ОБЩЕГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ (HUMANITARIAN SCIENCES) УДК 316.723
Пасынкова С.Д.
студент факультета коммуникаций, медиа и дизайна Научно-исследовательский университет «Высшая школа экономики»
(г. Москва, Россия)
МОЛОДЕЖНЫЕ СУБКУЛЬТУРЫ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
Аннотация: в работе рассматривается ряд исследований, посвященных молодежным субкультурам, изучается процесс зарождения и угасания субкультур, обсуждаются субкультуры современной России на примере культуры скинхедов и рэп-культуры.
Ключевые слова: молодежные субкультуры, контркультуры, интернет-культура, скинхеды, хип-хоп-культура.
Молодежные субкультуры и контркультуры - частные проявления общественной культуры - возникают как ответ представителей молодежи на социальные, исторические, культурные, политические, экономические процессы, протекающие в обществе. Приставки «суб-» и «контр-» подразумевают противопоставление данных культур доминирующей в обществе культуре. Это проявляется в создании представителями суб-/контркультуры собственной системы ценностей, поведения, языка, манеры общения, стиля в одежде и т.п. В постсоветском обществе закрепилось понимание субкультуры как культуры протеста против общепринятых норм, однако субкультура никогда не существует в разрыве с доминирующей культурой, она является ее последовательным ответвлением.
В любую историческую эпоху представители молодежи (возраст социальной группы «молодежь» определить трудно, будем считать, что возраст
молодежи - от 15 до 30 лет) критиковались старшим поколением и считались агрессивными, беспринципными и безнравственными. Каждому юноше или девушке приходилось слышать от родителей «мы в твоем возрасте себя так не вели», а в свою очередь эти люди в молодости слышали подобные нравоучения уже от своих родителей. Это предубеждение относительно молодых людей связано с особенностями формирования личности, который происходит в рамках «молодежного» возраста. Начиная с периода пубертата в организме человека происходят изменения, в том числе и гормональные, влияющие на поведение человека. Эти процессы происходят под влиянием событий, как связанных с конкретным человеком, так и происходящих вокруг него. Картина мира молодого человека наполнена политическими, социокультурными изменениями, происходящими в обществе, вследствие чего формируется взгляд человека на определенные обществом нормы. Несогласие с родителями, учителями, представителями политической власти приводит к объединению протестно-настроенной молодежи в группы и созданию собственной культуры, удовлетворяющей их потребность в самовыражении. Эту систему норм и ценностей, объединяющую последователей вновь созданной культуры, принято называть субкультурой.
В конце ХХ века исследователи-социологи обратили внимание на феномен молодежных субкультур. В связи с общественно-политическими изменениями в России на рубеже 80-90-х годов начали появляться молодежные движения активистов, которые пересекались с субкультурными феноменами. И хотя понятия активистских движений и субкультур во многом похожи, их нельзя путать. Активистские движения молодежи апеллируют к социальной/политической сфере деятельности, в то время как субкультуры могут развиваться независимо от политических интересов участников конкретной группы. Одно из наиболее удачных описаний субкультуры -определение, данное З.В. Сикевичем: «субкультура» - это культура
определенного молодого поколения, обладающего общностью стиля жизни, поведения, групповых норм, ценностей и стереотипов [Луков, 2002: 79].
Рассматривая проблемы молодежных субкультур, Е.Л. Омельченко использует термин «солидарность», который она определяет, как «особый тип коммуникации, осуществляемой посредством разделяемых идей, а также интуитивным доверием индивидов к группе, с которой их связывает нечто большее, чем возраст, стиль или общие практики досуга» [Омельченко, 2012: 483]. Необходимость перехода от понятия «субкультура» к понятию «солидаризация» объясняется тем, что в настоящее время изменились виды взаимодействия как между представителями разных субкультур, так и между «независимым меньшинством» и «культурным большинством» [Омельченко, 2012: 485].
