МОЛОДЕЖНЫЙ ЖУРНАЛ В СИСТЕМЕ ПЕЧАТНОЙ ПЕРИОДИКИ (НА ПРИМЕРЕ ИЗДАНИЙ, ПРЕДСТАВЛЕННЫХ В РЕГИОНЕ КАВКАЗСКИЕ МИНЕРАЛЬНЫЕ ВОДЫ): ДОСТОИНСТВА, НЕДОСТАТКИ, УЧАСТИЕ В ФОРМИРОВАНИИ МЕДИАКАРТИНЫ МИРА
© Копец А.В.*
Институт международных отношений Пятигорского государственного лингвистического университета,
г. Пятигорск
В статье представлены некоторые результаты типологического анализа печатной периодики (ее виртуальных версий) для молодежи, издающейся в России (федеральной, региональной, местной (регион Кавказские Минеральные Воды)). Отмечается ее место среди СМИ, участие в формировании медиакартины мира. Даются сравнительные характеристики различным типам молодежных журналов, приводятся примеры публикаций материалов в неспециализированной печатной периодике, ее виртуальных аналогах. Эти статьи затрагивают проблемы школьников, студентов, молодых специалистов. Определяются достоинства и недостатки журналов для молодежи региона Кавказские Минеральные Воды. Делается вывод о важности и недостаточном уровне издания, распространения молодежной периодики, в том числе в интернете, поднимающей актуальные для общества вопросы, освещающей проблемы молодежи, ее патриотические стремления, общественную деятельность.
Ключевые слова: периодические издания для молодежи, журнал, медиакартина мира, средства массовой информации, молодежная проблематика, специализированные периодические издания, аудитория, медиадискурс.
Можно говорить о вполне сложившейся, но, вместе с тем, постоянно видоизменяющейся медиакартине мира, то есть картине, которую формируют современные СМИ в сознание аудитории. Журналы для молодежи здесь занимают свою нишу.
Молодежные журналы относят к специализированным изданиям, предназначенным для молодых людей. По оценкам исследователей первые такие продукты периодики появились в России в середине XVIII века («Полезное увеселение», «Свободные часы»). С развитием печатных СМИ преобразовывались и молодежные издания. Изменялось их наполнение, оформление, была различной и форма подачи материалов, тематическая направленность.
* Аспирант кафедры Конфликтологии, связей с общественностью и журналистики.
В Советском Союзе журналы для молодежи несли важную идеологическую нагрузку. Они существенно отличались друг от друга по тематике, соответственно имели свою аудиторию, большой ареал («Сельская молодежь», «Юность», «Ровесник»). В России 1990-х годов тираж молодежных изданий резко снизился, некоторые из них исчезли, какие-то преобразовались и продолжили работу. Появилась масса новых, не очень качественных развлекательных изданий для молодых людей. В первое десятилетие XXI века ситуация на рынке журнальной периодики несколько изменилась. Большинство журналов освоило пространство интернета. Стали популярными сугубо сетевые издания. В нынешнее время журналы, которые можно отнести к молодежным, занимают свое место в периодической печати, а также, среди СМИ, размещенных во Всемирной паутине.
Нами был проанализирован ряд журналов для молодежи (федеральных, региональных, местных (регион Кавказские Минеральные Воды). Классификации [1], используя которые, можно определить место молодежного журнала в сфере периодики, разнятся. Необходимо отметить, что при анализе издания, надо учитывать не только деятельность самого журнала, но и его спутников (интернет-ресурсов: сайт, электронный почтовый ящик журнала; интернет и телепрограмм, разработанных, при участии журнала и другого). Новейшие и быстро развивающиеся информационные технологии как помогают совершенствованию молодежного журнала, так и создают конкурирующие продукты. Например, положительными факторами являются высококачественное оборудование, для коммуникации, организации работы редакции, корреспондентов, в том числе, и проведения фото- и видеосъемки, создания макета журнала, непосредственного изготовления номера, создание и преобразование сайта, электронной версии печатного издания, страниц журнала в социальных сетях, упрощение контакта с аудиторией. Данное является весомым фактором для привлечения аудитории, удовлетворения ее потребностей. Наряду с этим развитие цифровых технологий коммуникации, информации - одна из причин снижения тиражей бумажных изданий на современном рынке периодики.
