журналистика
удк 070-053.81(470+571)
молодёжная пресса
как составляющая студенческой жизни
К.А. Розанов
Саратовский государственный университет, кафедра общего литературоведения и журналистики E-mail: [email protected]
в статье рассматривается молодёжная пресса современной россии как важная составляющая студенческой жизни. на примере трёх молодёжных газет («Студенческий город», «Gaudeamus» и «кактус») автор предлагает анализ тематического разнообразия журналистских материалов о студенческой жизни, рассматривает самые популярные жанры и рубрики молодёжных изданий, делает выводы об уровне интерактивности современной студенческой прессы.
Ключевые слова: молодежная пресса, студенческая жизнь, студенческая газета, интерактивность, жанр, рубрика.
The Youth Press as an Integral Part of student Life K.A. Rozanov
The article describes the modern Russian youth press as an important part of student life. The author does the analysis of the three youth newspapers («The Student City», «The Gaudeamus» and «The Cactus»), examines the thematic variety of the materials about student life, describes the most popular genres and columns of youth periodicals and makes conclusions about the level of interaction in the modern student press.
Key words: youth press, student life, student press, interaction, genre, column.
Современную прессу России можно условно разделить на три большие области: молодёжная, детская и «взрослая»1. Эти области не пересекаются и составляют единое целое - российскую периодику2.
В последние годы наблюдается бурный рост молодёжной прессы. Начиная с 90-х гг. прошлого века в регионах периодически появляются новые газеты и журналы, атрибутирующие себя как студенческие.
Студенческие издания - это особый сегмент молодёжной периодики, где главными сотрудниками выступают студенты журналистских специальностей. Студенты-журналисты делают такие издания для своих сверстников и для себя, а пишут о том, что их окружает и волнует,
- о своей студенческой жизни.
Сейчас в стране по разным оценкам постоянно действует от 150 до 500 студенческих периодических изданий. Среди них выделяются три лидера, постоянно завоёвывающих первые места на большинстве журналистских конкурсов, проходивших в последние восемь лет: санкт-петербургская городская студенческая газета «Gaudeamus», ростовская городская молодёжная газета «Кактус», саратовская областная молодёжная газета «Студенческий город»3.
Изучение темы, вынесенной в заглавие данной статьи, кажется наиболее перспективным на материале именно этих молодёжных газет.
Тематическое разнообразие журналистских материалов о студенческой жизни
Тематика современных молодёжных изданий значительно отличается от тематического наполнения периодики «взрослой» и детской:
© КА. Розанов, 2009
молодёжным газетам и журналам чаще приходится удивлять своих читателей чем-то новым, неожиданным, сенсационным.
Особое место в этих изданиях занимают темы, так или иначе посвящённые студенческой жизни. В молодёжных средствах массовой информации материалам о студенчестве отводится от 10 до 90% общего объёма изданий4.
Журналисты пишут о проблемах, которые волнуют их однокурсников, дают советы, помогающие справиться с каждодневными студенческими трудностями, отвечают на вопросы читателей, касающиеся разных жизненных ситуаций, просят сверстников поделиться своим опытом.
Большая часть материалов о студенческой жизни носит яркую позитивную окраску. Журналисты «Студенческого города», «Gaudeamus’а» и «Кактуса» пишут о том, как современные студенты отдыхают и занимаются творчеством, путешествуют по разным странам и проводят время в ночных клубах, устраивают себе праздники и весело прогуливают пары.
Первое знакомство с молодёжными СМИ нередко оставляет ощущение «тусовочности» и поверхностности этих изданий. И действительно, яркое цветовое оформление, экспрессивные фотографии, броские заголовки создают иллюзию непрекращающегося праздника и веселья, отсутствия проблем и забот в студенческой жизни.
