Научная статья на тему 'Молоканство в Украине, России и не только…: От истории пути к вербальности'

Молоканство в Украине, России и не только…: От истории пути к вербальности Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
494
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
молокане / коммуникация / краткость / история / Украина / Россия / Армения / Австралия / информаторы / полевые сведения / молокани / комунікація / стислість / історія / Україна / Росія / Ві- рменія / Австралія / інформатори / польові відомості

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Никонова Людмила Ивановна, Березина Лариса Николаевна

Молокане – одна из разновидностей духовного христианства. В статье впервые рассматриваются вопросы, посвященные краткой истории молоканства в Украине, России, Республике Армения и Австралии через вербальность, осуществляемой молитвами, песнопением и другими средствами коммуникации. Помимо известного и достаточно изученного молоканского центра на Юге Украины, а именно поселений на Молочных Водах, существовали, параллельно с ним, центр – в Бессарабии, Закавказье, Ростовской области и др. Путь молокан давний, среди них есть не только украинцы, русские и др., но и мордва. Во время богослужения осуществляется чтение священных книг, хоровое пение, проповеди и беседы на евангельские темы через язык понятный им, составляющий основную часть внешнего богослужения, с его помощью мы выражаем свои чувства к Богу, что мы и наблюдаем среди молокан, проживающих в Украине, Австралии, России, Республике Армения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Молоканство в україні, росії і не тільки ...: Від історії шляху до вербальності

Молокани один з різновидів духовного християнства. У статті вперше розглядаються питання, присвячені історії молоканства в Україні, Росії, Республіці Вірменія та Австралії через вербальність, що здійснюється молитвами, співом та іншими засобами комунікації. Крім відомого й досить вивченого молоканского центру на Півдні України, а саме поселень на Молочних Водах, існували, паралельно з ним, центр у Бессарабії, Закавказзі, Ростовській області та ін. Шлях молокан давній, серед них є не тільки українці, росіяни та ін., але й мордва. Під час богослужіння здійснюється читання священних книг, хоровий спів, проповіді й бесіди на євангельські теми через мову зрозумілу для них, що становить основну частину зовнішнього богослужіння, з її допомогою ми висловлюємо свої почуття до Бога, що ми і спостерігаємо серед молокан, які проживають в Україні, Австралії, Росії, Республіці Вірменія.

Текст научной работы на тему «Молоканство в Украине, России и не только…: От истории пути к вербальности»

Ученые записки Таврического национального университета им. В.И. Вернадского Серия «Филология. Социальные коммуникации» Том 26 (65). № 1 - С. 153-158

УДК 39:130.123

Молоканство в Украине, России и не только...: От истории пути к вербальности

Никонова Л.И.1, Березина Л.Н.2

1 Государственное казённое учреждение Республики Мордовия «Научно-исследовательский институт гуманитарных наук при Правительстве

Республики Мордовия», г. Саранск, Республика Мордовия, Россия 2 Муниципальное общеобразовательное учреждение Лицей № 4, г. Саранск, Республика Мордовия, Россия

Молокане - одна из разновидностей духовного христианства. В статье впервые рассматриваются вопросы, посвященные краткой истории молоканства в Украине, России, Республике Армения и Австралии через вербальность, осуществляемой молитвами, песнопением и другими средствами коммуникации. Помимо известного и достаточно изученного молоканского центра на Юге Украины, а именно поселений на Молочных Водах, существовали, параллельно с ним, центр - в Бессарабии, Закавказье, Ростовской области и др. Путь молокан давний, среди них есть не только украинцы, русские и др., но и мордва. Во время богослужения осуществляется чтение священных книг, хоровое пение, проповеди и беседы на евангельские темы через язык понятный им, составляющий основную часть внешнего богослужения, с его помощью мы выражаем свои чувства к Богу, что мы и наблюдаем среди молокан, проживающих в Украине, Австралии, России, Республике Армения.

Ключевые слова: молокане, коммуникация, краткость, история, Украина, Россия, Армения, Австралия, информаторы, полевые сведения.

