Научная статья на тему 'Молодежный центр как сфера развития художественных интересов подростков'

Молодежный центр как сфера развития художественных интересов подростков Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1369
148
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОСУГ / МОЛОДЕЖНЫЙ ЦЕНТР / ПОДРОСТКИ / ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ИНТЕРЕС / МУЗЫКАЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Дмитриева Мария Борисовна

В статье расcматриваются возможности развития художественного интереса у подростков в условиях молодежного центра на материале музыкального искусства; раскрываются понятия «художественный интерес» и «музыкальный интерес»; представлены формы и методы работы, способствующие развитию музыкального интереса подростков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Молодежный центр как сфера развития художественных интересов подростков»

УДК 374

Дмитриева Мария Борисовна

Соискатель кафедры фортепиано Поволжской государственной социально-гуманитарной академии, специалист по работе с молодежью МУМЦ «Диалог», trum_07@list.ru, Самара

МОЛОДЕЖНЫЙ ЦЕНТР КАК СфЕРА РАЗВИТИя художественных ИНТЕРЕСОВ ПОДРОСТКОВ

Аннотация. В статье рассматриваются возможности развития художественного интереса у подростков в условиях молодежного центра на материале музыкального искусства; раскрываются понятия «художественный интерес» и «музыкальный интерес»; представлены формы и методы работы, способствующие развитию музыкального интереса подростков.

Ключевые слова: досуг, молодежный центр, подростки, художественный интерес, музыкальный интерес.

Dmttriyeva Maria Borisovna

Post-graduate student of piano department, Volga State Social and Humanitarian Academy, the expert in work with youth in the youth center «Dialogue», trum_07@list.ru, Samara

THE YOUTH CENTER AS A SPHERE OF TEENAGERS ART INTERESTS FORMATION

Abstract. The article considers the possibilities to develop an art interest among teenagers in the youth centers using the musical art materials; the notions of «art interest» and «musical interest» are

considered; the methods stimulating the teenagers’ Keywords: leisure, the youth center, teenagers,

Молодежные центры - муниципальные учреждения досуговой сферы, основным направлением деятельности которых является создание среды общения, благоприятных условий для адаптации и личностного развития молодого поколения, развитие гражданской позиции, организация досуга. Именно организация досуга - наиболее важная задача молодежных центров, поскольку досуг играет большую роль в жизни человека, и особенно велико его значение в подростковом возрасте - периоде интенсивного роста и формирования личности человека. Неумение молодых людей правильно распорядиться своим свободным временем нередко приводит к социальным проблемам. Напротив, грамотно организованный досуг сосредотачивает в себе значительные ресурсы для личностного роста и творческой активности.

В научной литературе мы встречаемся с различными толкованиями понятия «досуг». Одни ученые связывают досуг с внеучебным временем (Т. В. Сорокина, Л. К. Балясная и др.), другие - с внешкольной и внеклассной работой (Л. Н. Николаева, Б. Э. Вульфов,

musical interest are also considered. art interest, musical interest.

М. М. Поташник и др.), некоторые ученые -со свободным временем (А. Т. Куракин, Ф. С. Махов и др.). На наш взгляд, досуг -время свободного выбора занятий, направленных на духовное или физическое развитие человека. Обратимся к этимологии данного понятия.

Слово «досуг» имеет греческие корни. В Древней Греции «schole» (досуг) означало серьезную деятельность без давления необходимости. Английское слово «school» произошло от греческого слова «schole», что говорит о тесной связи между досугом и образованием. Слово «досуг» в русском языке известно с XIV в. и происходит от глаголов «досягать», «достигнуть», буквально оно означает возможность что-то совершить, достичь, а также «время отдыха от работы» [5, с. 264] либо «свободное от работы время» [4, с. 158]. Таким образом, досуг можно определить как свободное время, которое может быть использовано для достижения каких-либо личных целей.

Досуговая деятельность базируется на определенных принципах, где следует вы-

делить принцип интереса. Побуждение человека к тому или иному виду досуговой деятельности и включение в нее должно исходить из учета интересов, поскольку «неучтенный интерес - это неудовлетворенная потребность», - подчеркивает И. Ю. Исаева [2, с. 31]. Интерес не просто удовлетворяет потребность, он способен породить ее. То, к чему человек ранее проявлял поверхностный интерес, может настолько увлечь его, что превратится в объект постоянной деятельности, т.е. потребность.