Позитивный, живой настрой в подаче материалов характерен для подавляющего большинства молодёжных газет и журналов. Наверное, в этом и заключается главное отличие студенческой прессы от «взрослой»: молодежь пишет обо всём с твёрдой уверенностью в успехе, с пониманием того, что для каждой проблемы можно найти решение. Будь то статья о непростой жизни в студенческом общежитии или низких стипендиях, ненавистной для всех студентов сессии или проблемах с военкоматом - в любом материале можно по-разному расставить акценты. Можно поднять проблему, разворошить её, докопаться до истоков, обличить виноватых и на этом остановиться - так делает большинство «взрослых» газет. А можно подойти к подготовке статьи с неменьшим профессионализмом, получить ту же информацию из тех же источников, но при этом рассказать читателям, как проблему можно решить, попробовать обозначить выход из сложной ситуации. Ощущения от прочтения такого материала будут гораздо приятнее. Редакции молодёжных изданий стараются помогать читателям своими публикациями, и зачастую у них это неплохо получается.
Газеты «Студенческий город», «Gaudeamus» и «Кактус» стараются быть в курсе последних студенческих новостей и своевременно рассказывать о них читателям. За два последних года в газетах значительно увеличился объём новостей о реформировании системы высшего образования
- важнейшей части студенческой жизни. Именно молодёжные СМИ разъясняют своим читателям
перспективы вступления России в Болонский процесс, необходимость создания мощных федеральных вузов, последствия перехода на двухуровневую систему высшего образования. В то же время «взрослые» издания посвящают основной объём своих материалов политическим вопросам, связанным с проведением реформ, анализу финансовых проблем, возникающих при распределении солидных государственных инвестиций, а также обсуждению локальных политических конфликтов между чиновниками, желающими контролировать инновационные вузы.
Молодёжные газеты не обходят стороной и очень сложные темы, в том числе связанные с националистически настроенной молодёжью. Профессиональнее других с темой скинхедов работают журналисты петербургской газеты «Gaudeamus»: редакция откликается практически на каждый конфликтный случай в городе и публикует материалы, заставляющие читателей серьёзно задуматься над этой проблемой.
Так, две первые полосы девятого номера газеты <^а^еатш» за 2004 г. посвящены подборке публикаций, объединённых общим заголовком «Чёрно-белая война». Главный материал номера состоит из двух интервью: на одинаковые вопросы отвечают глава националистической группировки и студент-иностранец, ставший жертвой хулиганского нападения скинхедов. Спустя год в восьмом номере газеты вышел материал «Нужны ли в Питере иностранцы?», а в тридцатом номере за этот же год - статья «Скинхеды против фашизма!»5.
Как правило, публикации «Gaudeamus’а» содержат две точки зрения на проблему расовой и национальной вражды, дают высказаться в одинаковом объёме разным сторонам, однако подача материала расставляет правильные акценты, осуждающие действия молодых националистов.
В «Студенческом городе» и «Кактусе» также выходили материалы о скинхедах, однако этой проблеме уделялось меньше внимания. Круг ключевых для издания тем определяет редактор, поэтому тематическая направленность СМИ со временем и со сменой руководства может пересматриваться. Так, «Студенческий город» в 1999 г. создавался как учебное издание для студентов-журналистов, темы его главных материалов были связаны в большей степени с учёбой. Со сменой главного редактора издание стало менее учебным и более развлекательным, а спустя три года новый редактор сделал «Студенческий город» более социальным. Первый главный редактор ростовского «Кактуса» львиную долю публикаций посвящал проблемам личных отношений и сексуального поведения молодёжи, второй делал упор на развлекательных моментах студенческой жизни. В «Gaudeamus’е», стабильно выходящем в формате городского еженедельника и активнее других студенческих СМИ меняющем редакторов, сложно выделить стержневую тему. Аналитические
материалы «Gaudeamus’а» чаще всего «вырастают» из самых важных студенческих новостей Санкт-Петербурга.
