Научная статья на тему 'Молодежный туризм в Республике Татарстан (по материалам эмпирического исследования)'

Молодежный туризм в Республике Татарстан (по материалам эмпирического исследования) Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
46
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
туризм / молодежный туризм / внутренний туризм / социальный туризм / молодежь / tourism / youth tourism / domestic tourism / social tourism / youth

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Нурмухаметова Виктория Васильевна

Результаты исследования, проведенного автором, позволили выявить специфику молодежного туризма в Республике Татарстан в условиях постпандемии и санкций. Выявлена степень интенсивности молодежного туризма, оцениваемая как низкая. Определена комфортная сумма, которую готовы потратить представители молодежи на одну поездку по региону на одного человека. Составлен рейтинг наиболее популярных видов туризма среди молодежи республики, возглавляемый активным, пляжным, дачным видами туризма. Выявлена закономерность снижения популярности пляжного и дачного отдыха и возрастания привлекательности познавательного туризма с возрастом респондентов. Описаны уже освоенные молодыми людьми туристические объекты региона, список которых возглавила столица республики, а также достопримечательности Елабуги, Нижнекамска и Болгара. Охарактеризованы перспективные направления молодежного туризма, рассматриваемые молодежью в качестве будущих объектов для посещения. В их число вошли как туристические объекты культурно-исторического назначения: Елабуга, Чистополь, так и достопримечательности промышленных объектов: Нижнекамск и Альметьевск. Обоснована необходимость повышения привлекательности социально значимых видов туризма, способствующих патриотическому воспитанию молодежи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Нурмухаметова Виктория Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Youth tourism in the Republic of Tatarstan (based on empirical research)

The results of the research conducted by the author made it possible to identify the specifics of youth tourism in the Republic of Tatarstan in the conditions of post-pandemic and sanctions. The degree of intensity of youth tourism, estimated as low, has been revealed. A comfortable amount has been determined that youth representatives are willing to spend on one trip around the region per person. A rating of the most popular types of tourism among the youth of the republic has been compiled, headed by active, beach, country tourism. A pattern has been revealed of a decrease in the popularity of beach and country holidays and an increase in the attractiveness of educational tourism with the age of respondents. The tourist sites of the region, which have already been mastered by young people, are described, the list of which is headed by the capital of the republic, as well as the sights of Yelabuga, Nizhnekamsk and Bolgar. Promising areas of youth tourism are characterized, which are considered by young people as future sites to visit. These include both tourist sites of cultural and historical purpose: Yelabuga, Chistopol, and attractions of industrial facilities: Nizhnekamsk and Almetyevsk. The necessity of increasing the attractiveness of socially significant types of tourism that contribute to the patriotic education of young people is substantiated.

Текст научной работы на тему «Молодежный туризм в Республике Татарстан (по материалам эмпирического исследования)»

Оригинальная статья Original article

УДК 338.48

DOI: 10.18413/2408-9346-2024-10-1-0-5

Нурмухаметова В. В.

Молодежный туризм в Республике Татарстан (по материалам эмпирического исследования)

ЧОУ ВО «Казанский инновационный университет имени В.Г. Тимирясова» (ИЭУП), ул. Московская, 42, Казань 420111, Республика Татарстан, Россия e-mail: Viktonur@yandex.ru

ORCID 0000-0002-6518-1012

Статья поступила 26 февраля 2024 г.; принята 11 марта 2024 г.; опубликована 30 марта 2024 г.

Аннотация. Результаты исследования, проведенного автором, позволили выявить специфику молодежного туризма в Республике Татарстан в условиях постпандемии и санкций. Выявлена степень интенсивности молодежного туризма, оцениваемая как низкая. Определена комфортная сумма, которую готовы потратить представители молодежи на одну поездку по региону на одного человека. Составлен рейтинг наиболее популярных видов туризма среди молодежи республики, возглавляемый активным, пляжным, дачным видами туризма. Выявлена закономерность снижения популярности пляжного и дачного отдыха и возрастания привлекательности познавательного туризма с возрастом респондентов. Описаны уже освоенные молодыми людьми туристические объекты региона, список которых возглавила столица республики, а также достопримечательности Елабуги, Нижнекамска и Болгара. Охарактеризованы перспективные направления молодежного туризма, рассматриваемые молодежью в качестве будущих объектов для посещения. В их число вошли как туристические объекты культурно-исторического назначения: Елабуга, Чистополь, так и достопримечательности промышленных объектов: Нижнекамск и Альметьевск. Обоснована необходимость повышения привлекательности социально значимых видов туризма, способствующих патриотическому воспитанию молодежи. Ключевые слова: туризм; молодежный туризм; внутренний туризм; социальный туризм; молодежь

Для цитирования: Нурмухаметова В. В. Молодежный туризм в Республике Татарстан (по материалам эмпирического исследования) // Научный результат. Технологии бизнеса и сервиса. 2024. Т. 10. № 1. С. 60-73. Б01: 10.18413/24089346-2024-10-1-0-5

UDC 338.48

Victoria V. Nurmukhametova

Youth tourism in the Republic of Tatarstan (based on empirical research)_

Timiryasov Kazan Innovative University (IEML), 42 Moskovskaya St., Kazan 420111, Republic of Tatarstan, Russia e-mail: Viktonur@yandex.ru ORCID 0000-0002-6518-1012

Abstract. The results of the research conducted by the author made it possible to identify the specifics of youth tourism in the Republic of Tatarstan in the conditions of post-pandemic and sanctions. The degree of intensity of youth tourism, estimated as low, has been revealed. A comfortable amount has been determined that youth representatives are willing to spend on one trip around the region per person. A rating of the most popular types of tourism among the youth of the republic has been compiled, headed by active, beach, country tourism. A pattern has been revealed of a decrease in the popularity of beach and country holidays and an increase in the attractiveness of educational tourism with the age of respondents. The tourist sites of the region, which have already been mastered by young people, are described, the list of which is headed by the capital of the republic, as well as the sights of Yelabuga, Nizhnekamsk and Bolgar. Promising areas of youth tourism are characterized, which are considered by young people as future sites to visit. These include both tourist sites of cultural and historical purpose: Yelabuga, Chistopol, and attractions of industrial facilities: Nizhnekamsk and Almetyevsk. The necessity of increasing the attractiveness of socially significant types of tourism that contribute to the patriotic education of young people is substantiated.