Через подход солидаризации Омельченко описывает тренды, принципы и рынки субкультурных сообществ молодежи в России и составляет портрет поколения рубежа первого и второго десятилетия двухтысячных. Современная молодежь характеризуется следующими качествами: борьба за правду, стремление к раскрытию творческого потенциала, влечение к риску, исследование гендерной идентичности и сексуальности. Каждую из этих характеристик можно так или иначе соотнести с наиболее популярными молодежными субкультурами. Например, «борьба за аутентичность» - общая черта молодежи, объединяющейся в группы по политическому или даже религиозному признаку (неоязычники, националисты) [Омельченко, 2012: 484]. Омельченко отмечает влечение молодежи к «эстетизации и театрализации повседневности». С этой чертой соотносятся такие субкультуры, как: хипстеры, эмо, готы и т.п. Субкультурам, появившимся в начале XXI века, приписывается уникальная черта - исследование гендера и сексуальности. Сексуальная свобода, размытие гендерных границ и наоборот - усиление контраста между маскулинностью и феминностью связаны с возникновением вышеперечисленных субкультур. Интерес молодежи к экстремальному образу
жизни, риску породил ряд субкультур, активно демонстрируемых в городской среде: паркур, бойцовские клубы, руфинг, стритрейсинг и пр.
По мнению Омельченко, все вышеперечисленные тренды объединяет ведущая черта всех субкультурных сообществ - поиск правды в образе жизни, системе ценностей, нормах поведения. Каждому представителю молодежного течения необходимо осознавать свою идентичность и принадлежность к конкретному сообществу, будь то поклонники аниме или уличные спортсмены [Омельченко, 2012: 486-487].
Решающую роль в формировании новых субкультурных течений сыграл Интернет и социальные сети. У современных молодых людей значительно расширился доступ к информации по сравнению с предшествующими поколениями, вырос интерес к культуре и самореализации. Изменились не только источники информации - именно в начале первого десятилетия XXI века произошел переход от традиционных СМИ (газеты, телевидение) к Интернет-порталам, видеохостингам, социальным сетям, но и способ ее потребления. Возникновение многочисленных онлайн-форумов, чатов, мессенджеров позволило молодым людям объединяться в группы дистанционно, минуя личные встречи. Новые способы коммуникаций позволили большему количеству людей находить сообщников, создавать манифесты новых субкультур, устанавливать свои правила. Развитие Интернета привело к тому, что человек, находясь в одной субкультурной организации свободно может примкнуть к одной или нескольким группам. Не всегда эти идеи имеют позитивную окраску, распространенное явление - «деструктивные субкультуры»: эмо, готы, футбольные фанаты, скинхеды, панки, нацболы [Кормщиков, Хусяинов, 2014: 74].
Как и почему формируются молодежные субкультуры в современной России? Исследователи отмечают принципиальное различие в причинах формирования субкультур в постсоветском пространстве в сравнении с западными тенденциями. В первую очередь отмечаются экономические причины, в частности - нестабильная экономическая ситуация в стране, ведущая
к в том числе и социальным трудностям. Жизнь молодого человека в России -зачастую вопрос «преодоления жизненных трудностей, порой и просто физического выживания» [Евсюкова, 2013: 9]. В связи с этой проблемой формируются субкультуры, объединяющие юных представителей низших классов. После объединения субкультурная группа может развиваться по двум сценариям: стремиться к переходу в более престижный класс или же опуститься до маргинального уровня, например, создать банду.
Внимание исследователей молодежных субкультур в России все чаще привлекают группировки, разделяющие ценности нацистской культуры. Наиболее распространенное обозначение этого явления - скинхеды («бритоголовые»). Субкультура скинхедов - не исконно русское явление, его корни уходят в Англию середины XX века, однако существует множество проектов, исследующих российских скинхедов.
