Научная статья на тему 'МОЛОДЁЖЬ И КУЛЬТУРА ПАВЛОВСКОГО РАЙОНА КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XX В. ПО МАТЕРИАЛАМ РАЙКОМА КОМСОМОЛА'

МОЛОДЁЖЬ И КУЛЬТУРА ПАВЛОВСКОГО РАЙОНА КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XX В. ПО МАТЕРИАЛАМ РАЙКОМА КОМСОМОЛА Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Павловский район / Краснодарский край / Кубань / комсомол / Pavlovsky District / Krasnodar Krai / Kuban / Komsomol

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Васильев Игорь Юрьевич

Архивные материалы райкома комсомола Павловского района Краснодарского края за 1950-е – 1980-е гг. показывают, с одной стороны, специфику массовой советской молодёжной организации на данной территории: стоящие перед ней цели и задачи, внутреннюю атмосферу. С другой – они отражают интересы и стремления молодёжи района, их изменения в контексте культуры. Перед комсомолом на территории Павловского района Краснодарского края, как и везде в СССР, стояли очень широкие задачи воспитания молодёжи в коммунистическом духе, пропаганда государственной идеологии как таковой, а также мобилизация молодёжи для реализации проектов в разных сферах социальной жизни, в том числе – в культуре. Комсомольцы пропагандировали советскую песню, чтение книг, образованность и трудовую этику. Молодёжная организация внедряла в жизнь советскую обрядность. Она занимались патриотическим воспитанием, подготовкой молодых людей к военной службе. Комсомол должен был пропагандировать семейные ценности, спорт и здоровый образ жизни, дисциплину и уважение к закону.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

YOUTH AND CULTURE OF PAVLOVSKY DISTRICT OF KRASNODAR KRAI IN THE SECOND HALF OF THE 20TH CENTURY BASED ON MATERIALS OF THE DISTRICT KOMSOMOL COMMITTEE

The 1950s 1980s archival materials of the Komsomol Committee of Pavlovsky District of Krasnodar Krai manifest the specifics of the mass Soviet youth organization in this territory: the goals and objectives facing it, the internal atmosphere. On the other hand, they reflect the district youth’s interests and aspirations, their changes in the context of culture. The Komsomol in the territory of Pavlovsky District of Krasnodar Krai, as elsewhere in the USSR, faced very broad tasks of youth upbringing in the communist spirit, propaganda of the state ideology as such, as well as mobilization of young people to implement projects in various spheres of social life, including culture. The Komsomol members promoted Soviet songs, book reading, education and work ethics. The youth organization put Soviet rituals into life. It was engaged in patriotic education, preparation of young people for military service. The Komsomol had to promote family values, sports and healthy lifestyles, discipline and respect for the law.

Текст научной работы на тему «МОЛОДЁЖЬ И КУЛЬТУРА ПАВЛОВСКОГО РАЙОНА КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XX В. ПО МАТЕРИАЛАМ РАЙКОМА КОМСОМОЛА»

МОЛОДЕЖЬ И КУЛЬТУРА ПАВЛОВСКОГО РАЙОНА КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XX В. ПО МАТЕРИАЛАМ РАЙКОМА КОМСОМОЛА

И.Ю. Васильев

Научно-исследовательский центр традиционной культуры «Кубанский казачий хор» (Краснодар, Россия) e-mail: ivasee@mail . ru SPIN-код: 8437-3902

АВТОРСКОЕ РЕЗЮМЕ

Архивные материалы райкома комсомола Павловского района Краснодарского края за 1950-е - 1980-е гг. показывают, с одной стороны, специфику массовой советской молодёжной организации на данной территории: стоящие перед ней цели и задачи, внутреннюю атмосферу. С другой - они отражают интересы и стремления молодёжи района, их изменения в контексте культуры . Перед комсомолом на территории Павловского района Краснодарского края, как и везде в СССР, стояли очень широкие задачи воспитания молодёжи в коммунистическом духе, пропаганда государственной идеологии как таковой, а также мобилизация молодёжи для реализации проектов в разных сферах социальной жизни, в том числе - в культуре . Комсомольцы пропагандировали советскую песню, чтение книг, образованность и трудовую этику. Молодёжная организация внедряла в жизнь советскую обрядность . Она занимались патриотическим воспитанием, подготовкой молодых людей к военной службе . Комсомол должен был пропагандировать семейные ценности, спорт и здоровый образ жизни, дисциплину и уважение к закону.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: Павловский район, Краснодарский край, Кубань, комсомол .

