Научная статья на тему 'МОЛОДЫЕ ИССЛЕДОВАТЕЛИ О ПРОЦЕССЕ ПОПУЛЯРИЗАЦИИ НАУКИ В СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРНОЙ СИТУАЦИИ'

МОЛОДЫЕ ИССЛЕДОВАТЕЛИ О ПРОЦЕССЕ ПОПУЛЯРИЗАЦИИ НАУКИ В СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРНОЙ СИТУАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
208
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОПУЛЯРИЗАЦИЯ / НАУКА / ЗНАНИЯ / МОЛОДЫЕ УЧЕНЫЕ / ОБЩЕСТВО / СИСТЕМА ЦЕННОСТЕЙ / МОТИВЫ ПОВЕДЕНИЯ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Ветошкина Юлия Владимировна

Статья начинается с экскурса в область становления и развития значимости научного просветительства. Далее с помощью качественного метода - глубинного интервью - изучается система ценностей молодых ученых и формируемые ею мотивы поведения, связанные с осуществлением практики популяризации науки для самых широких слоев населения. Молодые исследователи определяют, что такое популяризация науки и какие знания необходимы, чтобы стать научным просветителем. Исходя из анализа интервью, автор приходит к выводу, что популяризация научных знаний - это профессиональная социально значимая деятельность, требующая определенных знаний и навыков, базирующаяся на личном интересе к научной деятельности, с одной стороны, а с другой - на желании выстраивать коммуникацию с обществом, вступать в диалог, стремлении быть включенным в процесс научного просветительства, быть полезным обществу своей деятельностью, не бояться рисковать положением в научном сообществе, активно осваивать навыки, необходимые для популяризации научного знания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — Ветошкина Юлия Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

YOUNG RESEARCHERS ON THE PROCESS OF POPULARIZATION OF SCIENCE IN THE CURRENT CULTURAL ENVIRONMENT

The article begins with an excursion into the field of formation and development of the importance of scientific enlightenment. Further, with the help of a qualitative method of in-depth interview, the article examines the value system of young scientists and the motives of behavior formed by it related to the implementation of the practice of popularization of science for the widest segments of the population. Young researchers determine what the popularization of science is and what knowledge is needed to become a scientific educator. Based on the analysis of the interview, we come to the conclusion that the popularization of scientific knowledge is a professional socially significant activity that requires certain knowledge and skills, based on personal interest in scientific activity on the one hand. On the other hand, the second basis is the desire to build communication with society, engage in dialogue, the desire to be included in the process of scientific enlightenment to be useful to society through their activities, not to be afraid to risk their position in the scientific community, to actively master the skills necessary to popularize scientific knowledge.

Текст научной работы на тему «МОЛОДЫЕ ИССЛЕДОВАТЕЛИ О ПРОЦЕССЕ ПОПУЛЯРИЗАЦИИ НАУКИ В СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРНОЙ СИТУАЦИИ»

КУЛЬТУРОЛОГИЯ

УДК 001.92 DOI 10.36945/2658-3852-2022-2-9-21

Ю. В. Ветошкина

МОЛОДЫЕ ИССЛЕДОВАТЕЛИ О ПРОЦЕССЕ ПОПУЛЯРИЗАЦИИ НАУКИ В СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРНОЙ

СИТУАЦИИ

Аннотация: Статья начинается с экскурса в область становления и развития значимости научного просветительства. Далее с помощью качественного метода -глубинного интервью - изучается система ценностей молодых ученых и формируемые ею мотивы поведения, связанные с осуществлением практики популяризации науки для самых широких слоев населения. Молодые исследователи определяют, что такое популяризация науки и какие знания необходимы, чтобы стать научным просветителем. Исходя из анализа интервью, автор приходит к выводу, что популяризация научных знаний - это профессиональная социально значимая деятельность, требующая определенных знаний и навыков, базирующаяся на личном интересе к научной деятельности, с одной стороны, а с другой - на желании выстраивать коммуникацию с обществом, вступать в диалог, стремлении быть включенным в процесс научного просветительства, быть полезным обществу своей деятельностью, не бояться рисковать положением в научном сообществе, активно осваивать навыки, необходимые для популяризации научного знания.

Ключевые слова: популяризация, наука, знания, молодые ученые, общество, система ценностей, мотивы поведения.

