научный журнал
Ю. Б. Степанова
Поволжский институт управления имени П.А. Столыпина — филиал РАНХиГС, г.
Саратов, Россия
МОЛОДЫЕ СПЕЦИАЛИСТЫ С ВЫСШИМ ОБРАЗОВАНИЕМ ГЛАЗАМИ РАБОТОДАТЕЛЕЙ (ПО РЕЗУЛЬТАТАМ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ)
Аннотация: проблематика статьи связана с актуальными проблемами эффективного функционирования образовательных организаций высшего образования на рынке образовательных услуг региона. Одним из условий эффективности является трудоустройство выпускников образовательной организации. В статье представлено описание ожиданий и требований, предъявляемых работодателями регионального рынка труда к молодым специалистам с высшим образованием.
Ключевые слова: трудоустройство, молодой специалист, высшее образование, работодатель, опрос.
Ежегодно образовательные организации Саратовской области выпускают на рынок труда около 19 тысяч молодых специалистов с высшим образованием. Из них трудоустраиваются в течение одного года после получения диплома о высшем образовании около 75% [1]. Соответственно 25% остаются без работы. Согласно данным независимых рейтинговых агентств без работы остаются до 30% выпускников, и более половины студентов трудоустраиваются не по специальности, полученной в вузе. Таким образом, доля невостребованных выпускников составляет более половины ежегодного выпуска [2, с. 77].
Одной из причин сложившейся ситуации является несогласованность требований рынка образовательных услуг и требований рынка труда, предъявляемых к качеству профессиональной подготовки молодых специалистов с высшим образованием. Образовательные организации, стремясь повысить конкурентоспособность своих выпускников, внедряют новые образовательные технологии, формируют дополнительные компетенции, которые не всегда востребованы и оценены работодателями, особенно на региональном рынке труда. Требования работодателей сосредотачиваются на соответствии профессиональной подготовки требованиям реальной профессиональной деятельности и постоянного профессионального развития. В связи с этим в молодых специалистах региональные работодатели в большей степени ценят исполнительность и способность к обучению.
научный журнал
Формировать образовательные программы исключительно в соответствии с требованиями работодателей образовательным организациям нецелесообразно. Во-первых, потому что довольно большая часть выпускников трудоустраиваются за пределами региона присутствия образовательной организации. По данным мониторинга, проводимого Министерством образования и науки Российской Федерации, около 27% от общего количества выпускников образовательных организаций Саратовской области трудоустраиваются в других регионах. Во-вторых, реальные требования работодателей к уровню и качеству подготовки молодых специалистов с высшим образованием четко не определены и в разных регионах могут существенно различаться. Поэтому образовательным организациям необходимо постоянно изучать требования работодателей, предъявляемые к молодым специалистам с высшим образованием и оценивать степень удовлетворенности профессиональной подготовкой работающих у них молодых специалистов.
В Поволжском институте управления - филиале РАНХиГС ежегодно проводятся исследования ожиданий и предпочтений выпускников и требований работодателей к их профессиональной подготовке. В опросе работодателей в 2016 году принимали участие представители 60 организаций Саратовской области разных по форме собственности, размерам и направлениям деятельности.
Результаты исследований, проводимых в Поволжском институте управления - филиале РАНХиГС показывают, что необходимыми молодым специалистам с высшим образованием качествами работодатели считают:
- способность работать в коллективе, команде;
- способность воспринимать и анализировать новую информацию, развивать новые идеи;
- готовность к дальнейшему обучению;
- навыки работы на компьютере, знание необходимых программ;
- способность эффективно представлять себя и результаты своего труда.
Наименьшее значение имеют уровень общетеоретической подготовки, базовых знаний и навыков, широта знаний, управленческие навыки, знание иностранных языков. Данная позиция работодателей региона сохраняет относительную стабильность в течение пяти последних лет.
По мнению опрошенных работодателей, молодой специалист с высшим образованием должен уметь:
- четко и своевременно исполнять типовые профессиональные задачи в рамках должностных полномочий;
научный журнал
- проявлять инициативу при решении профессиональных задач, в рамках должностных полномочий;
- четко и своевременно исполнять вновь возникающие профессиональные задачи, с использованием дополнительной информации, в рамках должностных полномочий.
В меньшей степени приветствуется использование в работе творческих подходов, самостоятельного поиска новых методов, технологий, знаний, решений, самостоятельного исследования, разработки и реализации проектов. Данные компетенции в основном ценятся в коммерческих организациях, в организациях государственного сектора приветствуются намного реже.
