Научная статья на тему 'Молодежный экстремизм как форма политического протеста'

Молодежный экстремизм как форма политического протеста Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
977
171
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Власть
ВАК
Ключевые слова
ЭКСТРЕМИЗМ / ЭКСТРЕМАЛЬНОСТЬ / МОЛОДЕЖЬ / ПРОТЕСТ / НЕЗАКОННОЕ НАСИЛИЕ / EXTREMISM / EXTREMITY / YOUTH / PROTEST / ILLEGAL VIOLENCE

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Ефанова Елена Владимировна

В статье автор рассматривает особенности развития экстремизма как формы политического протеста. Автор пытается выявить причины зарождения экстремизма в молодежной среде.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n the article the author considers particularities of development of extremism as a form of political protest. The author attempts to reveal the causes of extremism origin among youth.

Текст научной работы на тему «Молодежный экстремизм как форма политического протеста»

Елена ЕФАНОВА

МОЛОДЕЖНЫЙ ЭКСТРЕМИЗМ КАК ФОРМА ПОЛИТИЧЕСКОГО ПРОТЕСТА

В статье автор рассматривает особенности развития экстремизма как формы политического протеста. Автор пытается выявить причины зарождения экстремизма в молодежной среде.

In the article the author considers particularities of development of extremism as a form of political protest. The author attempts to reveal the causes of extremism origin among youth.

Ключевые слова:

экстремизм, экстремальность, молодежь, протест, незаконное насилие; extremism, extremity, youth, protest, illegal violence.

ЕФАНОВА

Елена

Владимаровна — к.полит.н., доцент кафедры междунлродных итнлшений, региононедения и политологии ВолГУ eManova8282@mail.ru

В условиях динамичных преобразований в современном мире происходит трансформация политических систем и, как следствие, расширение круга субъектов политической деятельности, изменение практик их отношений. Политические права и свободы, декларируемые национальным законом, дают возможность гражданам участвовать в политической жизни общества в соответствии с собственными ориентирами, однако одновременно расширяется и спектр форм политического протеста — от институционального, осуществляемого в рамках законодательства, до экстремистского.

В самом общем смысле протест есть массовое несогласие с существующим порядком вещей, активная форма защиты своих интересов от посягательства извне. Протест — это политическое поведение, форма участия личности и/или общности в осуществлении политической власти, защите своих политических интересов через действие или бездействие.

В науке существует ряд методологических подходов, объясняющих причины протестного поведения, где ведущая роль отводится показателям социального самочувствия и динамике ожиданий населения. Так, концепция относительной депривации (С. Стауффер, Р. Мертон) гласит, что у «индивида формируется состояние недовольства вследствие расхождения между его личностными стремлениями, надеждами и требованиями и реальной ситуацией. Растущие расхождения приводят к усилению неудовлетворенности. На определенном этапе величина расхождений становится настолько значительной, что приводит к явлениям фрустрационного порядка»1. Именно это способствует включению индивида в ту или иную форму протестного поведения.

Сторонники концепции политического конфликта (Дж. Кирк, М. Паймард), дифференцируя протест и восстание, определяют протест как форму проявления политического конфликта, в большинстве случаев непродолжительного, предмет которого касается конкретных действий и политики властей2.

Для протеста характерны: ориентация на «другого» (нормы, традиции, ценности, законы); публичность; групповая иден-

1 Stouffer S.A. The American Soldier. — Boston: Princeton University Press, 1949; Merton R.K. Social Theory and Social Structure. —Glencoe, Il.: Free Press, 1957.

2 Kirk J., Pimard M. The Organizational Substructure of Disorderly Politics // Social Forces, 1971, vol. 49, № 4.

тификация; конфликтность; целенаправленность; система координат (локали-зованность в пространстве); маргиналь-ность1.

Экстремизм есть крайнее проявление идей, взглядов, действий, направленных на радикальное изменение существую -щих общепринятых политических, социальных, идеологических и иных основ общества и тем самым демонстрирующих атрибутивные параметры неконвенциональной формы протеста. В политическом смысле это выражается, во-первых, в неприязни к существующей политической системе, в готовности бороться за значительное или даже полное ее преобразование; во-вторых, в применении насильственных средств, в т.ч. террористических актов; в-третьих, в радикальности взглядов. То есть, экстремизм всегда предполагает «приверженность в политике и целях к крайним взглядам и действиям... В политическом плане экстремизм выступает против сложившихся общественных структур и институтов, пытаясь подорвать их стабильность, расшатать и низвергнуть ради достижения своих целей, как правило, силовыми методами...»2.