Вопрос грамотной популяризации научных знаний не праздный. Поэтому в самом начале статьи мы выскажем наши основные теоретические воззрения, связанные с процессом популяризации науки. Под популяризацией науки мы понимаем интерпретацию и последующее распространение узкоспециальных знаний для самой широкой публики.

Процесс популяризации науки, как и изучение этого процесса, имеет свою многовековую историю. Как отмечают исследователи, «отечественное образование и наука, начав свое функционирование в XVIII в., за 300 лет обрели богатые традиции. Основными популяризаторами науки выступали ведущие ученые,

© Ветошкина Ю. В., 2022.

преподаватели университетов и других высших учебных заведений» [Романов, Сивоволова, 2015]. «Научные реформы советской власти в значительной степени изменили отношение к науке - на пике советского могущества она воспринималась как наиболее престижная профессия» [Коннов, 2012]. Явление популяризации науки стало объектом внимания в советский период - об этом свидетельствуют работы Э. А. Лазаревича, Н. Н. Маевского, А. В. Панкова. На современном этапе проблема популяризации науки стала объектом научных изысканий исследователей Г. Ваганова, В. Л. Гинзбурга, М. В. Загидуллиной, Е. Г. Константиновой, Е. Е. Макаровой, Т. Б. Пичугиной, Т. Ю. Сорокиной, Ю. В. Романова, Е. В. Журавлевой, С. В. Фурсова, Н. В. Сухенко, В. И. Коннова.

Проблема популяризации знаний становится предметом бурных дискуссий на площадках таких мероприятий, как, например, «Слет просветителей», который организует фонд «Эволюция» начиная с 2016 г. Это ежегодное специальное мероприятие для популяризаторов науки по обмену опытом, изучению успешных и находящихся в процессе становления проектов, определению совместных целей и задач.

Популяризация науки нужна самой науке для оправдания существования в глазах общества потребителей, с одной стороны, а с другой - для возможности выстраивать и поддерживать коммуникацию между учеными из разных научных школ. Популяризация научного знания необходима государству и бизнесу: это дает понимание того, как устроено общество, и обеспечивает возможность принятия адекватных решений.

По инициативе государства еще в 1947 г. было организовано «Всесоюзное общество по распространению политических и научных знаний». Преемником его на современном этапе является Российское общество «Знание», деятельность которого призвана оказывать содействие формированию научного мировоззрения граждан всех возрастов (и прежде всего молодежи), адекватного современным реалиям жизни в России, содействовать утверждению в мировоззрении ци-вилизационной самобытности нашей страны.

Думается, что общество в целом и отдельный человек в частности нуждаются в популяризации научных знаний. В социальных сетях уже появились шутки про «ученого на час», когда у обывателя есть возможность выбрать тему, которая ему интересна, и встретиться с исследователем, чтобы провести время в приятной обстановке в пабе, погрузившись в интеллектуальную беседу. Эта шутка демонстрирует определенный запрос, потребность, которая существует в общественной жизни: обычный человек, далекий от науки, хотел бы про нее узнать, ему как минимум интересно. Если говорить серьезно, то именно благодаря занятию наукой и приобщению к специальным знаниям формируется осознанное отношение к жизни и критическое мышление, которое является первоосновой устойчивого развития общества.

Далеко не все ученые, являющиеся признанными специалистами в своих областях, готовы стать популяризаторами науки. Центр внутреннего мониторинга НИУ ВШЭ в 2019 г. провел опрос среди исследователей Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» о мотивах участия в научной коммуникации и практиках: «8 % опрошенных убеждены, что популяризация научного знания - это не такая первостепенная задача ученого, как наука и преподавание. Каждый пятый опрошенный, наоборот, считает, что ученый обязательно должен продвигать идеалы науки и рассказывать широкой публике о результатах своих исследований и об исследованиях коллег. Подавляющее же большинство респондентов заняли промежуточную позицию по этому вопросу...» [Об исследованиях и практиках популяризации науки в Вышке, 2020]. Для многих ученых-исследователей нежелание участвовать в популяризации науки связано с репутационным риском: публичное высказывание может оказаться в целом или частично ошибочным, а следовательно, есть вероятность быть «изгнанным» из научного сообщества, т. е. велика возможность потерять привилегированное положение, которое обеспечивается нахождением в «касте ученых». Кроме того, не у всех ученых есть свободное время, чтобы заниматься популяри-заторством, по сути совершенно другой, дополнительной к основной профессии деятельностью. Это еще одна причина того, почему большинство профессиональных ученых не участвуют в процессе распространения науки в массы.

