Научная статья на тему 'Молодежные субкультуры: общественный протест или дань моде?'

Молодежные субкультуры: общественный протест или дань моде? Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
3055
233
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОЛОДЕЖЬ / СУБКУЛЬТУРНЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ / ОБЩЕСТВЕННЫЙ ПРОТЕСТ / МАССОВАЯ КУЛЬТУРА / YOUTH / SUBCULTURAL ASSOCIATIONS / PUBLIC PROTEST / MASS CULTURE

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Ракачев Вадим Николаевич, Ракачев Артем Николаевич

Одна из наиболее обсуждаемых тем в современной социологии существование молодежных субкультурных объединений. Что они представляют сегодня: общественный протест или дань моде? Авторы статьи пытаются ответить на этот вопрос исходя из понимания специфики современного общества, в котором идеи становятся ходовым товаром на мировом рынке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

YOUTH SUBCULTURES: PUBLIC PROTEST OR CRAZE?

One of the most discussed topics in the contemporary sociology is youth subcultural associations. What do they represent today: public protest or craze? The authors of the article try to answer this question basing upon comprehension of specifics of the modern society in which ideas become top-selling item in the global market

Текст научной работы на тему «Молодежные субкультуры: общественный протест или дань моде?»

УДК 316.723 Ракачев Вадим Николаевич

кандидат исторических наук, доцент кафедры социологии Кубанского государственного университета dom-hors@mail.ru

Ракачев Артем Николаевич

учитель географии средней общеобразовательной школы № 915 г. Москвы dom-hors@mail.ru

МОЛОДЕЖНЫЕ СУБКУЛЬТУРЫ: ОБЩЕСТВЕННЫЙ ПРОТЕСТ ИЛИ ДАНЬ МОДЕ? [1]

Rakachev Vadim Nikolaevich PhD in History,

Assistant Professor of the Social Science Department, Kuban State University dom-hors@mail.ru

Rakachev Artem Nikolaevich

Geography Teacher, Secondary comprehensive school № 915, Moscow dom-hors@mail.ru

YOUTH SUBCULTURES: PUBLIC PROTEST OR CRAZE? [1]

Аннотация:

Одна из наиболее обсуждаемых тем в современной социологии - существование молодежных субкультурных объединений. Что они представляют сегодня: общественный протест или дань моде? Авторы статьи пытаются ответить на этот вопрос исходя из понимания специфики современного общества, в котором идеи становятся ходовым товаром на мировом рынке.

Ключевые слова:

молодежь, субкультурные объединения, общественный протест, массовая культура.

The summary:

One of the most discussed topics in the contemporary sociology is youth subcultural associations. What do they represent today: public protest or craze? The authors of the article try to answer this question basing upon comprehension of specifics of the modern society in which ideas become top-selling item in the global market.

Keywords:

youth, subcultural associations, public protest, mass culture.

Современное российское общество на протяжении последних 20 лет находится в состоянии системной и структурной трансформации, кардинальным образом изменяющей все пространство социальной реальности. Эти перемены отражаются на жизнедеятельности всех слоев общества. В самой сложной ситуации оказываются незащищенные группы населения, лишенные стабильного статуса и соответствующих ресурсов, законодательной, нормативной и корпоративной поддержки. К таким группам можно отнести и молодежь как особую социально-возрастную группу, отличающуюся возрастными рамками и переходным статусом от вольного детства и юности к социальной ответственности.

Казавшийся четким и стабильным в советском обществе этот переходный процесс сегодня нарушен, как и нарушена схема распределения в нем ролей отцов и детей, которую можно выразить в известной формуле: «Мы живем ради детей, и наши дети должны жить лучше нас». Не декларируя четких целей, ни идеологических, ни экономических, сегодняшняя жизнь диктует обществу ситуативную логику, которая противоречит традиционной советской, идеей которой являлась «жизнь ради будущих поколений». Глобализация мира, стремительными шагами уменьшающая его вариативность, стирающая границы, размывающая культурные барьеры толкает людей к «наслаждению моментом». Дети действительно стали жить лучше отцов, и это стало реальностью.

В этих условиях молодежь выглядит той группой, которая задает тон в культурной политике, моде. Сегодня модно быть молодым, одеваться в молодежном стиле, использовать молодежный сленг, следовать популярным молодежным тенденциям. И причем это применимо не только к молодежи, но и к другим возрастным группам. По сути, многие

начали осознавать, что «хвост виляет собакой», но это их особо не задевает. И скорее, наоборот, спешат показать принадлежность к этому «хвосту».