Различий в требованиях к специалистам, бакалаврам и магистрам работодатели не делают. Более половины опрошенных отмечают, что у них нет предпочтений в уровне квалификации, главное, чтобы образование было высшим. Около 20% работодателей предпочитают уровень квалификации «специалист», с 2016 года появились те, кто предпочитает уровень квалификации «бакалавр». Оценить квалификацию «магистр» работодатели на региональном рынке труда пока не готовы.
Молодых специалистов, сразу после получения диплома о высшем образовании на работу принимают все работодатели. Главным фактором при приеме молодого работника будут в государственных, бюджетных организациях - результаты собеседования (тестирования) и опыт работы по профилю организации. В коммерческих структурах - личностные качества и опыт работы по профилю организации. Молодых специалистов без опыта работы принимают почти все работодатели (92%) при условии соответствия образования профилю работы и должности; либо, когда результаты тестирования (собеседования) лучше, чем у других претендентов.
Одним из направлений разрешения ситуации несогласованности требований образовательных организаций и работодателей к качеству профессиональной подготовки выпускников видится развитие сотрудничества образовательных организаций высшего образовании с работодателями, прежде всего, в регионе присутствия.
Результаты исследований показывают, что в целом уровень профессиональной подготовки молодых специалистов с высшим образованием работодателей удовлетворяет. Но большая часть из них отметили необходимость дополнительного обучения молодых специалистов на рабочем месте. Поэтому «готовность к дальнейшему обучению», по мнению работодателей, входит в тройку лидеров качеств, необходимых молодому специалисту для успешного трудоустройства.
Как уже отмечалось, качество профессиональной подготовки работодатели определяют, как соответствие профессиональной
научный журнал
подготовки требованиям реальной профессиональной деятельности и постоянного профессионального развития. Для повышения качества профессиональной подготовки молодых специалистов работодатели считают наиболее важным:
- включение студентов в процесс реальной профессиональной деятельности на этапе обучения;
- привлечение к процессу обучения специалистов-практиков, в том числе, организация встреч и общения студентов со специалистами-практиками в рамках организации;
Около 80% опрошенных работодателей предпочитают иметь прямые связи с образовательными организациями высшего образования, ведущими подготовку по профилю организации. Но наличие уже налаженных необходимых связей с образовательными организациями высшего образования отмечают только 5% работодателей.
Основной формой взаимодействия с образовательными организациями высшего образования с целью повышения качества профессионального образования работодатели считают предоставление возможности прохождения практики для студентов (более 80% работодателей готовы приглашать студентов к себе на практику). Около 30% опрошенных работодателей готовы предоставлять своих специалистов для участия в учебном процессе. 15% считают важным участие работодателей в формулировании тем выпускных квалификационных работ.
Более половины опрошенных считают целесообразным участие работодателей в формировании содержания обучения специалистов по своему профилю (образовательных стандартов, тематики дипломных работ и проектов и т.д.) Но, когда речь идет о непосредственном участии в разработке конкретной образовательной программы, то свою готовность участвовать отметили только 8% работодателей. Также работодатели редко считают возможным для себя делиться знаниями о новых технологиях профессиональной деятельности с преподавателями. То есть, с целью повышения качества подготовки специалистов работодатели готовы взаимодействовать с образовательными организациями в основном в части непосредственной работы с конкретными студентами.
Таким образом, для молодых специалистов с высшим образованием по мнению работодателей Саратовской области важно начинать трудовую деятельность в период обучения как можно раньше, чтобы приобрести опыт работы. Характер работы должен соответствовать профилю получаемого образования. При отсутствии опыта работы по профилю трудоустроиться после получения диплома о высшем образовании будет намного сложнее. Молодой специалист с высшим образованием должен быть хорошим исполнителем и проявлять инициативу в рамках
«Профессиональная ориентация» ^^^ Электронный
2017, №2 Hf ЙДЦШ научный журнал
должностных полномочий. А также, уметь работать в коллективе (команде), быть способным анализировать новую информацию и готовым к дальнейшему обучению.
Библиографический список
1. Мониторинг трудоустройства выпускников. Министерство образования и науки РФ. Электронный ресурс: http://vo.graduate.edu.ru (дата обращения 5 ноября 2017 г.).
2. Аветисян В.П., Шишкина Е.С. Конкурентоспособный выпускник вуза глазами работодателя // Основы экономики, управления и права, № 3, 2015 г., С. 77-82.
> Y.B. Stepanova
< Young professionals with higher education through the eyes of employers (by i results of sociological research)
:: Abstract: the article topics connected with the current problems of effective ^ functioning of educational institutions of higher education in the market of :: educational services in the region. One of the conditions of efficiency is the / employment of graduates of educational organizations. The article presents a :: description of the expectations and requirements of employers of the regional
< labour market to young specialists with higher education.
:: Key words: employment, young professional, higher education, employer, /: sociological survey.