Молоканство появилось в конце XVII столетия как широкое религиозное крестьянское движение и, пройдя в своей истории несколько этапов, сформировалась к середине XIX столетия как специфичная группа. Впервые слово «молокания» встречается в 1765 г. в донесениях Синоду Тамбовской духовной консистории, употребленное в отношении инакомыслящих, бывших православных [5]. Ареалом первоначального распространения молокан принято считать Екатеринославскую, Харьковскую и Таврическую губернии. Быстрому распространению молоканства так же способствовала идея создания «дешевой» церкви. Обряды, связанные с бракосочетанием, рождением ребенка, похоронами проводились совершенно бесплатно [12]. Духовные христиане (молокане) - одна из разновидностей духовного христианства. Течение получило широкое распространение в центре России во второй половине XVШ-XIX вв. [2] или в 60-х гг. XVIII в. среди государственных крестьян, а также в мещанских и купеческих кругах [9]. Основателем молоканства считается крестьянин Тамбовской губернии Борисоглебского уезда Семен Матвеевич Уклеин. В его основе учения молокан лежит «духовное» т. е. символическое толкование Св. Писания. Христианство называлось последователями учения «чистым молоком духовным», отчего секта и получила свое название. Христианское учение в молоканстве сведено к этике, смысл жизни человека заключается в том, чтобы развивать нравственное

начало, заложенное Богом в каждую душу [9]. В молоканстве существуют две «школы»: духовного толка и буквального. Представители духовного толка более склонны к иносказательному толкованию учения и явлений Библии. Буквальные - ближе к православным и евангельским. Возможно, здесь проявляется влияние тех религиозных течений, из которых люди переходили в молоканство, и с которыми молокане контактировали [2]. Представители этих направлений, как правило, принадлежат к разным общинам, но это не мешает им считать друг друга Духовными христианами (молоканами) и общаться между собой [2]. Изучением проблем молоканства занимались А. И. Клибанов, С. Маргаритов, В. Д. Бонч-Бруевич, И. Малахова, А.А. Ткачен-ко и др. [12] Статья основана и на полевых материалах, собранных в Республике Армения, Ростове-на-Дону, Австралии и др. Актуальность статьи состоит в том, что в ней впервые рассматриваются вопросы, посвященные краткой истории молоканства в Украине, России, Республике Армения и Австралии через вербальность, осуществляемой молитвами, песнопением и другими средствами коммуникации.

При изучении и развитии межкультурной коммуникации используются разные методы исследования: сравнительно-исторический, социологический и др., но в этой статье поставлена цель - кратко рассмотреть вопросы, посвященные истории молоканства в Украине, России, Республике Армения и Австралии через вербальность, осуществляемой молитвами, песнопением и другими средствами коммуникации. Молитвы - вербальное (словесное) обращение человека к объекту своей веры. Они бывают коллективными и индивидуальными. Во время богослужения осуществляется чтение священных книг, хоровое пение, проповеди [8]. Молокане отрицают церковную иерархию, монашество, все обряды, почитание икон и святых мощей, считая единственным оплотом веры Библию, что сближает их с протестантизмом. Функции священнослужителей у молокан выполняют «старцы», являющиеся наставниками отдельных общин. Богослужение состоит в молитве, проповеди и пении духовных песен [8], т.е. общение с богом вербальными средствами.

По данным А. А. Ткаченко (Одесса) на протяжении 1811 - 1814 гг. молокане не раз обращались с просьбами к императору об отводе им земель для компактного поселения в Бессарабии [12]. В 1823 г. правительство отводит сектантам тридцать тысяч десятин надельной земли в районе р. Молочной, Мелитопольского уезда Таврической губернии, куда вскоре и начинают переселяться молокане из разных уголков Российской империи. Молоканские общины возникают в Аккермане (Белгород - Днестровском), Кишиневе и др. В 1825 г. молоканами из Курской губернии основана община в с. Спасское. А в 1840 г. тамбовскими сектантами - в с. Чичма (Струмок). Достаточно крупным центром молоканства в первой половине XIX ст. являлся г. Аккерман (ныне - г. Белгород-Днестровский). Крупная община молокан так же имелась в г. Бендеры. В Спасском сектантская община была основана в 1825 г. молоканами из Курской губернии. Ко времени появления молокан в с. Спасское относятся, очевидно, и первые переселения тамбовских молокан в Струмок, хотя как община они сформируются лишь к 1840 г. По данным респондентов здесь был построен Молитвенный Дом. Пресвитер избирался на всеобщем собрании и утверждался верхушкой молокан сначала в Аккермане, а позже - в Бендерах. В целом на Юге Украины - около 13 тыс. Священник Гришков (Чишма Измаильского уезда), описывая положения дел в своем приходе, акцентирует на том, что у местных молокан имеется собственный молитвенный дом в центре села, хорошо приспособленный для исполнения культа. Помимо молитвенного дома у сектантов «.. .систематически ведется обучение членов общины вере, посредством чтения и разъяснения Евангелия и бесед на евангельские темы» [12]. В настоящее время в Украине молокане зафиксированы в пос. Южный, Нововасилев-ка, Новосспаское, Астраханка Приазовского района Запорожской области. Общины молокан в этом регионе оказались достаточно устойчивыми и существовали вплоть