Подшивки газет «Студенческий город», «Gaudeamus» и «Кактус» за 2002-2007 гг. содержат большое количество журналистских материалов, главными темами которых являются студенчество и студенческая жизнь. При анализе текстов можно выделить несколько, часто перекликающихся, больших тематических блоков:
- образовательный процесс и научная деятельность в вузе;
- студенческое самовыражение;
- студенческое общежитие;
- студенческое общение;
- жизнь студентов за пределами вуза.
Эти блоки в полном объёме охватывают спектр отношений, которыми ограничивается понятие «студенческая жизнь», и практически каждый журналистский материал «Студенческого города», «Gaudeamus’а» и «Кактуса» может быть тематически включён в один из этих блоков.
Молодёжная периодика о студенчестве: палитра жанров
Открывая студенческую газету, читатель меньше всего задумывается о том, как собиралась информация для статей, в каком жанре писались журналистские тексты и почему некоторые материалы размещены в рубрике «Беседа», а другие
- в рубрике «Интервью», хотя и в тех и в других текстах опубликована прямая речь с вопросами журналиста и ответами героев. Читателя не волнует журналистская «кухня», ему хочется лишь прочитать интересную и полезную статью, и не так важно, что в данный момент он на самом деле просматривает - очерк или колонку редактора.
Для читателя значим конечный продукт - то, что он держит в руках, за что он заплатил деньги в газетном киоске или что он бесплатно взял на специальной стойке. А вот заинтересовать его разнообразием необычно написанных материалов
- задача редакции, и ей решать, какими приемами она будет добиваться желаемого успеха.
Ожидаемое читателями разнообразие материалов получается в результате работы журналистов молодёжных изданий в разных жанрах. И правила работы здесь такие же, как и в периодике «взрослой».
А.А. Тертычный классифицирует журналистские жанры по способу отображения действительности, выделяя «фактографический, аналитический и наглядно-образный» способы6, что соответствует делению жанров на информационный, аналитический и художественнопублицистический.
Современные молодёжные издания используют для своих публикаций жанры, отрабатываемые годами в российской и зарубежной «взрослой»
прессе. Студенты-журналисты пробуют брать интервью и писать аналитические статьи, размышляют о глобальных проблемах человечества в авторских колонках и рисуют образы современных студентов в портретных очерках, работают с читательскими письмами и решаются на опасные журналистские эксперименты.
В процессе изучения журналистских материалов, главной темой которых является «студенческая жизнь», было обработано 765 текстов из газет «Студенческий город», «Gaudeamus» и «Кактус». При анализе жанрового разнообразия газет получены следующие данные.
В 41 номере газеты «Студенческий город», вышедшем в период с января 2002 г. по июнь 2007 г., было обнаружено 274 текста о студенческой жизни. Жанровые предпочтения газеты «Студенческий город» можно проиллюстрировать с помощью табл. 1.
Таблица 1
Жанр публикации Количество материалов
абс. %
Новостная заметка 119 43
Статья 74 27
Опрос 28 10
Интервью 18 6,6
Письмо 11 4
Авторская колонка 7 2,5
Репортаж 6 2
Тест 4 1,5
Гороскоп 1 0,4
История (байка) 1 0,4
Обзор 1 0,4
Обозрение 1 0,4
Очерк 1 0,4
Совет 1 0,4
Фоторепортаж 1 0,4
В 27 номерах газеты «Gaudeamus», вышедших в период с января 2002 г. по июнь 2007 г., было обнаружено 110 текстов о студенческой жизни. Жанровые предпочтения газеты «Gaudeamus» отражены в табл. 2.
Таблица 2
Жанр публикации Количество материалов
абс. %
Новостная заметка 53 48
Статья 36 33
Интервью 4 3,6
Анкетный опрос 4 3,6
Письмо 3 2,7
Опрос 3 2,7
Окончание табл. 2
Жанр публикации Количество материалов
абс. %
Авторская колонка 3 2,7
Журналистский эксперимент 2 1,8
Обзор 2 1,8
В 58 номерах газеты «Кактус», вышедших в период с января 2002 г. по июнь 2007 г., был обнаружен 381 текст о студенческой жизни. Жанровые предпочтения газеты «Кактус» иллюстрирует табл. 3.
