МОЛОДЁЖНОЕ ВОЛОНТЁРСТВО КАК ШКОЛА СОЦИАЛЬНОГО
ДЕЙСТВИЯ
АМИРИДЗЕ С.П.
Социально значимые проблемы в стране, связанные с масштабным распространением подросткового табакокурения, алкоголизма, наркомании, других видов психоактивных веществ, сопутствующих заболеваний, побуждает к поиску иных форм и условий для улучшения профилактической работы, проводимой в учреждениях профессионального образования.
Одним из серьёзных ответов на поставленные задачи могла быть работа по организации социального волонтёрства из числа обучаемых колледжей, то есть речь идёт о вовлечении самих молодых людей в деятельность, связанную с решением собственных молодёжных проблем.
Обращаясь к теме социального волонтёрства, прежде всего необходимо дать определение используемым терминам «волонтёр», «волонтёрство».
Слово «волонтёр» произошло от французского votontaire, которое, в свою очередь, произошло от латинского voluntaries и в дословном переводе означает «доброволец», «желающий».
Первичное значение слова «волонтёр» - это тот, кто добровольно предоставляет себя для определённой цели и деятельности.
В XVIII-XIX веках добровольцами в России назывались люди, добровольно поступавшие на военную службу. Но в XX столетии слово в массовом восприятии приобрело новое значение.
Согласно Федеральному Закону РФ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» (2006 г.) «Добровольцы - граждане, осуществляющие благотворительную деятельность в форме безвозмездного труда в интересах благополучателя, в том числе в интересах благотворительной организации».
Под термином «волонтёрство» следует понимать процесс комплектования кадров из числа добровольцев на основе их свободы выбора и доброй воли для выполнения различных видов деятельности в организациях, в учебных заведениях, в частности, в колледжах.
В современном употреблении волонтёрство так же относится к существующей социальной практике, которая предполагает, что человек выполняет социальную или благотворительную деятельность во внерабочее (внеурочное) время и без финансового вознаграждения.
Безусловно, существуют различные методы поощрения такой деятельности, но, как правило, они носят моральный или психологический характер.
Сегодня под термином «молодёжное волонтёрство» следует понимать:
- вовлечение молодых людей в социальную практику;
- развитие социальной активности молодёжи;
- развитие положительного отношения молодых к позитивным ценностям российского общества;
- развитие механизмов и форм трансляции информации, актуальной для жизни молодёжи, в молодёжной аудитории.
Добровольное движение целиком связано с действием.
Тем не менее, цельного поля добровольчества в стране пока нет, как нет и универсальной модели «осуществления благотворительной деятельности в интересах благополучателя». Сегодня оно предполагает определённые поступки, действия обычно направленные на улучшение жизни нуждающихся.
Так, обучающиеся колледжей посвящают себя добровольческому движению по собственному желанию и с намерением помочь нуждающимся.
Профессиональное образование. Столица | № 7 2010 1
Особенно волонтёрская работа обучаемых колледжей повсеместно проявилась в год 65-летия Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.
Материалы проведённого в апреле текущего года городского Круглого стола по теме: «Развитие общественной активности студентов как фактор формирования гражданско-патриотического сознания» убедительно свидетельствует о масштабах оказываемой обучаемыми разнообразной адресной помощи инвалидам, участникам ВОВ, труженикам тыла.
Но помимо системной помощи, оказываемой обучаемыми колледжей, отдельное место должны занять инициативы, являющиеся откликом на аномальные проявления в молодёжной среде.
Учитывая масштаб задач, стоящих перед страной и объективную ограниченность ресурсов по сохранению и укреплению здоровья обучаемых, приоритетными должны стать направления, работа по которым обеспечит создание условий для успешной социализации и эффективной самореализации молодёжи, а также возможности для самостоятельного и эффективного решения молодыми людьми имеющихся проблем.
Характер проблем должен чем дальше, тем больше способствовать возрождению понимания добровольного служения как фактора взаимопомощи, обеспечивающего решение проблем своих и окружающих.