до конца ХХ века, т.е. даже после массового переселения молокан из Южной Украины в Закавказье [12], куда входит и Армения.

Республика Армения находится на северо-востоке Армянского нагорья. Между горными хребтами расположены замкнутые возвышенные плато, плодородные долины и равнины. Наиболее известна Араратская равнина. В народе особо почитают гору Арарат, упомянутая еще в Библии как место последнего пристанища Ноева ковчега, находится почти в центре Армянского нагорья. Арарат изображен на государственном гербе Республики Армения. Большую часть человеческой истории эта гора находилась на земле армян, однако сейчас - на территории Турции. Севан (в древности - Гегамское море) - самое большое высокогорное пресноводное озеро мира [1, с. 12] и рядом с ним расположилось с. Шоржа, где поселились мордва-молокане (в прошлом с. Надеждино) [13]. Выселенные из России на Кавказ молокане приехали сюда в 1840-1844 гг. Это семьи - «Архиповы. Мордвы. Отец с сыном. Барсуков. Русский. Приехал один. Кистановы. Мордвы. Отец с сыном. Кудряшовы. Мордвы. Отец с сыном. Касымовы. Мордвы. Отец с сыном. Отец и 2 сына. 2 внука стали Леоновы и др.» [4, 10]. По рассказам информаторов в Шорже сейчас 4 двора, где живут молокане, но некоторые дома сохранились и сейчас их стали обустраивать родственники (дети, внуки) [14]. Информатор Кудряшова А.А. (в девичестве Сандыкова). вспоминает, что их предки переехали из Поворино Тамбовской губернии. Её прадедушка Ефим (отец был Василий Козлов), впоследствии эту фамилию они поменяли на Сан-дыковскую, которому было всего 2 года. Со стороны мужа их предки тоже переехали из Тамбовской губ. Со стороны папы род славился долгожительством. Отец Абрам Ильич Сандыков, 1907 г.р. жил 96 лет, а его отец - 106 лет [14]. На вопрос о том, почему в селе Шоржа стало мало молокан, молоканка А. Кудряшова ответила, что во время Великой Отечественной войны на фронт из села призвали 400 человек и все они мордва-молокане, а потом в 1933 году уехали ещё в Австралию и Америку [14]. У Сандыковой близкие проживают в Краснодаре, Йошкар-Оле [14]. Информатор В. П. Чиндин подтверждает, что в Ростовской области проживают молокане из с. Шоржи, они регулярно общаются с ними на русском, мордовском, армянском, английском языках [14]. Общение с богом происходит постоянно и, чтобы общаться, в доме в любом месте открывают Библию и читают молитвы «Отче наш», «Живущие под кровом», «Господь пасторь мой» (Новый Завет, псалтырь) [14]. По поводу праздников, информаторы нам ответили так: «Праздники чаще справляем религиозные, нежели мирские - «Пасха, пятидесятница, Кущи, День смирения и очищения. В эти дни духовно очищаются, мысленно просят прощения, но при этом не крестятся [14]. Не ищут посредника (например, икону), а напрямую общаются с богом, тихо разговаривая с ним [14]. Во время свадьбы тосты не произносятся, а беседуя, говорят пожелания молодым [14]. В Шорже также проживали Касымовы, Кочергины, Прохоровы, Сандыковы, Кудряшовы, Григорьева, Леоновы, но выехали в Ставрополь, в Воронеж (из Поворино), Ростовскую обл., Австралию, Америку [14]. Молокане в повседневной жизни по разным поводам читают молитвы, Библию. Так, для того, чтобы приготовить пищу (мясо не покупают, выращивают животных сами или покупают их на базаре) закалывая животных, читают при этом молитвы «Живущие под кровом», «Отче наш» [14]. При рождении детей - молятся, читают молитвы [14]. В старину не было веры в «сглаз», но сейчас эта вера есть, от него знают молитвы [14]. Есть обряд вхождения в новое жилище, во время которого, переходя порог, проговаривают молитвы, чтобы бог освятил жилище (водой не освящают, т.к. не принято праздновать Крещение) [14]. Во время сбора этнографического материала в Армении (2011 г.), общаясь с Главой сельской администрации в с. Шоржа Республики Армения С. Ш. Шушанян нам говорил, что в Шорже издавна живут молокане - эрзя. В 1992 году