Keywords: tourism; youth tourism; domestic tourism; social tourism; youth For citation: Nurmukhametova, V. V. (2024), "Youth tourism in the Republic of Ta-tarstan (based on empirical research)", Research Result. Business and Service Technologies, 10 (1), pp. 60-73. DOI: 10.18413/2408-9346-2024-10-1-0-5

Введение (Introduction). Пандемия сильно изменила всемирный рынок туристических услуг (Davahli, 2020; Gossling, 2021). Внутренний туризм сегодня -наиболее интенсивно развивающееся направление туристической отрасли России в условиях санкций. Крупные российские туристические центры привлекают внимание россиян, развивается их туристическая инфраструктура. Наряду с этим актуальными становятся новые или незаслуженно забытые туристические дести-нации, способные разгрузить переполненные турпотоком популярные направления, например, такие как: Дагестан, Калининград, Владивосток и т.д.

В сложившихся политических и экономических условиях самым доступным для граждан России остается внутренний региональный туризм, охватывающий краткосрочные путешествия по родному краю. Не секрет, что туристический сектор должен учитывать интересы и потребности различных возрастных категорий, ориентироваться не только на взрослого туриста, но и предлагать направления и содержание туристических продуктов для молодежи. Молодежь - это «социально-демографи-

ческая группа, переживающая период становления социальной зрелости, адаптации к миру взрослых и будущие изменения» (Палаткина, 2012: 104). Для членов данной группы предполагается возраст от 14 до 35 лет. Молодежь социализируется, усваивает социокультурный опыт посредством образования, вступает в различные виды социальной и профессиональной деятельности, пробует себя в различных социальных практиках, а также является самой активной частью населения страны. Молодежный туризм представляет собой подвид социального туризма, поскольку выполняет важнейшие социальные функции, связанные с «...рациональной организацией отдыха и расширением физических и духовных возможностей» граждан (Фалеева, 2020: 198). Включение молодежи в туристические практики важно, поскольку оно «...способствуют разностороннему развитию человека, а именно социально значимых качеств личности» (Каменец, 215: 857). Потенциал молодежного туризма содержит «.возможность удовлетворения разнообразных досуговых запросов и социализации его участников через актуализацию исторической памяти, расширение

кругозора, формирование гуманистического мышления и мировоззрения, рациональную организацию свободного времени, оздоровление, патриотическое воспитание» (Поддубная, 2021). Кроме того, «.. .внутренний туризм для молодежи способствует расширению социальных связей, формированию новых впечатлений, активизации процесса познания, а, значит, и ускорению процесса социализации, воспитывая в человеке гражданственность, патриотизм и иные личностные качества» (Степанова, 2021: 113). Согласно Стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2035 года, требуется «.создание условий для вовлечения молодежи в работу по сохранению отечественной культуры, исторического наследия народов страны, необходимость повышения доступности молодежного туризма» (Стратегия развития туризма., 2024). Сегодня в условиях противостояния коллективному Западу и СВО особую значимость приобретает развитие молодежного туризма как средства патриотического воспитания подрастающего поколения, любви и уважения к истории и культуре родного края.

Исследователи отмечают отсутствие единого «комплексного подхода к изучению сферы молодежного туризма», отсутствие единого определения молодежного туризма и разрозненность сведений о его видах (Поддубная, 2021). Изучение молодежного туризма сосредоточено, прежде всего, на трех аспектах. Во-первых, исследуется понятие и виды молодежного туризма (Горбатов, 2021; Каменец, 2015; Козловская, 2021; Кононов, 2019; Поддубная, 2021; Теплова, 2015; Хатит, 2020; Па-латкина, 2012; Промышленный туризм., 2020; Ana Maria, 2015; Chia-Li, 2019; Eu-sébio, 2015; Novoselova, 2021; The Power., 2008). Исследователями определяется молодежный туризм как «особый вид туризма, который осуществляется малыми или в основном большими группами с целью проведения досуга и изучения самых удивительных мест» (Кононов, 2019), а также характеризуются «11 разновидностей мо-

лодежного туризма, являющихся наиболее популярными на сегодняшний день в России: культурно-познавательный, лечебно-рекреационный, образовательный, патриотический, развлекательный, сельский, событийный, спортивный, экзотический, экологический и экстремальный» (Горбатов, 2021: 80).

Во-вторых, анализу подвергаются особенности молодежного туризма и предпочтения молодежи в области туризма (Маркетинговое исследование., 2016; Коновалова, 2016; Теплова, 2017; Richаrds,

2007). Исследователями подчеркивается, что важнейшей задачей изучения сферы молодежного туризма является «.определение туристских мотиваций и проработка тех перспективных направлений, которые позволят раскрыть возможности туристского продукта, ориентированного на молодёжную аудиторию и их потребности» (Поддубная, 2021; Теплова 2015; Хамина, 2021). Так, выявлено, что несмотря на стесненную финансовую ситуацию, молодежь, если есть возможность, склонна к большим тратам на отдыхе, не обращает внимание на политические кризисы, ограничения в период пандемии, ищет новое и неизведанное (^е Power.,

2008), а также путешествует большими компаниями по интересам, активно пользуется цифровыми ресурсами для поиска объектов туризма, не предъявляет высоких требований к комфортным условиям (Теп-лова, 2017). Кроме того, определено, что «специфика молодежного туризма заключается в первую очередь в его экономичности: молодые люди готовы экономить на всем, начиная от транспорта и заканчивая местом проживания и уровнем его комфорта. Поэтому предлагаемый молодежи туристский продукт должен быть относительно недорогим, но в то же время пропитанным духом авантюризма и приключений» (Поддубная, 2021).