Таблица 3
Жанр публикации Количество материалов
абс. %
Новостная заметка 246 65
Статья 65 17
Опрос 13 3,4
Письмо 13 3,4
Интервью 6 1,6
Объявления 6 1,6
Репортаж 6 1,6
Авторская колонка 5 1,3
Фоторепортаж 5 1,3
Совет 4 1,1
Обозрение 3 0,8
Эссе 3 0,8
Дневник 2 0,5
Журналистский эксперимент 1 0,3
Исповедь 1 0,3
Вопрос-ответ 1 0,3
Тест 1 0,3
Из представленных таблиц очевидно, что наибольшим спросом у читателей и, следовательно, у журналистов пользуется жанр новостной заметки. Это объяснимо, поскольку темп современной жизни порой не даёт возможности вчитываться в большие тексты, а краткое сообщение о важном событии можно успеть прочитать даже на ходу.
Показательно, что вторую позицию в трёх изданиях удерживает жанр статьи. Развёрнутые материалы, посвящённые актуальным для студентов проблемам, важны так же, как и краткие новостные сообщения. Именно жанр статьи позволяет провести анализ событий и явлений, разъяснить нововведения, дать полезную инструкцию, выполнение которой поможет студенту решить некоторые проблемы.
Третью позицию делят «разговорные» жанры: опрос и интервью. Именно прямая речь при-
влекает читателей: им нравится читать «живые» слова и «слышать» на страницах газет именно речь, разговор, а не выправленный и сглаженный литературным редактором текст.
За пять лет активной работы «Студенческого города», «Gaudeamus’а» и «Кактуса» их содержание и внешнее оформление изменились: газеты стали походить на журналы. Эта тенденция свойственна большинству современных студенческих газет. Объяснения этому могут быть разные, но есть два основных. Первое связано с читательскими предпочтениями: молодёжь больший интерес испытывает к красивым журналам, нежели к «серым» газетам. Второе исходит из интересов редакции: оставаясь газетами по форме и периодичности, издания стараются использовать журнальные приёмы в своей работе.
«Кактус» изначально был больше других похож на журнал: формат А4, журнальный дизайн, журнальная структура номера, периодичность выхода один раз в 2 недели. За пять лет эти позиции ещё более укрепились. «Студенческий город» долгое время выходил форматом А3 с разной периодичностью: один раз в неделю, один раз в 2 недели и, наконец, один раз в месяц. В июне 2006 г. «Студенческий город» перешёл на формат А5, изменив дизайн, качество бумаги, форму подачи материалов. «Gaudeamus» дольше всех остаётся еженедельником формата А3, но использует журнальные приёмы в дизайне и форме подачи материалов.
В трёх газетах наметилась «журнальная» тенденция написания больших материалов: очень часто статья представляет собой подборку из нескольких небольших по объёму текстов. В трёх изданиях стало популярным совмещение нескольких жанров в одном большом материале: кроме основной статьи, материал может включать в себя врезки с мини-интервью, небольшие истории, хроникальные заметки, элементы фоторепортажа, отрывки из писем. В «Студенческом городе» и «Кактусе», с учетом их небольшого формата, подобные материалы иногда занимают несколько страниц, как и в журналах.
Жанровые приоритеты газет «Студенческий город», «Gaudeamus» и «Кактус» совпадают практически полностью, что наглядно иллюстрирует процесс параллельного развития студенческих СМИ, причём развития именно журналистского. Только правильное, соответствующее современным запросам читательской аудитории (а иногда даже немного опережающее их) воплощение информации, собранной журналистом, может гарантировать изданию успех.
