Научная статья на тему 'МОЛОДЕЖНЫЕ СУБКУЛЬТУРЫ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ'

МОЛОДЕЖНЫЕ СУБКУЛЬТУРЫ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
3666
501
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОЛОДЕЖНЫЕ СУБКУЛЬТУРЫ / КОНТРКУЛЬТУРЫ / ИНТЕРНЕТ-КУЛЬТУРА / СКИНХЕДЫ / ХИП-ХОП-КУЛЬТУРА

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Пасынкова С. Д.

В работе рассматривается ряд исследований, посвященных молодежным субкультурам, изучается процесс зарождения и угасания субкультур, обсуждаются субкультуры современной России на примере культуры скинхедов и рэп-культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE YOUTH SUBCULTURES IN MODERN RUSSIA

The paper examines several studies on youth subcultures, examines the process of the emergence and extinction of subcultures, discusses subcultures of modern Russia on the example of skinhead and hip-hop culture.

Текст научной работы на тему «МОЛОДЕЖНЫЕ СУБКУЛЬТУРЫ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ»

ОБЩЕГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ (HUMANITARIAN SCIENCES) УДК 316.723

Пасынкова С.Д.

студент факультета коммуникаций, медиа и дизайна Научно-исследовательский университет «Высшая школа экономики»

(г. Москва, Россия)

МОЛОДЕЖНЫЕ СУБКУЛЬТУРЫ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

Аннотация: в работе рассматривается ряд исследований, посвященных молодежным субкультурам, изучается процесс зарождения и угасания субкультур, обсуждаются субкультуры современной России на примере культуры скинхедов и рэп-культуры.

Ключевые слова: молодежные субкультуры, контркультуры, интернет-культура, скинхеды, хип-хоп-культура.

Молодежные субкультуры и контркультуры - частные проявления общественной культуры - возникают как ответ представителей молодежи на социальные, исторические, культурные, политические, экономические процессы, протекающие в обществе. Приставки «суб-» и «контр-» подразумевают противопоставление данных культур доминирующей в обществе культуре. Это проявляется в создании представителями суб-/контркультуры собственной системы ценностей, поведения, языка, манеры общения, стиля в одежде и т.п. В постсоветском обществе закрепилось понимание субкультуры как культуры протеста против общепринятых норм, однако субкультура никогда не существует в разрыве с доминирующей культурой, она является ее последовательным ответвлением.

В любую историческую эпоху представители молодежи (возраст социальной группы «молодежь» определить трудно, будем считать, что возраст

молодежи - от 15 до 30 лет) критиковались старшим поколением и считались агрессивными, беспринципными и безнравственными. Каждому юноше или девушке приходилось слышать от родителей «мы в твоем возрасте себя так не вели», а в свою очередь эти люди в молодости слышали подобные нравоучения уже от своих родителей. Это предубеждение относительно молодых людей связано с особенностями формирования личности, который происходит в рамках «молодежного» возраста. Начиная с периода пубертата в организме человека происходят изменения, в том числе и гормональные, влияющие на поведение человека. Эти процессы происходят под влиянием событий, как связанных с конкретным человеком, так и происходящих вокруг него. Картина мира молодого человека наполнена политическими, социокультурными изменениями, происходящими в обществе, вследствие чего формируется взгляд человека на определенные обществом нормы. Несогласие с родителями, учителями, представителями политической власти приводит к объединению протестно-настроенной молодежи в группы и созданию собственной культуры, удовлетворяющей их потребность в самовыражении. Эту систему норм и ценностей, объединяющую последователей вновь созданной культуры, принято называть субкультурой.

В конце ХХ века исследователи-социологи обратили внимание на феномен молодежных субкультур. В связи с общественно-политическими изменениями в России на рубеже 80-90-х годов начали появляться молодежные движения активистов, которые пересекались с субкультурными феноменами. И хотя понятия активистских движений и субкультур во многом похожи, их нельзя путать. Активистские движения молодежи апеллируют к социальной/политической сфере деятельности, в то время как субкультуры могут развиваться независимо от политических интересов участников конкретной группы. Одно из наиболее удачных описаний субкультуры -определение, данное З.В. Сикевичем: «субкультура» - это культура

определенного молодого поколения, обладающего общностью стиля жизни, поведения, групповых норм, ценностей и стереотипов [Луков, 2002: 79].