разъехались по России, в т. ч. г. Сальск Ростовской области, но они все тесно держат связь друг с другом [14].

Согласно установленным данным р. Дон является местом проживания молокан. Ростовская область, как административная единица, создана 13 сентября 1937 г. Находится на границе Восточно-Европейской равнины и Предкавказья; расположена на юго-западе Российской Федерации, на крайнем юго-западе Ростовская область омывается водами Таганрогского залива Азовского моря, на востоке - Цимлянского водохранилища. Соседними регионами Ростовской области являются: на севере - Воронежская область, на востоке - Волгоградская область и Республика Калмыкия, на юге

- Краснодарский и Ставропольский края. На западе, в пределах области, проходит государственная граница с Украиной, протяжённостью 660 км [7]. Сальский район Ростовской области, занимает территорию в 350 тысяч гектаров, расположенную на стыке донских, ставропольских и астраханских сухих степей. Именно в Сальский район в с. Кручёная балка в конце 80-х начале 90-х гг. начали приезжать мордва-молокане. Большинство молокан переехали в Ростовскую область из Армении (с. Шор-жа, а в прошлом с. Надеждино), но переезжали и из других мест. Мы провели среди них опрос об их культуре, времени переезда, сфотографировали предметы быта и жилище, некоторую повседневную и праздничную одежду. Но самое главное, что они все себя называют мордвой и гордятся этим. Ледяев Иван Михайлович, женат на Сандыковой Надежде Абрамовне. Ныне она живёт в Италии. У них дети: Ирина и Марина, обе живут в Сальске [14]. Чиндин Михаил Матвеевич приехал из Шоржи и в Кручёной балке живёт с 1990 г. В Кручёную балку раньше всех приехал Абрам Абрамович Сандыков и все к нему сюда и «потянулись». Жена - Богданова Татьяна Ивановна, русская. Дети: сын Иоан Михайлович, женат и живут в Литве. Второй сын

- Даниил Михайлович женат на армянке и они сейчас живут и работают в Москве. Михаил Иванович Чиндин - старец собрания молокан в Кручёной балке. Избирали его на общем собрании примерно 30 лет тому назад. В обязанности старца входить наставление народа на правильный образ жизни: не пьянствовать, работать, не прелюбодействовать, не ссориться, помогать друг другу и т.п. Если кто-то из молокан нарушил предопределённый образ жизни, то на общем собрании он выходит в круг собравшихся молокан и просит у всех прощения. При этом говорит, что он совершил и искренне раскаивается в содеянном. Во время собрания во время беседы, чтения псалмов и молитв они обычно сидят впереди общего стола около переднего угла. Старцы молятся во время собрания, а молодёжь поёт псалмы. Если рассмотреть обряды, то они тоже несколько иные. Некоторые обрядовые действия происходят не в семье, а общем доме собрания молокан. К примеру, при рождении мальчика на 7-ой день делают обрядовое моление «Омовение». Мать дочери держит его на руках, а в это время происходит обряд «Омовение». После 40 дней после рождения ребёнка «Кстят» (у молокан нет слова «крестить», крест для них чужд), но в руках его держит уже сама родившая этого ребёнка [14]. При этом мать с ребенком стоит на коленях, а им обоим на голову прикладывают Библию и читают над ними молитвы. Делает это Иерей и специальные люди из собрания - так их благословляют. Потом все садятся за стол обедать в честь «кстин». В это же время поют псалмы, читают молитвы и едят

[14].