В связи с вышесказанным особенно ценным нам представляется стремление молодых людей - энтузиастов, - которые являются начинающими учеными, попробовать себя в деле популяризации научных знаний. С целью поддержать подобную инициативу осенью 2021 г. учеными Пермского государственного национального исследовательского университета был запущен проект «Гражданская наука Пермского края», основная задача которого - сформировать необходимые навыки у студентов старших курсов, преподавателей, ученых, руководителей образовательных программ, исследователей для того, чтобы они могли рассказывать о науке доступно и интересно. Проект реализуется при поддержке Фонда грантов губернатора Пермского края (проект № 21-1-000097). В качестве кураторов проекта выступили автор данной статьи, а также другие сотрудники философско-социологического факультета ПГНИУ: Н. И. Береснева, А. Ю. Внут-ских, В. Д. Береснев, А. А. Осмоловская.

Основным критерием отбора для участия в проекте «Гражданская наука Пермского края» являлся интерес к деятельности «популяризатора», добровольное желание попробовать себя в данной сфере. Кандидаты, кроме формальных данных (возраст, образование), в заявке на участие писали мотивировочную часть, отвечали на вопрос «Почему Вы хотели бы стать участником проекта?», обосновывая тем самым свое желание находиться в проекте.

Абсолютным большинством среди участников оказалась молодежь в возрасте от 18 до 35 лет, т. е. мы имеем дело с молодыми учеными, которые, несмотря на возраст и определенную неопытность, не побоялись участвовать в новой для них практике освоения профессиональных компетенций популяризатора. Таким образом, мы имели дело с низовой инициативой, которой требовалась профессиональная поддержка.

Цель данного исследования - изучить, что думают молодые ученые о процессе популяризации науки, выявить ценности, которые формируют мотивацию к осуществлению подобной деятельности, исследовать, какие знания, по мнению наших участников, необходимы на первоначальном этапе для начинающего непрофессионала.

В первый месяц реализации проекта нами было проведено глубинное интервью с участниками (методика Стейнара Квале). Мы проинтервьюировали 6 человек - троих мужчин и троих женщин. Это представители разных областей научного знания: историк (кандидат исторических наук, преподаватель вуза) -Интервью № 1, микробиолог (аспирантка) - Интервью № 2, журналистка (выпускница бакалавриата по направлению «Журналистика») - Интервью № 3, биолог (студент бакалавриата направления «Биология», 2-й курс) - Интервью № 4, организатор работы с молодежью (выпускник бакалавриата направления «Организация работы с молодежью») - Интервью № 5, философ (выпускница бакалавриата направления «Философия») - Интервью № 6. Возраст самого молодого участника - 19 лет, самому старшему интервьюируемому в рамках нашего исследования - 33 года.

Нам было важно исследовать, как понимают словосочетание «популяризация науки» наши участники, поскольку это понятие достаточно многозначное, и каждый вкладывает в него свой смысл. Поэтому вопросом, который мы задали одним из первых, стал «Что такое популяризация научного знания для вас?»

Все участники сходятся в том, что «популяризация науки» - это длительная и кропотливая работа. Один из интервьюируемых назвал это «процессом, ключевая цель которого - вовлечение в науку как можно большего количества людей» (Интервью № 5, муж., 22 года). Важно объяснять научные вещи простым языком, чтобы люди могли «включиться в процесс, потом уже получать знания самостоятельно» (Интервью № 5, муж., 22 года).

Это процесс, который задействует разные пути «распространения научного контента для широкой аудитории через СМИ, социальные сети, личные блоги» (Интервью № 3, жен., 22 года).

Безусловно, популяризация науки - это процесс «формирования позитивного имиджа ученых и специальностей, связанных с занятием наукой», потому что «сейчас наука - это производство для производителей, а важно развернуть

науку лицом к людям, потому что есть общественный запрос, люди хотели бы знать больше, у них есть вопросы.» (Интервью № 1, муж., 33 года).