Рассматривая проблемы молодежных субкультур, Е.Л. Омельченко использует термин «солидарность», который она определяет, как «особый тип коммуникации, осуществляемой посредством разделяемых идей, а также интуитивным доверием индивидов к группе, с которой их связывает нечто большее, чем возраст, стиль или общие практики досуга» [Омельченко, 2012: 483]. Необходимость перехода от понятия «субкультура» к понятию «солидаризация» объясняется тем, что в настоящее время изменились виды взаимодействия как между представителями разных субкультур, так и между «независимым меньшинством» и «культурным большинством» [Омельченко, 2012: 485].

Через подход солидаризации Омельченко описывает тренды, принципы и рынки субкультурных сообществ молодежи в России и составляет портрет поколения рубежа первого и второго десятилетия двухтысячных. Современная молодежь характеризуется следующими качествами: борьба за правду, стремление к раскрытию творческого потенциала, влечение к риску, исследование гендерной идентичности и сексуальности. Каждую из этих характеристик можно так или иначе соотнести с наиболее популярными молодежными субкультурами. Например, «борьба за аутентичность» - общая черта молодежи, объединяющейся в группы по политическому или даже религиозному признаку (неоязычники, националисты) [Омельченко, 2012: 484]. Омельченко отмечает влечение молодежи к «эстетизации и театрализации повседневности». С этой чертой соотносятся такие субкультуры, как: хипстеры, эмо, готы и т.п. Субкультурам, появившимся в начале XXI века, приписывается уникальная черта - исследование гендера и сексуальности. Сексуальная свобода, размытие гендерных границ и наоборот - усиление контраста между маскулинностью и феминностью связаны с возникновением вышеперечисленных субкультур. Интерес молодежи к экстремальному образу

жизни, риску породил ряд субкультур, активно демонстрируемых в городской среде: паркур, бойцовские клубы, руфинг, стритрейсинг и пр.

По мнению Омельченко, все вышеперечисленные тренды объединяет ведущая черта всех субкультурных сообществ - поиск правды в образе жизни, системе ценностей, нормах поведения. Каждому представителю молодежного течения необходимо осознавать свою идентичность и принадлежность к конкретному сообществу, будь то поклонники аниме или уличные спортсмены [Омельченко, 2012: 486-487].

Решающую роль в формировании новых субкультурных течений сыграл Интернет и социальные сети. У современных молодых людей значительно расширился доступ к информации по сравнению с предшествующими поколениями, вырос интерес к культуре и самореализации. Изменились не только источники информации - именно в начале первого десятилетия XXI века произошел переход от традиционных СМИ (газеты, телевидение) к Интернет-порталам, видеохостингам, социальным сетям, но и способ ее потребления. Возникновение многочисленных онлайн-форумов, чатов, мессенджеров позволило молодым людям объединяться в группы дистанционно, минуя личные встречи. Новые способы коммуникаций позволили большему количеству людей находить сообщников, создавать манифесты новых субкультур, устанавливать свои правила. Развитие Интернета привело к тому, что человек, находясь в одной субкультурной организации свободно может примкнуть к одной или нескольким группам. Не всегда эти идеи имеют позитивную окраску, распространенное явление - «деструктивные субкультуры»: эмо, готы, футбольные фанаты, скинхеды, панки, нацболы [Кормщиков, Хусяинов, 2014: 74].

Как и почему формируются молодежные субкультуры в современной России? Исследователи отмечают принципиальное различие в причинах формирования субкультур в постсоветском пространстве в сравнении с западными тенденциями. В первую очередь отмечаются экономические причины, в частности - нестабильная экономическая ситуация в стране, ведущая

к в том числе и социальным трудностям. Жизнь молодого человека в России -зачастую вопрос «преодоления жизненных трудностей, порой и просто физического выживания» [Евсюкова, 2013: 9]. В связи с этой проблемой формируются субкультуры, объединяющие юных представителей низших классов. После объединения субкультурная группа может развиваться по двум сценариям: стремиться к переходу в более престижный класс или же опуститься до маргинального уровня, например, создать банду.

Внимание исследователей молодежных субкультур в России все чаще привлекают группировки, разделяющие ценности нацистской культуры. Наиболее распространенное обозначение этого явления - скинхеды («бритоголовые»). Субкультура скинхедов - не исконно русское явление, его корни уходят в Англию середины XX века, однако существует множество проектов, исследующих российских скинхедов.