«студенческие» рубрики в молодёжных газетах
Устоявшаяся система рубрик помогает читателю ориентироваться в газете или журнале, ведь именно рубрики определяют характер журна-
листского текста и его тематическое направление. Как отмечает А.А. Грабельников, рубрика часто является элементом заголовочного комплекса7, она вносит свой вклад в «рекламу» материала: помогает читателю понять, интересен ему предложенный журналистский текст или нет.
Молодёжные издания работают с рубриками по-разному. Для некоторых газет и журналов система рубрик важна, поскольку «приучает» читателя к расположению материалов в номере. Для других изданий рубрики становятся неотъемлемым элементом стиля.
Как правило, в студенческих газетах и журналах довольно широко используются так называемые служебные рубрики, определяющие жанровую принадлежность материала. Практически в любом издании можно встретить «Интервью», «Письмо в редакцию», «Колонку редактора». Однако «служебные» рубрики не так интересны для изучения в силу своей схожести и повторяемости. Гораздо интереснее с точки зрения данного исследования тематические рубрики, определяющие не жанр, а тематику публикаций8.
В газетах «Студенческий город», <^а^еатш» и «Кактус» тематические рубрики представлены довольно широко и разнообразно. Они формируют основу содержательно-тематической модели изданий, определяют основные направления журналистских текстов о студентах и студенческой жизни.
Каждая из трёх редакций работает со своей проверенной и отточенной системой рубрик, периодически дополняемой новыми элементами. И во многом набор «студенческих» рубрик в газетах, несмотря на их разные названия, совпадает: в «Студенческом городе», «Gaudeamus’е» и «Кактусе» есть студенческие новости, опросы, письма читателей, рубрики, посвященные глобальным проблемам высшего образования и советам по сдаче приближающейся сессии, рубрики о студенческих отношениях и о спорте.
Материалы, выходящие в этих рубриках, рассказывают читателям о важных молодёжных событиях в городе, разъясняют действия государственных органов в сфере образования, знакомят с интересными сверстниками, помогают учиться в вузе и с пользой отдыхать во время каникул, советуют, где провести свободное время, учат делать добрые дела и подсказывают, куда обратиться за помощью.
Из трёх газет по работе с рубриками выделяется ростовский «Кактус». В этом издании рубрики плотнее «вплетены» в его стилевую концепцию: название каждой рубрики состоит из сложносоставного слова, одна из частей которого является логотипом газеты («Кактуstudy», «Кактусерьезно», «Кактуспех», «Кактусовка», «Поездкактус» и так далее). Этим восполняется неброское оформление колонтитулов, а на каждом развороте иногда оказывается сразу несколько напоминаний читателю, что он держит в руках
именно газету «Кактус», а не какое-то иное издание.
В некоторых рубриках «Студенческого города» и «Gaudeamus’а» иногда также используются названия газет: «Новости Студенческого города», «Секс в Студенческом городе», «Gaude читатель», «Проверено Gaude», однако считать это редакционным правилом вряд ли возможно.
В отношении «Gaudeamus’а», наверное, можно говорить о том, что слово «Gaude» в названии рубрики - это указание на эксклюзивность добытого журналистами материала, что справедливо по отношению к рубрике «Проверено Gaude», в которой публикуются журналистские эксперименты. Для «Студенческого города» важно упоминание того, что газета выходит в одном из самых студенческих городов России - Саратове, где обучается около 120 тысяч студентов при населении города около 860 тысяч человек. Поэтому «Новости Студенческого города» - это новости не газеты, а Саратова, города, каждый восьмой житель которого - студент.
Одна из особенностей работы трёх редакций со «студенческими» рубриками - довольно консервативная политика газет по отношению к сложившемуся рубрикальному членению каждой из них. «Студенческий город», «Gaudeamus» и «Кактус» практически всегда открывают номер студенческими новостями, расставляя таким образом главные акценты на важнейших событиях студенческой жизни города и страны.