YOUTH AND CULTURE OF PAVLOVSKY DISTRICT OF KRASNODAR KRAI IN THE SECOND HALF OF THE 20TH CENTURY BASED ON MATERIALS OF THE DISTRICT KOMSOMOL COMMITTEE

Igor Vasilyev

Research Center of traditional culture

«The Kuban Cossack chorus» (Krasnodar, Russia)

e-mail: ivasee@mail . ru

ABSTRACT

The 1950s - 1980s archival materials of the Komsomol Committee of Pavlovsky District of Krasnodar Krai manifest the specifics of the mass Soviet youth organization in this territory: the goals and objectives facing it, the internal atmosphere . On the other hand, they reflect the district youth's interests and aspirations, their changes in the context of culture . The Komsomol in the territory of Pavlovsky District of Krasnodar Krai, as elsewhere in the USSR, faced very broad tasks of youth upbringing in the communist spirit, propaganda of the state ideology as such, as well as mobilization of young people to implement projects in various spheres of social life, including culture . The Komsomol members promoted Soviet songs, book reading, education and work ethics . The youth organization put Soviet rituals into life . It was engaged in patriotic education, preparation of young people for military service . The Komsomol had to promote family values, sports and healthy lifestyles, discipline and respect for the law.

KEYWORDS: Pavlovsky District, Krasnodar Krai, Kuban, Komsomol .

Архивные материалы райкома комсомола Павловского района Краснодарского края за 1950-е - 1980-е гг. показывают, с одной стороны, специфику массовой советской молодёжной организации на данной территории: стоящие перед ней цели и задачи, внутреннюю

атмосферу. С другой - они отражают интересы и стремления молодёжи района, их изменения в контексте культуры.

Существует множество определений понятия «культура», в т.ч. так может осмысляться всё, что целена-

правленно создаётся людьми. В данной статье мы остановимся в большей степени на сфере, относящейся к мировоззрению и мировосприятию людей, их взаимодействию с продуктами художественного и интеллектуального творчества, а также со спецификой получаемых местными жителями знаний и навыков. Важное значение в контексте статьи имеет культура как набор ценностей и предпочтений, этических норм.

Применительно к культуре и её местной специфике надо отметить книгу В.И. Лях «Просвещение и культура в истории кубанской станицы». В ней затронуты проблемы становления культуры индустриального общества в кубанских станицах, показана существенная роль государства в её становлении (Лях 1998).

Что касается молодёжной политики и её восприятия молодёжью, то, например, в работе Ф.А.-А. Бытдаевой «Государственные и общественные организации: опыт и уроки воспитания рабочей молодежи в 60-80-е гг. XX века» показаны такие её аспекты, как участие комсомола в профессиональной ориентации молодёжи, поощрения им получения образования, приобщению к производственному труду в сельском хозяйстве (Медведев 2019: 1-14).

В статье И.А. Медведева «Молодёжная политика в СССР: достижения и просчёты» затронуты такие аспекты жизни молодёжи, как формальность работы и потеря влияния на молодёжь позднего комсомола, рост среди молодых людей алкоголизма и наркомании (Слезин, Дорошина 2013: 72-85).

Работа А.А. Слезина и М.М. Дорошиной «Провинциальная молодёжь позднего СССР: штрихи к портрету "неизвестного"» представляет из себя публикацию архивных документов, посвящённых жизни молодёжи тамбовской области во второй половине 1980-х гг. В них дан локальный срез мировосприятия молодёжи той эпохи, показаны некоторые его особенности. Такие, как недовольство молодёжи уровнем дохода и досугом в провинциальных населённых пунктах, её криминализация, резкое снижение влияния комсомола (Бытдаева 2004).

Цели и задачи комсомольских ячеек были разнообразными. Важнейшей была пропаганда коммунистических идеалов, формирование мировоззрения молодёжи и представителей других возрастных групп, помогать воплощать в жизнь решения управленцев. Например, в 1950-е гг. считалось, что комсомольцы во время обеденного перерыва должны были громко читать газеты для работников МТС. Также комсомольцы должны были активно изучать историю своей организации и коммунистической партии. Знание комсомольцами истории КПСС проверялись с помощью различного типа аттестаций, например, Ленинского зачёта (ЦДНИКК. Ф. 8624. Оп. 2. Д. 44. Л 5-5об, 15-16об; ЦДНИКК. Ф. 8624. Оп. 4. Д. 24. Л. 3; ЦДНИКК. Ф. 8624. Оп. 17. Д. 18. Л. 1-2).