В 2010 году была опубликована книга "Russia's Skinheads: Exploring and Rethinking Subcultural Lives" («Русские скинхеды: Открытия и переосмысление субкультурной жизни»), написанная российскими и британскими социологами. Книга посвящена полевому исследованию субкультуры скинхедов в Воркуте. Автор рецензии на «Русских скинхедов» В. Шнирельман отмечает, что поведение скинхедов «не является «девиантным», а лишь несколько раздвигает рамки настроений и практик, разделяемых обществом» [Шнирельман, 2010: 142]. Участники субкультурных групп не всегда представляют сообщество, отвергающее общественные нормы - они добавляют собственные ценностные, мировоззренческие, поведенческие нормы, тем самым расширяя культуру в целом. В этом смысле справедливо использование приставки «суб-» для определения подобного рода культуры и приставки «контр-» для обозначения девиации культуры в обществе. Контркультура представляет собой вид субкультуры, которая в отличие от последней не может мирно сосуществовать рядом с доминирующей культурой, отрицая её систему ценностей.

Поведение разных представителей скинхедов в этом смысле варьируется от «стиля и праворадикальной музыки» до «преступлений и убийств» [Шнирельман, 2010: 143]. Было выделено несколько причин вступления подростков в скинхед-группировки: недостаток внимания взрослых, влияние ксенофобской литературы, главной же причиной был назван «опыт повседневности», т.е. разделение интересов друзей [Шнирельман, 2010: 144]. Что касается возникновения расистских идей, авторами «Русских скинхедов» обозначаются несколько источников: «праворадикальное музыкальное и художественное творчество», Интернет, «ксенофобские материалы российских журналистов, нередко транслирующиеся федеральными СМИ» [Шнирельман, 2010: 145-146]. Таким образом, молодежные группы скинхедов зачастую вдохновляются не западными расистскими и националистскими идеями, но и находят поддержку своих взглядов в пространстве России.

В книге «Русские скинхеды» рассмотрены частные (семейные, личностные, идейные) причины включения человека в субкультурную группу. Однако глобальные процессы, происходящие в государстве или в мире, играют возможно еще большую роль в принятии человеком решения (порой бессознательно) о том, что он является частью субкультуры, не говоря уже о формировании субкультурного течения как такового. Л.Г. Ионин в книге «Восстание меньшинств» разрабатывает теорию появления культурных меньшинств (это понятие гораздо шире, чем понятие «субкультура», но последующее рассуждение справедливо и применимо в том числе и по отношению к субкультурам). Ионин пишет, что после распада Советского Союза многие его граждане переживали утрату идентификации, как социальной, так и культурной. В этой связи были возможны три варианта выхода из положения: восстановление идентичности, распад личности и создание новой идентичности [Ионин, 2012: 104]. Последний сценарий подразумевал причастность человека к культурной модели, которая уже не зависела от государства и его культуры, а без главенства государства над человеком у последнего появлялась возможность

реализовать в жизни интересующую культурную модель. Культурные модели, не имевшие возможность получить развитие в условиях советского государства (как отмечает автор - они находились в «зародышевом состоянии»), после распада СССР вырвались на волю, и большее количество людей смогли открыто выразить причастность к существующим культурным моделям.

Субкультуры, являющиеся частным случаем культурных меньшинств, следует рассматривать с двух точек зрения: истинные субкультуры, содержащие определенную идею, и мода на субкультуры, воспроизводящая внешние характеристики субкультуры, но не претендующей на серьезность. Непосредственную субкультурную жизнь Ионин приписывает представителям низших классов общества. Это объясняется тем, что субкультурные явления возникают, как правило, в «андеграунде» культуры, на том культурном пласте, который считается единственно доступным низшим классам из-за своей простоты и дешевизны. Субкультура как мода в большинстве случаев рассчитана на общество потребления, на представителей средних классов, которые лишь примеряют на себя роль участника субкультурного движения и не проживают субкультурную жизнь всерьез. Ионин не исключает возможность перехода из субкультурной моды в истинную субкультуру. Моду на субкультуры формирует не высший или низший класс, а класс средний, «креативный» [Ионин, 2012: 160]. Образы субкультуры, создаваемые «креативным» классом направлены на коммерциализацию, рассчитаны на потребление представителями высших классов, склонных к подчинению моде. Происходит коммуникация между миром реальных субкультур и модой на субкультуры.