Журналы для молодежи, в зависимости от тематической направленности, различны. Существуют издания, выполняющие информационную и просветительскую функции. Среди них и научные, научно-пулярные журналы для молодежи («Наука и техника», «Юный натуралист»). Есть издания, представляющие себя как развлекательные глянцевые журналы для отдыха («PROvita», «YES»). Достаточно обширен пласт спортивных изданий для тех, кому от пятнадцати до тридцати («PROспорт»). И наконец, в России выходят печатные продукты Союза Молодежи РФ, его региональных отделений, ГБУ «Центра молодежных проектов», («Твой журнал, молодежь Ставрополья»). Практически все издания для молодежи имеют свои сайты, на которых располагаются электронные версии номеров, сервисы связи с
редколлегией, форумы и многое другое. Учредителями журналов могут являться государственные, общественные организации, частные лица и иные структуры.
Информационная, познавательная, аналитическая, развлекательная -такие основные функции имеют медиа-продукты данной категории. СМИ располагают возможностью преподносить определенные данные в нужной «упаковке», или намеренно, освещая произошедшее, выдвигать на передний план одни аспекты темы, не затрагивая другие. Это помогает манипулировать сознанием аудитории. Словосочетание «информационные войны» стало привычным понятием не только для профессионалов в области медиа, политиков и бизнесменов, но и для широкой общественности. Данное понятие применимо и к молодежным изданиям, старающимся сформировать определенную систему ценностей аудитории.
На современном рынке молодежной периодики сложилась неоднозначная картина. Если одни медийные продукты стараются помочь в решении задач патриотического воспитания духовно богатых личностей, то другие, наоборот ставят перед собой цель - разлагать общество нравственно, навязывая ему ложные ориентиры.
Специалисты сегодня все чаще говорят об уменьшении аналитической работы аудитории, навязывании негативных западных ценностей, от которых спешат отказаться другие страны. При этом исследователи, представляющие различные области науки и занимающиеся данными проблемами, отмечают, использование некоторых российских и зарубежных СМИ, работающих в РФ, в качестве инструмента для разложения молодежи, преподнесения ей ложных ориентиров (молодежный журнал «вООЬ», ряд интернет площадок). Свое место в категории молодежных журналов занимает и печатная продукция, не имеющая ярко выраженной позиции («Модные прически»). В связи с вышеизложенным, анализ содержательной составляющей данного типа изданий актуален.
Важную роль играет дизайн. Его также надо включить в общую парадигму журнала. Дизайн не должен быть оторван от материалов издания [2]. Ведь правильно оформленный журнал лучше воспринимается читателем.
Отрицательным фактором некоторых изданий для молодежи является большая площадь, занятая рекламой. В основном, подобное наблюдается в развлекательных журналах, но обилие рекламной информации нередко встречается и в спортивных, других узконаправленных («РЯОу^» (медико-фармацевтический вестник)) продуктах печатной периодики.
Следует отметить, что проблемы, затрагивающие молодежь, в регионе КМВ поднимают и неспециализированные средства массовой информации (в данном случае: СМИ для широкой аудитории) как федеральные, региональные, так и местные. В ряде СМИ существуют специальные программы, есть тематические разделы, приложения, колонки. Например, раздел «За-
четка» в «Открытой» газете со Ставропольским приложением. Статьи о событиях в молодежной среде публикуются в «Аргументах и фактах», «Ставропольской правде», «Пятигорской правде», других федеральных региональных и местных изданиях. Это тоже один из плюсов направления. Также размещение в СМИ материалов патриотического содержания является положительным фактором в формировании медиакартины мира.
Что же касается количества региональных и местных молодежных изданий, то их не так много, хотя они занимают свою нишу в сфере периодике, имеющей определенную аудиторию.
В регионе КМВ, в основном, широко представлены федеральные СМИ («1 канал», ВГТРК, НТВ, «Русское радио», «Аргументы и факты», «Труд», «Российская газета», журнал «Родина») их местные отделения (ВГТРК-Ставрополье, Пятигорский филиал ВГТРК-Ставрополье). Наряду с этим свою нишу занимают региональные и местные МЕДИА (пресса, радио, телевидение). В основном, это печатная периодика («Ставропольская правда», «Пятигорская правда», «Кавказская здравница», «Твой журнал», «PRO», «Мужской характер»). Большое число региональных и местных СМИ расположено в интернет пространстве. Среди последних велик процент сугубо сетевых ресурсов (интернет журналы: «Корешок», «Патигорск»; «КМВ-сити»), в состав аудитории которых входит и молодежь. Однако телевидение, радио, печатные издания имеют свои виртуальные версии в интернете, которые, в среднем, пользуются большей популярностью, нежели их электронные и вещественные аналоги.