По сути самое важное в популяризации знания - это возможность выстроить диалог, который окажется полезным и выгодным для обеих сторон, считают участники исследования. Один из интервьюируемых сказал, что поскольку мы живем в обществе и связаны друг с другом, то: «.заблуждения конкретного человека становятся общественной проблемой: верит человек, что земля плоская, -ну и ладно, казалось бы, но это же накладывается на его образ мышления, на его повседневные практики, на то, как он себя ведет в обществе. Наука - это не просто набор каких-то фактов, она про рациональность и осознанность жизненных выборов» (Интервью № 1, муж., 33 года). Популяризация - это также «внушение доверия к науке, это внушение авторитета» для того, чтобы «сохранять главную функцию науки - функцию критического мышления, оценки знаний и в конце концов понимания, что важно и нужно в реальной жизни» (Интервью № 6, жен., 25 лет).

Выстраивая диалог с публикой, популяризатор выстраивает диалог и с другими, равными себе, а значит популяризация науки для самого популяризатора -это «открытость межличностным контактам, общению». Многие из участников отмечают, что для них очень важна коммуникация, которая сложилась в рамках проекта «Гражданская наука Пермского края»: «Даже на тренинге я кому-то рассказывала о своей теме и человек говорил: "О! Как здорово, я бы подключился, я понимаю тебя!" Эта фраза про понимание - это определенная поддержка» (Интервью № 2, жен, 30 лет).

Промежуточный итог: популяризация научного знания - это длительная и серьезная работа, которая позволяет выстроить диалог с обычными людьми, испытывающими интерес к подобному знанию. Один из эффектов популяризации -создание позитивного имиджа науки в социуме, что снижает критическое общественное настроение к деятельности ученых-исследователей, которое, как нам думается, часто рождается из неведения и непонимания, чем те занимаются на своих рабочих местах. Научная популяризация является ценностью для участников проекта - это возможность знакомства с другими просветителями для диалога на равных, обмена опытом, поддерживающей коммуникации.

Следующий вопрос «Для чего популяризация науки необходима именно вам?» был задан с целью понять мотивацию участников: почему они хотят быть популяризаторами науки в будущем. Ведь самый ценный современный ресурс -это время, и тем не менее интервьюируемые выделяют его на то, чтобы заниматься популяризацией.

Наиболее устойчивым мотивом является «личный интерес и желание»: «Мне интересна сама тема транслирования знания. Мне кажется, что она очень перспективная и важная» (Интервью № 1, муж., 33 года), «Я работаю специалистом

отдела студенческой научной инновационной деятельности, и у меня есть личностный и профессиональный интерес к научпопу» (Интервью № 5, муж., 22 года); «Год назад у меня появилась мысль, что из потребителя пора бы уже превращаться в создателя, потому что не зря я поступала на направление "Журналистика". Эта деятельность дает возможность прикоснуться к разному - разнообразить и свою работу, и принести пользу аудитории. Поэтому, когда я увидела новость о проекте, подумала, что точно нужно пробовать. Далеко не всё у меня получается, но интерес есть» (Интервью № 3, жен., 22 года). Интерес и желание коммуници-ровать с людьми из неакадемической сферы, расширение и углубление собственного научного потенциала, ревизия имеющихся знаний, понимание пробелов в своих познаниях с целью их восполнения - всё это определяющие факторы участия в популяризации научного знания.

С личным интересом сопряжено желание быть полезным обществу. Во-первых, поделиться какой-то ценной информацией: «Я делюсь лучшим, что есть во мне. Делюсь знанием» (Интервью № 2, жен., 30 лет). Во-вторых, желание объяснить, предостеречь и просветить, потому как повседневное обыденное знание не терпит белых пятен и, если мы чего-то не знаем, то на это место встраивается знание квазинаучное: «...если вернуться к ситуации с ковидом, то меня злит, что люди, не зная основ иммунологии, лезут в эти дебри и пытаются на собственном примере доказать, что вакцина, которую создали, - это бред. Таким людям нужно проводить ликбез, они не образованны» (Интервью № 4, муж., 19 лет). Лженаука и популяризаторы квазинаучных направлений становятся сегодня существенной проблемой. Развитие и распространение научных мифов в обществе - это серьезный вызов для сообщества ученых. Как считает исследователь специфики популяризации науки в России Наталья Сухенко: «Под научным мифом понимается широко распространенное, массовое заблуждение, преподносимое как научный факт» [Сухенко, 2016].