Основоположник авангардного движения леттризма Исидор Изу (Гольдштейн) первым выдвинул тезис о молодежи как о новом революционном классе, «пролетариате общества потребления». В 1960-х гг. этот тезис получил новый толчок благодаря знаменитой работе Герберта Маркузе «Одномерный человек», сразу попавшей в «золотой фонд» контркультуры и взятой на вооружение «новыми левыми».

По мнению Маркузе, новое общество стало бесклассовым, но получилось одномерное общество, неототалитарная Система, существующая за счет гипноза средств массовой информации, которые внедряют в каждое индивидуальное сознание ложные потребности и культ потребления. Революционная роль перешла к маргиналам и представителям авангардного искусства, которые могли противопоставить Системе только тотальное неприятие ее ценностей [2]. Эти идеи воплотились в создании движения «новых левых», из недр которого впоследствии выросли движения хиппи, феминизма, защиты прав сексуальных меньшинств и др.

И если в авторитарном советском обществе строили параллельную модель «советского человека» в противовес западному «одномерному», то в новой демократической России развитие событий пошло по западному сценарию. Появляется новое поколение молодежи, которое не было воспитано идеологическим диктатом. Они усвоили от родителей уважительное отношение к обществу потребления, которого те не имели, и восприняли само это общество как объективно данную реальность, «воплотившуюся мечту».

Молодые люди учатся и уже научились в этом обществе, представляющем «большой супермаркет», правильно выбирать товары, в отличие от родителей, которые брали все подряд в условиях тотального дефицита. Это уже высокопрофессиональные потребители товара, тот класс, который становится гегемоном в обществе потребления.

В молодежной среде быть бедным просто не модно, как не модно откладывать деньги, ведь молодежь, не обремененная семьей и жизненными заботами, живет сегодня. «Пока ты молодой - имеешь такую возможность».

Сегодня много говорят о молодежи как о протестном классе, о грядущей революции, во главе которой станут молодые. Но, похоже, «бархатная революция» уже произошла, и эта революция была не коммунистической или социалистической, она была типично буржуазной.

Конечно, в новом буржуазном мире, не всем представителям молодежи доступны дорогие ночные клубы, цены в которых «освежающе дороги». А те, кто по своим финансовым возможностям не попали в этот высший круг, отнюдь не стремятся разрешить ситуацию революционным путем. Для них в новом обществе предусмотрены другие круги потребления, с более низкими запросами и покупательскими способностями.

Функционирование этой буржуазной модели в сегодняшних условиях духовного вакуума делает актуальной для исследователя проблему возникновения и широкого распространения субкультурных феноменов в молодежной среде. Наиболее дискуссионным в этой связи представляется вопрос о том, насколько сильна духовная составляющая этих объединений, что они представляют собой: еще один внешний элемент «одномерного человека» общества потребления или действительно духовную отдушину для молодых людей?

В ряде современных работ по социологии молодежи используется термин «про-тестные молодежные субкультуры», однако авторы далеко не единодушны в отношении того, какие именно субкультурные направления следует к ним относить. И хотя по своей су-

ти все молодежные субкультуры в большей или меньшей степени протестуют против упорядоченного мира взрослых, наиболее часто к таковым относят хиппи, панков и хип-хоперов.

Субкультура хиппи - одна из самых ярких молодежных субкультур, появившихся в 1960-е гг. Она ушла, и сегодня о ней напоминают лишь отдельные внешние атрибуты в молодежной среде, как, например, «фенечки» (изготовленные ручным способом браслеты из цветных ниток), а также использование текстиля, окрашенного в технике «тай-дай».

Расцвет движения пришелся на конец 1960-х - начало 1970-х годов. Первоначально хиппи протестовали против пуританской морали некоторых протестантских церквей, а также пропагандировали стремление вернуться к природной чистоте через любовь и пацифизм. Один из самых известных лозунгов хиппи - «Make love, not war!», что означает «Делайте любовь вместо войны!», и «All You Need Is Love!» («Всё, что тебе нужно, это любовь!») (название песни The Beatles).

В 1980-х гг. движение хиппи идет на спад, многие молодые люди, «перебесившись», начинают жизнь типичных обывателей «офисного планктона» и «буржуа». К концу 1980-х гг. движение практически исчезает, оставляя за собой яркий след в художественных произведениях и кинофильмах. Исчезнувшее, как «таинственная Атлантида», оно породило огромное количество идейных последователей.