Среди наиболее распространенной молодежной периодики, выходящей в Ставропольском крае - издания организаций Союза молодежи Ставрополья, ГБУСК «Центра молодежных проектов». Из таких - молодежный журнал: «Твой журнал, молодежь Ставрополья» (учредитель: ГБУСК «Центр молодежных проектов»), молодежная газета, созданная при участии Минера-ловодского отделения «Союза молодежи СК», местного отделения «Центра молодежных проектов», «В теме». В этих изданиях публикуются материалы патриотического содержания, о проблемах молодежи, успешных начинаниях молодых специалистов. Так среди рубрик «Твоего журнала»: «Новости», «Персона», «Событие», «Твой центр», охватывающая все районы и города СК, «Учись, студент» (о проблемах и достижениях студенчества)).
Чаще всего молодежные издания, как и «Твой журнал» имеют качественное оформление, наполнение, не только сайты, но и ресурсы в социальных сетях.
В целом, региональные СМИ привлекают аудиторию меньше, чем федеральные. Это связано не только с зачастую невысоким качеством медийных продуктов регионов, узкой тематической направленностью, недостаточностью ареала, но и с небольшими финансовыми возможностями таких СМИ. Даже если издание интересное, имеет довольно качественное напол-
нение, и к его подготовке привлекается молодежь (выпуски «Твоего журнала»), тираж его, как правило, невелик: от 200 («В теме») до 5000 («Твой журнал, молодежь Ставрополья») экземпляров. Это еще один минус в данной сфере. А вот распространяется такая периодика бесплатно.
И региональные, и федеральные средства массовой информации формируют медиакартину мира, имеют свою аудиторию. В связи с этим, можно заключить, что они существенно влияют на массового адресата. Необходимо отметить и различный местный колорит медиакартины, обусловленный национальными традициями, распространенными в ряде субъектов России, например: Северный Кавказ. Ирина Анненкова считает, что аксиологическая составляющая традиционной риторики и неориторики помогают соотнести стратегии медиадискурсивной деятельности СМИ с традиционными национальными, культурными ценностями общества [3]. Наблюдаются и общие тенденции СМИ. Среди них Елена Ежова отмечает существенную роль медиарекламной картины мира, перепрограммирующей адресата, побуждающей его к конкретным действиям [4].
Сделаем акцент и на росте образовательных, научных программ, проектов о культуре, спорте в отечественных СМИ, как на федеральном, так и на региональном уровнях. Кроме того, увеличивается число молодежной периодики, подобной тематики. Часто поднимается тема волонтерства (издания Пятигорского Государственного Лингвистического Университета, «Твой журнал»).
Таким образом, периодика для молодежи, представленная в регионе КМВ, наряду с положительными факторы, имеет немало отрицательных. Так отдельные сферы медийного пространства оказывают негативное воздействие на молодежь, формируя неверную систему взглядов о поведении в обществе, нередко замещая действительную реальность реальностью медиадискурса и предлагая ее массовому адресату в качестве единственно верной.
В противовес этому необходимо развивать молодежную периодику, в первую очередь, в пространстве интернета, уделяя больше внимания, молодежной проблематике, патриотическим проектам, их исторической составляющей; приводить в пример успешных молодых спортсменов, ученых, представителей бизнеса, культуры, рабочих профессий, сельского хозяйства и многих других сфер, в материалах, сделанных в приемлемом для молодежи формате. Важно привлекать к созданию таких проектов медиа самих молодых людей. Это позволит улучшить связь с аудиторией.
Список литературы:
1. Акопов А.И. Периодические издания: учебно-методическое пособие. -Ростов-на-Дону: РГУ 2008. - 137 с.; Шкондин М.В. Типологические характеристики периодики. - М.: Аспект-Пресс, 2008. - 282 с.; Беляев А.А. Дизайн-модель интернет-версии как результат трансформации модели печат-
ных изданий // Вестник Московского университета. Серия 10. Журналистика. - 2008. - № 2. - С. 52-62; Лазаревич Э.А. Тип журнала и его дизайн // Вестник Московского университета. Серия 10. Журналистика. - 2008. -№ 2. - С. 8-20; Средства массовой информации России: учебник / Под ред. Я.Н. Засурского.- М.: Изд-во Аспект Пресс, 2008. - 322 с.; Шостак М.И. Современные российские СМИ // Сборник статей [Электронный ресурс]. -Режим доступа: www.istorpress.ru/sr/2011/100123; Рябинин А. Современные российские СМИ // Сборник статей [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.istorpress.ru/sr/2011/100123.
2. Лазаревич Э.А. Тип журнала и его дизайн // Вестник Московского университета. Серия 10. Журналистика. - 2008. - № 2. - С. 8-20.
3. Ежова Е.Н. Медиа-рекламная картина мира: структура, семиотика, каналы трансляции: автореферат [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.dissers.ru/nauchnye-stati.
4. Анненкова И. В. Язык современных СМИ в контексте русской культуры (Попытка риторического осмысления) // Русская речь. - 2006. - № 1. -С. 74.