, настойчиво внушавшегося Церковью. Очевидна значимость религиозной компоненты и в эволюции католического общества и успеха модернизации9. Католические страны не были мистико-ориентированными, как Россия и буддистские страны, ведущую роль здесь играла секуляризация и институционализация общества.

Духовно-просветительская работа в современных монастырях обычно включает в себя создание воскресных школ для детей и взрослых, формирование паломнических

9 Под «модернизацией» мы понимаем «специфический случай трансформационных процессов, субъекты которой исходят из нормативных культурных и институциональных образцов в качестве трансформационных ориентиров» (Дискин И. Е. Российская модель социальной трансформации // Pro et contra. 1999. Т. 4. № 3. С. 5-40).

И о н и О к а я

ции — накапливать, хранить и распространять информацию. Религия, являясь более консервативным, чем любой другой общественный институт, на протяжении веков и упрочняла и закрепляла монастырские порядки и законы 3 жизни. Так, социальная жизнь на Руси складывалась по ы монашескому уставу: отрицательное отношение к заба- й вам и развлечениям, похвала слез и безмолвия, воздер-

жание, простота в пище, питье, жилище и обстановке, о

и к

° служб, организацию катехизических бесед с прихожанами ^ монастырских храмов. Русские православные монастыри Щ организуют молебные пения на открытых местах, привле-« кая к ним множество народа, проводят массовые крестные ^ ходы. Во многих монастырях возрождено книгоиздание § и распространение святоотеческой и богословской литеек ратуры. В Москве и Санкт-Петербурге сформировались ^ крупные православные издательства.

« 7. Экономическая функция. Особенно эффективно функ-

£ цию выполняло христианское монашество. Монастыри ® создавали рыночную экономику, построили промышлен-Й ность и развили сельское хозяйство, как экстенсивное, через освоение земель, так и интенсивное, путем улучшения агрикультуры и распространения передовых технологий. К примеру, монашествующие на Руси образовывали в пустынных местностях монастырские «пустыни»10, способствовавшие заселению и культивированию локальных земель без нанесения вреда окружающей природе11. Хорошие хозяйственники — монастыри — старались не допускать в своих владениях нищеты и, тем самым, спасали местное население во время голода, эпидемий и пожаров.

8. Функция социального патронажа, на протяжении последних столетий особенно доминировала в католическом монастырях. Монастыри оказывали материальную поддержку людям, оказавшимся в ситуации неконкурентоспособности (пострадавшим от войны или стихийного бедствия, увечным, с врожденными физическими недостатками и др.), были форпостами благотворительности и милосердия.

Задача православного монастыря в социальной работе — обоснование мотива самой работы. Та же больница для престарелых, с позиций Церкви, функционирует

10 Голубинский Е. Е. История Русской Церкви. М., 1901. Т. 1.

11 Особенно много их возникло в период колонизации, по мнению Е. Е. Голубинского, около 150. Многие русские обители, к примеру Соловецкий и Валаамский монастыри, являли собой образцовые экономические хозяйства.

12 Опыт исследования об имуществах и доходах наших монастырей. СПб., 1876. С. 396.

13 В этом разительный контраст направленности социальной работы между монастырской больницей и хосписом (речь идет о петербургском варианте хосписа). Если мотив работы с неизлечимо больными в хосписе состоит в том, чтобы заставить их отвлечься от мыслей о смерти, то задача монаха прямо противоположна — помочь человеку быть максимально готовым к встрече со смертью.

не столько для лечения, сколько для подготовки к вечности. Опыт больниц при монастырях говорит именно об и этом. Несмотря на то, что социальное призрение не входи- р ло в число основных функций русских православных обителей (т. к. своей основной задачей монашествующие преимущественно считали «духовное окормление» общества), К и к концу XIX в. в 29 епархиях из 66 монашеская благотво- к рительность полностью отсутствовала12. Тем не менее, во ° многих обителях имелись больницы, богадельни, амбу- ц латории и фельдшерские пункты. Большинство из них о обслуживало самих монахов, но наиболее крупные оказы- Е вали помощь и окрестным крестьянам. Чаще всего монах и не подменял собой лекаря, а вступал в дело лишь в том слу- и чае, когда умирающего нужно было подготовить к прича- о стию и загробной жизни13. к

и

Сегодня в православных монастырях России можно наблюдать возобновление функции социального патронажа, как то: уход за больными в клиниках, организация больниц, домов для престарелых, интернатов для сирот, обедов для нуждающихся и пр. Есть новшества, связанные к с особенностями времени, — общины для лечения наркоманов, алкоголиков. Подобная социальная деятельность развивается при крупных, более стабильных в хозяйственном отношении монастырях. Но к посильным видам социального служения должны подключаться все обители. Простые люди на территории бывшего советского пространства живут бедно, а местами — чрезвычайно бедно. Монастыри не могут оставаться безучастными к самым насущным, жизненно важным потребностям людей, и это

° в традиции русского монашества. Поэтому, как отмечают ^ многие насельники обителей, надо стремиться к созданию Щ при всех монастырях трапезных, гостиниц для паломни-« ков, и медицинских пунктов для оказания самой элемен-^ тарной медицинской помощи.