Рассмотрим отдельный пример реальной субкультуры, моды на субкультуру и возможность перехода из второй категории в первую. Зародившийся в 90-х годах XX века русский хип-хоп начинался с небольших объединений, носившими субкультурный характер, в которые входило ограниченное количество людей, принадлежавших к низшим классам общества. В дальнейшем по мере развития субкультуры рэпа (от подражания западным

артистам до создания собственной отечественной рэп-школы) течением начало интересоваться всё большее количество людей. На рубеже веков возникла молодежная мода на рэп: низшие слои, вовлеченные в процесс культивирования хип-хопа по-прежнему оставались в категории реальной субкультуры, а различные представители «креативного» класса начали продвижение субкультуры рэпа в массы посредством создания образа русского рэпера. Эта проекция распространилась на сферу телевидения, разговорного языка, стиля одежды. Многие люди, сперва примыкавшие к миру субкультурной моды на рэп, со временем переходили в разряд причастных к субкультуре как таковой. Процесс перехода был настолько масштабен, что к середине 2010-х субкультура рэперов, бытующая сперва в «андеграунде», переросла в культуру русского рэпа, которая приобрела статус доминирующей.

Этот и предыдущие примеры доказывают, что развитие субкультур непредсказуемо - существует множество сценариев, по которым зарождается и развивается субкультура. В случае со скинхедами субкультура преодолела пик своего развития и пришла к закономерному распаду (не исключается, что отдельные группировки скинхедов продолжают существовать, но субкультура больше не носит массовый характер). Пример русского хип-хоп движения демонстрирует, что, становясь модой, субкультура имеет шанс на переход в категорию доминирующей в обществе культуры.

Благодаря своей многогранности и широким охватом сопутствующих явлений феномен молодежных субкультур сам по себе представляет интерес не только для социологов-исследователей доминирующих культур, но и для историков современности и психологов-бихевеористов.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

Луков В.А. Особенности молодежных субкультур в России // Андреева Ю.В. Особенности культурных противостояний в современных молодежных движениях России // Конфликтология - М.: Издательский дом ГУ-ВШЭ, 2010. - С. 1-40.

Громов Д.В. Сленг молодежных субкультур: лексическая структура и особенности формирования // Русский язык в научном освещении. - М.: 2009. -№ 1 (17). - С. 228-240.

Евсюкова А. Молодежные субкультуры и их влияние на российское общество // Территория науки. - Воронеж, 2013. - №4. - С. 6-12. Ионин Л.Г. Восстание меньшинств // СПб.: Университетская книга, 2012. Кормщиков Д. А., Хусяинов Т. М. Социально-культурные установки в неформальной молодежной среде // Современное общество: вопросы теории, методологии, методы социальных исследований: Материалы XIII (заочной) Всерос. науч. конф., посв. памяти проф. З.И. Файнбурга - Пермь, 2014. - С. 7176.

Куликова А.В. Особенности Интернет-коммуникаций // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия Социальные науки - Н.Н., 2012. - № 4 (28). - С. 19-24.

Луков В.А. Особенности молодежных субкультур в России // Социс. - 2002. - №2 10. - С. 79-87.

Омельченко Е.Л. Субкультуры, поколения, солидарности? К вопросу концептуализации новых форм коммуникации в молодежной среде // XII Междунар. науч. конф. по проблемам развития экономики и общества: в 4 кн. -Кн. 3. - М., 2012. - C. 478-488.

Шнирельман В.А. Hilary Pilkington, Elena Omel'chenko, and Al'bina Garifzianova. Russia's Skinheads: Exploring and Rethinking Subcultural Lives. London: Routledge, 2010 // Laboratorium, 2013 - №5(3) - C. 142-148.

Pilkington H., Omelchenko E. L., Garifzianova A. Russia's Skinheads: exploring and rethinking subcultural lives - L., NY: Routledge, 2010.

Pasynkova S.D.

Student of faculty of communications, media and design National Research University Higher School of Economics

(Moscow, Russia)

THE YOUTH SUBCULTURES IN MODERN RUSSIA

Abstract: the paper examines several studies on youth subcultures, examines the process of the emergence and extinction of subcultures, discusses subcultures of modern Russia on the example of skinhead and hip-hop culture.

Keywords: youth subcultures, countercultures, internet culture, skinheads, hip-hop culture.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.