Опросы студентов, проводимые журналистами «Кактуса» и «Gaudeamus’а», также оказываются в начале номера, а вот рубрика «Студенческого города» «Твое мнение» раньше, когда газета была формата А3, выходила на последней полосе, а теперь занимает центральный разворот. И такое расположение («лучшие» страницы номера) не случайно, ведь согласно проводившимся исследованиям читательской аудитории опрос - одна из самых любимых студентами рубрик.
Рубрики питерского «Gaudeamus’а» «Работа», «Карьера» и «Карьеризм», периодичность выхода которых в 2005-2006 гг. значительно возросла по сравнению с 2002-2003 гг., также стремятся оказаться ближе к началу номера. Объяснением этому служит, в том числе, активность работы рекламного отдела газеты: подавляющее большинство рекламы на первых страницах «Gaudeamus’а» посвящено студенческой работе, дополнительному образованию и курсам повышения квалификации.
Во второй части номера (газетные страницы, расположенные после центрального разворота) «Студенческий город», «Gaudeamus» и «Кактус» публикуют материалы менее серьёзных и более развлекательных рубрик. Как правило, там оказываются материалы о путешествиях, отдыхе, культурные и клубные афиши города, рецензии на книги, музыкальные новинки, кинопремьеры и театральные постановки.
Редакции молодёжных изданий структурируют свои номера так же, как и представители «взрослой» прессы: от самого важного в начале к развлекательному в конце. И это связано не с отсутствием у молодых редакторов творческого подхода к планированию газет, но обусловлено тенденциями развития печатной журналистики в целом.
Интерактивные элементы в молодежной прессе
В современных молодёжных и студенческих изданиях России значительное место уделяется интерактивным элементам. Вовлечение целевой аудитории в процесс создания интересного ей продукта возможно с помощью специальных рубрик, конкурсов, голосований. Такое взаимодействие редакции и аудитории продуктивно влияет на контент издания, активные читатели обычно поощряются призами или бонусами.
Студенты-журналисты пишут тексты в газету или журнал, студенты-редакторы обрабатывают эти материалы и публикуют их в номере, а студенты-читатели получают востребованные и интересно написанные статьи - вот правильный вариант работы студенческого СМИ, который гарантирует читательский успех.
Интерактивные же элементы позволяют вовлечь студентов-читателей в процесс создания продукта СМИ и сделать его ещё интереснее. Читатели с удовольствием делают издание сами для себя вместе с журналистами, превращая это сотворчество в часть своей студенческой жизни.
Именно поэтому практически в любом студенческом СМИ можно обнаружить более или менее удачные попытки интерактива с читателем. Интерактивные элементы зачастую становятся не кратковременно модными, а необходимыми составляющими газеты или журнала, благодаря которым СМИ может отвечать современным запросам целевой аудитории.
На страницах «Студенческого города», «Gaudeamus’а» и «Кактуса» интерактивные элементы присутствуют в разном объёме, появляются с разной периодичностью и вызывают разную реакцию читателей. Однако необходимо отметить общий интерес изданий к интерактивным рубрикам, общее стремление быть в курсе того,
о чём думают и говорят, о чём хотят узнавать и рассказывать современные студенты.
Интерактивность в молодёжных средствах массовой информации немного выше, нежели во «взрослой» прессе, тем более сейчас, когда, по мнению В.Ф. Олешко, «читателей со стажем журналисты отвадили считать редакцию “другом”, “советчиком”, “исповедальней”, а новых - не научили, не внушили читателям, что и их мнение может быть кому-то интересно»9.
Появление новой рубрики, подразумевающей активное читательское участие, всегда вызывает живой интерес аудитории. Среди способов вовле-
чения читателя в процесс совместного создания материала особенным успехом у молодёжных газет пользуется прямая речь читателей. Именно прямая речь, не пересказанная журналистом и не переработанная редактором, наиболее интересна, ведь она сохраняет эмоции и посыл говорящего или пишущего, что делает восприятие материала максимально точным. Этим и объясняется повышенный интерес редакций к рубрикам, в которых читатели «говорят» как минимум наравне с журналистами, а чаще всего получают возможность высказывать своё личное мнение, отстаивать субъективную позицию, что практически недопустимо для журналистов.