Комсомол активно участвовал в атеистической пропаганде. В её рамках комсомольцы должны были читать лекции на различные темы. Например. «Женщина и религия», «Несовместимость науки и религии», «О вреде религиозных обрядов и праздников». Советская обрядность (торжественная регистрация бра-

ков, новорожденных, праздники Зимы, урожая) также считалась действенной формой атеистической пропаганды. В 1970-е гг. комсомольцев продолжали наказывать за крещение детей: «Ни один случай крещения детей комсомольцами не останется не рассмотренным на бюро РК ВЛКСМ. Из 5 родителей - комсомольцев двое исключено из рядов ВЛКСМ. Трём объявлен строгий выговор с занесением в учётную карточку ВЛКСМ» (ЦДНИКК. Ф. 8624. Оп. 13. Д. 16. Л. 12; ЦДНИКК. Ф. 8624. Оп. 19. Д. 16. Л. 12).

Немалую роль деятельность комсомола должна была играть и во внедрении советской обрядности. Имели место и специфические комсомольские ритуалы. Например, районную комсомольскую конференцию открыл торжественный вынос знамени. Комсомольцы участвовали в проведении таких советских праздников, как «Кубанский тополёк», «Праздник урожая», «Золотая осень», 8 марта, 1 мая, 7 ноября. Они должны были внедрять и советские обряды жизненного цикла: «Комитет ВЛКСМ дал указание отмечать значимые события в жизни комсомольцев и молодёжи массовым участием молодёжи. Особенно речь идёт о свадьбах, проводах в армию». В 1965 г. комитеты ВЛКСМ колхозов им. Калинина, «Родина», им. Жлобы организовали и провели вечера посвящения в земледельцы для выпускников школ станиц Новопластуновская, Новолеушковская, Атаманская. Во время проводов призывники выслушивали наставления официальных лиц, родителей, ветеранов. Потом клялись служить достойно. Проводам в армию придавалось юольшое воспитательное значение. Проводилась и торжественная регистрация новорожденных. При этом на деле комсомольцы не стремились участвовать в организации и проведении этих праздников, молодёжь относилась к ним без интереса. Особенно в 1970-е - 1980-е гг. (ЦДНИКК. Ф. 8624. Оп. 3. Д. 160. Л. 1; ЦДНИКК. Ф. 8624. Оп. 18. Д. 20. Л. 24; ЦДНИКК. Ф. 8634. Оп. 4. Д. 5. Л. 3; ЦДНИКК. Ф. 8624. Оп. 5. Д. 3. Л. 7; ЦДНИКК. Ф. 8624. Оп. 22. Д. 17. Л. 24; ЦДНИКК. Ф. 8624. Оп. 24. Д. 23. Л. 21).

Мероприятия домов культуры вообще посещались молодёжью плохо. В средине 1980-х гг. туда часто ходили только на киносеансы (ЦДНИКК. Ф. 8624. Оп. 19. Д. 19. Л. 2; ЦДНИКК. Ф. 8624. Оп. 26. Д. 4. Л. 14). Поэтому комсомол принял активное участие во внедрении такой формы времяпрепровождения, как дискотека: «Комсомольская организация в настоящее время принимает решение о шефстве над созданной при Районном Доме культуры дискотекой - интересной и популярной формой досуга молодёжи». Имело место развитие сети «дискоклубов» и «на местах», например, комсомольцами колхоза им. Ленина (ЦДНИКК. Ф. 8624. Оп. 21. Д. 9. Л. 15; ЦДНИКК. Ф. 8624. Оп. 26. Д. 4. Л. 14).

Они также должны были заниматься просветительской работой, формировать культурные предпочтения молодёжи. Комсомольские ячейки занималась организаций концертов, развитием художественной самодеятельности. Их членов агитировали выступать на сцене, участвовать в различны конкурсах. В марте 1951 г. комсомольцы семилетней школы №6 (станица Новопетровская) должны были организовать хоровой кружок и про-