В-третьих, выявляется специфика развития и проблемы различных видов молодежного туризма в регионах России (Алексеёнок, 2021; Бондаренко, 2020; Горбатов, 2021; Кононов, 2021; Сидорова,

2017; Черничкина, 2021; Development of youth tourism..., 2020; Youth tourism, 2019). Исследователями отмечается существование «тенденции рассматривать молодежный туризм с позиции экономической выгоды и повышения конкурентоспособности регионов» (Горбатов, 2021), упуская из внимания глубокий социальный потенциал, недостаточное внимание к развитию сельского, промышленного, военно-исторического и патриотического туризма (Козловская, 2021; Кононов, 2021; Перспективы развития сельского туризма., 2022; Промышленный туризм., 2020).

Республика Татарстан является одним из признанных лидеров туризма России. Казань, Свияжск, Болгар, Елабуга ежегодно привлекают внимание миллионов путешествующих россиян всех возрастов. К счастью, молодым жителям Республики Татарстан доступны все туристические жемчужины региона. Проблемы развития молодежного туризма и его виды в Республике Татарстан также являются предметом изучения исследователей (Ни-конова, 2020; Перспективы развития сельского туризма., 2022; Рубцов, 2022; Са-дыкова, 2022; Степанова, 2021).

Цель исследования (The aim of the work). Цель данного исследования заключается в определении специфики молодежного туризма в Республике Татарстан. Задачами исследования выступают выявление интенсивности регионального молодежного туризма; обнаружение средней комфортной суммы, которую готовы выделить представители молодежи на одну поездку по региону на одного человека; определение наиболее популярных видов туризма среди молодежи республики; выявление направлений молодежного туризма, как уже освоенных, так и перспективных.

Гипотеза данного исследования состоит в том, что молодежный туризм в Республике Татарстан представлен преимущественно активным, пляжным и событийным туризмом, а поездки планируются и осуществляются по региону самостоятельно с минимальными финансовыми

затратами. Предполагается наличие зависимости видов и направлений молодежного туризма от выделяемых в исследовании возрастных категорий молодежи.

Материалы и методы исследования (Materials and Methods). Исследование построено на результатах социологического опроса - анкетирования с помощью цифрового сервиса, реализованного в октябре-ноябре 2023 года. Респондентами выступили жители Республики Татарстан в возрасте от 16 до 35 лет. Опросу подлежали жители крупных городов республики: Казани, Набережных Челнов, Чистополя, Елабуги, Нижнекамска.

Результаты исследования и их обсуждение (Results and Discussion). В ходе исследования стало возможным выявить интенсивность внутреннего туризма у респондентов. Так, выяснилось, что 46,9% респондентов за последний год не совершали туристические поездки по Республике Татарстан. Одно путешествие за данный период совершили 29,7% опрошенных, 2-3 раза - 17,2%, 4 и более раз - 6,2%. При этом молодежь в возрасте 21-25 лет большей частью, а именно 56,9% от общей численности опрошенных, не выезжала на объекты внутреннего туризма за последний год. Можно предположить, что представители молодежи этого возраста в своем большинстве заканчивают обучение и приступают к поиску постоянного источника дохода, в связи с чем они менее ориентированы на поездки. 45,8% опрошенных в возрасте 16-20 лет также редко путешествуют по региону, что, в свою очередь, объяснимо финансовой зависимостью от родителей. В возрастной категории опрошенных 30-35 лет представлены равные доли тех, кто ни разу не выезжал в туристические поездки по родному краю за последний год, и тех, кто делает это один раз в год. Видно, что интенсивность внутреннего туризма у молодежи достаточно низка.

Из доли опрошенных, которые регулярно, один раз и более в год, посещают различные туристические центры республики, 85% самостоятельно организуют

данные путешествия, не прибегая к услугам туристических агентств. К таким услугам обращались лишь 6,8% респондентов. Остальные опрошенные признались, что одни поездки они организовывали самостоятельно, а другие - в составе групп туристов или купив тур в туристической фирме. Таким образом, территориальная компактность Республики Татарстан и транспортная доступность всех уголков региона позволяет свободно и легко путешественникам планировать и осуществлять поездку самостоятельно.

Рассмотрим виды туризма, предпочитаемые молодыми путешественниками в

Молодежь, как правило, отличается нестабильной финансовой ситуацией в силу особенностей занятости, обучения, подработки: чем младше респондент, тем выше финансовая зависимость от родителей или опекунов. Добавим к этому сложные условия постпандемии и санкционного режима на фоне СВО, повлиявших в своей совокупности на социально-экономическую стабильность домохозяйств в стране. В результате дачный отдых достаточно неожиданно занял третью позицию в

пределах родного края. На рисунке 1 видно, что активный и пляжный туризм выступили лидерами приведенного рейтинга, что соответствует специфике молодежи как социально-демографической группы, отличающейся высокой активностью. Данные опроса согласуются с результатами подобных ранее проведенных опросов: большая часть опрошенных интересуется активными видами туризма, поскольку, согласно авторам исследования, главной причиной такого интереса названы жажда острых ощущений и приключений (Хами-на, 2021; Хатит, 2020).