Кроме личного интереса и стремления «быть общественно полезным» следует отметить желание показать, что наука имеет прикладную пользу: есть высокая теория, но есть и практика, зная которую можно качественно улучшить жизнь: «Ту же финансовую грамотность ведь тоже можно отнести к научным знаниям. Всем важно знать, как экономически выгодно вести свой бюджет, грамотно и рационально распределять средства» (Интервью № 5, муж., 22 года). «Совет дома, дачные советы - важно, чтобы люди понимали, какие вообще формы организации есть, как это работает. Абсолютное большинство считает, что в доме, где ты живешь, от тебя вообще ничего не зависит, и всё решается само собой» (Интервью № 1, муж., 33 года).

Сейчас участникам еще недостаточно знаний, чтобы стать профессиональными популяризаторами, но ими движет личное желание попробовать себя в этой деятельности, интерес к научпопу. Думается, что важно поддерживать эту

инициативу, оказывать профессиональную поддержку, иначе будущее научного знания печально - его ждет перспектива стать «одним из мнений» в общем строе квазинаук.

Хотелось бы отметить, что «мероприятия, проводимые в целях популяризации науки, должны носить систематический, постоянный и целенаправленный характер» [Журавлева, Фурсов, 2018]. Популяризация научных знаний - это двусторонний процесс, в котором, с одной стороны, важна заинтересованность и поддержка государства (например, в виде выделения грантов на социальную деятельность, связанную с популяризацией научных знаний), а с другой - желание самих ученых заниматься научным просветительством.

Часто внимание к процессу популяризации знаний связано с заинтересованностью наукой в целом. Отвечая на вопрос «Как сложился ваш научный интерес, и кто на него повлиял?», многие респонденты отмечали, что увлекаться наукой стали еще в детстве, и на этот процесс воздействовал значимый другой - взрослый, который выступил проводником в новый мир. Участники исследования говорят об этом так: «У меня очень забавная история. В 11-м классе мой преподаватель биологии предложила мне написать научно-исследовательскую работу и отправить ее на конференцию. Это был первый опыт. Потом была краевая научно-практическая конференция, и экспертом выступал декан факультета, на котором я сейчас учусь. После конференции он выделил мою работу и похвалил» (Интервью № 4, муж., 19 лет); «Благодаря моему школьному репетитору. Она училась на историческом факультете и стала фактически моим гуру, наставником по жизни. Сейчас я самостоятельный исследователь, и потребности в помощи нет, но изначально любовь к истории привила мне она» (Интервью № 1, муж., 33 года).

Желание постигать жизнь через научное осмысление складывается во многом еще в детском возрасте, перерастая потом во взрослую осознанность и убежденность. «Всё началось с ботаники. У моей семьи дача на расстоянии 80 км от города. Это достаточное расстояние, чтобы было как можно меньше антропогенного воздействия. Там много рек, богатая растительность. Узнавать и определять растения я начала на этой даче» (Интервью № 2, жен., 30 лет). Убежденность в значимости и пользе науки - это определенная установка, которая формируется в детском возрасте и становится базовой ценностью жизненного мира взрослого человека.

Научное просветительство связано с такими аспектами, как «каналы продвижения информации» и «инструменты популяризации». Несмотря на то что это серьезные вопросы отдельного научного исследования, мы не можем не сказать, что со временем складывается определенный инструментарий, к которому тяготеет популяризатор. Очень важно, чтобы, с одной стороны, выбираемая форма

научного просветительства подходила самой личности, а с другой - была актуальна в данный момент в обществе. Вот что говорят участники нашего исследования о своих предпочтениях относительно каналов просвещения: «Мне интересны открытые публичные лекции, дискуссии, паблик-токи. Тексты в телеграм-канале я читаю, подкасты слушаю, они мне нравятся» (Интервью № 1, муж., 33 года). «На данный момент очень востребованными я считаю подкасты, потому что ты можешь слушать и заниматься своими делами. Формат подходит для тех, у кого мало времени, а таких большинство. Единственный момент: сложные темы без визуализации тяжело воспринимать» (Интервью № 2, жен., 30 лет).