вести вечер художественной самодеятельности. Комсомольская организация колхоза «Чонгарец» должна была силами коллектива художественной самодеятельности должна была поставить пьесу «Ксения» и отрывки из пьесы «В степях Украины», а силами хорового коллектива разучить 2-3 современные песни. А также подготовить выступление струнного коллектива (ЦДНИКК. Ф. 8624. Оп. 2. Д. 78. Л. 1; ЦДНИКК. Ф. 8624. Оп. 1. Д. 152. Л. 1; ЦДНИКК. Ф. 8624. Оп. 2. Д. 29. Л. 8). Выносились решения вроде: «Обслужить полеводческие бригады и фермы комсомольской самодеятельностью с духовым оркестром». Особо отмечали тех комсомольцев, которые участвовали в подготовке творческих мероприятий: «Помогают в подготовке к празднику песен комсомолки Варфоломеева А., Шипко П». Репертуар концертов был подчинён официальной идеологии и ориентированным на советскую эстраду. При этом на художественную самодеятельность влияли и веяния эпохи. Так, в 1958 г. комсомольцы Новолеушковского маслосырзавода планировали создать струнный оркестр и организовать чтение стихов (ЦДНИКК. Ф. 8624. Оп. 3. Д. 42. Л. 7 Об; ЦДНИКК. Ф. 2486. Оп. 2. Д 49. Л. 3; ЦДНИКК. Ф. 8624. Оп. 4. Д. 28. Л. 2).

Музыкальная составляющая была важна и для пионерии. Важнейшими символами школьной пионерской организации были музыкальные инструменты - горны и барабаны (ЦДНИКК. Ф. 8624. Оп. 2. Д. 84. Л. 2).

Их старшие товарищи должны были заниматься и пропагандой книги. Комсомольцы должны были стремиться к тому, что на всех фермах и полевых станах

были созданы библиотечки, проводились читательские конференции. Местные ячейки добивались закупки литературы, необходимой для деятельности художественной самодеятельности. Райком ВЛКСМ активно участвовал в подготовке всекубанского Праздника Книги, который должен был состояться 5 мая 1974 г. (ЦДНИКК. Ф. 8624. Оп. 2. Д. 2 Л. 8об; ЦДНИКК. Ф. 8624. Оп. 1. Д. 103. Л. 7; ЦДНИКК. Ф. 8624. Оп. 14. Д. 21. Л. 5).

Также комсомольцы должны были заниматься и пропагандой знаний и образованности как таковых. В частности, набором молодёжи на образовательные курсы, например, курсы механизаторов. Комсомол поощрял получение высшего и среднего специального образования. В 1965 г. в вузах и техникумах заочно обучалось 10 комсомольцев из Павловского района, активисты повышали свой образовательный уровень в вечерних школах. «В настоящее время Оля учится в 11-ом классе (вечерней школы) и является депутатом районного совета депутатов трудящихся». С 1960-х гг. комсомольскими активистами часто были именно девушки. В 1965 г. они возглавляли 66 комсомольских групп (ЦДНИКК. Ф. 8624. Оп. 2. Д. 4. Л. 3; ЦДНИКК. Ф. 8624. Оп. 6. Д. 1. Л. 5; ЦДНИКК. Ф. 8624. Оп. 9. Д. 1. Л. 22; ЦДНИКК. Ф. 8624. Оп. 5. Д. 1. Л. 5-6; ЦДНИКК. Ф. 8624. Оп. 6. Д. 1. Л. 5).

Среди комсомольцев культивировался интерес к спорту. В первой половине 1950-х гг. руководство стремилось к тому, чтобы «все комсомольцы стали значкистами», т.е. сдали нормы ГТО. Они должны были создавать школьные спортивные команды, организовали турниры по шахматам и шашкам и пр. (ЦДНИКК. Ф. 8624.

Оп. 1. Д. 57. Л. 2-3об; ЦДНИКК. Ф. 8624. Оп. 1. Д. 163. Л. 50; ЦДНИКК. Ф. 8624. Оп. 1. Д. 152. Л. 61).

Комсомольские организации должны были организовывать и допризывную физическую подготовку молодёжи. Например, они проводили соревнования по стрельбе. Так, этим занимались члены ячейки на станции Сосыка-Ростовская. Комсомольцы Павловского райисполкома планировали организовать кружок по изучению оружия (ЦДНИКК. Ф. 8624. Оп. 1. Д. 100. Л. 19; ЦДНИКК. Ф. 2486. Оп. 2. Д. 55. Л. 2; ЦДНИКК. Ф. 8624. Оп. 3. Д. 52. Л. 1; ЦДНИКК. Ф. 8624. Оп. 3. Д. 63. Л. 1).