рейтинге наиболее популярных видов молодежного туризма. Исследователи отмечают изменение отношения россиян к даче в целом. Отмечается, что сегодня «поездку на дачу можно скорее отнести к пригородной рекреации, нежели к «каторжному» труду советского периода» (Щепеткова, 2013). Республика Татарстан является «высокоурбанизированным регионом», города окружены сетью дач, а близлежащие деревни осваиваются горожанами в качестве объектов пригородного туризма

Рис. 1. Виды молодежного туризма (в целом по выборке) Fig. 1. Types of youth tourism (in the whole sample)

(Рубцов, 2022). Поэтому вполне объяснимо распространение дачного отдыха как вида молодежного туризма в регионе.

Также стоит отметить четвертую позицию рейтинга, а именно, событийный туризм, названный исследователями одним из самых эффективных средств развития сферы молодежного туризма. Возможность получения ярких и незабываемых ощущений, удовольствия от концерта, просмотра футбольного матча или участие в каких-либо инсценированных тематических мероприятиях и интерактивах привлекают внимание увлеченной молодежи, а также подспудно способствуют национальной и культурной идентичности, распространению патриотических настроений и уважения к своей стране. Необходимо

Видим, что данные по возрастной группе 16-20 лет совпадают с данными по общей выборке. По другим возрастным категориям наблюдаются расхождения. Например, опрошенные в возрасте 20-25 лет предпочитают отдых на даче, у род-

отметить, что «.для современной молодежи часто важно эмоциональное восприятие информации в процессе похода или даже экскурсии, активное участие в событиях» (Хамина, 2021: 198). Вполне ожидаемо, что такой столь популярный вид туризма среди туристов зрелого и пожилого возраста, как санаторный отдых, занял последнюю позицию в рейтинге предпочитаемых молодежью видов туризма. Лишь чуть более 1% опрошенных указали, что предпочитают никуда не выезжать, им хорошо в своем городе или просто быть дома.

Распределение наиболее популярных видов туризма по возрастным категориям опрошенной молодежи приведена на рисунке 2.

ственников, а также пляжный и активный туризм. В категории респондентов 26-30 лет наиболее популярный вид туризма -познавательный. Далее в равных долях представлены уже указанные характерные виды отдыха в целом по выборке - актив-

47,50%

активным

пляжный

отдых на даче

событийный

отдыху родственников

познавательный

санаторный

57,40%

51,70% 51,30%

47,20%

53,40%

1 II

41,40% " 43%

46,60%

33,30%

31-35 лет ■ 26-30 лет 121-25лет ■ 16-20 лет

Рис. 2. Виды молодежного туризма по возрастным категориям Fig. 2. Types of youth tourism by age categories

ный и отдых на даче или у родственников. Что касается самой зрелой части молодежи в возрасте 30-35 лет, то данные анализа представляют определенный интерес, так как в четверку наиболее предпочитаемых видов туризма вошли по убыванию популярности активный, познавательный, событийный и пляжный. Видно, что возрастает популярность самостоятельно организуемых видов туризма, значительно снижается доля дачного отдыха и отдыха у родственников. Данные свидетельствуют не только о возрастании самостоятельности, но и успешной сепарации, росту финансовой независимости и активной социальной позиции, позволяющей свободно делать выбор в пользу своих туристических предпочтений.

В связи с полученными данными представляет интерес вопрос, сколько финансовых средств готовы представители молодежи потратить на одну поездку по родному краю на одного человека. Исследователи регионального молодежного туризма отмечают, что стоимость туристической поездки - главный фактор, на который обращают внимание представители молодежи (Алексеёнок, 2021). Анализ данных показал, что наиболее комфортная сумма, которую готовы потратить респонденты, составляет 3-5 тысяч рублей. Такую сумму готовы выделить 44,6% респонден-

тов всех возрастных категорий. Что касается опрошенных в возрасте 30-35 лет, то порядка 22,5% их них могут потратить и 69 тысяч рублей. Максимальный размер суммы на поездку по региону в опросе составил 10 тысяч и более, при этом из всех возрастных категорий 20% респондентов в возрасте 26-30 лет указали, что могли бы позволить себе потратить такую сумму на одного человека на одну поездку по Республике Татарстан. Таким образом, полученные данные вполне согласуются с ранее проведенным автором исследованием по всем возрастным группам туристов (Нурмухаметова, 2022).

Интерес вызывают данные по уже освоенным респондентами направлениям внутреннего туризма. Выяснилось, что наиболее часто посещаемой туристической дестинацией является столица Республики Татарстан. Более 83% опрошенных познакомились к моменту опроса с достопримечательностями Казани. Наиболее посещаемые респондентами туристические центры приведены на рисунке 3. В их число вошли как малые города, имеющие длительную историю, и объекты исторического и культурного наследия: Елабуга, Болгар, Чистополь, Свияжск, так и молодые города Татарстана, представляющие собой промышленные центры региона: Нижнекамск и Альметьевск.

Казань

83,10%

Елабуга

41%

Нижнекамск

39,50%

Альметьевск

Другое

25,50%

31%

Рис. 3. Популярные туристические направления молодежного туризма Fig. 3. Popular tourist destinations of youth tourism

Рассмотрим популярные направления молодежного туризма в Республике Татарстан по возрастным категориям опрошенных. На рисунке 4 видно смещение в сторону роста туристического интереса в отношении малых городов, где размещены различные культурно-исторические достопримечательности в противовес городам-промышленным центрам. Опрошенные в возрастной категории 26-30 лет посетили в большей степени, кроме Казани, Болгар, Свияжск, Елабугу, а также Альметьевск. А рейтинг уже освоенных туристических объектов респондентами в возрасте

Н

Ч

К числу перспективных направлений молодежного туризма, согласно данным опроса, следует отнести такие, как: Елабу-га, Альметьевск, Нижнекамск. Как видно на рисунке 5, столица республики не вошла в рейтинг туристических направлений, рассматриваемых представителями молодежи в качестве будущего объекта для посещения. В частности, Казань планируют посетить только 2,3% опрошен-

31-35 лет, возглавляемый столицей, последовательно представлен по уменьшению следующим образом: Болгар, Елабуга, Чистополь, а затем Нижнекамск, Свияжск и Альметьевск. Таким образом, полученные данные согласуются с данными, представленными на рисунке 2, свидетельствуя о возрастании популярности познавательного и событийного туризма среди более старших поколений молодежи, способной самостоятельно финансировать, планировать и организовывать отдых в пределах родного края.