Мировая практика отчетливо демонстрирует, что степень подверженности общества экстремизму наиболее высока в «странах переходного периода». Именно в этих странах, вынужденных в короткие сроки заново выстраивать собственную политическую и экономическую систему, отмечается наибольшее число различных деструктивных явлений, в т.ч. числе и экстремизма.

Особую опасность для наций-государств представляет молодежный экстремизм. В научной среде существует множество взглядов на причины распространения подобных протестных настроений в молодежной среде. Научная традиция «социал-дарвинизма» породила большое число предположений о свойствах человека и особенностях межличностных отношений по аналогии с животным миром. Так, австрийский этолог К. Лоренц, сторонник теории врожденной агрессии, основыва-

1 Панкратов С.А., Гаранин О.Ю. Тенденции и основные направления организации протестной активности в современном обществе // Вестник Волгоградского государственного университета. Сер. 4, 2008, № 1, с. 125.

2 Морозов И.Л. Политический экстремизм

— леворадикальные течения. — Волжский : ВФ МЭИ, 2002, с. 30.

ясь на изучении поведения животных, пришел к выводу о наличии у них инстинктивного механизма внутривидового экстремизма, который является спонтанной врожденной реакцией. Поскольку человек произошел от животных предков в результате эволюции, то все его побуждения и мотивы также являются эволюциониро-вавшими3.

В рамках неофрейдистской традиции агрессия и ее производная — экстремизм рассматриваются либо как внутренние свойства личности, либо как свойство среды. Так, у К. Юнга в числе архетипов, составляющих модель личности, выделяется «Тень» (весьма сходная с понятием «Оно» у З. Фрейда, олицетворяющая все темные стороны человеческого «Я»). Именно «Тень» ответственна за все агрессивные проявления и деструктивные тенденции. Экстремизм может и не носить открытого характера, однако подавление его приводит к неврозу.

К. Хорни признавала экстремизм индивидуальной реакцией, направленной на преодоление присущей человеку базисной тревожности. По способу, которым человек преодолевает свою тревожность, выделяются три типа личности: движущиеся к людям; движущиеся от людей; движущиеся против людей. Последние характеризуются, по мнению ученого, аддиктивным экстремистским поведением. Личность, склонная к экстремизму, рассматривает жизнь как постоянную борьбу всех против всех. Основная цель такого человека

— любыми средствами добиться господства над окружающими.

Таким образом, теории, рассматривающие проблемы экстремизма и агрессивности, можно условно разделить на две группы: концепции, в которых экстремизм трактуется как врожденное, инстинктивное свойство личности, и теории, рассматривающие экстремизм как характеристику способа поведения.

Теория поколений американских социологов Н. Хоува и У. Штрауса указывает, что важнейшими факторами, определяющими мышление и действия поколений, являются не возраст, а среда, в которой человек рос до 10—12 лет (все, что происходит вокруг, человек в таком возрасте оценивает не в категориях «хорошее или

3 Лоренц К. Так называемое зло. К естественной теории агрессии. — М. : Республика, 1998, с. 118.

плохое», «правильное или неправильное», а как нормальное), и нормы воспитания в семье, воспринимаемые ребенком как абсолютно адекватные.

Отечественные ученые также видят причины распространения экстремизма именно в окружающей социальной среде. «Все отклонения в поведении молодежи (в том числе и распространение экстремизма) определяются многими факторами, но если их обобщить, то получим два основных (основополагающих) “полюса влияния” — это семья и общество»1. Членами молодежно-подростковых групп экстремистской направленности как самой радикальной формы протест-ной активности становятся, как правило, индивиды, выросшие и воспитывавшиеся в социально неблагополучной обстановке. Несовершеннолетние, не приспособленные и не адаптированные к определенным условиям жизни в социальном, психологическом, правовом плане, ищут свое самовыражение в неформальном обще-нии2. Большую роль играют деформация системы ценностей, «нездоровая» среда общения, преобладание досуговых ориентаций над социально полезными, неадекватное восприятие педагогических воздействий, отсутствие жизненных планов.