Подростка несложно увлечь чем-либо, сложнее поддержать и развить этот интерес. Если юношам или девушкам будет неинтересно в досуговом учреждении, они не пойдут в него. Именно поэтому учреждениям досуговой сферы, с одной стороны, необходимо строить свою работу с учетом конкретных интересов и запросов своих посетителей, а с другой - развивать и направлять их интересы, создавать условия для формирования личностных качеств. Такими заведениями досуговой сферы, учитывающими в своей работе интересы подрастающего поколения, являются молодежные центры. Именно здесь подростки порой находят то, что не могут найти в школе, в семье, на улице - общение по интересам, поддержку и понимание взрослых, воплощение творческих замыслов, реализацию своих естественных потребностей в свободе, независимости, активной деятельности, самовыражении.

Молодежный центр «Диалог» Куйбышевского района г. о. Самара был открыт в 1997 г. как Муниципальное учреждение «Подростковый центр «Куйбышевский», а в 2000 г. был переименован в Молодежный центр «Диалог». Центр ориентируется на интересы и запросы подрастающего поколения, учитывает тенденции развития современного мира. В центре «Диалог» молодые люди могут найти занятие по душе более чем в десяти клубах различной направленности (военно-патриотической, танцевальной, театральной, спортивной, журналистской, музыкальной и т.д.); получить индивидуальную психологическую консультацию и юридическую помощь; узнать о различных профессиях и сориентироваться в их выборе.

Основным контингентом, посещающим Молодежный центр «Диалог», являются подростки. Подростковый возраст - сложный

и противоречивый -неповторимый период поиска, бурной энергии, жажды познания. Л. С. Выготский, видный отечественный психолог, подробно рассматривавший проблему интересов в переходном возрасте, указывает на особую роль искусства в жизни подростка, подчеркивая, что «именно данный возраст наиболее оптимален для воспитания умения слышать, видеть, чувствовать и понимать прекрасное», т.е. для развития художественного интереса [1, с. 232].

Само понятие «художественный интерес» является важной областью категории интереса и широко рассматривается в научных трудах. Этой проблеме посвящены работы Г. Гегеля, Л. С. Выготского, Г. И. Щукиной, Е. С. Громова, Е. В. Квятковского, В. С. Кузина, Н. Г. Морозовой, Ю. У Фохт-Бабушкина и др. Как любое сложное понятие, «художественный интерес» не имеет единого определения в научной литературе. Одни исследователи считают его разновидностью познавательного интереса (В. Н. Банников, В. В. Путиловская и др.), другие относят к разряду эстетических интересов (Л. С. Выготский, В. С. Кузин, А. А. Сергеева и др.). На наш взгляд, художественный интерес, являясь побудительным стимулом духовного развития личности, тесно связан с эстетическим интересом и направлен на приобщение к духовным ценностям и целостное восприятие искусства.

Предметом художественного интереса выступают различные виды искусства: литература, театр, изобразительное и декоративно-прикладное искусство, музыка и т.д. Художественный интерес служит мощным двигателем развития потенциальных возможностей человека, стимулирует познавательную и творческую деятельность по овладению каким-либо видом искусства. Поскольку особое место в подростковом возрасте занимает восприятие музыки и именно подростки и юношество, как отмечает

В. С. Мухина, «наиболее сензитивны к воздействию музыки» и способны воспринимать ее «на пределе возможного», необходимо не упустить это время для вовлечения молодых людей в мир искусства [3, с. 387].

Музыкальный интерес является специфической разновидностью категории художественного интереса. В настоящее время проблема развития интереса к музыке является

одной из наиболее актуальных в теории и практике музыкального образования. Данное понятие не имеет устойчивого определения, это относится как к терминологии, так и к сущности самого понятия. Относительно терминологии мы полагаем, что правомерно и целесообразно будет использовать термин «музыкальный интерес», поскольку он, как и «художественный интерес», представляет собой направленность личности на целостное восприятие музыкального искусства, а также логично сочетается с широко употребляемым в настоящее время термином «музыкальная педагогика».