ных. Лидерами рейтинга планируемых к посещению туристических направлений стали Елабуга, Альметьевск и Нижнекамск.

Исследователи отмечают большой потенциал промышленного туризма, имеющего внесезонный характер. Отмечается, что данный вид туризма «способствует, привлечению детей и молодежи, сохранению рабочих мест и повышению престижа

Каза нь

Ела буга

кнекамск

Болга р

истополь

Свижск

.метьевск

I 66,60°%

Ш 85%

50% 81,60%

15,50% 16,20%

■ 33,30%

31-35 лет 26-30 лет 121-25 лет 16-20 лет

Рис. 4. Популярные туристические направления молодежного туризма

(по возрастным категориям) Fig. 4. Popular tourist destinations of youth tourism (by age category)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

рабочих профессий, развитию территории и созданию комфортной среды для туристов и жителей городов» (Промышленный туризм., 2020: 207), а «демонстрация молодежи передовых производственных процессов и результатов стремительного наращивания производственного потенциала во времена мировых войн, построения

На рисунке 6 представлены направления молодежного туризма, рассматриваемые в качестве будущих объектов посещения, в разрезе возрастных категорий. Выяснилось, что молодежь в возрасте 16-20 лет ориентирована на посещение Елабуги, Альметьевска и Нижнекамска, тогда как большинство респондентов 26-30 лет нацелена в первую очередь посетить

советского государства, становления и укрепления современной России, является основой развития патриотизма» (Садыко-ва, 2022: 105). Причем потенциал данного вида туризма особенно высок в Республике Татарстан, ведь регион является одним из ведущих промышленных центров России.

достопримечательности Чистополя. Что касается возрастной категории 30-35 лет, то можно отметить большой интерес к туристическим дестинациям Спасского района республики. Но в целом по выборке сохраняется интерес респондентов в перспективе посетить как исторические центры края, так и промышленные города региона.

Елабуга 35,10%

Альметьевск Чистополь Нижнекамск Бугульма Тукаевский р-н Спасский р-н Другое

30%

з, ^^Я 8,20% ,80%

Рис. 5. Перспективные направления молодежного туризма Fig. 5. Promising areas of youth tourism

Елабуга

Альметьевск

Чистополь

Нижнекамск

Бугульма

Тукаевский р-н

M 2660%

32,80%

40%

_ 40%

. 36,20% 34,60%

42.50%

36,50%

20% 5,50% г 18%

60%

Спасский р-н

25%

_ 8,60% ,70°/о

I 31-35лет ■ 26-30лет и21-25лет ■ 16-20лет

Рис. 6. Перспективные направления молодежного туризма (по возрастным категориям) Fig. 6. Promising areas of youth tourism (by age category)

Заключение (Conclusions). Анализ результатов исследования молодежного туризма в Республике Татарстан показал, что интенсивность внутреннего туризма у молодежи имеет достаточно низкие показатели: около 47% респондентов за последний год не совершали туристические поездки по региону. Подавляющее большинство путешествий по республике организуется молодежью самостоятельно, не прибегая к услугам туристических агентств. Гипотеза исследования подтвердилась в части популярности у респондентов активного и пляжного видов туризма, событийный туризм же занял четвертую строчку после дачной рекреации, ставшей особенно привлекательной для жителей республики в постпандемийный период. Выявлена закономерность снижения популярности пляжного отдых и отдыха на даче с возрастом и возрастания привлекательности познавательного туризма. Определена наиболее комфортная сумма, кото-

рую готовы потратить представители молодежи на одну поездку по региону на одного человека, составляющая 3-5 тысяч рублей. Данная сумма далее увеличивается пропорционально возрасту молодежи.

Установлено, что подавляющее большинство молодежи посетило культурно-исторические достопримечательности столицы республики - города Казани, но только менее 2,5% планируют в будущем их посетить повторно. В результате опроса установлена высокая доля посещаемости молодежью достопримечательностей Ела-буги и Нижнекамска, а также рассмотрение данных направлений в качестве объектов будущих путешествий. Также следует отметить в числе перспективных направлений молодежного туризма Альметьевск и Чистополь, что свидетельствует не только о популярности среди молодых туристов исторических мест, но и промышленных центров, что немаловажно при реали-

зации задач патриотического воспитания молодежи.

Важным выводом исследования является необходимость осознания и повышения социального значения молодежного туризма в целом и его отдельных разновидностей социально значимой направленности в существующих условиях. Несмотря на высокую популярность рекреационных видов турима у респондентов -активного, пляжного и дачного, возникла необходимость сделать акценты на развитии познавательного, патриотического и военно-исторического видов молодежного туризма в Республике Татарстан, способных содействовать «.формированию патриотического воспитания молодежи, прививается любовь к родным местам, что позволяет по-новому взглянуть на свою страну, глубже осмыслить личную сопричастность к ее истории и культуре, осознать свою роль в укреплении и развитии Отечества» (Козловская, 2021). Представляется необходимым повышение привлекательности социально значимых видов туризма среди молодежи посредством включения в них компонентов активности, событийности, спорта и экстрима. Интеграция социально значимых и элементов рекреационных видов туризма способствует повышению качества молодежного туризма.

Информация о конфликте интересов: автор не имеет конфликта интересов для декларации.

Conflicts of Interest: an author has no conflict of interests to declare.

Список литературы

Алексеёнок А. А., Богатырёв Р. А. Социологический анализ досуговых практик современной молодежи (на материалах Орловской области) // Среднерусский вестник общественных наук. 2021. № 3. Том 16. С. 30-43.