Любопытно, что в качестве недооцененной площадки участниками упоминается социальная сеть с развлекательным контентом Т1к-Ток: «Я думал про площадку для деятельности популяризатора - это может быть сервис Т1к-Ток. У меня есть примеры знакомых, которые создали свои каналы на Т1к-Ток и раскрутили научно-популярный контент. Они очень быстро стали популярными, потому что научно-популярного контента на Т1к-Ток мало» (Интервью № 5, муж., 22 года). Таким образом, даже в развлекательной сети есть потенциал для популяризации науки. «В любом случае тенденция понятна - основная наша аудитория преимущественно находится в социальных сетях. Поэтому наука должна идти именно туда» (Интервью № 6, жен., 25 лет). От себя добавим, что научное просветительство - это двусторонний процесс, который осуществляется и поддерживается за счет социальных сетей и живых выступлений.

Поскольку наши популяризаторы - люди, которые только начали заниматься подобной деятельностью, то в ходе интервью был задан вопрос: «Каких знаний (знаний в какой области) недостаточно именно вам для того, чтобы стать популяризатором науки?»

Важно и объяснимо, с точки зрения возраста и опыта, что в качестве возможных трудностей интервьюируемые называли нехватку собственных знаний: все опрашиваемые нами - это молодые люди, которые понимают, что, выступая популяризатором, ты присваиваешь роль эксперта - образ, которому должен соответствовать. Именно поэтому один из респондентов сказал: «Если выйдет какой-нибудь аспирант, он, конечно, сможет хорошо рассказать, но ему элементарно авторитета не хватит. Развернувшись лицом к людям, видим, что в следующий момент тебе придется повернуться к научному сообществу, с которым также необходимо вести дискуссии и объяснять, что ты говоришь и почему ты так говоришь» (Интервью № 1, муж., 33 года). Таким образом, молодые ученые понимают, что популяризация науки связана с определенным репутационным риском: в случае, если ты ошибешься или продемонстрируешь пробелы в знаниях, то можешь утратить свое положение в профессиональном сообществе. По мысли интервьюируемых, «изначальные заслуги в научном сообществе могут здесь каким-то

образом помочь. Хотя в современном мире всё можно потерять за один день» (Интервью № 1, муж., 33 года). Стать популяризатором науки - это риск, который грозит потерей статуса эксперта в случае провального выступления, неудачно высказанной точки зрения. В публичном пространстве популяризатор лишается права на ошибку. Об этом говорил В. Вахштайн в своей лекции на «Слете просветителей» в 2017 году: «Для ученого характерна тотальная паранойя относительно данных и всего процесса своей работы, но когда этот параноик-ученый приходит на "Постнауку", он излучает железобетонную уверенность в том, что он занимается чистой и правильной наукой. Наука - это производство сомнения, просветительство - производство несомненности, и это неразрешимое противоречие» [Космарский, Мищенко, 2017].

Войти в пространство популяризации науки - это смелость. Оставаться в этом статусе долгое время - это смелость, умноженная на опыт. Таким образом, выходя в публичное пространство, просветитель оказывается под прицелом самой широкой публики - профессионалов и любителей, людей, настроенных благожелательно, и хейтеров. Нужно быть готовым к самым неприятным комментариям - как объективным, так и предельно субъективным.

Возвращаясь к анализу ответов на вопрос, связанный с нехваткой определенных знаний, заметим, что участники также отметили дефицит soft skills, или «мягких» надпрофессиональных умений: навыков публичных выступлений, ораторского искусства, умения передавать информацию с помощью движений, мимики, выражения глаз. «Мне не хватает умения правильно преподнести информацию, вызвать интерес и удерживать его в течение длительного времени» (Интервью № 4, муж., 19 лет).

Особняком стоит серьезная проблема «перевода знания» с научного языка на общедоступный, язык неспециалистов. Думается, что умение это связано с профессионализмом и опытом работы с разноуровневой аудиторией.

Несколько раз звучала мысль, что всем интервьюируемым не хватает специальных знаний, связанных с созданием цифрового контента: «знаний монтажа», «навыков операторской работы, если создавать видеоконтент», знаний, связанных с визуализацией. «Красивые презентации я пока так и не научился делать, а в плане популяризации это очень большую роль играет» (Интервью № 1, муж., 33 года). При этом из анализа ответов на вопрос очевидно, что «в идеале человек не должен быть многостаночником. Должна быть команда, профессиональная студия» (Интервью № 1, муж., 33 года). Если мы обратимся ко многим удачным проектам и популяризаторам, то увидим работу коллектива: таковы, например, проект «Постнаука» или ютуб-шоу «Заходит ученый в бар».