Одним из серьёзных ответов на поставленные задачи могла бы стать созданная в колледжах структура социального волонтёрства, состоящая из числа обучаемых, то есть речь идёт о вовлечении самих добровольных помощников в деятельность, связанную с решением собственных молодёжных проблем, в данном случае, противодействовать распространению вредных привычек, сопутствующих им заболеваний и ориентировать их на здоровый и безопасный образ жизни.
Такой подход будет способствовать улучшению качества жизни молодого поколения.
При этом заинтересованные в этой работе обучаемые должны иметь полную поддержку со стороны руководства и сотрудников колледжей. Задача последних - обеспечить добровольцев базовой информацией и знаниями по ключевым проблемам, с помощью которых они смогут соотносить свои действия с общей деятельностью и содействовать достижению воспитательных целей учреждения, а в дальнейшем, передавать полученные знания своим сверстникам.
Этот подход в международной практике называют «peer aducation» - обучение через ровесников, «равный обучает равного».
Этот подход оправдан ещё и с позиции возрастной психологии:
- для подросткового возраста характерна смена ведущей деятельности. На первый план выступает уже не учёба, а общение со сверстниками;
- подростки, стремясь к независимости, одновременно подвержены влиянию своей референтной группы;
- подростки склонны отрицать авторитет взрослых, именно поэтому общение со сверстниками проходит в более доверительной обстановке, а информация воспринимается с меньшим сопротивлением.
Таким образом, социальные волонтёры будут выполнять социальный заказ общества в борьбе с табакокурением, алкоголизмом, наркоманией, противодействовать распространению ВИЧ-инфекции, гепатитов В и С, заболеваний, передающихся половым путём и представлять одну из эффективных форм профилактической работы.
Учитывая это, идея вовлечения в профилактическую деятельность подростков в качестве социальных волонтёров или добровольных помощников вполне оправдана.
Социальное волонтёрство можно рассматривать как одну из структур модели студенческого самоуправления, которую принято считать:
- как целенаправленную деятельность обучаемых;
- как форму воспитательной работы в учреждениях профессионального образования;
- как одну из форм молодёжной политики РФ.
Тем не менее, только в специально созданных условиях в рамках воспитательной работы может возникнуть и сформироваться действенное студенческое самоуправление.
И здесь, в качестве стартовой площадки можно использовать действенную систему дополнительного образования, вокруг которой уже сформированы инициативные микрогруппы членов молодёжного сообщества и педагогического коллектива.
Развитие движения социального волонтёрства, в данном случае в учреждениях профессионального образования, предполагает расширение зоны социальной ответственности обучаемых, путём принятия непосредственного участия в решении социально значимых молодёжных проблем, активизации учебной деятельности, формировании социально-личностной активности, организаторских умений и гражданской ответственности будущих специалистов.
Успехи активистов социального волонтёрства неизбежно получат общественное признание, повысят их самооценку и жизненный тонус.
Библиографический список:
1. Доклад о тенденциях «Добровольцы и добровольческая деятельность», подготовленный Международной Федерацией Обществ Красного Креста и Красного Полумесяца, Женева, 2000 г.
2. Закон г. Москвы «О молодёжи» сентябрь, 2009 г.
3. Международный год волонтёров, 2001 г. Общая информация. Региональная Делегация МФ ОКК и КП по Центральной Азии.
4. Социальное волонтёрство. Комитет по делам семьи и молодёжи города Москвы. Городской Центр «Дети улиц». М., 2006 г.
5. Стратегия 2010: улучшить жизнь уязвимых людей, мобилизуя силы добра и гуманизма. МФ ОКК и КП, 2001 г.
6. Тернова Н.А. «Работа с добровольцами». - М., ПО «Радуга», 2001 г.
7. Федеральный закон РФ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» 2006 г.
8. Я хочу провести тренинг: пособие для начинающего тренера, работающего в области профилактики ВИЧ/СПИДа, наркозависимости и инфекций, передающихся половым путём. - Новосибирск, 2005 г.