В 1970-е - первой половине 1980-х гг. власти стремились обратить внимание на историческую память о Великой Отечественной и Гражданской войне, советские воинские традиции. Комсомол принимал активное участие в организации военно-спортивной игры «Зарница». Участвуя в патриотическое движение «За себя и за того парня», работники комсомольско-молодёж-ного цеха реставрации РО «Сельхозтехника» включили в свой состав героя Советского Союза молодогвардейца Сергея Тюленина и ежедневно выполняют его норму: «Комсомольско-молодёжный коллектив токарей и слесарей РО "Сельхозтехника" уже два года досрочно перевыполняют планы к дню рождения комсомола. Комсомолец Евгений Кумай из этого коллектива был сфотографирован со Знаменем Победы в городе Москве» (ЦДНИКК. Ф. 8624. Оп. 9. Д. 7. Л. 8; ЦДНИКК. Ф. 8624. Оп. 15. Д. 1. Л. 7; ЦДНИКК. Ф. 8624. Оп. 17. Д. 4. Л. 9-10).

Молодёжь активно вовлекалась в военно-патриотические экспедиции, посвященные Великой Отечественной войне. В ст. Атаманской в 1970-е - 1980-е гг. учащимися школы №4 было организовано изучение действий 1-ой Конной армии во время Гражданской войны и лично С.М. Будённого. В частности, школьники контактировали с писателем А.А. Первенцевым (ЦДНИКК. Ф. 8624. Оп. 25. Д. 12. Л. 9; ЦДНИКК. Ф. 8624. Оп. 25. Д. 14. Л. 1-3).

Военно-патриотическое воспитание способствовала развитию в районе сети музеев, в т.ч. школьных: «Историко-краеведческий музей имени Д.П. Жлобы был организован на базе средней школы им. Красных Партизан в 1962 г. Инициатором его создания являлся лит-сотрудник районной газеты Кукса В.П. совместно с учительским коллективом и учащимися школы №1. Музей расположен в отдельном здании, построенном силами школы, и имеет 4 раздела: посвященный Д.П. Жлобе; первым комсомольцам района; Великой Отечественной войне на Кубани; "Кубань - цветущий край"» (ЦДНИКК. Ф. 8624. Оп. 19 Д. 18. Л. 1).

Помимо всего этого, комсомол должен был участвовать в развитии и поддержании инфраструктуры, улучшении местной поселковой среды. Комсомольцам полагалось организовывать станичную молодёжь для работ по благоустройству территории, заниматься озеленением населённых пунктов. В апреле 1967 г. организация колхоза «Кавказ» планировали провести субботник по строительству спортплощадки и клуба колхоза (ЦД-НИКК. Ф. 8634. Оп. 4. Д. 16. Л. 16; ЦДНИКК. Ф. 8624. Оп. 4. Д. 23. Л. 7; ЦДНИКК. Ф. 8624. Оп. 7. Д. 8. Л. 4).

Также комсомольцы организовывали сбор металлолома, участвовали в развитии местного радиовещания,

помогали молодым изобретателям и рационализаторам и многое другое (ЦДНИКК. Ф. 8624. Оп. 3. Д. 87. Л. 11; ЦДНИКК. Ф. 8634. Оп. 4. Д. 9. Л. 1-1об.).

Молодёжная организация стремилась защищать семейные ценности и мораль, способствовать укреплению института семьи. Например, при участии комсомольцев в 1986 г. в колхозе «Россия» был создан Клуб Молодой семьи (ЦДНИКК. Ф. 8624. Оп. 4. Д. 39. Л. 7; ЦДНИКК. Ф. 8624. Оп. 8. Д. 10. Л. 3; ЦДНИКК. Ф. 8624. Оп. 12. Д. 11. Л. 5).

Но не стоит переоценивать роль комсомола в реализации государственной политики в области культуры второй половины XX в. Когда школьника принимали в комсомол, прежде всего обращали на успеваемость и поведение, а не на преданность коммунистическим идеалам. Поскольку идейных и дисциплинированных комсомольцев уже в 1950-е гг. было немного.