Протестное поведение в молодежной среде в определенной степени свойственно молодежи в силу ряда характеристик данной возрастной группы. Именно в этом возрасте несовершенство окружающего социального мира ощущается наиболее остро. Соответственно, появляется либо желание отгородиться от этой действительности и создать свой собственный мир (вариант «ухода»), либо его переделать (вариант «мятежа»), не обращая внимания на готовность этого мира к трансформации. Ю.А. Зубок и В.И. Чупров дают подробную характеристику проблем молодежи и причин вхождения их в радикальные группы3. На этой основе можно

1 Сибиряков С.Л. О некоторых истоках современного терроризма и возможных путях его раннего предупреждения // Российский криминологический взгляд, 2005, № 1, с. 81.

2 Бурмистров И.А. Сущность и специфика преступлений, совершаемых неформальными группами несовершеннолетних // Российский следователь, 2000, № 6, с. 33.

3 Зубок Ю.А., Чупров В.И. Молодежный экстремизм: сущность, формы проявления, тенденции. - М. : Academia, 2009, с. 87.

проследить этапы формирования протест-ных настроений молодежи:

— стремление превзойти окружающих, т.е. молодежь тяготеет к многократному улучшению социального положения;

— нереальные требования, т.е. предъявляются завышенные требования к себе и к окружающей действительности;

— трудности, т.е. объект сталкивается с трудностями при реализации завышенных ожиданий;

— состояние фрустрации, сопровождающееся гневом;

— рефлексия по поводу этих чувств;

— утрата доверия к себе и окружающему миру;

— враждебность, ненависть, т.е. формируются экстремальные настроения.

Таким образом, возрастание агрессивных установок вследствие разрыва между притязаниями личности и возможностью их удовлетворения характеризует молодежь как социальную группу, способную к протестному поведению.

В демократическом государстве публичное выражение протеста в узаконенных формах не преследуется. Однако радикальные (экстремистские) проявления протеста составляют повышенную опасность для любого государства. Поэтому усиление борьбы с экстремизмом ведется не только с очевидными уголовно наказуемыми действиями — терроризмом, захватом или присвоением властных полномочий, созданием незаконных вооруженных формирований, осуществлением массовых беспорядков, хулиганством и актами вандализма по мотивам идеологической, политической, расовой, национальной или религиозной ненависти либо вражды. Сегодняшняя борьба с экстремизмом затрагивает гораздо более тонкие сферы, которые не могут трактоваться столь однозначно, как-то: возбуждение расовой, национальной или религиозной розни, а также социальной розни, связанной с насилием или призывами к насилию; унижение национального достоинства; пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности граждан по признаку их отношения к религии, социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности; пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики. Общей линией является стремление госу-

дарства защититься от угроз со стороны экстремистов за счет расширения сферы действия запретов, применения санкций на более ранних этапах возможных противоправных действий.

Проявление слабости государства и общества в противодействии деятельности экстремистских движений будет непременно вести к эрозии всей общественно-политической системы государства. Возможные последствия экстремистской деятельности для любого государства и общества российские эксперты В.Ю. Зорин и Э.А. Паин определяют таким образом:

— существенно повышается уровень дозволенного в политической сфере, респектабельными становятся политические силы, которые фактически являются маргинальными;

— в обществе сгущается атмосфера нетерпимости, а следовательно, все менее устойчивой становится политическая система;

— насилие все более воспринимается как допустимый и даже наиболее предпочтительный метод достижения целей. Особенно пагубно это сказывается на молодежи. Этим пользуются идеологи и организаторы экстремистских движений, формируя фанатиков, готовых «за идею» на любой террористический акт или иное преступление;

— наконец, страх становится лейтмоти-

вом гражданской жизни, а это есть лучший фон для дестабилизации политической ситуации в стране1.

Для преодоления экстремизма могут применяться самые различные формы борьбы: политические, психологические, силовые, информационные. Важную роль призвана играть правоприменительная практика. Ответственности подлежат не только организаторы и исполнители преступных акций политического экстремизма, но и их идейные вдохновители.

С экстремизмом борются и государство, и общество. И если государство должно устранить социально-экономические и политические условия, способствующие возникновению экстремизма, и решительно пресекать противозаконную деятельность экстремистов, то общество (в лице общественных объединений, средств массовой информации и рядовых граждан) должно противопоставлять экстремистским идеям и призывам гуманистические идеи политической и религиозной толерантности, гражданского мира и межнационального согласия.

Исследование выполнено при поддержке Российского гуманитарного научного фонда в рамках научноисследовательского проекта (грант РГНФ №11-33-00367а2).

1 Зорин В.Ю., Паин Э.А. По ту сторону свободы // Независимая газета, 2003, 12 февраля.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.