Бондаренко В. А., Романишина Т. С. Туристские «магниты» малой родины и активизация молодежного туризма в продвижении территории в российских условиях // Практический маркетинг. 2020. № 6 (280). С. 28-34.

Горбатов С. А. Исследование социальной значимости молодежного туризма // Естественно-гуманитарные исследования. 2021. № 37 (5). С. 78-86.

Каменец А. В. Молодежный социальный туризм как общественная проблема // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 2-2. С. 857.

Козловская Д. И., Козловская С. Н. Патриотический туризм как средство воспитания и образования молодежи // ЦИТИСЭ. 2021. № 4 (30). С. 309-324.

Коновалова Е. Е., Косарева Н. В. Развитие молодежного туризма в России // Сервис в России и за рубежом. 2016. Том 10. № 1 (62). С. 196-208.

Кононов А. Ю. Теоретические и практические аспекты молодежного туризма // Территория новых возможностей. 2019. №3. С. 36-49.

Кононов А. Ю., Мальцева К. А. Военно-исторический туризм как перспективное направление молодежного туризма в Приморском крае // Территория новых возможностей. Вестник Владивостокского государственного университета экономики и сервиса. 2021. Т. 13, № 4. С. 50-71.

Маркетинговое исследование предпочтений молодежи в области туризма / Булга-нина С. В., Ананьева К. В., Тюмина Н. С., Шутова Ю. Г. // Науковедение. 2016. Т. 8. № 4. URL: http://naukovedenie.ru/PDF/06EVN416.pdf (дата обращения: 24.02.2024).

Никонова Т. В., Веслогузова М. В., Иба-туллова Ю. Т. Современные факторы и проблемы развития молодежного образовательного туризма в регионах России (по материалам Республики Татарстан) // Современные проблемы сервиса и туризма. 2020. Т.14. № 3. С. 61-71.

Нурмухаметова В. В. Состояние и перспективы развития внутреннего туризма в Республике Татарстан (по материалам эмпирического исследования) // Научный результат. Технологии бизнеса и сервиса. 2022. № 8 (3). С. 14-29.

Палаткина Г. В. Молодежный туризм: учебное пособие / Астраханский государственный университет. Астрахань: Издат. дом «Астраханский университет», 2012. - 206 с.

Перспективы развития сельского туризма В Республике Татарстан / Зиновьева А. А., Рубцов В. А., Сидоров В. П., Максимов Д. В. // Вестник Удмуртского университета. Серия:

Биология. Науки о земле. 2022. Т. 23, вып. 4. С. 485-493.

Поддубная Т. Н., Заднепровская Е. Л., Хатит Ф. Р. Теоретическое обоснование категории «молодежный туризм» как социально-экономического феномена // Бизнес. Образование. Право. 2021. № 1 (54). С. 20-24.

Промышленный туризм как фактор повышения туристской привлекательности региона / Гененко О. Н., Посохова Н. В., Бовкунова Ю. В., Кущенко Е. С. // Инновации и инвестиции. 2020. № 10. С. 207-210.

Рубцов В. А., Биктимиров Н. М. Особенности развития загородного туризма в Республике Татарстан / Приоритетные направления и проблемы развития внутреннего и международного туризма: материалы VII Международной научно-практической конференции. Симферополь, 2022. С. 257-360.

Садыкова Э. Р., Шайхутдинова Ф. Н., Рахимзянова Ю. А. Развитие промышленного туризма в Республике Татарстан в контексте патриотического воспитания молодежи // Современные проблемы сервиса и туризма. 2022. Т.16. № 4. С. 96-108.

Современные тенденции и проблемы развития молодежного туризма в России на примере Краснодарского края / Сидорова Д. В., Филобок А. А., Пономарева Н. В., Волкова Т. А. // Юг России: экология, развитие. 2017. Т. 12. № 3. C. 98-105.

Степанова Е. Б. Современное состояние и перспективы развития внутреннего туризма и характеристика основных направлений в Республике Татарстан / Цифровые технологии в туристской индустрии и сервисе: сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. Казань, 2021. С. 108-114.

Стратегия в Российской Федерации на период до 2035 года. Федеральное агентство по туризму. URL:

https: //tourism .gov.ru/ documents/strategii/strategi ya-razvitiya-turizma-v-rossiyskoy-federatsii-v-period-do-2035 -goda/ (дата обращения: 24.02.2024).

Теплова Д. С. Молодёжный туризм: анализ потребностей молодёжи // Вестник Российского нового университета. 2017. № 1. С. 101-103.

Теплова Д. С. Молодёжный туризм как объект научного исследования // Вестник Российского нового университета. 2015. № 5. С. 121-124.

Фалеева Е. А., Ткачева Т. В. Проблемы и перспективы развития детского и молодежного туризма в современных условиях // Вопросы устойчивого развития общества. 2020. № 8. С. 197-202.

Хамина Н. В. Молодежный туризм: анализ результатов исследования // Геополитика и экогеодинамика регионов. 2021. Том 7 (17). Вып. 1. С. 193-200.

Хатит Ф. Р., Поддубная Т. Н., Заднепровская Е. Л. Тенденции развития сталкер-туризма среди молодежи в контексте современных социокультурных трансформаций // Вестник АГУ. 2020. № 2 (259). С. 131-139.

Черничкина В. А., Шикова Д. Д. Молодежный туризм в современной России: векторы развития (на примере Владимирского региона) / Актуальные аспекты теории и практики развития индустрии туризма и гостеприимства: сборник статей I Международной научно-практической конференции / общ. ред. М. Н. Дорошенко. Владимир: АТЛАС, 2021. С. 282-286.

Щепеткова И. О. Дача: пригородная рекреация или физический труд // Географический вестник. Туризм. 2013. № 3 (26). С. 104106.