«Письмо в редакцию» - классическая интерактивная рубрика, встречающаяся на страницах «Студенческого города», «Gaudeamus’а» и «Кактуса».
В «Кактусе» письма читателей публикуются в рубриках «Кактусhat» и «Кактусовка», но иногда для читательских писем используется даже рубрика «Кактусерьёзно» - в последних номерах в ней выходили материалы читателей с их мнениями о создании Южного федерального университета.
В «Gaudeamus’е» рубрика «Письмо в редакцию» сейчас выходит очень нестабильно, однако в 2002 г. она была более востребована. Так, в N° 7 за 2002 г. вышло сразу два материала на разных полосах под рубрикой «Письмо в редакцию». Два письма значительно отличаются друг от друга по содержанию. Если письмо с заголовком «Студент, твой брат в беде!» - это призыв помочь в сборе средств на лечение студента, то вторая публикация без заголовка - это читательский отклик на материал редактора газеты Павла Перца «Читать модно».
На страницах «Студенческого города» письма читателей выходят в трёх отдельных рубриках: «Люблю-ненавижу», «Вопрос-ответ» и «Жизнь студенческая».
Рубрика «Люблю-ненавижу» построена на эмоциях и переживаниях читателя. «Пиши обо всем, что тебя тревожит: выражай буйное негодование, кричи о своей любви. Все твои радости и горести, все твои мысли - на страницах “Студенческого города”. Искренне и открыто», - с такими словами обращается редакция газеты к своим читателям, а в ответ получает полные любви и ненависти письма.
«Вопросы-ответы» впервые появились в «Студенческом городе» в № 1 от 17 февраля 2004 г. Читатели присылают в редакцию самые разные вопросы: «Почему самолеты не делают из того же материала, что и чёрные ящики?», «Почему с похмелья болит голова, а не пятка?», «Почему снег белый, а лёд прозрачный?», - а журналисты на них отвечают, консультируясь с экспертами в этих областях.
Интересен замысел рубрики «Жизнь студенческая»: в ней читатель рассказывает о своей студенческой жизни в любой форме и любом
жанре. В этой рубрике саратовские студенты делятся впечатлениями от экзаменационной сессии или рассказывают о первых месяцах учёбы, а иногда пытаются даже проанализировать, чему они научились и чего добились за пять лет, проведённых в вузе.
Другой интерактивный жанр, встречающийся в каждой из трёх газет, - это опрос общественного мнения. В «Gaudeamus’е» особой рубрики для опросов не предусмотрено, и материалы выносятся на первую полосу, где публикуются ответы опрашиваемых и их фотографии. В «Кактусе» ответы ростовских студентов обычно попадают в «Какту^Ь» а в «Студенческом городе» для опросов есть постоянная рубрика «Твоё мнение».
В качестве особого примера читательского присутствия на страницах «Кактуса» необходимо отметить рубрику «Кактусамовыродок». Эта рубрика - место для поэтических и очень коротких прозаических текстов. «Кактусамовыродок» пользовался большой популярностью в течение двух лет и стремительно занимал все больше места в газете: от половины полосы в начале 2005 г. до двух полос к началу 2006 г. В 2007 г. рубрика стала снова уменьшаться в объёме, в нескольких последних номерах ее нет совсем. Скорее всего, это связано с изменением внутренней политики газеты: в январе 2007 г. в «Кактусе» поменялся главный редактор.