§ 9. Помимо освоения земель и социально-экономиче-

^ ского развития общества, монашество вовлекало лич-^ ность в процесс создания ценностей культуры, в различен ные формы художественного, технического, социального £ творчества. Художественно-эстетическая функция мона-® шества наиболее полно выражена в монастырских храмах, Й являющих собой синтез всех видов искусства: архитектуры, станковой и монументальной живописи, прикладного и музыкального искусства, литературного творчества. Монастыри являлись центрами церковного искусства. Им принадлежала, в большинстве случаев, определяющая роль в системе эстетического и художественного воспитания окрестного населения.

10. Компенсаторная (психотерапевтическая) функция — эмоционально приспосабливала к социальным и природным катаклизмам, облегчала состояние человека, связанное с различными разочарованиями, несчастьями и смертью. «Настоятелям и настоятельницам часто посещаемых паломниками монастырей следует предусмотреть регулярное дежурство опытных для приема ищущих беседы. Кроме того, на монастырском начальстве лежит ответственность за то, чтобы каждого входящего в обитель встречали не с надменной строгостью, но с любовью и радушием» — указывает современный документ РПЦ. В традиции православие «спасало» человека, прежде всего, посредством насыщенного ритуалистического выражения, ориентированного на эмоциональную сторону личности. Монастыри здесь играли ключевую роль, с их более длительными, чем на приходах, религиозными службами, полумраком помещений, многократным повторением текста

и монотонностью пения, способствующими внутреннему погружению и выходу негативных эмоций. Католическое к монашество позволяло человеку удовлетворить потреб- р ность в самореализации посредством активной деятель- с ности в миру. Буддистское монашество ориентировало на В созерцательную деятельность, не беспокоящуюся об иной к практической цели. Не случайно многие из современных к психотерапевтических методов основаны на монастыр- с ских практиках: на буддистской традиции медитации, на ц молитвенной практике исихазма у православных и «напря- -женном слушании» Бога у католиков. Е

В современной ситуации финансово-экономического ^ кризиса мы можем наблюдать страх общества в рефлек- и сии, так как она не дает уверенности в будущем. Возможно, 3 именно религия, опираясь на монашество, сможет высту- ы пить посредником в разрешении этой тревоги. й

Итак, за время своей истории монашество с разной сте- Е пенью интенсивности выполняло ряд важнейших культур- о ных функций: мировоззренческую, экологическую, инте- Е гративную, духовно-нравственную, коммуникативную, информационно-просветительскую, экономическую, социального патронажа, художественно-эстетическую и компенсаторную.

Выделенные автором функции монашества, по сути, свидетельствуют о культурной природе института монашества, поскольку соответствуют уже признанным классификациям функций культуры14.

14 Александрова Е. Я., Быховская И. М. Культурологические опыты. М., 1996; Соколов Э. В. Понятие, сущность и основные функции культуры. Л., 1989; Токарев С. А. Разграничительные и объединительные функции культуры. М., 1973; Читтерио И. Западное монашество и его современная миссия...

° Источники и ЛИТЕРАТУРА

н

о 1. Александрова Е. Я., Быховская И. М. Культуроло-

t| гические опыты. - М.: РИК РАН, 1996. - 116 с.

« 2. Голубинский Е. Е. История Русской Церкви. Т. 1.

Я Ч. 1. - М.: ?, 1901. - 793 с. л

га 3. Даль В. И. Толковый словарь живого великорус-

§ ского языка: в 4 т. — Т. 1. СПб.: Издание книгопродавца-н типографа М. О. Вольфа, 1880. — 635 с.

^ 4. Дискин И. Е. Российская модель социальной транс-

« формации // Pro et contra. 1999. Т. 4. № 3. С. 5-40. ¡^ 5. Житие Феодосия Печерского // Памятники лите-

® ратуры Древней Руси. Начало русской литературы. XI -« начало XII века. М.: Худ. лит., 1978. С. 305-392.

6. Концевич И. М. Стяжание Духа Святого в путях Древней Руси. — М.: Московский Патриархат: Посад, 1993. — 114 с.

7. Лотман Ю. М. Каноническое искусство как информационный парадокс // Проблемы канона в древнем и средневековом искусстве Азии и Африки. М.: Наука, 1973. С. 16-22.

8. Лотман Ю. М. Автокоммуникация: «Я» и «Другой» как адресаты (о двух моделях коммуникации в системе культуры) // Лотман Ю. М. Семиосфера. СПб., Искусство, 2000. С. 159-165.

9. Никольский П. В. Интересы и нужды епархиальной жизни. — Воронеж: ?, 1901. — 287 с.

10. Опыт исследования об имуществах и доходах наших монастырей. — СПб., 1876. — 403 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Орлова Э. А. Введение в социальную и культурную антропологию. — М.: Изд-во МГИК, 1994. — 214 с.

12. Перехвальская Е. Преподобный Сергий Радонежский // Рассказы о православных святых. СПб., 2003. С. 326-327.

13. Соколов Э. В. Понятие, сущность и основные функции культуры. — Л.: Ленингр. гос. ин-т культуры им. Н. К. Крупской, 1989. — 83 с.

14. Токарев С. А. Разграничительные и объединительные функции культуры. — М.: Наука, 1973. — 16 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.