Многие молокане переехали и в Австралию. В Австралию для мордвы-молокан тропу открыла Е. М. Юртаева (в девечестве Сандыкова) - родная тетя В. В. Санды-кова, но сама там не жила. «Мои двоюродные братья и сёстры (В.В. Сандыков - авт.) живут в г. Аделаиде Австралии, но переселились они примерно в начале 60-х гг. [14]. В г. Аделаида Австралии проживают и другие мордва-молокане: И. В. Юртаев, В. И. Касымов (умер) и его дети: Василий, Иван и Тимофей; а также Т. Кудряшов, Ко-чергины, Р.Н. Ведяева и др. [14] В г. Сидней - М. М. Юртаев, М. Кочергин и др. [15]

Согласно данных родословной Кудряшовых у В.И. Кудряшова и М. Е. Юртаевой 4 детей, в т.ч. дочь Анна Васильевна (муж из Ледяевых) живут в Австралии [14]. По другим данным в этой стране проживают потомки и других родов Юртаевых, Ка-сымовых, Кочергиных, Сандыковых, Кудряшовых, Леоновых и др. Начальный путь переселения и у них складывался по-разному: вначале выехали в Ставропольский край, Воронежскую и Ростовскую обл., а оттуда некоторые из них переехали в Австралию [14].

В 1921 году в России молокане организовали Союз Духовных Христиан - молокан, который просуществовал до 30-х годов [2]. В июне 1991 г. в Москве состоялся съезд молокан, на котором был сформирован «Союз общин Духовных Христиан-Молокан». В 1994 г. был учрежден «Союз общин Духовных Христиан-Молокан России»

[9].

Выводы. Таким образом, помимо известного и достаточно изученного молоканского центра на Юге Украины, а именно поселений на Молочных Водах, существовали, параллельно с ним, центр - в Бессарабии, Закавказье, Ростовской области и др. История молокан давняя, среди них есть не только русские, но и мордва. Во время богослужения осуществляется чтение священных книг, хоровое пение, проповеди и бесед на евангельские темы через язык понятный им: русский, украинский, мордовский, армянский и др. Язык основа человеческого общения, при помощи которой мы доносим информацию к собеседнику: делаем понятным смысл явлений и событий, выражаем свои мысли, эмоции, свое мировоззрение. Человек, его речь и сознание неразрывны. Язык это «звуковая материальная оболочка мысли», система знаков, служащая средством общения. Язык составляет основную часть внешнего богослужения, с его помощью мы выражаем свои чувства к Богу [11], что мы и наблюдаем среди молокан, проживающих в Украине, Австралии, России, Республике Армения.

Список литературы

1. Армения, Армения... / Редактор В.В. Кривопусков / Изд. 4-е, переработанное, дополненное. - М: Амарас, 2007. - 200 с.

2. Духовные христиане (молокане) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http :// molokan.narod.ru/ (дата обращения 2 сентября 2011 г.).

3. Клибанов А.И. История религиозного сектантства в России / А.И. Клибанов. - М., 1965.

4. Личный Архив. Сандиков В. В. Родословие молокан, выселенных из России на Кавказ в 40-х гг. XIX в пос. Надеждино (Шоржа) (данные на 11 апреля 2012 г.) / В. В. Сандиков.

5. Маргаритов С.А. Руководство по истории и обличению русских рационалистических и мистических сект / Маргаритов С.А. - Кишинев, 1910.

6. Пригарин А. А. Русские старообрядцы и сектанты в Южной Украине и Бессарабии: численность и расселение в 1860-е гг. / А. А. Пригарин // Археолопя та етнолопя схвдно1 Свропи. - Одеса, 2000.

7. Природные условия и естественные ресурсы Ростовской области. - Ростов на Дону, 2002. - С. 7 - 12.

8. Религиозная деятельность. Культ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://libsib. ru/sotsiologiya-religii/sotsiologiya-religii-kak-nauchnaya-distsiplina/religioznaya-deyatelnost-kult (дата обращения 11 апреля 2013 г.).

9. Религиозные течения и секты. Справочник [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.militia-dei.spb.ru/?go=mdbase&id=311 (дата обращения: 2 сентября 2011 г.).

10. Родословие молокан, выселенных из России на Кавказ в 40-ых годах 19-го века в поселок Надеждино (Шоржа) [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.sandikov. name/book.htm (дата обращения 1 сентября 2011 г.).

11. Роль вербальной части богослужения в литургической жизни Православной церкви [Электронный ресурс] // URL : http://do.gendocs.ru/docs/index-336743.html (дата обращения 10 апреля 2013 г. ).