Распространение в России / СССР субкультуры панков происходит в период перестройки и, хотя она в этот период находилась в тени движения металлистов, все же была связана с определенной социальной протестностью. Этот стиль начинает активно распространяться в 1990-х гг., вместе с музыкальным направлением панк-рока, в нашей стране в первую очередь ассоциировавшегося с группой Sex Pistols.

Формально их идейной платформой является анархизм, но довольно часто они понимают под этим не больше, чем стремление избежать службы в армии, отказ от продолжения образования, игнорирование формальных видов активности и право выпивать столько, сколько им хочется. Классическая строка из творчества группы «Пурген»: «Работэйшн - полный деградэйшн».

Панк-движение изначально представляло собой нонконформистское явление, попирающее общественные нормы и правила и выступающее против мещански-меркантильного образа жизни так называемого среднего человека, обывателя, массы. Панк критиковал массовую культуру и все с ней связанное и противопоставлял себя масс-культу как нечто альтернативное. Большую роль в формировании идеологии панка сыграли панк- и рок-группы: «Гражданская оборона», «НАИВ», «Тараканы!» «Пурген», «Король и Шут» и др.

Прежде всего, панк должен был выделяться чисто внешне. И чем более он выделялся, был эпатажным, тем лучше. Конечно, позднее сложился определённый стиль в одежде, в 1970-х гг. - это чёрные джинсы, кожаная куртка, бандана или яркоокрашенный ирокез. Позднее, в 1990-е гг., стиль несколько изменился, появились черные строгие костюмы, полосатые носки и кеды.

Вместе с тем образ жизни панков отличается такой же бездуховностью, как и образ жизни современной массы. Панк циничен, антиинтеллектуален и несерьезен. Вполне правомерно было бы сравнить его с детским инфантилизмом и незрелостью. Собственно, панк - это игра, это жизнь, внутри которой нет труда, нет эстетики, нет стремления к духовному и интеллектуальному развитию. Есть только эпатаж.

Панк-идеология предельно проста. Следуя ей, человек, как он думает, противопоставляет себя модным тенденциям современной массовой культуры, хотя на самом деле, ратуя против моды, ставит свое поведение в зависимость от нее. Ему неважно, что из себя эта мода представляет, на какие продукты культуры и искусства прослеживается

наибольший спрос. Главное - противостояние большинству. Но если завтра мода изменится и большинство уже будет придерживаться совершенно другого образа жизни, панкам придется менять свою идеологию, чтобы противостоять новым тенденциям моды. В этом и заключено отсутствие четкой позиции, устойчивого мировоззрения.

«Я всегда буду против», - пел Егор Летов, лидер группы «Гражданская оборона», и эта фраза вполне отражает «идеологию» панка, которая, по сути, представляет из себя борьбу «знаем с чем, но не знаем во имя чего».

К концу 1980-х закончилась эпоха больших идеологий, новые пока что не успели сформироваться, и панк оказался в обществе без каких-либо ценностей и норм, соответственно и не было против чего бунтовать. Протест больше не запрещен, более того, он превращен в товар. Как сказано в романе «Generation "П"» Виктора Пелевина, «...в области радикальной молодежной культуры ничто не продается так хорошо, как грамотно расфасованный и политически корректный бунт против мира, где царит политкорректность и все расфасовано для продажи» [3].

По сути, массовая культура создала образ панка, которым можно стать «на час», примерив одежду, сделав временные татуировки. Возникшие сегодня гламур-панки и другие схожие с ними движения поддерживают больше общество потребления, чем традиционно панковскую идеологию.

В сегодняшних условиях панк-движение уже не может сформировать свою собственную идеологию, попытка создать новые формы противостояния ориентированные на западные образцы - DIY-панк-движение [4] - не получила успеха. Находясь в неком идеологическом поиске, сегодня панк-движение представляет витязя на распутье, которого, куда не пойди, все равно обманут, но в то же время это является прекрасной ширмой, за которой можно спрятать свое бездействие и лень.

Характеризуя другое направление, отметим, что хип-хоперы укоренились в российской молодежной среде уже достаточно давно. Хип-хоп - «уличная культура», получившая широкое распространение с середины 1970-х годов в США, а затем во многих странах мира как одна из субкультурных форм освоения молодежью социальной субъектно-сти через создание, освоение, распространение, развитие четырех основных направлений: брейк-данс, рэп, граффити и диджеинг. В составе элементов хип-хоп-культуры рассматриваются также стритбол (уличный футбол), роллинг (определенная техника катания на роликах) и др.