Анализ психолого-педагогических работ позволяет нам выделить две точки зрения по вопросу определения данного понятия. Одни исследователи понимают музыкальный интерес как мотивационное состояние, как движущую силу обучения и средство побуждения к продуктивной познавательной деятельности (Э. Б. Абдуллин, Ю. В. Таланова, Т.П. Плеснина и др.); другие - как способ удовлетворения музыкальных потребностей (А. Н. Сохор, В. Л. Яконюк, Р. А. Тельчарова и др.). Исследуя возможности развития музыкального интереса у подростков в процессе досуговой деятельности, мы опираемся в первую очередь на положение, где данное понятие рассматривается с позиции мотивационного состояния, и вводим следующее рабочее определение: музыкальный интерес - мотивационное состояние, побуждающее к познавательной, продуктивной, музыкально-творческой деятельности, которая является основой для самостоятельного приобретения знаний и ведет к целостному восприятию музыкального искусства и культурному обогащению личности в целом.

С целью получения информации о музыкальных интересах и предпочтениях современных подростков, их знаниях в области музыкального искусства, отношении к различным музыкальным направлениям нами было проведено анкетирование юношей и девушек подросткового возраста, посещающих молодежный центр «Диалог». В анкетировании приняли участие около 100 человек. Обработка полученных ответов позволила констатировать, что музыка для 95% современных подростков является любимым видом искусства, тем не менее 90% юношей

и девушек равнодушны к академической музыке и предпочитают слушать такие направления, как рок, рэп, поп и т.д.; 83% респондентов не смогли вспомнить ни одного классического произведения; 78% никогда не были на концертах академической музыки; только 10% опрошенных отметили, что хотя и не посещают концерты академической музыки, но могут с удовольствием ее послушать. Подрастающее поколение видит в музыке возможность отдохнуть, снять повседневное напряжение, потанцевать (60%); относится к ней как к фону повседневной жизни (25%); считает музыку поводом для общения (15%). Как показало исследование, в домашней фонотеке современных подростков отсутствуют записи академической музыки. Более половины респондентов никогда не слышали о таких композиторах, как

С. Рахманинов, Д. Шостакович, Ф. Шуберт, Ф. Шопен, К. Дебюсси и т.д. А в ответе на вопрос: «Какие из перечисленных деятелей искусства, по вашему мнению, имеют отношение к академической музыке», 42% опрошенных подростков причислили известного художника И. Айвазовского к ряду композиторов.

Полученные результаты лишний раз подтверждают, что, отдавая предпочтение музыке среди различных видов искусства, у подростков наблюдается практически полное отсутствие интереса к серьезной академической музыке. На наш взгляд, это вызвано прежде всего тем, что в нынешних условиях, когда активно развивается шоу-индустрия, ориентации подростков в области музыкального искусства формируются под воздействием средств массовой коммуникации, что, как правило, приводит к потреблению музыкальных образцов не лучшего качества, отличающихся незамысловатой мелодией, элементарностью гармонического языка, однообразным ритмом, лишенными смысла текстами. Такие разновидности современной музыки, как эстрадная песня, диско, рок, рэп, выполняющие не столько эстетическую, сколько коммуникативную и фоновую функции, пользуются в подростковой среде широкой популярностью, в то время как академическая музыка, несущая значительную смысловую нагрузку, остается за пределами внимания подростков.

Восполнить этот пробел и направить интересы подростков на лучшие образцы

академического искусства способны учреждения досуговой деятельности, а именно молодежные центры. В нашем молодежном центре уже пятый год существует музыкальный клуб, где на занятиях вокалом помимо развития навыков пения, умения держаться на сцене и т.д., мы постепенно подводим ребят к пониманию академической музыки, расширяя привычный для них эстрадный репертуар музыкой из кинофильмов, близкой по содержанию романсовой лирике, несложными джазовыми произведениями, со временем переходя к исполнению классических романсов.