В 2010 году была опубликована книга "Russia's Skinheads: Exploring and Rethinking Subcultural Lives" («Русские скинхеды: Открытия и переосмысление субкультурной жизни»), написанная российскими и британскими социологами. Книга посвящена полевому исследованию субкультуры скинхедов в Воркуте. Автор рецензии на «Русских скинхедов» В. Шнирельман отмечает, что поведение скинхедов «не является «девиантным», а лишь несколько раздвигает рамки настроений и практик, разделяемых обществом» [Шнирельман, 2010: 142]. Участники субкультурных групп не всегда представляют сообщество, отвергающее общественные нормы - они добавляют собственные ценностные, мировоззренческие, поведенческие нормы, тем самым расширяя культуру в целом. В этом смысле справедливо использование приставки «суб-» для определения подобного рода культуры и приставки «контр-» для обозначения девиации культуры в обществе. Контркультура представляет собой вид субкультуры, которая в отличие от последней не может мирно сосуществовать рядом с доминирующей культурой, отрицая её систему ценностей.
Поведение разных представителей скинхедов в этом смысле варьируется от «стиля и праворадикальной музыки» до «преступлений и убийств» [Шнирельман, 2010: 143]. Было выделено несколько причин вступления подростков в скинхед-группировки: недостаток внимания взрослых, влияние ксенофобской литературы, главной же причиной был назван «опыт повседневности», т.е. разделение интересов друзей [Шнирельман, 2010: 144]. Что касается возникновения расистских идей, авторами «Русских скинхедов» обозначаются несколько источников: «праворадикальное музыкальное и художественное творчество», Интернет, «ксенофобские материалы российских журналистов, нередко транслирующиеся федеральными СМИ» [Шнирельман, 2010: 145-146]. Таким образом, молодежные группы скинхедов зачастую вдохновляются не западными расистскими и националистскими идеями, но и находят поддержку своих взглядов в пространстве России.
В книге «Русские скинхеды» рассмотрены частные (семейные, личностные, идейные) причины включения человека в субкультурную группу. Однако глобальные процессы, происходящие в государстве или в мире, играют возможно еще большую роль в принятии человеком решения (порой бессознательно) о том, что он является частью субкультуры, не говоря уже о формировании субкультурного течения как такового. Л.Г. Ионин в книге «Восстание меньшинств» разрабатывает теорию появления культурных меньшинств (это понятие гораздо шире, чем понятие «субкультура», но последующее рассуждение справедливо и применимо в том числе и по отношению к субкультурам). Ионин пишет, что после распада Советского Союза многие его граждане переживали утрату идентификации, как социальной, так и культурной. В этой связи были возможны три варианта выхода из положения: восстановление идентичности, распад личности и создание новой идентичности [Ионин, 2012: 104]. Последний сценарий подразумевал причастность человека к культурной модели, которая уже не зависела от государства и его культуры, а без главенства государства над человеком у последнего появлялась возможность
реализовать в жизни интересующую культурную модель. Культурные модели, не имевшие возможность получить развитие в условиях советского государства (как отмечает автор - они находились в «зародышевом состоянии»), после распада СССР вырвались на волю, и большее количество людей смогли открыто выразить причастность к существующим культурным моделям.
Субкультуры, являющиеся частным случаем культурных меньшинств, следует рассматривать с двух точек зрения: истинные субкультуры, содержащие определенную идею, и мода на субкультуры, воспроизводящая внешние характеристики субкультуры, но не претендующей на серьезность. Непосредственную субкультурную жизнь Ионин приписывает представителям низших классов общества. Это объясняется тем, что субкультурные явления возникают, как правило, в «андеграунде» культуры, на том культурном пласте, который считается единственно доступным низшим классам из-за своей простоты и дешевизны. Субкультура как мода в большинстве случаев рассчитана на общество потребления, на представителей средних классов, которые лишь примеряют на себя роль участника субкультурного движения и не проживают субкультурную жизнь всерьез. Ионин не исключает возможность перехода из субкультурной моды в истинную субкультуру. Моду на субкультуры формирует не высший или низший класс, а класс средний, «креативный» [Ионин, 2012: 160]. Образы субкультуры, создаваемые «креативным» классом направлены на коммерциализацию, рассчитаны на потребление представителями высших классов, склонных к подчинению моде. Происходит коммуникация между миром реальных субкультур и модой на субкультуры.