Поэтому, например, многие комсомольские кружки политпросвещения быстро распадались: «Сами комсомольцы очень пассивно относятся к работе... Можно прямо сказать, что мы почти ничего не делаем»; «За систематические нарушения дисциплины во время работы конференции, пьянку, игнорирование указаний мандатной комиссии и неявку на конференцию второго дня работы лишить тов. Михайленко И.А. звания делегата...»; «Секретарь комсомольской организации Старолеушковского СПО напился и устроил драку. Бывший секретарь комсомольской организации колхоза им. Калинина товарищ Колбаса морально разложился»; «Недостаток нашей комсомольской организации в том, что в её рядах много комсомольцев, которые не принимают участия в работе организации»; «Комсомольцы нерегулярно платят членские взносы и слабо принимают участие в художественной самодеятельности»; «Художественная самодеятельность у нас (комсомольцев колхоза им. Калинина - И.В.) не работает из-за халатного отношения к работе». Низкая дисциплина в первичных комсомольских организациях уже в первой половине 1950-х гг. снижала роль ВЛКСМ в реализации государственных программ (ЦДНИКК. Ф. 8634. Оп. 4. Д. 10. Л. 7; ЦДНИКК. Ф. 8624. Оп. 26. Д. 4. Л. 14).

Недостаток дисциплины и активности у комсомольцев нередко соседствовал с отсутствием интереса к самообразованию: «Художественную литературу комсомольцы почти не читают»; «К нашему стыду, некоторые товарищи - комсомольцы записаны в районную библиотеку, но не читают книг» (ЦДНИКК. Ф. 8624. Оп. 1. Д. 163. Л. 12-14; ЦДНИКК. Ф. 8624. Оп. 4. Д. 1. Л. 5; ЦДНИКК. Ф. 8624. Оп. 3. Д. 51. Л. 2об; ЦДНИКК. Ф. 8624. Оп. 2. Д. 1. Л. 21; ЦДНИКК. Ф. 8624. Оп. 3. Д. 86. Л. 6; ЦДНИКК. Ф. 8624. Оп. 4. Д. 40. Л. 5; ЦДНИКК. Ф. 8624. Оп. 2. Д. 65. Л. 2).

Позднее, в конце 1960-х гг. комсомол в Павловском районе ещё более ослаб, работа уже проводилась больше «для галочки». Активные комсомольцы стремились уехать из района (ЦДНИКК. Ф. 8624. Оп. 1. Д. 103. Л. 2об; ЦДНИКК. Ф. 2486. Оп. 2. Д. 55. Л. 49). Также, как и молодёжь в целом.

При этом падал престиж работы на селе, а у тех, кто оставался в станицах, пропал интерес к учёбе. Негативное отношение к сельскохозяйственному труду стало

проявляться уже во второй половине 1950-х гг.: «Мой сын не для того закончил 10 классов, чтобы пасти скот» - можно было услышать от родителей молодых людей. Не стремились к сельскохозяйственному труду и комсомольцы: «А когда поставили этот вопрос на комитете резко и предложили комсомольцам пойти на ферму доярками, то эти комсомольцы закрутили носами... В настоящее время очень плохое положение на МТФ №3, много не хватает дояров, потому что на этой ферме люди больше приезжие, поработают и уходят» (ЦДНИКК. Ф. 8624. Оп. 3. Д. 191. Л. 4; ЦДНИКК. Ф. 8624. Оп. 4. Д. 45. Л. 4; ЦДНИКК. Ф. 1384. Оп. 16. Д. 9. Л. 19).

Комсомольские организации на производстве должны были уже в начале 1980-х гг. агитировать работников, не имевших среднего образования, поступать учиться в вечернюю школу. И одновременно - идти работать на местные сельхозпредприятия, особенно - животноводческие. Молодых людей одновременно агитировали идти в животноводство, а тех, кто шли - читать книги. Функционировали и полеводческие ученические бригады во главе с педагогами. В 1981 г. проводилась ком-сомольско-молодёжная операция по заготовке кормов. По официальным данным, в ней приняли участие 6235 молодых человека до 30 лет. Но в последней четверти столетия ситуация ещё усугубилась. К неприятию труда на земле и стремлению переехать в город добавилось нежелание части молодёжи учиться (ЦДНИКК. Ф. 8624. Оп. 22. Д. 25. Л. 15; ЦДНИКК. Ф. 8624. Оп. 22. Д. 8. Л. 3; ЦДНИКК. Ф. 8624. Оп. 19. Д. 17. Л. 2; ЦДНИКК. Ф. 8624. Оп. 21. Д. 11. Л. 1. 1981 г.).