Из трёх рассмотренных изданий по формам реализации интерактивности выделяется только ростовский «Кактус», и отличие заключается в отношениях «газета-сайт». Если в «Gaudeamus’e» и «Студенческом городе» сайты являются вторичными по отношению к газетам, то «Кактус»-печатный и «Кактус»-электронный взаимодопол-няют друг друга. Зачастую материалы с сайта публикуются в газете, а не наоборот.
Редакции трёх газет получают от читателей письма, с удовольствием публикуют их и провоцируют писать им ещё. Журналисты из трёх городов спрашивают студентов о похожих вещах и получают похожие ответы. Студенты верят, что публикация в газете имеет вес, и пишут письма с просьбой о помощи, когда их друзья оказываются в беде.
Взаимодействие и взаимная активность редакции студенческого СМИ и студенческой аудитории делают издание интересным, актуальным и востребованным. Появляются активные читатели, для которых чтение газеты или журнала перестаёт быть только лишь считыванием информации. А редакции студенческих СМИ стараются увеличить число своих активных читателей, участвующих не только в процессе восприятия газеты, но и её создания.
Схожесть студенческих редакций со «взрослыми» по принципиальным вопросам производства качественного медиапродукта подтверждает
тот факт, что современная молодёжная пресса является полноправным членом семьи российских СМИ, подчиняется основным законам современной журналистики и развивается вместе с наиболее качественными изданиями страны.
Примечания
1 Понятие «взрослая» (пресса) в данной статье берется в кавычки, поскольку на сегодняшний день нет общепринятого определения, называющего совокупность печатных изданий, ориентированных на взрослый сегмент читательской аудитории. Названия других видов прессы прочно вошли в научный и повседневный лексикон: молодежная, студенческая, вузовская, юношеская, учебная.
2 Подробнее об этом см.: РозановК.А. Типология современной студенческой прессы России // Филологические этюды: Сб. науч. ст. молодых ученых. Саратов, 2006. Вып. 9. Ч. І-П. С. 209-213.
3 Саратовская газета «Студенческий город» в 2001 г. признавалась лучшей студенческой газетой России по итогам Всероссийской конференции «Актуальные проблемы вузовских СМИ» (г. Новосибирск), а в 2002 г. -лучшей учебной газетой России на Всероссийской конференции «Студенческая пресса» (г. Санкт-Петербург). В 2003 г. по итогам конференции «Студенческая пресса» ростовская газета «Кактус» получила статус лучшей студенческой газеты России. Газеты «Кактус» и «Gaudeamus» становились победителями Международного фестиваля юношеской прессы «Волжские встречи» (г. Чебоксары) в номинации «Студенческая пресса» в 2004 и 2005 г. соответственно. «Студенческий город» дважды получал диплом лауреата II степени этого же фестиваля: в 2004 и 2007 г. В 2006 г. петербургский «Gaudeamus» завоевал звание победителя Всероссийского фестиваля «Студенческая весна» в номинации «Журналистика» (г. Волгоград).
4 Данные получены в результате анализа более чем 220 молодёжных газет, вышедших в России с января 2000 г. по июнь 2007 г.
5 Воробьева А. Черно-белая война // Gaudeamus. СПб., 2004. № 9. С. 1-2; БалберовК. Нужны ли в Питере иностранцы? // Gaudeamus. СПб., 2005. № 8. С. 3; Бур-маков К. «Скинхеды против фашизма!» // Gaudeamus. СПб., 2005. № 30. С. 6.
6 Тертычный А.А. Жанры периодической печати: Учеб. пособие. М., 2000. С. 7.
7 Грабельников А.А. Работа журналиста в прессе: Учеб. пособие. М., 2004. С. 206.
8 Подробнее о классификации рубрик в периодических изданиях и делении их на «тематические» и «служебные» см.: Гуревич С.М. Номер газеты: Учеб. пособие. М., 2002.
9 Олешко В.Ф. Журналистика как творчество: Учеб. пособие для курсов «Основы журналистики» и «Основы творческой деятельности журналиста». М., 2004. С. 94.