Рассмотрим отдельный пример реальной субкультуры, моды на субкультуру и возможность перехода из второй категории в первую. Зародившийся в 90-х годах XX века русский хип-хоп начинался с небольших объединений, носившими субкультурный характер, в которые входило ограниченное количество людей, принадлежавших к низшим классам общества. В дальнейшем по мере развития субкультуры рэпа (от подражания западным
артистам до создания собственной отечественной рэп-школы) течением начало интересоваться всё большее количество людей. На рубеже веков возникла молодежная мода на рэп: низшие слои, вовлеченные в процесс культивирования хип-хопа по-прежнему оставались в категории реальной субкультуры, а различные представители «креативного» класса начали продвижение субкультуры рэпа в массы посредством создания образа русского рэпера. Эта проекция распространилась на сферу телевидения, разговорного языка, стиля одежды. Многие люди, сперва примыкавшие к миру субкультурной моды на рэп, со временем переходили в разряд причастных к субкультуре как таковой. Процесс перехода был настолько масштабен, что к середине 2010-х субкультура рэперов, бытующая сперва в «андеграунде», переросла в культуру русского рэпа, которая приобрела статус доминирующей.
Этот и предыдущие примеры доказывают, что развитие субкультур непредсказуемо - существует множество сценариев, по которым зарождается и развивается субкультура. В случае со скинхедами субкультура преодолела пик своего развития и пришла к закономерному распаду (не исключается, что отдельные группировки скинхедов продолжают существовать, но субкультура больше не носит массовый характер). Пример русского хип-хоп движения демонстрирует, что, становясь модой, субкультура имеет шанс на переход в категорию доминирующей в обществе культуры.
Благодаря своей многогранности и широким охватом сопутствующих явлений феномен молодежных субкультур сам по себе представляет интерес не только для социологов-исследователей доминирующих культур, но и для историков современности и психологов-бихевеористов.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
Луков В.А. Особенности молодежных субкультур в России // Андреева Ю.В. Особенности культурных противостояний в современных молодежных движениях России // Конфликтология - М.: Издательский дом ГУ-ВШЭ, 2010. - С. 1-40.
Громов Д.В. Сленг молодежных субкультур: лексическая структура и особенности формирования // Русский язык в научном освещении. - М.: 2009. -№ 1 (17). - С. 228-240.
Евсюкова А. Молодежные субкультуры и их влияние на российское общество // Территория науки. - Воронеж, 2013. - №4. - С. 6-12. Ионин Л.Г. Восстание меньшинств // СПб.: Университетская книга, 2012. Кормщиков Д. А., Хусяинов Т. М. Социально-культурные установки в неформальной молодежной среде // Современное общество: вопросы теории, методологии, методы социальных исследований: Материалы XIII (заочной) Всерос. науч. конф., посв. памяти проф. З.И. Файнбурга - Пермь, 2014. - С. 7176.
Куликова А.В. Особенности Интернет-коммуникаций // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия Социальные науки - Н.Н., 2012. - № 4 (28). - С. 19-24.
Луков В.А. Особенности молодежных субкультур в России // Социс. - 2002. - №2 10. - С. 79-87.
Омельченко Е.Л. Субкультуры, поколения, солидарности? К вопросу концептуализации новых форм коммуникации в молодежной среде // XII Междунар. науч. конф. по проблемам развития экономики и общества: в 4 кн. -Кн. 3. - М., 2012. - C. 478-488.
Шнирельман В.А. Hilary Pilkington, Elena Omel'chenko, and Al'bina Garifzianova. Russia's Skinheads: Exploring and Rethinking Subcultural Lives. London: Routledge, 2010 // Laboratorium, 2013 - №5(3) - C. 142-148.
Pilkington H., Omelchenko E. L., Garifzianova A. Russia's Skinheads: exploring and rethinking subcultural lives - L., NY: Routledge, 2010.
Pasynkova S.D.
Student of faculty of communications, media and design National Research University Higher School of Economics
(Moscow, Russia)
THE YOUTH SUBCULTURES IN MODERN RUSSIA
Abstract: the paper examines several studies on youth subcultures, examines the process of the emergence and extinction of subcultures, discusses subcultures of modern Russia on the example of skinhead and hip-hop culture.
Keywords: youth subcultures, countercultures, internet culture, skinheads, hip-hop culture.