«Многие комсомольцы не повышают свой идейно-политический уровень, не учатся в вечерней школе. Только трое комсомольцев района заочно учатся в вузах». Юные станичники не стремилась к сельскохозяйственному труду и были нацелена на переезд в город: «Имеет место большая текучесть молодых животноводов, слабая трудовая дисциплина. Молодёжь идёт на фермы неохотно»; «Редко увидишь молоденьких девушек, которым только 17 лет и которые работают доярками. Ведь сейчас молодёжь рвётся в города»; «Из числа выпускников школ только пятеро изъявили желание работать в животноводстве. Это очень мало» - говорилось нередко на комсомольских мероприятиях (ЦДНИКК. Ф. 8624. Оп. 10. Д. 14. Л. 20; ЦДНИКК. Ф. 8624. Оп. 17. Д. 1. Л. 11; ЦДНИКК. Ф. 8624. Оп. 23. Д. 21. Л. 23; ЦДНИКК. Ф. 8624. Оп. 24. Д. 8. Л. 11).

Среди молодёжи Павловского района, работавшей на предприятиях, преобладали юноши и девушки со средним и неоконченным средним образованием. В начале 1980-х гг. они не слишком стремилась повышать свой образовательный уровень и не держалась за работу: «Многие из праздношатающихся по улицам подростков не работают. Весь комплекс воздействия (на них -И.В.) как бы проходит мимо» (ЦДНИКК. Ф. 8624. Оп. 23. Д. 14. Л. 4; ЦДНИКК. Ф. 8624. Оп. 23. Д. 21. Л. 28; ЦДНИКК. Ф. 8624. Оп. 24. Д. 1. Л. 21).

Слабеет интерес молодёжи к спорту, меньше допризывников стремятся сдать нормы ГТО. Одновременно растут пьянство, наркомания, преступность. Большинство правонарушений и преступлений молодые люди

в Павловском районе совершали в состоянии алкогольного опьянения. В 1985 г. в Павловском районе на учёте в наркологическом диспансере состояло 9 человек. В 1985 г. подростками в Павловском районе было совершено 45 преступлений, что на 100% больше, чем в прошлом году (ЦДНИКК. Ф. 8624. Оп. 25. Д. 12. Л. 8; ЦДНИКК. Ф. 8624. Оп. 25. Д. 1. Л. 7; ЦДНИКК. Ф. 8624. Оп. 26. Д. 1. Л. 16; ЦДНИКК. Ф. 8624. Оп. 26. Д. 4. Л. 16).

Всё это относилось и к членам комсомольской организации: «К сожалению, у нас ещё не редки случаи хищения комсомольцами государственного имущества, ведения ими праздного образа жизни. Так, в 1983 г. комсомолец Сапоженко совершил кражу со взломом». За январь сентябрь 1985 г. в вытрезвителях побывало 40 комсомольцев из Павловского района (ЦДНИКК. Ф. 8624. Оп. 24. Д. 4. Л. 16; ЦДНИКК. Ф. 8624. Оп. 25. Д. 12. Л. 3).

Для борьбы с подростковыми правонарушениями комсомольцы участвовали в операциях «Забота», «Отсрочка» и «Градус». На деле эта деятельность чаще выглядела так: «В ходе рейда в Доме культуры колхоза "Комсомолец" задержана группа подростков - школьников, которые систематически учиняли хулиганские действия: портят мебель, мешают проведению киносеансов. С подростками проведена беседа. Поставлены в известность родители, комиссия ВЛКСМ, дирекция». Одной из форм работы с трудными подростками являлось направление их на летнее время в военно-спортивный лагерь «Гвардеец», в котором действовал кружок батутистов, самбо, конноспортивная секция (ЦДНИКК. Ф. 8624. Оп. 21. Д. 1. Л. 11; ЦДНИКК. Ф. 8624. Оп. 18. Д. 16. Л. 12; ЦДНИКК. Ф. 8624. Оп. 26. Д. 4. Л. 17).

Контроль над поведением и работой комсомольцев должны были осуществлять т. н. «штабы комсомольского прожектора», которые часто существовали лишь на бумаге (ЦДНИКК. Ф. 8624. Оп. 10. Д. 1. Л. 23. 1970 г.).

В целом к 1985 г. рост рядов комсомола замедляется, его деятельность приобретает всё более формальный характер: «Недостаточную работу комитеты комсомола проводят по вовлечению молодёжи во Всесоюзное общество борьбы за трезвость. В настоящее время в нём состоит 980 комсомольцев. Многие, став членами общества, посчитали свою миссию выполненной и практически не ведут никакой работы». Отсутствовало влияние сети комсомольского просвещения на нравственный облик молодёжи: «Самая большая комсомольская организация - гараж. А дисциплина - самая худшая. У комсомольцев нет никакой ответственности за своё дело» (ЦДНИКК. Ф. 8624. Оп. 25. Д. 12. Л. 4; ЦДНИКК. Ф. 8624. Оп. 26. Д. 8. Л. 10; ЦДНИКК. Ф. 8624. Оп. 23. Д. 23. Л. 2; ЦДНИКК. Ф. 8624. Оп. 26. Д. 4. Л. 14).