Подведем итоги. Мы имеем очень важный потенциал: инициативную группу молодых людей, для которых культурной ценностью является вера в теоретическую и практическую полезность научного знания, что определяет мотивы поведения - желание вступать в коммуникацию с обществом. Общество - это живые, думающие люди, испытывающие потребность в приобщении к научному знанию, которая пока остается не удовлетворенной. Наши популяризаторы готовы вести диалог. При этом они объективно оценивают свои силы, понимают, что владеют далеко не всеми знаниями и навыками, необходимыми профессиональному популяризатору науки. Во многом стремление преодолеть имеющиеся сложности базируется на личном интересе и поддержке со стороны сообщества таких же научных энтузиастов.

В своем исследовании мы не коснулись темы «популяризаторство как способ зарабатывания денег». Безусловно, для профессионального популяризатора науки подобная деятельность выступает как источник дохода, но наши интервьюируемые только начинают заниматься научным просветительством и реализо-вывать научно-популярные форматы, поэтому пока не задумываются о коммерческой составляющей этого процесса.

Как мы уже говорили выше, популяризация - это процесс, который связан с определенными рисками: как эксперт в области определенного научного направления, популяризатор может оказаться в чем-то не состоятелен, и это грозит потерей статуса в научном мире. Выбор многих исследователей оставаться в своей закрытой «профессиональной нише» рационален и понятен, но популяризация знаний - это общественно важное явление, именно поэтому стоит поддерживать молодых популяризаторов. Ведь для того, чтобы предъявить себя и свои научные изыскания публике, молодому ученому нужна смелость. Важно, чтобы подобная деятельность получала не только критическую оценку, но и общественное и профессиональное одобрение.

В завершение перечислим основные ценности наших участников - молодых популяризаторов. Во-первых, это признание важности популяризации научного знания, которое представляет собой длительную и кропотливую работу, требующую приобретения профессиональных навыков и опыта. Во-вторых, общее представление, что научное просветительство - это диалог с обывателями, с научным сообществом и обмен опытом с такими же молодыми просветителями. В-третьих, личный интерес к процессу «научного просвещения», который вырос из детского увлечения наукой и стал базовой ценностью жизненного мира. В-четвертых, желание быть полезным обществу своей деятельностью и готовность рисковать положением в научном сообществе. Все перечисленные принципы и мировоззренческие установки мотивируют участников нашего исследования осваивать путь популяризатора научного знания.

Библиография

Журавлева, Е. В., Фурсов, С. В. Популяризация науки в современной России [Электронный ресурс] // РСМ. - 2018. - № 4 (101). - Режим доступа: https://cyberleninka.rU/article/n/populyarizatsiya-nauki-v-sovremennoy-rossii (дата обращения: 19.05.2022).

Коннов, В. И. Влияние культурного контекста на развитие науки в России: социально-психологический взгляд [Электронный ресурс] // Вестник МГИМО. -2012. - № 6. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-kultur-nogo-konteksta-na-razvitie-nauki-v-rossii-sotsialno-psihologicheskiy-vzglyad (дата обращения: 19.05.2022).

Космарский, А., Мищенко, Е. Церковь популяризации, скандалы и деньги: репортаж со Слета просветителей [Электронный ресурс] // Indicator.ru. - 2017. -09 ноября. - Режим доступа: https://indicator.ru/engineering-science/slet-prosve-titelej-2017-reportazh.htm (дата обращения: 19.05.2022).

Об исследованиях и практиках популяризации науки в Вышке [Электронный ресурс] // Институт статистических исследований и экономики знаний. Об исследованиях и практиках популяризации науки в Вышке. - 2020. - 13 мая. -Режим доступа: https://issek.hse.ru/news/364816772.html (дата обращения: 19.05.2022).

Романов, Ю. В., Сивоволова, А. И. Популяризация науки как государственная и образовательная проблема [Электронный ресурс] // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - 2015. - № 3-3. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/populyarizatsiya-nauki-kak-gosudarstvennaya-i-obrazovatelnaya-problema (дата обращения: 19.05.2022).

Сухенко, Н. В. Специфика популяризации науки в России [Электронный ресурс] // Вестник НГТУ им. Р. Е. Алексеева. Серия «Управление в социальных системах. Коммуникативные технологии». - 2016. - № 4. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/spetsifika-populyarizatsii-nauki-v-rossii (дата обращения: 19.05.2022).