Ana Maria Ghete. The Importance of Youth Tourism // Annals of Faculty of Economics. 2015. Vol. 1(2), pp. 688-694.

Chia-Li Lin. The analysis of sustainable development strategies for industrial tourism based on IOA-NRM approach // Journal of Cleaner Production. 2019. Vol. 241. Pp. 118281.

Davahli M.R., Karwowski W., Sonmez S., Apostolopoulos Y. The hospitality industry in the face of the COVID-19 pandemic: Current topics and research methods // International Journal of Environmental Research and Public Health. 2020. Vol. 20. Р. 17. Рp. 1-222.

Development of youth tourism based on public-private partnership on the example of the Krasnodar Territory / E. L. Zadneprovskaya, T. A. Dzhum, M. V. Ksenz, F. R. Khatit, A. Yu. Stezel // International Journal of Disaster Recovery and Business Continuity. 2020. Vol. 11. Рp. 13901398.

Eusebio C., Carneiro M. J. How diverse is the youth tourism market? An activity-based segmentation study // Tourism: An International Interdisciplinary Journal. Iss. 2015. № 63 (3). Pp. 295-316.

Gossling S., Scott D., Hall C. M. Pandemic, tourism and global change: a rapid assessment of

COVID-19 // Journal of Sustainable Tourism. 2021. Vol. 29.

Novoselova O. V. Industrial tourism as a means of «Made in China» reputation improvement // Journal of Spatial and Organizational Dynamics. 2021. Vol. IX. Iss.1. Pp. 61-72.

Richards, G., New Horizons II - The Young Independent Traveler. Amsterdam: WYSE Travel Confederation, 2007.

The Power of Youth Travel: UNWTO and WYSE Travel Confederation. Madrid: UNWTO, 2008.

Youth tourism as social tourism segment in the Russian region: theory and practice / L. I. Donskova, A. G. Redkin, O. V. Otto, A. A. Makarov, E. V. Myagkova // Service plus. 2019. No. 13. Pp. 10-20.

References

Aleksejonok, A. A. and Bogatyrjov, R. A. (2021), "Sociologicheskij analiz dosugovyh praktik sovremennoj molodezhi (na materialah Or-lovskoj oblasti)", Srednerusskij vestnik ob-shhestvennyh nauk, 3 (16), pp. 30-43.

Bulganina, S. V., Anan'eva, K. V., Tjumi-na, N. S. and Shutova, Ju. G. (2016), "Marketing-ovoe issledovanie predpochtenij molodezhi v oblasti turizma", Naukovedenie, 8 (4). [Online] available at:

http://naukovedenie.ru/PDF/06EVN416.pdf (Accessed 24 february 2024).

Bondarenko, V. A. and Romanishina, T. S.

(2020), "Turistskie «magnity» maloj rodiny i ak-tivizacija molodezhnogo turizma v prodvizhenii territorii v rossijskih uslovijah", Prakticheskij marketing, 6 (280), pp. 28-34.

Chia-Li, Lin (2019), "The analysis of sustainable development strategies for industrial tourism based on IOA-NRM approach", Journal of Cleaner Production, 241, pp. 118281.

Chernichkina, V. A. and Shikova, D. D.

(2021), "Molodezhnyj turizm v sovremennoj Ros-sii: vektory razvitija (na primere Vladimirskogo regiona)", Aktual'nye aspekty teorii i praktiki razvitija industrii turizma i gostepriimstva, sbornik statej I Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii, M. N. Doroshenko, ATLAS, Vladimir, Russia, pp. 282-286.

Davahli, M.R., Karwowski, W., Sonmez, S. and Apostolopoulos, Y. (2020), "The hospitality industry in the face of the COVID-19 pandemic: Current topics and research methods", International Journal of Environmental Research and Public Health, 20 (17), pp. 1-222.

Donskova, L. I., Redkin, A. G., Otto, O. V., Makarov, A. A. and Myagkova, E. V. (2019), "Youth tourism as social tourism segment in the Russian region: theory and practice", Service plus, 13, pp. 10-20.

Eusebio, C. and Carneiro, M. J. (2015), "How diverse is the youth tourism market? An activity-based segmentation study", Tourism: An International Interdisciplinary Journal, 63 (3), pp. 295-316.

Faleeva, E. A. and Tkacheva, T. V. (2020), "Problemy i perspektivy razvitija detskogo i molodezhnogo turizma v sovremennyh uslovijah", Voprosy ustojchivogo razvitija obshhestva, 8, pp. 197-202.

Genenko, O. N., Posohova, N. V., Bov-kunova, Ju. V. and Kushhenko, E. S. (2020), "Promyshlennyj turizm kak faktor povyshenija turistskoj privlekatel'nosti regiona", Innovacii i investicii, 10, pp. 207-210.

Ghete, Ana Maria (2015), "The Importance of Youth Tourism", Annals of Faculty of Economics, 1 (2), pp. 688-694.

Gorbatov, S. A. (2021), "Issledovanie so-cial'noj znachimosti molodezhnogo turizma", Estestvenno-gumanitarnye issledovanija. 2021. 37 (5). pp. 78-86.

Gossling, S., Scott, D. and Hall, C. M. (2021), "Pandemic, tourism and global change: a rapid assessment of COVID-19", Journal of Sustainable Tourism, 29.

Hamina, N. V. (2021), "Molodezhnyj tur-izm: analiz rezul'tatov issledovanija", Geopolitika i jekogeodinamika regionov, 7 (17), pp. 193-200.

Hatit, F. R., Poddubnaja, T. N. and Zadneprovskaja, E. L. (2020), "Tendencii razvitija stalker-turizma sredi molodezhi v kontekste sov-remennyh sociokul'turnyh transformacij", Vestnik AGU, 2 (259), pp. 131-139.