На музыкальных занятиях мы стараемся направить силы подростков на добро, созидание, творчество и выстраиваем свою работу с учетом особенностей данного противоречивого возрастного периода и происходящих сегодня в мире социальных перемен. Мы используем такие формы и методы, которые с одной стороны интересны подрастающему поколению, а с другой - оказывают положительное влияние на становление личности подростков, развитие их художественных интересов, общей и музыкальной культуры. Обогатить занятия, сделать их художественно-содержательными помогают такие формы работы, как: совместные просмотры кинофильмов, работа с креативной группой; а также методы: академические минутки, музыкальный обмен, создание видеоклипов.

Совместные просмотры кинофильмов. В молодежном центре устраиваются совместные просмотры кинофильмов, в программу которых мы стараемся включать мюзиклы, оперетты, оперы, фильмы о композиторах. Это способствует повышению интеллектуально-духовного потенциала подростков, становлению их ориентации на культурные ценности, развитию творческой направленности.

Работа с креативной группой. На базе молодежного центра создана «креативная группа» молодежи, которая участвует в организации и проведении круглых столов и творческих мастерских, где общение с известными музыкантами, художниками, поэтами происходит в неформальной обстановке. Помимо развития художественного интереса, в процессе этой деятельности у подростков формируются такие соци-

ально значимые качества, как коммуникабельность, умение сотрудничать на основе общих интересов, увлечений, совместной деятельности.

Академические минутки. На занятии отводится 3-5 минут, в процессе которых мы знакомим подростка с каким-либо академическим произведением, беседуем о нем, делимся впечатлениями, стараемся рассказать интересные факты из истории создания произведения и жизни композитора. Мы начинаем знакомство с академической музыкой с более доступных пониманию подростка произведений вокальной или программной инструментальной музыки, при обсуждении проводим параллели с современностью. Многие подростки уже с первых занятий проявляют интерес к предлагаемым произведениям и активно участвуют в дискуссии.

Музыкальный обмен. Учащемуся предлагается принести на занятие понравившееся ему произведение и рассказать о нем (вначале это, как правило, эстрадная музыка), в ответ мы знакомим его с музыкой академической направленности, которая нравится нам, увлеченно рассказываем о ней, постепенно вовлекая подростка в мир академического искусства.

Создание видеоклипов. Этот метод работы, основанный на взаимосвязи различных видов искусства, позволяет расширить спектр художественных интересов подростков, создает пространство для фантазии и воображения, способствует развитию творческого потенциала. В создании видеоклипов можно выделить несколько этапов. Сначала подростки выбирают произведение (из предложенного нами ряда академической музыки); затем следует обсуждение возможного видеоряда, подходящего данной музыке; далее снимается или подыскивается фото- или видеоряд и на заключительном этапе монтируется клип. В сегодняшнее время информационного бума и компьютерных технологий создание видеоклипов вызывает большой интерес у подростков. Они с увлечением работают, а лучшие работы принимают участие в ежегодном, проводимом на базе центра, кинофестивале.

Исходя из таких важных особенностей подросткового возраста как стремление к самостоятельности, чувствительность к оценке окружающими и большое значение

результатов деятельности, мы стараемся, чтобы все созданные подростками в процессе занятий творческие «продукты» обязательно находили реализацию. С этой целью нами проводятся концерты, круглые столы, кинофестивали и молодежные музыкальные ассамблеи.

Досуг, как время свободного самоопределения, саморазвития, сосредотачивает в себе значительные ресурсы для развития подростков. Учреждения досуговой деятельности, в частности молодежные центры, которые подрастающее поколение посещает по собственному желанию и интересам, должны стать важной частью культурного бытия подростков, живительной средой для приобщения к миру искусства.

Библиографический список

1. Выготский Л. С. Собр. соч.: В 6-ти т. Т. 4. Детская психология. - М.: Педагогика, 1984. -432 с.

2. Исаева И. Ю. Досуговая педагогика: учебное пособие. - М.: Флинта: НОУ ВПО «МПСИ», 2010. - 200 с.

3. Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: учебник для студ. вузов. - М.: Академия, 1999. - 456 с.

4. Ожегов С. И. Словарь русского языка: Ок. 57000 слов / под ред. Н. Ю. Шведовой. - М.: Русский язык, 1984. - 816 с.

5. Черных П. Я. Историко-этимологический словарь современного русского языка: 13560 слов - М.: Русский язык, 1993. - 623 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.