Сведения об авторе

Ветошкина Юлия Владимировна, доцент, кандидат культурологии, доцент кафедры культурологии и социально-гуманитарных технологий Пермского государственного национального исследовательского университета.

E-mail: kame-yuliya@ya.ru

Yu. V. Vetoshkina

YOUNG RESEARCHERS ON THE PROCESS OF POPULARIZATION OF SCIENCE IN THE CURRENT CULTURAL ENVIRONMENT

Abstract: The article begins with an excursion into the field of formation and development of the importance of scientific enlightenment. Further, with the help of a qualitative method of in-depth interview, the article examines the value system of young scientists and the motives of behavior formed by it related to the implementation of the practice of popularization of science for the widest segments of the population. Young researchers determine what the popularization of science is and what knowledge is needed to become a scientific educator. Based on the analysis of the interview, we come to the conclusion that the popularization of scientific knowledge is a professional socially significant activity that requires certain knowledge and skills, based on personal interest in scientific activity on the one hand. On the other hand, the second basis is the desire to build communication with society, engage in dialogue, the desire to be included in the process of scientific enlightenment to be useful to society through their activities, not to be afraid to risk their position in the scientific community, to actively master the skills necessary to popularize scientific knowledge.

Key words: popularization, science, knowledge, young scientists, society, value system, motives of behavior.

References

ZHuravleva, E. V., Fursov, S. V. Populyarizaciya nauki v sovremennoj Rossii [El-ektronnyj resurs] // RSM. - 2018. - № 4 (101). - Rezhim dostupa: https://cyber-leninka.ru/article/n/populyarizatsiya-nauki-v-sovremennoy-rossii (data obrashche-niya: 19.05.2022).

Konnov, V. I. Vliyanie kul'turnogo konteksta na razvitie nauki v Rossii: so-cial'no-psihologicheskij vzglyad [Elektronnyj resurs] // Vestnik MGIMO. - 2012. -№ 6. - Rezhim dostupa: https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-kulturnogo-konteksta-na-razvitie-nauki-v-rossii-sotsialno-psihologicheskiy-vzglyad (data obra-shcheniya: 19.05.2022).

Kosmarskij, A., Mishchenko, E. Cerkov' populyarizacii, skandaly i den'gi: re-portazh so Sleta prosvetitelej [Elektronnyj resurs] // Indicator.ru. - 2017. - 09 noyab-rya. - Rezhim dostupa: https://indicator.ru/engineering-science/slet-prosvetitelej-2017-reportazh.htm (data obrashcheniya: 19.05.2022).

Ob issledovaniyah i praktikah populyarizacii nauki v Vyshke [Elektronnyj resurs] // Institut statisticheskih issledovanij i ekonomiki znanij. Ob issledovaniyah i praktikah populyarizacii nauki v Vyshke. - 2020. - 13 maya. - Rezhim dostupa: https://issek.hse.ru/news/364816772.html (data obrashcheniya: 19.05.2022).

Romanov, YU. V., Sivovolova, A. I. Populyarizaciya nauki kak gosudarstvennaya i obrazovatel'naya problema [Elektronnyj resurs] // Aktual'nye problemy gumani-tarnyh i estestvennyh nauk. - 2015. - № 3-3. - Rezhim dostupa: https://cyber-leninka.ru/article/n/populyarizatsiya-nauki-kak-gosudarstvennaya-i-obrazovatelnaya-problema (data obrashcheniya: 19.05.2022).

Suhenko, N. V. Specifika populyarizacii nauki v Rossii [Elektronnyj resurs] // Vestnik NGTU im. R. E. Alekseeva. Seriya «Upravlenie v social'nyh sistemah. Kom-munikativnye tekhnologii». - 2016. - № 4. - Rezhim dostupa: https://cyber-leninka.ru/article/n/spetsifika-populyarizatsii-nauki-v-rossii (data obrashcheniya: 19.05.2022).

About the author

Vetoshkina Yulia Vladimirovna, Associate Professor, Candidate of Sciences (Culture), Associate Professor of the Department of Cultural Studies and Socio-Humanitarian Technologies of Perm State University.

E-mail: kame-yuliya@ya.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.