Kamenec, A. V. (2015), "Molodezhnyj so-cial'nyj turizm kak obshhestvennaja problema", Sovremennye problemy nauki i obrazovanija, 2-2, pp. 857.

Konovalova, E. E. and Kosareva, N. V. (2016), "Razvitie molodezhnogo turizma v Ros-

sii", Servis v Rossii i za rubezhom, 1 (62), pp. 196-208.

Kononov, A. Ju. (2019), "Teoreticheskie i prakticheskie aspekty molodezhnogo turizma", Territorija novyh vozmozhnostej, 3, pp. 36-49.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Kononov, A. Ju. and Mal'ceva, K. A. (2021), "Voenno-istoricheskij turizm kak perspek-tivnoe napravlenie molodezhnogo turizma v Pri-morskom krae", Territorija novyh vozmozhnostej. Vestnik Vladivostokskogo gosudarstvennogo uni-versiteta jekonomiki i servisa, 13 (4), pp. 50-71.

Kozlovskaja, D. I. and Kozlovskaja, S. N.

(2021), "Patrioticheskij turizm kak sredstvo vospitanija i obrazovanija molodezhi", CITISJe, 4 (30), pp. 309-324.

Nikonova, T. V., Vesloguzova, M. V. and Ibatullova, Ju. T. (2020), "Sovremennye faktory i problemy razvitija molodezhnogo obra-zovatel'nogo turizma v regionah Rossii (po mate-rialam Respubliki Tatarstan)", Sovremennye problemy servisa i turizma, 14 (3), pp. 61-71.

Novoselova, O. V. (2021), "Industrial tourism as a means of «Made in China» reputation improvement", Journal of Spatial and Organizational Dynamics, IX, pp. 61-72.

Nurmuhametova, V. V. (2022), "Sostojanie i perspektivy razvitija vnutrennego turizma v Respublike Tatarstan (po materialam jem-piricheskogo issledovanija)", Nauchnyj rezul'tat. Tehnologii biznesa i servisa, 8 (3), pp. 14-29.

Palatkina, G. V. (2012), "Molodezhnyj tur-izm: uchebnoe posobie", Astrahanskij gosudar-stvennyj universitet, Astrahan, Russia.

Poddubnaja, T. N., Zadneprovskaja, E. L. and Hatit, F. R. (2021), "Teoreticheskoe obosno-vanie kategorii «molodezhnyj turizm» kak so-cial'no-jekonomicheskogo fenomena", Biznes. Obrazovanie. Pravo, 1 (54), pp. 20-24.

Rubcov, V. A. and Biktimirov, N. M.

(2022), "Osobennosti razvitija zagorodnogo turizma v Respublike Tatarstan", "Prioritetnye napravlenija i problemy razvitija vnutrennego i mezhdunarodnogo turizma", materialy VII Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konfer-encii, Simferopol, Russia, pp. 257-360.

Sadykova, Je. R., Shajhutdinova, F. N. and Rahimzjanova, Ju. A. (2022), "Razvitie promysh-lennogo turizma v Respublike Tatarstan v kontek-ste patrioticheskogo vospitanija molodezhi", Sov-remennye problemy servisa i turizma, 16 (4), pp. 96-108.

Sidorova, D. V., Filobok, A. A., Ponomare-va, N. V. and Volkova, T. A. (2017), "Sovremennye tendencii i problemy razvitija molodezhnogo turizma v Rossii na primere Krasnodarskogo kraja", Jug Rossii: jekologija, razvitie, 12 (3), pp.98-105.

Stepanova, E. B. (2021), "Sovremennoe sostojanie i perspektivy razvitija vnutrennego tur-izma i harakteristika osnovnyh napravlenij

v Respublike Tatarstan", Cifrovye tehnologii v turistskoj industrii i servise, sbornik materialov Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii, Kazan, Russia, pp. 108-114.

Strategija razvitija turizma v Rossijskoj Federacii na period do 2035 goda, Federal'noe agentstvo po turizmu. [Online] available at: https://tourism.gov.ru/documents/strategii/strategi ya-razvitiya-turizma-v-rossiyskoy-federatsii-v-period-do-2035-goda/ (Accessed 24 february 2024).

Richards, G. (2007), "New Horizons II -The Young Independent Traveler", Amsterdam, WYSE Travel Confederation.

Shhepetkova, I. O. (2013), "Dacha: prigo-rodnaja rekreacija ili fizicheskij trud", Geo-graficheskij vestnik. Turizm, 3 (26), pp. 104-106.

Teplova, D. S. (2015), "Molodjozhnyj turizm kak ob#ekt nauchnogo issledovanija", Vestnik Rossijskogo novogo universiteta, 5, pp. 121-124.

Teplova, D. S. (2017), "Molodjozhnyj turizm: analiz potrebnostej molodjozhi", Vestnik Rossijskogo novogo universiteta, 1, pp. 101-103.

The Power of Youth Travel: UNWTO and WYSE Travel Confederation (2008), Madrid, UNWTO.

Zadneprovskaya, E. L., Dzhum, T. A., Ksenz, M. V., Khatit, F. R. and Stezel, A. Yu. (2020), "Development of youth tourism based on public-private partnership on the example of the Krasnodar Territory", International Journal of Disaster Recovery and Business Continuity, 11, pp. 1390-1398.

Zinov'eva, A. A., Rubcov, V. A., Sidorov, V. P. and Maksimov, D. V. (2022), "Perspektivy razvitija sel'skogo turizma V Respublike Tatarstan", Vestnik Udmurtskogo universiteta. Serija: Biologija. Nauki o zemle, 23 (4), pp. 485493.

Данные об авторе

Нурмухаметова Виктория Васильевна, кандидат философских наук, доцент кафедры философии

Information about the author Victoria V. Nurmukhametova, Candidate of Philosophical Sciences, Associate Professor of the Department of Philosophy

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.