Таким образом, перед комсомолом на территории Павловского района Краснодарского края, как и везде в СССР, стояли очень широкие задачи воспитания молодёжи в коммунистическом духе, пропаганда государственной идеологии как таковой, а также мобилизация молодёжи для реализации проектов в разных сферах социальной жизни, в т.ч. - в культуре. Комсомольцы пропагандировали советскую песню, чтение книг, образованность и трудовую этику. Молодёжная организация

внедряла в жизнь советскую обрядность. Она занимались патриотическим воспитанием, подготовкой молодых людей к военной службе. Комсомол должен был пропагандировать семейные ценности, спорт и здоровый образ жизни, дисциплину и уважение к закону.

Но в течении второй половины XX в. комсомолу это удавалось всё хуже и хуже. Молодёжь постепенно всё больше утрачивала интерес как к советской официаль-

ной идеологии, так и к значимым для индустриального общества ценностям (образованию, работе) и этическим нормам как таковым. Всё это касалось и комсомольцев. Специфика Павловского района как сельской местности проявлялась в том, что молодёжь теряла интерес к сельскохозяйственному труду и стремилась уехать в города.

Васильев Игорь Юрьевич

- Кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Научно-исследовательского центра традиционной культуры «Кубанский казачий хор» (Краснодар, Россия).

Igor Vasilyev

- Candidate of Historical Sciences, Senior research associate of the Research Center of traditional culture «The Kuban Cossack chorus» (Krasnodar, Russia).

ivasee@mail . ru

ЛИТЕРАТУРА

Бытдаева 2004 - Бытдаева Ф.А.-А. Государственные и общественные организации: опыт и уроки воспитания рабочей молодежи в 60-80-е гг. XX века (на материалах Ставропольского и Краснодарского краев) . Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук . Ставрополь, 2004. 28 с . Лях 1998 - Лях В.И. Просвещение и культура в истории кубанской станицы. Краснодар, 1998.

Медведев 2019 - Медведев И.А. Молодёжная политика в СССР: достижения и просчёты // Гуманитарный вестник . 2019 . № 4 . С . 1-14 .

Слезин, Дорошина 2013 - Слезин А.А., Дорошина М.М. Провинциальная молодёжь позднего СССР: штрихи к портрету

«неизвестного» // Берегиня. 777. Сова . 2013 . № 4 (19). С . 72-85.

ЦДНИКК - Центр документации новейшей истории Краснодарского края.

REFERENCES

Bytdaeva 2004 - Bytdaeva F.A.-A. Gosudarstvennye i obshchestvennye organizacii: opyt i uroki vospitaniya rabochej molodezhi v 60-80-e gg . XX veka (na materialah Stavropol'skogo i Krasnodarskogo kraev) . Avtoreferat dissertacii na soiskanie uchenoj stepeni kandidata istoricheskih nauk [State and public organizations: the experience and lessons of educating working youth in the 60-80s of the XX century (based on materials from the Stavropol and Krasnodar territories) . Abstract of the dissertation for the degree of Candidate of Historical Sciences], Stavropol, 2004, 28 p . [in Russian].

CDNIKK - Centr dokumentacii novejshej istorii Krasnodarskogo kraya [Documentation Center of the modern history of the Krasnodar Territory] [in Russian].

Lyah 1998 - Lyah V.I. Prosveshchenie i kul'tura v istorii kubanskoj stanicy [Education and culture in the history of the Kuban stanitsa], Krasnodar, 1998 [in Russian].

Medvedev 2019 - Medvedev I.A. Molodyozhnaya politika v SSR: dostizheniya i proschyoty [Youth policy in the USSR: achievements and miscalculations], in: Gumanitarnyj vestnik [Humanitarian Bulletin], 2019, № 4, pp . 1-14 [in Russian]. Slezin, Doroshina 2013 - Slezin A.A., Doroshina M.M. Provincial'naya molodyozh' pozdnego SSSR: shtrihi k portretu «neizvestnogo» [Provincial youth of the late USSR: touches to the portrait of the "unknown"], in: Bereginya. 777. Sova [Bereginya. 777. Owl], 2013, № 4 (19), pp . 72-85 [in Russian].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.