12. Ткаченко А.А. (Одесса) Новые материалы по истории молокан Юга Украины: общины Бессарабии [Электронный ресурс] / Ткаченко А.А. - Режим доступа: http://molokan.narod. ru/d/d1714.html // (дата обращения 10 апреля 2013 г. ).

13. Шоржа [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://citycatalogue.ru/armenia/ shorja/ (дата обращения 28 апреля 2012).

14. Полевой материал авторов: Ведяева Раиса Николаевна, г. Аделаида. Австралия, записи 2011 г.; Кудряшов Абрам Ионович, Ереван, записи 2007; Кудряшова (Сандыкова) Анна Абрамовна, с. Шоржа Гегаркуникской области Республики Армения, записи 2011 года; Ледя-ев Иван Михайлович, 1956 года рождения, Сандыкова Надежда Абрамовна, 1958 года рождения, с. Кручёная балка Кручёно-Балковского поселения Ростовской обл., записи 2012 г.; Сан-дыков Владимир Васильевич. 1968 года рождения, г. Сальск Ростовская обл., записи 2012 г.; Сандыкова (Ледяева) Раиса Абрамовна, 1936 года рождения, с. Шоржа Гегаркуникской области Республики Армения, записи 2011 года; Чиндин Василий Павлович, 1971 года рождения, Чиндина Вера Васильевна, 1976 года рождения, с. Шоржа Гегаркуникской области Республики Армения, записи 2011 года; Чиндин Михаил Матвеевич, с. Кручёная балка Кручёно-Бал-ковского поселения Ростовской обл., записи 2012 г.; Шушанян Сулико Шагенович, 1953 года рождения, с. Шоржа Гегаркуникской области Республики Армения, записи 2011 года.

Нтонова Л.1., Березина Л.Н. Молоканство в украТш, росп i не тшьки ...: Вщ icTopi'i шляху до вербальност // ВчеШ записки Тавргйського нащонального университету 1мен1 В. I. Вернадського. Сер1я «Ф1лолог1я. Соц1альн1 комун1ка-цИ». - 2013. - Т. 26 (65). № 1 - С.153-158

Молокани один з рiзновидiв духовного християнства. У статп вперше розгляда-ються питання, присвячеш icmopii молоканства в Украгм, Росп, Республщ В^рметя та Австралп через вербальмсть, що здiйснюeться молитвами, ством та тшими засобами комумкацп. Крiм вiдомого й досить вивченого молоканского центру на Шв-дм Украгни, а саме поселень наМолочних Водах, iснували, паралельно з ним, центр у Бессарабп, Закавказзi, РостовськШ областi та т. Шлях молокан давнт, серед них е не тшьки украгнщ, роЫяни та т., але й мордва. Шд час богослужiння здiйснюеться читання священних книг, хоровий ств, проповiдi й беЫди на евангельсью теми через мову зрозумшу для них, що становить основну частину зовншнього богослужiння, з гг допомогою ми висловлюемо свог почуття до Бога, що ми i спостерiгаемо серед молокан, як проживають в Украгм, Австралп, Росп, Республщ Вiрменiя.

Ключовi слова: молокани, комумкащя, сти^сть, iсторiя, Украгна, Роия, Ви рмемя, Австралiя, тформатори, польовi вiдомостi.

Nikonova L., Berezina L. Olokanism in Ukraine, Russia and more ...: Stories from the road to verbal // Scientific Notes of Taurida V. I. Vernadsky National University. - Series: Philology. Social communications. - 2013. - Vol. 26 (65). No 1 -P.153-158

Molokans a type of spiritual Christianity. The article deals with the first devoted to a brief history of Molokanism in Ukraine, Russia, Armenia and Australia through verbal, performed the prayers, chants, and other means of communication. Besides the well-known and fairly investigated Molokan center in the south of Ukraine, namely the settlements in the Milky Waters, existed in parallel with it, the center - in Bessarabia, the Caucasus, Rostov region, etc. The way Molokans old, some of them are not only Ukrainian, Russian, but and Mordvinians, etc. During the service is read the sacred books, choral singing, sermons and homilies on the Gospel themes in language understandable to them, constitutes the bulk of the external worship, through which we express our feelings to God, that we observe among Molokans living in the Ukraine, Australia, Russia, the Republic of Armenia.

Keywords: Molokans, communication, short, story, Ukraine, Russia, Armenia, Australia, informants, field information.

Поступила в редакцию 13.04.2012 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.