Пропаганда этого направления связана с показом американских популярных молодежных фильмов «Уличные танцы» и «Шаг вперед». И здесь интересно то, что отечественный кинематограф, активно освещавший субкультурные практики в перестроечное время - «Начни сначала», «Взломщик», «Асса», «Фанат» и др., сегодня практически не касается этого фактора. Исключение, пожалуй, составляет фильм Гарика Сукачева по книге Ивана Охлобыстина «Дом Солнца», да и то он рассказывает о 1970-х гг., а не о современной ситуации.

По происхождению хип-хоп связан с бескорыстным интересом городской молодежи к самовыражению и освоению окружающего мира в своеобразных субкультурных формах. Поскольку особенности хип-хоп-культуры связаны с действиями на открытых территориях, в парках, на спортивных площадках, она стала своего рода альтернативой молодежным бандам преступного характера. «Сражения» между диджеями, соревнования между мастерами брейк-данса и рэпа, по данным исследований, привели к ощутимым положительным последствиям: снизилась общая агрессивность разборок между уличными бандами, отрицательная энергия противостояния реализовалась в другой форме, молодежь,

увлеченная хип-хопом, была отвлечена от наркотиков и алкоголя, поскольку занятия брейком требуют спортивной подготовки.

В начале 1990-х гг. активное распространение в нашей стране получил так называемый политический рэп. К этому направлению относились такие группы, как Bad Balance, «Мальчишник», «ЮГ», «Объединенная каста», «Легальный бизне$$», «Многоточие» и Bad B. Альянс, в который входили Bad Balance, БО, Лигалайз, Децл и др. В начале 2000-х гг. было снято несколько клипов группы, песни Bad B. Альянса крутили на многих радиостанциях, причем это были песни острого политического характера.

«Политика - клоака, депутаты - паралитики. / Беспомощные, кто голосует, дураки. / Я вижу: старики по улицам ищут бутылки. / Вижу: политики лишь набивают кошельки, / Водят тачки, строят дачи, особняки, / Устраивают склоки по TV. / Они ведь те же гопники, / Только у власти; я не ходил на выборы. / Я знаю: среди них сидят новые Гитлеры. / Лидеры, я знаю ваши мотивации. / Малыш, что? хочешь меня купить на агитации? / Без мазы, фразы фальшивы, мысли паршивы. / Я читаю жажду власти внутри этой головы. / Я из Москвы, я представляю голос улиц. / Я молод и свободен, никогда не падал вниз. / Средний палец вытянут, над головой рука - / Вот вам моя политика, наша политика. / Я свободен, как птица в ясном небе, / Я лечу над голубой планетой, / Я дышу, только чистой лирикой. / Мы новые люди, Россия вне политики» [5].

«Мои мозги плавятся, реклама на улице светится. / Курс бакса поднимается, цены-собаки кусаются. / Не нравится мне это, не нравится, мне это всё, всё, всё не нравится. / Нужные вещи в куче дерьма редко появляются. / Люди метаются, на правильной рекламе кто-то поднимается» [6].

Несмотря на то что культура хип-хопа связана с протестной риторикой против богатого мира, одним из ярких представителей и основоположников этого направления в России был исполнитель ДеЦл, он же Кирилл Александрович Томацкий, представитель так называемой золотой молодежи (сын крупного музыкального продюсера Александра Томацкого). Хотя говорить здесь можно скорее о моде, чем о конкретной социальной направленности песен.

Сегодня один из популярных исполнителей данного направления Вася Обломов (Василий Гончаров), тексты которого - стеб [7] в отношении социальных, политических и других проблем современного российского общества. Его песни «С чего начинается Родина», «Магадан», «Письмо счастья» и др. лидируют в числе просмотров на http://www.youtube.com. Тексты его песен показывают, что мы живем уже давно не в той стране, о которой пел Марк Бернес в одноименной песне «С чего начинается Родина»:

«Этот трек про то, с чего начинается родина. / Наверное, с денег в больнице за то, чтобы родиться, / С раздолбанных дорог и постов милиции, / С кукольных мультфильмов и криминальной хроники, / Со страха взорваться или попасть в заложники, / С покупки левых дипломов и липовых аттестатов, / Техосмотров и депутатских мандатов» [8];

«Да, у нас ведь принято во всем винить руководство. / Шаг влево, шаг вправо -начинается скотство. / То не так сделал, денег наворовал - / Братцы, так кто из нас не наворовал? / Максимка в армии барыжил солярой, / Доктор Зубов лекарства подменял пустой тарой, / Песочек со стройки ведрами выносили. / Ну, помнишь, было дело, скажи, Василий! / Главное - со всеми грамотно делиться, / Будь то врачи, паспортисты или полиция. / Страна дает возможность - мы ее реализуем! / Тупые трудятся за копейки - а мы рулим!» [9].

Сегодня рэп остается одним из немногих направлений, способным производить некий усредненный продукт для потребителей разных возрастных категорий. Благодаря

этому он, как и в общем хип-хоп-культура, остается довольно востребованной в молодежных кругах.

Отмечая существенную разницу в этих движениях, в то же время необходимо указать на то общее, что, на наш взгляд, их и большинство других субкультурных течений объединяет. Сегодня в условиях жесткой конкуренции товаров и услуг на мировом рынке молодежные субкультуры стали ходовым товаром, хорошо покупаемым брендом. На субкультурную специфику работает целая индустрия, для которой нет разницы - это панки, рэперы или готы. Принимая субкультурную ролевую игру, молодой человек выступает в первую очередь потребителем этого товара.

Ссылки и примечания:

1. Материал подготовлен при финансовой поддержке РГНФ, проект № 10-03-00239а.

2. Маркузе Г. Одномерный человек. Исследование идеологии развитого индустриального общества. [Электронный ресурс]: URL: http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/Markuze/ (дата обращения: 15.01.2012).

3. Пелевин В.О. Generation «П». М., 2003. С. 82.

4. DIY - аббревиатура английского выражения Do It Yourself - «сделай это сам»). Являлась девизом как панк-культуры, так и всей неформальной культуры в целом. Представляло собой отрицание высококачественной музыкальной подготовки / музыкального образования или другого рода специального образования, распространение «культа самоучки».

5. Надежда на завтра. [Электронный ресурс]: URL: http://rus-rap-txt.sitecity.ru/ltext_1603193400.

phtml?p_ident=ltext_1603193400.p_050 (дата обращения: 07.03.2012).

6. Реклама. [Электронный ресурс]: URL: http://rus-rap-txt.sitecity.ru/ltext_1603193400.

phtml?p_ident=ltext_1603193400.p_201 (дата обращения: 07.03.2012).

7. Публичное выражение иронического отношения к каким-либо людям, взглядам или понятиям, часто в виде пародии, ставящее целью их высмеивание.

8. С чего начинается Родина? [Электронный ресурс]: URL: http://lastsongs.ru/lyrics/3/ artist_2522/Vasa_Oblomov (дата обращения: 05.05.2012).

9. Письмо счастья. [Электронный ресурс]: URL: http://lastsongs.ru/lyrics/3/artist_2522/Vasa_Oblomov (дата обращения: 05.05.2012).

References (transliterated) and notes:

1. The article was prepared with financial support from the Russian Humanities Research Foundation, project № 10-03-00239а.

2. Markuze G. Odnomerniy chelovek. Issledovanie ideologii razvitogo industrial'nogo obshchestva. [Electronic resource]: URL: http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/Markuze/ (date of access: 15.01.2012).

3. Pelevin V.O. Generation «Р». M., 2003. P. 82.

4. DIY is an acronym for "Do It Yourself', which is the motto of both punk culture and informal culture in general. It represents as denial of high-quality musical education or other kinds of special education, and the spreading of self-educated person cult.

5. Nadezhda na zavtra. [Electronic resource]: URL: http://rus-rap-txt.sitecity.ru/ltext_1603193400.

phtml?p_ident=ltext_1603193400.p_050 (date of access: 07.03.2012).

6. Reklama. [Electronic resource]: URL: http://rus-rap-txt.sitecity.ru/ltext_1603193400.phtml?

p_ident=ltext_1603193400.p_201 (date of access: 07.03.2012).

7. Public expression of ironic attitude to some people, views or conceptions, usually in the form of parody, contemplating to bring those things into derision.

8. S chego nachinaetsya Rodina? [Electronic resource]: URL: http://lastsongs.ru/lyrics/3Z artist_2522/Vasa_Oblomov (date of access: 05.05.2012).

Pis'mo schast'ya. [Electronic resource]: URL: http://lastsongs.ru/lyrics/3/artist_2522/Vasa_Oblomov (date of access: 05.05.2012).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.